Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Содержание и особенности проявления экстремизма в сознании и поведении молодежи 17-53
Раздел 2. Приоритетные духовные ценности современной молодежи России 54-88
Раздел 3. Духовная культура ненасильственного противодействия злу в молодежной среде 89 - 126
Раздел 4. Культурные предпосылки и проблемы противодействия экстремизму в сознании и поведении молодежи . 127 - 156
Заключение 157-166
Список литературы
- Содержание и особенности проявления экстремизма в сознании и поведении молодежи
- Приоритетные духовные ценности современной молодежи России
- Духовная культура ненасильственного противодействия злу в молодежной среде
- Культурные предпосылки и проблемы противодействия экстремизму в сознании и поведении молодежи
Введение к работе
Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к которому стремится молодое поколение, не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Наряду с позитивными проявлениями молодежь вольно или невольно становится массовым участником и носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации – зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет ряды экстремизма и терроризма.
Склонность к экстремизму современного молодого поколения России стала предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. Нельзя отдавать молодежь на откуп нецивилизованному рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику.
Актуальность социально-философского анализа духовной культуры противодействия экстремизму в молодежной среде вызвана следующими факторами и обстоятельствами.
Во-первых, опасной тенденцией нарастания терроризма в современном мире и превращением борьбы с ним в одну из глобальных проблем современности. Как известно, террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Особенно питательной средой для пополнения террористических рядов выступает молодежь, склонная к агрессивно-экстремистским действиям. Помимо указанной склонности, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды террористов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и проблемы поиска самоидентичности.
Во-вторых, сложностью и противоречивостью социокультурной ситуации в современной России, которая в известной мере способствует проявлениям экстремизма в молодежной среде. Сегодня настало время откровенно признать, что сама практика экономической, социальной, политической и духовной жизни России в определенной мере генерирует экстремизм и терроризм. Помимо очагов военной напряженности по периметру российских границ внутри страны существуют объективные условия, способствующие нарастанию экстремистской и террористической деятельности. Это существование теневого и незаконного бизнеса в экономике, ослабление регулирующей роли государства, слабость и неэффективность российского законодательства, организованная преступность и коррупция во всех эшелонах государственной власти, межнациональная напряженность и навязчивое функционирование в общественном сознании низкопробных штампов массовой культуры. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкиваются к проявлениям экстремизма и даже терроризма.
В-третьих, существованием негативных тенденций и проявлений в среде современной молодежи России. Сказанное особенно касается того поколения российской молодежи, которое сформировалось в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации общества с начала 90-х годов прошлого века. К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого изначально наличествуют проявления нравственной распущенности и правовой безответственности, нетерпимости и агрессивности, максимализма и невежества, прагматизма и эгоцентризма, неуважения к старшему поколению, склонности к крайним методам и формам деятельности. Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.
В-четвертых, потребностью в обобщенном, целостном, социально-философском осмыслении проблемы сущности и содержания, социальной природы и детерминации, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде, а также социокультурных условий, путей, средств и способов деятельности по профилактике и противодействию экстремизму в современном российском обществе. К нынешнему времени наука стала широко оперировать такими понятиями, как «молодежная культура (субкультура)», «молодежная контркультура», «социология молодежи», «загадка и проблема молодежи», «ценностные ориентации молодежи» и т.п. Сегодня назрела потребность в социально-философском обобщении, приведении к «единому знаменателю» многих частных и разрозненных постановок, разработок, положений и выводов в этой области научного знания.
Уровень научной разработки проблемы. Молодежь как особая возрастная категория и социальная группа является объектом изучения комплекса социально-гуманитарных наук – социологии, социальной философии, социальной психологии и педагогики, культурологии, конфликтологии и других.
Среди советских и российских исследователей проблем молодежи наиболее известны имена и труды Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, А.А.Козлова В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Моряковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина, Н.С.Слепцова, З.В. Сикевич, М.Х.Титмы, Ж.Т. Тощенко, В.И.Чупрова, А.В. Шаронова и других авторов. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей специфическими проблемами.
В последние годы в России серьезное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (И.С.Кон, Ж.Т. Тощенко), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н.Шубкин), системы ценностных ориентаций и особенностей отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (Н.М. Блинов, В.М. Боряз, В.Г. Морякович), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (И.М.Ильинский, Б.С. Павлова, В.И. Чупров).
