Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Нгуен Хоанг Туан

Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама
<
Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нгуен Хоанг Туан. Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама : диссертация... кандидата архитектуры : 18.00.01 Санкт-Петербург, 2007 159 с. РГБ ОД, 61:07-18/33

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ ВЬЕТНАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ЗАДАЧИ ЕЁ СОХРАНЕНИЯ.

1.1. Региональные и национальные основы формирования типологической
общности традиционного деревянного зодчества Вьетнама.

  1. Становление архитектурно-строительной деятельности на территории современного Вьетнама в ходе формирования его государственности.

  2. Общая характеристика и особенности природно-климатических условий региона.

  3. Роль народной мифологии и философско-религиозных течений в формировании национальной самобытности и культурных традиций вьетнамского народа.

1.2. Архитектурно-градостроительные основы формирования национальной
самобытности традиционного вьетнамского зодчества.

  1. Направления развития вьетнамского зодчества в ходе становления государственности и классификация традиционных построек по функциональному значению.

  2. Архитектурно-градостроительные основы формирования вьетнамского культового зодчества.

  3. Архитектурно-градостроительные характеристики дворцовых комплексов Вьетнама.

  4. Архитектурно-градостроительные основы формирования типологической общности объектов традиционного зодчества Вьетнама.

1.3. Современное состояние системы традиционного деревянного зодчества и
необходимость его восстановления для вьетнамского общества.

  1. Структура вьетнамского архитектурно-исторического наследия и техническое состояние памятников традиционного деревянного зодчества.

  2. Современный опыт реставрации объектов архитектурного наследия Вьетнама.

1.3.3. Проблемы современной теории и практики реставрации во Вьетнаме и
предложения о путях их решения.

Выводы из главы 1.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ТРАДИЦИОННОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОБЩИННЫХ. КУЛЬТОВЫХ И ДВОРЦОВЫХ КОМПЛЕКСОВ.

2.1. Место и роль объектов деревянного зодчества в системе архитектурно-
исторического наследия Вьетнама.

2.2. Архитектурно-строительные характеристики объектов традиционного
деревянного зодчества.

  1. Архитектура традиционного вьетнамского жилища.

  2. Архитектура культовых комплексов.

  3. Дворцовые комплексы.

2.3. Соотношение типового и уникального архитектурной организации объ
ектов традиционного деревянного зодчества.

  1. Общность функциональной и планировочной организации объектов традиционного деревянного зодчества.

  2. Крыши в формировании архитектурного образа объектов традиционного вьетнамского зодчества.

  3. Архитектурный декор и скульптурно-пластическое убранство в формировании общности традиционных деревянных построек.

Выводы из главы 2.

ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ВОПРОСОВ СОХРАНЕНИЯ-ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОГО ВЬЕТНАМСКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.

3.1. Общая характеристика конструктивных систем традиционного деревян
ного зодчества Вьетнама.

  1. Становление и общая характеристика конструктивно-строительных систем традиционных деревянных построек в соответствии с типологией объектов деревянного зодчества.

  2. Структурные части конструктивной системы традиционных деревянных построек.

  3. Группы конструктивных элементов (конструктивные подсистемы), обеспечивающие устойчивость деревянных построек.

3.2. Анализ повреждений строительных конструкций и приёмов их устране
ния.

  1. Структурные части и конструктивные элементы, подверженные повреждениям.

  2. Приёмы ремонта конструктивных элементов.

  3. Стыковка повреждённых конструктивных элементов.

3.3. Пример реставрации и воссоздания объекта традиционного деревянного зодчества в дворцовом ансамбле Хюэ - храма «Хыу Тунг Ты» (с использованием метода аналогии).

  1. Постановка цели и задач реставрационных работ. Оценка ситуации.

  2. Сравнительный анализ объёмно-планировочных параметров объекта.

  3. Взаимосвязь объёмно-планировочных параметров объекта и сечений его конструктивных элементов.

Выводы из главы 3.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение к работе

Актуальность исследования.

Культура вьетнамского народа многогранна и глубоко самобытна. Как считает известный востоковед Н.И. Никулин, она развивалась не в зависимости и не под влиянием китайской, а на стыке двух культур - Индии и Китая. На протяжении тысячелетий её формировали специфика природно-климатических условий страны, этническое многообразие населения и полный трагизма процесс становления вьетнамской государственности в борьбе с многократными посягательствами на национальную независимость. Однако особая роль принадлежит уникальной религиозной системе, сочетающей пантеизм народной «веры в духов» и «культа предков» с монотеистическими учениями буддизма и конфуцианства. Значение этой системы для формирования культурных национальных традиций трудно переоценить. Столетиями она определяла и оформляла все важнейшие события личной и общественной жизни вьетнамца, и в настоящее время ее роль по-прежнему очень велика [72].

