Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6.
1. Смысл жизни как психологический феномен 6.
2. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологической литературе. 15.
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как психологический феномен 18.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37.
1. Особенности смысложизненных ориентации молодых учителей и студентов педагогического вуза 37.
2. Экспериментальное изучение соотношения смысложизненных ориентации и проявлений индивидуальности. 50.
ГЛАВА 4. МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ 66.
1. Принципы монографического изучения учителей 66.
2. Очерки - описания отдельных учителей. 67.
Заключение и выводы. 144.
Библиография. 149.
Приложения. 163.
- Смысл жизни как психологический феномен
- Особенности смысложизненных ориентации молодых учителей и студентов педагогического вуза
- Принципы монографического изучения учителей
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется значимостью проблемы, повышения эффективности профессиональной подготовки молодого учителя. В условиях «переходного периода», в общественном развитии, характеризующегося резкой сменой социальных и политических приоритетов, существенным снижением уровня духовности и нравственности членов общества, многократно возрастает ответственность учителя за воспитание подрастающего поколения. Между тем, существующая система педагогического образования явно недостаточно направлена на воспитание у будущих учителей ценностно - смыслового отношения к избранной профессии. Как показывают специальные исследования, значительная часть студентов педагогических вузов не планирует работать в школе. При этом к моменту окончания вуза количество таких студентов не уменьшается, а увеличивается. В этой связи весьма актуально исследование роли смысложизненных ориентации в профессиональной деятельности учителя.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Профессиональное становление личности молодого учителя.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Роль смысложизненных ориентации учителя в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выяснение соотношения между характером смысложизненных ориентации учителя и становлением у него индивидуального стиля педагогической деятельности.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Существует органическая связь между характером смысложизненных ориентации учителя и проявлениями его индивидуальности в профессио -нальной деятельности.
2.0птимальное раскрытие индивидуальности учителя - необходимое условие повышения значимости его труда до уровня смысла жизни.
3.Эффективность труда учителя существенно зависит от места, которое за нимает педагогическая профессия в структуре его смысложизненных ориен-ций. В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1 .Теоретический анализ смысла жизни как психологического феномена.
2.Теоретический анализ проблемы индивидуального стиля педагогической деятельности.
3. Разработка методов и приемов экспериментальной работы.
4.Экспериментальное изучение особенностей смысложизненных ориентации у молодых учителей.
5.Экспериментальное изучение проявлений индивидуального стиля педагогической деятельности.
б.Монографическое изучение отдельных учителей.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Впервые проведено исследование смысложизненных ориентации у моло -дых учителей и студентов педвуза, выявлены и описаны три вида (уровня) смысла жизни:«ситуативный»,«приземленный» и «возвышенный» смысл жизни. Выявлены корреляционные связи между особенностями смысложизненных ориентации учителя и проявлениями его индивидуальности. Охарактеризованы различные типы смысложизненных ориентации учителя.Показано, что в тех случаях, когда педагогическая профессия является достаточно значимым компонентом структурной иерархии смысла жизни, создаются благоприятные предпосылки для раскрытия индивидуальности учителя-профессионала и становления позитивного индивидуального стиля педагогической деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении взаимосвязи между особенностями смысложизненных ориентации и проявлениями индивидуальности человека, в рассмотрении индивидуального стиля педагогической деятельности как своеобразного «сплава» смысложизненных ориентации и индивидуальных психодинамических особенностей личности учителя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Полученные научные результаты могут быть использованы для разработки методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности психологической подготовки будущих учителей, при чтении курса «Введение в профессию». Апробированный в ходе исследования специальный курс «Психолого - педагогические аспекты проблемы смысла жизни» читается на ряде факультетов Московского педагогического университета и Коломенского педагогического института. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов психологии и педагогики. Обоснованность и достоверность результатов обеспечивались репрезента -тивностью данных, комплексным характером примененных методов (сочетающим эмпирические, экспериментальные методики с углубленным монографическим изучением отдельных учителей), использованием методов статистического анализа и компьютерной обработки данных.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Содержание работы докладывалось на заседаниях кафедры педагогической психологии Московского педагогического университета, на 5 и 6 научных симпозиумах «Психолого-педагогические и философские исследования проблемы смысла жизни» Психологического института Российской академии образования.
На защиту выносятся:
1 .Данные об особенностях смысложизненных ориентации молодых учителей и студентов педвуза.
2.Типы смысложизненных ориентации учителя - профессионала.
3.Положение о взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей смысложизненных ориентации и индивидуального стиля педагогической деятельности.
4.Результаты монографического изучения отдельных учителей.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.
Смысл жизни как психологический феномен
Проблема смысла жизни интересовала человека во все времена. С глубокой древности и до сегодняшнего дня человек задается вопросом: имеет ли жизнь смысл? Не есть ли она просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, созревания, увядания и смерти человека как всякого другого органического существа (С. Франк, 1994). Е. Трубецкой в работе впервые опубликованной в 1918 году писал: «Согреваясь вешними лучами, все оживают для взаимного истребления, все спорят из - за лучшего места под солнцем, все хотят жить, а потому все поддерживают дурную бесконечность смерти и убийства... Заслуживает ли название лшзни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена поколений». (Е.Трубецкой. 1994. с.269) Отвечая на этот сакраментальный вопрос, человек стремится быть оптимистом: Если я осознаю, что нечто бессмысленно, значит - у меня есть своего рода критерий смысла и это вселяет надежду...
Исследователи подчеркивают значимость поиска смысла жизни и валеную роль этого феномена в лшзни человека. К. Обуховский: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни». И далее: «Понимание смысла жизни является необходимым условием нормального функционирования, то есть концентрации всех способностей, максимального их использования». (1972, с 183,184). И. С. Кон характеризует потребность человека «мыслить свою жизнь не как серию случайных разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и содержание» (1984.С.205).
Б. С. Братусь пишет о поиске смысла жизни, как насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограни ченностью, смертностью индивидуального бытия и всеобщностью родовой сути человека (1988). Более подробно проблема смысла жизни была охарактеризована в работах отечественных авторов - В.Г. Немировского (1990), И.Ф. Ведина (1987), Л.Н. Когана (1984).
Правда, в указанных работах затрагивался в основном социологический аспект данной проблемы. Что касается анализа смысла жизни как психологического феномена, то вплоть до конца века в отечественной литературе этому не уделялось достаточного внимания. Неразработанность данной проблемы сказывалась и на ее практической реализации: проблема смысла жизни не затрагивалась в учебниках педагогики и психологии, вопрос о смысложизненных ориентациях и жизненном смысле педагогической профессии не находит места в программах высшего педагогического образования. Между тем, решение задачи на смысл жизни учителя - одна из наиболее актуальных и практически значимых в профессиональной подготовке будущего педагога.
Этапным событием в исследовании проблемы смысла жизни в отечественной психологии можно считать публикацию книги В. Франкла « Человек в поисках смысла» под общей редакцией Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева (МЛ 990). Автор рассматривает стремление к поиску и реализации смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, которая присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Характеризуя суть данного психологического образования, исследователь пишет: «Мы встречаемся здесь с феноменом, который я считаю фундамен -тальным для понимания человека, с самотрансценденцией человеческого существования! За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано во вне, на нечто, что не является им самим» (с.29.1990). Большой заслугой В. Франкла является тот факт, что он не ограничился теоретическим анализом проблемы, но показал большую практическую значимость феномена смысла жизни для человека. В частности, он отмечает, что 100% случаев наркомании и 90 % случаев алкоголизма связаны с ощущением утраты смысла жизни. Автор приводит факты, свидетель -ствующие о том, что многие случаи подросткового суицида также связаны с утратой смысла жизни. В книге В. Франкла есть дискуссионные моменты. Можно упрекнуть автора в том, что он недооценивает роль биологических, генетических факторов в поведении человека, слишком категорично подчеркивает способность человека управлять своими потребностями и влечениями. Анализ взглядов В. Франкла был сделан Д. А. Леонтьевым (1990) и В. Э. Чудновским (1995).
Особенности смысложизненных ориентации молодых учителей и студентов педагогического вуза
В исследовании приняли участие 120 человек, среди них работающие учителя (ЗОчел.) и студенты 3 курса педагогического факультета Коломенского педагогического института (90чел.). Все студенты закончили Зарай -ское педагогическое училище, и после окончания работали в школах не менее 2-х лет. На этом этапе исследования решалась задача получить предварительный срез о смысложизненных ориентациях молодых учителей. Испытуемые были разделены на две группы, с одной из них контрольной (называем условно) были проведены анкетирование, сочинения, комплекс экспериментальных методик. С другой группой велась постоянная работа в течение двух лет, которая включала: чтение спец. курса: «Психолого-педагогические проблемы смысла жизни», проведение семинарских занятий, проведение цикла экспериментальных сочинений, индивидуальных и групповых бесед по проблеме смысложизненных ориентации и профессиональной деятельности учителя, а также экспериментальные замеры на первом и более поздних этапах (оговоримся, речь идет не о формирующем эксперименте, но представляло интерес выяснить наличие или отсутствие изменений в результате проведенной работы).
Анкетирование было проведено с 164 испытуемыми. Типичным для студентов в представлении о смысле жизни были суждения: «Должен стре -миться к определенной цели, и не важно - с какими результатами», «это ради чего надо жить», « добиваться поставленных целей», «каждый человек в жизни к чему - то стремится - это и есть смысл», « в счастье близких, в любви» (Ж.Федорова, А.Черевко, Т.Трушина, Т. Шмакова и другие). Многие респонденты конкретизируют проблему, выделяя личностно -значимую цель: «Созидание себя», «борьба с собственным несовершенством», «создавать прекрасное», «вырастить дерево, воспитать ребенка, написать книгу», «жить с пользой для общества», «найти свое место в этом мире». (Г.Радимова, Е.Теплова, Е.Краснопеева, Н. Булгакова и другие).
Смысл, по их мнению, помогает ориентироваться в окружающем мире: «Смысл дает уверенность», « осознавая смысл ситуации, легче общаешься»; некоторые подчеркивают сложность, неоднозначность решения «задачи на смысл»: что наша жизнь - борьба, театр (играют все), игра (играю я).
Одни, характеризуя процесс поиска смысла, выделяют трудности профессиональной деятельности: «Хотеть стать учителем и быть им - разные вещи», «учитель - профессия трудная, нервная, ответственная»; другие имеют акти -вную позицию: «искать и не сдаваться - найти и не терять», «достичь вершины».
Некоторые респонденты отождествляют смысл с поиском истины, другие определяют его « как любовь к Родине, матери, к профессии». Для многих смысл жизни, - это стремление «добиться каких - то высших задач, это познание окружающего мира». И вновь подчеркивается связь понятий «смысл жизни» и цель: «Нет, цели в жизни - значит бессмысленно существование»: «чтобы был смысл жизни, должен быть какой - то интерес, а если его нет, то и жизнь бессмысленна» (М. Хорошева, Н.Степанова, О.Чекнышкина, Е. Дунаева и другие). Смысл жизни - цель, с какой человек живет, дело его жизни, идея, которая формирует цель: «Одна из важных составляющих жизни», «принципы, которыми руководствуется человек всю жизнь», «смысл жизни в стремлении к будущему» (Е.Глазкова, М. Гаранина, Л. Степашина, С.Фокина).
Таким образом, смысл жизни либо напрямую связывается с целью, либо характеризуется как механизм становления цели.
Ряд респондентов отмечает эмоционально - ценностный аспект смысла жизни, его, так сказать, практическую ценность в жизни человека: «Человек, имеющий смысл жизни, обладает огромным количеством положительной энергии, которую он распространяет на окружающий его мир», «смысл жизни - это то, что дорого, то чем дорожишь, что ценишь». ( О. Епифановская, Н. Гульбина, С. Гундырева, Л.Тергеворкова и другие).
Смысл жизни - идеал, к которому стремится человек: «самовыражение через творчество», «помогает стать настоящим человеком», «состояться как личность» (Т.Иванова, Н.Васильева, Н.Макогончук, О. Шмелькова и другие).
Часть респондентов считает, что смысл жизни отражает концепцию взглядов, стремление человека к положительному результату: «Это продуманная линия поведения, то, чему следуешь, исходя из реальных событий, так как большая часть поступков совершается обдуманно», «посредством смысла переосмысливаются свои действия, задумываешься над своим прошлым и будущим». (Т. Матюшина, Л. В. Проскурякова, Е. Елисеева, Е. Сошкина и другие).
Принципы монографического изучения учителей
Ирина Витальевна родилась в семье художника в г. Коломна. Росла спо -собной, внимательной, серьезной девочкой. Была малообщительна, любила природу, животных, но больше всего ее привлекало рисование. Рисовать начала с раннего детства, ее наставником и учителем был Н. И. Бодрягин, коломенский художник. Любовь к природе привил ее дедушка - журналист. Ирина Витальевна среднего роста, худенькая, поражают необыкновенно выразительные глаза; небольшие, но очень длинные с поволокой, располо -женные по прямой линии, светлофиалкового цвета, от которых невозможно отвести взгляд, они как бы живут своей жизнью и отражают настроение художника. Ирина Витальевна работает учителем живописи и реставрации в щколе № 20 г. Коломны, педагогический стаж работы 4 года после оконча -ния Московского архитектурного института. Для поступления в школу реставраторов надо пройти конкурс, поступают 25 человек в год. При первой встрече проблема, изучаемых нами феноменов была встречена с пониманием. Знакомясь, подробнее с Ириной Витальевной я увидела, что это не только серьезный, внимательный человек, очень глубокий, талантливый педагог -художник, но личность эмоциональная, ранимая, искренняя, необыкновенно красивая и возвышенная. Одаренность Ирины Витальевны отмечают дети, коллеги и все кто видел ее картины.
В первом сочинении о смысле жизни Ирина Витальевна пишет: «Я очень благодарна судьбе за данное мне умение. Смысл я вижу в самовыражении через творчество! А именно как можно точнее изобразить в картинах состо -яние своей души, состояние окружающего мира и свое отношение к нему». Ирина Витальевна пишет о любви к природе, которую развил ее дедушка «заядлый лесник и любитель лесной тишины». Занятия живописью, - говорит она - связаны с долгим пребыванием на природе, для меня лес - как храм для верующего». Много времени Ирина Витальевна проводит в лесу рисуя, наблюдая жизнь леса, птиц, и животных, вслушиваясь в звуки и шорохи, чтоб потом передать то чувство, которое родилось там, собирает коряги, сама режет бересту, обрабатывает ее и изготовляет рамки для картин. Худо -жественное творчество способствует, по мнению, Ирины Витальевны развитию интуиции, воображения, формирует умение видеть «невидимое» другим людям, живопись развивает зрительную память, чувство меры, вкус. Эти качества Ирина Витальевна старается привить своим воспитанникам «Самой большой удачей, критерием, определяющим учителя как мастера своего дела, считает она - является гордость учителя за мастерство учеников, когда они умножают данное тобой. Гордишься учеником - значит сам чего -то стоишь».
Интересно отношение Ирины Витальевны к проблеме педагогической удачи. «Профессиональная удача во многом связана с личной удачей, много примеров, когда по вине бесталанного учителя загублены судьбы учеников». Ирина Витальевна считает, что учителя, которые постоянно демонстрируют свое превосходство над учеником - это неудачники, а неудачник не имеет право ни минуты оставаться в школе. Эта позиция Ирины Витальевны более подробно обсуждалась в ходе индивидуальной беседы. Я высказала мысль, что эта точка зрения излишне категорична. По мнению Ирины Витальевны, для учителя ключевой является проблема индивидуальности. Учитель неповторим в своей индивидуальности. «Он передает свой стиль, свое мастерство. Все стандарты губят, убивают талант». Развитие индивиду -альности ребенк% неразрывно связано с воспитанием ряда положительных качеств «Очень важно искать индивидуальные черты каждого ребенка». Нельзя считать таких детей избранными, необыкновенными, внушать, что они лучше других. Учитель пытается разработать отдельную для каждого ученика программу, предварительно проанализировав, его индивидуальные качества с тем, чтобы сделать упор на их развитии, добиться, чтобы ребенок не останавливался на достигнутом, считая, что исчерпал свои возможности. Большое значение она придает индивидуальным занятиям «любой талант в толпе гибнет», утверждает она. Чтобы расположить учеников к себе, чтобы они поверили, надо использовать личное обаяние.