Применительно к теме исследования следует указать на работы последних лет, в которых анализируются социокультурные проблемы российской молодежи, в частности, содержание и особенности молодежной субкультуры, ее положение и роль в общественной жизни, политические ориентации, приоритетные ценности духовной культуры, а также основные направления современной молодежной политики.
Наряду с указанными проблемами, ряд авторов обращает особое внимание на девиантное поведение молодежи, в особенности на экстремистские проявления в молодежной среде. В них отмечается активизация молодежного экстремизма в России, которая детерминирована, с одной стороны, объективными социальными условиями периода реформ, а с другой - субъективными факторами, состоянием сознания и поведения самой молодежи в сложных и противоречивых социальных условиях.
Как указывают отдельные авторы, в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т.п. В этой связи некоторые авторы предлагают и обосновывают решение проблемы формирования духовной культуры ненасильственного типа в российском обществе и молодежной среде.
Значительную роль в этом сыграла разработка соответствующей нормативно-правовой базы. Основным нормативным актом, определяющим правовые основы борьбы с экстремизмом, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором определены правовые и организационные основы противодействия экстремизму. Правовые отношения в сфере противодействия экстремизму регулируются также Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях». За проявления экстремизма российским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность. К правовым основам противодействия экстремизму на этноконфессиональной основе следует также отнести ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Отдавая должное всем, кто теоретически исследовал указанную проблему, следует в то же время отметить, что она пока еще не потеряла своей остроты и актуальности. Переходный период в России пройдет, но не пройдет, а будет нарастать в дальнейшем сложность и противоречивость социального бытия. Более того, новые социальные условия в России требуют не просто обновления, а формирования нового типа молодежной культуры, обладающей сильным иммунитетом против агрессии и экстремизма. И потому еще более очевидной становится актуальность социально-философского подхода к проблеме культурных условий и духовных предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.
Объектом исследования в диссертации выступает социокультурный облик современной молодежи, ее духовные ценности как особой возрастной категории населения и специфической социальной группы российского общества на этапе его социальной модернизации.
Предмет исследования – социально-философский анализ содержания и особенностей, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде и прежде всего духовно-культурных условий и предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.
Цель исследования – на базе социально-философского исследования сущности и содержания, особенностей и форм проявления экстремизма в молодежной среде разработать и предложить практические рекомендации для государственных и общественных структур по его профилактике и противодействию в сознании и поведении современной молодежи России.
Научная задача исследования заключается в обосновании и подтверждении того, что в социокультурном облике значительной части современной молодежи России существуют объективные и субъективные факторы для проявления агрессии и экстремизма в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации. С другой стороны, существует возможность и необходимость противодействия указанным проявлениям посредством формирования новой духовной культуры и ценностной переориентации сознания и поведения современной молодежи.
Исследовательские задачи:
-
Осуществить социально-философский анализ сущности, содержания, особенностей и форм проявления социального экстремизма у современной молодежи.
-
Представить общую характеристику духовных ориентиров и ценностных ориентаций современной молодежи России.
-
Рассмотреть социально-философское содержание духовной культуры противодействия социальному экстремизму с целью формирования ее в молодежной среде.
-
Выявить культурные условия и обосновать основные пути противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на концепцию культуры как специфически творческой деятельности человека по созданию, накоплению, распространению и потреблению материальных и духовных ценностей; на социально-философские, социологические, психолого-педагогические и культурологические концепции и исследования проблем молодежи, экстремизма и терроризма; на концепцию ненасильственного сопротивления злу в обществе, а также на научные разработки в области духовного мира и ценностных ориентаций современной молодежи России.
В диссертации применены социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности социокультурный, системно-структурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного исследования.
В работе проанализированы отечественные и зарубежные источники, раскрывающие историю и теорию экстремизма и терроризма в России, а также деятельность городской исполнительной власти г. Москвы в области молодежной политики. Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации, города Москвы, на исследовательском материале отдельных районов московского мегаполиса, на монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, а также на личном опыте наблюдений и общения в молодежной среде.
Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечиваются: а) результатами анализа обширной источниковой базы, а также контент-анализа правовых документов и материалов периодической печати; б) применением методов, адекватных целям и задачам исследования; в) использованием результатов социалогических исследований, проведенных в России за последние годы; г) надежностью эмпирических данных, адекватным толкованием социальных событий и фактов.
Научная новизна исследования состоит:
- в социально-философском рассмотрении содержания, особенностей и основных форм проявления экстремизма в молодежной среде;
- в выявлении социальной природы и условий детерминации экстремизма среди молодежи российского общества;
- в определении содержания и специфического характера духовной культуры и ценностных ориентаций современной молодежи России в аспекте противодействия экстремизму;
- в обобщенном теоретическом анализе социокультурных условий, предпосылок и направлений деятельности с целью профилактики и противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы обогащают и наращивают содержание и пути решения проблемы противодействия экстремизму в российском обществе и молодежной среде, способствуют обобщению и формированию новых теоретических представлений о содержании и специфике молодежного экстремизма, ценностных ориентаций современной молодежи России и духовной культуре ненасильственного противодействия экстремизму среди молодого поколения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют активизировать и корректировать условия формирования, систему образования и воспитания российской молодежи, совершенствовать качество и уровень развития всех сфер жизнедеятельности российского общества в интересах эффективной социализации молодежи, определить и предложить оптимальные условия и пути формирования духовного слоя новой молодежной культуры, способной противодействовать проявлениям экстремизма и агрессии в молодежной среде.
Апробация научных результатов исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в научно-исследовательской деятельности автора, в теоретических выступлениях научных конференциях, в частности на научно-практической конференции МГУУ Правительства Москвы «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития» 29 октября 2009 г., на научно-практической конференции МГУУ ПМ «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» 5 мая 2009 г., в выступлениях на научных семинарах аспирантов и студентов МГУУ Правительства Москвы, на теоретических семинарах и заседаниях кафедры философии МГУУ Правительства Москвы и кафедры философии Современной гуманитарной академии, а также в публикациях по теме исследования общим объемом 2,4 п.л..
На защиту выносятся следующие положения:
1. Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и специфической категории населения. Специфика проявления экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.
2. Возникновение экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Молодежь объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинения и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал.
3. В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа духовной культуры – культуры ненасилия, толерантности и безопасности, диалога и взаимопонимания, способной активно противостоять проявлениям социального зла, внутренней и внешней агрессии. Важнейшими принципами культуры ненасилия являются: отказ от монополии на власть, авторитет и истину; готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критический анализ собственного поведения с целью исключения и предупреждения враждебной позиции оппонента; анализ конфликтной ситуации глазами оппонента с целью его понимания и поиска позитивного разрешения конфликта; толерантность, борьба со злом при наличии уважения к людям, стоящим за ним; открытость поведения, отсутствие лжи, недоверия и унижения в отношении оппонентов.
4. Объективными социокультурными условиями, благоприятными для формирования молодежной культуры ненасильственного типа в противодействии экстремизму, являются: утверждение демократических принципов жизнедеятельности в государстве и обществе, гармонизация социальной структуры и реализация принципов социальной справедливости, эффективное управление процессом социализации личности и социальных групп, формирование культуры нравственно-правового применения силы внутри государства и в межгосударственных отношениях, гуманизация и сакрализация системы общественных отношений на базе принятия исторически традиционных духовных ценностей и конфессий. Актуальными проблемами работы с современной молодежью являются утверждение в ее сознании и поведении позитивных духовных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма.
Содержание и особенности проявления экстремизма в сознании и поведении молодежи
В данном разделе предлагается научное рассмотрение предпосылок и причин, сущности и содержания, разновидностей и форм проявления экстремизма в среде современной молодежи и прежде всего — молодого поколения современной России на этапе ее социальной трансформации.
Молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми особенностями и чертами мышления и поведения, которые при благоприятных условиях и целенаправленной деятельности могут привести его представителей в ряды экстремистов и террористов. Такими, к примеру, особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядное новаторство и непримиримость, склонность к групповщине и неформальному коллективизму, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности.