История и культурные традиции вьетнамского народа нашли наиболее яркое выражение в национальной архитектуре, также глубоко самобытной, не только запечатлевшей этапы развития государственности, но и отразившей уникальность взаимосвязи местных верований и религиозных традиций в жизни вьетнамцев. Важно отметить, что влияние китайской архитектуры на вьетнамское зодчество сильно преувеличено. Ошибочно считается, что Вьетнам заимствовал архитектурные находки у Китая. Наоборот, в XY веке лучшие вьетнамские мастера вывозились в Китай и работали там. Также мало кто знает, что архитектором императорского запретного города Гу Гуна был вьетнамец Нгуен Ань. По его же проекту построен императорский дворец в Пекине. Естественно шло и обратное влияние. Так, знаменитый храм литературы в Ханое является уменьшенной копией храма Конфуция в Китае.

В процессе исторического развития сформировались два направления вьетнамской архитектуры. Первое характеризуется преобладанием строительства культовых объектов из кирпича и камня и связано с влиянием индийских и кхмерских традиций. Для второго направления, которое получило развитие в северной части страны на основе философских учений буддизма и конфуцианства и где исторически складывалась вьетнамская нация, характерно использование деревянных конструкций [57,101].

Самобытность культуры вьетнамского народа наиболее полно воплотилась в его традиционном деревянном зодчестве. Выразительность композиционных решений и архитектурного декора зданий, единством технического исполнения и художественного осмысления работы конструкций архитектурно-историческое наследие Вьетнама заслужило признание мирового сообщества. Особенно ярко эти качества проявились в дворцовых комплексах феодальных династий. Не случайно жемчужина традиционного деревянного зодчества - императорская резиденция в городе Хюэ - включена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО [93].

Огромную роль в процессе становления и развития национальной архитектуры сыграла специфика национальной религиозной системы. Всё проникающая, всё охватывающая народная «вера в духов» и проистекающий из нее «культ предков» нивелировал религиозные различия. Даже светские сооружения дворцов, за исключением личных покоев, были подвержены этим влияниям. Император имел такое же символическое значение во дворце, как Будда в пагоде, Конфуций в храме, местный святой в общинном доме. Отсюда общность функционально-планировочной организации главных помещений в этих объектах. Культ предков создавал также основу общности архитектурных решений культового или общинного комплекса в целом. Большое значение он имел и в формировании структуры дворцовых комплексов. Таким образом, можно с уверенностью считать, что именно народная вера в духов и культ предков стали основой типологической общности архитектуры общественных зданий Вьетнама [75,101].

В результате многовекового развития традиционной вьетнамской архитектуры в императорском Вьетнаме сформировались две четко социально ориентированные группы объектов общественного назначения: комплексы деревенских общинных домов, пагод и храмов, возводимые, как правило, за счет общины, и императорские дворцовые и культовые комплексы, возводимые за счет централизованных ресурсов. Объём финансирования определял состав, размеры и архитектурно-художественные характеристики объектов.

В современном Вьетнаме эти группы трансформировались в две ветви традиционного деревянного зодчества. Первая - деревенские и городские общественные комплексы в составе общинных домов «Динь», пагод и храмов, существующих независимо от государственных субсидий. Многие из них представляют собой исключительную историко-культурную ценность. В последнее десятилетие населением уделяется значительно большее внимание духовной составляющей жизни. Растет потребность в полноценном финансировании системы культовых и общинных комплексов и нетерпимость к их неудовлетворительному состоянию. В настоящее время они совершенно необходимы для нормального функционирования общества. Более того, их использование по прямому назначению важно для его устойчивого развития. Вторая - дворцовые и культовые комплексы, являющиеся памятниками культуры, в ряде случаев мирового значения, функционирующие как музеи и существующие на государственные субсидии. Обе группы представляют исключительный интерес и одинаково важны для сохранения культурного наследия нации.

В то же время традиционная архитектура Вьетнама, которая является основным носителем культурного наследия, на протяжении всей истории страны подвергалась систематическому уничтожению и, к сожалению, не только в результате внешней агрессии. Так, система деревенских общинных домов, пагод и храмов была в значительной степени утрачена из-за общественных катаклизмов, особенно на протяжении двадцатого века, в том числе в ходе американской агрессии. Из дворцовых комплексов относительно сохранился (на 20 %) только дворцовый комплекс в Хюэ. Многие из его объектов стерты с лица земли безжалостным временем, многие следует рассматривать

только как памятники археологии в результате воздействия сложных климатических условий и относительной недолговечности традиционных строительных материалов, основным из которых является дерево, длительных сроков эксплуатации и отсутствие мероприятий по их ремонту [105].

В результате этих процессов понесли серьезные утраты те структурные составляющие архитектурной среды, которые совершенно необходимы для нормального функционирования вьетнамского общества. Поставлена под угрозу непрерывность, преемственность в его развитии. В этом смысле сохранение существующих объектов и воссоздание системы архитектурной среды и, особенно, дворцового комплекса в Хуэ, как наиболее сохранившегося, имеет огромное значение для восстановления полноценной структуры среды жизнедеятельности и сохранения национальных традиций вьетнамского народа.

Хотя сохранение обеих групп архитектурно-исторического наследия и восстановление утраченного является делом государственной важности. Но однако, основные усилия были сосредоточены в первую очередь на комплексе дворцов императорской резиденции в Хюэ, особенно после создания в 1982 году Центра сохранения памятников древней столицы Хюэ. Включения дворцового комплекса в 1993 году в Реестр всемирного наследия в качестве памятника мирового значения, роста туризма в страны Юго-Восточной Азии. Концентрация средств на этом комплексе позволила с 80-ых годов XX века развернуть на нем масштабные реставрационные работы. Была проведена реставрация нескольких важных объектов комплекса с использованием методов консервации. Ведутся работы по воссозданию ряда объектов методом аналогии. Однако, около 17% ВВП Вьетнама в настоящее время составляют поступления от туризма, для охраны памятников и развитие инфраструктуры выделяются совсем скромные суммы - около полутора процентов ВВП. Этих средств недостаточно для спасения еще уцелевших объектов и восстановления всего архитектурного ансамбля дворцового в Хуэ [104].

Не только отсутствие должного финансирования сдерживает процесс реставрации комплекса. Сказываются отсутствие практического опыта и неразработанность теоретических вопросов реставрации таких необычных объектов, как объекты деревянного зодчества Вьетнама.

В то же время концентрация средств только на дворцовом комплексе в Хюэ существенно ограничила пользовательскую и экспериментальную базу для разработки методики реставрации, учитывающей специфику архитектурно-строительных систем и техническое состояние объектов как самого дворцового комплекса, так и традиционного деревянного зодчества в целом. Такая концентрация также снижает также достоверность результатов реставрации при использовании всего комплекса приемов реставрационных работ, включающего и воссоздание.

Таким образом, уникальность архитектурного наследия традиционного деревянного зодчества Вьетнама, желательность для мировой цивилизации его сохранения, необходимость для вьетнамского общества его восстановления и потребность в совершенствовании методических основ и приемов реставрации, учитывающих специфику региона Юго-Восточной Азии, опре-

деляют тему диссертационного исследования и свидетельствуют о ее актуальности.

Проблемы сохранения архитектурно-исторического наследия и методов реставрации рассмотрены в трудах многих российских и зарубежных ученых. В их числе: Беляев Л.А., Гессен А.Э., Гуляницкий Н.Ф., Давид Л.А., Заварихин СП., Кедринский А.А., Кириченко Е.И., Коляда М.И., Курбатов Ю.И., Лисовский В.Г., Мильчик М.И., Михайловский Е.В., Нащокина М.В., Ополовников А.В., Орфинский В.П., Подъяпольский С.С., Пруцин О.И., Лунин А.Л., Раппорт П.А., Славина Т.А., Штиглиц М,С, Щенков А.С., Штендер Г.М., Ф. Бандарин, П. Гаццола, П. Санпаолези, X. Дайфуку, Э.А. Коннолли и др. Однако особое значение для данного исследования имеет двухтомный труд А.С. Щенкова по истории и практике реставрационных работ в дореволюционной России и в Советском Союзе, особенно разделы, посвященные анализу европейских методов и приемов реставрации.

