Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблем использования искусства как средства психологического воздействия на личность ребенка в деятельности детского практического психолога
1.1. Проблема своеобразия воздействия искусства на личность в аспекте психологии искусства 16
1. 2. Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога 29
1.3. Задачи использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения 38
1.4. Проблема психологической безопасности использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога 42
1.5. Теоретический анализ психолого-педагогических технологий использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога 46
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Изучение состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений
2.1. Цель, задачи и этапы проведения констатирующего эксперимента по изучению состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений 53
2.2. Результаты экспериментального изучения состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений 55
Выводы по второй главе 63
Глава 3. Экспериментальное изучение специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения
3.1. Задачи и этапы реализации экспериментальной программы изучения специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ 65
3.2. Теоретическое обоснование содержательных аспектов использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ 66
3.3. Условия оптимального использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога ДОУ 70
3.4. Описание цикла развивающих занятий практического психолога с детьми, разработанных с учетом специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ 73
3.5. Метод изучения и результат развивающего эффекта цикла занятий психолога с детьми 78
Выводы по третьей главе 88
Глава 4. Повышение компетентности практических психологов образования в использовании средств искусства в профессиональной деятельности
4.1. Изучение первоначальных представлений участников проблемно- тематического семинара о возможностях и специфике использования средств искусства в деятельности практического психолога ДОУ 89
4.2. Описание содержания и принципов организации программы повышения компетентности психологов ДОУ в рамках проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» 94
4.3. Оценка эффективности программы повышения компетентности практических психологов ДОУ в использовании средств искусства в профессиональной деятельности 109
Выводы по четвертой главе 117
Заключение 118
Литература 121
Приложение
- Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога
- Результаты экспериментального изучения состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений
- Теоретическое обоснование содержательных аспектов использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ
- Описание содержания и принципов организации программы повышения компетентности психологов ДОУ в рамках проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога»
Введение к работе
Служба практической психологии образования, выдвигая на современном этапе своего развития первостепенную цель -психологическое здоровье детей, призвана противостоять росту бездуховности, практицизма, обезличенности и бессмысленности человеческого существования (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, ИВ. Дубровина, В.Э. Пахальян, ВИ. Слободчиков, Т.И. Чиркова, А.В. Шувалов и др.). Для решения столь сложной и уникальной задачи необходимы особые методы. Одним из них становится искусство.
С древнейших времен до настоящего времени искусство выступает средством общения, просвещения людей, обогащения их представлений о мире и о самих себе, способом воспитания на основе определенной системы ценностей, источником эстетических чувств. Особую значимость имеет искусство в становлении личности ребенка. (В.П. Аллахвердов, М.М. Бахтин, Л.С.Выготский, ДБ. Кабалевский, М.С. Каган, АН. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, Г. Мюнстерберг, С.Л. Рубинштейн и др.).
Однако, несмотря на то, что всеми признается неисчерпаемое воспитательное и гармонизирующее влияние искусства на развивающуюся личность, его потенциал в системе образования до сих пор был востребован далеко не должным образом.
На современном этапе развития психологической службы
образования наблюдается экспансивное внедрение всевозможного
психологического инструментария для работы с детьми, так или иначе
затрагивающего сферу искусства. Растет поток литературы отечественных
и зарубежных авторов, описывающих современные методы и
психотехники терапии художественным творчеством (Н. Аминова, ИВ. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, С.К. Кожохина, Э. Кох, А.И. Копытин, В.И. Петрушин, Н. Роджерс, Г. Шоттенлоуэр и др.). К сожалению, методический арсенал психологов образования пополняется
арттехниками различных психологических школ, о методологической основе которых практические психологи редко имеют четкое и полное представление. Наблюдается стихийность использования средств искусства, отсутствие целостности, соответствия некоторых методов и приёмов работы психологов методологии и цели психологической службы образования. По мнению И.В. Дубровиной, в настоящее время в развитии службы практической психологии образования актуальной стала разработка методических основ деятельности психолога. Период поиска методического инструментария сменился для практического психолога на необходимость сделать верный выбор среди обширного арсенала методических разработок.
Анализ практической деятельности психологов дошкольных образовательных учреждений показывает, что средства искусства используются психологами как вспомогательные, дополнительные, направленные на решение узко прагматических задач. При этом упускаются возможности влияния искусства на духовно-нравственное становление личности ребенка, приобщение детей к опыту духовной жизни прошлых поколений.
Отсутствие четкого целеполагания при использовании средств искусства практическими психологами, а также методов, соответствующих методологии отечественной службы практической психологии, недостаточное осознание ими механизма влияния искусства, специфики и возможностей его воздействия на личностное развитие детей тормозит развитие профессиональной компетентности практических психологов.
В результате из-за недостаточной определенности в теоретических основах использования средств искусства в деятельности практического психолога, отсутствия научно обоснованных критериев её эффективности в воздействии на ребенка, возникают противоречия между развивающими возможностями искусства и ограниченностью их использования в психологической практике. Разработка методических основ применения
искусства в целях личностного развития и сохранения здоровья ребенка является особенно актуальной в современных условиях работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования: разработать теоретико-методические подходы к использованию средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения на основе изучения специфики воздействия искусства на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: профессиональная деятельность
практического психолога ДОУ.
Предмет исследования: разработка теоретико-организационных основ программы повышения профессиональной компетентности практического психолога в использовании средств искусства в работе детьми.
Гипотезы исследования:
Целостное, гармонизирующее воздействие искусства на личность ребенка будет определять специфику использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ.
Создание максимально благоприятных условий для личностного развития детей средствами искусства возможно на специальных занятиях психолога с детьми, организованных с учетом своеобразия воздействия искусства на личность дошкольника.
Специфика использования средств искусства практическим психологом в профессиональной деятельности будет определять содержание и дидактическое своеобразие программы повышения квалификации психологов в применении средств искусства в работе с детьми.
Диагностическая программа констатирующего эксперимента позволит определить состояние использования средств искусства психологами образования и определить принципы конструирования программы
повышения компетентности психологов в применении средств искусства для личностного развития детей.
5. Специально разработанная программа проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» может способствовать оптимизации профессиональной компетентности психологов в использовании средств искусства в работе с детьми.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании решались следующие задачи.
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической
литературы выявить своеобразие воздействия искусства на личностное
развитие ребенка дошкольного возраста
2. Изучить состояние использования средств искусства в
профессиональной деятельности практических психологов
образовательных учреждений.
3. Разработать и экспериментально апробировать цикл занятий
психолога с детьми для выявления специфики использования средств
искусства в профессиональной деятельности практического психолога.
4. Разработать и апробировать программу оптимизации
профессиональной компетентности практических психологов в
использовании средств искусства в работе с детьми и оценить её
эффективность.
Методологические позиции исследования определены на основе:
культурно-исторического подхода к пониманию психического развития ребенка; концепции деятельностной сущности психического развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
учета специфики закономерностей психического развития детей в раннем и дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, МИ. Лисина, Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин, С.Г.Якобсон);
концепции психологической службы образования (Г.А. Абрамова, А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, А.П. Прихожан, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман, Т.И. Чиркова и др.);
теории психологии искусства ( Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, С.Л. Рубинштей, Г.С. Тарасов и др.)
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы, касающейся объекта и предмета исследования;
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
анкетирование;
- изучение рабочих документов практических психологов образования
( годовых планов, аттестационных работ);
- теоретико-методическое моделирование системы занятий с детьми и
взрослыми.
Обработка материалов исследования осуществлялась при помощи контент-анализа и методами математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось в детском саду № 210 Приокского района г. Н.Новгорода с 1999г. по 2002г. В формирующем и контрольном экспериментах приняли участие 46 детей. В апробации цикла развивающих занятий психолога с детьми участвовали 52 ребенка. На кафедре психологии Нижегородского института развития образования за период с 2000г. по 2003г. в апробации программы «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» приняли участие 70 практических психологов учреждений образования, в формирующем эксперименте приняли участие 25 практических психологов дошкольных образовательных учреждений. Анализу подвергнуто 164 анкеты, 359
рабочих документов практических психологов Нижегородской системы образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Систематизированы научные данные о своеобразии воздействия искусства на личность ребенка как целостного, многоаспектного, гармонизирующего и смыслообразующего процесса.
2.Теоретически обоснована специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения, которая состоит в нацеленности на духовно-нравственное развитие ребенка и роли искусства как средства взаимодействия психолога и ребенка в совместной эстетической деятельности.
3.Собраны и систематизированы фактические данные о неблагополучном состоянии использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образования, которое заключается в широком применении различных средств искусства психологами, при отсутствии четкого осознания целей и специфики их использования. 4. Выявлены оптимальные условия использования средств искусства в работе психолога с детьми, состоящие в отборе видов и форм художественной деятельности и учете субъективных и объективных аспектов их организации.
5. Апробация программы цикла развивающих занятий психолога с
детьми с использованием средств искусства убедила в том, что она
способствует развитию творческого воображения детей, позитивному
восприятию детьми окружающего мира, профилактике негативного
воздействия средств массовой информации на детей-дошкольников.
6.Выделены принципы и содержательно-организационные аспекты
повышения теоретической и методической компетенции психологов
образования в использовании средств искусства в работе с детьми,
определяемые особенностями целеполагания, содержанием
профессиональной деятельности практического психолога в ДОУ, своеобразием эстетической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
на основе результатов диссертационного исследования издано методическое пособие для детских практических психологов, содержащее теоретические, методические и прикладные аспекты использования средств искусства в работе психолога с детьми;
разработанная на основе изучения специфики использования средств искусства в деятельности практического психолога образования система занятий психолога с детьми реализуется в деятельности практических психологов дошкольных образовательных учреждений и применяется при подготовке будущих психологов на психологическом факультете Нижегородского института развития образования;
учебная программа проблемно-тематического семинара, направленная на оптимизацию теоретической и методической компетентности практических психологов образования в использовании средств искусства в работе с детьми, внедрена в систему повышения квалификации психолого-педагогических кадров в Нижегородском институте развития образования.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на: международных научно-практических конференциях (Н. Новгород, апрель 2001г., январь 2003г.); российской научно-практической конференции (Курган, декабрь 2001г.); межрегиональных научно-практических конференциях (Саранск, октябрь 2001г., Москва - Н.Новгород, апрель 2002г.); региональных и городских конференциях ( Н.Новгород, ноябрь 1999г., сентябрь 2000г., сентябрь 2001г., декабрь 2001г., сентябрь 2002г.); заседаниях кафедры психологии Нижегородского института развития образования (1999-2003 гг.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целостное и многоаспектное воздействие искусства на личностное
развитие ребенка гармонизирует его внутренний мир, способствует
раскрытию личностных смыслов его жизнедеятельности. Своеобразие
этого воздействия определяет специфику использования средств искусства
практическим психологом в его профессиональной деятельности в
дошкольном учреждении.
Специфика использования средств искусства практическим психологом ДОУ состоит в том, что они выступают способом организации познания, общения, творчества и ценностно-ориентационной деятельности как органичных составляющих совместной нравственно-эстетической деятельности психолога и ребенка и, следовательно, обеспечивают развитие ребенка в этих сферах целостно, в нерасторжимом единстве.
Использование средств искусства в деятельности практического психолога ДОУ нацелено на нравственное развитие ребенка через становление духовного потенциала развивающейся личности, её идеалов, ценностей, обретение личностных смыслов. Условия оптимального использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога ДОУ определяются, исходя из своеобразия искусства, как средства воздействия на личность ребенка, из возрастных психологических особенностей детей-дошкольников и специфики профессиональной деятельности психолога в ДОУ.
Максимально благоприятные условия для воздействия психолога средствами искусства на духовный потенциал личности старшего дошкольника создаются на специально организованных занятиях с использованием комплекса различных средств искусства, в котором основным и системообразующим средством искусства является классическая волшебная сказка.
Реализация программы цикла развивающих занятий практического психолога с детьми с использованием средств искусства способствует
развитию творческого воображения детей, позитивному восприятию детьми окружающего мира, выступает способом профилактики негативного воздействия средств массовой информации на детей-дошкольников.
6. Содержательные и организационно-методические аспекты цикла
развивающих занятий психолога с детьми являются основой программы
повышения компетентности психологов в использовании средств
искусства в работе с детьми-дошкольниками.
7. Программа проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в
деятельности практического психолога», построенная с учетом
особенностей профессиональной деятельности практического психолога
образования и специфики нравственно-эстетической деятельности,
способствует повышению теоретической и методической компетентности
психологов в использовании средств искусства в работе с детьми в ДОУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (всего 221 наименование, из них на иностранном языке - 3), 5 приложений. Результаты работы отражены в 6 таблицах и одном рисунке.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ В первой главе «Теоретический анализ проблем использования искусства как средства психологического воздействия на личность ребенка в деятельности детского практического психолога» приводятся научные данные о своеобразии воздействия искусства на личность ребенка. На основе теоретических положений психологии искусства, детской психологии и практической психологии образования выявляется общая специфика использования средств искусства в работе практического психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении. В философском и психологическом аспектах рассматриваются проблемы безопасности при использовании средств искусства практическим
психологом образования. Формулируются цели и задачи использования средств искусства в деятельности психолога ДОУ. В главе анализируются психолого-педагогические технологии использования средств искусства, применяемые в профессиональной деятельности психологов ДОУ.
