Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования роли религии в процессе социально психологической адаптации мигрантов 16
1.1. Миграция населения как социальный феномен 16
1.2. Социально-психологическая адаптация мигрантов: сущность и структура 36
1.3. Конфессиональный аспект миграционных процессов в России 74
ГЛАВА 2. Адаптационный потенциал религии (социально психологический подход) 90
2.1. Роль религиозного сознания в процессе социально-психологической адаптации мигрантов 90
2.2. Социально-религиозные механизмы адаптации мигрантов 119
Заключение 140
Список использованных источников и
Литературы
- Миграция населения как социальный феномен
- Конфессиональный аспект миграционных процессов в России
- Роль религиозного сознания в процессе социально-психологической адаптации мигрантов
- Социально-религиозные механизмы адаптации мигрантов
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования.
Стремительные перемены, охватившие сегодня не только Россию, но и весь мир, обостряют один из главных вопросов существования человека в обществе - его адаптацию к новым условиям бытия. Особенно актуальными проблемы адаптации оказываются в миграционной среде. При этом интенсификация миграции является одной из наиболее заметных характеристик современного общества. Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в государствах затрагивают практически все элементы социума, включая экономику, политику, культуру, межнациональные и межконфессиональные отношения. История дает немало примеров того, как миграция способствовала смене цивилизаций, гибели одних и рождению других этносов, социальному освоению неизвестного ранее географического пространства .
Современную миграцию по силе своего воздействия на мировое социально-экономическое, социокультурное и политическое пространство некоторые авторы сравнивают с «великим переселением народов». Так же как и в те времена, миграция существенно меняет социальную и геополитическую картину мира.
Как свидетельствуют материалы исследований ООН, в настоящее время миграцией охвачено 218 стран, количество людей, живущих вне стран своего рождения или гражданства, оценивается в 175 млн. чел., что составляет около 3% от общей численности населения мира2. Видимо, в связи со столь мощным воздействием миграции современное общество оказалось недостаточно готово к эффективному ответу на данный вызов.
С новыми масштабами и видами миграции столкнулась и современная Россия: перемещения больших масс людей внутри страны, потоки
' См Гумилев Л H Ритмы Евразии эпохи и цивилизации - М, 1993; Тойнби А Цивилизация перед судом истории Сборник / Пер с англ - М , 2002
2 См World Migration Report 2000, International Organization for Migration P 5 Цит по- Юдина T H Социология миграции к формированию нового научного направления - М Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 С 24.
Т»ис. национальная!
БИБЛИОТЕКА С-Петербург ^^,
ОЭ 200&КТТУ1)
беженцев и вынужденных переселенцев, наплыв мигрантов из-за рубежа, нелегальная миграция. Миграционные потоки в стране устремились за последние полтора десятилетия в основном в сторону ее центра: в Москву и Подмосковье, в Санкт-Петербург, в другие регионы, расположенные ближе к центру, такие как Краснодарский край. Прослеживается и другое направление миграционных потоков, связанное, в первую очередь, с трудовой миграцией и ориентированное на северные территории России. При этом необходимо отметить, что современные потоки мигрантов имеют в значительной мере этноконфессиональную окраску.
В таких условиях чрезвычайно актуализируется проблема социально-
психологической адаптации мигрантов к условиям жизни на новом месте,
их взаимоотношений с принимающим населением. Недостаточная
взаимная адаптированность тех и других бывает чревата возникновением *
напряженности и конфликтных ситуаций в сфере социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Сегодня в науках, изучающих миграцию, и среди тех, кто реализует миграционную политику, идет активный поиск возможностей, позволяющих сделать адаптацию мигрантов максимально комфортной и в конечном итоге успешной. Среди множества факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации, особое место занимает религия. Феномен религии, активно воздействующий на личность и общество, является объектом изучения многих гуманитарных наук. Однако возможности религии в процессе адаптации личности и группы к изменяющимся условиям бытия пока недостаточно исследованы в науке и в связи с этим редко учитываются на практике.
Вместе с тем, начиная с постсоветского периода, в условиях трансформации экономической, политической и других структур нашей страны, происходит возрождение религии как массового явления. У населения фиксируется устойчивый уровень доверия к церкви (37 - 40%). Проблема роли религии в процессе социально-психологической адаптации человека становится одной из актуальных. Особенно актуальна она в миграционных процессах.
С одной стороны, религия, выполняя смыслообразующую, компенсаторную, регулятивную и другие присущие ей социальные функции, может способствовать более успешной адаптации мигрантов к новым условиям бытия. С другой стороны, миграция изменяет сложившийся конфессиональный баланс и тем самым в определенных местах способна порождать напряженность в межконфессиональных отношениях.
Это предопределяет необходимость внимательного изучения, в том числе в режиме мониторинга, роли религиозного фактора в миграционных процессах, включая адаптивный потенциал религии, и постоянного учета данного фактора в федеральной и региональной миграционной политике. При этом следует учитывать, что в истории России уже накоплен немалый опыт государственной поддержки мигрантов в процессе их социально-психологической адаптации. Основная часть этого опыта приходится на период колонизации Сибири. Особенности процессов социально-психологической адаптации российских переселенцев, связанные с включенностью в них православия, представляют большой интерес для исследователя. Обращение к историческому опыту позволяет оптимизировать процесс выработки эффективной государственной миграционной политики в новых условиях. Слабая научная разработанность проблемы роли религии в процессе социально-психологической адаптации мигрантов и ее актуальность в условиях современной России предопределили выбор темы данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
В России активное изучение миграций населения началось в конце XIX в. и связано в первую очередь с процессом колонизации Сибири и Дальнего Востока. В этот период происходила наработка эмпирического и статистического материала по прибытию и распределению русского населения на осваиваемых территориях Сибири и Дальнего Востока. Среди исследователей, занимавшихся этой проблематикой в досоветский период, были Н. Астырев, В.П. Вощинин, Г.К. Гине, В.Н. Григорьев, И.А. Гурвич,
А.А. Исаев, А. Кауфман, H.C. Лыкошин, Г.Ф. Миллер, Н.И. Палопеженцев, Н,М. Ядринцев и др.1.
Работы этих авторов были востребованы в первые годы советской власти в связи с возобновившимися процессами заселения новых земель. Обобщив опыт предыдущих переселений, СВ. Бахрушин, П. Вощинин, Г.Ф. Чиркин, И.Л. Ямзин и др2. посвятили этим процессам свои исследования. В этот же период СТ. Струмилиным изучались экономические и хозяйственные аспекты миграции. Но в работах этих авторов отсутствовало четкое определение миграции населения как социального феномена, не были выявлены закономерности этого явления
Уже позднее, со второй половины 1950-х годов, начинается разработка теоретико-методологических и методических аспектов этого феномена, которые включали понятийный аппарат, методы исследования, изучение миграционных процессов и их последствий. Научная разработка в этом направлении велась Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, В.И. Переведенцевым, Л.Л. Рыбаковским и др4. Особое внимание
1 Астырев Н На таежных проталинах Очерки жизни населения Восточной Сибири - М, 1891,
Вощинин В На Сибирском просторе - СПб, 1912, Гине Г К Переселение и колонизация - Вып 2 -
СПб, 1913, Григорьев ВН Переселение крестьян Рязанской губернии - СПб, 1885, Гурвнч И А
Переселение крестьян в Сибирь - СПб, 1888, Исаев А А Переселение в русском народном хозяйстве -
СПб , 1891, Кауфман А А Переселение и колонизация - СПб , 1905, Он же Сибирское переселение на
исходе 19 в Историко-статистический очерк - 2-ое изд, СПб, 1901, Лыкошин НС Переселение и
переселенцы - Самарканд. 1892; Миллер Г Ф История Сибири - М - Л , 1937 T 1, Он же История
Сибири M -Л, 1941 T II, Палопеженцев H И Народное образование в г Ялуторовске и Ялуторовском
округе Тобольской губернии // Ежегодник Тобольского губернского музея Вып 1 - Тобольск, 1893,
Ядринцев Н М Сибирь как колония - СПб , 1882 и др
2 Бахрушин С В Исторический очерк заселения Сибири до половины 19в / Очерки по истории
колонизации Севера и Сибири - Вып 2, Петроград, 1922, Вощинин ВП Очередные вопросы
колонизации - Птг , 1919, Чиркин Г Ф Очерк колонизации Сибири второй половины XIX века и начала
XX века // Очерк по истории колонизации Севера и Сибири - Вып 2 - Петроград, 1922, Ямзин И Л ,
Вощинин В П Учение о колонизации и переселениях. - М-Л., 1926
3 Струмилин С Г К перспективной пятилетке Госплана на 1925/27 - 1930/31 гг // Плановое хозяйство
1927 №3
4 Заславская T И Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры
советского общества Методочогические проблемы комплексных исследований - Новосибирск, 1983,
Кокосов Н И Улучшить использование трудовых ресурсов Сибири н Дальнего Востока //
Социалистический труд 1961 № 2, І Іереведенцев В И Миграция населения и трудовые проб шмы
Сибири - Новосибирск, 1966: Он же Современная миграция населення в Западной Сибири
Новосибирск, 1965, Он же Методы изучения миграции населения - М, 1975, Рыбаковский Л Л
Региональный анализ миграции населения - М , 1973, Он же Народонаселение Дальнего востока за 100
лет - М , 1969, Он же Проблемы формирования народонаселения Дальнего Востока - Хабаровск, 1969,
заслуживает теория трехстадийности миграционного процесса, разработанная Т.И. Заславской и Л.Л. Рыбаковским .
Современные миграционные процессы, связанные с национальными
конфликтами, экономическим кризисом, политической и экономической
дифференциацией постсоветского пространства, изучают
Ж.А. Зайончковская, Т.Д. Иванова, Л.И. Леденева, В.А. Тихонов2.
В последние годы идет активный поиск методов для комплексного
изучения миграционных процессов. В этой связи необходимо отметить
научное направление миграциологию, разрабатываемое М.Б. Денисенко,
В.А. Ионцевым и Б.С. Хоревым3. В рамках социологии Т.Н. Юдиной
предложено перспективное направление в изучении миграционных
" процессов - социология миграции4. Ю.Г. Ефимов предпринимает попытку
разработки политической миграциологии .
Характерной особенностью миграционных потоков постсоветского периода стали вынужденные миграции, которые объясняются распадом СССР и возрастающими массовыми конфликтами, военными действиями, межнациональной и межэтнической напряженностью. Проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, начиная с 1990-х гг., посвящены работы Г.С. Витковской, Ж.А. Зайончковскои, В.И. Мукомеля, Т.М. Регент и др . Г.С. Витковской разработана классификация факторов вынужденной
Он же Миграция населения- прогнозы, факторы, политика - M, 1987, Методика выборочного обследования миграции сельского населения / Под ред ТИ Заславской -Новосибирск, 1969 ' Заславская T И, Рыбаковский Л Л Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе//Социологические исследования, 1978 № 1
2 Зайончковская Ж А Миграция в разном масштабе времени - М., 1999, Она же Миграция населения и
рынок труда в России - M, 1994, Миграция специалистов России' Причины, последствия, оценки /
і Науч ред Зайончковская Ж A -M, 1994, Тихонов В А и др «Утечка умов» Потенциал, проблемы,
перспективы - M , 1993
3 Денисенко М Б, Ионцев В А, Хорев Б С Миграциология, M, 1989, Жуков Г.С. Основы
миграциологии -М Ника, 1999
4 Юдина Т Н Социология миграции к концепции новой специальной социологической теории // Тезисы
Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология новые реалии и новые идеи».
СПб, 2000; Она же Социология миграции- к формированию нового научного направления - M, 2003,
Она же Социология миграции - М Изд-во Академический проект, 2006.
Ефимов Ю Г Политическая миграциология- миграционные процессы в контексте политологических проблем. М АНМИ, 2005.
6 Витковская Г С Вынужденная миграция проблемы и перспективы - M, 1993, Она же Вынужденные мигранты большинство переселяются вслепую // Российское обозрение 1994 № 33, Она же Вынужденные мигранты и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России, старые и новые фобии /
миграции и дано ее определение, в котором учитывается роль мотивов . В связи с потоками вынужденной миграции актуализировались проблемы последствий этого явления: социальной, психологической и социокультурной адаптации переселенцев.
Общетеоретические и методологические вопросы адаптации рассмотрены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, А.А. Налчаджяна, М.В. Ромма, Г.И. Царегородцева и др2.
Среди отечественных ученых, исследующих миграционные процессы вопросами социальной адаптации переселенцев занимается Е.А. Назарова3, психологической - А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, З.И. Левин, В.Н. Павленко, В.В. Степанов, А.А. Сусоколов, Е.И. Филиппова и др.4,
Под ред Г Витковской и А Малашенко - М , 1999, Вынужденные мигранты в Центральной России / Под ред. В Мукомеля и Э Панина - М , 1999; Миграция и рынки труда в постсоветской России / Под ред Г С Витковской - М , 1998, Миграционная ситуация в странах СНГ / Под ред Ж А Зайончковской - М, 1999, Миграционные процессы после распада СССР / Под ред Ж А Зайончковской - М , 1994, Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред Ж А Зайончковской - М, 1999, Регент TM Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам - М, 1998; Она же Миграция России реальность и политика // Миграционная ситуация в России' социально-политические аспекты Программа по исследованию миграции - М , Вып. 4. 1994.
1 Витковская Г С Вынужденная миграция проблемы и перспективы. - М , 1993
2 Верещагин В Ю Философские проблемы теории адаптации человека - Владивосток Изд-во
Дальневост Ун-та, 1988, Верещагин В Ю , Ясменко М К Информационно-культурный адаптациогенез
антропологическое измерение Монография Ростов-на-Дону, 2001, Калайков ИД Цивилизация и
адаптация - М Прогресс, 1984; Налчаджян А А Социально-психическая адаптация личности Ереван,
1988, Ромм М В Адаптация личности в социуме Теоретико - методологический аспект - Новосибирск
Наука Сибирская издательская фирма РАН, 2002, Он же Теоретико - методологические проблемы
исследования социальной адаптации личности (Информационный подход) Автореф
дис канд филос наук - Новосибирск НГУ, 1995, Он же Социальная адаптация личности в России
опыт ретроспективного социально-философского анализа II Проблемы высшего технического
образования - Новосибирск Изд-во НГТУ, 1996 - Вып 9, Философские проблемы теории адаптации /
Под ред Г И Царегородцева - М . Мысль, 1975
3 Назарова Е.А Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации
(социологический анализ) дисс канд социол наук - М, РАГС при Президенте РФ, 1998, Она же
Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной
политике России социологический анализ М , 1999, Она же Особенности современного процесса
миграции//СОЦИС 2000 №7
4 Асмолов А Г Психология личности М, 2001, Комарова ОД, Степанов В В Исторические этапы
адаптации русских переселенцев // Русские старожилы Азербайджана - М, 1990, Лебедева НМ
Социальная психология этнических миграций М, 1993, Она же Эмпирическое исследование
психологической адаптации группы к иной природной среде (на примере русских старожилов
Закавказья) // Духовная культура и этническое самосознание Вып 1 М , 1990, Она же Социальная
психология аккультурации этнических групп Дисс док психол наук - М, 1997, Левин ЗИ
Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) - М Институт востоковедения РАН,
Издательство «Крафт+», 2001, Павленко В H Аккультурационнные стратегии и модели трансформации
' идентичности у мигрантов // Психология мигрантов и вынужденных переселенцев опыт исследований и практической работы Под ред ГУ Солдатовой - М, 2001, Психологическая помощь мигрантам
социально-психологической - В.В. Гриценко, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.1 Следует отметить работу Ю.Р. Галимовой2, исследующей проблему интеграции мигрантов-мусульман в иноконфессиональную среду на примере Германии.
В зарубежной науке проблемы социокультурной адаптации мигрантов
рассматриваются в основном в русле кросс-культурной психологии и
разрабатываются Дж. Берри (теория аккультурации), С. Бочнером,
К. Обергом (концепция «культурного шока») и др.3. Особый интерес
представляют исследования проблем межкультурного и
межнационального общения А. Фарнхема и С. Бочнера4. Авторы разработали типологию межкультурных контактов и предложили общую концептуальную схему, которая может быть использована для
травма, смена культуры, кризис идентичности / Поя ред Г У Солдатовой - М , 2002, Степанов В В ,
Сусоколов А А Русские ближнего зарубежья Проблемы адаптации в российской деревне / Российский
этнограф Вып 9 - М , 1993; Филиппова Е И Роль культурных различий в процессе адаптации русских
переселенцев // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах - М, 1997
' Гриценко В В Русские среди русских проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран Средней
Азии и Казахстана в России // Этническая психология и общество М, 1997; Она же Русские среди
русских проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран ближнего зарубежья в России - М,
1999, Она же Социально-психологическая адаптация переселенцев России - M Изд-во «Институт
психологии РАН», 2002, СолдатоваГУ, Шайгерова Л А Социально-психологическая адаптация
вынужденных мигрантов / Психология беженцев и вынужденных переселенцев опыт исследований и
практической работы Под ред ГУ Солдатовой -М ,2001; СолдатоваГУ., Шайгерова Л А Общество и
вынужденные мигранты трудный путь к взаимопониманию // Психологи о мигрантах и миграции в
России- Информационно-аналитический бюллетень №3 М Смысл, 2001; Солдатова ГУ, Шайгерова
Л А, Шарова О Д Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию - М , 2000;
I Солдатова Г У , Шайгерова Л А , Шлягина F И Нарушения этнической идентификации v русских
мигрантов//Социологический журнал 1994. №3
2 Галимова IO Р Проблема интеграции мусульман в иноконфессиональную среду (на примере
Германии). Дисс канд философ наук - М : РАГС при Президенте РФ, 2005
, 3 Barry J Cross-cultural psychology research and applications Cambridge 1992, Bochner S The psychology of
' cross-cultural relations II Cultures in Contact Studies in Cross-Cultural Interaction I S Bochner (Ed) Oxford,
1982 P 5 - 44, Furnham A , Bochner S Culture Shock psychological reactions to unfamiliar environments London, New - York, 1986, Kozulin A , Venger A Immigration without adaptation- the psychological word of Russian immigrants in Israil II Mind, Culture and Activity - 1994 - №4, Mendoza R H Acculturation and sociocltural variability II Chicano psychology І і Martinez & R Mendoza (Eds) Onando, 1984, Montreuil A , Bourhis R Y Majority acculturation orientations toward «valued» and «devalued» immigrants //Journal of Cross-cultural Psychology - 2001 - November, vol 32, No 6, Nutnik N Ethnic minority identity A social psychological perspective -Oxford, l91,ObergK Culture Shock Adjustment to new cultural environments II Practical Anthropology, 1960, 7 P 177 - 182, Redfield R, Linton R, Herskovits M J Memorandum for the Study of Acculturation// American Anthropologist 1936 Vol 38 №1
4 Furnham A , Bochner S Culture Shock Psychological Reactions to Unfamiliar Environments London and New York, 1986
категоризации контактов на уровне индивидов, групп и даже целых обществ.
Важное значение для изучения социокультурной адаптации русского населения в Сибири в период освоения ее территорий имеют работы М.М. Громыко1. В своих исследованиях она рассматривает структуру и функции крестьянской общины, традиционные формы взаимопомощи, а также роль общины в сохранении обычаев, исполнении обрядов, традиционных форм общения.
Особого внимания заслуживают исследования русской общины в
Сибири Н.А. Миненко2. В ее работах исследуются внутрисемейные
отношения, свадебные и другие обряды, характеризуется деятельность
церкви и сельской общины в сфере семейного быта крестьянства, роль
обычаев и обрядов в развитии духа солидарности, обмене знаниями и j
социально-значимым опытом, воспитании молодежи.
Рассмотрением проблемы сохранения религиозных (православных) традиций переселенцев в Сибирь занимается Б.Е. Андюсев . Следует выделить работы сибирского исследователя О.Н. Шелегиной, которая, обобщив имеющиеся материалы, исследовала роль общины, церкви, семьи, календарных обычаев и праздников в процессе социокультурной адаптации русского населения в Сибири в XVIII - начале XX в.
1 Громыко M М Территориальная крестьянская община Сибири (30-е гг XVIII в - 60 - є гг ХІХв) //
Крестьянская община в Сибири XVII - начала XX в - Новосибирск, 1977, Она же Традиционные нормы
поведения и формы общения русских крестьян в XIX в - М , 1986, Она же Трудовые традиции русских
крестьян Сибири XVIII - первой половины XIX в - Новосибирск, 1975
2 Миненко Н А Община и русская крестьянская семья в Юго - Западной Сибири (XVIII - первая
половина XIX ъ) II Крестьянская община в Сибири XVII - начала XX в Новосибирск, 1977,
Крестьянство Сибири в эпоху феодализма - Новосибирск, 1982, Она же Общинный сход в Западной
Сибири XVIII в - первой половины XIX ъ II Общественный быт и культура русского населения Сибири
- Новосибирск, 1983, Она же Источники пополнения и сословный состав населения западно-сибирской
деревни в начале XVIII в // Социально - демографическое развитие сибирской деревни в досоветский
период - Новосибирск НГПИ, 1987, Она же В долг без расписки // Родина 2000 - Х 5, Она же
Русская крестьянская община в Западной Сибири XVIII - первой половине XIX века - Новосибирск,
1991, Миненко Н А , Рабцевич В В Любовь и семья > крестьян в старину Урал и Сибирь в XVIII XIX
вв - Челябинск, 1997
5 Андюсев Б Е Духовность и традиции старожилов// http //andiusev narod ru/b/ergo7 htm
4 Шелегина О H Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири
Социокультурные аспекты XVIII - начало XX в Учебн пособие Вып 2 M Логос, 2002
Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме адаптации мигрантов, в научной литературе остается неизученной роль адаптационных механизмов религии в миграционных процессах. Также недостаточно в теоретико-методологическом плане изучался конфессиональный аспект миграционных процессов.
Объект исследования - адаптационный потенциал религии в миграционные процессах.
Предмет исследования - роль православия в социально-психологической адаптации мигрантов (на материалах русской колонизации Сибири).
Цель И 1ИДЯЧИ исследования. Целью данного диссертационного исследования является выявление роли адаптационных механизмов религии (в основном на примере православия) в процессе социально-психологической адаптации мигрантов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих
- раскрыть сущность понятия «миграция населения» как социального
феномена, определить основные виды, факторы, функции, причины и
мотивы данного явления;
раскрыть сущность и содержание понятия «социально-психологическая адаптация мигрантов»;
выявить основные факторы социально-психологической адаптации мигрантов;
проанализировать современные проблемы мигрантов, возникающие В процессе социально-психологической адаптации;
выяснить влияние конфессионального фактора на адаптационный процесс мигрантов;
- выявить основные функции религиозной веры, православной
общины (прихода) и религиозного культа в процессе адаптации
переселенцев в Сибирь досоветского периода.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют такие общенаучные принципы как
объективность и комплексность, рассмотрение социальных явлений в их диалектической взаимосвязи и развитии. Исследование осуществлялось в рамках различных научных направлений: философии, социальной психологии, религиоведения, социологии, истории, что является требованием междисциплинарного подхода, который позволил получить более полное представление об исследуемом явлении. В своем исследовании автор опирался на имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе труды, посвященные изучению феномена миграции населения. В работе использован структурно-функциональный подход к анализу религиозного феномена.
Эмпирическая база диссертационного исследования. В диссертации использованы опубликованные в научной литературе документы и материалы по истории освоения Сибири (царские грамоты, наказы и указы XVI - XVIII вв., челобитные сибиряков, наблюдения современников и участников колонизации Сибири и т.д.)1, результаты современных социологических исследований в сфере миграции населения, в т.ч. опубликованные на сайтах Internet. При подготовке диссертационной работы также была использована справочная литература и материалы научно-практических конференций.
Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее существенные научные результаты, полученные диссертантом, заключаются в следующем:
- впервые в отечественной науке исследуется роль религии в процессе
социально-психологической адаптации мигрантов как самостоятельная
проблема;
- определена степень влияния конфессионального фактора на
миграционные процессы, рассмотренные в историческом и современном
ракурсах;
История Сибири Первоисточники - Новосибирск Сибирский Хронограф, 1996 - Вып VI VII, Дополнения к Актам Историческим, собранные и изданные Археографической комиссией - СПб, 1848 т. Ш, 1851, т IV, 1855, т V, 1857, т VI, 1859, т VII, 1869, т XI, Собрание государственных грамот и договоров.Ч III -М,1822;Ч IV -М,!828идр
- предложена трактовка понятия «депривация» применительно к
религиозной сфере;
определены и систематизированы (на личностном уровне и уровне массового сознания) основные функции религиозного сознания, способствующие преодолению таких состояний психологического дискомфорта, как депривация, изоляция, фрустрация, кризис идентичности, и повышающие тем самым эффективность адаптирования переселенцев в Сибири досоветского периода;
определены и систематизированы общие и специфические функции социально-религиозных механизмов православия (общины и культа), способствующие разрешению конкретных адаптационных проблем переселенцев в Сибирь и в целом их адаптированию к новым условиям.
Положения, выносимые на защиту.
-
В миграционных процессах важную роль играет конфессиональный фактор, который оказывает влияние на изменение конфессиональной структуры населения и религиозной ситуации не только в отдельных странах, но и во всем мировом пространстве. Поэтому учет конфессионального фактора является одним из важнейших требований к проведению эффективной миграционной политики.
-
Конфессиональный фактор миграционных процессов проявляется в качестве: 1) появления представителей новых для региона конфессий; 2) изменения конфессиональной структуры населения; 3) включения мигрантов в сложившуюся конфессиональную среду; 4) религиозной (конфессиональной) толерантности/интолерантности во взаимоотношениях местного населения и мигрантов; 5) конфессионального влияния на религиозную ситуацию в регионе извне.
3. В процессе социально-психологической адаптации мигрантов
религия обладает определенным адаптационным потенциалом, дающим
возможность мигрантам более успешно встраиваться в новую среду и
закрепляться на новом месте. При этом воздействие религии на процесс
адаптации мигрантов неоднозначно: в определенных условиях она может
выступать в качестве сегрегирующего фактора, противопоставляй мигрантов иноконфессиональной среде принимающего социума.
4. Религиозная община и культовая деятельность способствуют преодолению состояния депривации переселенцев и BbtctynaklT как социально-психологический механизм социализации личности, способствующий адаптированию переселенцев.
Теоретическая я практическая значимость работы Материал диссертационной работы предоставляет теоретический и методологический инструментарий, построенный На исторической основе, который может быть использован для проведения дальнейших Научных исследований адаптационного потенциала религии, как В ситуациях миграции, так и в других социальных процессах. Полученные результаты представляют практический интерес для органов государственной власти И местного самоуправления, служб социальной защиты населения, общественных и религиозных организаций, и позволяют приводить четко ориентированную миграционную политику в регионах И в целом в стране с учетом конфессионального фактора.
Материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах, в т.ч. в академиях государственной службы, при подготовке учебных программ И пособий, включая разработку курсов лекций по религиоведению, социальной философии, социологии и психологии религии, ЭТНОЛОГИИ, этнопсихологии, политологии.
Апробация результатов диссертационного исследований.
Тезисы докладов диссертанта по теме Исследования были представлены на научной конференции «Церковь и Государство: история и современность» 10-11 марта 2005 г. (г. Иркутск), на всероссийской конференции «Будущее России: новая восточная стратегия», 25 мая 2006 г. (г.Москва). Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены и изложены в научных публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Миграция населения как социальный феномен
Современное социально-экономическое и политическое положение России во многом определяется миграционными процессами, как внутренними, так и внешними. Миграция влияет на социальную, экономическую, политическую жизнь государства, играет важную роль в формировании и изменении этнического состава общества и является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого современного социума.
Миграция населения представляет собой социальный феномен, т.к. а) в миграционных процессах происходит перемещение в географическом и социальном пространстве больших групп людей; б) миграция оказывает влияние на социальную и этноконфесиональную ситуацию в регионах выхода и приема; в) миграция оказывает существенное воздействие на экономические, политические, социокультурные и демографические процессы в регионах и в стране в целом.
Миграция населения — от лат. migratio - переселение. В собственном смысле слова миграция — «совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого - либо»1.
Принято считать, что научное определение миграции одним из первых дал английский ученый Е. Равенштейн в 1885-1889 гг. Под миграцией он понимал постоянное или временное изменение местожительства человека2.
Активное изучение феномена миграции в Советском Союзе началось со второй половины 60-х гг. прошлого столетия. В связи с этим появилось большое количество определений (более сорока) данного явления. Б.С. Хорев, В.Н. Чапек, В.И. Староверов, А.У. Хомра, Л.Л. Рыбаковский1 и многие другие исследователи этой проблемы пытались сгруппировать различные точки зрения относительно термина «миграция». Согласно классификации Л.Л. Рыбаковского, все определения миграции населения, взяв в качестве критерия сущностный момент, можно разделить на три группы2.
Первая группа включает в себя определения, которые смешивают миграционные и социальные виды движения населения3. По сути, здесь происходит отождествление отличных друг от друга явлений: перемещения людей по территориям и перемещения людей по профессиям, отраслям, предприятиям и т.д. Но это, как утверждает Л.Л. Рыбаковский, разные перемещения, которые имеют различный характер и тем более результат.
Во вторую группу входят определения миграции, которые предполагают только территориальные перемещения населения4. При этом, можно выделить несколько подходов в данной группе: а) миграция включает все виды передвижения людей в пространстве, независимо от характера и целей этого передвижения; б) миграция предполагает регулярные перемещения между населенными пунктами (между местом жительства и сферой труда или учебы), влекущие в дальнейшем к временному или постоянному переселению; в) миграцию рассматривают как фактическое переселение из одного населенного пункта в другой с предполагаемой регистрацией в новом месте поселения и соединением места жительства с основной деятельностью.
Третью группу составляют определения, в которых не разделяются понятия «перемещение» и «мобильность»1. Существуют различные понимания термина «мобильность» (относительно миграции): а) как общее понятие различных видов перемещения; б) как синоним переселения; в) как общее понятие потенциальной и реальной миграции; г) как потенциальная готовность населения к изменению своего территориального статуса2.
Разные точки зрения на феномен миграции населения мы объясняем тем, что миграцию изучают различные науки, такие как демография, экономика, политология, история, социология, психология, антропология, география и др. Каждая из этих наук определяет и изучает миграцию в поле своего предмета. Поэтому в современной науке сложились не просто разные определения миграции населения, а в целом различные подходы к ее изучению.
В.А. Ионцев разработал подробную классификацию научных подходов к изучению феномена миграции. Им рассмотрены более 40 научных направлений, теорий и концепций, которые сгруппированы по определенным научным направлениям в изучении миграции населения. Вот основные из этих подходов: экономический, демографический, миграционный, социологический, политический, системный, географический, экологический, исторический, этнографический, психологический, биологический, генетический, философский, юридический, типологический3.
Конфессиональный аспект миграционных процессов в России
Таким образом, можно отметить, что вера действительно наполняла смыслом жизнь переселенцев, являлась основой их нравственного начала, и не важно, где человек оказывался и каким делом (работой) на земле он занимался, главное для него - жить согласно вере. Это дает нам основание утверждать, что вера являлась значимым адаптационным ресурсом для переселенцев в Сибирь.
Морально-этическая функция. Религиозная вера основывается на том, что она предлагает человеку определенную систему нравственных ценностей. Православная вера являлась «главным источником добрых нравов»1, олицетворением нравственного идеала сибирского старожила. «Нехристь» - называли в Сибири человека, нравственно ущербного, совершающего дурные поступки. «Вот это по-божески» - оценивался в «обществе» благородный поступок2. Те нравственные черты и совестливость, которые закладывало православие в людях, являлись признаком уважения друг к другу. Плохой человек, по мнению сибиряков — это черт, душегубец, варнак, христопродавец, вор, пьяница, «алырник» (мелочник), брехун (лжец) и т. д. Многие исследователи обращают внимание на то, что старожильческая Сибирь характеризовалась «меньшей религиозностью», особенно это касается выполнения повседневной обрядности, была менее усердна в посещении церкви (на наш взгляд, это объяснялось нехваткой церквей и священнослужителей на территории Сибири, отдаленностью места жительства от храмов, а также суровостью климата, т.к. последнее требовало от сибиряков постоянной, усердной работы, которую переселенцы вынуждены были выполнять без длительных и частых остановок), но все же каждый человек в душе оставался верующим. Как отмечает Б.Е. Андюсев, «практичность, реалистичность и опора на свои силы придавали человеку уверенность в жизни, но непредсказуемость природных явлений, болезни и несчастные случаи говорили ему, что «все мы ходим под Богом». Вера помогла воспитанию мудрого отношения к вопросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции предков»1.
Регулятивная функция. Православная вера, в основе которой заложены высоконравственные начала, являлась предупреждающим и сдерживающим фактором в пороках и преступлениях людей: ведь никто не желал попасть в ад, по сути, в тюрьму, но каждый хотел обрести Царствие Божие, оказаться в раю, а это возможно лишь при соблюдении нравственных основ православия. В обращениях сибиряков друг к другу сложились определенные формы высказываний и выражений, которые часто употреблялись как в устной речи (например, в просьбах), так и в письмах, наказах и т.д.: «Почитайте свою родительницу... отчиво будете от Бога прославлены и от людей похвалены, и живите с соседями добропорядочно, и чиво себе неугодно, тово и людям не творите». «Надо бы жить Богу не во гнев, а добрым людям не на смех» . Почитание отца и матери, стариков было непременными атрибутами «праведной жизни» крестьян, благодаря которой верующие надеялись попасть в «Царствие Небесное». Сибиряки практически во всех вопросах ориентировались на опыт своих предшественников: «Наши отцы, деды и прадеды делали все так же, как мы делаем и изжили века еще лучше нас... Что же мы будем выдумывать и грешить?». Старикам принадлежало решающее слово на сельских сходах1. Компенсаторная функция. Безусловно, едва ли не самую важную функцию религиозной веры в процессе адаптации первопроходцев и переселенцев к непростым условиям жизни на сибирских просторах составляла компенсаторная функция. Основной механизм ее воздействия на Р человека в экстремальных условиях представляет упование на бессмертие души, существование загробного мира и посмертного воздаяния за совершенные в этой жизни дела и перенесенные страдания. Идея воздаяния. В Сибири переселенцы сталкивались с множеством трудностей как бытового, так и социально-психологического характера. Им Ф приходилось в буквальном смысле выживать во времена засухи, пожаров, наводнений, эпидемий инфекционных заболеваний (оспа и др.) и т.п. В такие периоды нередко гибли люди, кормильцы семей. Однако, надежда на Т загробное воздаяние, которое обещает православие за терпение и безропотное перенесение возникающих трудностей, помогала выживать и не падать духом даже, казалось бы, в абсолютно невыносимых условиях, в каковых нередко оказывались переселенцы в Сибири. Вера в то, что, Ф перенося земные трудности, «на том свете» они будут «вознаграждены», повышала их адаптационные возможности. В качестве одного из проявлений компенсаторной функции можно рассматривать функцию фасилитации. Фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) в данном случае означает облегчение адаптирования переселенцев, в результате чего повышается эффект адаптированности Моральная и физическая нагрузка на переселенцев была крайне тяжелой. Как свидетельствуют заметки воеводских отписок, а также крестьянских челобитных, по прибытии переселенцам приходилось # вступать в борьбу с незнакомой для них природой, что зачастую было безуспешным: «хлеб позяб», «была засуха», «земля песок и трава не
Роль религиозного сознания в процессе социально-психологической адаптации мигрантов
Формирование взаимной толерантности переселенцев и коренного населения характеризуется уважением и пониманием иной культуры с присущими ей традициями, обычаями, религиозными представлениями и в целом иным менталитетом и мировоззрением. Тесное взаимодействие людей, представляющих отличные друг от друга этноконфессиональные традиции Сибири и Русского государства, способствовало а) осознанию существования других народов со свойственной им культурой, вероисповеданиям, традициями и т.д.; б) восприятию другой системы культурных ценностей; в) формированию уважительного отношения к представителям иного по сравнению со своим мировоззрением; г) выработке социально-психологических установок на восприятие коренного населения как культурной общности, с которой необходимы контакты в социально-бытовой и хозяйственной сферах.
Повышение качества общения с представителями различных социальных сословий и культур и обмен хозяйственным опытом. Поселяясь в Сибирь, русский человек естественным образом познавал инокультурное окружение с его религиозными верованиями, традициями, нравами, языком и т.д., а «инородцы» в свою очередь познавали российскую культуру. Знакомство с иной культурой, без сомнений, способствовали более эффективному общению между разными народами и соответственно повышали его качество. В ходе общения представители разных культур принимали участие в совместной деятельности, такой как поиск и добыча полезных ископаемых, торговля. В исторических актах говорится о том, что на серебряных приисках совместно трудились русские служилые люди, (литвины», и коренные народы Сибири1. В процессе такого совместного труда происходило заимствование друг у друга профессиональных знаний и умений. Следует упомянуть, что земледелие у коренных народов Сибири укоренилось благодаря русским людям. Сами же русские стали использовать приемы рыбной ловли, охоты, которые были выработаны многовековой практикой их новых «соседей».
Развитие высокого адаптационного потенциала сибиряков, который стимулировался за счет переселения или поездки в любой из сибирских городов. Постоянный приток новых поселенцев в Сибирь способствовал проникновению разного рода информации, новых идей. Исследования А.А. Люцидарской показывают, что последующие поколения переселенцев, впитывая опыт своих предков, усваивали и новую информацию, а также ширили круг своего общения, совершали поездки во многие города, что способствовало более легкой и быстрой адаптации в любом из сибирских городов1. Знания различных культурных традиций, языков, умение общаться в толерантном уважительном тоне, опыт тесного соседства с представителями различного мироощущения повышали адаптационные ресурсы сибиряков.
Социокультурная и психологическая взаимная адаптация (как русских переселенцев, так и коренных народов Сибири). Вливаясь в толерантную и взаимоуважительную среду переселенец чувствовал себя комфортно, потому что знал, что он встретит понимание и человеческое отношение независимо от того, представителем какой культурной среды он является. Исследователями сибирских территорий отмечен тот факт, что к человеку в Сибири относились в зависимости от пользы, которую он приносил обществу и не важно казак он, торговец или ремесленник . Это в равной степени относилось и к инородцам. Русские переселенцы «смотрят на вогула, самоеда, остяка и татарина прежде всего как на человека и з только с этой стороны определяют к ним свои жизненные отношения» . Известны факты совместного владения недвижимой собственностью, совместного промышленного производства русских горожан, коренного населения, «служилой литвы». Также немалочисленными являются примеры совместного владения землей русскими и коренными народами Сибири и арендой земли друг у друга1. Среди коренных народов Сибири у торговых русских людей были «старые други и знакомцы», которые помогали им в перевозке товаров, предоставляя своих оленей. Различные воеводские отписки свидетельствуют о том, что русские крестьяне посещают инородческие юрты, а инородцы - русские деревни, где они вместе проводят время. О взаимной адаптации русских и коренных народов Сибири можно судить по тем фактам, что инородцы указывают русским людям на соленые ключи, на железные и серебряные руды, и говорят на русском языке и «всякому русскому обычаю навычны»2. В свою очередь и русские переселенцы, как и указывалось, знали не только языки сибирских народов, но и их культурные ценности. Успешность социокультурной и психологической взаимной адаптации русского населения и инородцев также может быть продемонстрирована в «тенденции селиться вперемешку» (т.е. в очень тесном соседстве) и в заключении межэтнических браков.
В целом ожно констатировать, что в процессе совместного проживания русских людей и коренных народов Сибири на одной территории установилось мирное общение, веротерпимость, завязались деловые отношения и, как отмечает П.Н. Буцинский, «отчуждения мы совсем не замечаем»3. Доброе отношение сибиряков, и их душевная теплота к окружающим отмечена в Иркутских губернских ведомостях: сибиряки никогда и никому не отказывали в милостыне и ночлеге. Более того, в Сибири повсеместно было принято класть на ночь, на специальную полочку на заплоте «краюху хлеба» и ставить «крынку молока для нуждающихся» , здесь главным образом имеются ввиду беглые каторжные.
Социально-религиозные механизмы адаптации мигрантов
В данном случае мы выделяем несколько основных моментов, на наш взгляд, характерных для Сибири в условиях освоения ее территорий: 1) Территорию Сибири до прихода Ермака населяли различные коренные народности, как кочующие, так и оседлые, имеющие свои собственные религию, культуру, быт и представления о мироздании в целом, которые отличались от представлений православных переселенцев из России. Поэтому переселяющихся в Сибирь мигрантов ожидало иноэтническое, иноконфессиональное и инокультурное окружение, к которому православные переселенцы были вынуждены адаптироваться. 2) После появления русских социокультурная среда Сибири постепенно стала меняться. Известно, что при заселении данных территорий из России сюда прибывали как добровольные переселенцы, так и ссыльные: политические, уголовные и даже пленные, также по распоряжению руководства страны переселялось и служилое сословие. Это были люди из разных социальных слоев общества с разным мировоззрением, менталитетом. Поэтому переселенцам, помимо адаптирования к иноконфессиональной, иноэтнической и инокультурной среде, необходимо было еще адаптироваться друг к другу. Но, несмотря на различия социального положения, они все же в основном успешно адаптировались и приживались друг с другом. Этому в немалой степени способствовали общинная организация жизни и общность веры. Разнородность и многообразие этнокультурной и конфессиональной и среды Сибири (иными словами различие в культурах переселенцев из России и принимающего коренного населения (в т.ч. и старожилов), на наш взгляд, способствовали: расширению культурного кругозора сибиряков; формированию у них толерантности; повышению качества общения с представителями различных сословий и культур и обмену хозяйственным опытом; развитию высокого адаптационного потенциала сибиряков; социокультурной и психологической взаимной адаптации (как русских переселенцев, так и коренных народов Сибири).
Расширение культурного кругозора сибиряков в т.ч. новопоселенцев, происходило в процессе: а) ознакомления с иными культурами, что давало сибирякам знания о ранее неизвестных им землях и народах, проживающих на этих территориях, расширяя тем самым их кругозор и раздвигая привычные географические рамки ; б) непосредственного общения с представителями различных этнокультурных и конфессиональных традиций; в) естественного изучения языков коренного населения и как следствие — знакомство с его мировоззрением и культурными традициями.
Исследователи Сибири отмечают, что языки коренных народов Сибири не являлись непреодолимой преградой, а были доступны . Вследствие чего и происходило распространение такого явления как билингвизм, (сибиряки знали по два и более языков коренных народов Сибири) , или, по крайней мере, проникновение в русскую речь «инородных» слов, которые употреблялись повсеместно4. Так, жители Гижигинска говорили по-русски, но язык их также изобиловал местными словами и оборотами. Они не только понимали корякский и эвенкийский языки, но и бегло говорили на них. Себя они называли «не русскими, а гижигинцами», а «русскими» считали только приезжих из России5. Поэтому толмачи (т.е. переводчики) хотя и ценились, «но людей, изъяснявшихся на нескольких языках, было все же достаточно»6. Путешественники, как и исследователи сибирских территорий, отмечают, что «даже в несколько высшем кругу общества» местный язык «играет почти столь же главную роль, какую французский в обеих наших столицах»1. Пример тому среднеколымские русские, которые «хотя все говорят по-русски, но вместе с тем все знают якутский язык и, нужно сказать, лучше, чем родной»; большинство их думает «на якутском языке и сплошь и рядом предпочитает говорить между собой на нем»2. Язык, на котором изъяснялись укоренившиеся в Сибири переселенцы и их потомки, был настолько своеобразен, что в 1873 г. в Известиях Сибирского отделения РГО были опубликованы «Замечания и словарь сибирского наречия» П.А. Ровинского, где исследователь отметил, что «...Говор Восточной Сибири имеет особую фонетику, много своеобразных грамматических форм. Словарь насчитывает более 3000 местных слов, не известных в общем русском языке»3.
Необходимо подчеркнуть, что в Сибири не существовало единого говора для всей территории, в каждом поселении бытовали свои особенности, привнося в русскую речь слова тех народов, которые проживали по-соседству. Однако русские сибиряки понимали друг друга легко, ведь многие слова, как и целые выражения, служили для общения «своих». Слова местного происхождения обозначали большинство орудий труда и предметов быта, пород скота и объектов крестьянского подворья, дней прошедших и предстоящих. Многие изначально «великорусские» слова видоизменялись: например, приенисейские сибиряки часто заменяли одни буквы другими, «выбрасывали» отдельные звуки при произношении, добавляли к словам частицы -чи, и -ка, а у некоторых слов опускали окончания