Проблемы сохранения архитектурно-исторического наследия и методов реставрации рассмотрены в трудах многих российских и зарубежных ученых. Это труды Беляева Л.А., Гессена А.Э., Гуляницкого Н.Ф., Давид Л.А., Заварихина СП., Кедринского А.А., Кириченко Е.И., Коляда М.И., Курбатова Ю.И., Лисовского В.Г., Мильчик М.И., Михайловского Е.В., Нащокиной М.В., Ополовникова А.В., Орфинского В.П., Подъяпольского С.С., Пруцин О.И., Лунина А.Л., Раппорт П.А., Славиной Т.А., Штиглица М,С, Щенкова А.С, Штендера Г.М., Ф. Бандарина, П. Гаццола, П. Санпаолези, X. Дайфуку, Э.А. Коннолли и др., заложившие основы российской реставрационной науки. В работах ... были продолжены исследования результатов послевоенной реставрационной деятельности. Особое значение имеют исследования А.С. Щенкова, подводимые итоги реставрационной деятельности Советского периода и европейского опыта реставрации, на основе выводов которого базируется данное исследование.

Ведущие российские научно-исследовательские и проектные институты также занимаются этими проблемами. Это - ВНИИТАГ и его филиал в Санкт-Петербурге, Российский РЖИ культурного и природного наследия, ОАО «НИИ СШЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» и др. Значительна роль в исследовании проблем сохранения архитектурного наследия таких учебных заведений, как Московский архитектурный институт (архитектурная академия), Петрозаводский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет др.

Во Вьетнаме, над проблемами сохранения вьетнамского культурного наследия, работают в Центре сохранения памятников древней столицы Хюэ, Институте научной археологии, Институте строительных наук и технологий, в Управлении сохранения памятников архитектуры Министерства культуры и информации и др. К числу ведущих вьетнамских архитекторов и учёных, внесших вклад в разработку вопросов реставрации традиционного деревянного зодчества, методики и приёмов организации реставрационных работ, необходимо отнести Фунг Фуна, Фан Ткань Хая, Ха Ван Тана, Чи Куан Тяна, Чан Лам Бьена, Чан Ба Вьета, Чан Минь Дыка, Тон Тхань Чия, Данг Ван Бая, Нго Куок Хунга, Нгуен Тханх Виня и др.

Однако в большинстве исследований вьетнамских учёных типологические группы объектов традиционного деревянного зодчества рассмотрены изолированно. Основное внимание при определении приёмов реставрации уделено их пространственно-композиционным и объёмно-планировочным характеристикам. Роль конструкций в формировании архитектурного облика построек и приёмов реставрации должным образом не исследована. Такое отсутствие комплексности в принципе затрудняет оценку достоверности результатов реставрационных работ, особенно с учётом национальных особенностей трактовки понятия достоверности (аутентичности) и традиционного использования методов регенерации и воссоздания для сохранения архитектурно-исторического наследия.

В работах европейских авторов основное внимание уделяется вопросам сохранения объектов каменного зодчества за счёт использования методов регенерации и приспособления на основе преимущественного использования консервационных приёмов реставрационных работ. Соответственно вынужденная ориентация в 90-ых годах XX века вьетнамской реставрационной школы на европейский опыт в связи с включением императорской резиденции в Хюэ в Реестр всемирного наследия также была связана с преимущественным использованием консервационных приёмов. Такая ситуация вошла в противоречие с традиционным для вьетнамского общества предпочтением культурно-художественной ценности архитектурного наследия его историко-археологической составляющей.

Соответственно это требует дальнейшей разработки методики и приёмов реставрационных работ, позволяет уточнить направленность исследования и указывает на его особую актуальность.

Цель исследования:

сформировать систему архитектурно-композиционных и конструктивно-строительных характеристик для всего комплекса объектов деревянного зодчества Вьетнама;

уточнить методические основы сохранения архитектурно-исторического наследия Вьетнама, учитывающие национальную специфику подхода к понятию аутентичности результатов реставрационных работ;

разработать предложения по приёмам реставрационных работ, учитывающие техническое состояние объектов и необходимость использования всего комплекса приёмов реставрации.

