Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. МИСТИЦИЗМ - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1 Мистицизм как культурологический феномен специфического общественного развития 20
1.2 Исторический аспект исследования мистицизма 35
1.3 Современные мистические направления 48
1.4 Духовно-идеологический базис современного мистицизма 60
Глава 2. МИСТИЦИЗМ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО САМОСОЗНАНИЯ
2.1 Мистицизм - один из аспектов духовного самосознания общества 77
2.2 Структура и функции мистицизма 89
2.3 Соотношение мистического, научного и религиозного взглядов на мир 101
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В МИСТИЧЕСКОМ МИРОВОСПРИЯТИИ
3.1 Категории добра и зла в эзотерическом мировосприятии 127
3.2 Понимание добра в мистицизме через образ Бога 149
3.3 Персонифицированное зло как выражение сущности бытия 163
3.4 Мораль в структуре мистицизма 177
Глава 4. ФИЛОСОФИЯ МИСТИЧЕСКИ НАСТРОЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
4.1 Нравственное мировоззренческое состояние молодёжной среды 191
4.2 Экзистенциальные измерения, формирующие способ бытия мистика 203
4.3 Смысложизненные проблемы в мистических взглядах различных групп молодёжи 218
4.4 Мистическое ощущение жизни и поиск смысла существования 233
Глава 5. МЕСТО МИСТИЦИЗМА В ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
5.1 Влияние эзотерических воззрений на ценностный мир человека 250
5.2 Современный мистицизм и нетрадиционные околонаучные направления 262
5.3 Методологический и аксиологический аспекты реадаптации мистически настроенной молодёжи 280
Заключение 297
Библиографический список использованной литературы 303
- Мистицизм как культурологический феномен специфического общественного развития
- Мистицизм - один из аспектов духовного самосознания общества
- Категории добра и зла в эзотерическом мировосприятии
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Мистицизм остаётся частью культуры любого народа. Нет ничего удивительного в том, что мистические идеи были присущи и человеку с патриархальным укладом жизни, и в настоящее время с современным, цивилизованным мировоззрением. Однако, в настоящее время возникает много вопросов в связи с процессами онаучивания и «усовершенствования» мистицизма. Современный мистицизм требует своего рассмотрения, понимания и научного истолкования.1
Актуальность определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время в обществе образовался мировоззренческий вакуум. Эклектические идеи религиозно-мистического толка присутствуют в сознании большинства населения России. Плюрализм социальных и политических идей привёл к тому, что некоторая часть населения обратилась к вере в сверхъестественное, причём не через традиционные религии, а через неортодоксальные мистические направления.
Одновременно с этим в настоящее время происходит процесс формирования неустойчивого состояния общественного сознания. Мировоззренческий вакуум, о котором говорилось выше, ещё с начала 90-х годов начал заполняться потоком информации об эзотерике, паранормальных явлениях, экстрасенсорике и т.п. Появились новые духовные ценности, пришедшие вместе с мистицизмом с Запада и Востока. Спецификой восприятия всей этой информации является то, что наиболее податливой частью населения оказалась молодёжь. Именно она потянулась к необычным идеям и стала, с одной стороны, носителем новых духовных ценностей, которые отсутствовали ранее в культуре российского общества. С другой стороны, молодёжь становится жертвой многих мистических сект,
1 Настоящее диссертационное исследование проведено при поддержке гранта НТП «Фундаментальные исследования. Университеты России» (2000 год) «Категории нравственного абсолюта в современных мистических учениях» и фанта Российского Гуманитарного научного Фонда № 03-03-00253 а/В «Экология сознания мистически ориентированной молодёжи» (2003 год).
представляющих собой деструктивный культ, негативно влияющий на сознание и разрушающий человека как личность.
Современный мистицизм отличен от классического. Это отличие заключается не только в эклектике мировоззрений Запада и Востока, воплотившейся в неомистицизме, но и в новых организационных формах, которые присущи различным сектам и иным формированиям.1 Неомистицизм характеризуется во-первых, эклектичностью идей Запада и Востока; во-вторых, процессом онаучивания эзотерических доктрин; в-третьих, претензиями на статус основополагающего мировоззренческого начала, способного повлиять на формирование новой общенаучной парадигмы; в-четвёртых, твёрдой ориентацией на коммерческую деятельность.
Появление новых мистических учений в конце 20-го века видится скорее закономерным, нежели стихийным социальным процессом. Вышедшие «из подполья» эзотерики предложили новые учения, новые названия свих учений и новые ценностные ориентации. Так появились на свет неизвестные до последнего времени мистические учения Калагия, Зелёные Кедры, Кайлаш, Альдерамин, мистерии Ворона и другие. Каждое учение преподносит себя по-разному. Некоторые проявляются в альтернативных традиционным учениям теоретических трактатах, некоторые базируются на объединении людей в группы, секты, некоторые просто ведут коммерческую деятельность, что стало характерной чертой современной действительности и зарабатывают средства для своего существования, проводя семинары, туристические туры, фестивали и т.п.
Специфичной чертой современного мистицизма является проявление средневековых и античных традиций в новом типе социокультурной реальности. Новые информационные технологии, виртуальная реальность ничуть не снизили роли и места мистического мировоззрения или магического искусства, а, напротив, расширили возможности применения
1 Фаликов Б.3. Неомистицизм в СССР // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1989. — С.480.
6 различных ритуалов с учётом высоких технологий. Мнение на этот счёт ученых С. Джейсона Блэка и Кристофера С. Хайатта таково: «Магия работает сегодня, в эпоху информационных технологий так же хорошо, как и в эпоху парусных кораблей».1
Также следует отметить и изменение уровня субъектности человека в вероятностном мире, увеличение роли внешних явных и неявных сил, воздействующих на него. Это обусловливается многими бытовыми и социальными проблемами современности. Человек, испытывая неудачи в делах, невозможности достичь определённого уровня социального статуса склонен обратиться к суеверным представлениям и считать, что на его судьбу влияет нечто инфернальное. Под этим и подразумеваются неявные силы. Человек, не становясь хозяином своей судьбы, по простым житейским убеждениям, обращается к мистицизму для разрешения своих проблем. В связи с этим характерной чертой современного общества стало нормой обращения к гадалкам, знахарям, экстрасенсам, шаманам и прочим. Иррациональное объяснение многих жизненных проблем является хорошо отточенным механизмом, удовлетворяющим потребности страдающего субъекта.
В науке также нашли своё место проникающие элементы
мистического. Наблюдается процесс «великого синтеза», «единого
сакрального знания» и т.п., применимые к естествознанию, способного якобы
объединиться с мистицизмом. Паранаука, такая как уфология,
парапсихология, эниология, трансперсональная психология и другие иррационализируют науку и культуру в целом. В них находят место элементы мистических учений, поэтому традиционный современный мистицизм от этого только выигрывает. Однако проникновение мистических идей в науку способствует в современном мире формированию новой научно-мировоззренческой парадигмы, и подобный феномен должен быть также рационально рассмотрен, проанализирован и объяснён.
1 С.Джейсон Блэк, Кристофер С. Хайатт. Вуду в мегаполисе. — М.: Ника, 1998. — С. 17.
Проблема, поднимаемая в данной работе, с позиций социальной философии заключается в том, чтобы выявить влияние нравственного Абсолюта, который проявляется через категории добра и зла в современных мистических учениях на формирование ценностного мира молодёжи, ориентированной на восприятие мира эзотерическим путём.
Степень разработанности проблемы. Возникновение новых форм мистицизма в настоящий момент пока еще не находит должного внимания среди учёных. Однако на протяжении всей истории философской мысли к данной теме обращались различные мыслители. Особенно ярко проявились научные изыскания в области исследования мистицизма в XIX и XX веке. Почву для таких исследований заложили философы и практики - эзотерики: Е. Блаватская, Р. Штейнер, Г. Гурджиев, А. Бейли, А. Безант, Ч. Лидбитер, Н. и Е. Рерих и другие.
С точки зрения философской, исторической и психологической мысли мистицизм рассматривается в работах русских мыслителей рубежа XIX-XX веков - Вл.С. Соловьёва1, который понимал правду как реализацию христианского идеала, С.Л. Франка - стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру, С.Н. Булгакова - считал, что все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах, Н.А. Бердяева4 - выводил идеи свободы, творчества и объективации; идею личности, лежащую в основе антропологии, социальной философии и этики.
Из более поздних имён можно упомянуть И.Т. Касавина5, который разрабатывал концепцию вненаучного знания, способного составить определённую «конкуренцию» научному знанию и имеющему свои «ответвления»: паранаучное, донаучное, псевдонаучное знания, П.С.
1 Соловьёв B.C. Сочинения: в 2 т. — М., Мысль, 1990.
2 Франк С.Л. Сочинения. — M., 1990.
3 Булгаков С.Н. Свет невечерний. — M., Республика, 1994.
4 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — M., 1989.; Бердяев Н.А. Философия свободного
духа. — M.: Республика, 1994.
5 Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. — М.,
Политиздат, 1990.
Гуревича6 - анализировал современный мистицизм, давая научные трактовки мистическому опыту, феномену «живучести» мистического в наши дни и влиянию мистических учений на сознание определённого процента населения, А.А. Яковлева7 - проанализировал модель мистического познания
и рефлексию, А.Ю. Григоренко - сделал выводы относительно современного мифологизированного представления о мистических феноменах, Ю.Л. Кимелёва9 - поставил проблему философского теизма в современном мире, С.А. Токарева10 - исторически обосновал верования людей в потустороннюю жизнь и мистический акт и некоторых других.
В среде зарубежных исследователей мистицизма следует отметить таких авторов, как Дж. Кларк, У. Джеймс, Дж. Фрэзер, А. Леманн, К. Джиамбалво, Дж. Росс, М. Лангон, К. Мошиньский, А. Эйер, Г. Энскомб, У. Остон, С. Чари, Дж. Эллис и другие. Степень научной разработанности темы этими авторами ограничивается исследованиями в области мистицизма, говорящего о нём как об опыте вненаучного знания с позиций психологии, культурологии, истории.
