Введение к работе
Актуальность исследования.
Изменяющиеся условия жизненной среды выдвигают на первое место визуально-организованную информацию и человек, владеющий способами ее обработки, оказывается успешным.
Старшекласснику, как субъекту, активно осваивающему окружающее пространство, необходимо создать условия, которые помогут ему эффективно использовать свои познавательные, личностные особенности для адаптации и обработки визуальных потоков. Возникает задача психологического обоснования средств ведущих к увеличению осмысленности восприятия окружающей среды и регуляции поведения. Особая роль в этом процессе отводится художественному образованию, как средству, позволяющему организовать оптимальное взаимодействие человека с напряженным, часто содержащим «психологические загрязнения», визуальным потоком. В процессе образования учащийся приобретает возможность избирательно реагировать на избыток визуальной информации.
Современное образование в недостаточной степени использует потенциал изобразительного искусства и музейной среды для развития этих способностей учащихся, так как имеется небольшое число целенаправленных исследований психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность сочетания школьного обучения и музейно-педагогического процесса.
Проблема исследования порождается противоречием между потребностью юноши к полноценному освоению визуального мира и недостаточным изучением средств, предоставляемых системой образования, которые помогут ему эффективно обрабатывать визуальный поток.
Поскольку в настоящее время в отечественных исследованиях отсутствуют психологически обоснованные музейно-педагогические программы формирования визуального мышления старшеклассников, то становится актуальным исследовать характеристики условий становления этого феномена именно в данном возрастном периоде.
Цель работы - исследование формирования визуального мышления старшеклассников в процессе их участия в комплексной музейно-педагогической программе.
Объект - учащиеся десятых классов общеобразовательных школ, участвующие в учебном процессе, организованном по музейно-образовательной программе и не включенные в формирующий эксперимент.
Предмет - визуальное мышление старшеклассников в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы.
Гипотезы исследования:
1. Переходу на более высокий уровень визуального мышления, и функциональной включенности его в освоение визуальной среды способствует участие старшеклассников в реализации развивающей
музейно-педагогической программы, направленной на использование в учебном процессе произведений изобразительного искусства в сочетании с фасилитированной дискуссией.
Включение старшеклассников в процесс реализации музейно-педагогического программы способствует изменению отношения к музейно-образовательной и городской средам, стабилизации нравственных ценностей, гибкости в общении, проявлению позитивного взгляда на сложную природу человека.
Специально организованные занятия, проводимые в музейной образовательной среде, способствуют повышению уровня мотивации, мышления, настроения и активности в познании произведений изобразительного искусства, более глубокому их осмыслению, чем занятия, проводимые в школе.
Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи исследования:
На основании анализа современных психологических исследований охарактеризовать феномен визуального мышления, его функции и роль в познавательной деятельности человека.
Выявить психологические особенности формирования визуального мышления старших школьников в контексте музейного образования.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования
визуального мышления старшеклассников в музейно-образовательном
процессе.
Сформировать комплекс методов анализа и оценки визуального мышления старшеклассников в контексте включения в реализацию комплексной музейно-педагогической программы.
Осуществить сравнение эффективности занятий в условиях музея и школы.
Методологической основой данного исследования являются: Теоретические взгляды на структурные и содержательные компоненты развития личности и места визуального мышления в этом процессе (Б .Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца С.Л. Рубинштейна, В.П. Зинченко, Р. Арнхейма, Е.П. Ильина, Л.А. Регуш, В.И. Панова) и концепции музейно-педагогического образования и психологических условий его реализации (Б.А. Столяров, В А. Гуружапов, Л.Б. Ермолаева - Томина, А.А. Мелик-Пашаев, О.Л. Некрасова-Картеева, Л.Г. Савенкова, А.Г. Бойко, П.Н. Виноградов)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Активизация перцептивной деятельности старшеклассника с использованием произведений искусства в учебном процессе, стимулирует развитие визуального мышления.
Комплексный характер организации познавательной деятельности, включающей занятия в школьной и музейной средах, позволяет более глубоко воспринимать произведения изобразительного искусства.
Использование фасилитированной дискуссии как метода диалогового обучения с привлечением произведений искусства способствует сохранению и развитию ценностей самоакту ализирующейся личности, гибкости в общении и проявлению позитивного взгляда на сложную природу человека.
Научная новизна исследования:
Выявлены психолого-педагогические условия формирования визуального мышления старшеклассников при реализации комплексной музейно-педагогической программы: активизация перцептивной деятельности средствами изобразительного искусства (использования специально организованного визуального ряда), использование фасилитированной дискуссии, как разновидности диалогического обучения, использование ресурсов музейной среды, связанных с непосредственным восприятием подлинников и самостоятельным выбором организации своей познавательной деятельности
Исследовано визуальное мышление старших школьников, характеризующееся высоким уровнем гибкости, разработанности и осмысленности, которое является условием, как успешного познания произведений изобразительного искусства, так и отражения ситуаций социального взаимодействия.
Дана уровневая характеристика визуального мышления старшеклассников в соотнесении с визуальными стратегиями, существующими при восприятии произведений изобразительного искусства.
Установлено, что включение старшего школьника в реализацию комплексной музейно-педагогической программы позволяет широко использовать возможности визуального мышления в развитии позитивного взгляда на сложную природу человека, повышении потребности в общении, актуализации духовных ценностей и возможности творческого освоения различных визуальных сред.
Теоретическая значимость:
Обобщены теоретические подходы к пониманию феномена визуального мышления как компонента творческой познавательной деятельности личности и раскрыта его роль как средства понимания произведений изобразительного искусства и освоения различных типов визуальной среды.
Раскрыта роль психолого-педагогических факторов в формировании визуального мышления старшеклассников.
Уточнена значимость комплексной организации музейно-педагогического процесса, включающего занятия в музее и школе, для
развития визуального мышления и осмысленности восприятия произведений изобразительного искусства
Практическая значимость работы:
Полученные в результате диссертационного исследования критерий психологического анализа могут быть использованы в оценке эффективности образовательных программ различной направленности; в обосновании содержания и методов реализации развивающих музейно-образовательных программ; диагностике развития визуального мышления, креативности, отношения к окружающей среде; чтении лекций и проведении практических занятий по возрастной и педагогической психологии.
Апробация и внедрение результатов: данные, полученные в результате диссертационного исследования, обсуждались на международных и всероссийских конференциях:
На международном научно-практическом семинаре, проходившем в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, 2006;
На съезде Российского психологического общества, Ростов на Дону, 18-21 сентября 2007
3. На всеросийской научно-практической конференции, посвященной
210-летию Герценовского Университета и 10-летию психолого-педагогического
факультета «Психология и педагогика в инновационных процессах
современного образования», ноябрь 2007, Санкт-Петербург.
На межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «-Развитие специального образования в современной России», посвященной 90-летию профессора Е.С. Иванова Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга, 25 апреля 2008, Санкт-Петербург.
На 5-й Российской конференции по экологической психологии, 26-28 ноября 2008, г. Москва.
Результаты исследования отражены в 11 публикациях.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка, приложений. Список литературы состоит из 163 наименований, 4 на немецком языке. Работа содержит 24 рисунка, 7 таблиц, 21 приложение. Общее количество страниц - 221, из них приложений - 60 стр.