Введение к работе
Актуальность темы исследования
Глобальные проблемы нашей эпохи – закономерное следствие всей современной противоречивой ситуации, сложившейся на земном шаре. Современное состояние цивилизации качественно отличается от всех предшествующих этапов ее развития. Наша техногенная цивилизация, как отмечает академик РАН В. С. Степин, вступает "в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска".
Именно в этом направлении любой позитивный вклад в решение глобальных проблем имеет огромное значение, как для теории, так и для практики. Обсуждение общечеловеческих проблем сегодня ведется на всех уровнях международных отношений, начиная от двухсторонних и заканчивая широким межрегиональным диалогом. В рассмотрение глобальных проблем включаются различные политические силы, они активно освещаются средствами массовой информации. И вполне очевидно, что "к настоящему времени сформировалась принципиально новая область междисциплинарных знаний – глобалистика, в рамках которой различные науки ведут исследования процессов глобализации и порождаемых ими всевозможных проблем, кризисов и противоречий общечеловеческой значимости". Этими проблемами занимаются и другие исследовательские программы. И здесь важно учитывать различные направления глобалистики, которые начали формироваться еще во второй половине ХХ в., но, к сожалению, оказались невостребованными нашим общественным сознанием. И далеко не последнюю роль играет здесь сотрудничество государства и церкви. В этом плане необходимо обратить самое пристальное внимание на исследование данных проблем, предлагаемых в учениях христианских церквей. Поэтому осмысление глобальных проблем в рамках "христианской глобалистики" является неотъемлемой частью разрабатываемых проектов "гуманистического глобализма" в плане преодоления различий и развертывания "диалога культур".
Кроме того, решение глобальных проблем сегодня во многом влияет на развитие диалога между Западом и Востоком. Да и сам, так называемый междисциплинарный и межкультурный разлом "Восток–Запад" (ислам–христианство") находит наибольшее количество точек соприкосновения в деле решения глобальных проблем. Можно даже говорить о том, что именно глобальные угрозы станут той основой, которая позволит сгладить противоречия "Восток–Запад". Исследование "христианской глобалистики" имеет в этом плане огромные перспективы.
Рассматривая те сложности, с которыми человечество столкнулось в деле решения глобальных проблем, можно выделить их не один десяток. Целесообразно остановиться лишь на основных из них, которые позволяют по-новому взглянуть на перспективу решения общечеловеческих проблем и обратиться к поиску новых нетрадиционных путей их преодоления. Прежде всего следует учитывать комплексный характер самих глобальных проблем и, соответственно, подходов к их решению. Можно с уверенностью утверждать, что по уровню своего развития человечество сегодня в состоянии обеспечить реализацию технической стороны большинства глобальных проектов. А вот социально-мировоззренческие аспекты этих процессов вызывают огромные трудности. И это является второй причиной (а может быть, и главной) сложностей в решении глобальных проблем. Именно социальные аспекты в деле преодоления глобальных кризисных явлений приобретают в современных условиях все большее значение. К тому же следует учитывать, что исследование глобальных проблем современности уже давно не является прерогативой лишь научного знания.
Будучи комплексными по своему характеру, общечеловеческие проблемы требуют выработки новых подходов к их решению. Наша действительность ставит множество задач, которые требуют нестандартных решений. И сегодня уже вполне очевидно, что "речь должна идти не только о науке", но и, как справедливо отмечает И.Ф. Кефели, - "о других элементах духовной культуры, которые также способны и призваны включиться в гуманистическое измерение процессов глобализации". В свете этого религиоведческий анализ исследований глобальных проблем теоретиками христианства является одной из потребностей нашего времени.
Церковь, являясь одним из древнейших социальных институтов, вынуждена была по-новому осмыслить возникающие проблемы и свои взаимоотношения с другими мировоззренческими и идеологическими системами.
Поэтому включение деятелей христианства в разработку глобальных проблем современности вполне закономерно и обосновано. Не вникать в разработки теологов или полностью отвергать их недопустимо и безответственно. Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что "одним из основных подходов к решению глобальных проблем является смена императива: не силовая политика, а поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем". Своевременно осознав серьезность сложившейся ситуации в 70-е гг. ХХ в., разработкой собственных трактовок глобальных проблем и занялись представители христианских церквей. Наработки теоретиков христианства в сфере осмысления глобальных проблем позволяют говорить об особом самостоятельном направлении – "христианской глобалистике".
