Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Еремина Зоя Анатольевна

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России
<
Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Еремина Зоя Анатольевна. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Тула, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07-9/391

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феноменология нетрадиционной религиозности 12

1.1. Типология нетрадиционной религиозности: методологические основания и критерии 12

1.2. Нетрадиционная религиозная организация как субъект социального действия: философско-правовой аспект 48

Глава 2. Стратегия социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций как отражение основных тенденций развития современного общества

2.1. Этический аспект социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций 82

2.2. Структура социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций (на примере Тульской области) 112

Заключение 143

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена процессом возрастания роли религии и упрочения ее публичного статуса в условиях социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации. Основной подход в освещении данного вопроса был обозначен на Всемирном Саммите религиозных лидеров 3 июля 2006 года в Москве. В своей речи Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «в современной России толерантность и веротерпимость являются основой гражданского мира, важным фактором социального прогресса. Конечно, и мы сталкиваемся со всеми «язвами» сегодняшнего дня, со всеми проблемами сегодняшнего дня. Между тем, отношения религиозных объединений и государства в нашей стране, строятся на принципах свободы и совести, свободы совести и вероисповедания, равенстве всех религиозных организаций перед законом, невмешательстве государства в их деятельность. Это основополагающий принцип нашего взаимодействия с конфессиями. Такое отношение способствует решению ключевых общенациональных задач. И мы глубоко ценим социальное, просветительское, миротворческое служение российского духовенства, всячески поддерживаем межрелигиозный и межнациональный диалог»1.

В докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в РФ в 2006 году, отмечается количественный рост религиозных организаций (22,5 тыс.). В современной России придается большое значение взаимодействию государства и религиозных организаций в социальной сфере, что выражается в практике сотрудничества органов государственной власти и религиозных организаций в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ.

Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций (НРО), осуществляемая на основе традиций помощи, любви и сострадания, является одной из форм такого взаимодействия, направленного на решение конкретных социальных задач.

1 Путин В.В. Из выступления на Всемирном Саммите религиозных лидеров, 3 июля 2006г.

Однако публичный статус НРО и формы их взаимодействия с основными религиями и государственными институтами представляют собой серьезную проблему во всем мире, в том числе и в России. Особую роль в социальной деятельности НРО занимает идея спасения, которая в силу особенностей того или иного вероучения придает их социальной деятельности специфический характер, что, не без оснований, вызывает в современном российском обществе неоднозначное и даже настороженное отношение к нетрадиционным религиозным организациям. Следует подчеркнуть, что феномен нетрадиционной религиозности является выражением многообразия религиозного опыта, обеспечивающим возможность свободного выбора путей духовного самоопределения личности.

Анализируя некоторые социальные концепции и социальные программы НРО, необходимо отметить, что сотрудничество нетрадиционных религиозных организаций с государственными и общественными структурами в области социального служения может способствовать оптимизации государственной политики в области свободы совести и повышения позитивной роли религии в современном российском обществе.

Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных возникновению, распространению и современному состоянию нетрадиционных религий, анализ социальной деятельности НРО как в России, так и в субъектах Российской Федерации еще не стал предметом специального исследования.

В связи с этим возрастает значимость философско-правовых и этических исследований, позволяющих осознать феномен нетрадиционной религиозности, а также всесторонне рассмотреть основное содержание, формы и особенности социальной деятельности НРО, обозначив эффективные пути их сотрудничества с государственными и общественными институтами для решения общих социальных проблем.

Степень разработанности проблемы. Феномен нетрадиционных религий и их организаций активно исследовался как в отечественном, так и в зарубежном религиоведении.

Общие философские и методологические проблемы современного религиоведения и философии религии получили разработку в трудах В.И. Гараджи, П.С. Гуревича, О.Г. Данильяна, Ю.А. Кимелева, А.Н. Красникова, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, В.Н. Назарова, В.М. Тараненко, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и др.

Проблемы взаимовлияния религии как целостного феномена и различных институтов современного общества разрабатывались в трудах Ю.П. Зуева, А.А. Красикова, СВ. Медведко, Л.Н. Митрохина, Р.А. Лещинского, М.П. Мчедлова, М.И. Одинцова, СБ. Филатова, Н.В. Шабурова, М.М. Шахнович, Е.С. Элбакян и других исследователей.

В зарубежном религиоведении вопросы методологии исследования нетрадиционных религий и их организаций получили свое глубокое отражение в работах таких авторов, как А. Баркер, Д. Бекфорда, В. Брайна, Р. Вудноу, Г. Мел-тона, Т. Роббинса, Д. Хесселгрэйва.2

В отечественной религиоведческой литературе проблемам эволюции религии, количественным и качественным изменениям религиозности населения, социальной роли религиозных организаций, включая и нетрадиционные, посвящены работы Е.Г. Балагушкина, С.С. Бурьянова, Л.И. Григорьевой, П.С. Гуревича, СМ. Дударенок, И.Я. Кантерова, Е.М. Мирошниковой, Л.Н. Митрохина, СА. Мозгового, В.К. Пинкевича, А.В. Пчелинцева, Н.А. Трофимчука, Б.З. Фаликова и др.3 К настоящему времени выработаны общие принципы класси-

2 Barker A. New Religious Movements. — L., 1992; Bryan R. The Social Impact of New Reli
gious Movements. — New York, 1981; Hesselgrave D. Dynamic Religious Movements, —
Grand Rapids, Mich.,1978

3 Балагушкин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность,
влияние на молодежь. — М.: МГУ, 1984; Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в
современной России. " Часть 1. ~ М.,1999; Григорьева Л. Г. Религии «Нового века» и со
временное государство (социально-философский аспект). — Красноярск, 2002; Гуревич
П. С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. — М., 1981; Гуревич П. С. Воз
рожден ли мистицизм? Критические очерки. — М., 1984; Гуревич П. С. Современные
евангельские «культы» в буржуазных странах // Вопросы научного атеизма. — М., 1985.
— Вып. 32; Дударенок СМ. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и со
временность: Монография.- Владивосток, 2004; Кантеров И.Я. "Деструктивные", "тотали
тарные"... и далее везде. // Религия и право. ~ 2002, № 1; Кантеров И.Я. Новые религиоз
ные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. " 2001. № 1;
Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (р»««й >. _ М., 2006 (2007);

фикации нетрадиционных религиозных организаций, а также накоплен обширный эмпирический материал, позволяющий изучать самые разнообразные аспекты деятельности НРО.

Следует также подчеркнуть неоднозначность существующих исследовательских подходов к деятельности нетрадиционных религиозных организаций. В последнее время среди российских социологов, религиоведов, философов, психологов, юристов развернулась дискуссия о публичном статусе НРО. Ряд исследователей выступает за необходимость общественного контроля над деятельностью НРО и введение ее дополнительного правового регулирования (Е.Н. Волков, А.Л. Дворкин, Ю.И. Полищук, А.И. Хвыля-Олинтер). Другие авторы считают, что деятельность нетрадиционных религиозных организаций в соответствии с конституционным принципом равенства религий перед законом не нуждается в дополнительном правовом регулировании, а в случае нарушения действующего законодательства со стороны НРО достаточно применить соответствующие нормы административного или уголовного права (С.А. Бурьянов, Л.И. Григорьева, СИ. Иваненко, Е.М. Мирошникова, С.А. Мозговой, М.И. Одинцов, А.В. Пчелинцев, Н.А. Трофимчук и др.). Поляризация мнений обусловлена различием методологических позиций и методик исследования деятельности НРО и поведения их приверженцев, сложностью, противоречивостью

Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. ~ Тула, 1997; Мирошникова Е.М. Критика современного католического прозелитизма. Авто-реф. канд. дис. - Ленинград, 1985; Мирошникова Е.М. Особенности современного прозелитизма // Материалы научно-практической конференции «свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания» 21-22 июня." М, 2001; Митрохин Л. Н. Религии «Нового Века». — М., 1985; Митрохин Л. Н. Социально-психологическая природа религий «нового века» // Вопросы научного атеизма. — М., 1985. — Вып. 32. — С. 46-77; Тимошин Л. США: новые «культы» и молодежь // Наука и религия. — 1982. — № 7; Тимошин Л. Фатальный исход «Народного храма» // Наука и религия. — 1982. — № 9; Тимошин Л. «Мессия должен быть богаче всех» // Наука и религия. — 1982. — № 11; Тимошин Л. Этот «странный мир Харе Кришна» // Наука и религия. — 1983. — № 1-2; Тимошин Л. «Моисей Берг: «пастырство флиртующей рыбки» // Наука и религия. — 1983. — № 9-Ю; Трофимчук Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды — М., 1991; Трофимчук Н. А.. Новые религиозные движения: понятия, критерии // Религия и политика в современной России. — М.. 1997; Трофимчук Н. А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право —1999. — № 5

7 и новизной исследуемого феномена, а также конфессиональной и политической ангажированностью ряда исследователей.

Объектом исследования является феномен нетрадиционной религиозности в России.

Предмет исследования - социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций РФ.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является целостный анализ особенностей НРО как субъекта социальной деятельности.

Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

выявить сущность и признаки нетрадиционной религиозности на основе феноменологического и герменевтического методов;

проанализировать основные понятия и категории, используемые для обозначения многообразия нетрадиционной религиозности;

установить критерии классификации нетрадиционных религиозных организаций;

определить философско-правовые основы функционирования нетрадиционных религиозных организаций как субъектов социальной деятельности;

- выявить этические аспекты социальной деятельности НРО на примере
конкретных социальных концепций и программ и обозначить структуру со
циальной деятельности НРО (на примере Тульской области).

Методологические основания исследования. Основу методологии диссертационной работы составляют объективный и комплексный подходы к проблеме нетрадиционной религиозности и анализу НРО в качестве субъекта социальной деятельности.

При исследовании проблемного поля использовался сравнительно-исторический метод, позволяющий провести четкую демаркацию сфер традиционной и нетрадиционной религиозности. Диалектический и системный методы применялись при определении понятия «нетрадиционная религия», составляющего основу категориального аппарата диссертационного исследования.

В ходе работы также использовались элементы компаративного анализа существующих критериев и способов типологизации НРО.

При исследовании комплекса явлений нетрадиционной религиозности широко использовались приемы феноменологического и герменевтического анализа, а также структурно-функциональный подход, необходимый для осуществления целостной реконструкции системы социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Сравнительный анализ был использован при исследовании философско-правовых аспектов и форм ценностно-рациональной социальной деятельности НРО и РПЦ.

Важной составляющей методологии исследования является этический анализ основных положений социальных концепций и программ НРО, позволяющий выявить их нормативно-ценностные характеристики и установить соотношение основных направлений социальной деятельности НРО с содержательными особенностями их вероучений.

Основные источники диссертационного исследования. В диссертационном исследовании при рассмотрении идеи свободы как концептуальной фило-софско-правовой основы социальной деятельности НРО были проанализированы работы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.4

Значительный вклад в разработку методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, религиозного опыта, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена внесли такие зарубежные философы и социологи, как Й. Вах, М. Вебер, У.Джеймс, Э. Дюрк-гейм, К. Маркс, Ф. Ницше, Э. Трельч, 3. Фрейд, работы которых явились методологическим основанием для диссертационного исследования. Важную роль играют исследования религии как системы верований и действий, посредством которых человеческие группы решают высшие проблемы своей жизни; как средство "релятивации" человеческих несчастий и страданий (Дж. Милтон); положения о роли религии в социальных конфликтах, социальных изменениях, а

4 Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Соч.: в 6 т." Т. 4.~ Ч. 1. ~ М.: Мысль, 1966; Метафизика нравов // Кант И. Собр. Соч.: в 8 т. ~ Т.6. ~ М.: «Чоро», 1994; Гегель Г.В.Ф. Философия религии. -Т.1.-М.: Мысль, 1975.

9 также в развитии религиозного плюрализма (Дж. М. Йингер); вопросы образования и эволюции нетрадиционных религий (У. Бэйнбридж и Р. Старк). Важное значение имеют исследования эволюции религии, секуляризации (Д. Белл, Р. Белла, П. Бергер, К. Доббелер, Т. Лукман Т. Парсонс, Б. Уилсон).

Существенное значение имеет анализ международных и нормативных правовых актов и законодательства РФ, экспертных заключений о вероучениях и практик различных нетрадиционных религий, а также информационно-аналитической литературы религиозных организаций.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) отечественная и зарубежная религиоведческая литература по обозначенной проблеме; 2) социальные концепции и программы религиозных организаций; 3) статистическая информация, предоставленная отделом регистрации и лицензирования религиозных и общественных организаций Министерства юстиции РФ, и Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области; 4) данные миссионерского отдела Тульской Епархии Московского Патриархата русской православной церкви; 5) литература, издаваемая нетрадиционными религиозными организациями (Международное Общество Сознания Кришны, Церковь Объединения, Церковь Саентологии, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня и т.д.); 6) региональные отчеты религиозных движений о социальной деятельности (на примере Тульской области).

Новизна диссертационного исследования заключается в религиоведческом анализе социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций, в рамках которого выявлены правовой и этический аспекты социальной деятельности НРО и обозначена структура и перспективы социальной деятельности НРО.

Положения, выносимые на защиту:

1. В диссертационном исследовании выявлено, что в действующем международном и российском законодательстве не существует юридического понятия «нетрадиционный» применительно к религиозным организациям. Последние рассматриваются как религиозные организации, имеющие право на осуществ-

10 ление социальной деятельности. В связи с этим в контексте данного исследования термин «нетрадиционные религиозные организации» используется как дескриптивная модель.

  1. В исследовании определено, что оценка значимости социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций связана отсутствием в общественном мнении толерантности, что проявляется в использовании некорректной терминологии, например, применяемые в отношении НРО термины «секта», «деструктивный культ» и т.п. в целом негативно влияют на социальный статус этих религиозных организаций.

  2. Доказано, что религиозно-этические ценности играют значительную роль в социальных концепциях и программах, т.к. ориентируют социальную деятельность НРО на нравственное служение обществу, что, безусловно, содействует решению социальных проблем в современном российском обществе, на диалог между ними и государством, а также между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения.

  3. В диссертационной работе показано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций представляет собой структуру, базирующуюся на диалоге с миром и утверждении религиозно-этических ценностей.

  4. Доказано, что социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обнаруживает значительное сходство с аналогичной деятельностью РПЦ.

  5. В диссертационном исследовании выявлены перспективы НРО, которые определены с позиции толерантного отношения общества к легитимной социальной деятельности НРО, ориентированной на религиозно-этические ценности. Именно эти факторы могут стать мощным стимулом интеграции общества, государства и различных религий. Поэтому необходимо способствовать реализации социальных программ нетрадиционных религиозных организаций, имеющих социальную значимость, содействуя их деятельности согласно существующему законодательству.

Теоретическая и практическая значимость. В диссертационном исследовании дается целостный анализ социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций, ее этических аспектов, структуры и т.д. Материалы исследования имеют важное теоретическое и практическое значение и могут использоваться как в информационно-аналитических материалах о феномене нетрадиционных религиозных организаций, о специфике социальной роли нетрадиционных религиозных организаций в целом по РФ и в отдельных регионах, так и для оптимизации совместной деятельности государства и религиозных организаций в решении социальных проблем всего общества.

Результаты исследования могут быть использованы:

при разработке социальных концепций и целевых социальных программ;

в практической деятельности государственных органов власти, осуществляющих государственную политику в области свободы совести;

при проведении религиоведческой экспертизы деятельности определенных религиозных организаций;

в информационной политике;

в преподавании учебных курсов «Социология религии», «Свобода совести», «Современные нетрадиционные учения и культы» и т.д.

Апробация исследования. Идеи диссертации изложены автором в пяти научных публикациях. Отдельные положения были использованы при проведении занятий по дисциплинам «Социология религии» и «Свобода совести» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «религиоведение» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого; а также в ходе работы научно-практической конференции на тему «Свобода религии и права человека» в Институте Европы Российской академии наук (г. Москва). Содержание и выводы диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры теологии и религиоведения им. А.С. Хомякова ТПТУ им. Л.Н. Толстого.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Типология нетрадиционной религиозности: методологические основания и критерии

В настоящее время поликультурное общество характеризуется значительным развитием и распространением многочисленных религиозных организаций, получивших различные названия: религии «Нового века»1, «новейшие религии» и «молодежные религии»2, «новые религии»3, «секты»4, «культы»- новые, новейшие, внеконфессиональные, деструктивные, молодежные и т.д.5, движение «Нью Эйдж» , «альтернативные религиозные движения» . В отечественной и в зарубежной религиоведческой литературе для определения религиозных новаций все чаще используют определения «новые религиозные движения»8 и «нетрадиционные религии»9. Помимо приведенных названий, в зарубежной литературе относительно рассматриваемого явления употребляются понятия «движение контркультуры», «психоделическая революция», «культурная революция»11. Массовое распространение таких объединений во второй половине XX в. поставило перед исследователями проблему выработки методологии и типологии для объяснения феномена нетрадиционной религиозности.

Основная сложность решения поставленной задачи заключается в отсутствии общепринятого понятия «религия». Различные представители философской, богословской мысли прошлого и настоящего стремились формулировать собственные определения религии: восстановление и утверждение связи с Богом через искупительную жертву Иисуса Христа (отцы христианской церкви); вера в существование мира сверхъестественных сущностей (неоплатоники); зависимость человеческих существ от бесконечного, вечного, абсолютного (Ф. Шлейермахер); вера в невидимых, бестелесных существ, оказывающих заметное воздействие на человеческую жизнь (Э. Тайлор); практика поклонения могущественным стихиям, порождающим у человека чувство беспомощности (Дж. Фрейзер); «опиум народа» (К. Маркс); совокупность иллюзорно-фантастических образов и идей, отображающих силы, господствующие над людьми (Ф. Энгельс); система верований и обрядов, относящихся к священному и объединяющая всех тех, кто придерживается этих верований и обрядов, как основной интегрирующий фактор солидарности между людьми (Э. Дюрк-гейм); интуитивная уверенность в существовании мирового порядка (П.А. Кропоткин); общечеловеческий невроз, защищающий от навязчивьк чувств страха и неуверенности перед лицом жизненных невзгод и социальных опасностей (3. Фрейд); средство защиты всеобщих ценностей, универсальных идеалов (Дж. Дьюи); система мировоззренческих основоположений, признаваемых личностью истинными и способных изменить ее взгляды и поведение (А. Уайтхед) и т.д.

В настоящее время насчитывается более 80 определений, но в обобщенной форме религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры.

Отсутствие конкретного общепринятого определения понятия «религия» не сужает рамки исследования феномена, а скорее расширяет их, предлагая при этом особые градации. Религиоведческий анализ опирается на более или менее однозначное понимание основных компонентов наболевших методологических и практических проблем, касающихся нетрадиционных религий и их организаций.

Как верно замечает директор центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН М.П. Мчедлов, в основном все определения построены на классических религиях, включая их вероучения, культ и особенности воспитания и обучения. «Но, дело в том, что сегодня возникают все новые и новые религии. Как свидетельствует наш опыт работы в Экспертном совете религиоведческой экспертизы при Минюсте России, новые религии появляются и путем возрождения различных языческих течений. Завтра может появиться новый культ. Как подходить?.. Важно не «упустить» религиозное новообразование, хотя оно необычно для нас. Ведь если бы отвергалось все незнакомое, то и ныне действующие традиционные религии не смогли бы утвердиться».

Нетрадиционная религиозная организация как субъект социального действия: философско-правовой аспект

Нетрадиционные религиозные организации вступая в диалог с миром, приобретают те или иные особенности интегрированное с обществом в процессе социальной деятельности. Этот процесс является довольно сложным и противоречивым.

В свое время на эту специфику религиозной активности указывал Гегель: «склонен считать правом лишь то, что ему дано как определенное, особенное: определенность же права и нравственности обретает для народа свое наиболее убедительное подтверждение только в форме существующей религии: и если она не согласуется с принципами свободы, то образуется разрыв и неразрешенное противоречие - то, враждебное отношение, которому не должно быть места в государстве»1.

Притязание на универсальность и значимость именно чего-то своего, личного приводит к проявлениям авторитарности и обособленности от других социальных институтов. Потому сосуществование различных религиозных дви-жений, по мнению российского религиоведа В.И. Гараджи , может быть выражено в различных форма: вылиться в насилие; принять скрытую латентную форму; придти к компромиссу, отступить от притязания на абсолютный и авторитарный характер своей веры.

Если Э.Дюркгейм видел в религии фактор целостности, солидарности общества, то Вебер указал на религию как активную силу социального процесса, как фактор социального изменения. Несмотря на то, что Вебер в основном рассматривал эту проблему на примере мировых религий, тем не менее, мы считаем правомерным применять определенные философско-методологические положения для анализа вопроса о нетрадиционной религиозной организации как субъекта социального действия, в силу их возникновения на основе того или иного традиционного верования. Наше исследование обращается к Веберу, потому, что он исследует роль протестантизма как нетрадиционной религии в эпоху Реформации как субъекта социального действия, указывая при этом на его специфические политико-правовые особенности и значимость религиозно нравственных ценностей в процессе развития капитализма . Его анализ протестантизма важен для нашего исследования, поскольку многие протестантские организации можно отнести, в соответствии с отмеченной в первом параграфе типологией, к нетрадиционным для России, например в Тульской области.

Социальное действие определяется Вебером как такое поведение, с которым действующий индивид связывает некоторый субъективно подразумеваемый смысл. Неотъемлемым моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида (или других индивидов). «Социальным действием следует считать такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании»4. Социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее и ожидаемое в будущем поведение других индивидов (месть, оборона, меры защиты).

Однако, Вебер подчеркивает, что не всякое действие может быть социальным. «Так, если действие индивида ориентировано на ожидание определенного «поведения» не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (явлений природы, техники и т.д.), то оно не может быть названо социальным действием. Также не является социальным действием религиозная акция индивида, предающегося созерцанию, одинокой молитве и т.д.»5.

Вебер не считает социальным и чисто подражательное действие, совершаемое индивидом под влиянием массы, толпы. «Действие, которое в своем протекании имеет причиной или одной из причин воздействие простого факта массы чисто как такового и определяется этим фактором лишь реактивно, а не б отнесено к нему осмысленно, не является «социальным действием» . Таким образом, наличие субъективного смысла и ориентация на других -два необходимых признака социального действия. Индивид ставит перед собой определенную цель, в соответствии с которой он действует, связывая свои действия с некоторым субъективно подразумеваемым смыслом. Второй момент социального действия это ориентация действий конкретного лица на ожидание определенного поведения со стороны других индивидов.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер выделяет четыре: эффективное, традиционное, ценностно-рациональное и целерациональ-ное. Эффективное, особенно эмоциональное, проявляется через актуальные эффекты и чувства. Традиционное социальное действие определяется посредством привычек. Ценностно-рациональное социальное действие возможно через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха. Це-лерациональное понимается как ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех).

Важно указать на то обстоятельство, что, по мнению Вебера, эффективное и традиционное не являются социальными действиями в строгом смысле слова, т.к. здесь не имеется дела с осознанным и положенным в основу этого действия смысла. Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являют собой социальные действия. «Чисто ценностно-рационально действует тот, -пишет Вебер, - кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо «дела». Вебер подчеркивает, что тот действует «це-лерационально», кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так и различные возможные цели по отношению друг к другу»8.

В контексте исследования нетрадиционных религиозных организаций, как субъекта социального действия особенно важно подчеркнуть ценностно-рациональный вид социальной деятельности. Поскольку поиск смысла, самовыражения личности в этом мире, как раз и характеризует нетрадиционную религиозность.

Этический аспект социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций

Рассмотрев вопрос о нетрадиционных религиозных организациях (НРО) как субъекте социального действия, мы выявили важную специфическую черту их социальной активности, заключающейся в ценностно-рациональном характере их социальной деятельности. Он проявляется в особом значении нравственных ценностей, определяющих цели и задачи общественно значимой деятельности НРО.

Поскольку общества представляет собой это совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга и сохраняется возможность свободного волеизъявления.1

Мы согласны с мнением В.Н. Назарова, выделивший четыре основных форм взаимодействия людей и вырастающих на их основе форм объединения: 1) экономический способ взаимодействия (общие хозяйственные интересы, производственные отношения); 2) политико-правовой, государственный способ взаимодействия (общие правозащитные интересы); 3) морально-этический способ взаимодействия (общие нравственные интересы: взаимопомощь, дружба, долг и т.д.); 4) культурно-эстетический способ взаимодействия (общие потреб-ности в ценностях культуры) .

Религиозные организации являются частью современного общества, и им присущи все перечисленные формы взаимодействия между собой, с государством, и отдельными индивидами, в экономических, политико-правовых, культурно-эстетических, и нравственных социальных реальностях. «Фактом» социальной реальности выступает действие человека, и чтобы познать и оценить этот «факт», необходимо понять смысл социального действия, поведения человека в его взаимосвязи с деятельностью других людей»3. В этой связи социальная деятельность, являющаяся неотъемлемой составляющей деятельности религиозных организаций вообще, и нетрадиционных религиозных организаций в частности, должна рассматриваться в этическом контексте ее значимости.

Нетрадиционные религиозные организации взаимодействуют с обществом, посредством ценностно-рациональной (Вебер) социальной деятельности, через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность определенного поведения. Основные ценности заложены в исходных религиозно-этических традициях, которые базируются на идеях свободы, совести, ответственности, спасения, этики альтруизма и т.д. и влияют на сущность социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которую попытаемся раскрыть, рассмотрением фундаментальных этических категорий.

Итак, социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций обусловлена спецификой вероисповедного признака, особенностями вероучений, главная религиозно-этическая идея которых носит сотериологическую направленность. Проблема спасения одна из центральных в религиозной этике; пути решения этой проблемы внутри той или иной религии в большой степени определяют образ жизни исповедующих ее. Как категория христианской этики и теологии спасение объемлет своим содержанием идею окончательного избавления от зла и окончательного осуществления человеческих представлений о должном и наилучшем путем качественного изменения человеческой природы через преодоление несовершенства и обретение совершенства в перспективе вечной жизни4. Вебер анализирует религиозно-этические установки в зависимости от того, какие пути спасения они предлагают. Возможны, прежде всего, два варианта: спасение с помощью посредника - спасителя, мессию и спасение через собственные действия, как например, в буддизме. В первом случае (спасение через спасителя) возможно несколько вариантов спасения: во-первых, через институционализацию (принадлежность к церкви как условие спасения); во-вторых, через веру; в-третьих, через милость предопределения. Во втором случае методами спасения являются либо ритуальные культовые действия и церемонии, либо самоусовершенствование, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о близких). В нетрадиционных религиозных организациях все виды спасения взаимосвязаны, т.к. принадлежность к какой-либо нетрадиционной религиозности уже означает веру в соответствии с доктринами предлагаемых учений, соблюдение культовых действий и стремление к самоусовершенствованию. Провозглашаемые многими учениями нетрадиционных религиозных организаций любовь к ближнему, забота о близких, сострадание, благотворительность и пр. являются важными аспектами для самоспасения (приближение к Богу) и спасения людей, что возможно посредством трудовой деятельности.

Структура социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций (на примере Тульской области)

Структура социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций включает в себя следующие компоненты: основные направления, носители, средства, формы.

Основными направлениями социальной деятельности нетрадиционных религиозных организаций являются:

1. Этическая направленность. Анализу этого аспекта посвящен предыдущий параграф. Нравственно-этические ценности (свободы, совести, ответственности, спасения, этики альтруизма, любви к ближнему, сострадания, эти ки долга и нравственных обязанностей, милосердия, заботы, филантропии, благотворительности, трудовой этики и т.д.) нашедшие отражение в социальныхконцепциях и программах НРО имеют свою специфику (обусловленную вероисповедным признаком) в практическом воплощении.

2. Диалог с миром или открытость внешнему миру подразумеваетрешение проблем веротерпимости и толерантности, возникающих при проявлении религиозного превосходства и межконфессиональных противоречийвсеми религиозными организациями и государством.1

Эволюция роли религии вообще и места нетрадиционных религиозных организаций в современном мире привела к необходимости поиска новых форм диалога с миром. Это проявляется в попытке установления открытого диалога с представителями власти, с традиционными религиозны организациями. Чтобы полнее отвечать чаяниям людей, а также суметь воздействовать и на неверующих нетрадиционные религиозные организации более активно включаются в социальную деятельность, оперируя прежде всего к ценностно-рациональным социальным действием, основанным на уже обозначенных религиозно-этических ценностях.

Носителями социальной деятельности являются профессиональные служители культа, миряне, а также общественные организации. Нетрадиционные религиозные организации в современных условиях подкрепляются довольно солидной материальной базой, как, например, в Церкви Объединения. Помимо этого существуют внехрамовые формы деятельности через сеть различного рода светских организаций, формально не зависимых от определенной НРО, но фактически придерживающаяся ее принципов и ценностей. Создание нетрадиционными религиозными организациями общественных организаций - практика далеко не новая и присуща деятельности всех религиозных организаций, в том числе и традиционных. И особенность современного такого метода обуславливается необходимостью занимать определенные позиции в обществе. Такая практика реализуется в тех случаях, когда религиозные объединения намерены интегрироваться в общество, вести социальную деятельность.

Среди средств социальной деятельности НРО выделяются СМИ, информационно-телекоммуникационные технологии. Мы остановимся подробно на этом аспекте, т.к. он имеет непосредственное отношение к политике социальной деятельности, что в свою очередь, является причиной неоднозначного отношения современного общества к НРО, на что мы указывали в первой главе нашего исследования.

Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия нетрадиционных религиозных организаций побуждает их к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести их послания в самые различные слои общества. Поэтому любой представитель НРО призван с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам жизни той или иной нетрадиционной культуры. В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, НРО как через официальные учреждения, так и через учреждение частных СМИ располагают собственными информационными средствами. Одновременно НРО через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле — и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио — и теле 114 сюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио — и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Так, например, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня имеет собственные средства массовой информации, такие как типографическое издательство «Источник жизни», теле- радио - коммуникационный центр «Голос надежды».

Вместе с тем, развитие глобальных компьютерных сетей ведет к существенному облегчению, удешевлению и ускорению процессов обмена информацией. Новые цифровые технологии преображают процессы создания и распределения различной информации. Эти технологии, учитывая глобальность охвата территорий, их простоту и игровую занимательность, становятся идеальной средой для синтеза и доставки в дом, на рабочие или учебные места самых разнообразных информационных образных, лексических и семантических конструкций. Систематизированные случайно, просто в силу легко осваиваемого обширного инструментария, возникшие в творческом процессе производства мультимедийной продукции или созданные преднамеренно, они могут стать причиной возникновения эпидемий неинфекционных заболеваний. Они же могут использоваться в качестве малозатратного, но чрезвычайно эффективного средства управления поведением масс со стороны широкого круга заинтересованных в этом лиц, средой для доставки информационного оружия массового поражения фанатиками, террористами, недалекими хулиганствующими юнцами, «черными юмористами» и просто психически нездоровыми людьми.2

Похожие диссертации на Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России