Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этно-социальные истоки культуры цыган России Сеславинская Марианна Владимировна

Этно-социальные истоки культуры цыган России
<
Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России Этно-социальные истоки культуры цыган России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сеславинская Марианна Владимировна. Этно-социальные истоки культуры цыган России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2005 222 c. РГБ ОД, 61:05-9/271

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рома: этническое и социальное в генезисе Ромской культуры 23

1. Своеобразие процессов этно-социальной стратификации на территории Индии. 27

1. Кастообразование в Индии как стратификация этнических групп 27

2. Неравномерность общественного развития и неоднородность хозяйственных укладов на территории Северной Индии 32

2. Этническая история Северо-Западной Индии и проблема генезиса ранней ромской культуры 37

1. Этническая история и сложение хозяйственно-культурного типа групп населения Северо-Западной Индии 37

2. Арийское переселение и население Северо-Западной Индии 43

3. Сложение культуры основных индоарийских народов Северо-Западной Индии и цыганская культура 47

3. Профессиональная специализация цыганских групп и проблема кастообразования в генезисе ромской культуры 54

1. Ромские занятия и их связь со скотоводческим хозяйственно-культурным типом 55

2. Цыганская музыкальная культура и «кастовое » искусство 67

Выводы 74

Глава II Ромская музыкальная культура и цыганское профессиональное музицирование в связи с проблемой генезиса культуры проторомских групп 76

1. О генетических связях музыкальной культуры цыган 76

2. Музыкальная традиция русских цыган и механизм ее передачи 85

1. Сложение российской цыганской музыкальной манеры. Цыганский фольклор 85

2. Музыкальная культура профессиональных цыганских исполнителей 94

3. Механизм передачи традиции музыкальной культуры у цыган , 104

4. Выводы 111

Глава III Самоназвание Цыган и выделение проторомской общности в свете данных языковой культуры и процессов социокультурной динамики на территории индии 113

1. Происхождение самоназвания цыган в свете процессов социокультурной динамики.. 113

1. Об этно-лигвистическом факторе в изучении генезиса культуры проторомских групп.„ 113

2. Проблема самоназвания 116

3. Этносоциальные и лингвистические факторы сложения самоназвания протоцыганских групп в Северо-Западной Индии 121

4. Арийский термин dam 141

5. Отражение арийских и индоарийских терминов общественного строя в ромском языке.. 147

6. Динамика социальной терминологии в Индии как отражение процессов социокультурной динамики 158

7. Этно-социальнаятерминология вромском языке 163

8. Выводы 167

2. Терминология родства у ромов и ее происхождение 170

1. Общая характеристика системы терминологии родства у ромов 170

2. Социально-родственный статус. Рефлексы *pot-, *p6ti- в ромском 174

3. Обозначения родителей 183

4. Обозначения детей 189

5. Брати сестра 197

6. Терминология родства у ромов в свете проблемы генезиса ромской культуры 200

Выводы 204

Заключение 206

Список литературы 213

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исследования национальных культур, основанные на анализе этнической ментальности и процессов социокультурной динамики, очень актульны в нашу эпоху, эпоху интенсивных межнациональных и межэтнических контактов и конфликтов. Между тем до начала 90-х гг. XX века, когда началась смена парадигмы научного познания в области общественных наук, в российской научной литературе понятию «социальная динамика» отказывалось в статусе научной категории1. Марксистская версия эволюционизма XIX столетия три четверти века табуировала критику многих устаревших положений, вошедших в работы К.Маркса и Ф.Энгельса. В связи с долго сохранявшимся представлением об однолинейном развитии обществ и культур, национальные культуры оценивались по вертикальной оценочной шкале, причем степень «развития» той или иной национальной культуры связывалась с соответствием ее ценностей ценностям коммунистического общества. С этой точки зрения ценности цыганской культуры, закрытой по отношению к нецыганам, всегда представали как «антиобщественные» и «отсталые». В результате изменения национальной политики Советского Союза с конца 30-х годов была свернута начавшая было разворачиваться одна из первых в мире цыганская образовательная программа, были закрыты открытые десятью годами ранее цыганские техникумы и школы. С этого времени и до конца 80-х годов XX века фактически прекратились публикации на тему о цыганах: вышедшие в России научные статьи можно пересчитать по пальцам.

Отсутствие научных исследований, посвященных проблемам национальной культуры и этнопсихологии, так же как и последовательной государственной национальной политики, в частности правительственный указ 1956 года, в одночасье насильственно посадивший на землю этнические группы, до этого не одну сотню лет ведших мобильный образ жизни и выработавших соответствующий уклад и поведенческие стереотипы, привели, в совокупности с экономическими трудностями последних десятилетий, к серьезным социальным последствиям.

Толерантное отношение к другим культурам, на развитие которого в последние годы направлено внимание общественных и научных деятелей в нашей стране, напрямую связано с правильным пониманием исторических и этнопсихологических причин социальных проблем цыган в наши дни. Так, например, процесс этнической экономической маргинализации при определенных условиях является следствием миграций этнических общностей2, следствием деградации их собственного хозяйственно-культурного уклада, а не

1 См., напримар: Философский энциклопедический словарь. М, 1989. С.175.

2 Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М„ 1998. С.272.

5 свидетельством их изначальной «отсталости» и «неполноценности». Что касается духовной культуры цыган, то ее закрытость позволяла им сохранять закрепленные в обычным праве духовные ценности и нормы межличностных отношений, которые в России XX века начали утрачиваться под влиянием репрессий, вульгарноматериалистической идеологии и гонений на религию.

Указанные социальные проблемы, а также применяемый в исследовании современный культурологический подход определяют актуальность настоящей работы в области генезиса цыганской культуры, основанной на материалах из области ранней истории, социальной, языковой и музыкальной культур, этнопсихологии цыган. Исследования в области реальной цыганской культуры способствуют разрушению мифов, созданных общественным сознанием о цыганах. Эти мифы, являясь порождением бытового сознания, к сожалению, оказывают влияние на политику в отношении цыган во всех областях общественной жизни России.

Социальная значимость работы связана и с разработкой проблематики в сфере межнационального/межэтнического общения, в связи с чем особую значимость приобретает исследование понимания человека в этнической культуре. Кроме того, в связи с ростом национального самосознания цыган в последние десятилетия, с их политической консолидацией, в том числе в России, с развитием международного цыганского общественного движения, возникла необходимость создания письменной цыганской истории. В связи с этим невозможно переоценить социальную значимость научного решения проблемы этно-социального происхождения цыган, что не было сделано за более чем два века существования исследований цыганского языка и культуры в связи со сложностью указанной проблемы и невыделенностью до последнего времени ромологических исследований в отдельную область. О важности решения этой проблемы для национального самосоознания говорит тот факт, что все специалисты по цыганской культуре и языку в той или иной степени касаются в своих работах вопроса происхождения цыганской общности. Перед Министерством науки и образования и Министерством культуры России стоят задачи реализации равного с остальными народами доступа цыган к образованию и реализации права цыганского населения на сохранение и развитие своей культуры и языка, поэтому все новейшие исследования в области социальной, языковой культуры, истории, использующие современные научные подходы, очень актуальны.

Общественное сознание в период зарождения ромологии определило ее непростой и долгий путь становления как науки. Социальное положение цыган, традиционные гонения на

Ромология (от этнонима ром «цыган») — область знаний, занимающаяся цыганской культурой, языком, историей.

них в Европе, принявшие особенно жестокий характер в Германии, на родине Ф.Боппа (1791-1867), одного из основателей сравнительно-исторических индоевропейских исследований, в рамках которых возникла и долгое время развивалась ромология, стали тем интеллектуальным и духовным фоном, который надолго определил положение науки о цыганах, затормозив ее становление как академической дисциплины.

Несмотря на то, что в странах Восточной и Западной Европы, благодаря усилиям ромских организаций, в последние 10-15 лет появились кафедры ромологии и начали активно финансироваться исследования о цыганах, общее количество ромологических работ в разных странах остается небольшим, а многие научные вопросы ромологии - неразработанными. В силу этого каждая новая публикация в любой области ромологии становится объектом пристального внимания ромологов всех направлений. Можно сказать, что если не в области исследований, то, во всяком случае, в области научного интереса ромологов наблюдается значительный синкретизм, связанный с недостатком публикаций в собственной сфере. Для России этот «недостаток» является настоящим научным голодом. Почти все, что авторы могут достать нового из ромологических материалов, они получают из-за рубежа. Недостаток научной среды определяет и недостаток критики научных исследований, что снижает их уровень. Так, Р.Джурич пишет об изучении языка романи: «Исследования языка романи и их результаты редко критически оценивались, а где это делалось - это не было сделано полностью или соответствующим образом (это представляет из себя главную проблему даже сегодня)»4. Эти слова можно отнести к исследованиям в любых сферах ромологии. К этому можно добавить проблему узконаправленности подготовки специалистов, в первую очередь в странах Запада. В частности, в работах лингвистов, которые в большинстве случаев и занимаются проблемами ранней ромской истории и культуры, нередко проявляется недостаток культурологических знаний. Часть исследователей недостаточно хорошо знает собственно ромскую культуру, что связано с национальной средой, во многом определяющей исследовательское поле. Так, ромские языки и традиционная культура, знание которых необходимо специалисту-ромологу, лучше всего сохранились в странах Восточной Европы, включая Балканский регион. Россия, на территории которой проживают представители по крайней мере восьми цыганских этнических групп, в этом смысле -богатейший источник полевых материалов и реальных знаний о цыганской культуре. Отдельную проблему представляет наличие двойного стандарта, который проявляется в научных публикациях. Например, ввиду политизированности науки о цыганах и общественной деятельности самих ромологов, нередко приобретают спекулятивную трактовку такие вопросы, как традиционность мобильного образа жизни, неоднородность

4 Djuric R. The middle voice in the language of the Romanies. 2003. Copyrite.

7 индийских мигрантов ввиду существенных антропологических отличий отдельных цыганских групп от основной массы цыганского населения Европы, правомерность сближения с группами rom/dom современных среднеазиатских групп люди. Все вышесказанное определяет проблемы методологии ромологических исследований, и в частности, в области ранней ромской истории и культуры, С этой точки зрения научная актуальность настоящей работы связана в первую очередь с ее методологическим аспектом, о чем подробнее мы скажем ниже. Все указанные причины, в основе которых лежит главная - недостаток научных публикаций - оставляют нерешенными ряд вопросов генезиса ромской культуры, которые мы затрагиваем в нашей работе.

Таким образом, в социальном плане актуальность темы связана как с социальной значимостью исследований национальных культур в современном обществе, так и с развитием самосознания цыган, с консолидацией различных цыганских этнических групп в единый народ, с необходимостью создания всеобщей ромской истории. В научном плане актуальность связана с использованием современной методологии для изучения процессов генезиса ромской культуры и с нерешенностью ряда научных проблем в этой области.

Степень научной разработанности проблемы

Первые системные ромологические исследования связаны с Г.Дж.К.Рудигером, который доказал индийское происхождение цыган , подтвержденное затем Х.М.Г.Грельманом . Представляется не случайным, что системные основы как ромской лингвистики, так и исторического изучения цыганской культуры были заложены в период создания сравнительно-исторического метода в языкознании . Именно системные исследования языка романи, начавшиеся с изданного в середине ХГХ века труда А.Ф.Потта8 и продолженные Г.Асколи9, Ф.Миклошичем1 , А.Паспати11, Дж.Сэмпсоном1 и Р .Л.Тернером1 , позволили определить, что романи - один из новоиндийских языков, близкий к хинди, и проследить основные пути миграции цыган из Индии. Эти работы послужили базой для последующих исследований различных диалектов и культур романи в XX веке. Разделение цыган на этнокультурные

s Rildiger J.C.Ch. Von der Sprache und Heikunft der Zigeuner aus Indien. Leipzig, 1782.

6 Grellman H. Die Zigeuner. Guttingen: Dietterich 1787.

7 Сравнительно-исторические исследования в области индоевропейских языков начались сравнительно поздно
- в начале XIX века.

8 Pott A.F. Die Zigeunerin Europa und Asien. Ethnographisch-ltnguistische Untersuchung, vomehmlich ihrer Herkunft
und Sprache, nach gedruckten und ungedrukten Quellen. 2 Tie. Halle 1844-1845. Nachdruck Leipzig 1964.

9 Aseoli G.Y, Zigeunerisches. Halle, 1865.

10 Miklosieh F. Ober die Mundarten und die Wanderungen de Zigeuner Europe's. T. I-XII. Wien, 1872-1880.

11 Paspati A. Etudes sur les Tchmgianes ou Bohemiens de l'Empire Ottoman. Constantinopol, 1870.

12 Sampson J. The dialect of the Gypsies of Wales. Oxford, 1926.

13 Turner R.L. The Position of the Romani in Indo-Arian./Journal of the Gypsy Lore Society (3r<) series). Vol.5.
Edinburgh, 1926.

8 группы также проводится по принципу диалектного разделения цыганских языков14. То, что системные исследования ромской культуры возникли в области языкознания и в той его части, которая относится к историческому изучению языка романи, представляется важным моментом: ввиду скудости исторических источников по раннему (довизантийскому) периоду ромской истории и их по большей части косвенного характера, именно источники и методы лингвистики до сих пор лежат в основе исследований этого исторического периода. В то же время эта особенность определила и методологическую ограниченность исследований в области генезиса ранней ромской культуры. Так, недостаточно учитываются данные и методы культурологии, что вызывает неточности в трактовке самого лингвистического материала. Например, характер иранских заимствований в романи указывает на то, что они попали в ромский не ранее VII-VIII вв. н.э. Отсутствие же арабских заимствований заставляет часть исследователей сдвигать проход предков цыган через Иран к более раннему сроку. Вместе в тем, при рассмотрении этого вопроса следует учитывать культурные и этнопсихологические факторы, определившие медленное распространение арабского языка в Иране. В частности, только через два поколения после завоеваний Омара (конец первой трети VII в. н.э.) начался постепенный перевод на арабский язык административной сферы завоеванных областей. И то в первую очередь речь шла о переводе налоговых списков, что ранее всего было сделано в 697-698 г. в Ираке (с персидского) и в 700 г. в Сирии (с греческого)15. До VIII века в административно-фискальном аппарате работали прежние представители немусульманского чиновничества1 . Этнопсихологический фактор заключается в том, что, по выражению крупнейшего культуролога и лингвиста XX века Э.Сепира, в некоторых языках проявляется «высокая степень сопротивляемости языковому отражению внешнего культурного опыта...» . Подкрепляя свою позицию примерами, он пишет по этому поводу: «Представляется весьма вероятным, что психологическая позиция самого заимствующего языка в отношении языкового материала в значительной мере обусловливает его восприимчивость к чужеродным словам»18. Известно в этой связи, что носителям индоевропейских языков чрезвычайно трудно дается восприятие арабского языка. Большую культурную дистанцию между носителями индоарийского и арабского языка отмечал еще Аль-Бируни .

См., например: Черенков Л.Н., Гацак В.М. Предисловие./Деметер Р.С, Деметер П.С, Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей. М., 1981. С,5.

15 Большаков О .Г. Средневековый город Ближнего Востока. М., 2001. С.41.

16 То же. С.38,40.

17 Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи./Сепир Э. Избранные труды ло языкознанию и культурологии. М.,
2002.С.176.

18 То же. С. 175.

19 Бируни абу Рейхан. Индия. М., 1995. С.64-65.

Ценными работами в области цыганской культуры являются исследования конца XIX -начала XX веков, основанные на знании цыганских языков. Это работа Дж. Сэмпсона об английских цыганах Уэллса, А.Паспати о цыганах Азии, Р.А.Макалистера о ближневосточных цыганах. Публикация К.П.Патканова конца XIX века о цыганах-боша и карачи"0, бывшая единственным до последнего времени источником по языку армянских цыган-ломов и сведений, хотя и отрывочных, по их культуре, обнаружила много неточностей в свете публикаций современного автора В.Восканяна, хорошо владеющего языком ломов и знающего их культуру. Этот и другие примеры показывают, что трудно доверять источникам прошлых лет, когда закрытость культуры цыган и невыделенность ромологин в отдельную область академических исследований являлись причиной неточности приводимых источников и неправильной интерпретации материала. Ромологические исследования для академических ученых очень долгое время оставались вопросом неосновного, дополнительного интереса, чем и объясняется не только небольшое количество подлинно научных ромологических работ вплоть до середины XX века, но и незнание многими авторами цыганского языка и культуры. Так, Р.Джурич, специально исследовавший вопрос владения ромским языком лин-гвистами, заложившими основы ромологии, пришел к выводу, что большинство из них поль-зовались чужими текстовыми источниками, а значит, обращались с ними, как с текстами мертвого языка (без знания культурного и лингвистического контекста)21.

Современное понимание связи культуры и языка возникает с развитием научных основ культурологии, прежде всего с появлением в 20-х - 40-х годах XX века работ Э.Сепира и Б.Малиновского. Так, в своей основной работе «Научная теория культуры» (1941 г.) Б.Малиновский писал: «Идеи, мысли и эмоции должны наравне с другими аспектами культуры получать функциональную и формальную трактовку. Функциональный подход позволяет нам определить прагматический контекст данного символа и показать, что в культурной реальности вербальный или другой символический акт становится действительно существующим только благодаря эффекту, который он производит» . К более раннему времени (1933 г.) принадлежит мысль Э.Сепира: «...лексические различия выходят далеко за пределы имен культурных объектов, таких, как наконечник стрелы, кольчуга или канонерка. Они в такой же степени характерны и для ментальной области [выделено мною - СМ.]. В некоторых языках, например, очень трудно выразить разницу, которую мы чувствуем между to kill «убить» и to murder «совершить убийство», по той

Патканов К.П. Цыганы. Несколько слов о наречиях закавказских цыган Боша и Карачи. СПб, 1887. гі Djuric, op. cit. Малиновский E. Научная теория культуры. М., 1999. С.ЗЗ.

10 простой причине, что правовые нормы, определяющие наше употребление этих слов, не представляются естественными для всех обществ» .

Развитие теории культуры, социологических методов исследования и связанные с этим изменения в подходах к исследованию языка в 30-40-е годы XX века не привели, однако, к существенным научным «прорывам» в ромологии в предвоенные годы. Причиной этому оставалась не только прямая связь положения науки о цыганах с социальным положением цыган, с их низким образовательным уровнем, но и закрытость цыганской культуры по отношению к нецыганам. До сих пор в ортодоксальной цыганской среде табуируется информация из области обычного права, а самым главным культурным концептом остаетсяся дихотомия «гота - gadje» (« цыгане — нецыгане», или «свои - чужие»). Не случайно в этой связи, что до сих пор почти отсутствуют цыганские словари, составленные не как простые «словники», то есть переводы слов, а филологические версии, включающие идиоматический материал.

Этап становления ромологии как подлинно научной дисциплины начался благодаря усилиям ромских общественных организаций и Международному ромскому движению, которое развернулось в послевоенной Европе. В то же время ввиду позднего развития этой области знаний и недостаточности достоверных источников развитие ромологии во второй половине XX века идет прежде всего в сторону накопления знаний и решения научных вопросов в рамках конкретных дисциплин, таких, как история, этнология, социология, лингвистика. Авторы наиболее значимых работ, изданных за рубежом - Е.Марушиакова и В.Попов, МХюбшманнова, Х.Кучуков, В.Восканян, Г.Сарэу, Я.Матрас, Ж.П.Лиежоа, Л.Черенков и С.Лэдэрих. В последние годы появились важнейшие публикации, содержащие достоверный языковой и культурологический материал. Это работы В.Восканяна, ІЇ.Матраса, В.Р.Риши, Г. Цветкова, В.Торопова, П. и Р. Деметер и др. Хотя проблема истоков культуры цыган затрагивается в работах почти всех указанных авторов, она не рассматривается комплексно или же не составляет главный предмет исследования. Непосредственно посвященные проблемам генезиса культуры цыган книга В.Р.Риши (Индия), а также ряд статей Я.Хэнкока (США) и не основаны, к сожалению, на продуманной методологической базе.

В наши дни остается нерешенным ряд вопросов ранней ромской истории: это этносоциальное происхождение предков цыган, время исхода, которое наиболее компетентные ученые датируют V - X веками н.э., степень социального развития общества, часть которого составляли протоцыганские группы, исконность мобильного образа жизни протоцыган и особенности их хозяйственного-культурного уклада. Получение ответов на большую часть

Сепир Э. Язык./Сепир Э. Избранные труды по яшкознанию и культурологии. С.243.

этих вопросов усилит источниковедческую базу исследований в области этнопсихологии и межкультурных коммуникаций.

Решение проблемы этно-социальных связей предков цыган представляет определенную трудность, так как, несмотря на очевидную связь названий основных групп цыган с названием низкокастового населения dom, между цыганами и современными индийскими домами имеются существенные различия, прежде всего в антропологии, что отмечалось еще более столетия назад. В связи с этим мнения, которые высказываются по этому вопросу, достаточно противоречивы и в большой мере гипотетичны. В частности, не решен вопрос о количестве волн миграций из Индии, давших начало цыганским группам. Так, если Л. Черенков и СЛэдэрих говорят о гомогенности языка и об одной большой миграции, Д.Кенрик, а также Я.Хэнкок допускают несколько волн миграций и «смешение» проторомского населения за пределами Индии. Проблема количества волн миграций связана с существованием трех крупных родственных цыганских групп, индоарийский слой языков которых содержит' различия. Это европейские цыгане (рома) и язык романи, наиболее изученный и диалектно разнообразный, ближневосточные цыгане-домы (язык домари) и армянские ломы (язык ломаврён). Несомненно родство всех трех групп языков, но при этом некоторые ученые считают, что язык домари мог относится к отдельному потоку (миграции). Разное происхождение домов и ромов заподозрил в 1907 году А.Колоччи24. Дж.Сэмпсон в 20-х гг. XX века15 писал о том, что отличия языка домари от языка европейских ромов заставляют задуматься над тем, насколько далеко в прошлое можно отодвинуть существование их общности. По мнению Я.Матраса, домари и рома могли находиться в контакте на территории Индии, и возможно, некоторое время после миграции26. Что касается языка ломаврён, то он испытал сильную ассимиляцию со стороны армянского языка, что затрудняет лингвистические исследования в области связей культуры носителей ломаврён с культурами других ветвей, в большей степени ограничивая их лексико-фонетическими аспектами .

В общем можно сказать, что в решении проблемы этно-социальных связей предков цыган обнаруживается недостаточность лингвистических методов исследования, которые в основном продолжают использовать авторы, так как необходимый анализ социальной культуры проторомов требует учета особенностей процессов социо-культурной динамики на территории древней и средневековой Индии. Для примера приведем выдержки из

24 Colocci A. Review of De Goeje (190 3)./Journal of the Gypsy Lore Societ. New series. Edinburgh, 1907.

25 Sampson J. The dialect of the Gypsies of Wales. Oxford, 1926.

26 Matras Y., op. cit. P.55.

27 См., например, материалы о проблеме сравнительно-сопоставительного исслндования романи, ломаврён и
домари в: Hancock I. On Romani origins identity: questions for dtscussion./Gypsies and the Problem of Identities.
Transactions of the Swedish Research Institute in Istanbul. № 13. MatmO and Istanbul, 2003.

1.2 вышеуказанной работы Я.Хэнкока, которая основана на сугубо лингвистическом анализе материала. Автор, пытаясь реконструировать общую картину исхода проторомов и формирования их идентичности, сформулировал три аспекта этих исследований, которые он называет своей основной позицией и над научным обоснованием которых считает необходимым работать:

«... - проторомские группы были с самого начала составными и в момент исхода скорее профессионально, чем этнически определенными;

несмотря на то, что основные компоненты (истоки языка и культуры ромов) прослеживаются в Индии, рома, в сущности, составляют население, которое приобрело свою идентичность и язык на Западе;

войдя в Европу из Анатолии, они не были единым народом, но суммой (конгломератом) мелких миграций, происходивших, возможно, в течение двухсот лет» . Утверждение Я.Хэнкока о «большей профессиональной, чем этнической

определенности» предков ромов основано исключительно на анализе данных ромской лексики и трактовке семантики только второго члена бинарной оппозиции ром. «гот gadio» (< иидоар. «dom/gajjha»)29, с помощью которого делается попытка объяснить этимологию самого этнонима dom, Современные значения слов dom и domba в Индии « низкокастовые музыканты» и «низшая каста» не объясняют существования указанной оппозиции. Результаты нашего исследования показывают, что, очевидно, мы имеем дело с диахроническим изменением раннего значения термина dom в самой Индии. Определяющую роль в этом должна была сыграть ситуация сложения ранней государственности, результатом которой явились процессы социальной стратификации полиэтнического населения. Что касается времени формирования этнической самоидентичности, то, судя по тому, что в языке всех трех ветвей цыган присутствует вышеуказанная оппозиция и по тому, что оба составляющих ее элемента мы находим в индоарийском языке, выделение предков современных цыган как общности восходит по времени к существованию общности трех групп, очевидно, еще на территории Индии.

В общем сделанные автором выводы не имеют достаточной культурологической базы исследований, так как интерпретация лексических данных без учета данных социальной культуры не представляется объективной и нередко приводит к ложным выводам.

Вместе с тем вопрос формирования самоидентичости цыган тесным образом связан с вопросом происхождения самоназваний dom/rom/Iom и их формирования как этнонимов, в

28 Hancock I., 2003, op.cit.

29 Этимология слова gadJo неоднократно рассматривалась в работах различных авторов (Дж.Сэмпсоном,
Н.Борецким, С.Костичем), но диапазон трактовки семантики этого слова достаточно широк. Так смысл его
может восходить к прилагательным «деревенский», или «домашний)», или «городской».

13 исследовании чего необходимо учитывать закономерности развития процессов как социальной культуры, так и культуры языковой. В этой связи, по результатам нашего исследования, до сих пор остается актуальной основанная на выводах лингвистического анализа гипотеза Р.Л.Тернера о связи предков цыган с группами населения Центральной Индии . Существование низкокастовой категории населения dom в пригималайской зоне Индии дает основание относить формирование протоцыганской общности к индийскому периоду. Вместе с тем, как мы упоминали, соотнесение цыган и современных представителей кастовой группировки dom встречает ряд препятствий, поэтому часть авторов высказывает предположения о родстве цыган с различными этническими общностями и кастовыми группами Индии, при этом некоторые даже высказывают мнение, что в основе совпадения названий цыган и современных индийских домов лежит омофония31. До сих пор продолжает дискутироваться и проблема оседлого или кочевого/полукочевого/мобильного образа жизни предков цыган, решение которой связано с прояснением более общих вопросов их профессионального/кастового и этнического происхождения.

Проблема этно-социального происхождения цыган тесно связана с проблемой происхождения их самоназвания, поскольку способ номинирования общности является проявлением осознания ее социальной и/или этнической природы в языке. Анализ ментальности цыган в сфере межнациональных и межличностных отношений с привлечением анализа значений цыганской социальной лексики показывает, что в цыганской этнической культуре сохраняются рефлексы архаического типа понимания человека как члена собственной этнической общности. Истоки такого понимания восходят ко времени и месту сложения протоцыганской общности, поскольку именно тогда и там находятся начала основной социальной дихотомии у цыган: «roma - gadje». Исследование понимания человека в этнической культуре цыган, этимологии самоназвания rom/dom, а также анализ социокультурной ситуации в средневековой Индии, терминологии ближайшего родства и генетических связей музыкальной и танцевальной культуры цыган, механизма трансляции культуры поможет нам прояснить вопросы их этно-социального происхождения.

Цель исследования - на материалах социальной, музыкальной и языковой культур прояснить этно-социальное происхождение и этно-культурные связи предков цыган в свете формирования самоназвания dom и понимания человека у цыган, а также процессов социокультурной динамики в раннесредневековых обществах Индии.

30 Mirga A., Mruz L. Е thaneskere resarina е Romane Chibakere tar-o vahti kana am are phure sas k-e droma./Horizonto. Romano kulturakoro magazine Skopje, 2004. №7-8. P. 12.

14 Для этого нужно решить ряд задач:

выяснить условия социальной стратификации этнических общностей в раннегосударственых образованиях Индии и рассмотреть этнические процессы в предполагаемых областях исхода в первой половине I тыс. н.э.;

охарактеризовать уровень социального развития и особенности хозяйствования области исхода в период, предшествовавший миграциям;

рассмотреть основные занятия цыганских групп в связи с их возможной кастовой специализацией и с ХЬСТ (хозяйственно-культурным типом) скотоводческих племен, рефлексом образа жизни которых может являться мобильный образ жизни цыган;

на основе доступных данных проследить генетические связи музыкальной культуры цыган, проанализировать особенности цыганской музыкальной культуры и механизм ее трансляции на материале российских цыган в свете проблемы этно-социального происхождения их предков;

проанализировать понимание человека в этнической культуре цыган через анализ самоназвания с привлечении материала по этнопсихологии и языковой культуре;

на основе опубликованных данных проследить этно-культурные связи категории населения dom в Индии;

проследить диахронное изменение содержания названия dom, различие его значений в разных частях Индии, а также роль тех языковых процессов, которые могли оказать влияние на семантику названия dom в Индии в древности и средневековье;

проанализировать диахронные изменения в арийской и индоарийской социальной терминологии, связанные с процессами сложения раннегосударсгвенных образований, а также рефлексы этой лексики в языке романи;

провести анализ ромской терминологии ближайшего родства и некоторых важнейших терминов социальной организации в сопоставлении с терминологиями индоарийских и автохтоных языков Индии.

Объектом нашего исследования является генезис ромской культуры, а предметом исследования - происхождение культуры и основ понимания человека у цыган в свете процессов социокультурной динамики, происходивших в полиэтнических раннегосударсгвенных образованиях Северо-Западной Индии.

51 De Gila-Kochanowski V. Parlons tsigane, Histoire, culture et langue du peuple tsigane. Paris, 1994. P.142.

15 Методологическая основа диссертации.

Метафизикой для нашего исследования явились принципы философской антропологии. Во-первых, в нашем исследовании происхождения этно-социальных истоков и самоназвания цыган важную роль играет анализ понимания человека в культуре цыган. Во-вторых, наше исследование базируется на целостном подходе в восприятии и изучении культуры, который органически связан с целостным пониманием человека в философско-антропологичсских исследованиях. Осознание целостности этнического культурного комплекса предоставляет новые возможности в решении задач из области истории этнической культуры. В частности, комплексный подход в изучении данных таких областей, как цыганский язык, музыкальная и социальная культура позволяет увидеть в новом свете давно известные научные факты, а анализ понимания человека в этнической культуре через изучение данных социальной и языковой культуры и этнопсихологии — раскрыть ее этно-социальные связи.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют философско-антропологические работы, использующие материал цыганской культуры, также нет работ в области генезиса цыганской культуры, основанных на методах комплексного подхода. Поэтому целый ряд задач и вопросов, которые мы определили для себя как промежуточные, никогда не ставился и не решался. В связи с этим мы сами осуществляем эти промежуточные исследования, в некоторых из которых используются специальные методики (например, лингвистический анализ). Решение поставленных нами задач позволит выйти на уровень определения истоков понимания человека у цыган, определения истоков самоназвания и самоидентификации и природы того важнейшего социального противопоставления «roma - gadje», которое и в наши дни является основой ментальності! цыган в сфере межкулыурной коммуникации.

В методологическом отношении мы тяготеем к направлению гуманитарных исследований, связанному с комплексным изучением различных областей культуры, которое восходит к отечественным и зарубежным работам конца XIX - начала XX века и получает развитие на протяжении всего XX столетия. Это упомянутые выше работы Б.Малиновского в культурной антропологии и Э.Сепира в лингвистике и культурологии, лежащие в основе современных подходов к анализу культуры и языка как ее части, В качестве одной из первых работ более специализированного направления этих исследований надо указать курс лекций В.О.Ключевского 1880-1890 гг. «Терминология русской истории» . В начальных строках курса автор пишет: «Под терминологией русской истории я разумею изучение бытовых терминов, встречающихся в наших исторических источниках... Мы расположим изучаемые

Впервые этот курс был опубликован в России в 1959 г. и переиздан в 1989: Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.VI. Специальные курсы, М., 1989, С.94-224.

нами термины не в алфавитном порядке, а по разрядам обозначаемых ими бытовых явлений. Поэтому сначала изучим термины политического быта, потом юридического и, наконец, экономического» . Хотя в то время появлялись уже «лингвистико-исторические» труды, (например, вышедшая в 1883 г. книга О.Шрадера «Сравнительное языковедение и первобытная история» (O.Schrader. Sprachvergleichung und Urgeschichte), переведенная в 1886 г. на русский язык ), у В.О.Ключевского более определенно обозначилась линия выделения «культурных концептов», отображаемых в языке. Целый ряд последовавших знаковых работ XX века определил «континуум исследовательского поля в сфере истории культуры», который создается тем, что «смыкаются три исследовательских области — «история духовных ценностей (концептов культуры)», «история слов», «история вещей»35. Пример такого континуума - почти одновременное появление в германском издании «Словаря раннегреческого эпоса» и «Гомеровской археологии»36. «Гомеровская археология» состоит из разделов, каждый из которых посвящен какой-либо теме: «Одежда», «Ехать и скакать», «Кухня и пища», «Сельское хозяйство» и т.д.37 Такой же «континуум» создается в различных разделах индоевропейской культуры. Так, кроме этимологических словарей по различным индоевропейским языкам; немецкому, готскому, славянскому, древнегреческому, иранскому,

прото-индовропейскому, это, труд по истории религий М.Элиаде , многотомный словарь Й.Хоопса по германской культуре, вышедший в 1911-1914 гг. и переизданный в 70-80-х гг. XX века переработанным изданием при участии многих специалистов разных областей истории культуры39.

Крупных работ российских авторов в указанном исследовательском поле меньше, чем зарубежных, что нисколько не умаляет их значимости. Прежде всего, это публикации по славянской культуре. В 1959 г. вышло исследование О.Н.Трубачева «История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя»40, предмет которой актуален и для нашей работы. Под редакцией этого же автора с 1974 по 1992 гг. вышло 19 выпусков «Этимологического словаря славянских языков» . Последнее лингвистико-

35 Ключевский В.О. Терминология русской истории. Ч. I-II. 1885-1886. Рукопись. С. 105.

34 Шрадер О. Сравнительное языковедение и первобытная история. Лингвистико-исторические материалы для
исследования индогерманской древности. М., 1886.

35 Степанов Ю. «Слова», «понятия», «вещи». К новому синтезу в науке о культуре./Бенвенист Э. Словарь
индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

36 Archaelogia Homerica. Die Deokmaler und das fhihgriechische Epos. 1m Auftrage des Deutschen Arch&ologischen
Institute hrsg. Von Freldrich Matz und Hans-Glinter Buchholz. Bde. I-IV. G&ningen. 1967-1990.

37 Цит. по: Степанов Ю. Указ. раб. С.13.

38 Eliade М. Histoire des croyances et idees religieuses. Voi.1-3. Paris, 1974-1983.

39 Reallexikon der germanischen Altertumskunde. Von Johannes Hoops. Zweite, vollig neu bearb. Und stark erweiterte
Auflage imter Mitwirkund zahlreicher Fachgelehrter. Bde. l-7.Berlin-N.Y., 1973-1989.

Трубачев O.H. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М., 1959.

41 Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический Фонд. Под ред. О.Н.Трубачева. Вып. 1-19. М., 1974-1992.

17 культурологическое исследование О.Трубачева связано с ранней историей арьев42. В 1980-х гг. вышел цикл работ Б.А.Рыбакова о славянской и русской культуре43, в области древнегреческого языка - работы Казанскене В.П., Казанского Н.Н.44 и др., Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванов выпустили издание по культуре индоевропейцев45, которое стало вторым изданием в этой области, после основного индоевропейского словаря Ю.Покорного (Германия).

Издания подобного типа создали ту научную среду, в которой появилась выдающаяся работа Э.Бенвениста4 «Словарь индоевропейских социальных терминов» (1970 г,}4 , Она ценна для нашего исследования тем, что представляет известные нам в индоарийских формах индоевропейские социальные термины в иерархической системе и показывает диахроническое изменение значений этих терминов на примерах индоевропейских языков. При этом автор пишет: «Изучение исторического и социологического аспектов этого процесса мы оставляем другим»48. Но для нашего анализа историко-социологический аспект как раз очень важен, поэтому, используя результаты анализа Э.Бенвениста, мы выясняем возможности подобных изменений значений для интересующих нас терминов, исходя из закономерностей социальной динамики этнических общностей в раннегосударственных образованиях. При этом мы опираемся как на общетеоретическую работу Ж.Баландье «Политическая антропология» (1967)49, так и на последние исследования российских авторов Д.Н.Лелюхина и А.М.Самозванцева в области ранней индийской государственности, содержащие обширный материал по терминологии общественного строя . При анализе динамики ранних форм социальной организации и терминологии родства мы используем результаты крупнейшего исследования в области традиционной социальной культуры, проведенного Дж.П. Мердоком51, а также работы российских авторов по ранним формам социальной организации". Кроме этого, при исследовании вопроса о связи цыганских

42 Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.

43 Рыбаков Е.А. Язычество древних славян. М., 1981; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987; и др,

44 Казанскене В.П., Казанский Н.Н. Предметно-понятийный словрь греческого языка. Крито-микенский период.
Л., 1986.

Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Б. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Сравнительно-исторический и типологический анализ языка и протокульгуры. Тт. 1,2. Тбилиси, 1984.

46 Некоторые из указанных выше работ появились позже работы Э.Бенвениста.

47 Beiiveniste Е. Le vocabulaire des institutions indo-europeeimes. Paris, 1970.

48 Бенвенист Э. Указ. раб. C.28.

49 Balandier G. Antropologie politique. Paris, 1967.

50 Лелюхин Д.Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи и проблема структуры
древнеиндийского государства / Государство в истории общества. М., 2001. Самозванцев А.М. Социально-
правовая организация индийского общества в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. / Государство в
истории общества. М., 2 001.

31 Мердок Дж.П. Социальная структура. М., 2003.

Гиренко Н.М. Система терминов родства и система социальных категорий ./Советская этнография. 1974, №6; Гиренко Н.М. К вопросу о соотношении линий семейно-родственных и общинных структур ./Ранние формы социальной организации. Спб., 2000.

18 занятий с кастовой специализацией и ХКТ этнических общностей, мы опирались на известную социологическую работу Л.Дюмона об индийской касте*3 и на исследование К.П.Калиновской и Г.Е.Маркова о социальной организации номадов54. В исследовании этнических корней и анализе диахронического изменения значения названия dom на территории Индии большое значение имеют данные и выводы работы Й.Пжилуского о древнем населении Панджаба, впервые опубликованные в 1920-ом году55. Эти работы помогают нам создать «континуум исследовательского поля в сфере истории культуры» для решения указанного ряда задач. Поскольку для решения этих задач необходимо обратиться к разным областям исследования, то три главы нашей работы затригивают три культурных поля нашего континуума: культуру социальную, музыкальную и языковую.

Источниковедческая база исследования

Источниками исследования стали полевые материала автора по социальной, музыкальной и языковой культуре цыган, по индийской музыкальной культуре, полевые материалы по цыганскому языку и культуре Г.Н.Цветкова, а также совместные с ним материалы. Это также научные монографии и статьи в области социальной, музыкальной и языковой культур, языковые данные по цыганским, индоарийским и индоевропейским языкам, опубликованные в специальных словарях и исследованиях, в числе которых многотомное издание по языкам Индии Г.Грирсона, имеющее ценность первоисточнка. Кроме этого, это данные средневековых путешественников, посетивших Индию, прежде всего Аль-Беруни и Сюань Цзана, хроники мусульманских завоеваний, основанные на свидетельствах средневековых летописцев, опубликованные в научной литературе данные по социальному и хозяйственному развитию и этнической географии Северной Индии.

Научная новизна исследования

С точки зрения методологии исследований в области генезиса цыганской культуры

новизна заключается:

1) в использовании анализа трактовки человека в этнической культуре через изучение данных языка, социальной культуры и этнопсихологии для исследования этносоциальных связей этой этнической культуры;

53 Дюмон Л. Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст. Санкт-Петербург, 2001. м Калиновская К.П., Марков Г.Е. Общественные отношения и социальная организация номадов. / Ранние формы социальной организации. Спб., 2000. Przyluski J. Ancient People of the Punjab. Trie Udumbaras and the Salvas. Calcutta, 1960.

19 2) в применении метода исследования культуры в континууме исследовательского поля, охватывающего соцальную, языковую и музыкальную культуры, что выразилось в проведении на материале цыганской культуры ряда частных исследований, в том числе:

анализе социальной терминологии и терминологии родства у цыган;

анализе развития парадигмы значений названия индоар, dom/domba, к которому восходит самоназвание цыган, с применением метода анализа процессов социокультурной динамики у носителей этого названия;

анализе этно-культурных истоков цыган с использованием данных из области музыкальной культуры;

анализе содержания терминов социальной сферы с использованием данных этнопсихологии;

анализе ромских занятий с точки зрения типологии хозяйственно-культурного уклада и профессиональной специализации каст.

С точки зрения достигнутых результатов новизна заключается в том, что:

показана связь ранней цыганской культуры со скотоводческим типом хозяйства, с которым связан архетип мобильного образа жизни;

на основе анализа ментальности цыган с привлечением анализа данных языковой культуры показано, что в цыганской этнической культуре сохраняются рефлексы архаического типа понимания человека как члена собственной этнической общности; показаны исторические условия сохранения архаического типа ментальности в социальной сфере;

определены: связь социальной организации предков цыган с системой родства, высокая степень вероятности существоваеия патронимии у цыган в период исхода, а также наличие условий сохранения патронимии в результате принципа коллективной ответственности этногруппы перед государством, что в свою очередь, явилось условием долгого сохранения принципов традиционной социальной организации и элементов традиционной ментальности у цыган;

проведен анализ фольклорной музыкальной культуры цыган России, показано становление двух стилистических направлений музыкальной культуры на основе одного музыкального архетипа, показано, что музыкальность является социально востребованным качеством цыганской культуры, а сама музыкальная культура - частью общего культурного комплекса цыган;

на основе анализа музыкальной культуры цыган показаны особенности механизма трансляции традиции музыкальной культуры цыган;

на основе данных по этимологии термина dom и анализа процессов социокультурной динамики в Северной Индии определена парадигма семантического развития термина dom, лежащего в основе самоназвания цыган;

на основе проведенного структурного анализа ромской терминологии ближайшего родства и некоторых важнейших терминов социальной организации определен классификационный характер терминологии родства у ромов и ее связь с терминологией современных индоарийских языков;

на основе того же анализа определена связь культуры предков цыган Европы и населения западной и центральной частей Северной Индии.

В результате проведенных исследований получены дополнительные результаты в сфере истории культуры цыган:

уточнена верхняя граница исхода протоцыганских групп из Индии - не позже VIII в. н.э.;

выявлены этнокультурные связи предков цыган Европы и групп дравидского и аустроазиатского происхождения;

в ходе исследования была раскрыта этимология некоторых терминов языка романи, связанных с социальной культурой цыган;

в научный оборот введены материалы по музыкальному фольклору цыган;

в научный оборот введены новые материалы по этнопсихологии цыган.

Положения, выносимые на защиту:

в цыганской культуре сохраняются рефлексы архаического типа понимания человека как члена собственной этнической общности;

элементы традиционной ментальное у цыган в социальной сфере связаны с сохранением принципов традиционной социальной организации;

социальная организация предков цыган, как и сейчас, была тесно связана с системой родства, основой которой, вероятнее всего, как и теперь, являлся патронимический род;

мобильный хозяйственно-культурный тип цыган является деградацией кочевого/полукочевого скотоводческого хозяйственно-культурного типа;

группы предков цыган были интегрированы в общественные отношения раннегосударственных образований;

термины ближайшего родства и социальной статусности ромов сформировались в индийский период жизни их предков, связаны с индоарийской культурой и носят классификационный характер;

музыкальная культура у цыган является частью общекультурного комплекса;

механизм передачи традиционной музыкальной культуры у цыган имеет ту же эмпативную основу, что и трансляция социокультурного опыта в первичных группах;

музыкальность цыганской культуры связана с характером этнической культуры групп, участвовавших в этногенезе предков цыган и является социально востребованным свойством культуры цыган;

этимология самоназвания предков цыган связана с древнейшим аустроазиатским этнонимом, происхождение самоназвания трех основных ветвей цыган связано с названием населения раннегосударственного образования Удумбара;

диахроническое изменение семантики термина dom на территории Индии связано с процессами этно-социальной стратификации и социальной динамики населения;

анализ ромской терминологии родства выявляет возможные этнокультурные связи предков цыган-ромов с гондами;

результаты анализа терминов топонимики и ономастики, а также анализа терминологии родства у ромов обнаруживают связь предков цыган с населением как прииндской зоны, так и внутренних, центральных областей Северной Индии;

предполагаемые районы исхода предков цыган - прииндская зона, в частности районы Синдха и Пенджаба;

иранская легенда о лори/лури отражает реальную миграцию индийских групп на запад;

наиболее вероятная верхняя граница исхода протоцыган из Индии - не позже VIII в н.э.

Теоретическая и практическая значимость работы

Материалы, идеи и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей истории и теории культуры, этнопсихологов, этнологов, социологов, лингвистов, историков, искусствоведов.

Выводы проведенного исследования имеют значение для изысканий в области традиционной культуры, для работ в области теории и практики межкультурных коммуникаций, а также для конкретизации путей и методов исследований в сфере генезиса цыганской культуры. Материалы и результаты работы могут быть использованы для составления учебных пособий по культурологии, этнопсихологии, истории, эстетике, а также при разработке программ по народной музыкальной культуре.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения и списка

литературы.

22 Апробация работы

Основные положения диссертации публиковались в научных статьях, были изложены на всероссийских и международной конференциях (ромологическая российская конференция в Москве в 1995 г., международная конференция по ромологии в Гожуве - Польша - в 1997 г., российская конференция «Философско-культурологические проблемы современной ромологии» в Москве в 2004 г.) Результаты исследования цыганской музыкальной культуры в 2001 г, были использованы в авторском музыкальном проекте по фольклору цыган России, получившем высокий рейтинг на ежегодном европейском конкурсе музыкальных проектов, а также легли в основу исследования по танцевальной культуре российских цыган, вышедшего в сборнике «Цыгане» в 1999 году. Указанные материалы используются в школах эстетического воспитания и при проведении мастер-классов по цыганскому фольклору в Общероссийской танцевальной организации. Диссертация обсуждалась на заседании Сектора философской антропологии Института философии РАН и была рекомендована к защите.

Кастообразование в Индии как стратификация этнических групп

Начав с «чистого листа» и задавшись вопросом, возводить ли происхождение ромов к группе каст или к этносу, мы тем самым получим перед собой дилемму: или касты, или этнос. Поставив вопрос о происхождении в такой плоскости, мы неизбежно лишим его той объемности, которая ему присуща по самой природе рассматриваемой проблемы. Исходя из того, что в полиэтнических раннегосударственных образованиях стратификация происходила на уровне этнических групп и из того, что нам известно о природе каст и о процессе кас-тообразования в древней Индии, мы поставим интересующий нас вопрос иначе: «В какой степени можно говорить о протоцыганах как об этнических группах и насколько они были интегрированы в раннегосударственную систему на территории Индии?»

Чаще всего наиболее традиционным и распространенным в прошлом и настоящем в Европе и Азии цыганским занятиям дают определение как кастовым, считая их возможным результатом стратификации в кастовом обществе15. Эта точка зрения имеет под собой основание. Но в то же время, учитывая специфику процесса кастообразования, традиционные занятия, отражая социальную стратификацию внутри индийских государственных образований, могут с быть связанными в той или иной степени со спецификой экономического хозяйствования (хозяйствено-культурным типом (ХКТ)) этнических групп, вошедших в состав этих государственных образований. Кастовая система в Индии, будучи связанной с разделением общества на страты по функциональному признаку, является способом организации социума, возникшим на индийском субконтиненте под влиянием специфических культурных условий.

Суть этого процесса состояла не только в дальнейшей стратификации первичных функциональных групп арийского общества (варн), то есть разделении их на подуровни, в частности выделении слоев ремесленников, торговцев и т.д. Этот процесс шел одновременно с включением в сферу влияния общественных отношений арьев огромного количества неарийских групп населения, причем это включение проходило по определенной парадигме, изначально заданной с целью сохранения главенствующего положения арийской культуры в среде преобладающего аборигенного населения и ограничения или регламентации метисации с ним. Бурные этнические процессы, происходившие в Северной Индии, привели к образованию новых, индоарийских этнических групп, соотношение арийских и неарийских этнических элементов в которых часто трудноопределимо. Складывавшиеся в разных областях иерархические системы отражали реальные локальные отношения доминирования и подчинения между различньши этническими группами, явившиеся следствием властной политики (войны, захват чужих земель). Между тем можно говорить о единстве принципа социально-этнической стратификации на всем индийском культурном ареале.

Ответ на вопрос о соотношении этнического - кастового, или, по-другому, родового (племенного)— государственного в Древней Индии дает «Артхашастра» Каутильи (КА), знаменитый древнеиндийский трактат «О политике», письменно зафиксированный в первые века христианской эры, в сопоставлении с данными эпиграфики I пол. I тыс. н.э. Исследователи проблем древнеидийской государственности пишут, что «анализ структуры мироустрой 29 ства в концепции КА, сведений о.,.политических образованиях I-V вв., дает возможность утверждать, что они строились как объединения традиционных социальных организаций, сохраняющих в рамках рассматриваемых царств свою структуру, администрацию [т.е. племенных вождей - М.С.].,. Уважение, оказываемое царем местным традициям, местным лидерам, служившее цели формирования и сохранения связей с ними, обеспечения их лояльности как в теории политики, так и на практике, являлось одним из важнейших средств, обеспечивавших относительную целостность царства» . Добавим, что обширный материал по социальной организации индейских и африканских обществ также показывает, что переход от социальной организации, устроенной по принципу родства, к «традиционному государству» совершается не сразу, и что клановые власти сосуществуют с государственными даже тогда, когда государственная структура доминирует над родовой17. Иными словами, существует определенная парадигма перехода от общества, организованного по принципу родства, к обществу, организованному по принципу территориальному. Это справедливо и для индийских государственных образований, где главы местных племен одновременно являлись местными представителями царской власти. Так, Е.М.Медведев пишет о том, что низшие чиновники в древней Индии являлись фактически вождями или старостами общин18.

Важным для понимания принципов складывания раннегосударственных объединений в Индии является анализ этимологии и функционирования важнейшего социального термина jati, который в кастовом обществе обозначает его основную структурную единицу19. Так, анализ употребления термина jati в «Артхашастре» Каутильи (КА) и «Яджнавалкья -смрити» (Дцжн.) показывает, что «...джати - эндогамное объединение экзогамных родов (готр), что соответствует определению касты» . Но племя тоже строится как эндогамное объеди-нение экзогамных родов. Причина этого совпадения - в принципах складывания государст-венных образований: «Давно уже подмечено, что в условиях Индии джати выступает в качестве этнической группы (племени), причем уже после и в процессе складывания кастовой системы. Названия многих каст свидетельствуют о том, что в кастовую систе-му превращается организация племенная [выделено мною - М.С.]» . И далее: «джати в КА может выглядеть как племя,22 но может и как род (клан), вероятно, состоящий из не зо семей и влиятельный... Соответственно джати, при определенной многозначности этого термина, следует связывать с родоплеменными отношениями, что прямо вытекает из этимологии глагола «джан»: эта община образуется по признаку происхождения или родст-ва»23.

Внутри кастовых структур очень долго сохранялись «пережитки общинно-родового строя», пронизывая «всю структуру городов раннего средневековья»24. Вплоть до XX века сохраняются древние родовые названия (структурные и тотемные), в первую очередь у каст низшего и среднего уровней25. У каст высокого уровня с течением времени родовая организация по большей части вытеснялась кастовыми подуровнями, но в таких случаях, какой представляет, например, раджпутское общество, родовое структурирование, параллельное кастовому, существует и сейчас26.

Неравномерность общественного развития и неоднородность хозяйственных укладов на территории Северной Индии

Хотя Панджаб был рано колонизирован ариями35 и долина Инда, наряду с долиной Ганга, являлась основным районом древнеиндийской цивилизации, судя по всему, социальные отношения в обществах района Ганга и Джамны развивались более интенсивно. Сообщения греческих и римских авторов, сведения из которых относятся к эпохе индийского похода Александра, указывают на «существование в Северо-Западной Индии весьма примитивных государственных образований, часть которых, видимо, находилась еще на ранних ступенях военной демократии» 6. Что касается социального развития населения этих областей, то видимо, их надо относить к категории обществ, о которых Б.Медведев пишет: «Поздние источники говорят о разделении населения некоторых областей на две категории: ариев (свободных) и дасов (несвободных) - без различения варн, как, например, у Камбоджей на территории Восточного Афганистана, входившего в древности в индийский культурный ареал. В га-нах и сангхах самбй Индии такое деление также существовало, но мы знаем, что и варновое деление там присутствовало.

Однако, очевидно, главным социальным рубежом являлось деление на дасов, составлявших основной трудовой слой, и господствовавшую верхушку этих государств, представленных кшатриями. Другие категории свободных составляли второстепенную и несамостоятельную в политическом и социальном смысле прослойку, Оче-видно, этим объясняется приниженное положение брахманов в ганах и сангхах» . Автор считает, что такие государства сохранили «более архаичный тип общественной организации, чем монархические государства долины Ганга того же времени... »39. Очевидно, к этому архаическому типу социального устройства восходят общества пригималайских государств Северного Пенджаба, где все население разделено на две социальные категории: «дом и битх». Сложение этой социальной дихотомии происходило с VII-VIII вв. н.э., а к более раннему времени относятся сведения о двух категориях населения «дом - кхас» в этой же области40. Нет оснований сомневаться в том, что район протопыганских миграций находился в этой области, где общественное устройство в начале н.э. еще сохраняло архаические черты. Самоназвание группы населения «дом», с которым связывается происхождение цыганских этнонимов dom, lom и rom является указанием на это.

Можно предполагать, что в прошлом территория, на которую распространялось такое общественное устройство в прииндской зоне, была обширнее, охватывая большую часть исторического Панджаба и часть Синда41. Очевидно, в длительном, вплоть до наших дней сохранении архаических черт социальной структуры в горной части прииндской области большую роль сыграла изолированность пригималайских государств: «Горный ландшафт является весьма существенным фактором, влияющим на ход многих социальных процессов у народов любой этнической принадлежности. Для народов, жизнь которых связана с горами, характерна замедленная имманентная эволюция социальных форм, тесная связь с экологическим окружением, стойкость традиционных институтов. Здесь процесс становления классовых категорий оказывается несравненно более длительным, чем у народов равнин, историческое развитие идет не по линии создания крупных региональных и этнических объединений, а по линии локальной сегментации общества. Горы создают особые условия хозяйствования, а система хозяйства, в свою очередь, обусловливает и особые формы социальной надстройки. Для горных народов Индии общность экологической среды определяет ряд общих особенностей их географической характеристики: дробность этнического состава, консерватизм культуры и социальной организации, своеобразие местных вариантов культуры, отличия по уровню (часто - по стадии) развития по сравнению с народами равнин [выделено мною — М.С.]» .

Хотя в Индии в наши дни dom и domba обозначают членов низких каст или низкокасто-вых музыкантов, анализ происхождения этого названия говорит о его этнонимической этимологии, а анализ истории этносоциальной культуры пригималайской зоны - о том, что в пригималайской зоне и Панджабе это название еше в начале нашей эры относилось к основному населению области4 . Сохранение разными группами мигрантов самоназвания dom очевидно говорит об отсутствии в нем в момент исхода того уничижительного смысла, который оно несет сегодня. В подобной ситуации кхасы в Кумаоне, самоназвание которых в процессе социодинамических процессов приобрело псйжоратианый оттенок, перестали его употреблять (называют себя раджпутами)44, а современные домы прибавляют к своему названию определение: «бхал джат дом» или «бхал дом» (хорошие дом)45. С большой долей вероятности можно говорить о том, что население прниндских районов Панджаба и Синда в начале нашей эры было не затронуто или слабо затронуто процессами кастообразования. Определенную роль в этом должна была играть нестабильная политическая обстановка приграничной зоны, при которой приграничная территория периодически оказывалась в зоне социально-культурного влияния Ирана46, а также естественная миграция населения в обе стороны. Через северо-западные прииндские области во все времена происходили вторжения и проникновения этнических групп с территорий Ирана и современного

Афганистана на территорию Индии, причем вплоть до средины I тыс. н.э. эти вторжения в основном усиливали арийский компонент в населении региона и ослабляли влияние брахма-нистской культуры. Не случайно в конце I тыс. н.э. центр распространения буддийской культуры переместился на северо-запад Индии, где было наибольшее количество буддийских храмов47. Район Синда еще в первые столетия н.э. считался «нечистым» краем, населенным «народами низкими и недостойными» (автохтонными племенами)48. В целом можно говорить о том, что традиционная хозяйственно-экономическая специализация местного населения имеет связь с занятиями групп, мигрировавших в эту область из Ирана в указанный период. Возможно, такой подход в значительной мере объяснит в целом однообразный характер основных исконных цыганских занятий. Предположение, что мигрировавшие группы, являвшиеся предками европейских цыган, представляли собой кастовые группы с профессиональной специализацией, порождает ряд противоречий. Если предположить насильственное переселение, то непонятно, почему оно коснулось выборочно нескольких социальных групп. Если речь идет об экономической эмиграции, то профессиональные группы должны были в целях заработка дисперсно рассеяться мелкими группами еще на территории Ирана и Афганистана. В этом случае процесс ассимиляции должен сделать сомнительным сохранение до наших дней основ культуры и языка. Именно такая деградация культуры произошла у групп среднеазиатских люли, несмотря на то, что многие их них мигрировали из Панджаба в очень поздний период, а отдельные группы кара-люлей (белуджей) - всего 150 лет назад. В случае с ромской миграцией мы имеем дело с одновременным переселением, возможно, насильственным, большой части населения одной области.

Этническая история и сложение хозяйственно-культурного типа групп населения Северо-Западной Индии

Панджаб и Синд, составляюпще Северо-западные области Индии, в древности были ареной бурных этногенетических процессов, определивших в дальнейшем особенности культуры населения региона. Исторически в Северо-западные области входили территория современного Пакистана и часть Южного и Восточного Афганистана и Восточного Ирана. Этот район представлял собой «ворота» в Индию, через которые во все времена происходили вторжения внутрь субконтинента.

Переселение арьев, проходившее несколькими волнами начиная со второго тысячелетя до н.э., шло именно этим путем57. Сейчас в науке преобладает мнение, что процесс миграции арийских племен в Индию был длительным и первые арийские племена появились на северозападных рубежах Индии до ригведийских арьев58, придя в Панджаб в середине II тысячелетия до н.э.59 До этого они должны были миновать правобережные районы среднего Инда, где позже жили дарды и кафиры60, которые являются их предположительными потомками, что объясняет арийские архаизмы в дардских языках и культуре .

В эпоху переселения первых арьев Северная Индия была достаточно густо населена. Что касается аборигенного населения внутренних и восточных областей в этот период, то здесь у исследователей нет однозначного мнения6 ввиду недостаточной археологической изученно-сти региона . Гораздо больше известно о ситуации в западной части Северной Индии. О широком распространении дравидского языкового субстрата к западу от современных гра 38 ниц Индии и Пакистана свидетельствует наличие церебральных звуков , развившихся в юго-восточной подгруппе иранских языков; пушту и ряде памирских - мунджанском, йидга, ваханском и ишкашимском, а из древнеиранских — в хотаносакском. Последнее обстоятельство, а также тот факт, что церебральные согласные представлены в исконной лексике этих языков и дают закономерные соответствия, указывает на весьма значительную древность раз-вития церебральных в названных языках..

Указанные диалекты распространены в верхнем течении и на правом берегу реки Пяндж и в Северо-восточном Афганистане66. Часть дравид-ских племен сумела сохранить свою идентичность в западных областях вплоть до наших дней. Так, островок дравидской культуры и языка существует на территории современного Белуджистана, где живет этническая группа брахуи или брагуи. Вторым по численности после дравидов автохтонным этническим массивом были аустроазиаты, давшие начало народам мунда и мон-кхмер. Большая группа протомунда в середине II тыс. до н.э. передвинулась в пригималайскую зону Северо-западной Индии, и по-видимому, уже к I тыс. н.э. была арии-зирована, о чем свидетельсвуют археологические данные67. Еще одна относительно неболъ-шая группа племен, которая обнаруживает свое присутствие в интересующем нас районе - тибето-бирманцы, в конце II - начале I тыс. до н.э. расселившиеся вдоль юж-ных склонов Гималаев с юго-востока на северо-запад . В плане генезиса цыганской культуры для нас в гораздо большей степени представляет интерес культура двух первых групп, в связи с тем, что район их расселения в древности вошел в область исхода протоцыган и потому, что самоназвание одного из древних народов, родственных мунда, очевидно имеет отношение к возникновению названия группы каст с названием dom, соответствующему ром-скому этнониму. Тибето-бирманские народы по своим расово-антропологическим признакам очень далеко отстоят от цыган, занимают в основном горные области, и их численность по сравнению с другими этническими группами, имевшими возможность принять участие в этногенезе проторомов, очень невелика.

Если дарды и кафиры являются предположительными потомками так называемых «арьев первой волны», появившихся на индийском субконтиненте до создателей «Ригведы», то, по мнению российского индолога Н.Р.Гусевой, волна скифо-саков, которые «были этногенети-чески близки ведийским арьям», явилась «продолжением и логическим завершением арийского переселения» и достигла, видимо, индо-иранских границ на рубеже нашей эры, и под

39 давлением гуннов в начале первых столетий нашей эры начала проникновение в Индиго, углубляясь на юго-восток от ее северо-западных границ69. Проникновение саков предварило появление кушанских государственных образований, в основном на территориях современных Пакистана и Афганистана7 . Западные части исторического Большого Панджаба, большая часть которых в наши дни относится к территории Пакистана, граничащие с ними области Восточного Ирана и часть южного Афганистана в последние столетия I тыс. до н.э. и позже были территориями проживания скотоводческих племен.

Фактически почти все последние переселенцы с запада (до мусульманских вторжений) усиливали арийский компонент в населении региона. Суперстратные языки пришлых племен, которые влияли на этнический состав местного населения, были индоевропейскими, и большинство из них относились к восточноиранской группе (сакско-тохарский, сакско-хотанский, бактрийский, согдийский, эфталитский) . Эти языки и диалекты связаны с древним иранским населением Средней Азии, Восточного Туркестана, Бактриии и сопредельных областей современного Афганистана и со скифскими племенами. Так, по материалам Э.Грантовского, включающим индийские источники, древние диалекты, от которых происходят такие родственные восточноиранские языки, как пашто - мунджи —йидга, «должны были находиться в тесном контакте и, очевидно, входили в одну группу иранских языков, принадлежавших племенам, из среды которых вышли саки, уже в VII-VI вв. [до н.э.] продвинувшиеся в районы, примыкающие к Северной Индии»73. По представлениям лингвистов, можно полагать, что «современные афганский, мунджанский-йидга, ваханский, ишкашим-ский-санглечи, северно-памирские языки продолжают собою различные группировки сак-ских и бактрийских диалектов, распространенных в древности на территории Восточного Туркестана и исторической Бактрии и лишь весьма в небольшой своей части представленных древней хотано- (и тумшукско-) сакской письменностью и памятниками бактрийской эпиграфики»74. Эфталиты (которых иногда полностиью, иногда частично отождествляют с белыми гуннами), принявшие участие, хотя, видимо, и в меньшей степени, чем другие группы, в этногенезе населения северо-западных областей Индии, являлись носителями индоевропейских, то есть древних арийских диалектов. Открытый в начале XX века «тохарский» язык (как неправильно назвали язык кушан) исследователи относят к древней группе индоевропейских языков, а прародиной этой группы племен считают территорию между Днепром и Уралом , то есть часть исходной территории древних арьев. И хотя, как установлено, название «тохарский» ошибочно, в любом случае речь идет о присутствии индоевропейской культуры вблизи индийских границ.

Сложение культуры основных индоарийских народов Северо-Западной Индии и цыганская культура

Обнаруживается сходство в укладе и некоторых традиционных занятиях цыган и хозяйственной культурой и укладом индоарийских народов, сформировавшихся при участии этнических групп, в начале н.э. заселивших Северо-западную, Западную и часть Центральной Индии, в частности, джатов, гурджаров и раджпутов. Их появление связывается с продвижением сакских племен. Хотя массовое переселение этой группы племен в Индию относится к VI-VII вв. н.э., постепенное проникновение саков в приграничную зону надо относить к более раннему времени . В ранний период эти общности представляли собой полукочевые скотоводческие племена с родоплеменной структурой.

По исследованияю М.К.Кудрявцева, «джаты Западного Панджаба со времени первого упоминания их в исторических источниках до позднего средневековья оставались преимущественно скотоводческими и в значительной мере полуоседлыми племенами. Развитие земледелия в Центральном Пенджабе при Моголах и могольская государственная система весьма поверхностно коснулись населения западных районов, исключая крупные города. Переход к земледелию и оседлости происходил здесь уже в период британского владычества, но и до сих пор он не вполне завершился»112. В наши дни джаты занимаются в основном земледелием, но в западных районах, относящихся к территории Пакистана, многие группы джатов занимаются преимущественно скотоводством. Те джаты, которые традиционно живут в городах, из поколения в поколение занимаются различными ремеслами и торговлей. Многие джаты наследственные профессиональные военные и служат в армии и в полиции, так же, как и раджпуты, что очевидно связано не только с военизированностью населения политически нестабильных районов, но с военизированностью и мобильностью как характерными чертами кочевых обществ , Как мы знаем, многие ромские группы не только занимались продажей лошадей, но и разведением скота (например, русска рома).

Торговля также является традиционным ромским занятием, часто побочным, наряду с другими занятиями и ремеслами. Из исторических данных известно, что цыгане служили в армии Османской Турции, где из них составлялись целые полки, а также и в армиях европейских стран, например, в Испании, Португалии, Франции, Венгрии, в Скандинавских странах. Есть сведения (налоговые списки), что некоторые ромские группы на Балканах перешли к оседлости и занима 48 лись земледелием 6. В то же время занятие земледелием встречается у оседлых цыган, которых по сравнению с кочевыми было значительно меньше, и мы можем считать это вторичным занятием (об отсутствии традиционного земледелия у проторомов свидетельствует и исконный словарный состав ромских диалектов: так, в лексике, восходящей к индийскому периоду, отсутствуют термины, связанные с обработкой земли). Еще в XVII в. в западных частях Панджаба болыдинство джатов полностью сохраняло родоплеменную организацию, а иные - полукочевой образ жизни. У оседлых джатов Центрального Панджаба пережитки первобытнообщинного строя почти не сохранились, но у некоторых групп оставались заметные следы родовой организации117. «Punjab District gazetteers»118 сообщает, что еще в начале нашего века многие группы джатов делились здесь на племена с родовыми подразделениями, сохраняли общинный быт и самоуправление. В Западном Панджабе они не успели сложиться в единую народность, но сохранили этническое родство, свой язык и имя джат в качестве общего самоназвания.

Раджпуты, появившись на исторической сцене в тот же период, что и джаты, постепенно заняли место кшатрийского, военного и правящего сословия в Северной Индии. Как и джаты, часть раджпутов обосновалась в Панджабе, в основном в центральной его части, но основная, исторически сложившаяся территория проживания раджпутов, которой они дали свое имя - Раджастхан, или, как она называлась раньше - Раджпутана. Далее раджпуты про-дожали широко расселяться по стране, и это расселение принимало форму завоевательных походов и покорения мелких княжеств, во главе которых становились раджпутские роды, утверждая свою власть119. Несмотря на то, что, они были гнездами рассеяны по стране, у них, как и джатов, устойчиво сохранялось этническое самосознание. Поэтому, хотя раджпуты заняли место кшатриев, и слово раджпут стало обозначать представителей правящего н военного сословия, несомненно этническое происхождение этой группы .

Традиционно раджпуты, как и джаты - кочевники-скотоводы, но, по всей видимости, уже в эпоху раджпуто-джатской общности они могли выделиться в военную и правящую прослойку, в отличие от основной массы джатов, которые представляли из себя мирное население. «Джатские современые названия семейно-родственных групп сплошь и рядом совпадают с раджпутскими, и это не может быть ни случайностью, ни простым копированием. Это свидетельство той «социально-экономической» разницы между раджпутами и джа 49 тами, на которую многие исследователи указывают, как на единственный критерий для различения раджпутов и джатов в некогда единой гуджаро-джато-раджпутской племенной общности» . Напомним о связи джатов со скифо-саками, о которой мы указывали выше и о существующем у последних функциональном разделении общества. Так, «археологический материал и сведения античных авторов свидетельствуют о существованиии у скифов четко оформленного слоя господствующей военной аристократию)123. В частности, свидетельства Лукиана говорят о делении скифов на три социальные группы. Источники позволяют сделать вывод о том, что в скифском обществе главенствовала военная аристократия, из среды которой происходили вожди кланов и племен, вторую позицию после нее занимали жрецы, а в основной состав входили общинники, по большей части скотоводы, частично земледельцы124. Рассматривая процессы концентрации власти в руках скифской военной аристократии, перехода племенных объединений к раннеклассовому обществу и определенных транс-формаций в институте царской власти, Д.С.Раевский относит их концу V - IV векам до н.э. В этот период скифо-сакские племена или продвигались к западным границам Индии, или, по мнению Э.А. Грантовского, уже находились там.

Несмотря на то, что большинство индийских авторов считают раджпутов просто изменившимися со временем кшатриями древности, эту точку зрения следует, очевидно, считать слишком упрощенной и в известной степени продолжением той ортодоксальной позиции, часто встречающейся в индийской науке, что арьи являются автохтонами Индии. Большинство западноевропейских и российских исследователей придерживаются того мнения, что раджпуты сложились на основе пришлых сакских, а также эфталитских племен. Вот что пишет Л.Алаев о захвате раджпутами кшатрийского статуса: «завоевание кшатрийского статуса было возможно именно потому, что кастовое мировоззрение пронизывало общество. По теории, кшатрий должен обладать особой субстанцией, позволяющей ему управлять страной и обеспечивать расположение богов к народу. Отсюда был естествен обратный вывод - сам факт захвата и удержания власти служил доказательством наличия такой субстанции и бла-нерасположения богов» . Поэтому сам образ действия предков раджпутов позволил им занять высокую социальную позицию. Л.Алаев по этому поводу пишет: «Ситуация VIII-X вв. была, видимо, настолько необычной, что она отразилась в комментариях на дхармашастры, хотя обычно...комментаторы шастр мало обращали внимания на действительность. Ком-, ментируя одну из шлок (стихов) сЯджнявалкья-смрити», посвященную обязанностям царя,

Апарарка разъясняет: «Дхарма царя предписана кшатрию-правителю. Но если некшатрий правит, он имеет те же обязанности...» Ту же шлоку комментирует и Виджнянешвара: «Хотя совокупность царских обязанностей установлена в отношении царя, эти обязанности следует понимать как относящиеся также и к любому из другой варны, кто выполняет задачу защиты области, округа и т.д.». «Парашара-смрити», памятник раннего средневековья, прямо указывает, что царский статус обеспечивается не благородным происхождением, а силой: «Царское достоинство - это не наследственное право. Оно не может быть также передано другому письменным документом. Им пользуются, когда приобретают при помощи меча. Землей правят герои.»».

Похожие диссертации на Этно-социальные истоки культуры цыган России