Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основные причины возникновения и принципы развития церковного феминизма в Англиканском Сообществе в первой половине XX века 10
1. Возникновение и развитие светской феминистской идеи с XVII до XX веков 10
2. Истоки церковного феминизма в Англиканском Сообществе 20
3. Формы реализации феминистских идей в церкви Англии 32
Глава 2. Церковный феминизм второй половины XX века и его религиозно-философские корни 58
1. Философские и богословские концепции феминизма во второй половине XX века 58
2. Социальные и богословские основания женского священства и его практика в Англиканской церкви 104
3. Проблема женского священства в современной католической теологии 137
Заключение 144
Список использованных источников и литературы 153
- Возникновение и развитие светской феминистской идеи с XVII до XX веков
- Истоки церковного феминизма в Англиканском Сообществе
- Философские и богословские концепции феминизма во второй половине XX века
- Социальные и богословские основания женского священства и его практика в Англиканской церкви
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий XX в. в самых многочисленных и консервативных христианских сообществах1 стали высказываться профеминистские идеи, тождественные тем, которые были впервые сформулированы в начале XX в. в церкви Англии, и которые в течение прошлого века привели Англиканское Сообщество2 к кардинальному пересмотру традиционной позиции по вопросу женского священства. Сложившаяся ситуация в Англиканстве, а именно наличие здесь 20-25% женщин-священников от общего числа духовенства, делает исследование предложенной темы насущно необходимым. Во-первых, это явление до сих пор не было подвергнуто анализу в российской науке, а, во-вторых, рассмотрение процессов и причин, обусловивших появление женского священства в Англиканстве, позволяет правильно оценить масштаб влияния феминизма на внутрицерковную жизнь других христианских конфессий, в том числе и действующих на территории современной России.
Также одной из причин написания данной работы явилось стремление диссертанта дать собственное видение концепций, направленных на внедрение церковного феминизма в консервативные христианские конфессии. Данные концепции основывают возможность рукоположения женщин в священнический сан на том, что эта практика не имеет прямых запретов в Священном Писании и Священном Предании. Главным же основанием к
1 Здесь подразумеваются Православная и Католическая Церкви, которые вместе объединяют 1.2 миллиарда
верующих людей.
2 Англиканское Сообщество (Anglican Communion) объединяет 44 церкви, провинции и экстра-провинции из
161 страны. Единство Церквей, входящих в Англиканское Сообщество, основывается на признании
Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Богооткровепного слова, Никейского или
Апостольского символов веры как достаточного исповедания христианской веры, двух таинств — крещения
и евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral
(Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения). Номинальным главой Сообщества является
архиепископ Кентерберийский. Раз в десять лет все епископы Сообщества собираются на т.п. Ламбстские
Конференции для решения насущных вопросов.
4 изменению сложившейся двухтысячелетней практики рукоположения только
мужчин, по убеждению сторонников этих концепций, является изменение
социально-культурного состояния общества (особенно на Западе).1
Активизация приверженцев церковного феминизма, поддерживаемого многими членами Всемирного Совета Церквей, заставила диссертанта обратиться к изучению вопроса о возникновении женского священства в Англиканском Сообществе. Этот выбор объясняется особенностью англиканского христианства. Англикане (в отличие од других протестантских деноминаций) сохранили три степени священства2, а отсутствие четкого богословского учения о священстве позволяло им на протяжении почти 100 лет (с середины XIX в. и до 1948 г.) вести диалог с православными церквами о восстановлении литургического общения. Однако оказалось, что церковная жизнь Англиканства настолько тесно связана со светской жизнью, что изменение общественных традиций и устоев с неизбежностью должно было привести к «революционным» преобразованиям церковной жизни.
Актуальность настоящего исследования обуславливает также то, что в основе женского священства в Англиканском Сообществе лежит такое малоисследованное, но обладающее огромной социальной значимостью явление, как светский феминизм.
Степень научной разработанности темы. По данной теме никогда не проводились исследования на русском языке. Иноязычная литература состоит из источников, освещающих либо проблемы светского феминизма, либо внутрицерковные процессы, связанные с женским движением. Нам не удалось обнаружить ни одного исследования, подробно рассматривающего связь церковного и светского феминизма. В связи с этим, в данном исследовании используются труды, содержащие описание конкретных фактов, а также анализирующие причины возникновения и развития феминизма.
1 См.: Ь'ср-Сижель Э., Уэр Каллист еп. Рукоположение женщин в Православной церкви. Москва, 2000.
2 Вопрос о сохранении англикапами исторического епископата (восходящего к апостольским временам)
остается открытым. С католической точки зрения, англиканская иерархия является «безблагодатной», т.е.
она утратила непосредственную связь с апостолами. С православной точки зрения, этот вопрос окончательно
не решен.
1 См. ниже в Главе 2.
