Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ врача в культуре Ковелина Татьяна Афанасьевна

Образ врача в культуре
<
Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре Образ врача в культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковелина Татьяна Афанасьевна. Образ врача в культуре : диссертация... д-ра филос. наук : 09.00.13 Ростов-на-Дону, 2006 296 с. РГБ ОД, 71:07-9/115

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические основы анализа образа врача в культуре 19

1.1. Культура, профессия, призвание как основополагающие категории философско-культурологического анализа 19

1.2. Врач как профессия и призвание 27

1.3. «Образ врача» как основной концепт исследования 38

1.4. Философско-культурологические образы врача в историческом измерении 48

2. Врач в контексте профессиональной культуры 73

2.1. Структурно-содержательный анализ профессиональной культуры врача IJ

2.2. Профессиональная культура врача в формах материальной предметности (телесность, вещь, организация) *

2.3. Профессиональная культура врача в формах духовной предметности (знание, ценностное сознание, идеалы, общение)

3. Врач между правом и моралью 126

3.1. Мораль и право как социальные регулятивы врачебной профессии

3.2. Морально-правовая культура личности врача и ее жизненное воплощение

3.3. Долг-вина-раскаяние - триада морально-правовой культуры врача

3.4. Совесть-честь-достоинство - конститутив духовной жизни вра

4. Социокультурные аспекты экономической жизни врача , 168

V 4.1. Врач как экономическая категория 168

4.2. Экономическая культура врача:- диалектика экономического сознания и экономического мышления 176

4.3. Экономическая культура как регулятор экономического поведения врача 187

4.4. Образ российского врача в рыночной культуре 192

5. Социокультурные аспекты политической жизни врача 199

5.1. Исторические модели политизации врачебной профессии 199

5.2. Отношение врач и государство:1 анализ сквозь призму врачебной ментальности 209

5.3. Политическая культура врача и «нравственный закон» ^19

5.4. Государственная идеология и модели врачебной профессии

6. Образ врача в художественной культуре 244

6.1. Художественный образ врача и особенности его отражения в художественной культуре 247

6.2. Образ врача в словесном искусстве

6.3. Образ врача в изобразительном искусстве

Заключение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время стала рельефно проявляться очередная волна медикализации культуры - сложного социокультурного процесса, связанного с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано с господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировала наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, био-энергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство». Это свидетельствует о деконструкции общественного сознания, разрушающего традиционный образ врача-целителя. Особую обеспокоенность вызывает положение статей 56 и 57 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», где определяется, что целительст-вом может заниматься каждый (курсив наш - К.Т.А.), кто обладает «специфическими индивидуальными способностями диагностики заболеваний человека и способностями позитивного воздействия на организм в целях коррекции здоровья», получил диплом целителя, кто имеет желание заниматься этой деятельностью, устанавливаемой местной администраци ей . В законодательном порядке государство официально установило право определенных лиц заниматься непрофессиональной медицинской практикой. На фоне этого в общественном сознании формируется образ целителя-непрофессионала, который обладает разрушительной силой для образа-архетипа врача. Сложность и драматизм изложенных процессов усугубляется ещё и тем, что они пришлись на период, когда современное общество переживает антропологическую катастрофу и кризис культуры. В этих условиях познание специфики врачебной профессиональной деятельности, анализ образа врача, порожденный культурой и отражающий её, становится особенно необходимым, ибо позволяет высветить основ-ные социальные проблемы, наметить пути и найти надежные механизмы их разрешения.

В образе врача нашли отражение не только историческая динамика медицины и врачебной профессии, но и сложные глобальные изменения, связанные с информатизацией и либерализацией культуры, что изменяет характер врачебной деятельности, ее организацию, нравственно-правовое содержание. Внедрение новейших достижений, «высоких технологий» в медицину увеличивает затраты на лечение и профилактику заболеваний. Социальная несправедливость в оказании врачебной помощи обостряется по причине включения медицины в систему рыночных экономических отношений. Более того, в условиях информатизации культуры социальная несправедливость дополняется несправедливостью информационной. Либерализация культуры, с одной стороны, утверждает демократические принципы, закрепляет в сознании людей факт уникальности их жизни и интересов. С другой - утверждает прагматическое отношение к жизни, здоровью, болезни, что становится основной детерминантой изменения традиционных ценностей и целей медицины и их инверсии.

В современном мире в связи с трансформацией общественных отношений остро встал вопрос о сохранении целостности общества и его национальной безопасности. Последнее непосредственно связано с состоянием профессиональной врачебной деятельностью. В этом плане изучение образа врача приобретает социально-политический смысл.

Образ врача тем ценен, что выражает собой определенные ментальные представления о состоянии врачебной профессии и медицины в целом, их социальном статусе и культурном предназначении. На это указывает и тот факт, что сегодня личность врача и его профессия оказались в эпицентре внимания общественности, ученых и политиков, журналистов и религиозных деятелей, философов и культурологов. Врач-стал героем рекламных роликов и телепередач, детективов и триллеров. Весьма часто его образ откровенно эксплуатируется в рекламах товаров, в политической агитационной пропаганде. Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Является ли врач слугой этих двух господ или он должен стоять на страже Жизни? Должен ли он следовать социокультурным традициям или принять новые, навеянные «ветром перемен»? Эти вопросы наполнены глубоким философско-этическим смыслом и требуют своего решения.

Изучение образа врача имеет огромное методологическое значение, т.к. служит основой формирования понятия «врач», настраивает исследователя на сциентиско-рациональное объяснение сущности и границ врачебной профессии.

Объект исследования врач как социальное явление и феномен культуры рассматривается нами на богатом философско-культурологическом, историко-медицинском, социально-историческом и искусствоведческом материале. Особое внимание уделено профессио нальной врачебной деятельности и врачебному призванию, имеющим исключительное теоретическое и практическое значение, что подвигло автора к изучению воспоминаний, записок, мемуаров известных врачей-клиницистов.

Предметом исследования является образ врача, анализ его представленности в культуре, выявление социально-исторических оснований, характерных личностных черт, ментальных и психологических модификаций как отражений культуры, а также анализ моделей образа врача в грядущих культурных изменениях.

Проблемная область исследования включает в себя:

-осмысление теоретических и методологических оснований анализа образа врача в культуре;

-анализ особенностей профессиональной деятельности врача и его призвания к ней;

-представленность врача в различных исторических типах культуры;

-профессиональная, социально-экономическая и политическая жизнь врача в современных условиях и её социокультурные аспекты;

-социокультурная ценность художественных образов врачей.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес мыслителей к образу врача имеет глубокие гносеологические корни. Гиппократ и Платон первыми философски осмысляли образ врача, содержание которого составляли нравственные принципы: у Гиппократа - принцип милосердия, у Платона - принцип справедливости. В средневековье образ врача строился на основе принципа теоцентризма, где врачевание тела уступало место врачеванию души. Образ врача подменяется образом духовного целителя, свои представления о котором дали Оригена, Августин Аврелий, Иоанн Скот (Эриугена), Фома Аквинский. В арабской средневековой философия у Авиценны (Ибн Сина), Абубацера (Ибн Туфайя), Аверроэса (Ибн Рушд) образ врача, несмотря на признание деятельности врача как особого божественного дара, в своем содержании оставался нравственно-профессиональным и ориентированным на гиппократовскую модель. В философии Возрождения идеальный образ врача, в основе которого лежал философско-этический принцип «не навреди», был представлен Пара-цельсом, а сущий (реальный) образ врача, в котором отразились противоречия эпохи - Эразмом Роттердамским. Медикализация новоевропейской культуры активизировала философов (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.О. де Ламетри, Ж.Ж.Руссо, М. Монтень), литераторов (Ф.Рабле, Мольер и др.), художников (Рембрандт, Ван Миревельт, Герад Дуй др.) к созданию не только должного образа врача, но и к анализу его реального образа как порождения этой культурной эпохи. В XX веке сложилась достаточно устойчивая традиция изучения целостного образа врача в клинической психологии - З.Фрейд, К.Юнг, К.Ясперс, И Ялом, С.Гроф, Ц.Ломбразо, Э.Миделл, Р.Мэй, К.Роджерс и др. Были сделаны первые шаги к фило-софско-культурологическому осмыслению образа врача в культуре Ф.Ницше, Э.Фроммом, М.Фуко, О.Тоффлером, РДюбо. Если традиция изучения образа врача в психологическом плане в настоящее время сохранилась и активно расширяется, то философско-культурологическая -постепенно подменилась этико-деонтологическими исследованиями.

В настоящее время психологические черты образа личности врача активно изучаются в общей и медицинской психологии такими исследователями, как В.П. Андронова, И.И. Бенедиктова, Л.А. Быкова, К.Н. Егорова, ЛИ. Ломакина, В.К. Митронина, М.А. Татарников, Л.П. Урванцев, И. Харди, Н.В. Яковлева, Б.А. Ясько В. Задиоченко, А.Я. Иванюшкш, В.А. Кащов, Е.И. Кальченко, В.И. Киянова, И.Л. Максимов, В.К. Митронин, И.Г. Низамов, Е.Х. Павлов, В.П. Прокопьев, В.Л. Сафонова, A.M. Сульдин и др.

Нравственные черты образа врача широко представлены в исследованиях по медицинской этике и деонтологии И.И. Брёхмана, А.Н. Бартко, Е.А. Вагнера, А.А. Грандо, ВТ. Ерохина, В.В. Ермакова, JI.B. Жарова, Н.Г. Ибрагимова, А.Я. Иванюшкина, Л.В. Коноваловой, И.И. Косарева, Ю.П. Лисицына, Е.П. Михаловска-Карловой, В.П. Новосёлова, В.И. Петрова, А.В. Сахно, Н.Н. Седовой, И.В. Сжуяновой, И.И. Орлова, ПД. Тищенко, Г.И. Царегородцева, И.А. Шамова, М.Я. Яровжского и др.

В трудах по социологии медицины раскрыты особенности врачебной профессии, ее социальные роли, что дает возможность объяснить социальные признаки образа врача и его место в социальной системе. Это работы Л.И. Волковой, ВД. Жирнова, ВТ. Ерохина, В.Й. Козаченко, Ф.Я. Кофмана, В.А. Мансурова, В.П. Петленко, И.В. Полякова, А.В. Решетникова, М.И. Тихонова, Е.В. Черносивитова, Е. Шапошникова, О.Е. Щепина и др.

Некоторые черты экономического образа врача можно обнаружить в исследованиях, посвященных анализу экономики здравоохранения и врачебной профессии. Это труды Ж.Е. Быковой, О.В. Бернович, А.И. Вял-кова, И.И. Введенской, Л.А Губаевой, А.Н. Гусева, Ф.Н. Кадырова, И.Н. Кулагиной, ГТ Кривошеева, НИ. Малова, МД. Розенбаума, В.Ю. Семёнова, С.А. Столярова и др.

Политический образа врача представлен в исследованиях О. Боброва, А.С. Минакова, В.К. Митронина, В.И. Козаченко, М.И. Тихонова, Г.Кривошеева,, М. Кузъменко, ИВ. Мазина, Ю.Л. Шевченко.

Среди зарубежных исследователей можно отметить Р. Вич, Д. Уик-лера, Д. Брока, А. Катана, Дж. Уилки и Б. Уилки, А. Уолкера, М. Бекера, Дж. Хоробин, Ж. Дрейна, М. Блура, Ф.С. Лоласа, Р. Рамсея, В.Е. Мэя, Р.А. Мура, И. Харди, И. Золя, Д. Механик, А. Кэмпбелла, Г. Джиллетт, Г. Джонса, В. Варрена, Д. Смита, С. Шервина и др., в работах которых анализируются актуальные социально-философские и этические проблемы медицины и врачебной профессии.

Художественный образ врача, отраженный в художественной и публицистической литературе, фольклоре, живописи, кино и других видах искусства активно исследуется Э.Д. Грибановым, Ю. Ф. Шульцем, Е.Б. Меве, И.П. Глазыршой, А. Ноймайром, СМ. Громбахом, В.М. Тарасоно-вым, И. Вишневской и др.

Имеются научные работы по лингвистике, посвященные анализу профессионального врачебного языка и социолекта, Г.А. Абрамовой, Н.Н. Седовой., З.А. Сергеевой, К.Ю. Пешковой, В.Ф. Новодрановой,, В.В. Иванова и др. Ценность этих работ заключается в том, что в них через особенности терминологического поля профессионального языка отражается врачебное мышление и культурная динамика образа врача.

Все эти направления перспективны и необходимы в плане познания конкретных проблем. В то же время они фрагментарны и не дают сколько-нибудь целостного образа врача, в культуре. Убежденность в том, что именно в образе врача отражается все богатство его внутреннего содержания и существование в мире культуры, подвигли нас к его исследованию с позиций целостного анализа.

Основная гипотеза (идея) работы заключается в следующем. Культура творит образ врача. Он архетипичен, суггестивен, символичен и до-понятиен. Это концепт культурологического дискурса, который отражает все богатство внутреннего содержания субъекта врачебной профессии, переживается каждым человеком, начиная с детства - первого знакомства с врачом. Жизненность образа врача проявляется в единстве и противоречивости его сущности и существования, сущего и должного, сознательного и бессознательного, содержания и формы. Образ врача имеет философско-антропологическое значение, которое раскрывается в понимании того, что врач - это особое качество личности, помогающее ему творить культурные формы своего бытия. Богатство внутреннего со держания профессии находит отражение в целостности его образа. Важнейшей предпосылкой понимания образа врача как целостного культурного образования является сама ИСТОРИЯ, ибо только в историческом процессе накапливаются и передаются культурные смыслы профессии и наследуются новым поколением врачей те качества личности врача, которые необходимы в новых культурных условиях.

Целью диссертационной работы является исследование «образа врача» как отражение культуры и концепта культурологического дискурса. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры. Данная цель конкретизируется следующими познавательными задачами:

- объяснить образ врача как философско-анропологическую и фи-лософско-культурологическую концепцию;

- представить культурные смыслы понимания образа врача в истории;

- выяснить исторические, социокультурные и профессионально-типичные черты образа врача;

- охарактеризовать профессию врача как качество его личности;

- объяснить профессиональное, моральное, правовое, экономическое и политическое содержание образа врача;

- создать вероятностные модели образа врача в различных идеологических парадигмах;

- представить образ врача и выявить его основные черты в современной культуре рынка;

- охарактеризовать образ врача в художественной литературе, современном фольклоре и изобразительном искусстве.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

• представлена философско-культурологическая характеристика врачебной профессии как основы культурологического образа врача;

• определено понятие «врач» как качество личности и форма профессиональной культуры;

• дано определение профессиональному врачебному призванию;

• определен образ врача как концепт культурологического дискурса;

• выявлены основные исторические типы образа врача;

• даны определение понятию «профессиональная культура врача» и анализ её структуры и содержания;

• раскрыты материальные и духовные формы предметности профессиональной культуры врача;

• дано определение морально-правовой культуры врача и выявлено единство основания врачебного права и врачебной морали;

• даны определение и анализ экономической культуре врача, обоснованы его черты, порожденные рыночной культурой;

• даны определение и анализ политической культуре врача, раскрыты особенности его политизации и политического менталитета;

• определена зависимость содержания образа врача в культуре от господствующих идеологических систем;

• дан анализ художественного образа врача как особой формы предметности врачебной культуры.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Профессия «врач» - культурно-историческое явление. Утверждаясь процессом труда, она принадлежит индивиду, определяет специфику его трудовых функций, границы, функциональную значимость и придает этому труду социальный смысл. Как особого рода деятельность, она характеризует сам процесс труда, рабочее место и самого работника, явля ясь при этом неотъемлемой «частью» человека, его качеством. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа.

2. Врач как качество личности определяется уровнем его профессиональной подготовки, опытом, знаниями, умениями, квалификацией, а так же общественными отношениями в сфере профессии. Специфика врачебной деятельности формирует особое врачебное и клиническое мышление, психологические черты личности, которые проявляются в различных формах его бытия.

3. Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.

Культурологическим наполнением образа врача является концепт - этнокультурная традиция представлений людей о враче, существующая в их ментальном мире, который и мыслится, и переживается ими. Образ врача по отношению к понятию «врач» до-понятиен. В его структуру включается смысл самой лексемы «образ врача», его этимология, исторические представления и современные модификации. Как концепт культурологического дискурса образ врача включает в себя 1) выраженные в текстах культуры ценности и цели врачебного сообщества в конкретный исторический период; 2) профессиональные и культурные регулятивы, за крепленные в предписаниях, кодексах, требованиях, клятвах; 3) жизнь врача в культуре, его реальные действия и поведение; 4) способы кодифицирования врачебной профессии как субъекта культуры, а также формы и механизмы социального признания врача как носителя и творца культуры.

5. Понимание врача в различных исторических типах культур связано с господствующими социальными отношениями, мировоззренческими установками, ценностными приоритетами. Они формировали в обществе те или иные представления о человеке, его жизни и смерти, здоровье и болезни, методах лечения, создавая тем самым основу для определенного культурно-исторического образа врача. Он неповторим, как и сама эпоха, при этом реальный образ всегда существенно отличался от должного. Должное и сущее - основное противоречие в образе врача, определяющее его культурную динамику.

6. Профессиональная культура врача (в дальнейшем ПКВ) представляет собой относительно замкнутую область культуры, в основе которой лежит врачебная профессиональная деятельность, и которая включает в себя самого субъекта, его ценностное сознание, знания и идеалы; врачебные артефакты, а также социальные институты, организацию и отношения, обеспечивающие ее целостность, системность и устойчивость. Она институализирована, проявляется на общественном и индивидуальном уровнях, гармоническое единство между которыми возможно только в идеале. Её основными социальными функциями являются: инкультура-ция и социализация личности врача, инновационно-преобразовательная, регуляторная, ценностно-ориентационная, интеграционная, трансляционная.

7. Формы существования ПКВ отражают содержание профессионального образа врача, синергетическое единство которого образуют соматическая, валеологическая, организационная культура; культура вещей и предметного мира; ценностное сознание и знание, культура понимания, общения и речи. Будучи аксиологически нагруженными, эти формы существования ГЖВ направлены на утверждение ценности человеческой жизни и ценности его здоровья.

8. Морально-правовая культура - подсистема общей культуры личности врача, отражающее качественное состояние врачебной профессии. Она включает в себя идеи, установки, представления о морали и праве, нравственные чувства и правосознание, систему этических и правовых знаний. Основу единства морали и права составляют принцип справедливости, долг, честь, совесть, закон. Эта культура носит исполнительский, интерсубъективный, функциональный характер, выражает единство и противоречия моральных обязательств и юридических обязанностей, оценку правомерности поступков и действий, представления о нормативном поведении врача.

9. Экономическая культура врача - это система предпочтений, ожиданий, планов, мотивов поведения, связанных с его хозяйственной деятельностью, отличающаяся устойчивостью и стериотипностью, структурообразующим фактором которой является профессиональный труд, ядром - экономическое сознание. В культуре рынка образ врача приобретает черты, отражающие ценности данной культуры.

Политическая культура врача - система ценностей, представлений, идеалов и убеждений, навыков и политических знаний врача, которые позволяют ему эффективно использовать имеющиеся политические средства для реализации своих социально-политических целей и вхождения в систему политических отношений. Особенности политизации врачебной профессии определяются характером и направленностью врачебной деятельности, системой социальных отношений во всем ее многообразии, психологическими установками, стереотипами и привычками, выработанными в данной сфере деятельности. Политизация врачебной про фессии в России осуществляться по вертикали и была основана на доминирующей роли государства, что и определило особенности врачебного политического менталитета.

11. Идеология дает определенное представление о мире, жизни, месте человека во Вселенной и влияет на формирование модели медицины, врачебной профессии и образа врача. Имеющиеся идеологические системы не снимают в образе врача противоречий между должным и сущим. Их решение возможно через принятие гуманистической идеологии, в основе которой лежат приоритет нравственности и целостное знание о человеке и мире.

12. Художественный образ врача метафоричен, метонимичен и ассоциативен. В нем переплетаются типичные черты, присущие данной социальной группе, и индивидуальные особенности конкретного героя; объективное, идущее от действительности содержание, и субъективное проявление личностных черт художника. Задача художественного образа врача - эмоционально воздействовать на человека, при этом он способен сформировать общественную оценку врачу, стать фактором профессионализации личности, мотивацией выбора профессии.

Методологическим основанием данного исследования являются: 1 .Культурологический подход позволяет выявить факторы, обусловливающие специфические черты образа врача в культуре. 2. Философско-антропологический подход раскрывает связь различных форм бытия врача с субъективно-человеческим фактором. 3 .Деятельностный подход применяется для выяснения сущности предмета изучения, его генезиса и динамики, границ мира культуры. Культурологический и деятельностный подходы дополняются принципами целостности и системности. 3. Аксиологический подход применяется для выявления уровня значимости врача в культуре. 4.Метод моделирования, адаптированный к гуманитарному познанию, использовался для создания должного образа врача и оп ределенных его моделей в социально конструируемой экономической и политической реальности. Некоторые вопросы, касающиеся экономической и политической жизни врача, потребовали проведения социологических исследований, которые дали возможность собрать необходимый эвристический материал для характеристики целей и ценностных установок.

Научно-практическая значимость результатов исследования. Положения и выводы исследования вносят посильный вклад в философ-ско-культурологическую теорию сущности, развития и феноменальности различных социальных носителей культуры. Используемые в работе методологические подходы и теоретические выводы позволяют преодолеть упрощенность и релятивизм в изучении образов различных культурных сущностей. Практическая значимость заключается в решении проблем, порожденных кризисом культуры в отношении к человеку, жизни, здоровью, в политике гуманизации медицины и поиска новых- ее моделей, отвечающих современным требованиям; а также в социальном планировании и прогнозировании развития врачебного сообщества. Отдельные выводы диссертации могут быть использованы в разработке социальных программ, в реформировании системы здравоохранения, профориентации и подготовке врачебных кадров. Исследовательские материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть реализованы в просветительской работе, в преподавании курсов «Философия медицины», «Профессиональная медицинская этика», «Культурология», «Философская антропология».

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 25 научных работ. Результаты диссертационного исследования докладывались на Международных конференциях: «Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных», г. Пенза, 2004; «Актуальные вопросы экологии и охраны природы южных регионов России и сопредельных территорий», Краснодар, 2003; «Высо кие технологии в педагогическом процессе», «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий»,Тамбов, 2006; «Высокие технологии в педагогическом процессе», Нижний Новгород, 2006; На Всероссийских конференциях: «Российское село в XXI веке: проблемы и перспективы» (1-я Всероссийская конференция по социологии села), М.Краснодар, 2004; «Россия в перекрестке напряжений-2», М.-Краснодар, 2004; «Инновационные процессы в высшей школе», Краснодар, 2003; «Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе», Курск, 2006; «Медицина будущего», Краснодар-Сочи, 2002; «Социальное партнерство как способ достижения гражданского согласия и социального мира, обеспечения стабильности общества», Краснодар, 2006.; а также на межрегиональных, межвузовских конференциях и совещаниях. Основные положения работы использовались при чтении курса «Философия медицины», спецкурса «Философские и социальные проблемы медицины», а также в преподавании курса философии в разделах -«Философская антропология», «Личность и общество», «Человек в мире культуры», «Профессиональная медицинская этика».

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, шести глав, состоящих из 22 параграфов и заключения, включает список литературы из 310 источников, из них 24 - на иностранных языках. Объем работы составляет 296 страницы текста в ком-пьютерной верстке.

«Образ врача» как основной концепт исследования

Там, где речь заходит о познании мира культуры, невозможно обойтись без понятия образа. Однако эта очевидность не всегда принимается во внимание философами, стремящимися к объяснению истины. Ведь образ не является истинным, ему свойственно лишь соответствие конкретной вещи. Образом невозможно заменить предмет, он не является даже ее зеркальной копией. И тем не менее неповторимость, оригинальность любого предмета выражается через его образ. То есть образ выступает своеобразным принципом отличия данного предмета в мире предметов и вещей, в мире культуры. И в этом плане изучение образа должно стать фундаментом объяснения сущности вещи, предмета, явления.

Теория образа стала разрабатываться в области гносеологии. Именно здесь образ наиболее полно исследован в прошлом Д. Юмом, Дж.Локком, И.Кантом, А. Шимт-Дюмоном. В современную теорию образа существенный вклад внесли на западе Ж.П.Сартр, Э.Гуссерль, Б.Рассел, К.Поппер, Ф.Брентано, в отечественной науке - П.В.Копнин, А.М.Коршунов, В.И.Дубовской, Б.Славин, В.Ю.Солонин. Как элемент процесса познания образ связан с чувственным восприятием и оценивается как результат ощущений и восприятий.

С гносеологией связана психологическая концепция образа. Посу-ществу, из теории познания в конце XIX - начале XX века стали отпочковываться психологические исследования, посвященные анализу образов как предметов психики. Среди таких работ следует отметить труды К.Твардовского, Л. Леви-Брюля, К.М.Мерло-Понти, А.Маслоу. В отечественной психологии теорию образов разрабатывали А.Н Леонтьев, С.Д Смирнов, С.Л Рубинштейн, В.В Петухов. В работах психологов образ изучается в его связи с воображением, где внимание исследователей акцентируется в основном на роли образов в активности сознания.

Культурологические концепции образа еще не сложились, исключение составляет художественный образ. Однако следует отметить, что за последнее время появились исследования, посвященные изучению обра зов различных культурных сущностей.2 Это свидетельствует о понимании философами и культурологами того факта, что, каким бы истинным ни казался образ изучаемого предмета или явления, он является уникальным способом обозначения познаваемого и его осмыслением. Кроме того, представление в образе познаваемого предмета или явления говорит об исключительнр человеческом, культурном, а следовательно, уникальном отношении к миру. Конечно, способами осмысления мира являются не только образы, но и понятия, знаки, символы. Но если понятия есть выраженные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые фиксируют общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений и суммируют важнейшие знания, а в символах отражение действительности происходит непосредственно-интуитивным способом, и не все символы обладают образностью (например, математические символы), то образ неисчерпаем и в то же время символичен. Это сложная конструкция мысли, в которой, по словам А.Ф.Лосева, действительность не задана, а дана в сознании человека как результат единства чувственного познания и рационального мышления[139]. И в этом своем качестве образ может стать основой формирования научных понятий.

Кроме того, философско-культурологические исследования всегда ориентированы на познание целостностей, что невозможно .сделать, ис пользуя исключительно сциентистские методы. Когда мы говорим об образе врача в культуре, то имеем в виду целостность всего его человеческого бытия, к анализу которого трудно приложимы четко фиксированные объективные критерии. Но создание «мыслительных конструктов» (Э.Кассирер) - образов позволяет говорить о его онтологическом статусе и необходимости образно-целостного анализа врача как феномена культуры. Основоположники деятельностно-технологической концепции культуры, известные отечественные мыслители Ю.А.Жданов и В.Е. Давидович в своей книге «Сущность культуры» подчеркивают, что «исследование культуры не может оставаться холодно рационалистическим, аналитико-социологическим. Оно обязательно опирается на то прочувствование явлений культуры, которое содержится в художественном творчестве, фольклоре, эссеистике, публицистических документах, мемуарах, дневниках, материальных следах деятельности, дневниках, письмах»[62, 394].

Культурологическим наполнением образа является концепт. Его природа в настоящее время активно исследуется в когнитивной лингвистике Ю.С. Степановым, А. Вежбицкой, P.M. Фрункиной, В.И. Карасик, И.А. Мельчук, Л. Буяновой и др. С точки зрения теории языка, концепт и понятие по своей внутренней форме одинаковы: «концепт является калькой с латинского conceptus «понятие», от глагола concipere «зачинать», т.е. значит буквально «поятие, зачатие»: понятие - от глагола «пояти», др.-рус: «схватить, взять в собственность» [230]. Однако Ю,С.Степанов указывает на необходимость их разграничивать, т.к они принадлежат разным наукам - концепт более применим в культурологи, а понятие употребляется в основном в логике и философии. Именно из этого положения мы и будем исходить в своем исследовании образа врача как концепта культурологического дискурса.

Мораль и право как социальные регулятивы врачебной профессии

Профессия врача до предела наполнена моральными, правовыми, религиозными нормами, клятвами, присягами и обещаниями, весьма часто противоречащими друг другу. Все они выступали и выступают в качестве нормативных методов воздействия на поведение врача в социуме, его отношение к ценности жизни другого.

Известно, что ранней формой регуляции была магия, в основе которой лежал ритуал. Он представлял собой символическое выражение функциональных особенностей социального взаимодействия людей и формировал социокультурные нормы в первобытном обществе. Они определялись теми ценностными представлениями, которые сформировались в первобытном сознании и создавали определенный социальный порядок. Магический ритуал был первой нормой, которая в символической форме осуществляла коммуникативные и регуляторные функции. Он был основан на опыте прошлого и сохранял свой культурный смысл благодаря необходимости предвидения будущего. Ритуал был характерен как для жреческой, так и светской медицины. В первом случае он подкреплялся одновременно верой в сверхъестественные силы и гигиеническими соображениями. Например, в Древней Индии, Египете жрец, а он же был и врачевателем, прежде чем обратиться с молитвами к богам и приступить к врачеванию, был обязан совершить ритуал омовения тела, бритья, очищения от соприкосновения с нечистотами (к ним относились животные, трупы, роженицы). В Древней Греции, где достаточно долгое время существовал культ Асклепия - бога-целителя, в честь которого по стране воздвигались святилища - асклепейоны, осуществлялся ритуал энкомисиса, который был направлен на погружение больного в состояние гипноза с помощью психических или наркотических воздействий. Он сопровождался театральными представлениями хирургических операций, явлением богов, священной змеи и т.д.

Ритуал в светской медицины был связан с характером врачебной деятельности, в которой не допускалось отклонение от правил лечения. Здесь он закреплялся клятвами, кодексами, наставлениями, что дисциплинировало деятельность врача.

В современной врачебной практике ритуал сохраняется в своеобразной форме, выступая механизмом ее регламентации и регуляции. Он устанавливается предписаниями, инструкциями, положениями, законами. Деятельность врачей всех специальностей последовательна, расписана по минутам, строго организована и регламентирована. Современный ритуал - это своего рода система нормативных действий, продиктованных профессиональной необходимостью и выполняемых врачами в обязательном порядке и последовательности.

Следует отметить, что в истории врачебной профессии вплоть до XVID в. религия, мораль и право были синкретичны. Если посмотреть на историю медицинских этико-правовых учений, то можно заметить, что и клятва Гиппократа, и древнеиндийский трактат «Чарака-Самхита», и христианская клятва греческих врачей (II- III в.н.э.), этические кодексы арабских врачей ХгХШ в.в. Аль-Тараби, Али Аббаса, Ибн Радвана, Ибн Сины начинаются и заканчиваются обращением к Богу с благодарностью за даруемое призвание лечить людей и помощь в этом нелегком труде. Примеры этих этических трактатов свидетельствуют о том, что нравственно-правовые нормы, основанные на религиозных чувствах, приписывали врачу вести себя свято и праведно не только в рамках профессии, но и в личной жизни, быть бескорыстным, справедливым, всепрощающим, ни когда не посягать на жизнь человека в любой форме и всегда помнить, что жизнь и смерть - в руках Бога.

В Новое время начинается процесс секуляризации морали и права. В медицине он имел свои особенности, анализ которых был дан М.Фуко в книге «Рождение клиники». Он отмечал, что секуляризация морали и права, с одной стороны, вызвана необходимостью укрепления корпоративности профессии врачей, а с другой - их возрастающей политической активностью в жизни государства. А сам процесс секуляризации сводился к тому, что врач в республике должен был занять место священника. В декларации одного из идеологов начала Великих французских революций - Сабаро де Л Аверньер, которую в качестве примера приводит М.Фуко, отмечается: «Они (врачи - курсив К.Т.А.) - ангелы-хранители целостности ваших способностей и чувств. Врач не будет более требовать гонорара у тех, кого он лечит; помощь больным будет бесплатной и обязательной - народ обеспечит это как одну из своих священных задач, а врач при этом не более чем инструмент. По окончании своего обучения молодой врач будет занимать пост не по своему выбору, а назначаться в соответствии с потребностями или вакансиями, в основном в сельскую местность, и когда он приобретет опыт, то сможет претендовать на более ответственное и высокооплачиваемое место. Став публичной и некорыстной контролируемой деятельностью, медицина должна бесконечно самосовершенствоваться, она соединиться в утешении физических страданий со старым духовным назначением Церкви. ...И армии священников, которые заботились о спасении души, станет соответствовать такая же армия врачей, которые будут заниматься телесным здоровьем» [251; 64-65]. Такое правовое положение врача в государстве обеспечивало формирование патернистической модели, в которой моральные отношения между врачом и пациентом строились на основе непререкаемого авторитета врача.

В России отношение к праву и морали было особенным, в силу культурно-исторических традиций. Если западная социокультурная матрица сохраняет и передает дух права, дополненный договорной традицией, то отечественная, основанная на православии и коллективизме, сохранила в качестве ценностей жертвенность, терпение, долг личности перед отечеством и народом. В данном социокультурном пространстве право и правовое сознание становятся как бы излишними. Здесь главным считается правда как моральный принцип. Традиция жить по правде, а не по правилам (закону) сохраняется по сей день, внося сумятицу в сознание индивидов. Современный врач в своей профессиональной деятельности все чаще оказывается в «пограничных ситуациях», где выбор приоритетов нравственных ценностей сопровождается сложными экзистенциальными переживаниями. Особенно это проявляется в решении проблем, связанных с продлением жизни безнадежно больному человеку, трансплантацией внутренних органов и с проблемой информированного согласия.

Экономическая культура врача:- диалектика экономического сознания и экономического мышления

Феномен экономической культуры врача практически не исследован, несмотря на то, что имеется достаточно работ по экономике медицины и здравоохранения. Однако в этих трудах акцент ставится на изучение проблем организации и планирования медицинской помощи населению, эффективного .использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов в здравоохранении [47; 58; 127; 146; 213]. Эти исследования использованы нами в качестве определенного эмпирического материала, однако они совершенно недостаточны для изучения особенностей экономической культуры врачей. Поэтому мы обратились к общим исследованиям феномена экономической культуры как одного из видов культуры.

Исследования по этой проблеме представлены достаточно широко. Причем научный интерес проявляют не только философы и культурологи [81;116;126;144;143;196], но и социологи и экономисты [85; 111; 207] Исследователи сходятся в том, что экономическая культура выступает одним из видов культуры. Однако в своих определениях сущности, структуры и функций экономической культуры мнения расходятся. Мы не рассматриваем эти определения как альтернативные, напротив, полагаем, что каждое исследование и определение дополняет и обогащает знание об этом феномене и служит общим теоретическим и методологическим основанием для научного анализа экономической культуры врача.

Так, Н.Н. Зарубина определяет экономическую культуру как нематериальную составляющую хозяйственной деятельности, акцентируя внимание на ее духовном и нравственном аспектах [84]. И.Ф. Кефели и Т.А. Кулакова считают, что в экономическую культуру должна быть включена вся «совокупность общественных отношений, оказывающих влияние на материальное производство и человека как его главного агента, т.е. экономическая культура есть совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей» [111,107]. В качестве структурных компонентов экономической культуры эти авторы выделяет культуру производства, культуру обмена, культуру распределения и культуру потребления. Структурообразующим фактором выступает трудовая деятельность человека.

В плане нашего исследования особого внимания заслуживает определение экономической культуры Р.В. РЫБКИНОЙ. Она отмечает следующие главные черты экономической культуры: 1. Связь с экономической деятельностью людей. Именно в деятельности и через деятельность проявляется экономическая культура; 2. Экономическая культура - это определенный фрагмент сознания людей и как элемент сознания включает в себя предпочтения, ожидания, планы, мотивы поведения, связанные с экономической деятельностью; 3. Экономическая культура «живет» в пространстве экономических отношений; 4. Экономическая культура тесно связана с правом и нравственностью; 5. Экономическая культура -«это не любые, а только устойчивые стереотипы сознания, которые повторяются из года в год, из века в век». [207,108].

Весьма полный анализ структуры и функций экономической культуры дан В.К Королевым. Он выделяет три группы структурных элементов:

1. Социально-психологическая, куда входят экономические потребности, интересы, мотивы экономической деятельности, система стимулов, модели экономического поведения, трудовая ментальность; .2. Культурологическая, включающая трудовую этику, трудовые обычаи, традиций и новации, трудовую символику. 3. Гносеологическая группа, состоящая из экономической идеологии, экономических знаний, убеждений, и экономического мышления [116, 98]. Значимость экономической культуры для личности и общества определяется ее функциями, к которым, согласно исследованиям В.К.Королева, можно отнести: 1. Адаптивную, позволяющую человеку естественно войти в хозяйственную жизнь общества, обеспечить стабильность экономической деятельности путем сохранения норм необходимого экономического поведения. 2. Инновационно-преобразовательная, связанная с обновлением системы мотивации экономической деятельности, ее конкретного стимулирования ценностями, опосредован но влияющими на развитие экономики. 3.Организационно-регулятивная функция регулирует и налаживает отношения между людьми в процессе их экономической деятельности, в ней осуществляется институциониро-вание ценностей, необходимых для экономической жизни. 4. Аксиологическая состоит в оценке тех или иных явлений экономической жизни с точки зрения соответствия базовым экономическим ценностям (нормам, традициям, ст ериотипам) 5. Коммуникативно-интегративная обеспечивает устойчивость экономической структуры общества путем формирования на основе общих ценностей и норм различных социальных групп, имеющих свои цели хозяйственной деятельности, субкультуры. 6. Трансляционная, связанная с передачей от поколения к поколению возможностей и способностей участвовать в хозяйственной жизни общества на основе его традиций и обеспечивающая преемственность экономической деятельности от производства до потребления.

На основе приведенных исследований экономической культуры можно заключить, что структурообразующим фактором экономической культуры врача выступает профессиональный труд, а ядром - экономическое сознание людей. Профессиональное сознание врача, отражающее отношения, складывающиеся в мире профессии и связанное с систематизированными научными знаниями, не может быть свободным от экономического сознания. Ведь врачебное сознание отражает все отношения, в которых существует врач, в том числе экономические. Экономическое сознание врача - это способ отражения экономических отношений, способ познания и применения в своей экономической деятельности экономиче-ских законов. Экономическое сознание можно рассматривать как структурный элемент профессионального сознания врача, представленный совокупностью экономических знаний, идей, норм, представлений, непосредственно отражающих экономическую жизнь врача, его отношение к различным социально-экономическим явлениям.

Экономическая жизнь врача - его экономическая деятельность и экономические отношения, детерминированные прежде всего профессий, - главнейший фактор и условие формирования его экономического сознания. Экономическое сознание активно, оно не только отражает экономическую жизнь данного социального субъекта, но и опредмечивается, материализуется в экономической деятельности, в особенностях достижения экономических целей, реализации интересов и потребностей, в проявлении деловитости и хозяйственной предприимчивости не только на уровне быта, но и в сфере профессии. Это значит, что экономическое сознание врача не отделено от его профессиональной и хозяйственной (обыденной) деятельности, вплетено в отношения обмена, распределения и потребления материальных благ.

Исторические модели политизации врачебной профессии

Вопрос о включенности врачебной профессии в политику и политическую сферу жизни общества людей вызывает необычайный интерес. Однако среди многочисленных книг о роли врача в политике чаще можно встретить далеко не научные исследования, больше относящиеся к бульварной прессе. Несмотря на то, что в обществе происходит процесс меди-кализации культуры, а это непременно затрагивает и сферу политики, философы и культурологи обходят как проблему медикализации культуры, так и проблему политизации врачебной профессии и медицины.

Политизацию можно определить как процесс включения человека в сферу политической деятельности и властных отношений, где доминирующими выступают отношения политического господства и подчинения, а основными механизмами политизации - политическое принуждение и политическая борьба. В результате политизации формируются и усваиваются политические нормы, установки, вырабатываются модели политического поведения и участия, формируются оценки политики и политических законов, действий и проч.

Особенности политизации определяются рядом факторов, из которых, на наш взгляд, главным будет характер и направленность деятельности субъектов. Вторым немаловажным фактором выступает система социальных отношений во всем ее многообразии (экономические, политические, идеологические, семейно-бытовые, религиозные, демографические). На политизацию врачей влияют также психологические установки, предпочтения, желания, интересы, характер, темперамент, а также стереотипы и привычки, которые выработались за годы работы в данной сфере деятельности и которые транслируются культурой от одного поколения к другому. Определенную роль в политизации врачей играет поселенческий фактор.

Политизация социальных субъектов может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. Если первая форма основана на доминирующей роли государства в политических властных отношениях, т.е. государство и политическая власть довлеет над субъектом, используя раз-личные методы и каналы, принуждает субъектов включиться в политическую жизнь, то вторая форма политизации основана на диалоге, коммуникации политических структур, государства и социальных субъектов.

В истории культуры процесс политизации врачей как особой социально-профессиональной общности был сложным и порой драматичным. В доклассовом обществе врачеватели были более всех других ремесел близки к власти. Мы уже отмечали, что в период магии первые врачеватели выполняли и властные, и терапевтические функции. С переходом к классовому обществу и формированием профессии врача, политизация этого субъекта меняется - утрачиваются его властные функции в обществе. Но при этом искусство управлять государством (политика) и искусство врачевания (медицина) уподобляются друг другу. Врач подобен государству, ибо он имеет власть над больными и здоровыми людьми, и, подобно государству, он стоит на страже интересов людей в сохранении их жизни. Иллюстрацией этому могут служить диалоги Платона «Законы» и «Государство», в которых античный философ стремился раскрыть особенности государства и власти через их сходство с профессий врачей. Государство заботится о своих гражданах, как врач печется о больных, искусство управления государством так же совершенно, как и искусство врачевания, а всякое искусство - это власть и сила в той области, где оно применяется. Точно так же, как человек обязан своим физическим и духовным существованием врачу, он обязан и государству.

Сословность врачей была жизненно необходимой античной государственности. Поэтому их политизация осуществлялась непосредственно через профессию. Она была политизирована постольку, поскольку в этой культуре врач был нужен государству. Особенности политизации врачей в античности были обусловлены их социальной дифференциацией, которая отражалась в экономическом неравенстве врачей. Из истории медицины известно, что в V веке до н.э. (во времена Гиппократа) в Древней Греции существовали войсковые врачи - специалисты по лечению ран, врачи-придворные - лейб-медики, общественные врачи, врачи-периодевты, которые не были связаны определенным местом и переезжали из города в город, практикуя на свой страх и риск. В системе такой дифференциации врачебной профессии именно общественные врачи были более политизированы, они избирались народом, после предварительного экзамена, их заслуги отмечались полисной демократией: награждались золотым венком и правом гражданства [104, 43]. Результатом политизации врачей становится усвоение ими законов и норм добродетели. В противном случае, врачу грозило оказаться вне государства, вне общества. Отношения врача и государства были выдержаны в границах меры, что обусловливало их справедливый характер. Реализовать свою политическую свободу и политические интересы врач мог только в границах своей общности. Прямое участие в делах государства и активное влияние на политику имели императорские врачи (archiatri sacrib palatine) в Римской античности. Близость к царской власти свидетельствует о их высоком политическом ранге, который соответствовал сенаторскому. Эти врачи были активными дипломатами, входили в «теневой кабинет» при правителе, могли вести шпионскую работу [173,194]. Умение красиво и убедительно говорить, высокий политический ранг, личные связи с императором и царским двором способствовали активному вовлечению врачей в политическую деятельность Рима. В целом же политизация в античной культуре была направлена на поддержание гармоничных, а следовательно, справедливых отношений между врачом и государством. Как заметил А.Л.Стризое, в античной модели политизации общностей «признание соразмерности человека, первичной социальной общности и политики ориентировало индивидов на поиск и поддержание согласия и диалога, на авторитет добродетели, нравственного начала в оценке политических действий. Гармония человека и политики выступала в этом случае не столько делом рук человеческих, сколько предустановленной гармонией бытия, к мудрости которой следовало лишь внимательно прислушаться, соизмеряя с ней свои желания и поступки» [231, 127].

Похожие диссертации на Образ врача в культуре