Введение к работе
Актуальность исследования. В современном культурном пространстве происходят стремительные перемены, приспособиться к которым человек не успевает Развитое психотерапии в немалой степени стимулируется произошедшими в последние годы изменениями в условиях жизни людей, трансформацией их внутреннего мира XXI столетие можно назвать эпохой, как нельзя более нуждающейся в психотерапии в широком смысле этого слова - индивидуализированной помощи человеку, лишенному стабильных жизненных ориентиров, соотнесенных с трансцендентным смыслом
В сегодняшнем плюралистическом мире ценности, которые мотивируют поведение, противоречивы и несводимы в единую систему Отсутствие данного «сверх)'», безусловного смысла жизни требует от каждой личности «борьбы за существование» в смысле самовоплощения, каждодневного отвегствен-ного выбора, способности к пониманию и приятию своих подлинных переживаний и потребностей, автономного смыслопорождения, целеполагания и преобразования действительности в соответствии с собственными целями Имеїшо этот процесс призвана направлять и поддерживать психотерапия Цель психотерапии, с одной стороны, при помощи слова и человеческого отношения позитивно повлиять на переживания и поведение человека, воспринимаемые им как болезненные и ненормальные, а с другой — понять субъективный мир переживаний человека.
Проблема постижения души человека имеет непреходящую актуальность В этой связи психотерапия как наука об исцелении души является неотъемлемой составляющей современной культуры В психотерапии предпринимается попытка целостного постижения внутреннего мира человека, вследствие чего она выходит за рамки врачебной специализации. Решение проблем познания внутреннего мира человека, его психики невозможно без философского осмысления культурного статуса психотерапии в современном мире
Приведенная аргументация позволяет говорить о теоретической и практической значимости данного исследования и считать поиск объединяющих основ психотерапии в пространстве современной культуры актуальной философской проблемой, определяющей тему диссертационного исследования
Степень научной разработанности проблемы. В XX веке психотерапия изучалась практически всеми ведущими направлениями общественно-гуманитарного знания психологией, философией (феноменологией, экзистенциализмом, герменевтикой, структурализмом, постмодернизмом), социальной и культурной антропологией, социологией, педагогикой Однако изучение психотерапии не будет полным без философско-антропологической рефлексии
В начале XX века возникло самостоятельное философское направление -антропология, представленное такими мыслителями, как А Гелен М Шелер Эти философы пытались вслед за И Кантом вьщелить и представить в некой целостности накопленные философией идеи о человеке
XX век характеризуется ростом числа философско-антропологических направлений К ним относятся персонализм Н А Бердяева, Э Мунье, ЛИ Шес-това, философия диалога М Бубера. Современная отечественная философская антропология представлена такими авторами, как П С Гуревич, В Д Гу-бин,БВ Марков и др
Длительную историю имеет проблема исследования человека в психоаналитической антропологии и психологии Примером служит классический и современный психоанализ, где необходимо выделить теорию 3 Фрейда и его последователей А Адлера, М. Кляйн, К Хорни, К Юнгаидр
Гуманистическая психология, в которой необходимо вьщелить труды А Мас-лоу, Ф Перлза,К Роджерса, В Франкла, выступавших против психоанализа и бихевиоризма, провозгласила себя «третьей силой» Представители данного направления призывали к восстановлению аутентичности человека. В философии экзистенциализма (А Камю, Ж- П Сартр) находит отражение идея постижения тайны души человека, призывающая к выздоровлению человека и общества. Представители экзистенциализма, отвергая рациональное познание человека, выдвигают метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь, главным образом, на философские изыскания Э Гусерля, В Дильтея, К Ясперса, а также на интуитивизм А Бергсона
Параллельно с западной экзистенциальной философией развивалась и отечественная экзистенциально-философская мысль (С Н Булгаков, Л П. Карсавин, Н О Лосский, В С Соловьев, Ф А Степун, Л Н Толстой, Е Н Трубецкой), главной особенностью которой являлся религиозно-философский аспект в познании внутреннего мира человека.
В отечественной психологии антропологические разработки велись как в рамках деятельностного подхода к пониманию личности (Л С Выготский, А Н Леонтьев, К.К Платонов, СЛ. Рубинштейн), так и в русле психофизиологического подхода (В С Мерлин, В Д Небылицин, Б М Теплов)
Среди психологов, занимавшихся философским осмыслением внутреннего мира человека, следует отметить труды Р Ассаджоли, Л Бинсвангера, Л С Выготского, С Грофа, Н Кеппе, Ж. Лакана, К Роджерса, В Райха, Г С Салливана, В Франкла, М Эриксона, К. Ясперса.
Психотерапевтические исследования активизировали дискуссию, связанную с определением места психотерапии в науке и культуре В ней приняли участие такие ученые, как Х.-Г Гадамер, А Грюнбаум, Р Карнап, Э Нагель, К. Поппер,
П Рикер Ю Хабермас и др Итогом этой дискуссии явилось осознание недостаточности формально-логических критериев для определения статуса психотерапии Это обстоятельство стало важным аргументом сторонников фено-менолого-герменевтического подхода (М Анрн, Ф Е Василюка, Ф Вальнс-ра, Э -М Вольфрам, Р Кочюнаса, ДА Леонтьева, Р Мэч, А. Притца, А А Пузы-рея, П Рикера, К. Роджерса, Т Слунецко, X Тойфельхарта, О Фришеншлягера, Ю Хабермаса, М Штайнлехнера, Г Шипека и др), которые утверждали, что специфику психотерапии невозможно понять средствами науки и рассматривали ее кшс герменевтическую дисциплину и «освобождающую практику» Этот подход дополнил философско-культуратогическую традицию осмысления психотерапии, начало которой было положено К Ясперсом, предпринявшим попытку описать психические расстройства, руководствуясь методом Э Гуссерля, а после выхода «Бытия и времени» - методом М Хайдегтера. Позже разработки К Ясперса были продолжены Л Бинсвангером, М Боссом, Д Купером, Р Лэйнгом, Р Мэем и др
Философское переосмысление психотерапии произошло в рамках французского университетского психоанализа. Ж. Лакан и его последователи- М Анри, М Бертран, М. Давид-Менар, Ж Делез, Г Клейн, Ж Лапланш, С Леклер, П. Рикер, М Фуко, Ю Хабермас, М Шнайдер и др - перевели психоанализ на язык ведущих направлений философии XX в феноменологии, экзистенциализма, структурализма, аналитической и лингвистической философии, постмодернизма Психотерапия чаще всего рассматривалась названными учеными в качестве философии нового типа либо в смысле индивидуально центрированного мировоззрения, либо в смысле «философского праксиса» +- практического применения различных направлений философии
Социально-философская направленность исследований по психотерапии была инициирована философией «франкфуртской школы», выдвинувшей в цешр общественного интереса проблему нормы - патологий Т Адорно, М Г Марку-зе и Э Фромм утверждали, что капитализм превратил социальные нормы в главное орудие господства, при помощи которого «рациональная власть» управляет поведением человека, планомерно вырабатывая все его жизненные ресурсы
Тенденция изучения психотерапии как самостоятельного и целостного направления культуротворческой деятельности представлена в эмпирических исследованиях по психотерапии, а также в теоретических работах, авторы которых (Р Дж Бенч, Э Бруннер, Э Вагнер, В Датлер, Г Зоннек, Л Рейтер, К. Д Смит, Й Фетгер, А Фильц, М Шлегель, Э Штейнер и др) определяют статус этой дисциплины на основе науковедческих и социологических критериев
Таким образом, можно констатировать, что в течение XX в психотерапия оформилась в качестве особого социокультурного феномена В то же время
междисциплинарный анализ исследований по психотерапии свидетельствует о неопределенности ее границ и культурных оснований, что порождает необходимость философской рефлексии по поводу содержания психотерапии, ее места в современной культуре и перспектив развития Названные проблемы обусловили необходимость данного диссертационного исследования, повлияли на выбор объекта, предмета, постановку целей и задач работы
Объектом исследования выступает психотерапия как феномен культуры
Предметом исследования является роль психотерапии в постижении и гармонизации внутреннего мира человека в современном мире
Цель диссертационной работы - идентификация культурного и антропологического статусов психотерапии в современном мире
Исходя из цели исследования были определены следующие задачи
обосновать принцип целостности как теоретико-методологическую основу исследования психотерапии как феномена культуры,
проследить генезис психотерапии и выявить специфику ее как способа постижения и гармонизации внутреннего мира человека,
выявить аксиологические и этические основания психотерапии,
показать взаимодействие теоретических концептов и практики в психотерапии,
—раскрыть роль герменевтики как способа осуществления психотерапевтической коммуникации,
— проанализировать профессионально-образовательные основы психоте
рапевтической деятельности и выявить перспективы развития психотерапии в
пространстве современной культуры
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет социокультурный подход, использование которого способствовало рассмотрению психотерапии как целостного культурного феномена, выполняющего важные функции, связанные с гармонизацией духовного мира человека Поставленные в диссертации цель и задачи достигаются при помощи холистского подхода (Я Смэтс), применение которого позволило в различных терапевтических подходах и практиках выявить признаки целостности С помощью междисциплинарного подхода был проанализирован предмет диссертационного исследования в его культурологическом, антропологическом, феноменологическом аспектах как целостное явление Для раскрытия особенностей проблемы, связанной с определением и обоснованием культурного статуса психотерапии в современном мире, были применены сравнительно-типологический, герменевтический и сисгемный подходы Использование философско-антропологического подхода (Э Фромм, М. Шелер) позволило выявить особенности психотерапии как деятельности по упорядочиванию структуры внутреннего мира человека.
Научная новизна диссертационного исследования определяется целью и задачами работы и заключается в следующем
обоснована необходимость применения принципа целостности к анализу психотерапии, что позволяет представить психотерапевтическую теорию и практику как системное явление современной культуры,
на основе исследования генезиса психотерапии выявлена ее специфика как способа постижения души, заключающаяся в обращенности к жизненному миру человека, к проблемам смыслообретения и гармонии,
раскрыты аксиологические и этические основания психотерапии, в качестве которых рассматриваются ценности и качества психологическое здоровье, способность к саморефлексии, свобода выбора, а также этические принципы эмпатия, сопереживание, ответственность,
выявлено соответствие опытного и теоретического контекста в психотерапии, состоящее в единстве терапевтической практики и систематической саморефлексии,
обосновано положение о том, что процесс психотерапевтической коммуникации представляет собой герменевтическое прочтение опыта переживания. где сосуществуют два центра активности субъект «переживающий» и субъект «понимающий»,
на основе анализа ситуации в сфере образования и профессиональной подготовки психотерапевтов выявлены основные модели подготовки специалистов в этой области педагогическая, психологическая, философская, социальная и эклектичная
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Применение принципа целостности к анализу психотерапии в пространстве современной культуры позволяет представить ее как специфический социокультурный феномен, формирующийся на базе двух оснований Во-первых, все виды психотерапии являются формой субъект-субъектного взаимодействия Во-вторых, целью любого психотерапевтического воздействия является «исцеление души», которое, в свою очередь, сопряжено с постижением внутреннего мира человека
-
Психотерапия в современном мире интегрирует опыт предшествующих ее появлению антропологических практик магии, шаманизма, йоги В отличие от наиболее распространенных в современном мире антропологических практик (педагогики, священнослужительства) психотерапия характеризуется наличием собственной специфической цели — осмысленности, своего предмета - внутреннего мира человека, миссии - помощи человеку в преодолении критических жизненных ситуаций, стратегии - активного продуктивного переживания, приводящего к новому смыслопорождению
3 Основной смысл психотерапии заключается в формировании самоорганизующейся личности, способной творить себя и свой мир как «хороший жизненный мир» Приоритетными в психотерапевтической деятельности являются следующие ценности и качества психологическое здоровье, способность к рефлексии и саморефлексии, свобода выбора. Психотерапевтическая деятельность осуществляется на основе как общечеловеческих гуманистических и этических норм, так и специфических этических принципов психотерапии, в число которых входят сопереживание, ответственность, конфиденциальность, уважение к автономии личности, принцип исключения любого вреда
4. В культурфилософском контексте психотерапия представляет собой единство теории и практики, характеризующееся а) опорой па «философию практики»; б) включенностью этических ценностей в область теории, в) участной позицией субъекта, в) объектом психотерапевтических теорий является не психика или сознание, а работа-с-сознанием, г) взаимосвязью предмета и метода, при которой практический метод является одновременно и оптимальным для этого предмета эмпирическим исследовательским методом В психотерапии вьщеляїотся три взаимосвязанных исследовательских подхода, категории практики соответствует деятельностный подход, категории сознания — понимающий подход, категории культуры - гуманитарный подход. В методологическом аспекте психотерапия реализует себя как дисциплина понимающая -деятельная - гуманитарная
-
Психотерапия представляет собой модель коммуникативного процесса, в которой основное внимание обращено на субъект коммуникации, на те структурные элементы и символические порядки, которые, с одной стороны, являются условиями коммуникации, а с другой - не могут существовать иначе, как постоянно возобновляясь в коммуникативном процессе Психотерапия - это особая герменевтическая работа При этом выработка текста и его истолкование в процессе психотерапевтической коммуникации перетекают друг в друга и постоянно друг другоги определяются, то есть развиваются во взаимной зависимости
-
Въоде профессиональной подготовки психотерапевта идея целостности обязывает конструировать принципы обучения в соответствии с принципами бытия человека как целостного существа На решение этой задачи направлены основные модели психотерапевтической'подготовки психологическая модель, использующая проблемный подход, педагогическая модель, формирующая мировоззрение на основе синтеза особенностей личности растущего человека и ценностей общества, философская модель, концентрирующаяся на формировании и изменении мировоззрения человека, социальная модель, предполагающая изучение психологии индивида и социума в их взаимодействии, эклектическая модель, интегрирующая концепции, техники из различных теорий и школ психотерапии.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут служить философским и методологическим основанием для разработки новых направлений исследования проблемы внутреннего мира человека, его гармонии с окружающим миром Наибольший интерес результаты исследования могут представлять для таких научных дисциплин, как антропология, культурология, психология В работе предложены теоретические положения, которые могут быть востребованы при научно-философской рефлексии психотерапии как социокультурного феномена современного мира
Практическая значимость диссертации в сфере образовательного процесса состоит в возможности использования материалов исследования для разработки специальных и вариативных вузовских курсов по социальной философии, философской антропологии, культурологии, философии культуры, психологии и социологии
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09 00 13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008» (Москва, 8-11 апреля 2008 г), XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломо-носов-2009» (Москва, 14-17 апреля 2009 г), на Втором российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008 г), IV Ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г Ростов-на-Дону, 9-18 апреля 2008 г), Международной конференции Университета им 3 Фрейда «Восточноевропейская и западноевропейская менталыюсть - есть ли надежда на взаимопонимание?» (Вена, 19-22 марта 2009 г), V Международной научно-практической конференции «Новости научного прогресса» (София, 17-25 августа 2009 г)
Основные положения и выводы диссертации отражены в 11 публикациях общим объемом 4,2 пл., в том числе в двух статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 221 источник, в том числе 17 - на иностранных языках Общий объем диссертации - 166 страниц машинописного текста