5 Среди авторов, которые рассматривали внутрицерковную жизнь в
Англиканстве, в том числе и процесс зарождения и развития церковного
феминизма, следует выделить: A. Russell, В. Неепеу, О. Chadwick, J.E. Booty,
В.Н. Streeter.1
Также следует выделить работы западных философов и теологов, в которых предпринята попытка осмыслить идеи и концепции церковного феминизма. Этой тематике посвящены работы следующих авторов: Emmett Carter, Emily Hewitt, Suzanne Hiatt, Pope Paul VI, Fredrica Thompsett, M. Daly, Duane Litfin.2
Исследованием проблем («теология освобождения», «черное движение», движение «миряне - церковь» и т.п.), которые помогли ускорить процесс формирования церковного феминизма в самостоятельное движение в Англиканском Сообществе, занимались следующие авторы: F.O. Ayers, Robert Bennett, James Cone, R. Grant, Henrik Kraemer.3
Светский феминизм был наиболее основательно исследован в работах В. Harrison , V. Bryson, С. Bacchi, О. Banks и других.4
Особый интерес представляют работы, рассматривающие тему светского феминизма, на русском языке: С. Де Бовуар, Д. Роулс, Б. Фридан, К. Миллет.5
1 Russell A., The Clerical Profession - London, 1980; Неепеу В., A Different Kind of Gentleman - Harden, Conn.,
1976; Chadwick 0., Victorian Church - SCM Press, London, 1966; Booty J.E. Episcopal Church in crisis - Cawley,
1992; Streeter B.H., Picton-Turbervill E. Woman and the Church - London, 1917.
2 Carter G Emmett. Why the Catholic Church maintains a male priesthood - Globe and Mail. - Toronto ON. - 1997. APR.
7; Hewitt Emily C, Suzanne R. Hiatt. Women Priest: Yes or No? - New York, Seabury, 1973; Pope Paul VI. Response to
the Letter of His Grace the Most Reverend Dr. F. D. Coggan, Archbishop of Canterbury, concerning the Ordination of
Women to the Priesthood - 1975-NOV-30: AAS 68 (1976); Thompsett Fredrica H. Christian Feminist Perspective: On
History, Theology and the Bible - Cincinnati: Forward Movement Publications, 1986; Daly M. Beyond God the Father.
Towards a Philosophy of Women's Liberation - Boston: Beacon Press. 1973; Litfin A. Duane, Theological Issues in
Contemporary Feminism - Chicago: Moody Press, 1982; Ruether R., Religion and sexism. Images of women in Jewish and
Christian trudition - In: Liberation theology. - N.Y., 1974; Litfin A. Duane, Theological Issues in Contemporary
Feminism - Chicago: Moody Press, 1982.
3 Ayers F.O. The Ministry of the Laity: A Biblical Exposition - Philadelphia: The Westminster Press, 1962; Bennett Robert
A. Black Episcopalians: A History from the Colonial Period to the Present - The History Magazine of the Protestant
Episcopal Church. - 1974. - vol. 43; Cone James H. For My People: Black Theology and the Black Church - New York:
Orbis Books, 1984; Grant R. Christian Ministry and the People of God/VToday's Church and Today's World. Lambeth 1978.
- London: CIO, 1977; Kraemer Henrik. A Theology of the Laity - London: Lutterworth, 1958.
4 Harrison В., Separate Spheres: The Opposition to Women's Suffrage in Britain - London, 1978; Bryson V., Feminist
Political Theory: An Introduction - MacMilan, UK, 1992; Bacchi С Same Difference. Feminism and Sexual
Difference - London: Allen and Unwin, 1990; Banks O. Face of Feminism - Oxford: Basil Blackwell, 1986; Barrett
M. Women's Oppression Today, The Marxist//Feminist Encounter. - London: Verso, 1988; Bulbeck С One World
Women's Movement. - London: Pluto Press, 1988; Carter A. The Politics of Women's Right. - London and New
York: Longman. 1988 и многие другие.
5 Де Бовуар С. Второй пол - Москва, 1998; Роулс Дж. Теория справедливости - Новосибирск, 1997; Фридан Б.
Загадка женственности -М., 1994; Миллет К. Сексуальная политика//Вонросы философии. - 1994, №9.
При исследовании рассматриваемой темы автор опирался на работы известных русских теологов, которые сделали серьезный анализ англиканского учения о священстве и иерархическом устройстве церкви. К этим работам можно отнести труды прот Л. Воронова, П. Образцова, еп. Сергия Серафимова.1
Особо следует выделить кандидатскую диссертацию Т.И. Благовой.2 Её работа положила начало исследованию влияния феминизма на церковную жизнь. Однако ее труд посвящен процессам, происходившим в Католической церкви, что заставляет нас обращаться к нему только как к первой попытке рассмотрения вопроса о церковном феминизме на русском языке. В Католичестве церковный феминизм возникает позже, чем в Англиканстве. Следовательно, логичнее было бы взять за основу нашего исследования процессы, происходившие в конфессии, являющейся родоначальницей церковного феминизма.
Следует выделить и работу православной феминистки Элизабет Бер-Сижель. В 2000 г. Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея издал книгу «Рукоположение женщин в Православной Церкви». Соавтором Э. Бер-Сижель был епископ Диоклийский Каллист (Ware). В этой книге описаны различные процессы, главная цель которых - доказать жизненность церковного феминизма в Православии.
Таким образом, проведенный анализ степени изученности проблемы позволяет заключить, что в отечественной и зарубежной литературе нашли отражение отдельные аспекты влияния светского феминизма на процесс феминизации Англиканского Сообщества. Однако па сегодняшний день целостных и комплексных работ по данной проблеме практически нет.
Воронов Л. Л. прот., Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной і-іауки//Ь'огословскис труды. - 1964. №3; Образцов П. О попытках к соединению Английской Епископальной Церкви с Православпой/ЛІравослаппое обозрение. - 1866. март; Серафимов Сергий Еп., Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан - Кострома, 1882. 2 Клагова Т.И. Критический анализ традиционных и модернистских концепций католицизма о роли женщины в обществе-Дне. канд. философе, наук. Москва. 1980.
7 Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является
исследование генезиса и эволюции церковного феминизма в Англиканском
Сообществе, а также выявление его философских и теологических корней.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
установить социально-философский генезис феминизма;
проследить эволюцию идей и охарактеризовать деятельность светских и церковных представителей феминизма;
выявить место и роль философских идей и принципов светского феминизма в церковном феминизме;
выявить специфику теологических идей и концепций в феминистской трактовке основных христианских догм;
рассмотреть процессы расширения прав женщин в Англиканском Сообществе и показать, что церковный феминизм - основная причина возникновения женскогб священства в Англиканстве;
- показать реальное состояние церковного феминизма в настоящее время.
Объектом исследования автор избрал Англиканство, как конфессию, в
которой возникает церковный феминизм.
Предметом исследования является возникновение и развитие церковного феминизма. Особого рассмотрения требуют нрофеминистские преобразования в церкви Англии и Епископальной церкви США, т.к. события, происходившие на их канонических территориях, повлияли на судьбу всего Англиканства. Наш выбор объясняется еще и тем, что Англия считается родоначальницей не только англиканского вероисповедания, но также светского и церковного феминизма, а Епископальная церковь США приняла эстафету у церкви Англии после Второй мировой войны и стала самой феминизированной церковью Англиканского Сообщества. Следует подчеркнуть, что как в первом, так и во втором случаях обе англиканские церкви шли следом за развитием светского феминизма в этих странах. Поэтому нам предстоит рассмотреть процесс
В первую очередь мы говорим здесь о женском священстве.
8 исторического формирования и развития церковного феминизма, как следствия
светского феминизма.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследовании
явились принципы объективности, системного, комплексного подхода к анализу философско-религиозных и теологических взглядов феминистов. Диссертант, применяя устоявшиеся в науке методы: критическо-аналитического подхода к содержанию материала и историко-логического метода, проследил становление феминистских идей в религиозном мировоззрении англикан. Системно-комплексный подход позволил дать, насколько это возможно, целостное представление об отношении светского феминизма к церковному феминизму в Англиканском Сообществе.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что в работе:
вскрыты социально-философские истоки феминизма;
дано развернутое определение церковного феминизма как одной из форм светского феминизма;
проанализированы философско-методологические основы феминизма и показана связь светского и церковного феминизма в Англиканском Сообществе;
рассмотрена проблема изменения традиционной христианской теологии и возникновения профеминистских теологических систем;
раскрыта связь между светским и церковным феминизмом, приведшая к появлению женского священства в Англиканском Сообществе;
рассмотрено современное положение церковного феминизма в Англиканстве.
Научно-практическая значимость исследования. Диссертация открывает новое направление в исследовании генезиса и эволюции церковного феминизма в Англиканском Сообществе. Материалы и выводы диссертационного исследования представляют собой содержательный анализ новых направлений и практик в светском и церковном феминизме, которые
9 позволяют ввести их в круг религиоведческой проблематики. Материалы и
выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания философии, культурологии, религиоведения, философии религии.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены в статьях: Третьяков А.В. Англиканская церковь // Православная Энциклопедия Т. 2, 2001 - ее. 322-333 (в соавт); Современное положение в Англиканском Сообществе // Богословский сборник, 1999, №3; Прейдут ли женщины на Афон // Радонеж, 2003, №2. Выводы и положения работы докладывались на богословских конференциях Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, были сделаны доклады на следующие темы: «Женское священство в Англиканской церкви» (Москва, 2000); «Теология феминизма» (Москва, 2001); «Отношение Римско-католической церкви к женскому священству» (Москва, 2002).
Структура работы. Работа состоит из двух глав, каждая из которых посвящена одному из двух периодов активизации феминистских движений (условно эти периоды делятся на этапы до Второй мировой воины и после нее), заключения и списка использованных источников и литературы.
Возникновение и развитие светской феминистской идеи с XVII до XX веков
Перед тем как приступить к изучению вопроса возникновения феминистской мысли, требуется дать определение термину «феминист(ка)» и основным феминистским концепциям. При написании данной работы мы будем использовать термин «феминист(ка)»1 в самом широком смысле. Он будет относиться к любому теоретику, считающему, что отношения между полами основаны на неравенстве, подчинении и угнетении, и воспринимающему такое положение как проблему, которая не является естественной для человеческого общества (как в религиозном, так и в социальном аспектах). Это означает, что мы будем использовать этот термин как по отношению к тем, кто писал свои труды до его существования, так и по отношению к тем, кто его отвергал. Также этот термин может употребляться по отношению к отдельным мужчинам, которые внесли свой вклад в развитие феминистской идеологии.2
Нам следует сразу обратить внимание на то, что развитие феминистской мысли было не просто непоследовательным, но нередко сопровождалось глубокими теоретическими расхождениями. Это, отчасти, отражает различия в потребностях и представлениях женщин, принадлежащих к разным общественным кругам. Расхождения также возникают в связи с тем, что феминизм имеет различные источники: либеральную, социалистическую и другие теории. По мнению многих современных авторов, занимающихся исследованием феминизма, его нельзя рассматривать как унифицированную теорию, а, скорее, следует выделять различные позиции феминисток. Наиболее распространенные подходы таковы:
1. В светских теориях - либеральный, марксистский, радикальный феминизм и социалистический феминизм.1
2. В церковных теориях - светский, New Age, либеральный и евангельский феминизм.2
В соответствии с такой классификацией, либеральный феминизм (в светских теориях), по сути, утверждает, что, поскольку женщины - такие же разумные существа, как и мужчины, они должны обладать теми же юридическими и политическими правами. Поэтому в последние триста лет либеральные феминистки выступали и боролись за право женщин на образование, оплачиваемый труд, участие в политике и полное юридическое равноправие. Главная цель либерального феминизма - достижение политического и юридического равенства, которые дадут каждой отдельной женщине возможность реализовать свои профессиональные навыки в любой сфере общественной деятельности.
Марксистские феминистки, в свою очередь, доказывают, что в классовом обществе такие права могут быть доступны лишь немногим представительницам среднего класса. Большинство женщин, так же как и мужчин, останутся угнетенными до тех пор, пока на смену капиталистической экономической системе не придет коммунизм. Главная цель марксистского феминизма - достижение коммунизма через участие в классовой борьбе, при котором экономическая зависимость женщин будет уничтожена, а общественные детские сады и совместное ведение хозяйства освободят их от монотонного домашнего труда и позволят полноценно участвовать в профессиональной деятельности.
По мнению радикальных феминисток, указанные выше теории игнорируют сущность и повсеместность мужской власти. Идеи радикального феминизма были впервые сформулированы в конце 60-х гг. XX в.. В основе лежит утверждение о том, что мужская, патриархальная власть является исходной в человеческом обществе. Власть мужчин над женщинами распространяется не только на общественную деятельность, но и на отношения между полами. Поэтому многие радикальные феминистки рассматривают мужчин как «врагов», которые поработили женщин.
Социалистические феминистки претендуют на совмещение идей марксистского и радикального феминизма. В отличие от радикальных феминисток, они не рассматривают интересы мужчин и женщин как неизменно противоречащие друг другу. Марксистских феминисток они поддерживают в вопросе классовой борьбы, но признают возможность сохранения существующего полового неравенства, по крайней мере, на определенный период борьбы за равноправие.
В церковных теориях светские феминистки - женщины, которые отвергают Бога, Священное Писание и вообще религию в обсуждении вопросов, связанных с ролью женщин в современном обществе. Они рассматривают Библию как основной источник шовинизма и пережиток прошлого и не допускают использование Священного Писания в обсуждении феминистских вопросов. Фактически, к этой группе феминисток можно отнести все четыре вышеперечисленные группы. New Age феминисты - язычники, возродившие поклонение женскому божеству. Либеральные феминисты - феминисты, не отрицающие авторитета Священного Писания и сохраняющие связь с христианством, но придерживающиеся той точки зрения, что авторы Библии были просто людьми своего времени, ограниченными культурно-историческими стереотипами. "Они предполагают, что авторы или переводчики (от автора: мужчины) Библии намеренно принижали и даже утаивали роль женщины в раннем христианстве".1 Евангельские феминисты - феминисты, которые придерживаются консервативных взглядов относительно Священного Писания и богословия (но не всегда), но, тем не менее, они сохраняют феминистские точки зрения на роль женщины в обществе, церкви и дома. Они предполагают, что Библия всецело поддерживает их феминистские представления.
Светские и New Age феминисты по своим принципам являются «внешними» противниками христианства, т.к. основные принципы их мировоззрения основаны на антихристианских идеях.
Либеральные и евангельские феминисты являются группами, не противопоставляющими себя христианству, но пытающимися изменить основы христианского учения о взаимоотношениях полов и т. п., при этом не брезгуя даже корректировкой основных источников христианского вероучения -Священного Писания и Священного Предания.
Истоки церковного феминизма в Англиканском Сообществе
До середины XIX в. церковь Англии не имела священства (как социального сословия) в традиционном для Православия и Католицизма смысле этого слова, т.е., конечно, была группа людей (мужчин), которые прошли через церковные обряды поставлення в диаконы, пресвитеры и епископы. Эти священнослужители выполняли литургические, проповеднические и пасторские функции таким образом, как это было предписано в ординале (Ordinal), который входил и входит в состав Книги Общих Молитв (The Book of Common Prayer). Однако в девятнадцатом столетии для исполнения этих функций не требовалось специализированного теологического, пасторского, или практического обучения, чтобы достичь необходимого высокого стандарта теологического знания или пасторского умения, подобно тому, как не требовались высокообразованные врачи или юристы. Священнослужитель после рукоположения обычно получал возможность совершать свое служение как профессионал, и одновременно продолжал восприниматься как любитель. Он также принимал на себя и чисто светские обязанности. Например, клирик мог быть представителем правосудия, оказывать возможную медицинскую помощь (особенно это практиковалось в деревнях), также он контролировал образовательную и благотворительную деятельность общины. Следовательно, роль клирика в общественной жизни была разнообразной.
Во второй половине XIX в. данная ситуация изменилась. Пастор церкви Англии стал человеком, исполняющим свое служение как профессионал.1 Он получил возможность обучаться богословским дисциплинам и пасторству. Клирик получил возможность иметь профессиональные контакты с другими священнослужителями на протяжении своей жизни и участвовать в богословских конференциях и т.п. Он стал активным участником процесса церковного самоуправления - на уровне конвокаций, диоцезов и сельских приходов, получил доступ ко все более возрастающему количеству специализированной богословской литературы: книгам и периодическим изданиям. Также клирики начинают носить одежду, которая выделяла их из числа простых людей, так что их внешний вид свидетельствовал об их принадлежности к кругам служителей церкви. Наиболее же существенным изменением в жизни священнослужителя стало то, что теперь все свои силы и способности он концентрирует на священнической деятельности. Вследствие того, что он стал концентрировать свои усилия на профессиональной деятельности клирика, многие из традиционных обязанностей священнослужителя уходят на второй план или вообще исчезают. Энтони Расселл (Anthony Russell) определяет три основных направления в служении клирика: І.Возглавление общественного богослужения; 2.Проповедь; 3.Пасторское попечение.
Возглавление общественного богослужения включает в себя будничные и воскресные богослужения, совершение таинств и других священнодействий (обрядов). Проповедь состоит прежде всего в подготовке и произнесении поучительных и назидательных речей во время совершения таинств и обрядов. Пасторское попечение преимущественно составляет регулярное посещение заболевших прихожан и тех, кто нуждается в особой духовной поддержке, преиодаиии частных советов, рекомендаций и образовательной деятельности в приходских школах и колледжах.1
Женщины - мирянки в церкви Англии в данный исторический период, впрочем, как и прежде, были только пассивно связаны с возглавлением общественного богослужения и проповедью, что было характерно только для священства. Они составляли большинство прихожан (по крайней мере, к концу девятнадцатого столетия). Женщины не могли ни помогать при богослужениях, ни, тем более, возглавлять их. Роль проповедника была для них также недосягаема. Мужчины-миряне, напротив, принимали участие в церковной жизни не только в качестве певчих, но и в качестве помощников священника во время литургии. С 60 гг. XIX в. они получают возможность стать чтецами (layreaders) и также, в конечном счете, получили право проповедовать во время богослужения.2
Посредством третьей пасторской функции (пасторского попечения) начался процесс приближения женщин к служению в церкви Англии в роли клириков. Попечение о бедных и больных людях способствовало появлению женщин, которые занимались проповедью вне пределов Церкви. Они проводили как индивидуальные беседы, так и беседы с целыми семьями, образовывали кружки для девушек и женщин, основывали сберегательные фонды и помогали устанавливать более тесные контакты между священниками и их прихожанами. Неудивительно, что первые шаги на пути к профессиональному служению женщин в церкви были сделаны хорошо подготовленными, высокообразованными женщинами, которые смогли особым образом проявить себя в качестве учителей и попечителей прихожан.
