Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан Мусаева Зухра Мусаевна

Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан
<
Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мусаева Зухра Мусаевна. Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Мусаева Зухра Мусаевна; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2008.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/82

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Современное общество характеризуется как информационное, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества. В то же время переход к информационному обществу, основанный на производстве, рхпространении и внедрении информации в общественное бытие вызывает социально - культурные сдвиги и воздействует на духовную сферу человеческой жизнедеятельности.

Республика Дагестан только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Приходится констатировать, что на уровне регионов на сегодняшний день недостаточно квалифицированных специалистов, знакомых с новейшими информационными технологиями; в управлении отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.

Социокультурная ситуация в Республике Дагестан, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители различных этноконфессиональных групп, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Мощный импульс идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего общества к

4 проблемам антропотока. Этноконфессиональные регионы, в том числе и Дагестан, стоят перед решением социально-этнического вопроса: как сохранить себя, свои культурные образы и традиционную идентичность.

Следует отметить, что и гуманитарные науки на сегодняшний день пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определпъ новейшие интенции воздействия информационной культуры на массовое сознание вообще, и этнокульутрное в частности. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационной культуры и этнокультурного сознания не являются приоритетными для отечественной философской мысли. В этой связи постановка проблем взаимодействия и взаимовлияния информационной культуры и этнокультуры в условиях формирования глобального информационного общества является весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологичесюгх предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду 80-х - началу 90-х гг. XX века. Наибольший вклад в развитие теории информационного общества как модификации концепций постиндустриального общества внесли Д.Белл, П. Дракер, М. Кастельс, Р. Катц, Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер. Среди российских ученых следует отметить Р.Ф. Абдеева, В.Л. Иноземцева, А.И.Ракитова. Более прикладной характер носят работы таких авторов, как И.Ю.Алексеевой, О.Н. Вершинской, В. Емелина, Т.В.Ершовой и Ю.Е.Хохлова, И.С.Мелюхина, Л.В. Сморгунова, А.В.Чугуиова и Н.В.Борисова, А.Е. Шадрина, которые анатизируют проблемы и перспективы реализации тех или иных теоретических моделей информационного общества на практике.

Степень разработанности проблемы непосредственно определяется наличием в философской литературе работ, обнаруживающих параллели между современными тенденциями развития культуры и технологическими

5 новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящен ряд исследований, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж.-Ф. Лиотара - "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постструктуралистской и постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга и др.

Большой вклад в изучение проблем информационной коммуникации внесен специалистами в области философии, социологии, политологии: Я.Н.Засурским, Е.П. Тавокиным, Е.Л. Вартановой, Е.П. Прохоровым, С.Г. Корконосенко, М.Н.Грачевым, Ж.Жерстлем, М.М.Назаровым, В.П.Териным, В. Д. Поповым, А.В. Шевченко, О.Н. Савиновой, Т.Н. Арсеньевой.

Проблема становления информационного общества и формирования информационной культуры в Дагестане рассмотрена фрагментарно и представлена большей частью в научных статьях О.М. Гусейнова, Г.М. Курбанова, М.Г. Курбанова, СИ. Мутрузалиева.

Завершая анализ литературы, следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, особенно монографического характера, посвященных месту и роли информационного общества в формировании информационной культуры с учетом этноконфессионального многообразия региона. Региональный уровень проблемы восприятия современной информационной культуры (применительно к условиям Республики Дагестан) также практически еще не разработан. Именно актуальность проблемы, ее недостаточная изученность и побудили автора восполнить данный пробел.

Объектом исследования выступает современное информационное общество как объективная реальность.

Предмет исследования - информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия.

Цель її задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ возможностей этноконфессионального региона в адаптации к современным информационным процессам.

Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач:

1. Выявить характер влияния развития современных глобальных
информационных процессов на информационную сферу российского
общества и средства массовой информации;

  1. Исследовать особенности формирования информационной культуры в современном обществе;

  2. Определить механизмы формирования информационной культуры и ее влияние на становление и развитие личности в поликультурной среде.

4. Выявить роль социально-культурной функции информации в
формировании этнического и конфессионального сознания.

5. Проанатйзировать изменения, происходящие в этническом и религиозном
сознании, под влиянием массовой культуры и глобализационных процессов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор проводит системный анализ воздействия информационной культуры на сложившуюся в Дагестане этнокультуру.

Непосредственно элементы новизны проявляются в следующем:

осмыслена роль информационной культуры, применительно к ее новым проявлениям в обществе;

предложена авторская интерпретация понятий «информационная культура», «этнокультурная идентификация»;

выявлен и проанализирован антропологический механизм формирования личности в условиях воздействия на нее информационной культуры;

систематизированы и охарактеризованы особенности влияния информационной культуры на культурные традиции народов Дагестана с учетом этнического и конфессионального факторов;

предложены адаптационные элементы во взаимном воздействии этнокультуры и информационной культуры в современном дагестанском обществе.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество радикально преобразует
социокультурное пространство, формируя так называемую информационную
культуру. В современном мире основным объектом человеческой
деятельности становится производство, обмен и потребление информации.
Свободная циркуляция информации в обществе позволяет ей стать
важнейшим фактором экономического, национального и личностного
развития. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее
информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция ее темпов
дает основание говорить о качественном преобразовании характера
общественного развития.

2. Информационная культура представляет собой исторический тип
производительного существования человека и общества в знаково-
символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками
являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники
социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов,
обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности
посредством производства, распространения и потребления информации.
Важными компонентами информационной культуры являются развитые
информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и
навыки работы с информацией при помощи современной информационно-
коммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-
технологического процесса.

3. Информационная культура открывает новые возможности
общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности

8 человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрушювой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

  1. Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

  2. Информационная культура является важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социатьно-культурного развития общества, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны. Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

6. Сущностью генезиса сознания дагестанцев в постсоветскую эпоху
является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление
традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса явился
рост влияния этнических и национальных факторов в сознании народов Дагестана.
Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых
национально-государственных стереотипов, переход от этничности к
национальности. В целом в сознании мусульман на постсоветском пространстве
получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в
форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама».
Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной
самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к
напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий
доминирующих исламских групп.

7. Религиозность в системе глобального информационного общества не
утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в
традиционном обществе религиозное сознание и религиозные чувства
формировались, контролировались и поддерживались влиятельными
религиозными организациями, а индивид должен был постоянно
демонстрировать свою лояльность, то в условиях общества
информационного типа человек получает свободу совести. Во многом такая
свобода носит иллюзорный характер, так как в условиях несформированной
личности она зависит от власти общественного мнения, моды, формируемой
информационной инфраструктурой общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются широко используемые в современной западной и отечественной философии традиционные и нетрадиционные методы и концепции, принципы и методы познания. Это, прежде всего принцип системности, структурно-функциональный и сравнительно-исторический метод.

Поскольку тема диссертационного исследования находится на стыке нескольких дисциплин, диссертант использован философскую,

10 религиоведческую, социологическую и культурологическую литературу, в которой в той или иной степени рассматривались вопросы формирования информационного общества и развития информационной культуры в современном российском и дагестанском обществе, проблемы значения и ценности информации в жизнедеятельности общества, сущности и содержания информационного потенциала, особенностей освоения информации индивидами и т.д.

Эмпирическая база исследования. В процессе работы использовался эмпирический материал, почергагутый из статистических сборников, периодической печати, научной литературы, материалов конкретных социологических исследований, выполненных автором в г. Махачкала среди молодого поколения (всего опросом было охвачено 1000 респондентов). Также был осуществлен контент-анализ материалов центральных и региональных СМИ по проблеме формирования ценностей и идеалов российских и дагестанских граждан современными средствами массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что основные ее положения и выводы можно использовать в дальнейшей разработке теоретических проблем философской антропологии, философии культуры, социологии коммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций при анализе актуальных проблем развития современного информационного общества, в практической деятельности государственных, общественных и религиозных организаций по адаптации этнокультурных и конфессиональных общностей к современным информационным процессам. Значимость исследования состоит также в том, что результаты исследования могут быть задействованы при подготовке курса в рамках таких дисциплин, как религиоведение, культурология, философия и другие.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на кафедре прикладной социологии ГОУ

ВПО «Южнофедеральный университет» и изложены автором на 10 научно-практических конференциях различного уровня. Основные положения диссертации апробированы в ходе чтения курсов «Информационные технологии в социальной сфере», «Правовая информатика», «Информация как объект правовой защиты» на социальном и юридическом факультетах Дагестанского государственного университета. По теме исследования опубликовано 12 работ общим объемом 4 усл. печ. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих в общей сложности семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

Похожие диссертации на Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан