Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Представления о смерти в метафизическом сознании личности 11
1.1. Категория смерти в культурно-философском аспекте развития цивилизации 11
1.2. Психологические концепции понимания смерти в аспекте феноменологии
развития и формирования личности 34
1.2.1. Танатопсихологический аспект развития личности 34
1.2.2. Опыт конфронтации со смертью как возможность личного изменения 45
1.3. Психологические особенности тревоги и страха смерти в аспекте смысложизненных и ценностных ориентации 52
Глава 2. Методы и организации исследования 67
2.1. Этапы исследования 67
2.2. Психологические особенности юношеского возраста в аспекте отношения к смерти 67
2.3. Опыт пилотажного исследования 69
2.4. Основы построения экспериментального исследования 74
2.4.1. Проблема эмпирического исследования отношения к смерти 74
2.4.2. Психодиагностический инструментарий исследования отношения к смерти 76
2.4.3. Применение методов субъективного одномерного шкатирования для изучения страха смерти 79
2.4.4. Особенности и методы исследования ценностно-смысловой сферы личности 82
2.4.5. Методы обработки и статистического анализа данных 87
Глава 3. Результаты исследования отношения к смерти в аспекте смысложизненных и ценностных ориентации у лиц юношеского возраста 90
3.1. Анализ отношения к смерти у лиц юношеского возраста 90
3.2. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с разным отношением к смерти 117
3.2.1. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с философским отношением к смерти 117
3.2.2. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отношением к смерти, сопровождаемым страхом 122
3.2.3. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с атеистическим отношением к смерти 126
3.2.4. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отрицанием смерти 130
3.2.5. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с протестным отношением к смерти 133
3.2.6. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отношением к смерти как к избавлению от жизни 136
3.3. Психолого-педагогические рекомендации к проведению занятий по танатической
пропедевтике для студентов ВУЗа 142
Заключение 147
Список используемых источников 149
- Категория смерти в культурно-философском аспекте развития цивилизации
- Опыт пилотажного исследования
- Анализ отношения к смерти у лиц юношеского возраста
Введение к работе
Спецификой психологического развития личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни. В трудах С.Л. Рубинштейна, а позже Б.Г. Ананьева личность рассматривается в контексте всей ее жизни, где она раскрывает свое содержание через определение ее как субъекта жизненного пути, в котором личность проявляет свою активность. Личность как субъект жизненного пути обладает всеми качествами субъекта, но эти качества раскрывают свое содержание только в контексте жизни человека, его индивидуальной истории. Жизненный путь личности, в котором раскрывается ее содержание и существует возможность достижения субъектных качеств, ограничен временными рамками. Если представить жизненный путь личности в виде линии, то одном конце его будет факт рождения, а другом - факт смерти. Многие авторы, как отечественной, так и зарубежной психологии (Л.И. Анцыферова, А.А. Баканова, А.В. Гнездилов, А.В. Осницкий, Н.В. Власова, А.П. Попогребский, С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перлз, О. Фени-кел, В. Франкл, 3. Фрейд, Г. Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития личности человека, где развитие понимается как непрерывный процесс созидания и разрушения субъективного видения мира, в процессе которого человек сталкивается как с приобретениями, так и с потерями.
Тема смерти является во многом традиционной, так как относится к экзистенциальным проблемам человечества, и как любая экзистенциальная проблема она еще далека от разрешения. В настоящее время психологическая наука уже накопила достаточно эмпирического материала относительно многих психических феноменов, однако вопрос отношения человека к смерти и умиранию все еще является методологически непроработанным.
Смерть - это то событие, избежать которое не сможет ни один человек на земле. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - значит научиться хорошо умирать [132]. Жизнь и смерть тесно связаны друг с другом, так как, уже рождаясь, делая первый шаг, мы находимся на пути к умиранию и смерти. Американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй еще в начале XX века поставил один из основных вопросов современной психоло гии, «как человек относится к факту смерти: проводит ли он свою жизнь в бегстве от смерти или вытесняет признание смерти под видом рационализации, веры в технический прогресс или судьбу, что так привычно для нашего западного общества, или размывает эту тему, говоря, что «человек смертен», и, обращаясь к статистике, которая служит для сокрытия очень важного факта - он сам умрет в какой-то неизвестный момент будущего» [69, с. 154].