В 1901 г. Луиза Крейтон (Louise Creighton), вдова епископа Лондонского, писала, что женщины-добровольцы, дьякониссы и т.п., не могли сделать то, что сможет сделать новый класс церковнослужительниц (женщин). Эти женщины, которые были привлечены к социальному служению церкви Англии, должны быть высокообразованны, обладать большой ответственностью и независимостью в организации работы среди прихожанок и их детей. Прежде всего, эти женщины не должны быть зависимы от кого-либо, они «не должны быть подобны безгласной пашущей лошади, но обязаны помогать священнику, в то же время принимая участие в управлении приходом».1 В 1894 г. Крейтон указала, что старое представление о месте женщины в мире, в котором «борьба за существование была присуща мужчинам, а женщины находились под их покровительством, устаревает. Женщины... должны были оставаться в стороне от греха и зла». Хотя женщина и стала более «независимой и обрела чувство собственного достоинства, получив возможность отстаивать свою собственную позицию и т.п., все же женщина оставалась зависимой, особенно от приходских священников.2 Различия между священником и помогающими ему женщинами в первую очередь состояли в том, чтобы последние не мешали служению пастора, хотя многие задачи при этом «возлагались на женщин».3 К началу Первой мировой войны идеалом женского служения считалось «посвящение себя исключительно мужу, дому и детям», но уже стал возникать и другой идеал «женщины, которая экономически независима». Через год после того, как началась война, газета «Гардиан» (Guardian) указала ряд причин, по которым независимость женщин стала важной и неизбежной для общества. Во-первых, отсутствие женихов, во-вторых, существование большого подоходного налога для родителей, в-третьих, необходимость восполнения пустующих рабочих мест женами солдат и ветеранов и, в четвертых, «удовольствие, которое женщины получали от работы, пока шла война.
Философские и богословские концепции феминизма во второй половине XX века
К 1945 г. на большей части Европы и Америки женщины добились определенных социальных изменений в вопросах политического и юридического равенства с мужчинами. Они уже могли активно участвовать в политической жизни общества, были вовлечены в различные сферы образования и занятости, а также сохраняли независимость после замужества. В Америке традиция welfare feminism была продолжена группой влиятельных женщин под руководством Элеанор Рузвельт, жены президента США, которая активно участвовала в разработке и реализации «Нового соглашения». Хотя женщины и не получили государственной поддержки в той степени, что и мужчины, их интересы уже невозможно было игнорировать.1
В Англии новая система социального обеспечения, основанная на «Отчете Бевериджа» («Beveridge Report») 1942 г., предполагала выплату государственных пособий матерям за второго и последующих детей. Немало было достигнуто и в сфере занятости. Во время войны большое число женщин работали вне дома (в Британии в 1943 г. 80 процентов замужних женщин были заняты в разных сферах военной промышленности).2 Кроме того, они получили возможность заниматься квалифицированными, профессиональными видами деятельности, которые ранее считались для них недоступными. И хотя в 1945 г. женщин стали вытеснять вернувшиеся с войны мужчины, недостаток рабочей силы и необходимость реструктуризации экономики обеспечили развитие этой тенденции. К 50-ым гг. как в Британии, так и в Америке наблюдалось увеличение числа женщин в сфере оплачиваемого труда. К этому времени многие из тех, которые по-прежнему оставались домохозяйками, стали использовать преимущества растущего уровня жизни и все большую доступность товаров потребления. Сочетание все усложнявшейся бытовой техники с уменьшением размера семьи привело к тому, что домашняя работа перестала быть утомительной, рутинной, и домохозяйка могла больше времени уделять детям. Таким образом, у многих возникало ощущение, что началась новая эра и что большинство женщин могли теперь найти удовлетворение в домашнем кругу, где уже не было повседневных забот, а те немногие, кто выбрал профессиональную карьеру, имели возможность ею заниматься.
В этих условиях феминизм уже не был столь привлекателен, т.к. ассоциировался с давним радикализмом или с ценностями, находившими мало поддержки в атмосфере послевоенного общества, ориентированного на семью и гедонизм.1 В отличие от предыдущего периода ни одна социально значимая группа не была заинтересована в том, чтобы разоблачать мужскую власть в доме или подвергать сомнению идеализированный образ семейной жизни, считавшейся нормой.
Но не все было так идеально. Женщины составляли меньшинство на всех уровнях политической жизни, они были крайне редко представлены на высоких профессиональных позициях, их дискриминировали во всех сферах занятости, им платили меньше, чем мужчинам, социальные гарантии были рассчитаны на зависимое положение от мужа, и многим женщинам определенно были недоступны преимущества нового общества изобилия. Как пишет Бэнкс, «даже в 50-е гг. ... было заметно, что феминизм равноправия не только остался жив, но и старался быть услышанным».
Как в Британии, так и в Соединенных Штатах Америки возрастали требования, особенно со стороны женщин, освоивших престижные профессии, ориентированные на получение равной оплаты труда и прекращение дискриминации в сфере занятости. Были также и другие не столь широко обсуждаемые проблемы. Многие женщины-представительницы рабочего класса всегда были заняты в сфере оплачиваемого труда. Как считает Уилсон, гармония и согласие того времени на самом деле были обманчивы, недовольство и протесты скорее скрывались и замалчивались, а не исчезли, и «женское освободительное движение явилось, отчасти, реакцией на это умолчание».1 Так же как и в период раннего феминизма, движение, которое возникло в 60-х гг. XX в., было вызвано не одной причиной и основывалось на нескольких политических традициях, а, кроме того, на развивающейся новой радикальной теории. Однако молодым женщинам послевоенного периода не было доступно наследие феминистской философии и истории. Для светского феминизма этого периода особую ценность представляла книга «Второй иол» Симоны де Бовуар, впервые опубликованная в 1949 г., ставшая единственным феминистским текстом для целого поколения женщин. Симона де Бовуар (1908—1986) всегда утверждала, что она сама никогда не сожалела, что она женщина: «Я не только не страдала из-за своей половой принадлежности, а, наоборот, начиная с двадцати лет, пользовалась преимуществами обоих полов».2 Она настойчиво отвергала домашний уклад и традиционную женскую роль. Особое место в ее жизни занимал философ Жан-Поль Сартр. Ближе к сорока годам, она, по совету Сартра, задумалась о написании автобиографии и решила, что для того, чтобы понять себя, она должна разобраться в том, что значит быть женщиной. Результатом ее исследования стал объемистый труд «Второй пол».
В этой книге используется весь спектр философского, психологического, антропологического, исторического, литературного и жизненного материала для того, чтобы доказать, что самым главным препятствием к женской свободе являются не биология или политические и юридические ограничения, и даже не экономическое положение женщин, но скорее весь процесс производства «женственности» в обществе. Ее знаменитая фраза - «Женщиной не рождаются, ею становятся»1. Это означает, что, подобно радикальным феминисткам, де Бовуар увидела, каким образом явно не политические сферы жизни, такие как семья, связаны с более широкими структурами власти. Однако, как и марксистские феминистки, она не считала освобождение женщин внеисторичсским событием, полагая, что только в новых условиях производства женщины смогут реализовать свой потенциал свободной и автономной деятельности.
Для того чтобы понять, что де Бовуар подразумевала под свободой, необходимо представлять себе ее философские позиции — экзистенциалистскую теорию, разработанную Сартром, которую она полностью приняла. Основной чертой экзистенциализма является проблематизация сложившихся традиций, ценностей и верований, а также несогласие с той идеей, что судьба человека предопределена переживаниями раннего детства или экономическими условиями. Акцент ставился на полной свободе личности и ответственности индивида за собственную жизнь.
Социальные и богословские основания женского священства и его практика в Англиканской церкви
В 1964 г. была опубликована книга епископа Джеймса Пайка (James Pike s) «Время для Христианской Искренности» (A Time for Christian Candor). Хотя она появилась позже других подобных книг, однако стала одной из главных проблем для членов Епископальной церкви того времени. В июле 1965 г. группа духовенства из Аризонской епархии обвинила Пайка в том, что в своих трудах он выступает против церковного учения о непорочном зачатии Христа, Боговоилощения, троичности Божественных Лиц, и поэтому его позиция является еретической. Дело епископа Пайка привело к попыткам рассмотрения вопроса о том, что есть Церковь? Джон Нокс (John Knox) был одним из авторитетных богословов, который, отвечая на поставленный вопрос, пришел к тому выводу, что «Церковь, по определению, является общением в любви божьей, и ее миссия состоит в том, чтобы быть сферой постоянного примирения». В отличие от традиционного англиканского представления о Церкви, Нокс выразил свое мнение в терминах, которые были близки к терминам, используемым на втором Ватиканском соборе Римо-католической церкви. По мнению Нокса, Церковь следует рассматривать как Тело Христово. Были и другие богословские попытки дать определение Церкви. Стивен Бейн (Stephen Ваупе), выступая на General Convention в Детройте в 1961 г., критиковал Англиканскую церковь за то, что она не соответствует реалиям времени. Т.к. она состоит из отдельных членов, которые живут в реальном мире, то она должна отражать этот срез общества. Уайтхед (A.N. Whitehead) говорил, что следует «обратить особое внимание на видение смирения Галилеянина, которое в последующие времена было заменено в Христианской традиции образом Цезаря-судьи». Радикальное богословие в послевоенный период, по мнению Бути (John Booty), служило Епископальной церкви и во вред, и во благо/ «Возрождение и преображение требуется не только от отдельных лиц, но и от всей церкви, т.к. она - сообщество народа Божия... Церковь утверждает нас в нашем эгоизме и предубеждениях, требуя от нас немногого и обещая чрезмерно много, ведя своих членов в челюсти ада...
Поэтому «радикальные богословы» могут быть нами определены как преобразователи и как хулители христианства». В 50-е гг. в Епископальной церкви стали происходить процессы, затрагивающие не только экклезиологическую сферу англиканского мировоззрения, но и христологическую, как тесно связанную с первой. По словам Бути, Епископальная церковь «пребывала в состоянии сознательно-бессознательного поиска преобразования себя...Чтобы церковь перестала быть клубом для богатых людей и стала обществом прощенных грешников, служащих друг другу».2 Подтверждением процесса преобразования стало развитие Клинического Пастырского Образования (Clinical Pastoral Education).3 Основные идеи КПО (СРЕ) были сформулированы Бойсеиом (Anton Boisen) и Диксом (Russel Dicks). КПО было предназначено для духовенства всех вероисповеданий, чтобы помочь им лучше понять цель их пастырского призвания, объединить богословие и науку, научиться строить позитивные отношения с паствой, и учиться не посредством чтения книг, а изучая людей и их нужды.4
Большинство епископальных семинарий одобрили принципы КПО и стали использовать их в учебном процессе. Ряд англиканских богословов (Albert Т. Mollegen, Paul Tillich) поддержали КПО, как направление, способствующее развитию экклезиологии, библейского богословия и христологии. Однако были и отрицательные следствия появления нового метода образования в семинариях. Семинаристы стали намного чаще прибегать к психоанализу и скорее становились не пастырями, а врачами. Реформа церковного образования привела к тому, что в 50-60-е годы возникла дискуссия реформировании литургической практики церковной жизни. Литургическое движение, в первую очередь, связанно с именами Одо Казела (Odo Casel), Луиза Боер (Louis Bouyer), Габриэля Герберта (Gabriel Hebert), Мэсси Шепарда (Massey Shepherd), Аля Шэндс (Al Shands). Церковь стремилась возродить традиции, восходящие к периоду возникновения англиканского вероисповедоваиия и, в первую очередь, наследия англиканских богословов шестнадцатого и семнадцатого столетий, Хукера (Hooker), Энрюса (Andrewes) и многих других.1 Литургические и другие богословские преобразования привели к очередному изменению роли мирян в жизни Епископальной церкви.
В послевоенный период происходит резкая активизация внутрицерковных движений, связанных с переосмыслением роли Епископальной церкви в мире. Как было показано выше, процесс реформирования затрагивал не только богословское наследие Англиканской церкви. В число нововведений попала и литургическая практика. Составной частью литургических реформ явилось возрождение движения за активное участие мирян в богослужебной жизни англиканского сообщества. Если в первой половине XX века фактически не было богословского обоснования активного вовлечения мирян в литургическую жизнь церковного сообщества, то в 50-60-е годы появляется ряд работ известных богословов: Yves Congafs «Jalons pour une theologie du laicat» (1953), Hendnk Kisemer s «A Theology of the Laity» (1958), Alden Drew Kelley «The People of God: A Study in the Doctrine of the Laity» (1962) и «The Ministry of the Laity: A Biblical Exposition» (1962), автором которой был Francis О. Ayres.
Основной лозунг этого движения был: «Миряне - Церковь».3 Многие богословы этого периода выступали против клерикализации Церкви, которая, по их мнению, возникла в христианстве довольно рано, и поэтому они признавали авторитетными только библейские примеры. Например, Грант (Robert Grant), цитируя Второе послание апостола Павла к коринфским христианам, 5 гл. 19 стих, писал: «Примирение - эта цель, которая в первую очередь стоит перед церковью. Церковь примиряет с Богом всех отчужденных от Него людей, как индивидуально каждого ее члена, так и целыми группами и народами».1 Маккварри (Macquarrie) писал, что «задачей церковного служения является служение другим».2 В этот период было предпринято активное обсуждение вопросов, связанных с традиционным устройством трехстепенной иерархии в Епископальной церкви. В вопросе епископата выражалась обеспокоенность, поскольку епископы все более и более вовлекались в административные и финансовые процессы. Однако самым острым вопросом того периода можно признать положение пресвитерства, которое хотели реформировать, т.к. большинство священников посвящало чрезмерно много времени административной работе, к которой они не были готовы. В 1972 г. специальный комитет направил обращение к Палате Епископов (House of Bishops) «О Рукоположении Женщин» (On the Ordination of Women), которое отразило основное направление реформирования традиции рукоположения во все степени священства только мужчин. В этом документе говорилось, что: «если диаконат - не просто отживший свое исторический институт, несущий вспомогательную роль, то тогда становится очевидным, что он предназначен для служения. Функции этого института отличаются от служения, к которому призваны все христиане. Различие же состоит во власти, которую диаконы получают в рукоположении, и эта власть утверждается правом читать Евангелие во время литургии. Встает вопрос, состоит ли основное служение диаконов главным образом в помощи больным, бедным и обездоленным?»3 Активизация богословской мысли в осмыслении сути диаконского служения подтверждается также и возросшим числом конференций и публикаций по данному вопросу. Национальный Центр Диаконства в Бостоне (National Center for the Diaconate in Boston) был одной из организаций, принимавших участие в этом процессе.4