Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая Ци Минянь

Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая
<
Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ци Минянь. Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ци Минянь; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2011.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/358

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Парадигмальные основания современного образования в контексте философии культуры 13

1.1 Современное китайское социокультурное пространство и его ценности 13

1.2. Философско-культурологическое осмысление парадигм образования в контексте гуманистических идей 30

1.3. Эволюция парадигм китайского образования 52

ГЛАВА 2. Современное китайское образование через призму традиционной культуры 75

2.1. Традиционная культура Китая как ценностный фундамент формирования образовательных идей 75

2.2. Актуализация ценностной парадигмы традиционной культуры в социально-образовательных практиках современного Китая 97

Заключение 117

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность. Современное общество переживает процесс социальной трансформации, переход от индустриального к информационному обществу. В условиях информационного общества образование превращается в важнейшую социальную ценность, ориентированную на перспективу устойчивого развития общества.

Одной из важнейших функций современного высшего профессионального образования является создание условий для раскрытия природного потенциала человека, его способностей к непрерывному и активному приращению знаний, развитию на этой основе себя как полноценной личности.

Произошедшие за последние три десятилетия радикальные изменения в политической, экономической и духовной жизни Китая потребовали переориентации и образовательной сферы. Технократическая образовательная парадигма с ее направленностью на интересы государства уже не удовлетворяет требованиям подготовки всесторонне развитой личности и требует замены. Возникает необходимость сформулировать такие установки образовательной политики, которые ориентировали бы образовательную деятельность не только на интересы экономики, бизнеса, государства, а прежде всего на интересы человека.

Современные условия модернизации китайского образования определяют необходимость выработки идеологии новой образовательной парадигмы, которая будет способствовать развитию личности. Практика показывает, что такой идеологией становятся традиционные ценности китайской культуры. Поэтому исследование ее потенциала, который может быть востребован в образовательном процессе, является достаточно актуальным.

Дополнительным основанием актуальности является то, что в КНР поставлена цель построения к 2020 г. государства инновационного типа. Это требует наличия высококвалифицированных, всесторонне образованных и компетентных кадров, которые должны быть подготовлены в русле новой образовательной парадигмы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ имеющейся научной литературы по проблеме диссертационного исследования позволил условно разделить публикации на группы. К первой относятся работы, в которых авторы рассматривают общую цивилизационную проблематику. Главные понятия: «ценность», «культура», «цивилизация», «социокультурное пространство» и др. Здесь необходимо назвать работы М. Арнольда, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, Э. Шилза. Общетеоретическую основу ценностей разрабатывали И. Кант, Г. Риккерт, Э. Гуссерль, М. Вебер и др. Современная трактовка представлена в литературе научными трудами С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, М.К. Мамардашвили, В.П. Тугаринова. Диалогизм культур, который можно рассматривать как фактор развития современного образования, отражен в трудах Н.А. Абрамовой, В.И. Кудашова, А. Суббето, М.Н. Фоминой.

Вторая группа публикаций связана с разработкой ценностных проблем образования А.Г. Асмоловым, Н.Г. Багдасарьяном, О.С. Газманом, В.В. Давыдовым, Н.Д. Никандровым, В.А. Караковсковским, Н.С. Розовым, О.В. Долженко, И.Л. Федотенко, К.Г. Эрдынеевой. Ценности современного китайского образования в философско-антропологическом аспекте представлены в монографии Т.А. Шаренковой.

Осмысление становления новой образовательной парадигмы в условиях регионализации представлено в концепции Ю.Ф. Абрамова, В.А. Балханова, Л.Г. Сандаковой «Философия образования»: фундаментализация, гуманизация, регионализм», а также в трудах А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, А.А. Пинского, Н.С. Розова, Х.Г. Тхагапсоева, П.Г. Щедровицкого, Г.Н. Филонова.

Культуротворческая переориентация образования освещена в исследованиях Л.П. Буевой, Т.И. Голубевой, Л.В. Мантатовой, В.Я. Нечаева.

Активное выделение проблем образования в качестве специального предмета философских исследований заметно в работах российских и западных ученых.

Осмысление проблем образования в русле философских традиций присутствует и в трудах китайских исследователей.

К третьей группе относятся труды представителей российской синологической школы, в которых рассматривается китайская цивилизация, культурные традиции, ценности, образование. Заметный вклад в исследование этих проблем внесли В.М. Алексеев, Я.Б. Радуль-Затуловский, Ф.С. Быков, Л.С. Васильев, А.Е. Лукьянов, А.И. Кобзев, Л.С. Переломов, А.В. Ломанов, Н.Е. Боревская, В.Г. Буров, К.Л. Тертицкий, Л.Е. Янгутов. Для данного исследования представили интерес работы, в которых конфуцианство осмысливается как один из духовных ресурсов мирового развития. Автор в значительной степени опирался на монографию В.А. Абрамова, раскрывающую специфику становления китайского социокультурного пространства.

Четвертая группа содержит аутентичные китайские источники о природе человека и проблемах формирования личности в системе образования. Китайские философы, начиная с III в. до н.э. и до наших дней – Конфуций (V–IV вв. до н.э.), его последователи Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.), Сюнь Куан (IV–III вв. до н.э.), Дун Чжуншу (II–I вв. до н.э.), Ян Сюн (I в. до н.э.), Хань Юй (768–824 гг.), Чжан Цзай (1020–1078 гг.), неоконфуцианцы Чэн И (1033–1107 гг.), Чжу Си (1130–1200 гг.), Лу Цзююань (1139–1193 гг.), Ван Чуаньшань (1619–1692 гг.), философы XX в. Фэн Юлань, Чэн Чао, Чан Гэнлинь и др. осмысливали природу человека в целях воздействия на нее путем обучения и воспитания.

Ученые Ли Цзэхоу, Цзян Ихуа, Ду Вэймин, Чжан Шаохуа, Ван Синго, Синь Личжоу, Чжан Ливэнь и др. исследуют природу традиционных ценностей, их трансформацию под воздействием процесса модернизации. Труды Чжан Кайюаня и других авторов создали теоретическую базу для дальнейшего изучения духовной культуры общества в антропологическом аспекте. Оказались полезными работы, в которых определяется роль национальных ценностей в развитии мировой культуры.

По методологии исследования образования в философском контексте выделены труды Чжэ Хунчи, Чжан Байшэн, Ли Юнван, Гу Минюань, Сунь Липин, Чи Син, И Баоюань, Пин Цзецзюнь, Гэ Хунбин, Хао Кэмин, Тань Сунхуа, которые на первый план выдвигают выработку новых концептуальных, методологических и ценностных подходов к анализу образовательного процесса.

Большое количество современных публикаций в научных журналах «Китайская культура», «Педагогика» и др. посвящено изучению парадигм китайского образования, роли традиционной культуры, нравственного воспитания в становлении всесторонне развитого человека.

В разработке заявленной в диссертации проблемы имеется достаточно большой теоретический задел. Однако в опубликованных работах по философии и методологии образования не получил достаточно полного освящения ряд вопросов. К ним относится философско-культурологическое осмысление проблем трансформации парадигм китайского образования в условиях информационного общества. Попытку исследования этой проблемы представляет данное диссертационное исследование.

Объект исследования – социокультурное пространство современного Китая.

Предмет – парадигмы современного китайского образования.

Цель – исследование процесса становления ценностной парадигмы образования современного Китая.

Цель определяет следующие задачи:

1) охарактеризовать ценности современного социокультурного пространства Китая, определяющие идеологию китайского образования;

2) осуществить компаративистский анализ парадигм образования в европейской и китайской системах в контексте гуманистических идей;

3) охарактеризовать эволюцию парадигм китайского образования с точки зрения философии культуры;

4) дать анализ ценностных идей традиционной культуры Китая в контексте образования;

5) выявить формы современной социально-образовательной практики, основанные на концептах традиционной культуры.

Гипотеза. Идеология национальной культуры Китая в условиях его усложняющегося развития формирует новую парадигму образования, которую можно назвать ценностной. Новая образовательная стратегия государства, используя ценностный потенциал традиционной китайской культуры, направлена на человека, его развитие, интересы, потребности, цели и желания, мечты и смысл жизни.

Новизна исследования определяется тем, что в работе использована методология социокультурного подхода. На этой основе пространство страны представлено как социокультурное. Главную роль в его организации и дальнейшем развитии играет образование. В исследовании также реализован философско-антропологический подход к углубленному изучению ценностной природы образования. В итоге разработки темы получены следующие новые результаты:

1) охарактеризованы ценности современного социокультурного пространства Китая, определяющие идеологию китайского образования. К ним отнесены фундаментальные ценностные идеи традиционной китайской культуры, востребованные в современном обществе;

2) осуществлен компаративистский анализ парадигм образования в европейской и китайской системах в контексте гуманистических идей. Выявлено, что гуманистический подход, при котором основанием образования становятся ценности, приобретает в обеих системах доминирующее значение;

3) охарактеризована эволюция парадигм китайского образования с момента образования КНР с позиции философии культуры. Определено, что в условиях информационного общества образовательная парадигма должна рассматриваться как модификация культурной парадигмы с обозначением в ней ценностных приоритетов образования;

4) проанализированы ценностные идеи традиционной культуры Китая, охарактеризованы функционально значимые для современного национального образования основополагающие идеи конфуцианства;

5) выявлены формы социально-образовательных практик КНР, основанные на концептах традиционной культуры: открытие в вузах КНР Институтов страноведения, Институтов Конфуция, введение факультативов по изучению традиционного культурного наследия, активизация других форм деятельности.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и китайских философов, антропологов, социологов, культурологов, педагогов по проблемам образования в современном мире.

В диссертационном исследовании использована методология, включающая социокультурный, философско-антропологический, аксиологический подходы. В исследовании конкретного материала применены методы компаративистского анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

В диссертации использованы теоретические разработки и концепции представителей зарубежного востоковедения, китайских философов, касающиеся общих черт и особенностей духовной культуры Китая, форм ее выражения, культурных традиций в образовании, проблем соотношения и сосуществования традиционных конфуцианских установок и современности.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы, материалы СМИ, учебные планы, программы дисциплин, преподающиеся в вузах КНР.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Специфика современного социокультурного пространства Китая состоит в том, что его культурным основанием служат традиционные ценностные компоненты: гармоничного развития общества (хэсе шэхуэй), конфуцианская идея общества «малого благоденствия» (сяокан), идеи традиционной культуры «человек – основа». Китайское образование выполняет функцию передачи этих ценностей обществу, что стабилизирует социокультурное пространство Китая.

2. В условиях информационного общества идеология национальной культуры становится фундаментом формирования новой образовательной парадигмы. В китайском образовании культурное основание составляют традиционные ценности, воплощенные в идеях традиционно китайского гуманизма и соотнесенные с конфуцианской традицией.

3. В настоящее время высшее образование Китая, несмотря на использование его как стратегии, направленной на увеличение темпов экономического роста страны, не теряет своего традиционно-ценностного компонента. Потребность в появлении новой образовательной парадигмы, ориентированной не только на увеличение знаний студентов, но и на формирование всестороннее развитой личности, связана с необходимостью усиления в процессе образования ценностного аспекта.

4. Модернизированные традиции конфуцианства, представляющие собой философско-антропологическую систему этико-моральных и нравственных ценностей, идей, норм целесообразно рассматривать в качестве основы формирования всесторонне развитой личности, востребованной в условиях инновационного развития Китая.

5. Ценностная парадигма в социальной практике осуществляется через возрождение традиционной культуры Китая, что реализуется в идеологическом курсе страны, проявляющемся в возрастании роли ценностей традиционной культуры в образовательном процессе. Формами образовательных практик является открытие в вузах КНР Институтов страноведения, Институтов Конфуция, введение факультативов по изучению традиционного культурного наследия, активизация других форм деятельности.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при анализе философско-антропологического, культурологического аспектов современного китайского образования в процессе разработки новой образовательной парадигмы. Материалы диссертации могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов, в преподавании ряда тем философской антропологии, социальной философии, зарубежного регионоведения, культурологии и других гуманитарных дисциплин. Знакомство с разработанными в КНР образовательными моделями способно помочь другим странам в планировании образовательных реформ. Материалы данного исследования могут быть полезны в дальнейшей разработке отдельных аспектов новой образовательной парадигмы и ее внедрении в практику образовательных систем РФ и КНР. Отдельные материалы исследования используются для подготовки языковой практики российских студентов в вузах КНР.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета.

Автор выступал с докладами на методологических, научно-практических семинарах преподавателей и студентов Читинского государственного университета, Маньчжурского института АРВМ КНР. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций, в выступлениях на международных, межрегиональных и вузовских научных конференциях: «КНР в процессе ее регионализации и глобализации» (Чита, 2009-2011), «Кулагинские чтения» (Чита, 2009; 2010), Молодёжь Забайкалья: мир и человек мира (Чита, 2009), «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (Чита, 2009), VI Конвент РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (Чита, 2010), «Проблемы обеспечения качества производства и услуг» (Чита, 2010).

Всего по теме диссертации опубликовано 11 работ, 2 в изданиях из перечня ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка.

Философско-культурологическое осмысление парадигм образования в контексте гуманистических идей

Образование - сфера социокультурного пространства, основной функцией которого является самопроизводство и развитие. Это сложный феномен, который изменяется в соответствии с историческими условиями. Система образования считается самой консервативной частью духовной культуры, так как на ней лежат ответственные задачи по передаче духовного наследия народа от поколения к поколению. Но в то же время и самая мобильная, так как на ней лежат задачи по модернизации общества, цивилизационному развитию.

В историческом аспекте процесс образования выявляет в нем устойчивые модели образовательной практики, которые можно назвать парадигмами образования. Анализировать образовательный процесс можно с точки зрения различных подходов. Исторический подход позволяет проследить определенные сущностные характеристики процесса образования в их историческом становлении и изменения. Социально-философский взгляд на образование рассматривает его как сферу жизнедеятельности общества по самовоспроизводству и развитию. Социокультурный подход позволяет учесть все связи в системе: человек - культура, (составной частью которой является образование), — общество.

Современные общества, стремясь к эффективному выполнению задач обучения и воспитания подрастающих поколений, ориентированы на создание и оптимизацию системы образования как ведущего института данной сферы общественных отношений. Образовательный процесс, нацеленный на подготовку подрастающих поколений к самостоятельной деятельности в социуме посредством передачи наиболее значимых культурных достижений, опирается на традиции, определяющие как содержание образования, так и способы его передачи. Анализ образования, как процесса, так и результата, способствует выяв лению социально значимого опыта, усвоение содержания которого является основой социализации подрастающих поколений.

Рассматривая образование Китая как компонент социокультурного пространства, мы подчеркиваем мысль о том, что образование является областью сохранения культурных традиций, что для-современного Китаяшвляется доста-точно; актуальным: Одновременно образование выходе исторического развития вырабатывает собственные, педагогические традиции, имманентно присущие ей как социальному институту.

Обращаясь к истокам образования, нужно отметить факт очень древнего происхождения этой сферы-деятельности. Уже на самых ранних ступенях развития древнее общество осуществляет приобщение новых поколении к жизни, заботясь о самовоспроизводстве и самосохранении.

Как отмечал 0:Шпенглер: «Дом и равным образом основные формы утвари, оружия; одежды и посуды принадлежат к тотемной стороне бытия. Они характеризуют не вкус, но навыки борьбы, жизни и работы... В крестьянском доме и рыцарском замке мощная полнота мужицкой и рыцарской жизни оформляет по своим собственным законам постройку, и если здесь необходимо говорить об орнаменте, то последний состоит в строгой, зрелой, нерушимой форме нравов и обычаев»1.

По мере усложнения форм жизни и функционального разделения труда, потребность общества защитить себя обусловила необходимость в согласовании действий отдельных индивидов, т.е. в управлении и регулировании коллективной деятельности. Таким образом, со временем выработались: устойчивые регуляторы поведения - социальные нормы. В них общество формулировало указания к правильному действию, требования к поведению, одобрение или порицание, осуществляло контроль и выносило санкции за нарушения. Приобщая к ним новые поколения, общество охраняло и регулировало свой образ жизни.

На определенном этапе дальнейшего развития социальная адаптация как первая форма образования усложняется и разделяется на обучение и воспитание.

У общества появилась необходимость в сохранении, трансляции, воспроизводстве и формировании у новых поколений, в их образе жизни и деятельности, тех культурных компонентов, в которых, данная общность обретала и воспроизводила свою специфическую и своеобразную самобытность. Необходимым становилось и сохранение накопленных ценностей и опыта выживания. Тем самым, социализация как процесс формирования человека обрела свою структурную форму и стала образованием.

Традиции становятся важным компонентом конкретного социокультурного пространства. Социальное наследование в условиях государственной организации стало предполагать формирование у индивида и поколения определенной социо-культурной принадлежности, социально-этнического самоопределения. Задача воспитания гражданина входит в число значимых ценностей социализации, а гражданственность и патриотизм стали неотъемлемой частью и признаком культуры, образованности, зрелости и сформированности личности.

Таким образом, уже во времена родового общества образование стало уровневым: уровень обучения — передача норм взаимодействия с объектом деятельности; уровень воспитания - трансляция норм коллективного взаимодействия и совместной жизнедеятельности с другими субъектами и членами группы, а так же трансляция норм взаимодействия с этно-социальными общностями и культурами.

Эволюция парадигм китайского образования

Поскольку образование рассматривается нами как компонент социокультурного, правомерно и рассмотрение парадигмы образования как социокультурного феномена. Здесь можно проанализировать работы П.А. Денисенко, который парадигмы исследует с точки зрения их сущности, структуры, субъектов, функций1.

Автор утверждает, что парадигмы образования связаны с личным и социальным, индивидуальным и коллективным, различными стратегиями взаимодействия их с друг с другом и с миром в целом. На основе данного подхода им определяется сущность парадигмы образования как исходной базовой матрицы образования. Ее содержание составляет средства обучения и воспитания, идеал обучаемого с его знаниями, навыками и умениями, включающими фундаментальные представления о мире, обществе и человеке, ценности, идеалы и нормы отношения и социального поведения.

П.А. Денисенко в структуре парадигм образования выделяет три слоя: эндогенный (внутренний, самый глубинный) слой, содержащий мировоззренче-ско-смысловое ядро, социокультурные и антропологические образцы, коды, матрицы, архетипы, определяющие тип, характер и содержание образования, посредством которого воспроизводится человек и общество; мезогенный (средний) слой, который связан с формированием определенных профессиональных качеств индивида и социальных групп; экзогенный (внешний) слой, который включает в себя образцы и параметры организационного и структурного характера, материально-экономического, политико-правового и социального обеспе-. чения образовательной деятельности, а также субъектов, реализующих эти образцы и параметры.

Парадигма образования, таким образом; есть определенная социокультурная структура.

Основными функциями образовательной парадигмы являются: мировоззренческая, идентификационная, мотивационная, формирующая, организационная, интеграционная, воспитательная, функция преемственности, обучения, развития и совершенствования. В антагонистических обществах парадигма образования обладает манипулятивной и симулятивной функциями.

Как социокультурный феномен образовательная парадигма неразрывно связана с социальными и культурными кодами того или иного общества. Посредством образовательной парадигмы осуществляется социокультурное производство и воспроизводство типов личностей, социальных групп, классов, обществ, цивилизаций. В культурно-историческом пространстве различных социальных общностей наблюдается динамика и смена образовательных парадигм.

Главный вопрос модернизации образовательного процесса, - считает Л.С. Перевозчикова, - заключается в том, какая идеология и методология должны определять содержательное наполнение компетенций и компетентности1. Она утверждает, что ценностно-целевые основания образования должны базироваться на принципах гуманизма. Суть гуманистической парадигмы образования, которая может быть предложена обществу, заключается в том, что в центре внимания образовательной стратегии государства должны быть не прибыль, а человек, его развитие, его интересы, его потребности, его цели и желания, мечты и смысл жизни.

Наиболее интересной с позиций нашего исследования нам видится данный подход, поэтому остановимся на нем наиболее подробно. Образовательная парадигма рассматривается Л.С. Перевозчиковой как ценностное основание высшего образования. При этом ценностное основание образования1не простая совокупность ценностей, а мировоззренческий фундамент, система конкретных форм ценностного отношения человека к миру. Ценностное основание образование - это фундаментальные культурные смыслы, которые в форме мировоззренческих, нравственных и профессиональных установок задают направление и мотивацию образовательной деятельности личности, институту образования и обществу.

Ценностные основания образования на конкретно-историческом этапе развития того или иного общества формируют образовательную парадигму. Образовательная парадигма предопределяет культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления, это культурный образец, на который ориентируются субъекты образовательной деятельности. С этой точки зрения образовательную парадигму следует рассматривать как образец постановки и общий подход к решению образовательных задач. Вместе с тем, саму образовательную парадигму следует рассматривать как доминирующую ценность культуры образовательного сообщества в конкретный период времени. Она выполняет нормативную и интегративную функции. Образовательная парадигма задает направление, цели деятельности образовательного сообщества, а также методы реализации этих целей. В конечном счете, образовательная парадигма выступает как ценностная модель развития общества.

Традиционная культура Китая как ценностный фундамент формирования образовательных идей

В этой связи пристальное внимание китайской гуманитарной науки направлено на разработку проблематики образования, которое является-одним из механизмов сохранения национального своеобразиями специфики развития-общества. Здесь философская рефлексия китайских учёных выражается в категориях « практической философии», где ее содержание объясняется через привычные китайскому менталитету понятия китайской классической философии. Наряду с этим, при анализе образовательного процесса, широко используются методы, позволившие теоретикам рассуждать о «понимающем образовании» как о системе с философским выделением её компонентов2.

В целом, китайские ученые, анализируя сложный процесс современного образования, как правило, связывают его с национальными историческими и культурными комплексами.

Учёные Чи Син, И Тяньфэн, Ши Чжу-ин, Тан Чжуаньбао, Сяо Чуань3 исследуют направления китайского образования, которые сводятся к следующим: личностно-ориентированное образование (suzhi jiaoyu); нравственное образование (deyu jiaoyu); эстетическое образование (meishu jiaoyu); креативное (инновационное) образование (chuangxin jioayu); экологическое образование (huanj-ing jiaoyu); патриотическое/национальное образование (aiguozhuyi/mingzhu jiaoyu) физическое образование (tiyu weishengmei jiaoyu); трудовое образование (laodong jiaoyu) и др.

Понятие личностно-ориентированного образования введено в научный оборот в 1986 г. в связи с публикацией «Закона об обязательном образовании в КНР». В те же годы была сформулирована новая концепция образования, в рамках которой определялся курс на «повышение качественных характеристик нации»1 .

Как отмечает один из ведущих китайских педагогов Мао Цзяжуй, лично-стно-ориентированное образование; осуществляемое на основе синергетиче-ского подхода - это не прямая передача знаний и опыта в готовом виде, а развитие и саморазвитие личности при усвоении ею знаний, выработка новых смыслов их понимания2.

С проблематикой личностно-ориентированного образования в непосредственной связи находятся вопросы воспитания нравственности (дэ). В принятой на государственном уровне в 2001г. «Программе построения гражданской нравственности» («Гунминь даодэ ганьяо) отмечается, что мораль (дэ), являясь фундаментальной мерой повышения основополагающих качеств нации, имеет чрезвычайно важное значение для развития национального духа и духа современной эпохи3.

Документ усиливает нравственный аспект китайского образования, связывая основные его установки (любовь к родине и исполнение закона; четкое следование правилам поведения, искренность и доверие; сплочение и дружественность; трудолюбие, бережливость и самоусиление; служение своему делу) с конфуцианскими императивами у чан («пять постоянств») — «гуманность» (жэнь), «должная справедливость» (и), этико-ритуальная «благопристойность» (ли), «разумность» (чжи), «благонадежность» (синь). Образовательно воспитательный процесс является механизмом инкорпорации традиционных нравственных идей в сознание обучаемых. Таким образом, и в документах, и научной печати подчеркивается, что в основе человека новой эпохи лежит нравственность, образованность, физическоесовершенство:

Традиционная, идеологема, в, китайской «картине мира» - гармоничное единство природы (Небами человека,находит свое воплощение, в направлении экологического образования; в основе которого лежит концепция гармонии человека1 и природы, зафиксированная в национальных философских учениях конфуцианства и даосизма, являющихся порождением и воплощением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. И здесь воспитание экологической культуры связывается с нравственностью («нравственность - коромысло культуры»)1

Заметный акцент в современной образовательной практике в Китае делается на воспитании патриотизма. Рассуждая о многообразии, человеческих интересов и ценностных представлений, Ли Теин (Президент Академии общественных наук КНР) полагает, что в современном мире патриотизм является одним из основополагающих, необходимых ценностных ориентиров. Он подчеркивает, что ценностные ориентации государства воплощают в себе государственные интересы2. С этой точки зрения, патриотизм олицетворяет собой согласие людей с интересами государства.

Проблемам воспитания патриотизма у молодых людей посвящены многие работы, в которых патриотическое воспитание рассматривается через призму национального своеобразия, национального самосознания, традиционных конфуцианских ценностей (национального духа).

Актуализация ценностной парадигмы традиционной культуры в социально-образовательных практиках современного Китая

Одним из определяющих процессов современного развития является противоречивый процесс глобализации, который воздействует на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование: Несмотря на позитивные стороны, глобализация заключает в себе и негативные тенденции, которые вызывают деструктивные изменения общественного и индивидуального сознания. Главная опасность состоит в том, что при этом,затрагиваются основы.национальной. культуры. Человек начинает ориентироваться» преимущественно на достижения материального благополучия, его высшие духовные ценности в определенной степени детерминируются или подменяются ценностями, далекими по своей сути от традиционных национальных ценностей.

Выход из-сложившейся ситуации многие ученые видят в формировании новых антропологических ценностей и, в этой связи, в углубленном обращении к сфере национального образования, которое в современном мире рассматривается как ключ к решению глобальных нравственных проблем, стоящих перед человечеством.

Китайская культура глубоко антропологична по своему содержанию. Центральной проблемой национальных китайских философско-антропологических учений - конфуцианства, даосизма всегда является вопрос о природе человека и его места в мире. Каждое из этих учений, разрабатывая проблематику человека, сформировало систему ценностей, которую китайский народ сумел пронести через многие века своей сложной истории без существенных потерь.

В условиях дегуманизации духовность и гуманность — основополагающие традиционные категории философских учений Китая, в частности конфуцианства, являются целью созидания и самосозидания человеческой природы. Актуализация духовности и гуманности в современном образовательном процессе и системе формирования личности представляют особый научный интерес.

Нравственный аспект китайского образования настолько важен, что в КНР принята «Программа построения гражданской нравственности». Этот официальный документ связывает основные установки образования (любовь к родине и исполнение закона; четкое следование правилам поведения, искренность и доверие; сплочение и дружественность; трудолюбие, бережливость и самоусиление; служение своему делу) с конфуцианскими ценностями, которые выражены в понятии у чан («пять постоянств»): «гуманность» (жэнь), «должная, справедливость» (и), этико-ритуальная «благопристойность» (ли), «разумность» (чжи), «благонадежность» (синь). Образовательно-воспитательный процесс выступает механизмом внедрения традиционных нравственных идей в сознание обучаемых. Исследование наличия феномена духовных традиций, способствующих воспитанию гуманного и образованного человека, предстает в условиях глобализации как актуальная потребность, значимая, в личностном № социальном отношениях.

Вышеназванные обстоятельства предопределили необходимость специального исследования специфических характеристик образовательного процесса в духовной культуре Китая с позиции потенциала традиционализма.

Анализ существующих в китайском образовании парадигм и роли ценностей традиционной культуры в образовательном процессе проводился на основе социокультурного, аксиологического, системного подходов.

В результате диссертационного исследования получены следующие выводы.

Подтверждена гипотеза о том, что в новых условиях миропорядка в современном Китае формируется новая парадигма образования, в основе которой должна лежать идеология национальной культуры и которую можно назвать ценностной. Ориентир ее содержания заключается в том, что, образовательная стратегия государства направлена на человека, его развитие. При этом используется ценностный потенциал традиционной китайской культуры.

Современное китайское образование в соответствии с разработанной теорией ценностей, наполняется традиционными-ценностными компонентами социокультурного пространства. Это ценности гармоничного развития (хэсе шэхуэй), конфуцианская идея общества «малого благоденствия» (сяокан), идеи традиционной культуры «человек — основа». Китайское образование выполняет функцию «передачи этих ценностей обществу, что стабилизирует социокультурное пространство Китая.

Исследование парадигм китайского образования показало, что в современном обществе нет единой парадигмы образования. В современном Китае в настоящее время высшее образование используется в основном как инструмент экономического роста и развития страны. Требуется новая образовательная парадигма, которая направлена не только на увеличение знаний студентов, но и на формирование всестороннее развитой личности, обладающей высоким моральным стандартом. Формируется новая парадигма, в которой культурным основанием становятся традиционные ценности, воплощенные в идеях традиционно-китайского гуманизма.

В качестве основы формирования всесторонне развитой личности в современных условиях развития Китая рассматриваются модернизированные традиции конфуцианства, представляющие философско-антропологическую систему этико-моральных и нравственных ценностей, идей, норм.

Ценностная парадигма в социальной практике осуществляется через возрождение традиционной культуры Китая, что проявляется в идеологическом курсе страны. Практика показывает возрастание роли ценностей традиционной культуры в образовательно-воспитательном процессе. Формами образовательных практик является открытие в вузах КНР факультативов по изучению традиционного культурного наследия, Институтов страноведения, Институтов Конфуция и активизацию других мероприятий.

Похожие диссертации на Становление ценностной парадигмы образования в социокультурном пространстве современного Китая