Все вышеназванные исследователи в основном, рассматривают модель мистического познания и связанных с ним ответных психологических реакций индивида на окружающую действительность. Кроме того, определённое место в их исследованиях отведено проблемам сектантства и механизмам, опирающимся на рационально-материалистическую парадигму, позволяющим вывести человека из-под влияния деструктивного культа. Вместе с тем, остаётся практически не разработанной проблема понимания структуры и содержания системы ценностей, существующей в настоящий момент в мистических учениях. В прикладном аспекте - отсутствует анализ
6 Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? — М., 1984.
7 Яковлев А.А. Модель мистического познания и рефлексия // Заблуждающийся разум? Многообразие
вненаучного знания. — M., Политиздат, 1990. — С. 82.
8 Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ. — Л., Лениздат, 1986.
9 Кимелёв Ю. Философский теизм. — М., Наука, 1993.
10 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., Изд-во политической литературы, 1990.
влияния идей мистического добра и зла на сознание и дальнейшее поведение людей, особенно молодёжи.
Следует отметить, что феномен мистицизма, так или иначе, рассматривался в разные эпохи представителями разных философских школ. В наиболее строго выдержанном экзистенциальном аспекте, находим его понимание у Кьеркегора.1 В данном случае речь идёт о религиозном мистицизме. И это представляется всего лишь небольшой частью многообразного по структуре и содержанию социального явления мистики.
Во взглядах современных зарубежных философов мистицизм рассматривается с целью обоснования проблемы существования души, как самостоятельной сущности и противостояния материалистически-сциентистским убеждениям. Одно из центральных мест в этом вопросе занимает проблема жизни после смерти. Джозеф Сейфрет, Ричард Суинберн, Джерард Дж. Хьюджес полемизируют с атеистами на данную тему.2 Однако, их понимание мистического мироощущения сводится опять-таки к христианской вере, а свою задачу они —видят в развитии теории бессмертия человеческой души. Недостатком такого философского подхода является то, что все представления о смерти и постсуществовании души человека связываются с верой, а не с научным знанием о феномене смерти.3
Другим наиболее значимым вопросом, вытекающим из философии мистицизма, можно назвать вопрос о существовании Бога. Философские изыскания в данном аспекте уточняют и сопоставляют научные и теистические позиции: Бог и современная наука; эзотерика и менталитет; общественное сознание и мистические феномены - далеко неполный перечень проблем, вызывающих философские дискуссии. Следует ли современной науке принять идею Творца Вселенной? Такой вопрос рассматривается как попытка синтезировать академические и эзотерические знания.
1 Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.
2 Варгезе Р.А. Великие мыслители о великих вопросах. — М., 2001.
3 Там же. С. 140-146.
Наиболее близкими к нашему исследованию являются изыскания западных философов в вопросах соотношения философии, психологии, социологии и религиозных исканий. Так, Дж. Хьюджес считает, что «...Фрейд полагал, что религиозные верования являются проекцией нашей глубинной психологической потребности в идеальных родителях, которые могут дать нам любовь, защиту и ощущение стабильности...»4, Р. Суинберн -«... Можно ли полностью объяснить религию в понятиях психологии и социологии? Думаю, нет, потому, что люди обладают свободной волей, и, следовательно, их поведение нельзя полностью объяснить в любых понятиях, с какой стороны ни смотреть...» .
Современные отечественные мыслители в вопросах понимания мистицизма стремятся постичь многообразие человеческого разума. Исследуется роль мифа в формировании современных мистических представлений. В том числе рассматривается и феномен объяснения аномальных явлений (НЛО, полтергейст и пр.), что способствует процессам онаучивания мистических учений. В аспекте поиска тайных вненаучных знаний предпринимаются попытки охарактеризовать модели мистического познания (Яковлев А.А.), рассмотреть мнимые и подлинные тайны магического искусства (Касавин И.Т.), определить место астрологии в системе неортодоксальных знаний о мире и планете Земля (Пружинин Б.И.)6.
Целью настоящей работы является определение основных аспектов воздействия современных мистических учений через выражение интересов субъектов в идеальной форме (понятия добра и зла) на сознание российской молодёжи и на устойчивость развития общества.
В связи с этим, необходимо решить ряд задач, а именно: выявить специфику разнообразных форм проявления современных мистических учений;
4 Дж. Хьюджес. Психология, социология и религиозные убеждения // Великие мыслители о великих
вопросах. — М., 2001. — С. 163.
5 Варгезе Р. Великие мыслители о великих вопросах. — М., 2001. — С. 166.
6 Цит. по Касавин И.Т. Заблуждающийся разум.?Многообразие вненаучного знания. — М.,. Политиздат,
1990.
определить структуру и элементы современного мистицизма как социального феномена;
определить специфику духовной составляющей ценностного мира молодого человека современной России;
рассмотреть неомистицизм как специфическую ценность, способствующую формированию морали и определению сущности противостоящих друг другу категорий нравственного Абсолюта (добра и зла);
методологически рассмотреть вопрос социализации мистически ориентированной молодёжи в России;
рассмотреть категорию «мистического зла», способствующую существованию асоциальных форм мистицизма (сатанизм, люциферизм, иллюминатство) и социокультурный механизм приобщения современной молодёжи к негативным идеям поиска своего смысла существования;
определить аксиологический статус околонаучных направлений (уфологии, эниологии, трансперсональной психологии и др.), граничащих с эзотерическими формами познания и дать оценку их роли в динамическом развитии неомистических идей;
Источниковедческую базу работы составила научная, эзотерическая и научно-популярная литература. На основании анализа этих первоисточников было проведено авторское исследование проблемы состояния современного мистицизма в России. Одновременно в целях методологического обеспечения данного исследования из числа научно-академических, философских и естественнонаучных трудов были использованы работы Н. Бердяева, К. Ясперса, Ж. П. Сартра, Н.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.; Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., Республика, 1994.
2 Ясперс К. Философия и нефилософия. Философия в будущем // Феномен человека. Антология. — М.:
Высшая школа, 1993.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М. Республика, 1994.
3 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Приложение к бюллетеню «Новые книги за рубежом». —
М., 1953.
Аббаньяно,4 М. Бубера,5 А. Бергсона,6 А. Шопенгауэра7, И. Шкловского8, А. Урсула9 и других.
Методология исследования. Авторский поиск стимулировали методологические идеи, выдвинутые отечественными и зарубежными исследователями в процессе анализа природы мистических убеждений. В аналитической части исследования самого феномена мистицизма, его генезиса и структуры применялись методы классификации, исторического и структурно-функционального анализа. В процессе изучения ценностного мира мистически ориентированной молодёжи, проблем жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, а также поиска смысла существования применялся экзистенциальный анализ. Кроме того, в диссертации при анализе современных форм мистицизма использованы принципы диалектики.
Объектом исследования является неомистицизм, как социокультурный феномен, присущий общественному сознанию и формирующий ценностно-нормативный регулятив жизнедеятельности мистически ориентированного сообщества.
Предметом исследования является специфика неомистицизма, как система ценностей, создаваемая эзотерическим путём и оказывающая воздействие на сознание и поведение молодёжи в пореформенной России через нравственные потребности.
Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что:
1. Выявлен ценностный мир современных мистических учений и
представлено приятие категорий нравственного Абсолюта (добра и зла)
молодёжью в процессе её социализации в пореформенной России, что
4 Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. / Пер.
Зорина А.А. / — СПб., Алетея, 1998.
5 Бубер М. Два образа веры. — М., Республика, 1995.
6 Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания.//Собрания сочинений, М., 1992. — Т.1.
7 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собрание сочинений, T.1, М., 1992.
8 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. — М., «Наука», 1980.
9 Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. — Кишинёв, «Штиинца», 1988.
даёт основание предполагать и утверждать - приятие данных абсолютизированных категорий в мистическом мироощущении приводит к состоянию фрустрации, способной порождать чувство агрессии по отношению к социальной среде.
Рассмотрен вопрос о формировании морали у мистически ориентированной личности через эзотерическое мировосприятие;
На данной основе дано авторское определение сущностных признаков мистического опыта, присущих современному молодому человеку (практичность, прямая интуиция Абсолюта, потребность в любви, приобретение психологического опыта). Это явилось альтернативой формулировкам известного американского философа и психолога Уильяма Джеймса, и раскрыло в большей степени суть мистического опыта.
Методологически обоснованы основные психосоциальные проблемы мистически ориентированного молодого человека в современной России: как-то, отношение к жизни и смерти, понимание свободы, ответственности и выбора, поиск смысла существования, играющие ключевую роль в выборе позитивной или негативной модели поведения в социуме.
Выявлена природа аутентичности мистически ориентированной личности, влияющая на выбор модели поведения в социуме и определяющая позитивные и негативные действия современного мистика.
Дан анализ духовной стороны жизни современного молодого человека и раскрыт психологический механизм отчуждения индивида, погрузившегося в мистико-оккультные учения. Методологически обоснованы пути возврата такого человека к полноценной социально активной деятельности. В этой связи обоснована необходимость нового аксиопсихотерапевтического практического направления для работы с «неадекватно» мыслящей молодёжью.
7. Определено место в системе культуры новым околонаучным направлениям (на примере уфологии) и обоснована идея считать их культурологическими зонами мышления современных специалистов, рассматривающих эзотерику как одну из форм вненаучного познания мира.
В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, которые выносятся на защиту:
Показано, что появление новых мистических культов в нашей стране связано, прежде всего, с общим кризисом культуры и, в том числе, христианства, являвшегося существенным элементом европейской и американской систем ценностей. У современного молодого человека есть потребность к познанию нетрадиционных духовных ценностей. Мировоззренческий вакуум заполняется идеями, имеющими философско-религиозное и психологическое начало. Эти идеи воплощены в современных мистических учениях, которые отходят от ортодоксальных форм вероисповедания.
Представлена модель структуры мистицизма, отличная от существующего многообразия моделей структуры религиозных систем. В ней можно выделить:
а). Теоретическую область; б). Практическую область; в). Мистические сообщества; г). Отношения между ними.
Несмотря на то, что отдельные элементы имеются и в традиционных религиях, специфика структуры мистицизма представлена не в форме, а в содержании существующих элементов. Например, в практической области тем, что культы мистические в корне отличаются от культов религиозных. В мистицизме - это процесс творческого начала, динамичного исполнения ритуала с целью изменить окружающую действительность. В религии же культ носит умилостивительный характер. Кроме того, мистический культ
представлен широким спектром духовных практик, не имеющих аналогов с традиционными религиозными культами. Аналогично дело обстоит и с другими элементами структуры мистицизма. В связи с этим в пятом параграфе работы предлагается авторская интерпретация основных составляющих элементов неомистицизма.
3. На примере трансформирования взглядов молодых людей, склонных к эзотерическому мироощущению показано, что неомистицизм в России переживает «вторую волну» своего рождения. Первоначально (середина 80-х - начало 90-х годов) это социокультурное явление в идейном плане выглядело хаотично, неупорядоченно. Категории нравственного Абсолюта (добро и зло) были «перемешаны» с общими идеями мистических доктрин. Невозможно было провести грань между «чёрным» и «белым» аспектами мистики.
Научно-философский подход к изучению неомистицизма дал возможность определить опасность увлечения как «белым», так и «чёрным» аспектами мистицизма. Идеи добра и зла в мистицизме проявляются как абсолютные формы, но не как относительные. Фанатичное уверование в них и возведение в некий абсолют приводит к деформации сознания, что в свою очередь негативно сказывается на процессе социализации личности.
4. Определено место в мистицизме философии эзотерического зла. Её влияние распространяется на теоретическую область мистицизма (сатанизм, люциферизм) и практическую (ритуалы чёрной магии, деструктивное ведовство и т.п.). Исследования показывают, что склонной к злу становится, как правило, отчуждённая молодёжь. Субъективно отчуждение проявляется в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, атрофии высоких социальных и гуманитарных ценностей, восприятии явлений действительности как противостоящих и противодействующих личности. С позиций социальной философии становится необходимым рассмотреть феномен приобщения к мистическому злу. Не всегда противостояние здоровому и трезвому взгляду на мир есть патология
16 мышления. Сатанист в своём мире предстаёт субъектом некой силы и могущества. Его потребности компенсируются активными формами агрессии по отношению к социуму. Немаловажную роль в этом процессе играет состояние фрустрации, проявляющееся практически у всех мистиков и выступающее провоцирующим фактором для последующей агрессивности. Экзистенциально сатанист оправдывает свои действия и поступки. Однако, возникает необходимость нейтрализовать подобный социальный вред.
Настоящая работа предусматривает оценку приятия мистического зла, как потребность у конкретного человека, с позиций личностно-экзистенциальных измерений. Рассматривая феномен мистического зла в абсолютном проявлении, в чём заключается новизна данного исследования (предыдущие философские выводы делались в сравнительном анализе зла с добром: Н. Лосский, М. Малерб), появляется возможность рассмотреть этносоциальный аспект мифологизированного современного сознания, способного персонифицировать мистическое зло.
5. В качестве основополагающего критерия нравственности, сформированной у молодёжи в результате увлечения неомистическими учениями, выдвигается аутентичность, т.е. соответствие сознания человека именно его собственному, «подлинному» сознанию. В социальной и психологической оценке человека наблюдается момент, когда проблемы его экзистенциального поиска напрямую связаны не только с конкретными причинами, но также из-за того, что он живёт и действует неправильно, зачастую противоречит своей природе. Большинство социальных, психологических и медицинских проблем - плод глубокого расхождения между живой человеческой природой и современным образом жизни вообще. Возникает вопрос: как же должна быть организована жизнь в соответствии с её сутью? - и ещё один - а какова суть?.. С позиций аутентичности раскрывается иное мировоззрение, основные принципы которого сформулированы в данном исследовании. Если же это подкрепляется мистическими доктринами, то человек со своим образом мышления
однозначно «не вписывается» в адекватную схему социума и становится не социально активным, а порой просто потерянным для общества.
6. На примере новых околонаучных направлений (биоэнергетика, уфология, трансперсональная психология и др.) показывается процесс усиления научными идеями современного мистицизма. Это говорит в пользу происходящего процесса синтеза знаний и веры. Это важно с той точки зрения, что проблемы добра и зла оказываются в центре внимания данных специализаций, трансформировав древние и средневековые представления на современный лад. Вопрос о соотношении средневековой демонологии и современной уфологии неоднократно поднимался и представителями околонаучных дисциплин (парапсихологами, экстрасенсами), и служителями религиозных культов, и самими исследователями паранормальных явлений, в том числе уфологами. Важно определить какое место в аномальных явлениях отводится аспекту зла, и как при помощи псевдонаучного понятийного аппарата, выработанного исследователями аномальных явлений найти ему место в системе мироздания.
7. Под реадаптацией следует понимать, прежде всего, восстановление истинно благоприемлимых для общества поступков (к примеру, сатаниста), который уже «адаптировался» в своём мистическом мире, и не желает самостоятельно разрушать его. Реадаптация есть процесс восстановления природной аутентичности, исключающей попытки получать наслаждение от негативных поступков, осознавая, что за всем этим стоит Нечто дьявольское.