Во второй главе «Изучение состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений» дается описание программы экспериментального изучения состояния использования средств искусства психологами образования в профессиональной деятельности и результаты данного исследования. Выявляется частота фактов использования средств искусства практическими психологами образования, определяется спектр используемых практическими психологами средств искусства, анализируется уровень осознанности психологами специфики средств искусства на фоне других приемов практической работы, выявляются представления психологов об условиях оптимизации использования средств искусства, анализируется характер отражения психологами фактов использования средств искусства в отчетной документации.
В третьей главе «Экспериментальное изучение специфики использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога ДОУ» представлена экспериментальная программа изучения методических аспектов и содержания использования средств искусства в работе практического психолога с детьми старшего дошкольного возраста. Теоретически обосновываются содержательные аспекты использования средств искусства, представлена классификация условий оптимального их использования в профессиональной деятельности психолога ДОУ. Дано описание цикла развивающих занятий психолога с детьми, оценивается его результативность для личностного развития детей.
В четвертой главе «Повышение компетентности практических психологов в вопросах использования средств искусства в
профессиональной деятельности» дается характеристика программы повышения теоретической и методической компетентности практических психологов ДОУ в использовании средств искусства в работе с детьми. Представлены задачи, принципы моделирования программы, дано описание содержания, приведены результаты оценки эффективности программы для оптимизации профессиональной компетентности психологов ДОУ.
Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога
Рассмотрение проблемы использования средств искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога требует осмысления такого понятия, как психологическое воздействие. Т.С. Кабаченко пишет: «Нам представляется целесообразным считать воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношение к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи, отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и о внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)» [78, с.23].
Психологическое воздействие может быть классифицировано по нескольким показателям: по предполагаемой степени активности реципиента: субъект - субъектное (диалоговое) и субъект - объектное; по степени произвольности, заплаиированности получения психологического эффекта: произвольное и непроизвольное; по ориентации на конкретных людей в конкретный момент времени: прямое и косвенное; по факту наличия или отсутствия маскировки воздействия: явное и скрытое; по длительности во времени: краткосрочное и долгосрочное.
При воздействии искусством на психику человека теоретически могут иметь место все разновидности психологического воздействия.
Психолого-педагогическая деятельность принадлежит к разряду таких профессиональных деятельностей, в которых воздействие является ключевым моментом, позволяющим достигать цели профессиональной деятельности. Однако, по мнению Т.С.Кабаченко, это должно быть декларировано принципами профессиональной деятельности, нормами этики, моральными и юридическими ограничениями.
Профессионализм психолога включает в себя умение предусматривать и планировать использование в контексте своих целей весь спектр эффектов психологического воздействия. «Специалист, не владеющий навыками рефлексии непроизвольного воздействия, может непреднамеренно спровоцировать нарушение психологической безопасности, у воздействующих с ним людей» [78, С.76].
Эффективное воздействие подразумевает решение стратегических и тактических задач. Стратегия касается наиболее общих характеристик воздействия. Традиционно различают следующие стратегии: манипуляция - воздействие, направленное на подсознательное стимулирование реципиента, в обход его внутреннего контроля; императивная стратегия - опирается на имеющуюся у человека когнитивную структуру, не затрагивает глубинные структуры личности, хорошо действует в экстремальных ситуациях; развивающая стратегия - ориентирована на долгосрочный эффект, на изменение личности, возможное в процессе длительного диалогового общения, чаще всего в процессе воспитания и обучения. Г.А.Ковалев считает развивающую стратегию воздействия наиболее соответствующей методологии и традициям отечественной психологии. Особенности технологий практической работы психолога с детьми, в том числе и с использованием средств искусства, будут определяться основными положениями развивающей стратегии воздействия, выделенными Г.А. Ковалевым: диалог как психологическое условие реализации развивающей стратегии; - эмоциональная и личностная открытость участников диалога как норма и принцип развивающей стратегии [83]. Невозможно в рамках данного диссертационного исследования рассмотреть все аспекты психологического воздействия, однозначно то, что при использовании средств искусства детским практическим психологом психологическое воздействие на ребенка должно быть диалоговым, произволышм, долгосрочным, осуществляться в развивающей стратегии и отвечать требованиялі психологической безопасности. Согласно М.С.Кагану, подобно человеческой жизнедеятельности, складывающейся из взаимодействия четырёх основных компонентов -труда, познания, ценностной ориентации и общения, искусство, будучи органически целостным явлением, перенимает данную структуру человеческой Ж изнедеятельности[79;\85]. Поэтому, опираясь на классификацию человеческой деятельности на познание, общение, творчество, ценностно-ориентационную деятельность, предложенную М.С.Каганом, нам представилось целесообразным выделить основные функции искусства в профессиональной деятельности детского практического психолога.
Познавательная функция искусства Важной потребностью человека и особенно ребенка является познание окружающего мира и себя в этом мире. К настоящему времени человечество выработало два способа познания мира: научный и художественный. Если в своем познании наука опирается на разум и логику, то искусство- на чувство и интуицию [49].
Познание окружающего мира связано с выделением в его объектах существенных признаков, абстрагированием и закреплением их. Общественно значимые признаки предметов и явлений могут закрепляться в произведениях искусства. По мнению А.А. Леонтьева, содержанием искусства является человек, те свойства его деятельности и общественные отношения, «которые не получают отражения в застывших понятийных формах, не являются «положительным» знанием, не могут быть однозначно выражены при помощи языковых средств»[101,С217]. Именно «познание самого себя как общественного человека», согласно А.А. Леонтьеву, является ключом к пониманию психологической сущности искусства.
Результаты экспериментального изучения состояния использования средств искусства в профессиональной деятельности практических психологов образовательных учреждений
Для того, чтобы выявить частоту фактов использования средств искусства практическими психологами образования, были методом контент-анализа обработаны ответы психологов на вопросы анкеты «Используете ли Вы различные средства искусства в своей профессиональной деятельности?» и «В каких видах деятельности и в работе с какими субъектами воспитательно-образовательного процесса вы используете средства искусства?».
В результате было выяснено, что все психологи образования, в той или иной степени, применяют в своей работе средства искусства. Причем, 97 психологов, что составляет 85% от всех опрошенных, используют различные средства искусства в коррекционной и/или развивающей работе с детьми, и только 17 практических психологов, что составляет 15%, не указали в своих анкетах на факт использования средств искусства в своей работе. Данные обработки показателей использования средств искусства в коррекционной и/или развивающей работе психологов образовательных учреждений приводятся в таблице 1. На основании данных таблицы 1. становится очевидным, что процентное соотношение числа психологов ДОУ, указавших в своих анкетах на факт использования средств искусства в своей профессиональной деятельности, в целом, аналогично общим процентным показателям использования средств искусства всеми психологами образования.
Вторым аспектом анализа полученных в результате анкетирования данных было выявления спектра используемых психологами средств искусства. В результате обработки ответов на вопрос анкеты, «Какие средства искусства Вы используете в коррекционно-развивающей работе с детьми?» был выявлен перечень средств искусства, которые психологи используют в работе с детьми. В процессе анализа выяснилось, что спектр используемых средств искусства является идентичным в анкетах психологов всех образовательных учреждений.
Таким образом, психологи системы образования в коррекционной и/или развивающей работе с детьми используют, ранжированные по степени представленности в анкетах, следующие средства искусства. 1. Музыкальные произведения - по данным 78% всех анкет. 2. Изобразительную деятельность - по данным 60% всех анкет. 3. Сказки (литературные и терапевтические) - по данным 45% всех анкет 4. Произведения литературной прозы и поэзии - по данным 30 % всех анкет. 5. Танцевальные движения - по данным 9 % всех анкет. 6. Элементы театра - по данным 4 % всех анкет. 7. Прикладное искусство - по данным 2% всех анкет. Третьим аспектом было выявление осознанных психологами особенностей средств искусства по сравнению с другими приемами своей профессиональной деятельности. В результате анализа содержания ответов на вопрос анкеты «В чем Вы видите преимущество средств искусства над другими методами работы практического психолога?» были выявлены особенности средств искусства, которые делают привлекательными их использование в практической работе с детьми.
Все перечисленные в анкетах особенности использования средств искусства были условно разделены на двенадцать категорий высказываний, объединенные впоследствии на две группы. При обработке ответов на вопрос анкеты было подсчитано число встречаемости каждой категории высказывания и вычислен процент частоты встречаемости каждой категории высказывания к общему числу всех категорий, отражающих преимущества в использовании средств искусства в профессиональной деятельности психолога.
Первая группа высказываний включает категории, отражающие особый характер использования средств искусства: 1.Высказывания, характеризующие непринужденность атмосферы при работе со средствами искусства, это высказывания типа «свобода», «отсутствие формализма», «раскованность», «снимает зажимы», представлены в анкетах 10 психологов, что составляет 8,7% от всех опрошенных (7% от количества всех ответов). 2.Высказывания, говорящие об эмоциональной привлекательности средств искусства для психолога и ребенка, типа «эмоциональный фон», «это интересно», «красочность» «не утомляет детей ненужными разговорами» присутствуют в анкетах 15 человек, что составляет 13% (11%о от количества всех ответов). 3.Высказывания, позволяющие судить о доступности многих средств искусства и соответствии их возрастным психологическим особенностям детей, типа «связано с игрой», «доступно детям», « естественность», «ребенок легко мотивируется» содержатся в ответах 12 психологов, что составляет 10,5% от всех опрошенных психологов (9% от количества всех ответов) 4.Высказывания, характеризующие косвенность воздействия средств искусства, типа «скрытость воздействия», «неконкретная работа», «мягкое воздействие», «косвенность», «ненавязчивость», содержатся в ответах 17 человек, что составляет 15% от всех опрошенных психологов(12% от количества всех ответов).
Теоретическое обоснование содержательных аспектов использования средств искусства в профессиональной деятельности психолога ДОУ
Для обоснования содержательных аспектов использования детским психологом средств искусства было взято теоретическое положение о том, что все виды искусства и формы художественной деятельности в дошкольном возрасте тесно взаимосвязаны и имеют общую основу, определяемую общей спецификой искусства. Возможности разных видов искусства и форм художественной деятельности в работе психолога с детьми не однозначны. Эвристичная идея Л. С. Выготского о неравнозначности различных видов искусства на каждом возрастном этапе [30], привела нас к мысли о том, что существует вид и жанр искусства, наиболее оптимальный для использования в работе практического психолога с детьми-дошкольниками. Им, по нашему мнению, выступает классическая волшебная сказка.
Волшебная сказка, как представитель литературного искусства, имеет ряд особенностей, которые делают её оптимальным видом искусства в деятельности практического психолога ДОУ. 1. В свете культурно-исторической психологии, народная сказка рассматривается как символически-образная форма организации человеческого опыта, и через нее происходит символическое опосредование психического развития ребенка. Символ связан со смыслом, с субъективной ценностью вещи или явления. Наполненная символами, сказка побуждает слушателя находиться в поиске смыслов[59;106]. Расхождение видимого и смыслового поля - это, согласно Л.С. Выготскому, то новое, что появляется в дошкольном возрасте. В одном из своих конспектов он писал: «В сновидении дано восприятие: а rebous(HanpOTHB) - значение слова видится вместо: вид предмета осмысливается значением, поэтому сказка возможна в детском возрасте: эмоционально и интеллектуально» [210,С.336] . Б. Беттельхейм считал, что сказка помогает детям даже с глубокими нарушениями в поведении обрести смысл жизни[124]. По мнению MB. Ермолаевой, в процессе восприятия и переживания сказки происходит обретения смысла житейского, а через него и жизненного[62].
Сказка в работе детского психолога становится средством раскрытия основных нравственных смыслов жизнедеятельности. 2. Сказка интересна для детского психолога, прежде всего, как продукт духовной культуры общества, в котором опыт человеческих взаимоотношений отражён в образно-символической форме. Процесс рассказывания сказки, с точки зрения психолога, представляется особой ситуацией общения, в которой взрослый раскрывает ребенку основные нравственные ценности, идеалы, смыслы человеческих взаимоотношений. Процесс рассказывания сказки взрослым (психологом) ребенку предстает как ситуация общения посредствам искусства, как передача духовного опыта от старшего поколения младшему. Причем представление об искусстве как форме общения здесь не умозрительное, а максимально развернутое и реалистичное. Общение посредствам волшебной сказки это разновидность личностной формы общения взрослого и ребенка. 3. Образы литературной сказки создаются языковыми средствами, смыслы произведения раскрываются с помощью художественного слова. «Язык» литературы наиболее приемлемый для практического психолога ( он чаще воздействует на другого человека словом) и более доступный «язык искусства» для ребенка («язык» других видов искусства более сложный и для понимания его часто необходимо специальное обучение). 4. Язык и композиция сказки доступны ребенку-дошкольнику. А. В. Запорожец показал роль композиции сказки в ее восприятии. Он считал композицию способом подвести слушателя к сюжету, направить его активность в нужную сторону. Многие особенности сказки, по его мнению, способствуют эффекту «содействия» в процессе её восприятия. Так, через повторы отрабатываются и закрепляются чувства, через резкое противопоставление героев происходит сравнение их поступков, некоторые персонажи сказки поясняют смысл поступков. Согласно А.В. Запорожцу передача смысла сказки и закрепление его достигается через умелое и неоднократное прочтение или рассказывание сказки. А. В. Запорожец отмечал, что сказка заставляет ребенка пережить вместе с её героями такие чувства, приблизиться к таким новым представлениям, которые окажут влияние на всю последующую жизнь[65]. Композиционные и содержательные особенности сказки, вызванная в процессе её художественного восприятия, внутренняя активность ребенка в со-действии и со-переживании главному герою способствуют прочувствованию нравственных идей. Поэтому, для нравственно-эстетического развития ребенка-дошкольника художественное восприятие сказки самоценна. 5. Сказка неотделима от детства отдельного человека и от «детства» человечества. Подобно тому, как древний человек не в силах объяснить явления природы, создал мифическую картину мира, сказка помогает современному ребёнку построить свою картину мира, помогает преодолеть хаос в восприятии окружающего мира. Она раскрывает перед ребенком проблемы добра и зла. Именно в сказке ребёнок знакомится с такими сложными понятиями как жизнь и смерть, любовь и ненависть, бескорыстие и зависть. Сказка проста и доступна по форме, но невероятно сложна по своему содержанию, она наполнена подлинно философским смыслом. Сложное философское содержание сказки, раскрывающее глобальные проблемы борьбы добра и зла, соответствует глобальному характеру мировоззренческой схемы ребенка-дошкольника (ДБ. Эльконин).
Как живой источник, сказка неисчерпаема в своих интерпретациях (К.Г.Юнг, Э.Берн, Б.Беттельгейм, А.И.Куликов, Ф.Ленц, В.Я.Пропп, В.П.Аникин, П.И.Яничев). Все психологи-исследователи едины в том, что сказка необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребёнка. Многие исследователи волшебной сказки независимо друг от друга пришли к выводу, что в сказке в символически-образной форме запечатлен процесс взросления человека. В начале её, кто-то незначительный, маленький и слабый проходя через серию испытаний, трудностей, обретает помощников и к концу сказки становится сильным, красивым, мудрым, уважаемым. Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление.
Описание содержания и принципов организации программы повышения компетентности психологов ДОУ в рамках проблемно-тематического семинара «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога»
Проблемно-тематический семинар «Артпсихопедагогика в деятельности практического психолога» был разработан для повышения профессиональной компетентности практических психологов образования, углубления теоретических основ их профессиональной деятельности, совершенствования в средствах взаимодействия психологов с детьми, общей методической вооруженности практических психологов, работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, школах, центрах дополнительного образования, детских домах.
Проблемно-тематический семинар был рассчитан на 108 часов аудиторных занятий: 48 часов лекций, 28 часов семинарских и практических занятий, 32 часа выездных занятий и деловых игр. Данный семинар включал в себя рассмотрение теоретических, методических и прикладных вопросов практической психологии образования; основных проблем теории психологии искусства; обсуждение наиболее популярных психотехник, основанных на воздействии средствами искусства; анализ конкретного содержания профилактической деятельности психолога с детьми, не имеющих отклонений в психическом развитии. Проблемно-тематический семинар построен на фундаментальных положениях психологической науки о закономерностях психического развития ребёнка, в свете культурно-исторической парадигмы, на теории и практике отечественной и зарубежной психологии искусства, на основных теоретических положениях психологической службы образования (модели «сопровождения»). При теоретико-методическом моделировании семинара мы исходили из положения о том, что практические психологи, включённые в воспитательно-образовательный процесс образовательного учреждения, должны быть компетентными в различного рода методах воздействия на развивающуюся личность ребёнка, быть способными оценить благотворность, либо пагубность этого воздействия. Также мы считаем, что в процессе создания условий для становления психологического здоровья детей, психолог особое внимание должен уделять проблеме духовно-нравственного развития детей. Решение этих вопросов невозможно без анализа спектра воздействий, оказываемых искусством на личность, возможностей, предоставляемых искусством в профилактическом, развивающем, диагностическом направлениях деятельности детского практического психолога.
Целью программы было углубление теоретических основ деятельности психолога; ознакомление слушателей с возможностями и спецификой средств искусства, используемых в профессиональной деятельности психолога; расширение информированности по данному вопросу, обогащение арсенала методов и приемов для работы с детьми; практическое совершенствование в методах и средствах воздействия на личность ребёнка; выработка осознанного отношения к психолого-педагогической деятельности, затрагивающей сферу искусства. В процессе реализации программы проблемно-тематического семинара нами решались следующие задачи: ознакомление слушателей курса с современным состоянием и актуальными проблемами теории психологии искусства; расширение представлений о спектре возможностей средств искусства в деятельности практического психолога; подведение психологов к пониманию необходимости воздействия средствами искусства на духовно-нравственное развитие ребёнка; работа по развитию профессиональной компетентности участников проблемно-тематического семинара в отборе приёмов воздействия на личность ребёнка, соответствующих методологии психологической службы модели сопровождения; введение участников семинара в информационное пространство использования арт-техник в отечественных и зарубежных психолого-педагогических системах; помощь в овладении основными технологиями и приемами работы психолога с использованием средств искусства; обмен опытом работы с использованием средств искусства между психологами различных образовательных учреждений. В процессе теоретико-организационного моделирования структуры проблемно-тематического семинара мы исходили из того, что только на основании знания специфики использования средств искусства в деятельности психолога, четкого целеполагания в профессиональной деятельности возможно обсуждение конкретных арттехник, обогащающих методический арсенал практического психолога. В связи с этим первые занятия семинара были посвящены вопросам теории практической психологии образования и основным проблемам психологии искусства.
При рассмотрении прикладных вопросов использования средств искусства в деятельности детского психолога мы исходили из положения о том, что основным субъектом взаимодействия психолога в образовательном учреждении является ребёнок, а основным условием развития личности ребёнка выступает его общение с взрослым. Именно продуманная организация непосредственного и опосредованного взаимодействия взрослого и ребёнка составляет сущностную основу любой психологической технологии детского практического психолога, в том числе и при работе с использованием средств искусства. Структура программы проблемно-тематического семинара моделировалась нами, в том числе, и с учетом своеобразия воздействия искусства. Искусство, обладая целостностью и гармонией, оказывает на человека, прежде всего целостное и гармоничное эмоциональное воздействие. Учет своеобразия воздействия искусства необходим при рассмотрении методических аспектов артпсихопедагогики, а также при организации повышения квалификации психологов в этих вопросах. Учет опыта эмоционального переживания, опора при работе с искусством не только на сознание и логику, но и на чувства и интуицию, определяли необходимость достаточно большого количества практических занятий и выездных занятий в художественный музей и музей прикладного искусства, где создавались условия для непосредственного эмоционального переживания участниками семинара в процессе художественного восприятия и художественно-творческой деятельности. Таким образом, логика структурирования программы повышения квалификации практических психологов определялась с одной стороны функциональными обязанностями практического психолога, закономерностями психического развития детей, а также спецификой использования средств искусства в профессиональной деятельности. Организация работы слушателей проблемно-тематического семинара была запланирована в следующих формах:
Аудиторные формы работы: монологические и диалогические лекции; практические и семинарские занятия, тренинговые формы взаимодействия, деловые игры, практика использование различных арт-техник (изо-техники, техники коллажа, работа с пластилином и воском, танцевально-ритмические упражнения, рукоделие, постановка учебных спектаклей), с последующей рефлексией проведённой деятельности, просмотр учебных видеофильмов. Выездные занятия: посещение Вальдорфской группы детского сада, экскурсии в художественный музей, музей прикладного искусства Нижегородской области и т.д. Самостоятельная работа слушателей с литературными источниками, выполнение творческих заданий, составление конспектов занятий по артпсихопедагогике, написание эссе на заданные темы, выполнение письменных реферативных работ. Повышение квалификации происходило в течение трех недельных сессий, с отрывом от основной работы, что позволяло добиться максимальной эмоциональной погруженности в учебный процесс практических психологов. Содержание программы семинара было распределено таким образом, что в течение каждой сессии участники могли составить целостное представление о характере и специфике использования некоторых средств искусства в своей профессиональной деятельности. На межсессионные периоды участники семинара получали задания для самостоятельной работы по проблематике семинара. Содержательная характеристика программы семинара