В современных условиях, когда христианские церкви активно включаются во все сферы общественной жизни, необходимо четко представлять их основные теоретические разработки и мировоззренческие подходы. Можно уверенно говорить о том, что в нашем обществе назрела объективная необходимость в изучении всего разнообразия социальных разработок христианских церквей, где первостепенное место занимают их концепции глобальных проблем. В данной работе основное внимание сосредоточено на анализе проблем войны и мира, экологии и социальных проблем научно-технической революции. Это связано прежде всего с тем, что решение проблем войны и мира и экологии сегодня во многом определяет не только перспективы развития всей цивилизации, но и ее дальнейшее существование. А социальная, точнее, гуманистическая направленность новейших достижений НТР как раз и призвана обеспечить эти перспективы.
Совмещение в индивидуальном сознании человека религиозных и светских взглядов на окружающий мир нередко приводит к их отождествлению. Поэтому при научном анализе необходимо четко отделять пропагандистские призывы христианства от его теоретической сущности. Так, например, широкая массовость антивоенного и экологического движения отнюдь не вызвана деятельностью христианских церквей. Это достаточно убедительно разъясняет российский ученый, профессор Марфенин Н.Н., отмечая, что антивоенное и природоохранное "движение зародились вне церкви", так как "задолго до христианства… идея бессмысленности борьбы с соплеменниками… и противопоставления человека природе неоднократно и ясно осознавалась самыми мудрыми представителями человечества". Скорее, наоборот: теологи, озабоченные массовым светским характером этих действий, пытаются придать им якобы высший, "трансцендентный" смысл. Вполне рационально объяснимое беспокойство людей за мирное будущее, экологическую безопасность, социальный прогресс богословы пытаются обосновать стремлением человечества к религиозно-нравственному "оздоровлению", а религию объявляют главным двигателем социального прогресса. Поэтому все мировоззренческие лозунги христианства нуждаются в конкретно-аналитической социальной оценке. Именно поэтому основу данного исследования составили названные выше проблемы, что позволяет продолжить в будущем рассмотрение иных направлений "христианской глобалистики".
Степень разработанности темы
Актуальность и сложность темы исследования неизбежно предполагают проведение анализа степени ее разработанности. Формирование глобалистики как особой отрасли научного знания относится к 70-м годам ХХ века. Соответственно на этот период приходится и наивысший подъем в ее исследованиях. Главной особенностью литературы, выходящей в 70-е-80-е годы ХХ века была их общесоциологическая направленность. А что касается советских изданий, то в них господствовала идеологическая доминанта. На основе этого преобладала критика экологического кризиса (и соответственно проявления других глобальных проблем) на Западе. А социалистическая действительность рассматривалась как бы стоящей в стороне от общечеловеческих проблем. Подобного рода "псевдооптимизм" не всегда позволял объективно оценить опасность углубляющегося глобального кризиса.
В это же время формируется и целый ряд междисциплинарных наук, которые не пытаются охватить все глобальные проблемы, а занимаются отдельными конкретными исследованиями. Так, в частности, в конце 70-х гг. ХХ в. сформировалась социэкология. В 80-е гг. в процессе исследований биосоциальных систем сложилось новое научное направление "биополитика". Однако эти направления, являясь конкретными сферами исследования, лишь дополняют глобалистику. На фоне бума глобалистских исследований в этот же период начинают формироваться и самостоятельные направления глобалистики. Важное место среди них занимает неогуманистическая или клерикальная глобалистика, которая заслуживает специального исследования.
90-е годы ХХ в. характеризуются конкретизацией исследований, которые в большинстве своем ориентируются на поиск путей решения глобальных проблем и развитие международного сотрудничества в условиях глобализации мирового развития. Исследованию процессов современной глобализации посвятили свои работы такие авторы, как В. И. Данилов-Данильян, В. А. Зубаков, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев, В. А. Лисичкин, Д. М. Проектор, А. Л. Самсонов, А. И.Уткин, Ю. В. Яковец и др., а также зарубежные исследователи: З. Бжезинский, Р. Лестер, Б. Дж. Макгеттрик, С. Хантингтон и др.
В свою очередь огромное количество работ по глобалистике позволяет говорить о том, что на текущий момент уже сложились устойчивые оценки этих процессов. Существующую к началу XXI ст. литературу, посвященную осмыслению глобальных проблем современности в рамках исследования христианских подходов, правомерно подразделить на несколько основополагающих разновидностей.
Литература универсального плана (документы ООН, международные проекты, экспертные доклады, специальные научные, политологические и экологические отчеты), которая представляет собой неотъемлемую основу соответствующих исследований христианских концепций общечеловеческих проблем. Данные и обобщения, присутствующие в этих материалах, относятся к общепринятому кругу разработок и фундируют любые тексты подобного характера. Анализу глобальных проблем посвящены в первую очередь материалы различного рода международных симпозиумов, конференций и т.д., на которых обсуждение этих проблем завершилось принятием ряда международных программ развития.
Специальная литература (религиоведческая, философская, политологическая, социологическая, экологическая), содержащая определенный объем мировоззренчески окрашенных и оценочных суждений, которые зачастую критически оценивают разработки христианских теоретиков. И лишь незначительная часть подобных исследований ориентирована на поиск конструктивных моментов в глобалистских разработках теоретиков христианства.
В научной литературе всесторонне отражается возникновение, эволюция и современное состояние глобальных проблем, проанализированы пути их решения. Теоретико-методологические аспекты общечеловеческих проблем освещены в работах таких известных ученых как М.И. Будыко, В.И. Вернадский, П.А. Водопьянов, Ф.И. Гиренок, Э.В. Гирусов, А.А. Горелов, Г.С. Гудожник, В.Д. Комаров, И.Д. Лаптев, К.С. Лосев, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, Л.Н. Самойлов, А.А. Самсонов, А.Д. Урсул, Е.К. Федоров, И.Т. Фролов, Ф.С. Худушин, А.М. Шарков, Ю.А. Школенко и др.
Большой вклад в разработку глобальных проблем внесли и многие зарубежные ученые, такие как Г. Биола, Б. Гржимек, Р. Дажо, Ж.Дорст, У. Дуглас, Дж.Гэлбрэйт, Б.Коммонер, Д. Медоуз, Ю.Одум, А.Печчеи, Р.Парсон, Я.Тинберген, Б.Уорд, Дж.Форрестер и др.
Наряду с анализом сущности и основных особенностей глобальных проблем отечественными учеными активно разрабатывались социально-политические аспекты общечеловеческих проблем. Значительный вклад в разработку этого направления и анализ западных глобалистских разработок внесли: Э.А. Араб-Оглы, В.Ф.Бартов, И.В. Бестужев-Лада, А.К. Жирицкий, В.В. Загладин, В.А. Зубаков, В.В. Косолапов, И.И. Кравченко, В.А. Лисичкин, В.М. Лейбин, Б.М. Маклярский, Ю.П. Ожегов, Г.С. Хозин, Г.Б. Хромушин, Р.А. Чикалов, Г.Х. Шахназаров и др. В данных работах проведено достаточно полное и всестороннее сопоставление различных подходов к анализу и оценке глобальных проблем, в них выделены ряд рациональных моментов и определены перспективы развития.
Однако, на фоне этих масштабных исследований глобальных проблем, недостаточно внимания было уделено научно-философскому анализу религиозных (в первую очередь христианских) разработок по глобальным проблемам. Долгие годы в советской литературе преобладал критически-негативный подход к оценке социальных концепций христианских конфессий. Основное внимание уделялось критике богословских концепций и подходов к анализу общечеловеческих проблем. Можно даже говорить о том, что игнорировался тот факт, что христианская религия – существенный компонент массового сознания. А основной акцент был сделан на идеологическую несовместимость науки и религии.
Большой клад в разработку общих теоретико-методологических проблем исследования религии внесли такие известные российские религиоведы как Л.Н. Великович, В.И. Гараджа, А. Казанова, Н.А. Ковальский, А.А. Красиков, Ю. Майка, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, А.Ф. Окулов, А.С. Попов, И.Н. Яблоков, И.Б. Ястребов и др.
Анализу отдельных теорий и подходов в рамках христианских трактовок глобальных проблем в научной литературе посвящено довольно ограниченное количество исследований. Но и в них отсутствует комплексный анализ даже основных концепций "христианской глобалистики". Эти работы посвящены анализу какой-то одной глобальной проблемы, или же ограничены временными рамками. Прежде всего, это монографии таких авторов, как А.А. Герасимчук и М.И. Шахнович, но они охватывают лишь период 70-х – начало 80-х годов ХХ в. Кроме этих книг можно выделить лишь отдельные статьи или разделы коллективных работ. Среди авторов следует, прежде всего, назвать работы таких ученых, как Е.М. Бабосов, Л.Н. Великович, Н.С. Гордиенко, В.М. Груздев, Н.П. Красников, Н.А. Ковальский, Ю.В. Крянев, М.П. Новиков, И.А. Рябков, М.М. Скибицкий и др.
Таким образом, множество христианских трактовок глобальных проблем оказалось не изучено в исследованиях советского периода. Снижение интереса к анализу этих проблем в 90-е годы ХХ в. привело к тому, что дальнейшие христианские разработки в этом направлении практически не получили рассмотрения в научной философской литературе. Именно этими факторами и обусловлен выбор темы диссертационного исследования, что соответственно определило цель и задачи данной работы.
И, наконец, собственно разработки теологов по осмыслению общечеловеческих проблем современности. Это та литература, которая в основном составила источниковедческую базу исследования понимания глобальных проблем современности в "христианской глобалистике". Среди анализируемых источников имеются серьезные работы фундаментального плана. Это прежде всего работы таких авторов, как Я. Барбур, Д.Барр, Г. Дали, Т.Дерр, А. Дюма, Ф.Элдер, Н.А. Заболотский Дж.Кобб, Д. Мариетта, Л. Монкрифф, Д. Пасмор, А. Тойнби и др. Но большая часть – это отдельные статьи, а нередко и просто высказывания христианских иерархов в их публичных выступлениях или комментариях. Значительную часть этого блока литературы составляют официальные документы христианских церквей, энциклики Римских пап, социальные доктрины христианских конфессий, постановления Соборов православной церкви, резолюции и Декларации международных религиозных конференций, посвященных глобальным проблемам.
Цель и задачи исследования
Цель: выявить и обосновать существование феномена "христианская глобалистика" как самостоятельного направления в глобалистике и определить его роль в контексте современного цивилизационного процесса.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
разработать авторскую концепцию "христианской глобалистики" как самостоятельного направления в осмыслении глобальных проблем современности;
выделить и обосновать ее сущность, которая фундирована едиными христианскими догматами и ценностями, с учетом специфики православных, католических и протестантских интерпретаций глобальных проблем;
определить характерные черты "христианской глобалистики", ее функции и предложить типологию ее основных концепций, раскрыть взаимосвязь и преемственность важнейших установок, идей, проектов;
дать теоретическое обоснование и раскрыть сущность "православной мирологии", которая ориентирована на "примирение" всех "ближних", и предполагает сотрудничество "крещенных" и "некрещеных" в деле укрепления мира, показать специфику "внутреннего миротворчества" как "соработничества с Богом";
выделить основные подходы в рамках православной экологической концепции, ядром которой является разработка "экологической этики" с учетом достижений научно-технической революции и необходимости формирования "нового христианского аскетизма", что положительно отличает ее от западных течений христианства;
осуществить религиоведческий анализ православного понимания социальных аспектов научно-технической революции, отметив его бльшую по сравнению с другими течениями христианства теоретико-богословскую углубленность и экологическую направленность новейших разработок, ориентирующих церковь на сотрудничество в осуществлении совместных программ образования и воспитания;
на основе религиоведческого анализа раскрыть сущность и определить специфику католической "теологии мира", обозначить основные принципы и направления ее миротворческой деятельности, показать острое идейное противоборство на различных этапах в развитии концепции Костела по проблемам войны и мира и проанализировать ее связь с изменениями в мировой политике;
выделить основные теоретические положения и специфику католической "экотеологии", показать сложности ее формирования и раскрыть ее роль в развитии международного сотрудничества по решению экологических проблем и в структуре духовной жизни общества;
разработать религиоведческое понимание специфики основных подходов теоретиков католицизма к оценке социальных проблем научно-технической революции, проследить их генезис и определить специфику католической "теологии науки и техники" и ее значение в деле евангелизации мира в современных условиях;
выявить специфику религиоведческого понимания современной "культуры мира" в протестантизме, раскрыть особенности формирования протестантской "мирологии", которая представлена множеством разнообразных идей и установок, сформировавшихся в рамках экуменического движения и определить их значимость в деле укрепления мира;
на основе системного анализа разнообразных экологических разработок в рамках протестантизма выделить основные общие идеи и установки "экотеологии", раскрыть их сущность и показать тесную связь с рядом концепций западной философии и социологии;
показать специфику и цели протестантского понимания "сотрудничества" церкви с учеными, раскрыть мировоззренческую направленность и особенности реализации "двойной стратегии" для стран с различным уровнем развития на базе концепции "соответствующей техники", основой которой провозглашается религиозная нравственность.
Объектом исследования являются глобальные проблемы современности, возникшие во второй половине ХХ в. и требующие безотлагательного решения.
Предметом исследования являются основные христианские концепции глобальных проблем современности, составляющие фундамент теоретической модели "христианской глобалистики".
Гипотеза
Осмысление глобальных проблем осуществляется в рамках христианского мировоззрения в виде целого ряда концепций, составляющих основу теоретической модели "христианской глобалистики". При всем качественном разнообразии ее концептуальных подходов возможно выделить ряд существенных характеристик, подтверждающих парадигмальное единство "христианской глобалистики":
1) ее фундированность вероучением христианства, предполагающим сходные представления об иерархии ценностей мира, об аксиологическом измерении общественного прогресса, о роли веры в системе мотиваций индивида;
2) ее трактовка глобальных проблем в качестве результата проявления греховной гордыни человеческих существ, изменение которой возможно лишь посредством религиозно-нравственного совершенствования человека и общества;
3) активное использование "христианской глобалистикой" достижений и разработок современной науки и философии – с безусловным признанием приоритетности аргументации религиозного толка;
4) рассмотрение ею глобальных проблем вне реального общественного контекста – стремления современной цивилизации Запада к обеспечению эффективности экономики и конкурентоспособности любой ценой.
Значимость христианских концепций для решения мировых проблем заключается в следующем: преодоление этих проблем осуществимо лишь в форме многоуровневого комплексного подхода, предполагающего в том числе и корректировку "метафизических" оснований человеческой природы.
Методология и методы проведенного исследования
Теоретическая база диссертационного исследования обусловлена темой, которая затрагивает различные аспекты глобалистики, религиоведения, философии, политологии, социологии, теории международных отношений, социальной экологии и других наук. Методологическую основу исследования составляют научные принципы историзма, объективности, конкретности, логичности.
Исходя из предмета и объекта проводимого исследования, в работе используются конкретно-исторический, диалектико-материалистический, логический и другие общенаучные методы. Широко использованы в диссертации также системный подход, сравнительный (компаративный), структурно-функциональный анализ, метод контент-анализа и др.
Системный подход дает возможность рассматривать отдельные идеи, разработки, мнения, высказывания теоретиков различных христианских конфессий как целостную концепцию, прошедшую различные этапы своего развития.
Исторический метод позволяет определить специфику разработки многочисленных христианских концепций глобальных проблем на разных этапах развития человечества.
Диалектический метод служит основой для рассмотрения исследуемых концепций и подходов в их развитии и взаимосвязи.
Компаративный подход является базой для сравнительного анализа христианских концепций глобальных проблем современности, определения их специфики и общих подходов.
Структурно-функциональный метод помогает установить значение этих концепций в обществе, уяснить их вклад в решение глобальных проблем современности.
Учитывая междисциплинарный аспект проведенного исследования, автор использовала работы отечественных религиоведов, философов, социологов, экономистов, историков, политологов, социальных экологов и др., в которых в разной степени затронута данная проблема. Широкое отражение в настоящем исследовании нашли и работы зарубежных авторов.
Главным источником исследования по теме послужили официальные документы христианских церквей и труды православных, католических и протестантских теологов. При исследовании источников автор использовала метод критического анализа.