Методологически данная проблема будет подробно рассмотрена в последнем параграфе работы.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют: 1. Восполнить пробел в малоисследованной области отечественной
социальной философии, а именно социокультурного пласта мистики, и
тем самым более полно представить её развитие.
Показать результаты воздействия на сознание молодого человека категорий нравственного Абсолюта (мистического зла и добра) с учётом мифологического сознания последнего.
Уточнить оценки ряда современных философов относительно социокультурного феномена неомистицизма. Эти уточнения могут быть использованы при написании научных работ по философии, культурологии и религиоведению.
Выявить круг проблем, без решения которых невозможно реадаптировать молодого человека и вернуть к социально активной жизни при попадании под влияние деструктивного культа.
Оказать методическую помощь комитетам по делам молодёжи, правоохранительным органам и другим административным инстанциям, занимающимся вопросами движений неформальных молодёжных объединений, в частности асоциальной направленности.
Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты проведённого исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях. В том числе: «Формирование непрерывного экологического образования» (Пенза, 1998 г.); «Современное понимание проблем уфологии, эниологии, аномалистики» (Пенза, 1999 г.); «Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее» (Пенза, 2000 г.); «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000 г.); «Семья в России: история и современность» (Тверь, 2001 г.); «Экология сознания человека и феномены природы» (Пенза, 2001 г.); «Славянство. Русь. Россия. Исторические корни и этнокультурные традиции» (Пенза, 2001 г.); «Социализация личности в пореформенной России: теория и практика» (Пенза, 2002 г.); «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2002 г.); «XXI век: Россия и запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); «Актуальные проблемы науки в России» (Кузнецк, 2003 г.); «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003 г.); «Психолого-
педагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2003 г.).
Материалы диссертационной работы использовались в процессе чтения учебных курсов «Философия» и «Культурология» в вузах г. Пензы.
Содержание диссертации изложено в 2 монографиях, 2 научно-методических разработках, 36 статьях и иных публикациях.
Мистицизм как культурологический феномен специфического общественного развития
Мистика встречается во всех достаточно высоких культурах, но у каждого народа в своей форме.
Феномен мистического (от греч. mystikos - таинственный) в собственном смысле слова как предмет философского анализа, исследования у разных народов возникает лишь в ту историческую эпоху, когда философия выделяется из лона мифа, обретает своё лицо, свой специфический предмет, противопоставляя религиозной вере логику мысли.
При проведении данного научного исследования возникает необходимость уточнения ряда понятий, являющихся ключевыми для работы1. Прежде всего, речь идёт о мистике и мистицизме, как о возможно неких культурологических феноменах, позволяющих вычленить себя и отделить от науки, религии и системы ценностей, существующих в философии.
Такие категории как мистика и мистицизм разделены. Мистика представляет собой некий духовный опыт, под которым подразумевается непосредственный живой контакт с так или иначе представляемой высшей божественной, в данном случае, реальностью. Такой контакт предстаёт в сознании как «единение» с этой реальностью, «растворение» в ней, «погружение» в неё. При этом состояния-переживания, так обозначаемые, воспринимаются как «...уникальные способы отношения к реальности, практически не имеющие аналогов в обычных сенсорных и интеллектуальных функциях сознания» [126. С.74]. Мистика есть духовная традиция, попытка окунуться в чувственный мир и погрузиться в глубины собственного бытия. Мистика есть культурологический и многоликий феномен, который, несмотря на свои древние исторические корни, исследован слабо. Мистика не апеллирует к разуму, поскольку имеет отношение к чувственной сфере человеческого мира.
Мистицизм же истолковывает мистику, при этом выдвигая стройные системы понимания мира сверхъестественного и невидимого. В связи с этим Гуревич П.С. определяет мистицизм как «... доктринальное выражение мистики, выраженное пристрастие к ней» [75. С.232]. Мистицизм представляет собой учение, основывающееся на мистических откровениях и позволяющее считать человеку, что он причастен к божественному непосредственно. Однако, следует различать религиозный мистицизм и мистицизм магический. К первому следует относить высшие религиозные доктрины, позволяющие идти человеку к божественному рациональным путём. Второе представляет собой более низкую форму восприятия мистических откровений, воспринимается в основном через собственные каналы ощущения (интуицию, озарение, духовный экстаз и прочее) и носит скорее иррациональный характер. Традиционно религиозную мистику относят к белому аспекту, а магическую - к чёрному.
Следует прокомментировать такие понятия как эзотерический и оккультный, поскольку обращение к ним будет происходить на протяжении всей работы. Под первым термином следует понимать идею, теорию, предназначенную только для внутреннего круга посвященных в мистические таинства людей. Это «внутренняя» информация, которая нередко поступает к человеку, разделяющему мистические убеждения через интуицию, инсайт и откровения. По мнению Л. В. Фесенковой «... Под эзотерикой понимают тайное знание, которое имеет иррациональную компоненту, уходящую корнями в глубины человеческой психики. Она апеллирует к мистическому опыту, находящемуся вне пределов рационального и тем более научного анализа...» [Дискурсы эзотерики. Философский анализ. — М., 2001. С. 5]. Второй термин обозначает учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывают особые «практические» способы взаимодействия с ними через магию, спиритизм и т.п.
Мистическое как вполне определённое, резко очерченное явление человеческого духа, возможно лишь при условии, что оппонент, другое, прямо противоположное начало того же самого человеческого духа, уже наличествует - это осознание числа как сущности вещей и организации Вселенной у Пифагора, Логоса как единого начала всего сущего у Гераклита, дао в даосизме, единого у Плотина и т.д.
Мистика рассматривается как таинственное, сверхъестественное, по определению не уловимое в строгих определениях науки и доступное лишь чувственно-сверхчувственному переживанию человека, свидетельствующему о существовании Абсолюта, трансцендентного. Мистика как феномен культуры возникает лишь там и тогда, где и когда рефлектирующая человеческая мысль сознаёт своё бессилие перед загадками бытия.
Мистицизм - один из аспектов духовного самосознания общества
Мистика подразумевает соприкосновение человеческого сознания с некой Реальностью, которая обладает неизменным характером. Эта Реальность становится для мистически ориентированного человека первоначалом, причиной, побуждающим мотивом его переживаний. Мистика позволяет человеку ощутить парадокс между Творцом и Его творением, Богом и душой, а также увидеть спасательный акт сверхъестественного, существующего в конкретной трансцендентной сфере.
Мистицизм потребовал своего изучения. Он внёс перемены в философии для его оценки как своеобразного духовного факта и тем самым приобрёл метафизическую почву. Эта почва согласуется с его самыми великими декларациями и подтверждает его притязания на эмпирическое знание Истины. Понимание мистицизма коренится в том, что его сущность отлична от психофизических явлений транса, экстаза, видений и иных аномальных проявлений психики. Мистицизм претендует на то, что человеческое Я приобретает подлинное знание трансцендентальной Реальности, тогда как вышеперечисленные психические акты вводят последнего в заблуждение. Мистицизм, как он сам утверждает, опирается на «трезвый», без патологии эзотерический опыт. Он провозглашает тайную теорию и практику общения человеческой души с Богом.
Некоторые исследователи мистицизма ошибочно отождествляют его с оккультной философией и проявлением психических феноменов. Также, по всей вероятности, было бы заблуждением называть мистицизм наукой о духовной жизни, «...наукой о первопричинах, наукой о самодостоверной Реальности, рассуждать о которой невозможно, потому что это объект чистого разума или восприятия» [342. С.92]. Сам термин «наука» подразумевает нечто иное, опирающееся на конкретные «правила игры» -парадигму. В связи с этим вероятное определение мистицизма на современном этапе философской мысли может быть как искусство установления сознательной связи с Абсолютом. С точки зрения Э. Андерхилл, «мистицизм - это название органического процесса, который подразумевает совершенное воплощение Любви к Богу, получение бессмертного наследия человека здесь и сейчас...» [9. С.91].
В широком смысле мистицизм есть выражение врожденного стремления человеческого духа к полной гармонии с трансцендентным порядком. Сфера сознания человека пытается достичь конкретной духовной цели. Э. Андерхилл утверждает «...как бы эта цель не называлась -христианским Богом, Мировой душой пантеизма или философским Абсолютом, - желание достичь её и продвижение к ней ... составляют истинный предмет мистицизма» [9. С. 15].
Во всяком человеке, разделяющем мистические воззрения, рано или поздно просыпается потребность поиска Истины. Поиск этот в мистицизме осуществляется через практику вхождения в транс, изменённое состояние сознания. Отсюда следует, что Истина для мистика есть трансцендентная Реальность. Мистицизм не позволяет отклониться от тех установок, которые приходят в сознание адепта той или иной мистической школы через медитацию или иную форму эзотерического мировосприятия. Это подтверждается той убедительностью, с которой мистики свидетельствуют о полученных знаниях. Мистицизм открывает им врата благой веры. В мистицизме, говорят мистики, находится скрытая Истина, единственно приемлемая для человека.
Мистицизм претендует на получение знаний. Поэтому акт веры в нём стоит на одной ступени со знаниями. Мистик признаёт также процесс очищения души при проведении мистических актов. Под такими актами следует понимать, прежде всего, мистерии и инициации, то есть то, что позволяет вывести человека за пределы нормального восприятия и вернуть обратно. Возможно, поэтому мистик считает, что реальный мир - это мистический мир. Мир же феноменальный, в котором он живёт, становится иллюзорным.
Нормальное немистическое сознание исключает непосредственную встречу с абсолютной истиной. Для всякого принятия идеи требуется доказательность, проверка опытом. Мистицизм в отличие от этого претендует на контакт с Первоначалом, который и закладывает основы всех знаний.
Однако метафизику мистицизма можно обвинить в субъективизме. Видимо поэтому практически во всех школах мистерий существуют своеобразные эзотерические «ответвления», и каждый адепт, принимая общую доктрину мистического учения, тем не менее, идёт своим собственным духовным путём, поступая в жизни так, как подсказывает ему эзотерический опыт. Такой субъективизм отвергает критический взгляд на вещи и поэтому мистицизм может служить, с точки зрения ортодоксальной психиатрии, ступенькой к патологии мышления. С точки зрения философии мистицизм есть один из сильнейших антагонистов скептицизма.
Мистицизм отличен от религии, прежде всего тем, что претендует на интеллектуальные поиски Реальности. Именно поэтому их нельзя приравнять. Мистика, объясняемая мистицизмом, имеет более узкий смысл. Мистика - это религия в напряжённой и живой стадии. Мистика - это более интимное осознание божественного. Подлинный мистик живёт и поступает согласно своим мистическим убеждениям во всех делах. Его действия могут представляться как иррациональные. Иррациональность проявляет себя в несоизмеримых с логикой действиях, поступках, шагах.
Категории добра и зла в эзотерическом мировосприятии
Данные понятия: добро и зло являются оценочными по своей сути и составляют антипод друг друга в любой деятельности человека. С точки зрения этики категории добра и зла могут рассматриваться в качестве синонимов понятий нравственное и безнравственное. В сущности, вся этическая мысль пронизана идеей разобраться в этих категориях. Но в мистицизме такие понятия обретают особый смысл, и являются не только теоретическими источниками каких-то представлений о мире. Они определяют отдельные моменты поведения людей, уверовавших в мистические идеи.
«Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое некоторые религиозные мыслители рассматривают как недостаток добра. Во всяком случае, идея Добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека подобно тому, как высокий храм или дворец своими устремлёнными в небо пропорциями организует городское пространство. Зло же является символом диспропорций, анархии, разрушения, приземлённости и страдания» [216. С. 61-62].
С точки зрения философии трудно дать развёрнутую характеристику, к примеру, добра. Ещё с античных времён идут длительные споры среди мыслителей относительно истинности данной категории. Несколько проще обстоит дело со злом, ибо оно воспринимается как полная противоположность добру, и чтобы понять зло, первоначально необходимо разобраться, что же всё-таки есть добро. Религиозный мистицизм определяет, что только Богам доступно знание добра и зла. «...Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» [27. Бытиё 35]. Природа добра и зла наиболее категорично рассматривается именно через призму мистического мироощущения. Особое место в этом отводится эзотерическим чувствам, способным навеять на человека нотки позитивного или негативного начала.
Религиозные мыслители утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана - воплощением зла. Отсюда следует, что и добро, и зло имеют сверхъестественный источник. Но религиозные трактовки относительно просты. Они опираются на многовековые догматы. И специфической особенностью современных мистиков является то, что последние ставят перед собой вопрос: объективно ли такое понимание добра и зла? Для религиозно настроенного человека Бог есть непостижимая сущность, а, следовательно, понять истинность добра он не в состоянии. Мистик же приравнивая себя к богам, сближаясь с ними в духовном трансе, по собственному мнению, способен наилучшим образом истолковать для себя основные положения добра и зла. Именно поэтому, исследуя эзотерическое мироощущение, возможно, получить несколько иную картину представлений о добре и зле.
Представления о добре и зле в эзотерическом восприятии формируется не в процессе рассудочной деятельности, а как ответ на чувства, потребности творить то или другое. Мистик способен абсолютизировать понятие добра или зла, и не рассматривать их в относительном контексте. Если говорить о мистике, выбравшем для себя «чёрный» аспект магии или принявшим сатанизм, то необходимо заметить, что зло для него нечто большее, чем явление, категория. Такой человек готов рассматривать зло порой как сущность, «живущую» всегда во Вселенной и способствующей деяниям на Земле.
По мнению У. Джеймса, философы дают логическое объяснение существованию зла. «Зло то, что ... называют состояние неведения. Его надо перерасти и оставить за собой, перешагнуть через него, забыть... Зло - только ложь... Оптимистическая мораль запрещает нам уделять злу хоть сколько нибудь внимания» [82. С.89-90]. Добро способно привести человека к пассивному миросозерцанию, а зло к активным действиям. У. Джеймс подчёркивает данную мысль: «Пассивность, а не активность, ослабление, а не напряжение воли - вот правило поведения» [82. С.92].
Мистически настроенный человек пользуется приобретаемым эзотерическим знанием. Оно, в свою очередь «представляет собой особую познавательную модель и, вместе с тем, определённую психологическую парадигму познания, которые не только дают целостное и структурированное объяснение мира, но и при построении его используют духовность как смысл ообразующую категорию и смысл опорождающую сущность... Особенностью этого знания является то, что объект его не просто мир, или просто человек, но мир как система, человек как система, наконец, человек в системе мира, образующий с ним единую общую систему» [234. С.52]. Эзотерика не противостоит религии, но является, по сути, религиозной наукой, которая способна предоставить выводы относительно понятий добра и зла. Это связано с тем, что именно последовательность развёртывания бытия мира, как это происходит в эзотерическом восприятии, помогает объяснить существование добра и зла без сомнительного противопоставления фигуре Бога - тёмной фигуры дьявола, сущность которого непонятно кем сотворена. Поэтому для мистика познавательная эзотерическая модель не только имеет свою целостность, но и представляет свою особую познавательную реальность. Специфика эзотерического знания в том, что нравственность должна быть его необходимым компонентом, ибо вводит в поляризованный на добро и зло мир.