Введение к работе
Актуальность работы.
- Неуправляемый и неконтролируемый рост численности населения планеты и сопутствующая этому процессу активизация производственной деятельности человека приводит к расширению зоны хозяйственно-осваиваемых территорий земной поверхности. Активная вырубка лесов, расширение зоны пустыни, изменения в составе воздуха в атмосфере, включая уменьшение толщины озонового слоя, загрязнение акватории мирового океана изменяют цветовую структуру окружающей среды и требуют разработки принципиально новых концепций организации архитектурно-планировочных образований.
Возникает угроза радикальных изменений в соотношениях "искусственной и природной среды", что может в конечном счете привести к разрушению существующей экосистемы и тем самым сделать неприемлемой саму среду обитания человека с позиции как физиологических, так и психологических требований человеческого организма к окружающей среде. Новая концепция организации архитектурно-планировочных образований должна исходить из структурных особенностей не только отдельных городов, и даже не системы городов отдельных регионов, а строиться с учетом суммарного воздействия всей архитектурно-пространственной структуры в масштабе всей планеты. Возникает необходимость корректировки отношения к самой науке об окружающей среде -как совокупности знаний об окружающем нас мире, как единой экосистемы, как системы взаимодействия человека с окружающей средой. Архитектурное пространство развивается исключительно за счет пространственных емкостей природной среды.
Чтобы определить допустимые пределы видоизменений в
окружающей среде при расширении хозяйственно-осваиваемых
территорий природного ландшафта и определить роль,
возможности и концепцию организации регулируемого архитектурного пространства, необходимо создавать комплексные модели функционирования единой экологической системы планеты. Такая модель в первую очередь должна отражать системные связи между такими объективными глобальными динамическими процессами, как формирование структуры Солнечной системы, структуры Земли и строения ее коры, связанными с характером гелиодинамических явлений, формирующих климат на земле и соответствующее этим процессам распределение фауны и флоры на поверхности земли; взаимосвязь между количественным ростом населения, количеством потребляемых им ресурсов природы,
4 формой расселения и концепцией организации архитектурного пространства, не приводящими к необратимым, недопустимым изменениям в окружающей среде.
Как известно, природа распорядилась так, что существует
некая пространственная модальность, позволяющая человеку
получать информацию о состоянии окружающей среды и в первом
приближении оценить масштабы и характер вмешательства
архитектурного пространства в природную пространственную среду.
Такой модальностью, отражающей порядок распределения
различных объектов естественного и искусственного происхождения
на поверхности земли, является цвет - основной носитель
визуально воспринимаемой информации, которая возникает при
контакте световых лучей с поверхностями материальных объектов.
Отраженные световые лучи (электромагнитные волны)
распространяются в пространстве в таком порядке, который
соответствует порядку распределения светоотражающих
поверхностей матриальных объектов в окружающей среде. Часть
световых "отраженных" лучей, попадая в зону зрительного угла
человека, фиксируется органами зрительного восприятия в виде
цветовых зрительных полей (в картинной плоскости),
позволяющих человеку оценить реальные параметры окружающей
его среды и в соответствии с этой информацией производить
двигательные операции, необходимые для осуществления
всевозможных жизненных процессов. Проблема цвета в
архитектуре и природе рассматривалась различными
исследователями с самых различных позиций и точек зрения. Исследовалась природа цвета, предлагались различные гипотезы воздействия цвета на человека, разрабатывалось учение о свете и цвете, где рассматривались модели систематизации цветовых элементов, исследовались вопросы формирования цветовой структуры архитектурного пространства с учетом климатических, национальных и региональных особенностей развития цветовой культуры. Все эти исследования представляют большой научный и практический интерес. Но в основном они изучают последствия цветодинамических процессов или локальные явления, связанные с проблемой цвета в архитектуре, не позволяющие рассмотреть весь процесс формирования цветовой среды и представить комплексную модель цветодинамических процессов а архитектуре и природе.
Цель исследования - выявить и рассмотреть возможности комплексного ' моделирования объективных цветодинамических процессов формирования цветовой структуры архитектурного пространства и способствовать совершенствованию процессов управления системой "человек - окружающая среда" архитектурными методами.
5 Основные задачи:
- выявить особенности цветодіїнамических процессов в природе
и архитектуре,
разработать модель гелиодинамических процессов в архитектуре,
- определить особенности моделирования цвето-графического
языка в архитектуре.
Объектом исследования - является цветовая структура природного и архитектурного пространства окружающей среды человека.
Границы исследования - ограничены тремя вышеперечисленными задачами.
Методика исследования - синтетический метод, включа-
ющий в себя структурно- системные методы исследования, а также методы графического и математического анализа, методы симметрии, методы колористики, методы динамического моделирования объемно-пространственной композиции в архитектуре позволили решить поставленные в диссертации задачи, разработать модель гелиодинамических процессов и выявить особенности цветографического языка в архитектуре.
Научная новизна:
- впервые выявлены особенности цветодіїнамических процессов
в природе и архитектуре;
- впервые разработана пирамидальная широтная модель
гелиодинамических процессов в архитектуре;
впервые определены особенности моделирования цветографического языка в архитектуре.
Указанные положения выносятся на защиту.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты моделирования гелиодинамических процессов способствуют:
а) совершенствованию методики проектирования цветовой структуры архитектурного пространства; б) регулированию архитектурными методами изменения цветового бассейна планеты при быстром расширении зоны хозяйственно-осваиваемых территорий земной поверхности; в) сохранению приемлемой для реализации жизненных процессов среды обитания человека с учетом цветодіїнамических процессов при суточном и сезонном режимах освещения поверхности Земли.
Разработанная система построения цветографического языка в архитектуре позволяет выявить алгоритмы организации цветовой структуры изобразительных знаков цветографического языка, основанного на порядке усложнения языковой структурной системы
(з "субстат", - "цветознакотип" ("линия", "пятно"), - "цветоикон",-"цветограф", - "цветоархитектон" (завершенный образ архитектурной формы), учитывающей взаимосвязь тектонической структуры и цветовой структуры архитектурно-конструктивных пространственных форм и предлагающей концепцию разработки математической модели цветографического языка в архитектуре для создания специальных программ для ЭВМ, учитывающей в полной мере особенности цветодинамических процессов формообразования в архитектуре и соответствующей логике этих ялений и принципам организации цветовой структуры архитектурного пространства.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные
положения диссертации были доложены на научно-технических конференциях в ЕрПИ (ЕрАСИ):
1. Научный доклад на XXXIII научно-технической
конференции ЕрПИ по теме:"Существующие работы по колористике
городской среды". Ереван, 1986 г.
2. Научный доклад на XXXIV научно-технической конференции
ЕрПИ по теме: "Современные методы регулирования колористики
жилой застройки". Ереван, 1987 г.
3. Научный доклад на городской научно-технической
конференции по теме: "Некоторые региональные особенности
колористики городов Армении". Ереван, 1987г.
4. Научный доклад на III Республиканской конференции
молодых ученых и аспирантов по теме: "Проблемы цвета в
архитектуре Армении в условиях массового строительства". Ереван,
1989 г.
Материалы диссертации использовались: в учебном процессе ЕрАСИ при изучении основ объемно-пространственной композиции в архитектуре в разделах моделирования цветовой структуры (фронтальной, объемной и глубинной), архитектурной композиции (в лекционном курсе проф. О.Вартаняна); при проектировании автором диссертации следующих объектов:
1. Проект колоризации жилого района АНИ-58 в г.
Ленинакане. 1989г.(Инст.'Ереванпроект)
Авторы проекта - Сейланов К., Оганесян Т., Казарян А.,
Геворкян В., Симонян А.
Авторы колоризашш-Ефимов А., Агалян А. Елизаров В.
2. Проект колоризации фасадов 9-ти этажного
экспериментального жилого дома в сборно-монолитном каркасе.
(Инст. Ереванпроект)
Структура диссертации.
Диссертация состоит из Предисловия, в котором определяются цели, задачи, границы, методы исследования и состояние вопроса,
трех глав, из которых первая является Вводной, и Заключения, где даются основные выводы из диссертеции.