Научная новизна и значимость полученных результатов
Наиболее существенные результаты, отражающие новизну данного исследования, определяются степенью разработанности темы и состоят в том, что автором впервые:
разработана и предложена авторская концепция "христианской глобалистики" как самостоятельного направления в осмыслении глобальных проблем современности;
раскрыта и обоснована ее сущность, которая фундирована едиными христианскими догматами и ценностями, с учетом специфики православной, католической и протестантской интерпретаций;
выделены характерные черты "христианской глобалистики", ее функции и предложена типология ее основных концепций, раскрыта взаимосвязь и преемственность важнейших установок, идей, проектов;
дано теоретическое обоснование "православной мирологии" и выявлены основные этапы ее становления, доказана ее бльшая по сравнению с католицизмом и протестантизмом последовательность в теоретических разработках проблем войны и мира; к анализу
выделены основные подходыв рамках православной "экологической этики", показана эволюция ее становления и раскрыта сущность;
осуществлен авторский анализ разработок Русской православной церковью социальных аспектов научно-технической революции, которые изначально связывались с экологическими проблемами в рамках "православной глобалистики";
раскрыт генезис и выявлена специфика католической "теологии мира" на различных этапах развития "католической глобалистики";
выявлена сущность католической "экотеологии", как составляющей "католической глобалистики" и показана ее роль в духовной жизни общества;
раскрыта специфика католической "теологии науки и техники", определены основные этапы ее становления и развития;
выработано авторское обоснование специфики протестантской трактовки "культуры мира" и "мирологии" и раскрыта их роль в деле укрепления мира;
доказано, что протестантская "экотеология" ограничивается абстрактными призывами к развитию "нового христианского аскетизма", разработке "энвайроменталистски ориентированной жизненной этики" и возврату к "простой жизни" в рамках "протестантской глобалистики";
представлена авторская концепция осмысления "двойственной стратегии" протестантизма по отношению к развитию науки и техники для различных стран.
Теоретическая значимость полученных результатов
Данная диссертация выступает как теоретико-методологическая основа для дальнейшего расширения границ «христианской глобалистики» и включения в нее исследований, посвященных анализу других глобальных проблем.
Разработанное в диссертации понимание "христианской глобалистики" позволяет расширять и дополнять ее проблемное поле новыми концепциями христианских богословов. Результаты данного исследования могут способствовать дальнейшему научному анализу, как глобальных проблем современности, так и их разработок в христианстве.
Полученные результаты значительно обогащают современную науку и могут быть использованы в рамках учебных курсов по религиоведению, философии, политологии, социальной экологии, а также стать основой для чтения спецкурсов.
Практическая значимость полученных результатов
Научная оценка концепций "христианской глобалистики" и способствует выработке практических рекомендаций по их использованию в процессе решения этих проблем, а также в построении научных концепций решения общечеловеческих проблем.
Научные разработки, ставшие результатами данного исследования, могут быть использованы в теоретической и практической работе при разработке государственных программ по решению глобальных проблем современности. Материалы диссертации целесообразно использовать в преподавании учебных курсов религиоведения, философии, социологии, политологии, социальной экологии, а также спецкурсов.
Основные положения, выносимые на защиту
-
Формирование «христианской глобалистики» начинается в 70-е годы ХХ века. Представляя вначале совокупность совершенно не связанных между собой теорий, к концу столетия она выступает как целостное самостоятельное направление в изучении и трактовке глобальных проблем. Базируясь на общих христианских принципах, самые различные христианские концепции тесно взаимосвязаны между собой и выражают единую сущность. Сводя причины всех глобальных бедствий к "первородному греху ", соответственно и выход из этой ситуации, они видят только в распространении и укреплении христианской веры.
-
Русская православная церковь значительно раньше других христианских конфессий выступила с активных миротворческих позиций. Включившись в экуменическое движение, иерархи православия начали отстаивать миролюбивые позиции в противовес большинству протестантских церквей. Итогом этой борьбы стала выработка "православной мирологии" ("богословия мира"), которая ориентирована на более последовательное миротворчество, ибо отстаивает необходимость союза "крещенных" и "некрещеных", а "сотрудничество в деле укрепления мира распространяет на всех ближних", расширяет понятие "ближних" до "всех жителей планеты, жаждущих мира".
-
Основным отличием экологической концепции Русской православной церкви является ее формирование в иной политической системе, что и обусловило ее большую конкретность и практическую направленность. Не ограничиваясь абстрактным сведением причин экологического кризиса к "первородному греху", богословы связывают их с "духовным оскудением человека", "отходом от христианских принципов", "изменением религиозных верований". Соответственно и пути выхода из этого кризиса предлагаются в рамках религиозной морали с допущением ограниченного использования новейших достижений НТР под "контролем веры".