Задачи исследования:

изучить периодизацию становления и развития типологии традиционного деревянного зодчества Вьетнама;

выявить градостроительные и объёмно-планировочные характеристики комплексов и отдельных объектов традиционного деревянного зодчества и определить основу их общности;

выявить взаимосвязь объёмно-планировочных и конструктивных характеристик объектов деревянного зодчества и определить потенциальные

возможности использования приёмов их унификации и типизации в проектировании реставрационных работ;

уточнить влияние национальной трактовки аутентичности результатов реставрации на приёмы и содержание реставрационных работ;

разработать рекомендации по практическому применению положений диссертационного исследования применительно к восстановлению дворцового комплекса в Хюэ.

Объект и границы исследования.

Необходимость совместного изучения деревенских общинных домов, культовых комплексов и императорской резиденции в Хюэ для уточнения методических основ и конкретных приёмов их реставрации определяет в качестве объекта исследования практически весь комплекс традиционного деревянного зодчества Вьетнама. В соответствии с целью исследования основным предметом определена взаимосвязь пространственно-композиционных, объёмно-планировочных и конструктивных характеристик объектов традиционного деревянного зодчества с методикой и приёмами реставрационных работ.

Учитывая периодическую экспансию Китая, в качестве временных рамок исследования выбраны периоды, относительно свободные от внешне го влияния, на протяжении которых наиболее активно формировалась традиционная вьетнамская архитектура. Зоны зарождения и развития национальной архитектуры располагались в северных провинциях и центре современного Вьетнама, что определяет территориальные границы исследования.

Методика исследования.

Общей методологией исследования является системный подход к решению сложных проблем. При решении конкретных задач использовались следующие основные методики:

обобщение и анализ природно-климатических, топографических, демографических данных, историко-культурных и культурно-религиозных характеристик вьетнамского народа;

сбор и анализ архивных, библиографических, иконографических и литературных источников;

обработка результатов археологических и натурных обследований; структурно-генетический и структурно-исторический анализ взаимосвязи архитектурной формы и конструкции в объектах традиционного деревянного зодчества;

сравнительный анализ европейского и вьетнамского опыта реставрации объектов культурного наследия;

конкретизация системного подхода к решению задач по воссозданию комплекса зданий Императорской резиденции в Хюэ;

синтез результатов для уточнения концепции определения типологической общности традиционных деревянных построек и формирования ком-

плексной методики реставрации объектов архитектурно-исторического наследия Вьетнама.

Научная новизна исследования:

уточнение концепции формирования типологической общности для традиционных деревянных построек Вьетнама;

конкретизация методики и приёмов реставрационных работ для объектов архитектурно-исторического наследия Вьетнама применительно к традиционному для стран Юго-Восточной Азии понятию аутентичности результатов реставрации.

Практическая значимость:

выявление значимости структурных частей традиционных вьетнамских построек в формировании их архитектурного образа;

определение типов традиционных деревянных построек Вьетнама в зависимости от их архитектурно-композиционных и конструктивных решений;

разработка методики и приёмов реставрации различных типов деревянных построек в зависимости от их сохранности;

разработка предложений по использованию результатов исследования для реставрации объектов Императорской резиденции в Хюэ.

Апробация работы и внедрение результатов.

По основные разделам и положениям диссертации опубликованы 6 статей. Три статьи - в сборниках научных конференций СПбГАСУ (2004 -2007 гг.). Две статьи (на вьетнамском языке) опубликованы: в журнале Института строительных, наук и технологий за 2001 год, №3; в Сборнике инженерных научных исследований по сохранению и реставрации памятников архитектуры Вьетнама за 2003 год (издательство «Строительство»). Одна статья опубликована в пятом номере за 2007 год журнала «Промышленное и гражданское строительство», входящем в список печатных изданий ВАК.

Результаты исследования использованы при разработке проектов реставрации памятников деревянного зодчества в Императорском дворцовом комплексе в Хюэ. Соискатель является автором проектов реставрации дворца Хыу Тунг Ты, общинного дома Фу Канг; ворот в Императорском дворце в Хюэ Тхе Ньон и Тхыонг Ты, участвовал в разработке проекта реставрации дворцового «Комплекса для поклонения» и дворцового комплекса для матери императора, а также является автором комплексного проекта реставрации зданий «Б» научного института Хюэ. Документы, подтверждающие авторство соискателя, и акты внедрения результатов диссертационного исследования прилагаются.

Структура и объем работы:

Диссертация состоит из введения, трёх глав и выводов, списка использованной литературы, включающего 106 наименований на русском и ино-

странных языках. Общий объем - 116 страниц текста и 42 таблицы. Приложения включают 2 страницы.

Похожие диссертации на Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама