Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема идентичности является традиционно актуальной для современного этапа глобализационного развития, в ходе которого происходит формирование единого мирового информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Информационное доминирование развитых стран ведет к постепенному нивелированию культурного многообразия, культурной идентичности глобализирующихся обществ, которая в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Подобное явление требует дополнительных исследований с целью определения возможных путей сохранения национальной культурной идентичности в усложняющихся условиях мирового развития.
Впечатляющие достижения современного Китая служат наглядной иллюстрацией выверенной политики и серьезного внимания со стороны китайского руководства к вопросам формирования культурной идентичности страны. Одним из главных инструментов при этом выступает национальное телевидение КНР, которое является самым доступным и распространенным средством культурно-информационного воздействия. В отличие от многих стран, где телевещательные СМИ, как правило, находятся в частных руках и выполняют узкие функции внутренней и внешней политической пропаганды, телевидение КНР является объектом всестороннего регулирования и контроля со стороны правительства и призвано решать широкий круг культурных и социальных задач. Как показывает практика, активное использование национального телевидения в интересах консолидации китайского народа, обладающего единой культурной идентичностью, является конструктивным противодействием негативным социокультурным проявлениям глобализации. Данный контекст актуализирует обращение к опыту социально-политических практик руководства КНР по сохранению своего национального культурного наследия.
Недостаточное внимание к заданной проблематике со стороны современной отечественной науки, а также необходимость формирования новой геополитической идентичности России в постсоветский период также обуславливает своевременность настоящего исследования.
Кроме того, разработка данной темы обретает значимость еще и потому, что информационные противоборства в XXI в. становятся важным геополитическим фактором, нуждающимся в глубоком и всестороннем философско-культурологическом осмыслении.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика идентичности находится в центре внимания философии, культурологии, социологии, психологии и других наук. Теоретические основы идентичности разрабатывались в русле философских традиций, крупнейшими представителями которых являются Г. Люббе, Д. Мид, П. Сорокин, З. Фрейд, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др. В отечественной науке первым из исследователей данной проблематики был Л.И. Уманский, чьи научные результаты дополнили и развили Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, Т.Г. Грушевицкий, В.Д. Попков, А.П. Садохин и др. Общетеоретическое раскрытие негативных последствий кризиса идентичности опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов И.А. Акимовой, Д.А. Кутузовой, Е.О. Труфановой и др.
В работе исследуются процессы формирования и основные особенности культурной идентичности на Западе, которые находят отражение в трудах М. Финнемор, И.С. Семененко, В.В. Лапкина, В.И. Пантина, И.Н.
Тимофеева, Ч. Тэйлора и др. Характеристики культурной идентичности России рассмотрены в многочисленных исследованиях видных российских ученых: Р.Г. Гаджиева, О.А. Жукова, С.В. Кортунова, В.П. Лукина, Д.В. Тренина и др.
Философы и политологи У. Бек, М. Прайс, И.Н. Панарин, Г.Г. Почепцов, Ма Вэйе и Чжу Дунюань занимаются исследованием угроз культурной идентичности разных стран в условиях глобализации культурного и информационного пространства.
Значимыми для диссертационного исследования явились труды, посвященные влиянию средств массовой информации на процессы формирования культурной идентичности, подготовленные И.Р. Ишмуратовой, А. Якуба, Н. Ивашовым, И.А. Климовым и др.
Большинство представителей советской, а затем и российской синологии в своих исследованиях активно затрагивали проблемы ценностной составляющей культурной идентичности Китая. Философский и идеологический аспекты данного явления представлены в работах О.Н. Борох, А.В. Ломанова, Б.Н. Кузык, В.В. Малявина, В.В. Михеева, Л.С. Переломова, М.Л. Титаренко и др.
Духовные ценности традиционной культуры Китая и их взаимоотношение с процессами модернизации, глобализации и регионализации активно разрабатываются на кафедре востоковедения Читинского государственного университета. Так, ценностное «ядро» традиционной и современной политической культуры Китая обстоятельно раскрыто в трудах Н.А. Абрамовой. Проблемы глобализирующегося Китая через призму социокультурного подхода комплексно исследуются В.А. Абрамовым. Значимыми для настоящего исследования также оказались труды Н.Н. Волниной, В.С. Морозовой, С.А. Канчукова, Ли Пин и др.
В последние годы вклад в изучение роли и места нового китайского национализма в процессе формирования культурной идентичности внесли работы Ю.М. Галеновича, А. Каукенова, А.П. Ковалевой, А.Л. Лукина, Н.Б. Помозовой и др. Серьёзный исследовательский интерес также представляют идеи В.Н. Лукина, рассматривающего китайский культурный национализм как важную составляющую стратегии снижения рисков международного терроризма.
В китайской научной литературе особое внимание исследованию проблем «идентичности» стали уделять только в последнее два десятилетия. Наибольший вклад в разработку теоретических основ данного явления с точки зрения китайского гуманитарного знания внесли работы Шэнь Хуэя, У Сяопина, Ван Минкэ, Лю Цзянцзюня и др. Проблемам влияния глобализации на современную идентичность Китая в период трансформации китайского общества посвятили свои исследования Чжан Сюйдун, Хуан Пинцин, Сюй Гоци, Фэн Юнпин и др.
Поиск новой стратегии безопасного развития китайского общества в условиях глобализации привлёк внимание китайских учёных к разработке концепции «укрепления идентичности». Достаточно сослаться на труды Сяо Ина, Бэнь Сюя, Ма Кэ, Ли Юмэя, которые на основе конкретных примеров из жизни китайского социума, значительно дополнили понимание практической стороны данного аспекта.
Большой объем справочной информации в отношении истории становления и основных характеристик китайского национального телевидения на современном этапе почерпнут из работ китайских исследователей Вэнь Вэня, Ли Яня, Сунь Синьшэна и Чжан Лигуана.
Исследования телевидения КНР как механизма формирования и трансляции культурной идентичности находят отражение не только в работах представителей философской мысли, но и в современной журналистике КНР. В настоящий период внимание таких ученых как Чжан Чжицзюнь, Лян Сяоу и др. сосредоточено на исследовании процесса формирования национальной специфики китайского телевидения и внедрения инновационных компонентов, позволяющих конкурировать с западными СМИ.
Среди китайских работ по проблемам телевещания на зарубежную аудиторию выделяются работы Ли Синьюя, Ли Синя и Чжэ Цзиня, которые рассматривают внешнюю пропаганду китайских культурных ценностей как залог стабильности внутренних границ культурной идентичности страны.
Анализ монографий известных представителей китайской журналистики Ван Цайпина, Гу Чэня, Ли Данлина и Ху Чжифэна позволили выделить основные особенности функционирования национального телевидения Китая на современном этапе.
Анализ разработанности проблем идентичности в отечественной, западной и китайской литературе позволяет сделать вывод о том, что познание роли национального телевидения в формировании культурной идентичности как фактора консолидации глобализирующегося китайского общества не подвергалось необходимому для политической практики философско-культурологическому осмыслению.
Объект исследования культурная идентичность Китая как социокультурная реальность.
Предмет исследования методы и средства телевидения КНР по формированию культурной идентичности глобализирующегося китайского общества.
Гипотеза. Одним из важнейших инструментов формирования культурной идентичности КНР в условиях усложняющегося мирового развития является национальное телевидение. Его организационная структура, принципы функционирования и создания телепередач, нормативно-правовое регулирование направлены на укрепление традиционных духовных ценностей китайской нации, поиск и внедрение новых стратегий социокультурного развития страны.
Цель исследование культурной идентичности в современном китайском обществе и специфического средства ее формирования – телевещания.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) исследовать процесс формирования культурной идентичности на Западе и в России с выделением основных особенностей;
2) осуществить анализ понятия «культурная идентичность» в работах китайских исследователей;
3) проанализировать ценностное содержание идеологии культурного национализма как основы культурной идентичности современного Китая;
4) выявить роль телевещательных СМИ КНР в формировании культурной идентичности в условиях расширения информационного пространства;
5) определить специфицированные характеристики телевидения КНР как механизма укрепления культурной идентичности.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют принципиальные идеи, положения, выводы, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых разных направлений, в которых рассматриваются проблемы глобализации, китайской регионализации, глокализации, китайского социокультурного пространства, трансформации антропологических ценностей; работы, посвященные вопросам определения понятия и структуры идентичности, процессам ее формирования и укрепления, а также воздействия информационных потоков на жизнь современного общества с точки зрения внешних угроз его культурной безопасности.
В диссертационном исследовании использована комплексная методология, включающая философско-антропологический, социокультурный, аксиологический и другие общенаучные и дисциплинарные подходы и методы. Их совокупное применение позволило глубже понять сущность исследуемой проблематики, провести необходимые системные разграничения, выделить отличительные особенности.
В исследовании конкретного текстологического материала использованы принципы герменевтики, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.
Научная новизна исследования представлена комплексным анализом возрастающей роли национального телевидения КНР в качестве эффективного инструмента консолидации трансформирующегося китайского общества в условиях расширения процессов глобализации культурного и информационного пространства и становления Китая на путь глобального развития.
В итоге разработки темы получены следующие новые результаты:
– выявлены и раскрыты отличительные особенности процесса формирования культурной идентичности на Западе и в России, дана краткая характеристика их современному состоянию;
– представлены разработки проблематики «культурной идентичности» в трудах китайских ученых, выявлены основные направления их исследований, осуществляемые в новых социально-политических реалиях КНР;
– выделено ценностное содержание идеологии культурного национализма как основы культурной идентичности современного Китая; рассмотрены процессы трансформации и адаптации ее ценностных основ;
– определена возрастающая роль национального телевидения в процессе формирования культурной идентичности в современном Китае, дана прогностическая оценка эффективности его функционирования с точки зрения инструментария «мягкой силы»;
– определены специфицированные характеристики телевидения КНР как механизма укрепления культурной идентичности, которые заключаются в функциональных особенностях его деятельности;
– введен в научный оборот массив аутентичных китайских источников по проблемам формирования и усиления роли культурной идентичности, в том числе посредством национального телевидения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Глобальные и региональные трансформации, происходящие в XXI в., привели к всесторонним изменениям социокультурной реальности. В новых условиях процесс преобразования западного и российского обществ выявляет необходимость обращения к китайскому опыту использования культурной идентичности, реализуемой и формируемой специфическими средствами воздействия на сознание человека.
2. В силу специфики китайского гуманитарного знания разработка концепции «культурная идентичность» ведется в русле практической аксиологии, предполагающей акцент на исследовании механизмов эффективного использования возможностей идентичности, а также средств ее формирования и укрепления в условиях глобализации.
3. Начиная с 90-х гг. прошлого века, формирование современной культурной идентичности Китая происходит под влиянием китайского культурного национализма, обладающего сильным интегрирующим потенциалом и призванного консолидировать общество перед лицом угроз глобализации, а также обеспечить легитимность действующей власти.
4. Характерной особенностью нового тысячелетия становится кризис идентичности, который распространяется посредством глобализации информационного пространства и несет угрозу локальным историческим и культурным образованиям во всем мире. Новые угрозы побуждают китайское правительство использовать национальное телевидение для защиты культурной идентичности от внешних угроз в культурно-идеологической сфере.
5. Процесс функционирования современной системы телевещания в Китае подчинен цели создания благоприятной духовной среды в китайском обществе и призван решать ряд важных социальных задач. Политические, экономические, нормативно-правовые и функциональные особенности деятельности китайского телевидения позволяют формировать национальную культурную специфику, за счет которой достигается консолидация китайского общества.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Сформулированные в исследовании выводы, углубляя представления о влиянии глобализации на жизнь китайского социума, более полно раскрывают характер и содержание его духовной трансформации, а также дают возможность оценить эффективность применения телевещательных СМИ в процессе укрепления культурно-идеологических основ национальной безопасности Китая. Полученные результаты могут быть учтены компетентными структурами при разработке концепции новой геополитической самоидентификации России, а также в процессе развития сотрудничества и обмена опытом центральных и региональных СМИ РФ и КНР. Теоретические положения и материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов философских, культурологических, социально-политических, международных дисциплин и при подготовке учебно-методических пособий.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой востоковедения Читинского государственного университета. Основные положения диссертации прошли апробацию в ряде докладов и научных сообщений автора на различных конференциях: Ежегодной международной научной конференции «Молодежь и научно-технический прогресс» (Владивосток, 2007), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука – третье тысячелетие» (Красноярск, 2007), VII, IX, X Всероссийских научно-практических конференциях «Кулагинские чтения» (Чита, 2007, 2009, 2010), Международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия-Китай-Монголия» (Чита, 2009), XVIII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2009), I, II, III Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы развития современного китайского общества» (Чита, 2009, 2010, 2011), VI Конвенте РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (Чита-Москва, 2010).
По теме диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ, из них 3 изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав (пяти параграфов), Заключения, Библиографического списка.