-
Русская православная церковь раньше других христианских конфессий обратила внимание на связь социальных аспектов научно-технической революции с экологическими проблемами. Действуя в жестких условиях реального социализма, иерархи православия активно разрабатывали проекты "духовного оздоровления" для преодоления негативных экологических последствий научно-технической революции.
-
Переориентация католической "теологии мира" от откровенной апологетики войны до идей миротворчества связана с "новым курсом", определенным II Ватиканским Собором. В современных условиях миротворчество разрабатывается в основных взаимосвязанных направлениях: "философия мира" и "теология мира", отвергающей войны как средство решения политических вопросов, но при условии первенства религии.
-
Католическая "экотеология" является одним из наименее разработанных направлений "католической глобалистики". Подвергнув в 60-70-е гг. ХХ в. резкой критике научно-технический прогресс, католические мыслители не смогли предложить оригинальную экологическую концепцию. Наибольшее развитие "экотеология" католицизма получила в трудах папы Иоанна Павла II, который вслед за иерархами православия отметил огромное значение международного сотрудничества в решении проблем экологии, а также поддержал их инициативу о внесении "права на охрану окружающей среды" в перечень основных прав человека.
-
Особое место в социальном учении католицизма занимает "теология науки и техники", которая развивалась от признания науки служанкой религии до теории "конвергенции" науки и веры в ХХ в. В современном научно-техническом прогрессе теоретики католицизма выделяют две составляющие "социотехническую" и "католическую"; при этом ведущая роль принадлежит "католической", которая направлена на "формирование целостного религиозного видения мира".
-
Будучи основателями экуменического движения, протестантские церкви большинство своих социальных разработок корректировали в соответствии с установками Всемирного Совета Церквей. Сложности формирования протестантской "мирологии" во многом обусловлены противоречиями в развитии экуменизма. В итоге большинство современных теологов выступает за развитие сотрудничества между народами, формирование "культуры мира" путем "морального разоружения", которое предполагает "формирование новой ментальности" и объединение человечества на основе ценностей христианской нравственности.
-
Экологические воззрения представителей протестантских церквей отличаются большим разнообразием. Опираясь на ряд новейших исследований в сфере западной философии и социологии, теоретики протестантизма пытаются придать "наукообразность" своим разработкам. Идеи "пределов роста" и "самоподдерживающегося общества" на деле сведены к разработке принципов "нового христианского аскетизма", "новой жизненной этики", "отказу от роскоши и возврату к простой жизни", что якобы поможет восстановить экологическое равновесие.
-
Протестантские церкви при анализе социальных аспектов научно-технической революции пытаются соединить традиционные христианские догматы с современными достижениями как общественных, так и естественных наук. Разрабатывая идею достижения "нового качества жизни", теологи ориентируются на создание "стабильного общества социальной справедливости" на основе "религиозной надежды", направленной на "царство Божие".
Апробация результатов исследования
Итоги проведенного исследования были изложены автором в выступлениях на 17 международных научных и научно-практических, 10 всесоюзных и 16 конференциях в Республике Беларусь, в том числе в: Бресте, Витебске, Волгограде, Гомеле, Гродно, Душанбе, Калуге, Костроме, Минске, Могилеве, Новосибирске, Рудном, Санкт-Петербурге, Уфе, Чите.
Положения и результаты исследования использованы при подготовке и чтении учебного курса "Социально-политические аспекты современной глобалистики" на отделении политологии Белорусского государственного университета и на факультете государственного управления в Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, начиная с 1992 года.
Опубликованность результатов исследования
Основное содержание работы изложено в 115 научных публикациях, общим объемом 123,5 п.л., в том числе в 2 напечатанных монографиях и 3 монографиях, депонированных в ИНИОН РАН, а также в 13 статьях, опубликованных в научных изданиях Российской Федерации, 9 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей Аттестационной Комиссией России, в 36 статьях, опубликованных в научных журналах, энциклопедиях и сборниках научных трудов Республики Беларусь, в 15 учебных пособиях, учебно-методических пособиях и статьях в учебниках и учебных пособиях, в 3 депонированных статьях. Основные научные выводы проведенного исследования изложены в 43тезисах, опубликованных по итогам конференций (из них в России 9 тезисов).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав (двенадцати параграфов) и заключения. Список использованных источников включает 573 наименований, из них 287 богословских.