Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ ГРАШЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1. О диалектике лошади "рисунок","графика", "компониция" 7
Вопросы комповиций в различных системах графической ЕодгоїОБки архитекторов. Исторический Об80р...24
Выгоды по 1 главе 35
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОШОЗШШИ В ГРАЖЕ...36
Глава 3. ГРАЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЕНИЯ, .51
1. Свяіь К0МП08ИЦИОННЫХ принципов графики ж архитектур** 51
2.Композиция в процессе графической подготовки архитектора ...82
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
БИБДИОГРАШЯ 106
Введение к работе
Возросшая требовательность к качеству архитектуры вызывает множество нареканий и в адрес архж-тектурншго образавания. С одной стороны отмечается недостаточное внимание к ебразно-худокественным сторонам архитектуры, с другей стороны объясняют эта отсутствием комплексности обучения, самоизоляцией и отрывом ряда учебных дисциплин от проблем дроектирева В значительной мере все это относится к графической подготовке архитекторов И х$тя в ряде архитектурных школ Финляндии, ІОгославии, Польши и некоторых других стран отмечается тенденция сокращения графической подготовки ( до уровня умения составления графических схем и эскизов), основная тенденция развития архитекту. ноге образования в мире состоит в более широком и активном пржвле-чешш графической подготовки для воспитания архитектора. Особая роль графкческой подготовке отводится в отечественной практике,где она признана оддай из ведущих и формирующих профессионала дисциплин Усиление образно-художественного воздействия и более тесна, связь графической подготовки с проектированием является насущной необходимостью повышения качества архитектурного образования»
Проблема совершенствования графической подготовки рассматривается в различных аспектах Техническое, условное изображение - чертеж - рассмотрен в целом ряде работ по черчению и начертательной геометрии; А. Климу-хина, Ю.Короева, А,Барышннкова, А Кузика и др.
Проблемы учебного рисунка для художников так же исследован достаточно основательно,начиная со старинных трактатов, кончая современными авторами, такими как П.Павлинов, Д.Кардовский, Д.Дай нека Д.Соловьев, В.Королев,Н.Ростовцев и др, Е&суяку в архитектурном образовании посвящен ряд работ. Это учебник " Рмсунок" С.Тихонова,В. Демьянова, В.Подрезкова, исследование З.Жшікиней, посвященное рисунку в Московской архитектурной школе, работа В.Соняка, посвященная изучению пространства в рисунке архитектора. Специфику рисунка архитектора названные авторы видят в особом внимании, уделяемад конструктивному и объёмно-пространственному анализу изображаемых ферм.
Композиционные, художвютаенные проблемы рисунка в данных работах не рассматриваются, как ж в исследовании АГавричкова посвященном изменению характера рисунка архитектора в процессе работы над проектом Связь композиционных представлений архитектора с графами была отмечена на историческом материале в работах ШЗ&іщева и К.Кудряшова» посвященных архитектурной графике Как средство развит&я кшпозшщонного мышюнш в исследовании А.Кулякова рассматривался чертеж Отмечая несомненный интерес многих авторов & проблеме, те; не менее следует констатировать, что скеща но исслейование, советские - Л,Выг0Тский, А.Леонтьев, Н.Нечаев, П.Галъперш. Однако их исследования носят общенаучный характер.
Основы специальной теории объемно-пространственной композиции в архитектуре» заложенные в работах А.Бринк мана, Г.Вельфяша А.Еигля, в дальнейшем были разработаны и систематизированы применительно к архитектурному образованию Н.Ладовскю/1,В Крмнсюш, И.Ламцовш, М#уркусом, А.Степановым, В.]йальгиньііл#Л,Мелодинским( А.Короткэзскнм, Н. Метле нковым и др.
Попытки стимулировать развитие кэмпозщдэшгах представлений архитекторов с помощью графических упражнений (стилистические фантазии) препришшались еще в академиях и особенно активно с везншшовением школ нового типа - Баухауса С И.Иттея» В.Кандинский, П.Кпее, Л.Моголи- Надь) и ШТЕМАСа ( Ф#Фа»врскиЙ П#Пав-линов, А.Рсдченко, А.Веснин) Тем не менее систематизации и обобщения композиционных разработок применительно к графической подготовке будущего архитектора в полной мере проведено не было, хот следует ФТМВГИТЬ методические разработки графического концентра ВХУХШАСа - В ШШа, вершиной которой является программа по рисунку 1929 года» где была проведена попытка систематизации» Однако дальнейшего развития и внедренш эта программа не получила в результате сьдены направленности советской архитектуры и peoj гаяизации образования. Я ЩСШШШ являются содержание ж функции графики, во взаимосвязи с архитектурной композицией. ШШШХ ЯШШШШШ Роль графики в развитии кошозщи нога мышления архитектора. ЩЬ РАЬОШ- на основе приоритешэгэ развития композиционных закономерностей разработать концепцию графической под готовки, способствующую развитию художественно-образного мышления к&к базы архитектурного проектирования.
ПровесЇЙ анализ изобразятелышй деятельности. Определись перечень проблем,возникающих в связж о графической деятельностью архитектора,
- Определить тенденции использования графики в истории архитектурного образования.
- Выявить точки соприкосновения композиции в графике ж архитектуре На основе выявленное связей предложить нввую К9ИЦЄПЦЙШ графической ПОДГОТОВКИ архитектора.
- Рассмотреть некоторые методические приемы развития композиционного мьшшения в процессе графической подготовки.
ШУШМ 5!Ш Ш5 определяются зацачамж анализа роли графики в развитии композиционного шшлешш архитектора. По мере необходимости привлекаются в указанном аспекте материалы истории искусств и архитектуры, методшеи архитекутряого образования, искусствоведения и психологии восприятия.
Методши_исследования включает: анализ и обобщение теор ческих работ по исследованию проблем графической ж архитектурной композиции; исторический сравнительный анализ основных методологических принципов графической и композиционной подготовки; обобщение выделенных теоретических и методических принципов в концепцию графической подготовки; анализ ряда возможных педагогических подходов к изучению КОМПОЗИЦИЙ в процессе графический подготовки на примере выдающихся школ ж педагогов.
Работа является первым комплексным исследованием возможностей графики как инструмента развития композиционного мышления архитектора Впервые проведен сравнительный анализ композиционных закономерностей создания графической и архитектурной компознци
Впервые проведен историко-методологическии анализ изучения проблем композиции в процессе графической подготовки архитектора Создана концепция графической подготовки с композиционной направленностью На основе проведенного исследования сделаны предложения по усовершенствованию графической подготовки в архитектурном вузе.
Диссертация выполнена в рамках госбюджетных тем:"Совершенствование учебных планов и программ с учетом современных rpjDoJ ний к специалистам по рисунку в архитектурном вузе" С й Гор. 76095063) и " Анализ содержания обучения специалистов определенного профиля и совершенствование методов составления учебных аланов конкретных специалистов1 » ( йг.р.01829034684).
Основные результаты исследования внедрены авторов ь московском архитектурном институте при составлении программы графической подготовки экспериментальной группы и кружка гт Основ композиции в графике11, доложены на научных конференциях ЫАРХИ Й опубликованы в 3 статьях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключена, ар/ли-жения, библиографии, изложена на стр. машинописного гоиста и содержит 26 иллюстративных таблиц.