Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Экстремизм как объект религиоведческого исследования 21
1. 1 Природа и сущность религиозного экстремизма 27
1.2 Политический экстремизм 80
1.3 Религиозно - политический экстремизм 95
Глава II. Особенности проявления исламского фундаментализма 114
2. 1 Специфика политизации ислама и религиозный экстремизм 132
2. 2 Исламский экстремизм на ближнем востоке 147
Заключение 172
Список использованной литературы 178
- Природа и сущность религиозного экстремизма
- Политический экстремизм
- Специфика политизации ислама и религиозный экстремизм
- Исламский экстремизм на ближнем востоке
Введение к работе
Актуальность исследуемой проблемы. На рубеже XX и XXI веков мир столкнулся с невиданной доселе активизацией исламского фундаментализма и международного терроризма, позволившей прочно утвердиться в сознании людей образу «исламской угрозы» как реальной опасности для мирового цивилизационного сообщества. Многие политологи ещё в 80-е годы выдвигали идею о дуге будущих конфликтов по линии разлома между мусульманской и христианской цивилизациями. Эту идею развил и обосновал С. Хантингтон, автор концепции «борьбы культур», суть которой в конфронтации между мусульманской и христианской цивилизациями вдоль так называемой дуги нестабильности, простирающейся по линии Ближний Восток-Кавказ-Юго-Восточная Азия. Этой же точки зрения придерживается ректор Восточно-Европейского института психоанализа М. Решетников, по мнению которого «явление» Усамы бен Ладена и события, с ним связанные - лишь частный, эпизод. Человечество сталкивается с тенденцией, которая сохранится на протяжении всего XXI века и может быть за его пределами. Речь идет не об единичных терактах, а о столкновении двух цивилизаций в условиях быстрой экспансии мусульманского мира.
У государств, исповедующих ислам, нет возможности открыто противостоять лидирующему европейско-американскому миру в традиционной политической или военной форме. Большинство этих стран не обладают соответствующей мощью и не могут противостоять современным армиям западных государств. Пока у них хватает усилий только для акций устрашения и это несоответствие амбиций и возможностей и порождает исламский терроризм. Но экономический потенциал арабского мира быстро растет и не трудно предугадать, что будет, когда появятся другие возможности, в том числе и обладание оружием массового поражения.
Перспектива «исламского передела» мира становится более реальной, если посмотреть на демографическое соотношение населения планеты. В Европе численность мусульманского населения составляет около 20 млн. человек, из которых во Франции проживает 5 млн. мусульман, в Германии - 4,5 млн. Численность мусульман на территории России по разным оценкам от 12 до 30 млн. человек, населяющих районы Поволжья и Предуралья, Северный Кавказ, ряд районов Сибири. Ислам исповедуют по разным подсчетам от 1 до 1,5 млрд. человек в 127 странах мира и по прогнозам аналитиков к 2030 году мусульмане составят 30% населения планеты. А ведь сравнительно недавно на рубеже XIX -XX веков на карте мира имелось всего три исламских государства: Оттоманская империя, султаны которой среди прочих присвоили себе и статус халифа, т.е. верховного духовного авторитета ислама, Иран, традиционно шиитский, в отличии от большинства мусульман, являющихся суннитами и Афганистан, где особого значения идеологии никогда не придавали. Правда, имелось ещё Хивинское ханство и Бухарский эмират, протектораты Российской» империи, не имевшие поэтому ни самостоятельности, ни политического значения. Кроме того, была значительная часть мусульман в Индии, Северной Африке и России, однако никакой политической структуры у этих групп не было и потому считалось, что ислам существует только на бытовом уровне, а в политическом плане у него нет будущего. Подобной точки зрения прочно придерживались многие известные ученые, занимавшиеся проблемой «исламского возрождения» вплоть до известных событий конца XX века. Например, американский востоковед Д. Эспозито в книге «Исламская угроза: миф или реальность» считает опасения Запада во многом надуманными, связанными с непониманием сути ислама и возрожденческих мусульманских движений, либо с нетерпимостью, граничащей с ксенофобией и даже расизмом ко всему неизвестному.1 Свою позицию Эспозито объясняет тем, что в мире не
1 см.: Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Политические исследования. - 2002. №1. - С. 82
произошли сколь-нибудь значимые события в связи с активизацией исламского движения. Иранская революция, например, так и не стала экспортером революционных настроений в мусульманском мире, радикальные группы нигде не захватили власть. Не отрицая в принципе исламской активизации, ученый считает, что «...ислам и большинство исламских движений не являются антизападными, антиамериканскими или антидемократическими по своей природе. Будучи вызовом устарелым концепциям утвердившегося порядка и автократическим режимам, они не обязательно угрожают американским интересам. Для нас вызов - в том, чтобы лучше понимать историю и реалии мусульманского мира. Признание многообразия, многоликости ислама опрокидывает наши представления о единой исламской угрозе».1
Подобной точки зрения придерживался и другой ученый исследователь А. Минк, считая, что именно многоликость ислама не позволит ему стать серьезной силой, угрожающей миропорядку в будущем. Например, в книге «Новое средневековье» он писал, что ислам «...не сыграет по отношения к нам роль коммунизма, т.е. монолитного, предсказуемого врага. Ему не хватает единообразия, сплоченности, солидарности»."
И даже признавая в отдельных исламских движениях определенную политическую силу, некоторые ученые все-таки считали, что у этих движений нет будущего. Американский востоковед Г. Фуллер говорил, что «исламизм, включившись в политическую систему, со временем неизбежно ослабеет по нескольким причинам. Оснавная причина состоит в том, что у исламистов нет уникальных ответов на существующие вопросы, хотя и могут быть интересные варианты решения отдельных проблем. Утверждая, что ислам является единственным ответом, они исключают себя из политической системы. Не существует никакого исламистского единства, которое могло бы сохраниться
1 Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality? - N.Y.: Oxford University Press. 1992. - P. 32-33,205, 209,
212
2 Mine A. Le nouveau Moyen Age. - Paris: Gallimard. 1993. - P. 32
на протяжении длительного времени. Опыт внедрения ислама в политику даже в ограниченных масштабах уменьшит его динамизм и привлекательность».1
Невысокую оценку роли ислама в жизни общества, особенно в решении международных проблем, давали и аналитики из мусульманских стран. Например, палестинец Фуад ас - Саег утверждает, что «ислам не имеет какого -либо заметного влияния на мотивацию, планирование, принятие решений, а также на язык политиков как нейтральных, так и не нейтральных мусульманских государств». Это объяснялось тем', что подавляющее большинство мусульманских государств сформировалось в процессе деколонизации как светские государства и это наложило отпечаток на весь комплекс как внутригосударственных, так и региональных политических процессов в мусульманском мире, а также на место и линию поведения исламских государств в международных отношениях.
Как показало время, и на Западе, и на Востоке имела место недооценка степени влияния ислама на широкие народные массы в мусульманских странах, потенциальных возможностей этой религии как мобилизующей и интегрирующей социальной силы. К середине XX столетия на карте мира от Атлантики до Австралии появились десятки государств, в которых господствует идеология ислама и существуют ещё десятки государств, в которых сложились и действуют политически активные мусульманские общины. Среди них и такие государства, в которых ислама никогда не было: Великобритания, США, Франция, Германия. Достаточно сказать, что в 40 государствах мусульмане составляют большинство населения. В странах Северной Африки, Ближнего Востока (кроме Израиля, Ливана и Кипра), Среднего Востока, а также в Сенегале, Пакистане, Индонезии и проч. государствах мусульмане составляют более 80% всего населения. От 50% до
1 Fuller G. A Phased Introduction of Islamists, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrens. Democracy in the Middle East:
defining the challenge. - Washington: The Washington Institute for Near East Policy. 1993. - P. 23-24
2 см.: Донцов B.E. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. - М.: Научная мысль.
1997.-С. 62-89
80% мусульман насчитывают в своём составе Гвинея, Чад, Судан и т.д. В 28 государствах Африки и Азии ислам признан государственной или официальной религией, в том числе в таких как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В ряде государств слово «исламский» включено в официальное название - Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан. Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие важную роль в политике: например «Партия исламской республики» в Иране, «Партия единства и развития» в Индонезии, «Джамаат-и-Ислами» в Индии и Пакистане. Широкое влияние имеют религиозно-политические исламские организации, в том числе и стоящие вне закона, но могущественные «Братья-мусульмане», «Партия исламского освобождения» и др. Значительную роль в мировых делах играют международные мусульманские организации, например, «Организация исламской конференции», созданная в 1969 г. и объединяющая 45 государств Азии и Африки. Все с большей тревогой говорят об Исламском наступлении на Европу, Америку, Россию.
Но самое главное необходимо отметить, что произошли изменения в сфере общественного сознания. Становление национального самосознания и развитие национализма наполнили новым содержанием традиционные положения ислама о единстве всех мусульман. Например, Джамал-ад-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение в мусульманском мире. Параллельно с панисламизмом, предполагавшим объединение мусульман на конфессиональной основе, широкое распространение получил мусульманский национализм, требующий обособления мусульманских общин от представителей других конфессий. Национализм в считанные годы пропитал все направления мусульманской общественной мысли, принимая все более агрессивный, экстремистский характер. Стремительно увеличиваясь в численности, мусульмане, оказавшись в немусульманских странах, все активнее влияют на политическую жизнь этих стран, развивая
националистические настроения местного населения. Именно с этих позиций объясняются ситуации, возникающие в политической жизни некоторых стран Западной Европы, где радикально настроенные кандидаты в высшие органы власти от выборов к выборам набирают все большее число голосов. В этом смысле показателен пример Франции, где одним из наиболее радикальных, националистических течений является Народный фронт во главе с Жаном-Мари Ле-Пеном. На последних президентских выборах Ле-Пен набрал более 10 % голосов избирателей и занял третье место среди претендентов на президентское кресло.
Повсеместное возрастание роли ислама в общественной жизни и усиление активности исламских движений оказывают большое влияние на приоритеты не только внутренней, но и внешней политики правящих кругов даже тех мусульманских государств, которые в течение довольно длительного времени были сугубо светскими, и где религия была отделена от государства. Одновременно в конституции многих стран, например в Алжире, Йемене, Египте и др. вносятся поправки, согласно которым основой законодательства этих государств становится шариат. Кроме того, в Алжире, где была однопартийная система, в 1998 году было разрешено религиозным партиям участвовать в политической жизни. Однако лидерам многих исламских группировок и партий чужд дух политической борьбы, им нужна победа сейчас, любой ценой. Поэтому в политику ислам приходит в основном под радикальными лозунгами. И главный из них это лозунг священной войны -джихада, которую ведут мусульмане с одной стороны и весь остальной мир, именуемый неверными, - с другой. В этой войне, часто скрытой, применяется и такой варварский метод, как террористический акт. Например, возражая сторонникам «умеренного ислама», министр иностранных дел Туниса М. А. Хермасси писал, что «мы являемся свидетелями радикализации исламского движения. Убийства политических деятелей, нападения на немусульманские меньшинства, взрывы в общественных местах... не позволяют нам говорить об
умеренном исламизме... концепция умеренного исламизма практически мертва. ...На смену старому политическому аппарату и свободным выборам пришло новое поколение политиков, ...которые используют насилие и террористические методы в политической борьбе. ...Насилие ...теперь используется как метод и как стратегия... Исламизм прошёл путь от умеренной политической силы до новой формы, прикрывающей суть: попытку террористов захватить власть».1
Надо отметить, что исламский экстремизм использует в своем арсенале и такие методы борьбы, как массовое изготовление фальшивых денег или широкомасштабные операции с перемещением наркотиков, которые по своей сути сродни терактам. Сегодня до 90% всех поступающих в Европу наркотиков, являющихся одним из источников финансирования радикальных исламских организаций, имеют афганское происхождение.
Естественно возникает вопрос: почему люди разного вероисповедания так трудно находят общий язык, тем более что все религии призваны служить, одному и тому же? По определению одиного из основателей психологии религии - американского философа-прагматиста У. Джеймса общей психологической функцией всех религий является возможность перехода от душевного страдания к постепенному освобождению от него."
Обращаясь к истории возникновения ислама, необходимо вспомнить, что его основатель пророк Мухаммед свое вероучение рассматривал как творческое продолжение иудаизма и христианства. Тем не менее, иудеи и значительная часть христиан отказались переходить в ислам. В связи с этим Мухаммед обратился к своим сторонникам: «О вы, которые уверовали! Не берите себе в союзники и покровители ни иудеев, ни христиан! Они одинаковы в своей враждебности к вам. Тот, кто берет их в сторонники и покровители, тот сам из них. Аллах не ведет к прямому пути неправедного, который вредит самому
1 Hermassi М. A. Islam, Democracy and the Challenge of Political Change, in: Yehudah Mirsky, Matt Ahrens.
Democracy in the Middle East: defining the challenge. - Washington: The Washington Institute for Near East Policy.
1993.-P. 42-43,45
2 см.: Основы религиоведения: учеб. под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высш. шк. 1994.- С. 26
себе, делая неверующих своими покровителями и сторонниками».1 Не в этом ли заключается ответ на поставленный ранее вопрос? Естественно, было бы ошибкой приписывать агрессию и нетерпимость только исламу. В христианстве также можно найти подобные явления, вспомнив слова Иисуса Христа, приводимые в Евангелии: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»," или например, в своде законов, которые Господь передал Моисею, есть завет: «Если дерутся люди и ударят беременную женщину..., то ... виновный должен отдать душу за душу, глаз за глаз, руку за руку, ... ушиб за ушиб». Это ли не закон кровной мести, с которым мы сталкиваемся в исламе? Ясно, что с исламским фундаментализмом православный тесно связывает теоцентрическое мировоззрение и определенная общность авторитарной социально-политической структуры общества. Православие, однако, далеко от полномасштабности и радикальности программы ислама, его цельности и военно-политической активности.
Отличительной особенностью исламского фундаментализма в сравнении с христианским является отношение к демократии. Рассуждая на эту тему, немецкий востоковед Г. Крамер писала, что согласно принципиальной позиции любого крупного фундаменталистского мыслителя демократия не имеет отношения к исламу. По мнению фундаменталистов органический порок демократии заключается в том, что она основывается на суверенитете народа. «Ислам в свою очередь признаёт ...суверенитет Бога, установившего вечные и обязательные для всех законы и нормы, которые управляют человеческой
1 Коран //пер. с арабского. Казань 2001. - С. 105 аят 51
2 Евангелие от Матфея. - С. 35 -36
3 Библия. Исход. М. 1983. - С. 74, гл.21
жизнью и не могут быть изменены никаким государственным режимом».1 В этом смысле ислам стоит выше демократии.
Обосновываясь по всей планете, мусульмане не приспосабливаются к принявшим их странам, а живут своим собственным миром, сохраняя религию, обычаи и образ жизни. Кроме того, на знаменитый вопрос Понтия Пилата к Христу: «Что есть истина?», мусульмане и христиане дают совершенно разные ответы. Разнятся подходы к таким понятиям как справедливость, права, ценность человеческой жизни, пределы насилия. Совершенно очевидно, что у мусульман совершенно иная система запретов и ограничений, иное отношение к власти, женщине, демократии. Например, если для европейца забить человека камнями - дикость, то для мусульманина это норма и часть правовой культуры. Вся история развития человеческой цивилизации предоставляет нам факты многих десятилетий прямой и косвенной колонизации европейцами мусульманских народов, преследований, притеснений и блокад полунищих народов и стран, что не могло не спровоцировать ненависть и насилие. На первый взгляд может показаться, что всему виной имущественный вопрос: процветающий Запад и нищий Восток - вот где корень зла и проблема решается очень просто путем вкладывания в эти страны инвестиций и создания новых рабочих мест. На самом же деле исламские радикалы совсем не озабочены тем, чтобы получить свой кусок пирога современной цивилизации. Более того, их не устраивает европейская цивилизация как таковая. Однако что не устраивает их в современной цивилизации, каковы пути решения спорных вопросов - в этом мы и попытаемся разобраться.
Теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске свидетельствуют о том, что мир столкнулся не просто с бандой убийц. После этих событий в обиход многих политиков вошел такой
1 Kramer G. Islam, Menschenrechte und Demokratie. Anmerkungen zu einem schwierigen Verhaltnis, in: Kappel R., Tobler Hans W., Waldmann P. (Hg.). Rechtsstaatlichkeit im Zeitalter der Globalisierung. - Freiburg im Breisgau: Rombach Verlag. 2005, 1. Aufl. - S. 410.
термин как «идейный терроризм», так как заказчиками и исполнителями этих терактов были образованные люди, входящие в элиту исламского мира. Их действия безумны, но они не безумцы. Их самопожертвование, умноженное на восточное коварство вполне осознанно. Это не месть, а целенаправленное уничтожение всего, что противостоит их богу и не соответствует их вере. Они считают себя правыми, поскольку вера позволяет им совершать любые преступления в отношении иноверцев. Однако было бы глубоким заблуждением утверждать, что только вера толкает экстремистов на подобные преступления. Как мы выяснили, религия не может быть экстремистской. Действительно, в отдельных высказываниях пророка Мухаммеда есть откровенные призывы к оружию и здесь уместно привести одно из них: «И убивайте тех, кто начал сражение с вами, где встретите, изгоняйте их из Мекки - вашей родины, - откуда они изгнали вас! Не стесняйтесь этого делать - ведь они поступили с вами хуже! Чтобы отвратить верующих от ислама, они подвергли их таким мучениям в Мекке, что верующие в Аллаха покинули родину, унося с собой веру. Запретная мечеть - Священная и не попирайте её. Но если неверующие позорят её, сражаясь с вами там, убивайте их и вы победите с помощью Аллаха. Таково воздаяние неверным».1 Другое дело, что эти положения пророка используются отдельными политическими силами в качестве идейного инструментария в борьбе с неверными. По их логике все, что не укладывается в рамки истинного ислама должно быть безжалостно уничтожено. События последних лет убеждают в справедливости данной позиции. Взрывы 11 сентября в Нью-Йорке, действия террористов в Чечне и Дагестане, уничтожение буддийских статуй в Афганистане и, наконец, постоянные призывы к «священной войне» с неверными свидетельствуют о том, что мир столкнулся не с отдельными фактами насилия, а с системой, суть которой еще предстоит изучить. Тем более, что никакие посреднические усилия
1 Коран // пер. с арабского - Казань. 2001. - С. 28 аят 191
ведущих мировых держав США, России, стран западной Европы не находят понимания в мусульманском мире. Это отчетливо видно на примере арабо-израильского конфликта. Вполне возможно, что главная причина этого явления в разных подходах к проблеме: с современной точки зрения терроризм - это средневековое варварство и XXI век это уже не то время, когда уместны религиозные войны; для мусульман это единственный способ борьбы с неверными. Там, где мы видим государство с современной рыночной экономикой, свободой, демократией мусульманин видит безбожие.
Степень научной разработанности проблемы. Современная отечественная наука не даёт пока точных, однозначных объяснений политической активизации ислама по многим причинам. Основы российской исламоведческой школы заложены трудами В. В. Бартольда, Е. А. Беляева, Е. Э. Бертельса, И. Ю. Крачковского, А. А. Семенова и др. Советское исламоведение, как и другие направления религиоведения, в основном ориентировались на рассмотрение религии в социальном, или политико-идеологическом аспекте; деление ислама на «советский» и «зарубежный» привело к явному перекосу: проблематика отечественного ислама была отдана на откуп профессиональным атеистам и философам-марксистам, «исследования» которых были подчинены целям идеологии и пропаганды. Ислам стали именовать «реакционной, антинаучной, тормозящей прогресс идеологической доктриной»,1 уводящей трудящиеся массы от активной, социальной жизни, распространяющей среди них покорность. Во имя провозглашенного атеизма ученые стремились создать псевдонаучное прикрытие для борьбы с «исламскими предрассудками». Вплоть до 90-х годов проблема «советского» ислама всерьез разрабатывалась только в эмигрантской европейской и американской литературе (например, в работах А. Авторханова, А. Беннигсена и др.)
1 Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы). // МЭиМО - 2000. №9. - С. 118
Одновременно с этим в связи с наметившимся потеплением в советско-арабских отношениях, произошедших в 60-80-е годы, в работах некоторых коммунистических идеологов (О. Ф. Акимушкин, П. А. Грязневич, С. М. Прозоров и др.) возросла роль так называемого «исламского оружия» в борьбе против капиталистического мира. Ученые и пропагандисты усиленно работали над созданием в странах мусульманского Востока образа СССР как мусульманской державы и лучшего друга ислама, надежного союзника, борющегося вместе с угнетенными мусульманскими народами против неверных, которых олицетворяли Соединенные Штаты Америки.
Справедливости ради надо отметить, что в советский период появились, хотя и немногочисленные, работы, авторы которых исследовали мусульманские истоки национального самосознания и культуры народов, исповедующих ислам, социальную роль ислама и место социально-правовой культуры в мусульманском обществе.
С развитием демократии и свобод на территории России, постсоветском пространстве, вообще в мире и в связи с активизацией ислама, выразившейся в известных событиях, все более актуальными становятся вопросы о сложных проблемах, связанных с реформацией ислама, о зарождении и развитии мусульманских политических партий и занимаемой при этом позиции духовенства. Но наиболее важной на этом фоне видится проблема поиска путей преодоления религиозно-политического экстремизма. Российскими учеными-востоковедами, в работах которых прослеживается не только анализ общетеоретических проблем ислама, но которые основаны на уникальном фактическом материале, являются В. X. Акаев, А. В. Кудрявцев, И. П. Дабаев, А. В. Малашенко, В. В. Наумкин, А. И. Ионова, А. А. Игнатенко, 3. С. Арухов, Г. И. Мирский, М. Т. Степанянц, А. В. Коровиков, И. В. Кудряшова, Ф. И. Хачим, Л. Р. Полонская, Е. А. Дорошенко, М. Я. Яхьяев и др.
1 Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов (обзор литературы). // МэиМО - 2000. №9. - С. 118
При рассмотрении этих вопросов крайне важно избежать крайностей, когда ислам, как религия, ассоциируется с такими понятиями как насилие, женоненавистничество, а великий страх по поводу исламского фундаментализма может породить идеи антимусульманства и даже расизма (например, отнесение представителей кавказских республик к «лицам кавказской национальности»).
Актуальностью данной проблемы и недостаточностью ее разработки и определены выбор темы исследования, формулировка цели, рабочей гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования.
Объект диссертационного исследования - ислам в контексте религиозного и политического экстремизма.
Предмет диссертационного исследования - механизм взаимовлияния исламского фундаментализма и политического экстремизма.
Цель и задачи исследования - дать целостный анализ специфики религиозно-политического экстремизма.
Рабочая гипотеза диссертационной работы заключается в том, что истоки исламского религиозно-политического экстремизма обуславливаются спецификой вероучения и политической эксплуатацией религиозных идей. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих исследовательских задач:
Выявить характер взаимоотношения фундаментализма и экстремизма, показать причины агрессивности исламского фундаментализма;
Уточнить сущность политического экстремизма;
Раскрыть особенности религиозного экстремизма;
Исследовать механизм влияния религии на политический экстремизм и образования религиозно-политического экстремизма;
Проанализировать специфику ислама в странах Ближнего Востока и государствах постсоветского пространства;
Прояснить специфику религиозной идентификации в контексте социальной и политической жизни общества;
Определить пути преодоления религиозно-политического экстремизма и выяснить формы правового противодействия этому феномену.
Теоретические и методологические основы исследования.
Исследование, в силу его междисциплинарного характера, опирается на
многоплановую комплексную методологию с использованием, в частности,
методов философского, религиоведческого, историко-философского и
культурологического анализа, широконаучный подход к исламу и феноменам
исламского фундаментализма, религиозно-политического экстремизма и
терроризма, опирается на данные истории мусульманизации различных
народов, демографические ситуации и связанные с ними особеннсти специфики
ислама в различных регионах планеты. Сделана попытка определения
психологических и нравственных причин женского терроризма. В работе
используются методы историко-религиоведческого исследования,
компаративного анализа, опирающиеся на такие принципы диалектики, как
историзм, причинно-следственная связь, конкретность, системный подход,
эволюционизм, всесторонность, используется концепция религиозного
синкретизма и т.д. Теоретическую основу исследования составили
классические историко-философские и религиоведческие исследования, работы
отечественных и зарубежных ученых-востоковедов, изучающих
психологические, философско-правовые и геополитические аспекты
противостояния международной религиозно-экстремистской и
террористической деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования.
Дано определение и выявлена специфика такого синкретического феномена как религиозно-политический экстремизм;
Определены истоки исламского фундаментализма и раскрыта его прямая связь с религиозно-политическим экстремизмом;
Выделена совокупность признаков, раскрывающих сущность терроризма и установлена религиозная мотивация деятельности террористических организаций;
Показана специфическая роль религиозного экстремизма в обострении общественно-политического кризиса на Северном Кавказе;
Выяснены психологические аспекты и истоки женского терроризма и его особенности на Северном Кавказе с учетом структуры и обычаев этнонациональных сообществ;
В сравнительном плане рассмотрено положение женщины у народов Северного Кавказа и ее статус в обществе ряда стран Ближнего Востока;
Раскрыты в системном плане философско-религиоведческие и геополитические подходы в анализе международной террористической деятельности;
Проработаны религиоведческие методы, изучения, предупреждения и преодоления терроризма.
Тезисы диссертационного исследования, выносимые на защиту.
1. Исламский фундаментализм - это, с одной стороны, борьба
определённых социальных групп исламского мира за чистоту своего
вероучения, за возвращение к первоначальным истокам ислама,
«незамутнённых» последующими дополнениями. Аналогичные
фундаменталистские тенденции имеют место во всех конфессиях. С другой стороны, при малейшей абсолютизации фундаментализм перерастает в религиозный экстремизм, подпитываемый религиозным фанатизмом, который используется различными политическими группами в исламском обществе для достижения своих идеологических и иных целей. Здесь и происходит «взрывоопасное» объединение политического и религиозного экстремизма. Это объединение носит закономерный характер. Механизм взаимопроникновения религиозного и политического экстремизма - синкретизм.
Крайнее проявление религиозно-политического экстремизма терроризм, в котором реализуется идея достижения политических целей любой ценой. В политическом плане следует различать террористов и камикадзе, т.к. последние направляют свои действия исключительно на военные объекты.
Уникальным феноменом в террористической деятельности является женский терроризм (шахидизм). Использование женщин в террористических актах противоречит всему укладу жизни, обычаям и традициям народов Кавказа. И только извращение и антигуманная трансформация нравственных норм традиционного общества способствует созданию условий, при которых женщины участвуют в этих бесчеловечных акциях.
Взаимодействие ислама и политики - закономерная черта восточного мусульманского мира, т. к. для большей части народных масс Востока в силу неразвитости и практической недоступности освоения ими таких форм общественного сознания как политика, философия, искусство, мораль, право именно религия превратилась в образ жизни, синкретически впитавший и подчинивший себе и политику, и право, и философию, и искусство, и мораль в их светских формах выражения. Это способствовало формированию специфического восточного исламского менталитета, базирующегося в основном на нормах традиционного общества, обеспечивающих психологическую защищенность человеку и дающих ему ощущение своей идентичности.
Исламская религиозная система не может сохраняться в своём «чистом», первоначальном виде. Она испытывает на себе социально-экономическое, политическое, идеологическое и культурное воздействие Запада и определённым образом реагирует на него. Внешне это выглядит как противостояние двух цивилизаций. Мировому сообществу необходимо предотвращать разрастание постоянно возникающих противоречий в конфликтных регионах (как реакцию на глобализацию) в мировое противостояние Востока и Запада.
Важнейшей задачей исследования религиозно-политического экстремизма является раскрытие механизма взаимодействия религиозных компонентов с национальными, политическими, экономическими и социокультурными воззрениями и чувствами. Известно, что противоречия, возникающие в экономической и политической сферах, выливаются в сепаратистские, националистические движения. Политическая элита, заинтересованная в «разжигании» этих противоречий, осознаёт, что последние без психологической подпитки могут быстро заглохнуть и всячески стремится подключить к ним религию, затрагивающую глубины этнонациональных чувств, что и удаётся ей вопреки утверждениям конфессинальных лидеров о том, что их религия не имеет никакого отношения к политическому, экономическому и военному противоборству.
Политики широко используют в своих целях интегративные и дезинтегративные функции религиозных систем, манипулируя религиозным сознанием народа. В этом плане религия всегда выступала как механизм реализации солидаристских идеалов народа и нации.
Ислам, в свою очередь, с неизбежностью политизируется, идеологизируется и этизируется и этот процесс также приобретает закономерный характер, который необходимо учитывать при анализе современной социокультурной ситуации в исламском мире.
Политический и религиозный экстремизм - девиантные феномены, несущие серьезную опасность для общества и государства. Этой угрозе необходимо противопоставить систему конституционно-правового противодействия.
Научно-практическая значимость исследования обусловлена конкретными выводами и рекомендациями, вытекающими из изучения такого сложного явления, как религиозно-политический экстремизм. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по религиоведению и культурологии, а также политологии при раскрытии
проблем «исламской угрозы», определения конфликтогенных факторов в потенциально нестабильных регионах, изучения демографических и миграционных процессов и решения проблемы толерантности в отношении к мигрантам со стороны коренного населения, а также роли духовенства в решении этих вопросов. Последнее обстоятельство имеет важное значение в северокавказском регионе, поскольку беженцы и вынужденные переселенцы из республик Северного Кавказа расселяются на территориях Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, значительная часть населения которых - казачество, в свою очередь подвергавшееся гонениям и репрессиям в период тоталитаризма и остро реагирующее на реальное или кажущееся им ущемление и- посягательство на их территориальные права и свободы.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора. Идеи и положения диссертационного исследования докладывались на III Российском / философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), на межрегиональной научно - практической конференции «Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления» (СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 2004 г.).
Результаты диссертационного исследования дважды обсуждались на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии Южного федерального университета.
Природа и сущность религиозного экстремизма
Религиозный экстремизм - довольно сложное социальное явление, которое проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в противоборстве внутри одной конфессии. Многие исследователи, занимавшиеся данной проблемой (В. Лебедев, М. М. Лебедева, Д. А. Сатпаев) сходятся во мнении, что основным носителем религиозного экстремизма являются представители неортодоксальных религий и сект. Классическими примерами религиозного экстремизма могут служить арабский терроризм в Палестине, современный исламский терроризм. По мнению большинства ученых, религиозный экстремизм необходимо рассматривать как очередной этап в эволюции политического радикализма, как ответ на изменившиеся геоэкономические и геополитические условия жизни современного общества.
В современной научной литературе (Д. А. Сатпаев и др.) приводится следующая классификация религиозного экстремизма:
1. Антиконфессиональный - направлен против представителей других религиозных направлений, в том числе входящих в одну религию. В качестве примера может служить многолетняя война между Ираном и Ираком, в которой суннитские экстремистские группы, поддерживаемые Ираком, действовали против шиитского Ирана;
2. Антимодернизационный - реакция на распространение чужеродной системы ценностей, способной нарушить сложившиеся социальные и политические связи, основанные на традиционализме. Опыт развития ряда стран мусульманского мира (Иран, Афганистан, Судан) показывает, что модернизация не может создать одинаковые возможности для большинства населения. Особенно в условиях все возрастающего демографического давления, индивидуального успеха при распаде общинных связей может достичь только часть населения. А в условиях повышенной миграции, эта часть становится незначительной. Для остальных, затронутых процессом модернизации, но не получивших от нее результатов, становится естественным обращение к потерянным ценностям. Тем самым они создают социальную базу для радикально настроенных сторонников восстановления ценностей первоначальной исламской общины времен пророка Мухаммада, что мы привыкли называть фундаментализмом. В этой связи необходимо отметить одну очень важную закономерность: в странах, где наблюдалось, резкое изменение соотношения сельского и городского населения (что является неизбежным результатом модернизации), практически всегда наблюдается подъем массового политического движения. То есть существует прямая, связь между ростом маргинализации населения и усилением- позиций исламистов в мусульманских странах, в том числе радикального толка. Например, в Иране накануне исламской революции 1978-79 годов только в крупных городах насчитывалось полтора миллиона маргиналов, а в Египте в начале 70-х годов маргиналы составляли более половины.трудоспособного населения; . 3. Антисистемный - борьба со светскими режимами или политическими системами, не признающими за религиозными организациями статуса политической силы. Эксперты характеризуют подобную ситуацию как «кризис руководства и лигитимности государства». В обществе в этом случае, как правило, создается, мощная оппозиция существующему политическому и экономическому равновесию. При этом определенная часть населения обращается к. исламским политическим движениям, главный лозунг которых -«Исламское государство решит все проблемы». В связи с этим интересной выглядит точка зрения израильского эксперта по Центральной Азии В. Месамеда, который считает, что в этом регионе экстремизм появился скорее не под воздействием внешних факторов, а на волне возраждающегося фундаментализма, который в последствии реализовался в исламизм, превращающийся в политическую силу. И местные власти, пытаясь загнать исламистов в подполье, сами породили всплеск их политической активности. Благоприятной средой для этого опять-таки послужил низкий уровень социально-экономической жизни, маргинализация и отсутствие общепризнанной и консолидирующей национальной идеи.1
4. Сектантский (или мировоззренческий) - одна из наиболее опасных форм религиозного экстремизма по причине сложности контроля за их деятельностью, поскольку у сторонников данного вида экстремизма степень непримиримости может доходить до самых крайних форм: члены секты отождествляются, к примеру, с «избранными», а все остальные - с «проклятыми». А раз так, то туда им и дорога. Оправданность насилия в этом случае становится в глазах сектантов само собой разумеющейся. Классическими образцами такого подхода является, например, арабский терроризм в Палестине.
5. Спецэкстремизм - религиозный экстремизм как один из инструментов в межгосударственных столкновениях. Наиболее ярко и отчетливо данный тип экстремизма проявил себя в Афганистане во время войны против Советских войск. Благодаря американской поддержке афганские моджахеды были хорошо обучены и организованы для эффективного ведения военных действий, они; в совершенстве владели современным оружием, военной тактикой ведения партизанской войны, но их главным оружием была идея, которая двигала ими в этой войне - джихад на пути Аллаха. Сама эта идея, как утверждает 3. С. Арухов, независимо от их воли окончательно скрепила их ряды, сформировав мощную в материальном и моральном плане военную силу, и по их собственному убеждению они смогли победить противника лишь потому, что «вели борьбу во имя религиозных идеалов, освященных божественным провидением»." Это говорит о том, что религиозная составляющая в действиях исламских экстремистских группировок играет огромную роль.
Политический экстремизм
Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении многих веков и до настоящего времени остается наиболее неоднозначной и многоплановой проблемой. Исследованием политического экстремизма занимались такие ученые как М. И. Басманов, Э. Я. Баталов, В. Э. Большаков, В. В. Витюк, П. А. Кабанов, Г. С. Филатов, и др.
В современных условиях, в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Сегодня в политологическом словаре можно найти не так много понятий, обозначающих многообразие форм этой борьбы и вообще отсутствует общепринятое, строгое определение политического экстремизма. Сложность данного феномена заключается в том, что под этим понятием зачастую смешиваются разнородные явления от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия до преступлений, совершаемых безответственными, полууголовными элементами или наемными агентами (лат. Agens (agentis) - действующий по поручению) и провокаторами. Политический экстремизм часто понимается как специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки участников процесса; как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях; как метод политической борьбы, отвергающей согласование и сотрудничество с политическими оппонентами в различных территориальных пределах и на различной идейно-психологической и политической основах.
Большие трудности, связанные с выработкой однозначного теоретического определения политического экстремизма можно объяснить следующими моментами: 1. Сложностью самого феномена, его исторической изменчивостью и многообразием форм его проявления; 2. Идеологической насыщенностью, идейно-политическими и социально-философскими установками и авторскими интерпретациями в трактовке этого понятия; 3. Присутствием нравственного критерия, морального компонента. Расширительная трактовка политического экстремизма означает его характеристику как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего собой систему организаций, идеологических положений, установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти и управления, противостоящим политическим образованиям, международным и национальным организациям, отдельным гражданам в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий. При этом экстремистские силы используют все доступные средства, включая различные формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы, международные организации, а также обосновывающие и оправдывающие это насилие идеологии.
Учеными, занимающимися исследованием проблемы политического экстремизма, приводится приблизительная классификация всех его проявлений. Так, в зависимости от направленности политического экстремизма выделяют: -международный экстремизм, направленный против международных органов или организаций, иностранных граждан, правительств или государств; -внутренний экстремизм, направленный против политических оппонентов или собственного населения с целью сохранения, распределения и укрепления власти.
В зависимости от субъектов политического экстремизма данное явление в большинстве научно-теоретических исследований подразделяется на три вида: государственный, организационно-групповой и индивидуальный. 1. Экстремизм на государственном уровне, как правило, характерен для стран с авторитарным режимом правления. Этот вид является более развитым и организованным, так как строится на четко отлаженной системе организации во главе с государственными структурами. Данный вид политического экстремизма имеет развитую идеологическую основу и хорошо налаженное пропагандистское обеспечение и поэтому представляет более высокую степень общественной опасности, т.к. затрагивает жизненно важные интересы абсолютного большинства граждан своей страны, угрожает безопасности международного сообщества.
В зависимости от объектов воздействия политический экстремизм имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя направленность предполагает проведение экстремистских акций за пределами страны в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств с целью изменения внешней или внутренней политики. Внутренняя направленность политического экстремизма заключается в осуществлении государством насилия по отношению к своим политическим оппонентам, к населению страньг в целом для поддержания или укрепления своей власти. В этих условиях все формы общественных отношений не только находятся под контролем государства, но и подчинены его интересам, и государство, в свою очередь становится источником угрозы безопасности личности и общества;
2. Организационно-групповой экстремизм связан с деятельностью поли тических образований, использующих насилие в борьбе за власть.
Особенностью данного вида политического экстремизма является отсутствие связи между экстремистскими группами и организациями с государством, однако деятельность этих структур отличается организованностью, массовостью, целенаправленностью своих действий, тесной связью с другими такими же образованиями, что в совокупности обуславливает повышенную степень их опасности. В этой ситуации политический экстремизм оказывает свое деформирующее влияние на государственность, состояние общественных отношений, политическая обстановка характеризуется усилением криминогенности, нестабильности в обществе, хаосе, повышенной социальной возбудимостью масс;
3. Экстремизм одиночек, ставших на путь осуществления насильственных действий по причине несогласия с политикой руководства страны.
Как и любое социальное явление, политический экстремизм имеет характерные, устойчивые признаки, к которым относятся:
- политическая направленность экстремистской деятельности, осуществление её в целях борьбы за власть;
- использование насилия или угрозы его применения по отношению.к объектам своих политических интересов путем агрессивного физического и морально-психологического воздействия, стремление добиться поставленных целей любыми средствами, что усиливает антагонизм политического экстремизма с противостоящими ему подсистемами политической борьбы;
- организованный характер деятельности, наличие различных по своей структуре, идейно-политической направленности политических организаций, составляющих субъект политического экстремизма;
- отказ субъектов политического экстремизма от компромиссов с политическими противниками, что объясняется, во-первых, решительностью в достижении поставленных целей, во-вторых, использование насилия в качестве основного метода своей стратегии, в-третьих, отсутствием веры в достижение своих целей иными путями.
Специфика политизации ислама и религиозный экстремизм
Одним из важнейших феноменов на рубеже 80-х годов XX века стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими знаменами и лозунгами. Наиболее значимой в этом отношении была успешная антимонархическая революция в 1978-79 годах в Иране, положившая начало широкому наступлению ислама на мировой арене. Как свидетельствуют тенденции в мусульманском, мире, исламский фактор сохранил свой динамизм и оказывает своё противоречивое воздействие на формирование политической ситуации во многих регионах планеты. На это указывает и характер внутриполитического развития в таких странах, как Судан, Алжир, Турция, Афганистан, Пакистан, и др. Распространение ислама и происламских движений продолжает расширяться в странах Западной Европы, США и Канады и даже в центральной и южной частях африканского континента. Этому способствует возрастающая волна эмигрантов- из арабских стран (Турции, Ирана, Пакистана и Афганистана). Наблюдается небывалое возрождение исламских традиций на территориях Средне—Азиатских государств, на Северном Кавказе, в Азербайджане, в Татарии, Башкирии, Крыму и многих других регионах. Следовательно, можно прогнозировать и в дальнейшем значительное возрастание влияния исламского фактора на международные и межнациональные отношения. Это прогнозирование учитывает то, что в последнее десятилетие в мире появилось множество межгосударственных исламских организаций различных направлений: политических, экономических, культурных и, что особенно важно, многие из них носят экстремистский характер, оказывают свое влияние на социокультурную ситуацию целых регионов планеты. Рост темпов исламского возрождения объясняется тем, что в силу многих исторических причин, мусульманские государства долгое время находились на обочине мировой политики и не принимали участие в процессе формирования основных контуров современной системы международных отношений, формирование которой началось после первой мировой войны. Единственной великой державой, которая могла бы претендовать-на какую - то роль в этом процессе в качестве представительницы мусульманского мира была Оттоманская империя, но она после первой мировой войны прекратила свое существование. Отмена султаната в 1923 году, а затем халифата и лишение- ислама статуса государственной религии молодой Турецкой республики оказали сильное влияние на. весь- мусульманский мир. Подавляющее большинство существующих ныне мусульманских государств (в том числе и Египет -единственное исламское государство, числящееся среди стран-учредительниц ООН) сформировались в процессе деколонизации как светские государства и это наложило отпечаток на весь комплекс внутригосударственных и региональных политических процессов в мусульманском мире. По мнению многих российских и западноевропейских исследователейфешающее значение в вытеснении ислама из сферы политики имели целенаправленные действия, колониальных властей, а также значительное влияние западной политической культуры в мусульманском мире.
Как отмечает один из авторитетных исследователей ислама П. Дж. Ватикиотис: «... ислам как религия и правовой законна протяжении последних полутора столетий безжалостно и последовательно изгонялся из. таких сфер ведения государственных дел как экономика и политика».1 Многие исламские идеологи-религиоведы также высказывались о существенном ограничении воздействия ислама на внешнюю политику мусульманских государств. Так в докладах многих ученых на конференции, посвященной роли ислама в мировой политике / Великобритания, 1963 г./ говорилось, что «ислам не имеет какого-либо заметного влияния на мотивацию, планирование, принятие решений, а также на язык политиков как нейтральных, так и не нейтральных мусульманских государств». Ещё в 60-х годах, рассматривая ислам как фактор «убывающего значения в формулировании и реализации внутренней и внешней политики мусульманских государств», В. Монтгомери Ватт в работе «Исламская философия и теология» (1962) писал, что в исламе «не может появиться личность, обладающая магнетизмом, пользующаяся поддержкой масс и части местной политической элиты в такой степени, чтобы двинуть вперед процесс исламского возрождения».2
Возможно поэтому многие исследователи ислама связывают начало его возрождения только с победой Исламской революции 1978-79 годов в Иране, во главе с аятоллой Хомейни. В отечественной научной литературе высказывается мнение, что усиление роли ислама в политической жизни многих стран мусульманского мира начинается гораздо раньше 60-х годов, т.е. задолго до революции в Иране, о чём свидетельствует множество факторов локального; регионального и общемирового масштаба, среди которых отмечаются следующие:
1. Очевидные признаки кризиса как западной, так и советской модели социального развития, на которые ориентировалась политическая элита в большинстве мусульманских стран. Политический кризис в странах Восточной Европы выразился в волнениях, имевших место в, Венгрии, в 1956 году, в-Чехословакии.в 1968 году, Польше и в последующем вводе на территорию этих государств воинских частей стран Варшавского договора
2. Поражение арабских стран в войне с Израилем в июне 1967 года, которое подорвало влияние светской идеологии на массы населения мусульманских стран, повернувшиеся к исламу в поисках ответа на актуальные вопросы жизни.
3. Неудача межгосударственных объединительных проектов в мусульманском мире на этнонациональной основе (например, арабского единства и др.)
4. Значительная финансовая мощь и политическое влияние, которое приобрели благодаря нефтедолларам Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия и другие мусульманские государства, заинтересованные в возрождении ислама, сохраняющие исламскую солидарность и активно помогающие исламистским движениям в различных странах.
Исламский экстремизм на ближнем востоке
Начиная с 80-х годов XX века, и особенно после распада Советского Союза на Ближнем Востоке происходят события, которые можно характеризовать следующим образом: 1. Эскалация гонки вооружений (включая разработку и производство оружия массового уничтожения); 2. Борьба за гегемонию в семитском геополитическом пространстве; 3. Подъем исламского экстремизма.
В основе двуполярного мироустройства лежала гегемония сверхдержав, обладавших в глазах союзников непререкаемым авторитетом. Более того, в условиях реальной угрозьг ядерной войны важнейшим фактором самоограниченияf сверхдержав и сдерживания их союзников лежал принцип гарантированного. взаимного уничтожения. Этот принцип являлся- основным фактором стабильности в мире и-лежал-в-основе договоренностей между США и- СССР по ключевым проблемам международной жизни. Одной из таких договоренностей было, недопущение вооружения средствами массового уничтожения и их носителями, т.е. ракетами-с ядерным зарядом нестабильных режимов стран третьего мира. С распадом Советского Союза- из-под опеки коммунистического блока вышли в том числе и страны мусульманского мира: Ирак, Сирия, Судан, Ливия, Египет и т.д., некоторые из которых предъявили свои претензии на гегемонию на Ближнем Востоке и в частности в семитском геополитическом пространстве, причем методы решения поставленных задач выбирались любые, в том числе и силовые. Доказательством этому могут служить ирано-иракская война, оккупация Ливана Сирией, захват Кувейта Ираком, подготовка Египта к войне с Израилем.
Острый экономический кризис, постигший страны Варшавского договора, заставил их резко увеличить объемы экспорта товара, которым они обладали в достатке - оружия. На Ближний Восток потекли потоки вооружений, причем как с Запада, так и из бывших стран советского блока. Регион превратился в ведущий по закупке вооружений. В среднем на Ближний Восток приходилось в 90-е годы 42% мировой торговли оружием, что в 20 раз превышает среднемировые показатели. Но главная опасность заключается в том, что некоторые страны Ближнего Востока (Иран, Ирак, Сирия) вышли на третье место в мире (после США и России) по масштабам производства химического и биологического оружия,, поражающая- сила которого может сравниться с поражающим действием атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Уже сегодняракеты, выпущенные-с территории некоторых стран Ближнего Востока (Сирии, Египта, Ливии) могут достичь территории Турции, Греции, Италии. Отдельные эксперты предсказывают, что к 2010 году, после завершения учеными Ирана своих разработок, в зоне досягаемости ракет, выпущенных с Иранской территории окажется не только большая часть Европы, но и территория Соединенных Штатов-Америки:
Вот почему проблема исламского религиозного экстремизма на Ближнем Востоке так остро стоит сегодня на повестке дня, являясь ключевой проблемой современности. Естественно радикальный ислам ни в коем случае не следует отождествлять с исламом вообще. В мусульманских государствах действуют, естественно, и другие силы: консерваторы, например, в Саудовской Аравии, сторонники- умеренных позиций в политической элите Египта и т.д. Однако радикальный ислам выступает в роли динамичной политической и социальной силы в мусульманском мире и определяет повестку дня в жизни многих арабских стран, оставаясь на вооружении оппозиции, а в некоторых из них, например, в Иране, Судане - радикальные исламисты находятся у власти. Многие ученые-исследователи ислама сходятся во мнении, что после исламской революции в Иране радикальные фундаменталистские силы в странах Ближнего Востока одержали две значительные победы и дважды понесли поражения, анализ которых даст возможность отчетливо представить причину появления этих движений и определить их возможные перспективы: - во - первых, Иранский режим сохраняет свою популярность и достаточно широкую поддержку в мусульманском мире; различных направлений. Так, например, между суннитами, шиитами, ваххабитами всегда существовали противоречия и, следовательно, победа революции в Иране и приход к власти Хомейни стали возможными благодаря его этнической однородности и неукоснительному выполнению норм шариатской доктрины. Вместе с тем принадлежность членов исламистских движений к тем или иным этническим группам существенно влияет на рост и масштабы их активности. В Ливане «Хизбалла», по существу, следует рассматривать как шиистскую партию, которая встречает христианское противодавление в этой стране. Исламские фундаменталисты Сирии, представленные суннитами, традиционно выступают против собственного немусульманского правительства. В этом смысле некоторое исключение представляет собой организация «Братья - мусульмане». В данном случае с одной стороны поощряется сотрудничество между египетскими, иорданскими, палестинскими и сирийскими «братьями», с другой - в каждой из этих стран структуры братства реализуют собственные цели. Таким образом, исламские экстремистские группы растут в различных направлениях, сплетаясь в единый международный организм, и в то же время проявляют собственную инициативу и находят собственные пути решения проблем.
Следующий важный аспект, оказывающий существенное влияние на характер деятельности исламских экстремистских организаций на Ближнем Востоке является покровительство, в том числе и финансовое, оказываемое из-за рубежа, особенно, если это влияние оказывают сразу несколько стран. Например, можно насчитать множество различных иранских, сирийских, ливанских структур, оказывающих финансовую поддержку палестинскому «Исламскому джихаду». В этом случае группы, финансируемые из-за рубежа становятся как бы заложниками своих покровителей, следуют их логике и наставлениям и не могут проводить свою собственную политику. Вот почему так трудно идут урегулирования палестино-израильского конфликта, а все мирные инициативы натыкаются на стену непонимания. Данную ситуацию можно сравнить с отношением Советского Союза к коммунистическим движениям других стран, которым он оказывал на протяжении длительного времени материальную и моральную поддержку. Иран аналогично стремится создать свою собственную империю или по крайней мере с помощью опекаемых экстремистских групп оказывать максимально возможное влияние на политику других государств мусульманского мира. Однако когда это необходимо с точки зрения национальных интересов, иранское руководство может управлять или даже жертвовать интересами исламских радикалов. Так было, например, в случае противоборства с Ираком; Иран был вынужден поддерживать тесный союз с Сирией, в то время как сирийские власти предпринимали крайне репрессивные действия против исламских оппозиционеров. Но это скорее исключение из правил.