Содержание к диссертации
Введение
Глава I Ислам в Европе: методология исследования 14
1.1. Социально-философский анализ понятийного аппарата исследования 14
1.2. Общая характеристика мусульманских сообществ в странах Западной Европы 42
Глава II Интеграция мигрантов-мусульман в германское общество 78
2.1. Организационные формы этноконфессиональных объединений мусульман в Германии 78
2.2. Гражданско-правовой статус, социокультурная и психологическая адаптация мусульман к христианско-секулярной среде 117
2.3 Состояние и перспективы христианско-исламского диалога 146
Заключение 157
Список литературы 161
- Социально-философский анализ понятийного аппарата исследования
- Общая характеристика мусульманских сообществ в странах Западной Европы
- Организационные формы этноконфессиональных объединений мусульман в Германии
- Гражданско-правовой статус, социокультурная и психологическая адаптация мусульман к христианско-секулярной среде
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Вторую половину XX в. в Европе можно назвать эпохой миграции, повлекшей за собой целый ряд проблем, связанных с процессом интеграции мусульман в принимающее общество, адаптации национальных культур друг к другу и с выработкой общей европейской идентичности. Мощный поток мигрантов из мусульманских стран в государства Западной Европы оказывает существенное и неоднозначное влияние как на социально- политическую, так и на религиозную ситуацию. /JL\ Число приверженцев ислама в мире за последние четверть века резко
возросло и выдвинуло ислам на первое место по скорости распространения. Если в 60-х годах каждый пятый житель планеты являлся мусульманином, то в настоящее время - уже каждый четвертый исповедует ислам. Самая молодая из мировых религий уверенно осваивает Европу и Америку - традиционные территории распространения христианства и секулярного гуманизма. По оценкам специалистов доля людей, исповедующих другие религии, кроме ислама, особенно христиан, снизилась и продолжает снижаться в Европе и Северной Америке, что вызывает неоднозначную реакцию жителей этих Ф стран.
Присутствие мусульман в Европе неизбежно сказывается на облике Старого Света и актуализирует вопрос о христианско-мусульманском диалоге, придавая ему конкретные этнополитические и социально-экономические параметры. Исламский вопрос в Европе не исчерпывается
одной лишь миграцией. Проблема куда глубже, особенно если вспомнить
0 соотношении христианской и мусульманской демографии.1
В связи с возросшей активностью террористических организаций, действующих под флагом ислама, большое значение приобретает изучение менталитета мусульманских диаспор. На территории Западной Европы, в высокоразвитых странах, сталкиваются социокультурные традиции Востока и Запада, в частности христианско-секулярная цивилизация Запада с культурой мусульманских этносов в иммиграции2.
В настоящее время на территории Германии проживает большое количество иммигрантов, из которых более 3-х миллионов исповедуют ислам. Крупнейшую группу составляют эмигранты из Турции (около 2-х млн.) большей частью, заселившие страну в середине прошлого века в процессе трудовой миграции. При заключении соглашений о найме рабочей силы правительство Германии было настроено на временное пребывание иностранных рабочих и не учитывало человеческий фактор и возможность возникновения проблем. Однако, к концу XX в. стало очевидно, что присутствие мусульман в Европе, в частности в Германии, превратилось в постоянный и значимый компонент европейского социума, требующий теоретического осмысления и правового оформления.
Представляется важным изучить становление взаимоотношений коренного населения и иммигрантов-мусульман, как на личностном, так и на институциональном уровнях, состояние и перспективы межрелигиозного диалога, проблемы гражданско-правового статуса мигрантов, а также их социальной, психологической и культурной адаптации на территории исконно христианского, хотя и светского государства.
Изучение ситуации миграции, проблем, возникающих в период адаптации мигрантов в новой социокультурной среде, позволяет не только облегчить процесс интеграции, но и сформулировать некоторые принципы и наметить шаги к взаимопониманию.
Анализ изменений в этноконфессиональной структуре современного германского общества, исследование условий, факторов, тенденций и итогов интеграционных процессов, изучение перспектив развития межэтнических и межконфессиональных отношений, являются актуальными как для мирового сообщества, так и для нашей многоконфессиональной и полиэтничной страны.
Степень разработанности проблемы. Рост мусульманского населения Западной Европы, проблемы интеграции мусульман в иноконфессиональную среду стали предметом серьезных научных исследований за рубежом лишь в последние 10-15 лет. В России до настоящего времени уделялось внимание лишь отдельным аспектам данного феномена.
Проблеме миграции и иммигрантов одними из первых посвятили свои труды Платон и Аристотель. Позднее эти вопросы затрагивали Т. Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, К. Маркс, Т. Мальтус и др. философы.
Наиболее исследованной является проблема психологической и социокультурной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, описанная в . трудах А.Г. Асмолова, А.А. Налчаджян, М.В. Ромма Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др3. Среди зарубежных
специалистов следует выделить работы Дж. Берри и С. Бочнера, посвященные психологическим аспектам кросс-культурных
взаимодействий, Р.Н. Мендозы - аккультурации и социокультурной вариативности, К. Оберга - культурному шоку и др.4
Проблемы адаптации на разных уровнях раскрыты в работах А.Б. Георгиевского, В.П. Казначеева, И.Д. Калайкова и др.5
Изучению вопросов, касающихся миграции, посвящены труды как отечественных, так и зарубежных специалистов, например, М.Б. Денисенко,; В.А. Ионцев, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, Б.С. Хорев, К. Парнрайтер, С. Хауг и др.6
Раскрытие понятия и подробное описание феномена этнических диаспор можно найти в работах Л.М. Дробижевой, З.И. Левина, В.Д. Попкова7
Заслуживают внимания работы таких исламоведов и политологов
о
как А.А. Игнатенко, Г.М. Керимов, А.В. Малашенко, Л. Р. Сюкияйнен.
Проблемы и перспективы государственно-церковных отношений в России, а также мировой опыт в этой области раскрывают работы Л.А. Баширова, В.В. Кравчук9, опыт Федеративной Республики Германии рассмотрен в трудах Е.М. Мирошниковой.10
Положению мусульман в странах Западной Европы в современной отечественной литературе посвящено крайне мало работ. В основном исследования проводятся сотрудниками Института Востоковедения РАН, при этом большое внимание уделяется Франции и Великобритании. Следует отметить работы Р.Г. Ланды, З.И. Левина, Д. А. Нечитайло, СВ. Прожогиной11.
Работы директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтона, в частности "The Clash of Civilizations?" (1 93 г.) — одни из наиболее цитируемых в политологии, освещают подходы к теории мировой политики после холодной войны, перспективы мирового развития, взаимодействие различных цивилизаций 2.
Наиболее полно описывает положение мусульман в Западной Европе американский исследователь Ш. Т. Хантер, которая дает не только
исчерпывающий анализ по большому количеству стран, но также описывает перспективы распространения ислама в Европе и развития такого феномена, как евро-ислам1 . Среди отечественных авторов следует выделить работу В. Г. Соболева, отражающую исторические, политические и экономические аспекты распространения мусульман в странах Европейского союза14.
Проблемами иммигрантов-мусульман и их интеграции в западногерманское общество занимаются многие немецкие ученые. Из рассмотренных нами работ, наиболее полный анализ всех проблем интеграции содержится у К. Крайтмайера15. Необходимо выделить многочисленные работы Т. Леммена, посвященные межрелигиозному диалогу, описанию и систематизации мусульманских религиозных организаций16, У. Шпулер-Штегеманн, Х.В. Троля, X. Ценза17 -проблемам положения мусульманских диаспор в Германии. Определенный интерес представляют работы турецких ученых, живущих и работающих на территории Германии, например, С. Балик18, Р. Гхадбан19, .Ф. Сен20. Проблемы конфессионального диалога и тенденции религиозно-конфессиональных отношений изложены в
t
л 1
работах Ю.П. Зуева . В работах западных исследователей, таких как
О О 01 О/Ч
В. Рёдль , М. Баушк , Т. Леммен актуализируется вопрос о христианско-исламском диалоге в Германии. В связи с укоренением ислама на европейском континенте, внимание ученых привлекает проблема евро-ислама2 .
Вместе с тем, по мнению диссертанта, не все проблемы интеграционных процессов получили достаточно полное освещение в научной литературе. К их числу относится проблема влияния религии на процесс интеграции иммигрантов-мусульман в иноконфессиональную среду, чему и посвящено настоящее исследование.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение особенностей процесса интеграции мусульман в западноевропейское общество на примере ФРГ.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
- изучить методологическую базу и уточнить понятийный аппарат применительно к теме исследования;
- выявить причины, формы и виды иммиграционных процессов;
- дать сравнительную характеристику реального состояния мусульманских сообществ и типов взаимоотношений с государством в западноевропейских странах;
- проанализировать состояние исламской инфраструктуры в Германии;
- рассмотреть факторы, этапы, уровни и современное состояние процесса интеграции иммигрантов-мусульман в германское общество;
- раскрыть особенности и перспективы христианско-исламского диалога в ФРГ.
Объектом диссертационного исследования являются иммигранты-мусульмане, проживающие на территории Германии.
Предметом исследования является процесс интеграции иммигрантов-мусульман в западноевропейское общество на примере ФРГ как совокупность социально-экономических, психологических, религиозных и институциональных отношений.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили такие принципы и методы научного познания как историзм, объективность и комплексность, рассмотрение социальных явлений в их диалектической взаимосвязи и развитии. Изучение сложного и многогранного процесса интеграции мусульман в иноконфессиональную среду потребовало междисциплинарного подхода, обращения к методам и результатам исследований в областях философии, социальной психологии, религиоведения, этнологии, политологии, социологии и миграциологии, что позволило получить более полное представление о предмете исследования. В своей работе автор опирался на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в указанных областях знания.
При подготовке диссертации были использованы такие методы научного исследования как структурный и системный анализ, научный синтез, сравнение, экспертная оценка.
Источниковой базой диссертационной исследования стали материалы специальных социологических опросов, проводившихся в Германии, справочная литература, законодательные акты, нормативно
правовые документы, регулирующие миграционные и интеграционные процессы в ФРГ, уставные документы и отчеты о деятельности исламских религиозных организаций, действующих на территории Германии, данные Федеральной службы статистики Германии, Центрального института по изучению Турции, периодические издания, материалы, расположенные на сайтах Internet, рекомендации научно-практических конференций.
Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее существенные научные результаты, полученные диссертантом, заключаются в следующем:
- в отечественной литературе впервые исследуется влияние религии на процесс интеграции иммигрантов-мусульман в иноконфессиональную среду как самостоятельная проблема;
- большинство проанализированных в диссертации документов, статистических данных и результатов социологических исследований, проводимых в ФРГ, впервые вводятся в научный оборот в обществоведческой литературе;
- систематизированы мусульманские религиозные организации, действующие на территории Германии, представлены их характеристики и направления деятельности;
- описаны формы и направления христианско-исламского диалога в Германии.
Положения, выносимые на защиту. Необратимый процесс распространения ислама на европейском континенте приводит к изменению этноконфессиональной структуры и нарушению исторически сложившейся относительной культурной гомогенности европейского, в частности германского, общества. Этот процесс следует рассматривать как встречу двух цивилизаций - исламской и христианско-секулярной, следствием которой может в перспективе стать формирование новой
европейской идентичности, однако, по мнению автора, этот процесс может содержать определенный конфликтогенный потенциал.
Процесс интеграции иммигрантов-мусульман в Германии прошел несколько этапов. Если на начальном этапе их присутствие рассматривалось принимающим обществом как временное явление, то в настоящее время происходит осознание того факта, что иммигранты-мусульмане и ислам составляют интегральную часть германского общества, что потребовало соответствующего правового оформления.
Сложность . процесса интеграции иммигрантов-мусульман в германское общество объясняется наличием не только этнокультурной, но и религиозной дистанции между принимающей средой и иммигрантами.
Процесс интеграции является сложным и долгосрочным, имеет свою структуру и этапы и требует участия обеих сторон. Его эффективность зависит от степени участия в нем всех институтов гражданского общества, органов власти, политических партий, общественных-и религиозных организаций. Важным условием является конструктивный многоаспектный, диалог с принимающим обществом, толерантность и готовность к компромиссам.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные положения имеют значение для развития теории и практики исследования процесса интеграции мусульман в иноконфессиональную среду. Учитывая увеличение миграционных потоков в Российскую Федерацию и возрастающую этническую и религиозную напряженность, опыт Германии, описанный в диссертационном исследовании, представляет интерес для органов законодательной и исполнительной власти, социальных служб, общественных и религиозных организаций Российской Федерации и ее регионов, сталкивающихся в своей практике с аналогичными проблемами. Материалы диссертации могут быть
использованы в учебном процессе в вузах, включая Академии государственной службы, при разработке программ, учебных пособий и курсов лекций по религиоведению, социальной философии, социологии, политологии, проблемам межнациональных и межконфессиональных jjjj отношений.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в выступлениях диссертанта на второй международной научно- практической конференции «Страны СНГ в условиях глобализации», проводенной экономическим факультетом РУДН им. Патриса Лумумбы, 26-29 марта 2003 г., г. Москва, на совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития» 09-10 июня 2004 г., Vjl г. Санкт-Петербург; на Международном Конгрессе Востоковедов
«ICANAS XXXVII» 16-21 августа 2004 г., г. Москва; на конференции «Исламская идентификация Европы» 22 февраля 2005 г., г. Москва. Работа обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС.
Основные положения и выводы диссертации отражены в научных публикациях диссертанта и изложены в 3 работах общим объемом 1,8 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Социально-философский анализ понятийного аппарата исследования
Экономическое неравенство между регионами, политическая нестабильность и войны становятся основными причинами миграции. Ситуация, сложившаяся в Западной Европе на сегодняшний день, явилась _ результатом экономического роста европейских стран, повлекшим за -собой обширную трудовую миграцию.
Миграция как социальный феномен является составной частью более широкой проблемы — территориальной мобильности населения. Смена людьми места жительства а, следовательно, и сферы занятости - важное условие самоорганизации общественного организма. Такого рода перемещения постоянно осуществляются как внутри одного населенного пункта, например, города, так имеют и более масштабный характер переезд из одного поселения в другое и, наконец, смена страны пребывания. В любом случае перемещения людей являют собой признак постоянного нарушения и последующего восстановления равновесия в системе социальных связей.
Существует оптимум перемещений, необходимый и достаточный для нормального функционирования территориальной общности, для поддержания, обновления и обогащения социального и культурного опыта. Масштаб трудовой и вынужденной миграции середины XX века в Европу в значительной мере превысил этот необходимый оптимум, вызвав тем самым серьезные дисфункции в социальном организме. Сложившаяся ситуация усугубляется социокультурными и религиозными различиями между иммигрантами и принимающим обществом.
Острота возникающих в связи с массовыми переселениями людей проблем не могла пройти мимо внимания исследователей. Платон был одним из первых ученых, заинтересовавшихся проблемами миграции.
Для обозначения мигрантов в работе «Законы» он использует такие понятия как «чужестранцы», «переселенцы», рассматривает отношение государства к ним, предпринимает попытку их классификации. Во-первых, Платон выделяет чужеземцев, которые «приезжают к нам по государственным и частным делам». Эту группу он условно делит на четыре категории: первые совершают путешествия, занимаются торговлей; вторая категория чужеземцев состоит из охотников посмотреть и послушать, что можно, из произведений Муз; третьи приезжают из -других государств по его поручениям; чужеземцы четвертого разряда прибывают для наблюдений, с целью увидеть у нас что-то лучшее и указать на что-то подобное своему государству26.
Во-вторых, помимо тех, кто приезжает по государственным и частным делам, Платон, отмечает наличие «переселенцев, что поселились у нас из нужды в пропитании»27, впервые указывая аномальные причины, обстоятельства, вызвавшие изменение местопребывания людей. Он также описывает условия, при которых переселенцы могут на длительное время или навсегда остаться в государстве.
Платон подчеркивает, что чужеземец, желающий поселиться, получит жилище лишь в том случае, если он владеет ремеслом и останется в стране не более, чем на 20 лет. По истечении срока он должен взять свое имущество и удалиться. В случае, если он желает остаться, «то он должен выступить перед советом и народным собранием и убедить государство его оставить»28.
Платоном предпринимается попытка описания причин, порождающих миграцию, одной их которых является изгнание из страны как вид наказания.
Эту же идею поддерживает в Новое время английский мыслитель Т. Гоббс, определяя изгнание как наказание за преступление, при этом человек принуждается оставить пределы государства или какой-либо его части без права возвращения в течение определенного времени или навсегда.
Уже со времен Аристотеля в общественной мысли начинает распространяться идея гуманного отношения к переселенцам.
Рассуждения о механизмах законодательного регулирования положения переселенцев, а также о возможности изменения их статуса -получении гражданства встречаются уже у Платона и-Аритотеля , . /
Французский мыслитель Ш. Монтескье также подчеркивал важность законодательного регулирования положения беженцев.
Новый акцент в исследование проблемы миграции внес И. Кант. Он рассматривал этот вопрос в контексте идей своего времени и прежде сегс ірав_человека. Гражданин, по Канту, имеет право эмиграции. Немецкий мыслитель отмечает еще один существенный момент, важный для утверждения гуманной позиции относительно мигрантов. Речь идет о позиции принимающей стороны. «Государь - подчеркивает Кант, -обладает правом покровительства иммиграции и заселения страны чужестранцами»29.
Согласно Канту, вопрос миграции является предметом международного права, которое, в свою очередь, рассматривает «не только отношения одного государства к другому в целом, но и отдельных лиц одного государства в отношении отдельных же лиц другого, равно как и их отношения к другому государству в целом»30.
Общая характеристика мусульманских сообществ в странах Западной Европы
Вплоть до середины XX столетия Западная Европа представляла собой преимущественно государства-нации с христианским вероисповеданием.
На сегодняшний день ислам является неотъемлемой частью конфессионального пространства Западной Европы. В 25 странах Европейского союза проживает разное, но относительно большое количество мусульман. Только в 15 странах Европейского союза старого состава, проживает около 13,5 млн. мусульман, что составляет 3,5 % от общего населения. В большей степени речь идет о мусульманах переселившихся в Европу в середине прошлого столетия, их детях и внуках. Наряду со странами, в которых проживает относительно малая часть последователей ислама — Ирландия, Финляндия, Португалия -существуют страны, где количество мусульман весьма значительно. Подробнее см. таблицу с. 43.69
Наибольшее количество мусульман проживает на территории Франции (5 млн. - 8,1 %), Германии (3,4 млн. - 3,9 %), Великобритании (1,6 млн.-2,7%).
Появления ислама в европейских странах имеет много общего . После Второй мировой войны многие страны Западной Европы нуждались не только в восстановлении разоренного хозяйства, но и в экономическом росте. Потребности в рабочей силе оказались столь велики, что улучшение ситуации на рынке труда собственными ресурсами не представлялось возможным. Эти обстоятельства вынудили многие частные и государственные компании обратиться к внешним источникам пополнения рабочей силы - к вербовке рабочих из стран третьего мира как наиболее простому и «дешевому» выходу из создавшегося положения.
Иностранные рабочие были задействованы прежде всего в отраслях, где труд был связан с ночными сменами, горячими цехами, носил малопривлекательный, непрестижный характер или низко оплачивался. Часто иммигрантов привлекали к сезонной работе по сбору урожая или обслуживанию туристического сезона.
К началу 70-х годов численность иностранных рабочих в странах Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция, Швейцария), по официальным данным, превысила 10 млн. человек. Фактическая же численность мигрантов была значительно больше, так как статистические показатели не учитывали членов семей, а также нелегальных рабочих. На рабочих мигрантов приходилось не менее 6,5 % рабочей силы Великобритании; 7-8 % рабочей силы Франции; 10 % рабочей силы Германии; 30-40 % рабочей силы Швейцарии . С учетом этих поправок численность рабочих мигрантов в Западной Европе составляла примерно 15 млн. человек72.
Приток иностранной рабочей силы произвел неожиданный и быстрый эффект: западноевропейская экономика стала энергично развиваться. В значительной степени благодаря усиленной эксплуатации зарубежных рабочих, "План Маршалла" поднял разоренное хозяйство, модернизировал его и совершил "экономическое чудо"73.
Пребывание, иммигрантов в странах Западной Европы оценивалось и принимающим обществом и самими мусульманами как временное. Во многих странах практиковалась система ротации наемных рабочих, а это подразумевало, что рабочие были вынуждены жить без семей. Система ротации работников поддерживалась и механизмом предоставления работодателем скромного временного жилья. Установка на временное пребывание являлась одним из важнейших факторов, определявших субъективное отношение иностранных рабочих к адаптации в новой среде. Однако предусмотренный отъезд на родину зачастую не происходил в . силу ряда причин, вынуждающих иммигрантов откладывать свое возвращение на неопределенное время.
Основной причиной, по которой мусульмане откладывали возвращение на родину, явилось стабильное экономическое и социальное положение европейских стран. Для сравнения, в 80-х гг. уровень жизни в Турции был в 7-10 раз ниже, чем в странах Западной Европы. Следует также отметить относительно высокую заработную плату, социальные пособия. Высокий уровень рождаемости мог позволить мусульманской семье безбедно существовать на детские пособия.
Многие мигранты первого поколения достигли пенсионного возраста, и вопрос о возвращении на родину стал для них еще более сложным, поскольку был сопряжен с проблемой будущего их детей. Даже женщины - хранительницы обычаев, традиций и культурных ценностей, являясь наиболее сложным субъектом адаптационных процессов, привыкают к большей свободе, порой, не осознавая этого. Многие из них боятся возвращаться на родину, где их ждет суровый семейный гнет и строгий контроль мусульманского общества.
Кроме этого, первоначальное намерение вернуться домой со временем становится иллюзорным из-за возрастающего эффекта отчуждения. Особенно это характерно для молодежи, которая в большинстве своем или очень слабо, или вообще не помнит родины, и которая на родине чувствует себя «чужими»74.
Организационные формы этноконфессиональных объединений мусульман в Германии
Для осуществления различных видов деятельности на территории Германии мусульманам требовалось найти подходящую правовую форму организации. Большинство религиозных организаций Германии имеют статус зарегистрированной организации, эта юридическая форма была выбрана и мусульманами. Зарегистрированная организация (сокр. e.V.) -это союз, внесенный в регистр соответствующего суда первой инстанции. В Германии понятие зарегистрированной организации определяется
Минимальным основанием для создания организации является наличие семи членов общества и устав, в котором определены основные положения создаваемой организации. Зарегистрированная организация может действовать как юридическое лицо, например, создавать и содержать места для совершения молитвы .
Существует еще одна юридическая форма религиозных организаций - корпорация публичного права. Под корпорацией публичного права (K.d.o.R.) понимается юридическое лицо публичного права, организованное по принципу членства принадлежащих к нему лиц и исполняющее переданную такому объединению определенную часть государственных задач118 (ст. 140 Основного Закона)119. Эта форма организации является выражением правовой самостоятельности, позволяет поставить религиозные организации в один ряд с другими организациями, подчиненными верховной власти государства, в то же время придает им статус привилегированных объединений120.
Статус корпорации публичного права увеличивает права религиозных объединений. Право на взимание церковного налога - не единственная привилегия, которую имеют традиционные церкви. Наделение религиозного объединения правами корпорации публичного права означает также следующее: во-первых, принадлежность к корпорации обосновывает правоспособность в рамках всего государственного правопорядка; во-вторых, тем самым признается организационная власть, а это значит, что религиозные объединения публичного права в свою очередь могут создавать публично-правовые подразделения или иные субъекты; в-третьих, важным элементом статуса является исторически возникшее право - вошедший в общину не должен как-то оформлять такое вхождение, а принадлежит к ней автоматически; в-четвертых, религиозные объединения вправе иметь служащих, а значит, и формировать трудовые отношения публично-правового характера. Следовательно, служба в церкви признается службой публичной, чему соответствует признание дисциплинарного права и в его рамках также права приведения к присяге. В-пятых, еще одно следствие факта корпоративного статуса религиозных объединений состоит в том, что принадлежащее церковным корпорациям имущество подпадает под режим публичного вещного права. Религиозные организации со статусом корпорации публичного права могут преподавать закон Божий в государственных школах (большинство германских школ являются государственными и финансируются государством), имеют право заботиться о людях, находящихся в больницах, тюрьмах и несущих службу в вооруженных силах. В качестве ответной услуги за эти привилегии государство главным образом оставляет за собой только исключительное право на регистрацию гражданских браков и осуществление судопроизводства по всем возникающим правовым вопросам.
Главной целью мусульманских организаций является создание мест для совершения намаза и организация курсов по изучению Корана и основ мусульманской веры. В уставе могут указываться и другие цели объединения. Так, например, согласно уставу исламского объединения Милли Гёрюш (параграф 2 устава «Цель объединения»): «Объединение должно являться основанием мусульманского образа жизни для общины и оказывать помощь каждой мусульманке, каждому мусульманину в осуществлении религиозных предписаний. Объединение должно организовывать осуществление религиозных предписаний, касающиеся всего мусульманского сообщества; принимать участие в улучшении условий жизни мусульман; представлять общественные интересы мусульман; защищать конституционные права мусульман; организовывать религиозную жизнь мусульман, духовное сопровождение, состоящее, по крайней мере, из пятничной молитвы, пятничной проповеди, осуществление пятикратного намаза в мечети, праздничные проповеди, молебны и другие мероприятия в праздничные дни, посещение больных, духовная опека заключенных и т.д.; содействовать просвещению мусульман во всех областях знаний. Объединение является представителем всех мусульман»122.
Устав содержит информацию об управлении организацией. Интересно заметить, что лидером мусульманской организации не всегда является духовный лидер. Довольно сложно оценивать влияние деятельности организации на жизнь мусульман, это связано в первую очередь с отсутствием статистики членства. Большинство мусульман принимают религиозные и социальные услуги объединения или даже регулярно участвуют в жизни религиозного объединения, не являясь при этом его членами. Деятельность большинства религиозных организаций направлена на всех мусульман округа, независимо от их членства, что часто зафиксировано в уставе.
Гражданско-правовой статус, социокультурная и психологическая адаптация мусульман к христианско-секулярной среде
Как было показано в I главе, на пороге XXI века Германия столкнулась с проблемой, которая еще несколько десятков лет назад не волновала умы немецких граждан, а в настоящее время стала наиболее актуальным аспектом внешней и внутренней политики страны -проблема интеграции мусульман в обществе. За прошедшие десятилетия мусульмане создали на территории Германии разветвленную сеть общин и организаций, часто получающих значительную поддержку из-за рубежа. Несмотря на то, что лишь 15 % мусульман Германии являются членами той или иной организации, влияние религиозных объединений на социальную и политическую жизнь страны остается существенным.
С точки зрения Европейского совета, интеграция противопоставляется социальному отторжению. Европейский совет содействует выражению индивидуальных возможностей мужчин и женщин иммигрантов, и, прежде всего, способствует их внедрению на рынок рабочей силы, тем самым делая интеграцию возможной. Укорененные в традициях французской социологии и понятиях о европейском социальном государстве позитивные политические цели выражаются через понятие интеграция .
Поворотным моментом в миграционной политике Германии можно считать начало 70-х годов. Либерально-консервативное правительство выделило два взаимодополняющих и взаимозависимых компонента новой политики в отношении мигрантов. Во-первых, всемирный экономический кризис и последовавшее за этим сокращение рабочих мест привело немецкое правительство в 1973 г. к принятию закона о прекращении ввоза в страну иностранных рабочих из стран, которые не являются членами Европейского экономического союза. Второй составляющей новой миграционной политики стала интенсивная работа по интеграции иммигрантов, уже находящихся в стране. В 1983 г. принимается закон о поощрении их выезда на историческую родину. С усилением негативного отношения местного населения к иммигрантам все четче выделяется так называемая проблемная группа - мусульмане (в большинстве . своем турецкие граждане), чья демонстративная религиозная принадлежность усугубляет без того сложный процесс интеграции. / f CtC( Для изучения и решения проблем интеграции в Германии в январе 2004 г. был создан проект «Иммигранты в городе»?) При поддержке Федерального министерства образования и науки, в проекте принимают участие Фонд Шадер, Муниципальный съезд Германии, Германский федеральный союз застройщиков и риэлтеров, Немецкий институт урбанизации и Институт жилищного хозяйства, рынка недвижимости, развития градостроительства и регионов. В рамках проекта был создан экспертный совет, в который вошли ведущие специалисты и профессора организаций участников проекта. В задачи участников совета входят встречи с иммигрантами, дискуссии и обмен мнениями с коллегами из других стран (Франция и Нидерланды), консультации со службой безопасности, а также проведение экспертизы по отдельным вопросам, касающимся интеграции. Итогом работы должны стать рекомендации по проведению интеграционной политики в пределах города163.
В каком случае интеграцию можно назвать успешной? Как уже упоминалось в первой главе, идеальным итогом интеграции становится неоднородное и вместе с тем гармоничное общество с богатой разнообразной культурой, в котором иммигранты чувствуют свою значимость и принадлежность, участвуют в социальной и культурной жизни общества, адекватны в общении, реализуют свои социальные, психологические и религиозные потребности, а коренное население не ощущает угрозы со стороны иммигрантов.
Процесс интеграции по-разному протекает в странах, представленных в первой главе. Кроме того, как уже упоминалось, каждая из стран проводит свою политику в отношении иммигрантов.
Великобритания и Нидерланды придерживаются самой эффективной, на наш взгляд, модели - модели интеграции, или мультикультурализма, предпринимая попытки к включению ислама в социальную структуру страны, предоставляя равные возможности участия в общественной жизни представителям разных культур. , / Лл /_ .: . __fc у Франция проводит политику ассимиляции, игнорируя этнические и религиозные особенности иммигрантов-мусульман, призывает их усвоить культурные и политические секулярные европейские ценности.
До недавнего времени Германия придерживалась менее эффективной, на наш взгляд, сепарационной модели в отношении иммигрантов. Как заявила в одном из интервью Рита Зюсмут, в прошлом руководитель комиссии по вопросам иммигрантов Федерального правительства: «Интеграция не являлась целью, целью было возвращение на родину.