Особое внимание исследователей в последние годы привлечено к такой социальной аномалии как экстремизм в молодежной среде современной России . В известной степени он порожден объективно издержками радикаль 1 См.: Афанасьева P.M. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде // Власть.- 2007.- № 5.- с.51-55; Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права.- 2007.- № 11.-с.7-9; Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма: Автореф. дисс. ... кандид. филос. наук.- Пермь, 1989; Верховский А., Прибыловский В. Национально-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. - М., 1996; Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: Автореф. дисс. ... кандид. полит, наук.- Ставрополь, 2006; Гречкина Е.Н. Влияние СМИ на формирование экстремистских ориентации современной молодежи.- Невиномысск, Изд-во НГГТИ, 2005; Дельцова Т.Ю. Молодежная субкультура России в начале XXI века: тенденция экстремизма // // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.- 2006.- № 4.- с. 26-31; Молодежный экстремизм. Под ред. А.А. Козлова. - СПб, Изд-во СПбГУ, 1996; Морозов И.Л. Художественная литература как информационная среда эволюции доктрин политического экстремизма (краткий историко-философский анализ) // Художественная литература как ис-торико-психологический источник: Материалы XVI Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2004 но-экономического реформирования российского социума, криминализацией сопутствующих этому процессу общественных отношений, ослаблением правовой роли государства, падением духовности и общественных нравов, возникновением криминализированного слоя «новых русских», «крутых братков» и молодежно-преступных кланов, для которых человеческая жизнь как высшая ценность теряет свой гуманистический смысл..
Что представляет собой экстремизм? Термин «экстремизм» в переводе с латинского означает «крайний». Под ним понимается «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» . Конечно, приверженность к крайним взглядам и действиям имеет место не только в политике, но и в других сферах общественной жизни. Однако самым опасным для государства представляется политический экстремизм, и потому оно склонно излишне политизировать данное общественное явление. К нынешнему времени в международной и российской политической практике еще не выработано общепризнанное определение экстремизма.
Так уж сложилось в современной науке и практике, что основные силы ученых, общественных деятелей и публицистов в основном направлены на исследование проблем терроризма и его преодоления. Причины тому вполне объяснимы. Дело в том, что терроризм представляет собой крайнюю и наиболее опасную форму проявления экстремизма. Будучи в отличие от экстремизма полностью противоправным явлением, терроризм должен быть предотвращен или пресечен действиями правоохранительных органов государ виях реформ // Социально-политический журнал
В современной истории первым документом международного закрепления дефиниции «экстремизм» и отграничения его от терроризма стала Шанхайская конференция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года. В ней экстремизм расценивается как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» .
Как видим, в данном международном документе также представлено определение не экстремизма вообще, а лишь политического экстремизма. Под это определение не подходят многие экстремистские действия неполитического характера. Экстремизм существует не только на политическом уровне, но и на уровне межличностных, социально-групповых, межнациональных, конфессиональных и других отношений. Несомненно и то, что экстремизм следует отличать от проявлений сепаратизма, национализма, терроризма, шовинизма и отдельных видов других преступлений.
Приоритетные духовные ценности современной молодежи России
При наличии таких социальных и личностных аномалий в человеке у него начинает развиваться компенсаторское насилие - агрессивная форма проявления силы, которая служит импотентному человеку компенсацией его деструктивное. Будучи бессильным что-то сделать и изменить к лучшему, человек начинает страдать, переживать, мучиться от безысходности. Такое состояние подталкивает человека на путь некрофильной ориентации - путь агрессивности, насилия, разрушения, смерти. Иными словами, жизненный импотент мстит окружающей жизни за то, что она его обделила.
Молодежный экстремизм вбирает в себя все сущностные, причинные, социальные, аксиологические, феноменологические и социокультурные стороны экстремизма. Специфика проявления экстремизма в молодежной среде определяется прежде всего и главным образом особенностями самой молодежи как возрастной категории населения и особой общественной группы. Экстремистское поведение молодежи формируется на фоне экономического неравенства и социальной несправедливости, отчужденности от труда и потребительской психологии, незавершенности процесса социализации и неустойчивости мировоззренческих установок, социального бескультурья и примитивного досуга.
1. Случайная группа - стихийно-спонтанные объединения кратковременной агрессивной направленности, затевающие, к примеру, драки на дискотеках, стадионах, в игровых клубах, ночных барах, на улицах и площадях.
2. Ретристская группа - более устойчивое объединение, обычным занятием которой является бесцельное времяпровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания и т.п. Такие группы агрессивны потенциально и способны проявить агрессию в любой напряженно-конфликтной ситуации.
3. Экстремистская группа — организованное объединение агрессивной направленности, характерными особенностями которого является протестная психология, жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников и исходная нацеленность на нарушение социальных норм по принципу противопоставления «мы - они». Таковы, например, скинхеды, изначально и враждебно нацеленные на агрессию по отношению к представителям нерусской национальности.
Формы, способы и мотивы участия каждого молодого человека в группировках экстремистской направленности далеко не одинаковы. В данном аспекте социологи, психологи и криминологи типизировали всех членов молодежных группировок агрессивной направленности. Типология эта выглядит так: аутсайдеры - люди, не нашедшие признания и возможностей для самореализации, попавшие в жизненный тупик, т.е. неудачники; маргиналы - одинокие люди, утратившие социальные связи, находящиеся в состоянии дискомфорта и желающие самоутвердиться любым путем;
К специфическим причинам участия молодежи в экстремистской деятельности можно отнести следующие: ослабление воспитательной роли семьи, падение престижа школьного и вузовского образования, упразднение массовых детских и молодежных учреждений, разлагающее влияние средств массовой информации, коммерциализация культуры и культурно-досуговой сферы, безработица и неустроенность в жизни, ухудшение физического и психического здоровья молодежи.
Этот вывод подтверждается сравнительных мониторинговых опросов студентов ряда московских вузов, в частности, МГИМО, МГУ, МГПУ. На вопрос: «Какие факторы лежат в основе роста экстремистского и противоправного поведения в молодежной среде?» большинство студентов указало на плохое воспитание, отсутствие культуры и правильных жизненных ориентиров, желание быстро заработать, недостаток внимания к молодежи со стороны государства, стадный инстинкт, подражание друзьям, стремление к экстремальным ситуациям .
1. Социальный экстремизм представляет собой проявление крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении людей. Сущностную природу экстремизма составляют социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумереішость выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, конфликтных ситуациях. Проявления экстремизма возможны на индивидуальном и групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях. Различают проявления экстремизма в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества, а также экстремистские проявления этнического, национального, конфессионального и повседневно-бытового характера.
2. Возникновение социального экстремизма детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды - несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Названные факторы выступают объективными условиями, которые являются благоприятной средой для проявления в сознании и поведении людей негативных факторов субъективного порядка - склонности к радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.
Духовная культура ненасильственного противодействия злу в молодежной среде
В русле этого философствования в первые десятилетия XX века особое значение приобрела полемика И.А. Ильина с Л.Н. Толстым и его последователями вокруг понятия «непротивление злу насилием», а также последовавшая затем полемика вокруг книги самого И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою». Эти дискуссии получили настолько важное звучание в развитии этики XX столетия, в практическом выборе средств и форм утверждения подлинных нравственных ценностей, что пройти мимо них не может ни один добросовестный исследователь проблем добра и зла.
В литературе по проблемам ненасилия чаще всего в один ряд ставят Л.Н. Толстого и М. Ганди. Более того, Ганди называют учеником Толстого1. Однако надо глубже понять И.А. Ильина. Из его комментариев к произведениям Толстого ясно видна противоположность таких позиций. Недаром последователей Толстого называют «непротивленцы», а последователей Ганди — «сторонники ненасилия», «активисты ненасилия». В первом случае выражается пассивность, во втором - борьба, активное противостояние, только специфическими методами.
Поэтому, как ни парадоксально, Ганди ближе к Ильину, чем к Толстому. Ведь пафос теории Ильина - не в использовании силы, его пафос - в борьбе со злом. В этой борьбе необходимо использовать весь спектр имеющихся средств. Насилие при этом - средство крайнее, исключительное, когда все остальные исчерпаны. Очевидно, этот тезис является ключевым при анализе культуры правоохранительной деятельности с точки зрения применения конкретных средств и методов противостояния злу.
Согласно абсолютистскому подходу, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку (этот факт был отмечен еще И.А. Ильиным). Кроме того, это понятие употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Насилие во всех его многообразных проявлениях прямо отождествляется (прежде всего, в массовом сознании) со злом вообще.
Ограниченность такого подхода очевидна. Во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; понятие само в себе содержит ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. В самом деле, Л. Н. Толстой, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, выступал одновременно как радикальный критик современной ему цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения. Для него в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами.
Само государство, по Л.Н. Толстому, выступает как большой разбойник. Однако при таком понимании и сами правоохранительные институты государства выступают не столько борцами с социальным злом, сколько носителями такого зла. Понятно, что эта позиция изначально не может быть плодотворной для анализа культуры правоохранительной деятельности.
Прагматический подход ориентируется на дезаксиологическое (ценностно-нейтральное) и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. При этом насилием считается то, что обычно принято считать собственно на 1 Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопр. философии. 1994. № 6. С. 35. силием: убийство, ограбление и пр. Такой подход позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях. Однако при этом отсутствует критерий для решения такого вопроса.
Если считать, что насилие оправдано в сравнительно малых масштабах, конкретно - в тех случаях, когда оно предотвращает большее насилие, то можно выдвинуть контрдовод, что не существует «единицы измерения» насилия. Достаточно вспомнить известную фразу Ф.М. Достоевского о слезе ребенка, которой не стоят все революции, вместе взятые...Вопрос практически заходит в тупик, особенно в тех случаях, когда речь идет об упреждении насилия. Л.Н. Толстой в связи с этим считал, что, пока насилие не совершено, никогда нельзя с абсолютной достоверностью утверждать, что оно будет совершено.
Поэтому попытки оправдать одно насилие необходимостью предотвращения другого всегда будут логически уязвимыми и нравственно сомнительными. При этом упускается тот важный момент, что на самом деле насилие не сводится к внешним своим проявлениям (не случайно И.А. Ильин столь обстоятельно рассматривает нравственно-психологические аспекты насилия). Боль от случайно вывихнутого плеча и боль от удара полицейской дубинки - это качественно разные боли, и человек может предпочесть первую второй, даже если она количественно будет стократ превышать ее.
Между тем трудности, связанные с определением насилия, могут быть в значительной мере разрешены на основе методологической позиции, соответствующим образом выбранной. В частности, насилие может быть помещено в пространство свободной воли. В этом случае само насилие оказывается возможным рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений (термин А.А. Гусейнова) между людьми.
Кант в «Критике способности суждения» определял силу как «способность преодолеть большие препятствия. Та же сила называется властью (Ge-walt), если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает си 94 лой»1. При таком подходе насилие выступает как способ, обеспечивающий господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, могут быть разными: а) реальное превосходство в силе и состоянии воли (напр., патернали стская власть, власть отца); б) предварительный взаимный договор (пример - власть закона и за конных правителей); в) силовое принуждение к соблюдению общепризнанных (легитимных) социальных норм, которое формально выглядит как насилие, но признается объектом такого принуждения как легитимное (пример — законные действия правоохранительных органов); в) насилие (пример - власть оккупанта, завоевателя, насильника.) Насилие выступает не как вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, как это вытекает из размышлений Л.Н. Толстого. Постепенно формируется и закрепляется понимание того, что насилие - это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Насилие выступает как узурпация свободной воли, оно проявляется, прежде всего, как посягательство на свободу человеческой воли. Насилие «есть деяние произвольное, необоснованное, возмутительное»2, - специально подчеркивает в связи с таким пониманием И.А. Ильин.
Культурные предпосылки и проблемы противодействия экстремизму в сознании и поведении молодежи
Особенно неопределенными являются политические ориентации учащейся и студенческой молодежи в возрасте от 15 до 20 лет. Этой категории молодых людей еще предстоит завершить образование, избрать свою профессию, приступить к трудовой деятельности, осознать свое место в системе общественных отношений, приобрести необходимые знания в области экономической, социальной, политической и духовной жизни современного российского общества. Политический выбор данной категории молодых людей чаще всего осознан неглубоко и осуществляется под влиянием представителей взрослого поколения.
С другой стороны, молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет уже обретают свой социальный статус, завершают процесс социализации и способны принимать активное участие в политической жизни общества. Более того, как показывают данные социологических исследований, уровень политической активности молодежи нарастает по мере достижения ею более зрелого возраста.
К настоящему времени российская молодежь в значительной своей части равнодушна к политике. Это является следствием действия многих причин и прежде всего - ответной реакцией на безразличие властей к жизни молодых и нежелание власти начать осуществление серьезной молодежной политики. Российское общество резко качнулось от социоцентризма и романтизма советских времен к эгоцентризму и прагматизму настоящего времени. Главной заботой большинства населения страны, в том числе и молодежи, стала борьба за выживание. При этом каждый вынужден рассчитывать только на себя и своих близких.
За последние десять лет молодежь как социально-демографическая группа в значительной мере дезинтегрировалась. В молодежной среде сегодня выделяется несколько категорий, для которых характерны свои основные потребности, интересы и цели. Это прежде всего учащаяся молодежь стар 134 ших классов средней общеобразовательной школы — подростки, которые еще мало чего понимают в политической жизни. Это и студенческая молодежь, которая начинает активно приобщаться к теории и практике политических отношений посредством общения с профессорско-преподавательским составом и в студенческих коллективах.
Далее, в молодежной среде выделяется и слой трудовой молодежи, вынужденной по разным причинам относительно рано приобщиться к трудовой деятельности в интересах выживания в сложных экономических условиях. Особо следует выделить слой армейской молодежи — молодых парней, учащихся в военно-учебных заведениях, а также проходящих военную службу как по контракту, так и по воинской обязанности. Отдельно можно выделить и слой зрелой молодежи, которая уже нашла свое место в жизни, завершила образование и определилась в профессионально-трудовой деятельности.
Наконец, среди молодежи выделяется маргинальный слой нетрудовых и антиобщественных элементов - «крутых братков» и «пацанов», вставших по разным причинам на путь сомнительной в моральном и правовом отношениях, но прибыльной деятельности, участия в незаконном распределении доходов, а также откровенно преступной жизни. Эта категория молодых людей совершенно далека от политики, живет не по нормам морали и права, а по «понятиям» преступного мира.
Наиболее высоким политическим потенциалом среди указанных категорий молодежи обладают студенчество, особенно представители вузов гуманитарного профиля, армейская молодежь и молодежь зрелого возраста. Данные категории молодого поколения могут стать, да и становятся объектом активной политической агитации, особенно в периоды предвыборных и выборных кампаний. Более того, студенчество и армейская молодежь сосредоточены и сплочены в учебных и воинских коллективах, находятся под постоянным воздействием преподавателей и воспитателей, активно привлекаются для организации и проведения ряда массовых мероприятий, а потому легко могут политизироваться или стать объектом политического манипулирования.
Современная молодежь России своим поведением в политике скорее всего выражает общую тенденцию развития цивилизованных государств — чем более развитым, благополучным, стабильным и демократичным становится общество, тем оно менее политизировано. Активизация политической жизни в таких обществах происходит лишь в периоды выборных кампаний и носит временный характер. На переднем плане жизни людей стоят такие проблемы, как материальное благополучие, трудоустройство, образование, профессионализм, забота о здоровье, семье и отдыхе. Характерно также, что профессия политика отсутствует среди списка наиболее престижных и популярных среди молодежи профессий.
В молодежной среде не наблюдается жесткая и прямая зависимость между ростом политической активности молодежи и степенью адаптирован-ности ее к новым условиям жизни в России. Интерес молодежи к политике заметно растет по мере взросления, накопления социального опыта, повышения уровня образованности, а также в зависимости от профессиональной принадлежности. Более повышенным интересом к политике выделяются прежде всего молодые военнослужащие, предприниматели и представители гуманитарной интеллигенции.
Наоборот, отсутствие интереса к политике более характерно для инженерно-технических работников, молодых рабочих, работников коммунальных служб и торговли, жителей села и, как это ни странно, студентов. Более 30 процентов студентов политикой вообще не интересуются. Это неплохо, если данных студентов интересует прежде всего учеба. Но это позволяет сделать определенные выводы для активизации позиции студентов в периоды подготовки и проведения избирательных кампаний федерального, регионального и городского уровней.
Среди молодежи крайне мало сторонников левых политических взглядов, но и доля склонных к правому политическому спектру также мала. Ли берализм также не вызывает среди молодежи как особого восторга, так и большого отторжения. Однако замечено, что среди молодежи относительно благополучной преобладает тяготение к либерально-рыночным ценностям, а среди неблагополучной молодежи преобладает склонность к национал-патриотическим ценностям. В целом же молодежь склонна к идеологическому плюрализму, сочетанию различных идей и взглядов в политической и духовной жизни российского общества.
Следствием преобладания аполитичных настроений и известного равнодушия к политической жизни общества является определенное недоверие молодежи к официальным политическим структурам, организациям и тяготение к объединениям неофициального, неформального характера. Это объединения и клубы спортивной, художественной, национал-патриотической, военно-патриотической и духовно-религиозной направленности. В стране действует и немногочисленный комсомол. Очень важно, чтобы все эти движения и клубы не политизировались, действовали в рамках законов, не обретали экстремистской направленности и не вовлекались в действующие политические движения.
Наконец, не менее важны и общекультурные запросы молодежи1. Важной особенностью культурных потребностей является их дуали-стичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается.