Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование процесса творческого проектного мышления : На примере начального этапа высшего архитектурного образования Гудкова, Татьяна Валентиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гудкова, Татьяна Валентиновна. Моделирование процесса творческого проектного мышления : На примере начального этапа высшего архитектурного образования : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Новосибирск, 2000.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-18/10-6

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время исследование некоторых возможностей управления творческим мышлением является достаточно значимым и весомым среди современных проблем, касающихся человека, его сущности, социально-духовного и культурного развития. Актуальность настоящего исследования основывается на практически полном отсутствии научной информации в архитектурных кругах, касающейся этой общей проблемы. Исходя из этого, раскрывается теоретическое значение данной темы исследования для всего высшего архитектурного образования. Оно складывается из адаптации многоаспектной современной научной информации по вопросу творчества к процессу архитектурного проектирования, касающейся принципов обучения творческому проектному мышлению. Кроме того, важность проблемы исследования, связанной именно с творческой стороной проектирования, проявляется в создании практического инструментария путём выделения в самостоятельную учебную единицу процесса обучения творческому проектному мышлению.

Состояние разработанности вопроса в литературе. Тема творчества давно вышла за рамки искусства. В настоящее время существует большой объём научной литературы, посвященной этому вопросу. К нему обращаются исследователи из разных научных областей. Современный психологический подход в развитии творческой стороны мышления раскрывается в работах Дж. Айяна, Э. де Боно, Т. Вуджека, А. Б. Ваганди, В. Венгера и Р. Поу, Дж. И. Ниренберга, Р. ван Оих и т.д. Изучению особенностей творческого мышления посвящены труды психологов, занимающихся вопросами эвристики: В.Н. Пушкина, Г.С. Альтшулллера, Г. Буша, Ю.Н. Кулюткина, A.M. Столярова, О.Н. Тихомирова, Л.Н. Ланда и многих других, а также — философов: А. Бергсона, Н. Бердяева, Ф. Кликса, И. Канта, Т.О. Бажутиной и т.д. Взаимосвязь и взаимовлияние творческой деятельности и мышления раскрывается в работах таких психологов, как А.Г. Азарян, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Л.Л. Гурова, К.К. Григорян, А.Н. Лук, Н.Н. Нечаев, А.Я. Пономарёв, И.М. Розет и др.

Несомненен интерес к этому вопросу в педагогике, который подтверждает многочисленность практических и теоретических исследований в области теории создания педагогических технологий. Это, в первую очередь, работы: B.C. Збаровского, Г.Г. Корзниковой, СВ. Рыжовой, Л.Н. Шиловой, И.И. Тарадановой. Различные педагогические приёмы, принципы, подходы в

обучении творческому мышлению и деятельности углублённ рассматриваются в работах В.И. Вислоушкина, СИ. Гудилиной, ВД Голикова, Т.Б. Донцовой, С.Н. Орловой, СИ. Мещеряковой и др. Психолоп педагогическим основам формирования творческого мышления уделяете большое внимание в трудах В.В. Клименко, СИ. Мельниковой, Л.К Субботиной, В.П. Ушачёва, B.C. Шубинского и т.д.

В смежных с архитектурой областях, связанных с проектированием, анализу профессиональной творческой деятельности в своих работа обращались О. Акин, Дж. К. Джонс, Дж. Диксон и др.

Все эти работы подводят к выводу, что главной задачей любої профессионального образования является максимально качественная постоянно совершенствуемая система подготовки учащегося к' будуше деятельности. Для высшей архитектурной школы это означает не толь* необходимость совершенствования преподавания в целом, но и углублені предметного содержания основных профилирующих дисциплин, которь определяют важнейшие стороны обучения профессиональному творчеству, первую очередь, данное касается архитектурного проектирования. И вьіявляі более локальную проблему, касающуюся повышения качества его обучения.

В XX столетии работа в данном направлении особенно интенсивно началаї во времена расцвета двух школ - ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНа (H.j Ладовский, Н. В. Докучаев, В.Ф. Кринский и др.) и Баухауза (В. Гропиус и др На базе МАрХи профессором Б.Г. Бархиным в 70-е годы была разработана и 80-е годы внедрена повсеместно в учебный процесс архитектурно] образования «Методика архитектурного проектирования». Она явила наиболее полным фундаментальным трудом и позволила целостно охватить впервые на научной основе решить обозначенную проблему в ВУЗ архитектурного профиля. Это было огромным шагом вперёд в данный перис Его «Методика...» позволила ввести систему технологий архитектурно проектирования в учебный процесс.

Анализ более современных исследований и публикаций, посвященні проблемам обучения архитектурному творчеству (П.В. Капустин, В.' Мальгин, Н.Ф. Метленков, А. В. Степанов и др.), выявил помимо перманент присутствующей на первой ступени обучения проблемы качества подготов молодых специалистов в системе высшей архитектурной школы и нов: аспекты проблемы, связанные с адаптацией учащихся в архитектурном ВУЗе. Исследования архитекторов-педагогов Л.Н. Зорина, Ю.А. Зайцева, С. Малахова, Н.Ф. Метленкова, А.П. Скворцова, В.Р. Усова и другі

направленные на решение указанных проблем, продемонстрировали, что для осуществления базовой подготовки молодого специалиста именно на начальном этапе архитектурного образования необходимо сформировать в короткие сроки определённую область умений и навыков (мыслительные процессы и внешние предметные действия). Их наличие создаст основу для дальнейшего профессионального развития в процессе обучения. До настоящего времени это осуществлялось в рамках двух дисциплин: «Основы архитектурного проектирования» и «Объёмно-пространственная композиция».

В ряде архитектурных школ такими авторами, как И.И. Богомолов, Ю.М. Винокуров, Н.П. Ждахина, В.И. Иовлев, Ю.И. Кармазин, С.А. Малахов, Е.С. Пронин и др., предложены разработки и методики, наггоавленные на совершенствование учебного процесса, связанного с архитектурным проектированием и композицией. Теоретической областью этих научных и методических исследований является проблема организации творческой (проектной') деятельности и возможность целенаправленного влияния на данную сферу. Эта проблема в более общем варианте интенсивно разрабатывается последние десятилетия в философии, психологии, педагогике и в науке о творчестве - эвристике.

Отсутствие современных специальных исследований, посвященных анализу творческой стороны проектного мышления, предопределило интерес автора диссертационного исследования к теме. А изучение новейших работ по проблеме творчества в других областях знания позволило составить целостное представление о единой методике обучения приёмам проектной деятельности. И — более точно сформулировать проблему исследования.

Проблема исследования. Основной проблемой, анализируемой в рамках данного диссертационного исследования, является вопрос о мере воздействия на процесс творческого проектного мышления и его зависимость от характера обучения архитектурной деятельности. И несмотря на несомненный интерес исследователей к выше означенной проблеме, тем не менее, следует констатировать, что специальных теоретико-прикладных исследований, посвященных конкретно эффективному и целенаправленному формированию у студента основ творческого проектного мышления, не проводилось.

Объектом исследования является совокупность репродуктивной и продуктивной сфер творческого проектного мышления как основной предпосылки архитектурной деятельности.

Предметом исследования выступает целостная система творческих методо необходимых и достаточных для формирования и развития навыке творческого проектного мышления.

Рабочая гипотеза. Гипотезой исследования является предположение о тої что творческое проектное мышление можно эффективно и целенаправлен^ формировать через освоение группы профессиональных творческих внешнг действий, основанных на единой системе (обобщённом наборе) дискретных, ь разноуровнево-целостных теоретико-прикладных методов профессиональної мышления на специально отведённых занятиях. Обучение этой системе додж* опираться на эффективно действующую педагогическую технологию разработанную на её основе программу практического обучения, которь предполагают методологию целостного решения обозначенной выи проблемы. Главная задача программы обучения творческому проектної^ мышлению — помочь студенту научиться преодолевать стереотипы мышлеш и овладеть методами творческой работы на наиболее важных стадш проектирования, связанных с рождением и развитием идеи.

Цель исследования - выявление теоретических основ творческої проектного мышления и создание единой методики обучения путём синте: различных приёмов и методов в единую систему процесса рождения, развита и оформления проектной идеи.

Задачи исследования:

1. Выявить структуру творческого проектного мышления и состави'
теоретическую модель развития этого процесса (деятельности), отвечающу
современным общенаучным представлениям.

2. На основе вышеуказанной модели разработать гипотетическу
критериальную модель обучения творческому проектному мышлению
предметной области архитектуры.

  1. Сформулировать эффективно работающую, целостную педагогическу технологию развития творческого проектного мышления студенто архитекторов в той части учебного проектирования, где этот ві профессионального мышления наиболее востребован.

  2. На примере начального этапа высшего архитектурного образовані системно организовать общую схему методического курса «Основы творчесю методов»), в процессе изучения которого у студента формируются основ репродуктивно-продуктивной системы творческого проектного мышления.

Границы исследования: круг стратегий, методов и приёме профессионального творческого проектного мышления, адаптированных

5 учебному проектированию на начальном этапе высшего архитектурного образования.

Методы исследования опираются на сопряжение и интеграцию между собой современных научных подходов и научных работ по философии, психологии, синергетике и архитектуре, раскрывающих и подтверждающих универсальный характер общих законов саморазвития и самоорганизации. Синергетический подход в данном исследовании позволяет научно доказательно интегрировать современные представления о феномене творчества как о частично управляемом процессе.

Научная и практическая ценность диссертации заключается в систематизации и обобщении современных знаний, касающихся обучения основам творческого проектного мышления в архитектурном ВУЗе.

В процессе диссертационного исследования разработаны универсальная теоретическая модель развития творческого проектного мышления и теоретико-прикладная модель обучения, а также - авторский курс «Основы творческих методов», которые могут служить основой для методического обеспечения на любом этапе профессионального архитектурного образования. Полученные теоретические результаты исследования уточняют научно-методические подходы к обучению архитектурному проектированию (в том числе и на начальном этапе высшего образования). Они могут быть использованы для корректировки тех программ обучения, где основой является проектирование (в первую очередь, это касается архитекторов и дизайнеров), например, как раздел дисциплины «Основы проектирования». Кроме того, материалы диссертационного исследования могут служить методическим пособием для разработки любых других учебных курсов, нацеленных на обучение проектированию, а значит, и творческому проектному мышлению. На защиту выносятся:

теоретическая модель развития творческого мышления в процессе проектной деятельности;

теоретико-прикладная модель обучения;

система основных положений педагогической технологии развития творческого проектного мышления;

общая система построения методического курса для начального этапа
высшего архитектурного образования и как итог - сам курс «Основы
творческих методов».

Апробация работы. Основные положения диссертации были опубликованы в печати и представлены в докладах на научных конференциях Новосибирской

архитектурно-художественной академии, на II Международном конгрес «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» ш эгидой ЮНЕСКО, международной- конференции «Stile and manner in tl architectural education» I «Стиль и манера в архитектурном образовании» п< эгидой европейской ассоциации архитектурного образования (EAAI проведённой Университетом Архитектуры и Градостроительства имени «Йоі Минку» в Бухаресте.

Внедрение результатов исследования. Главные принципы педагогическ< технологии, полученные на основе разработанной теоретико-прикладш модели обучения творческому проектному мышлению, были внедрены процесс обучения в виде прикладного курса «Основы творческих методов» прошли экспериментальную проверку в течение 6-ти лет. Экспериментальн программа утверждена Методической комиссией Новосибирск государственной архитектурно-художественной академии и используется учебном процессе с 1994-95 учебного года. Данная дисциплина затрагивает часть проектирования, которая наиболее проблемна и с трудом реализуема учебном процессе для учащихся младших курсов - этап творческого поис: (рождение идеи и её развитие).

Основные принципы технологии были реализованы в учебных программ довузовской подготовки, на факультете повышения квалификащ (послевузовское образование), на архитектурном и художественн дизайнерском факультете с дневной формой обучения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глг заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертации на Моделирование процесса творческого проектного мышления : На примере начального этапа высшего архитектурного образования