В большинстве восточных культур существуют религиозные и философские системы, включающие ритуалы и обычаи, помогающие своим адептам принять и пережить смерть для последующего воплощения (идея реинкарнации), растворения в мировом разуме (уход в нирвану) и т.д. Благодаря этому идея смерти на Востоке значительно отличается от представлений о смерти в западной культуре. Непонимание проблем, связанных со смертью, предопределяет невозможность для большинства людей осознанно принимать участие в своей кончине в случае смертельных болезней и приводит к отрицанию и избеганию любого вопроса, связанного со смертью.
По данным различных исследований (Л.И. Анцыферова, 1997, А.В. Гнезди-лов, 2002, С. Гроф, Дж. Хэлифакс, 2002, И. Ялом, 1999, Э. Кюблер-Росс, 2002) столкновение с реальной угрозой жизни вследствие катастроф, военных действий, неизлечимой болезни не проходит даром ни для одного человека. Опыт конфронтации со смертью, несомненно, является той ситуацией, в которой личность начинает проявлять свою активность, осознавая подлинность своего существования, а также причиной изменения мировоззренческой позиции, смысложизненных и ценностных ориентации. Смыслообразующие ценности и мотивы личности рождаются внутренним выбором человека и приобретают личностный смысл в процессе развития, что позволяет выдвинуть предположение, что отношение к смерти может служить критерием такого развития.
В современном обществе не принято говорить о смерти, это считается дурным тоном. Во многом этот стереотип распространяется и на науку. Анализ современной психологической литературы демонстрирует значительную бедность теоретических и тем более эмпирических публикаций на тему смерти. При этом ряд фактов свидетельствуют на важность изучения данного вопроса. Число само убийств среди граждан, как нашей страны, так и за рубежом в настоящее время продолжает расти, при этом жизнь современного человека находится в ситуации постоянной угрозы террористического акта; регулярные войны в относительной географической близости, стихийные бедствия и катастрофы - все это даже без экспериментальной проверки позволяет предположить актуализацию мыслей, связанных со смертью, и переживаний за свою жизнь и жизнь своих близких.
Разговор на тему с молодежью в настоящее время считается деликатным и щепетильным. При этом современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от содержания мультипликационных и художественных фильмов, компьютерных игр и направлений современной музыки, изобилующих разнообразной символикой смерти, и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств.
Развитие личности в юношеском возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем жизни личности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, т.к. ценности, которые определяет для себя молодой человек, и характеризуют его отношение к жизни. При этом в настоящее время наблюдаются тенденции к гуманизации образования, в качестве одной из целей которой можно назвать развитие личности субъекта учебной деятельности [35], [50], [75], [124], [131]. Отношение к жизни и смерти широко исследовано в западной психологической науке. В отечественной психолого-педагогической литературе имеющиеся разработки в области танатопсихоло-гии в основном относятся к проблемам терминально больных детей и взрослых. Поэтому, если проблема полового воспитания и просвещения в настоящее время активно развивается в отечественной науке, то проблема танатической пропедевтики, затрагивающей вопросы о здоровье человека, ценности его жизни, построении жизненных планов на будущее, раскрытии смысла жизни, остается неисследованной.
Таким образом, дефицит исследований на тему отношения к жизни и смерти среди молодежи, отражающего их ценностные и смысложизненных ориентации,
позволил определить проблему исследования - изучение отношения лиц юношеского возраста к жизни и смерти в аспекте ценностных и смысложизненных ориентации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования явились лица юношеского возраста, учащиеся вуза, предметом — отображение ценностных и смысложизненных ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: отношение личности к жизни и смерти отражает особенности ценностно-смысловой сферы у лиц юношеского возраста.
Данная гипотеза раскрывается в ряде частных гипотез:
1. Отношение к жизни и смерти у лиц юношеского возраста содержит в себе различные когнитивные и эмоциональные компоненты.
2. Лица с различным отношением к смерти имеют различные ценностные и смысложизненных ориентации.
Для проверки выдвинутых гипотез были сформулированы две группы задач.
Теоретические задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ философской, культурологической и психологической литературы по проблеме отношения к смерти и ее значения для развития личности.
2. На основе теоретического анализа литературы выявить компоненты отношения к смерти.
3. Теоретически обосновать рассмотрение компонентов отношения к смерти как основания для классификации ценностных и смысложизненных ориентации личности.
Эмпирические задачи исследования:
1. Подобрать и разработать диагностические методики адекватные цели и гипотезе исследования.
2. Эмпирически выявить компоненты отношения к смерти.
Изучить взаимосвязь между отношением к смерти и различными смыс ложизненными и ценностными ориентациями.
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для психологов, работающих в ВУЗе, для проведения занятий по танатической пропедевтике и собеседований со студентами на тему конечности жизни, их жизненных планов и целей.
В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как смерть, ответственность, смысл жизни (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон); феноменологический подход к изучению личности (Э. Гуссерль, К. Ясперс, А. Пфендер, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, П. Ри-кер); субъектная парадигма в психологии и акмеологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.Ф. Петренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.Э. Чудновский); экзистенциальный подход к пониманию смерти как к фактору личностного развития (Э. Кюблер-Росс, С. Гроф, И. Ялом, Р. Мэй, Г. Фейфел, Э. Фромм, И. Ялом).
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы по планированию и проведению исследования.
3. Диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа).
4. Методы группового и индивидуального консультирования.
5. Методы измерения в психологии (методы субъективного одномерного шкалирования - методы балльных оценок и метод парных сравнений).
6. Методы содержательного анализа (контент-анализ).
7. Методы математико-статистического анализа данных.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 по 2005 г.г. и включало в себя четыре этапа:
1 этап - 2000 - 2001 г.г. - определение целей и задач исследования, выбор предмета и объекта, выдвижение основных гипотез, анализ теоретических подходов к изучаемому предмету. Было проанализировано философское и культурологическое понимание проблем жизни и смерти, были изучены представления зарубежных и отечественных психологических школ о значении смерти для жизненного пути личности.
2 этап - 2002 г. - проведение пилотажного исследования, результаты которого позволили сформулировать концепцию диссертационного исследования и определить методическую базу. Также на этом этапе было осуществлено построение эксперимента, подбор методов исследования и выбор конкретного психодиагностического инструментария, выдвижение эмпирических гипотез, определение контингента испытуемых.
3 этап - 2003 - 2004 г.г. - проведение экспериментального исследования, обработка и анализ экспериментальных данных, обобщение полученных результатов.
4 этап - 2005 г. - разработка методических рекомендаций по танатической пропедевтике для учащихся ВУЗов, проведение тренинговых мероприятий, оформление рукописи диссертации, разработка перспективных направлений дальнейшей работы.
Экспериментальная база исследования: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет» и его подразделения: кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, молодежный центр психологической безопасности личности.
Контингент испытуемых: студенты 1-3 курсов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет». Количество испытуемых - 272 человека.
Научная новизна диссертационного исследования состоит: в обосновании значения отношения к смерти как составляющей системы отношений личности к себе, к своей жизни и окружающим людям; выявлении особенностей отношения к смерти; в рассмотрении отношения к смерти как основания для классификации ценностных и смысложизненных ориентации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: проанализирован культурно-исторический генез отношения к смерти, рассмотрены особенности отношения к смерти, как в его составе, так и на разных уровнях проявления; дан анализ динамики представлений о жизни и смерти на протяжении развития цивилизации; систематизированы накопленные в науке знания о значимости смерти для развития личности в целом; рассмотрены компоненты отношения к смерти; проанализированы взгляды на природу страха смерти; определена взаимосвязь отношения к смерти с особенностями ценностно-смысловой сферы.
Практическая значимость исследования определяется следующими его результатами: даны психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по танатической пропедевтике, направленных на решение задач развития личности; использование полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс, а также с людьми, находящими в ситуации выбора дальнейшего пути. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также феномен конечности жизни можно использовать как личностный ресурс при решении различных личностных задач.
Материалы диссертации используются в лекционном курсе «Психология личности» и в общем психологическом практикуме при подготовке студентов кафедры ПиБЖ ТРТУ по специальности 351400 «Прикладная информатика в психологии» и специальности 020400 «Психология». Также материалы использовались в факультативном лекционно-практическом курсе для студентов непсихологический специальностей и при подготовке и проведении психологических тренингов для студентов различных специальностей ТРТУ.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет», а также через публикации и выступления на международных научных конференциях (7-я Международная научная конференция «Развитие и профессиональное становление молодежи в образовательных системах»; 6-я Международная научно-практическая конференция «Информационная безопасность», 2004 г., г. Таганрог, 50-я Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ, 2004, Таганрог; 1-ая Всероссийская конференция «Гуманитарные проблемы современной психологии», 2005, Таганрог).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Смерть является чрезвычайно важным и значимым событием в жизни каждого человека, где достижения такой значимости возможно за счет отношения личности к смерти.
2. Отношение личности к смерти включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты, где когнитивный компонент отражает, что личность понимает под смертью, а эмоциональный - как она к этому относится.
3. В когнитивных компонентах отношения к смерти можно выделить два представления о смерти: «смерть есть переход на другой уровень существования» и «смерть есть полное прекращение существования».
4. К эмоциональным компонентам отношения к смерти относятся переживания страха, радости, спокойствия, гнева и равнодушия.
5. Сочетания когнитивных и эмоциональных компонент позволяет выделить восемь основных видов отношения к смерти: философское отношение, отношение, сопровождаемое страхом перед смертью, «ужас не-бытия», атеистическое отношение, протест против смерти, отрицание смерти, смерть как избавление от жизни, протест против мира.
6. Для каждого вида отношения к смерти характерны свои особенности ценностных и смысложизненных ориентации.
Категория смерти в культурно-философском аспекте развития цивилизации
Вопрос смерти сложен и прост одновременно: сложен, потому что затрагивает суть нашего существования, многоликого и разнообразного; прост, потому что он повседневно с нами: либо мы живы, либо уже нет. Поэтому, рассматривая вопрос смерти, стоило затронуть различные стороны человеческого самовыражения, такие как мифология, религия, искусство, философия, медицина и психология. И тогда объем настоящей работы намного превысил бы существующую квоту. Так как настоящая работа выполняется в рамках психологии, то, рассматривая вопрос кончины, мы остановимся только на философии и психологии смерти. Оценка смерти в том или иной культуре или в том или ином мифологическом, религиозном или философском учении отражает ценностный подход к ней.
На протяжении всего существования человеческой цивилизации от ее зарождения по сегодняшний день люди задавались вопросом о сущности смерти и ее смысле. Всю совокупность трактовок и интерпретаций феномена смерти и ее значения можно классифицировать по разным основаниям. Анализ литературы по философии, культурологии, истории религий в контексте отношения человека к смерти, позволяет большинство точек зрения разделить на два больших класса на основании значения смерти для жизни человека.
Первый подход к осмыслению смерти делает акцент на реальном материальном мире, где живет человек; здесь вопрос о загробном мире или последующей после смерти жизни не рассматривается. Так или иначе, смерть рассматривается как зло, которое неизбежно и предлагаются различные способы борьбы или совла-дания с ним. К этому направлению можно отнести учения древнегреческих атомистов (Демокрита и его последователей), философию эпикурейцев (самого Эпикура и Тита Лукреция Кара), философов Нового времени, учение о бытии Хайдеггера, взгляды представителей русской философии конца XIX - начала XX веков.
Второй из подходов к пониманию смерти базируется на вере в бессмертие души, и в рамках данной концепции смерть рассматривается как нравственно воспитательный регулятор. Данное направление интерпретирует смерть как перемену формы существования личности с сохранением преемственности ее духовной основы; здесь акцент делается на последующей жизни после смерти. Эта концепция так или иначе представлена в мифологическом эпосе разных народов, в различных религиозных учениях (христианство, буддизм, даосизм), а также в философии Средневековья, Шопенгауэра и Кьеркегора.
Однако такая классификация отношения к смерти в истории человеческой мысли не единственная. По мнению современных историков, культурологов и психологов Ф. Арьеса, X. Хейзинги, В. Вовеля, И.И. Иоффе и др. отношение к смерти отражает уровень развития культуры, поэтому еще одним основанием для классификации понимания смерти может служить ход развития цивилизации. Также, по мнению современного философа М.А. Шенкао, описание понимания смерти различными народами и конфессиями является зеркалом, в котором отражается ментальность данного народа [123]. Такой хронологический подход позволит проследить, как менялось отношение к смерти в той или иной эпохе (взяв, к примеру, такие периоды развития человеческой мысли, как первобытное время," античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, XX век), как эти изменения характеризуют человека той эпохи, отметить смещение акцентов на том или ином аспекте смерти и т.д. При этом оба выделенных нами выше направления развивались параллельно друг другу на протяжении всей человеческой истории. Поэтому на наш взгляд, аргументация такого разделения будет необоснованной без учета хронологии развития человеческой цивилизации, и далее мы дадим анализ учений о смерти, начиная с архаических первобытно-общинных верований и заканчивая философией XIX века, но на основании разделения всех оценок смерти на два класса, описанных выше.
Начиная рассматривать динамику представлений о смерти в человеческой культуре, на наш взгляд, стоит упомянуть картину жизни-смерти, являющуюся предысторией всех далее возникших учений, философий и т.д. Говоря о различных психологических феноменах, имеющих значение для современного человека, необходимо рассмотреть истоки любой психической активности, заложенные еще в дописьменной культуре. Древнее дописьменное общество характеризуется наличием ритуалов как системы сложного поведения, обеспечивающего контакт между живыми и мертвыми. Особенностью первобытного человека, по словам французского исследователя Л. Леви-Брюля, является то, что такой человек не ищет объяснений явлений окружающей действительности. Они даются ему в едином синкретическом комплексе представлений о тайных силах, магических свойствах окружающего мира, а не в структурно-аналитической форме в виде отдельных сущностей, частей, элементов окружающей жизни, как это характерно для мышления современного человека. Восприятие мира в архаичных культурах ориентировано не на поиск объективных характеристик, а на субъективно-чувственные, мистические формы освоения. Поэтому, по мнению Леви-Брюля, «первобытные люди» смешивали, например, во сне реальные предметы с их образами, человека и его изображение, человека и его имя, человека и его тень. Место законов логического мышления (тождества, непротиворечивости) занимает в первобытном мышлении закон соприча-стия (партиципации), состоящий в том, что предмет (человек, животное) может быть самим собой и одновременно другим (например, человек чувствует себя мистически единым со своим тотемом) [58]. В результате особенностей такого способа познания в первобытном мире смерть понималась как отделение души как тени, двойника. Отделение души могло интерпретироваться не только как смерть, но и как состояние сна или ощущение высшего познания, достигаемого использованием ритуальных психоделических средств, ведением постов и т.д. Центральное место в установлении контакта между живыми и мертвыми занимает обряд инициации - символической смерти, в процессе которой живые и мертвые обмениваются дарами. Широко известны ритуальные жертвоприношения, традиционно трактующиеся как средства обмена с другим миром. К ним относятся погребальные жертвоприношения, а также жертвы, «помогающие» прохождению циклов увядания и возрождения природы. Дж. Фрезер описывает обряды уничтожения пожилых, а также утративших красоту вождей ради того, чтобы их души переместились в молодых преемников [44]. Немецкий религиовед К. Клемен отмечает, что первобытный человек не проводил различия между телом и душой и, следовательно, первоначально верил в продолжение жизни не души, а всего человека [46]. По этому смерть в древних культурах понималась как естественный акт, часть жизни, переход от одного состояния в другое, при этом после смерти жизнь человека как таковая не заканчивалась, о чем свидетельствуют верования о возможном контакте между живыми и умершими, воззрения о вхождении душ умерших в женщин и их новом рождении, а также отсутствие верований в загробный мир. Несмотря на то, что смерть здесь понимается как переход из одного состояния в другое, акцент в первобытном обществе ставится на жизни реальной. Эта жизни заполнена людьми во плоти. Таким образом, верования первобытных людей трудно отнести к какому-то одному направлению в понимании смерти, выделенным нами выше. Здесь присутствует и факт перехода, и акцент на реальной жизни. Можно предположить, что верования дописьменных культур представляют собой колыбель тех идей, которые впоследствии выделятся в отдельные, наполнятся своим собственным содержанием, но при этом своими корнями будут уходить в глубокую древность становления человеческой цивилизации. Отношение человека дописьменной культуры к смерти отражает общую систему мировоззрения того периода, характеризуя коллективное сознание людей на ранних этапах человеческой истории.
Опыт пилотажного исследования
Перед проведением экспериментального исследования, направленного на изучение отношения к смерти у лиц юношеского возраста и соотнесение особенностей отношения к смерти с их ценностными и смысложизненными ориентация-ми, мы поставили своей целью проведение пилотажного исследования, которое бы способствовало определению концепции экспериментального плана. Основными задачами проведения пилотажного исследования были:
. изучение актуальности темы жизни, ее смысла и смерти у лиц юношеского возраста;
. изучение общего отношения к смерти у лиц юношеского возраста;
. выделение компонент страха смерти - апробация списка компонентов страха смерти Дж. Диггори и Д. Ротман на отечественной выборке.
Для проведения пилотажного исследования нами были использованы следующие методы:
. для изучения актуальности темы смерти - метод анкетирования, методы индивидуального и группового консультирования (анкета приведена в приложений 1);
. для изучения общего представления и отношения к смерти - метод свободного описания на заданную тему (психологическое письмо) с последующим контент-анализом и арт-терапевтические методы (рисунок смерти);
. для выделения компонент страха смерти и апробации списка Дж. Диг-гори и Д. Ротман - метод анкетирования с использованием метода балльных оценок (приложение 1).
В пилотажном исследовании приняло участие 161 человек, частично данные испытуемые вошли потом и в экспериментальную группу. Данное исследование проводилось в рамках семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика» для студентов непсихологических специальностей. Пилотажное исследование включало в себя два этапа. На первом этапе в качестве задания по курсу «Психология и педагогика» нами было предложено студентам написать письмо человеку, находящемуся в кризисной ситуации. Студентам были предложены темы, которые, на наш взгляд, являются наиболее актуальными для современного молодого человека. Данные темы были отобраны исходя из анализа публикаций, посвященных работе практических психологов с молодыми людьми. Таким образом, студентам предлагались следующие темы:
. проблема взаимоотношений в семье, с родителями, проблема развода (тема была сформулирована следующим образом: «Напишите письмо молодому человеку, которые остро переживает развод родителей»);
. проблема взаимоотношений с противоположным полом (тема: «Напишите письмо молодому человеку, которому нравится девушка, но она не обращает на него внимания»)
проблема смерти и умирания от неизлечимой болезни молодого человека (тема: «Напишите письмо молодой женщине 30 лет, которая умирает от рака и знает об этом»)
. проблема самооценки на примере собственной внешности (тема: «Напишите письмо красивой девушке, которая знает о своей красоте и пользуется этим») . проблема человека с выраженной застревающей акцентуацией (по К. Ле-онгарду) на примере женщины, страдающей навязчивым желанием наводить порядок и чистоту.
. свободная тема - данная тема была предложена с той целью, что если студент не смог найти из предложенных ему тем наиболее интересную (а, следовательно, и актуальную), то он мог предложить свою собственную.
После проведения работы со студентами, принимавшими участие в данной работе, проводился устный опрос, в котором обсуждался вопрос выбора той или иной темы.
Выбранные студентами темы распределились следующим образом (рис. 1):
. проблема смерти и умирания от неизлечимой болезни молодого человека -67 писемі из 161; проблема взаимоотношений с противоположным полом -37 писем из 161;
. свободная тема (в данной категории преобладали письма, относящиеся к частной жизни студентов - как объясниться в любви, проблема выступления перед большой аудиторией и т.п.) - 19 писем из 161;
. проблема взаимоотношений в семье, с родителями, проблема развода - 17 писем из 161;
. проблема самооценки на примере собственной внешности - 16 писем из 161;
. проблема человека с выраженной застревающей акцентуацией - 5 писем из 161.
Анализ отношения к смерти у лиц юношеского возраста
Анкета (приложение 2) предназначалась для изучения отношения к смерти, выявления различных компонент этого отношения, представлений современного молодого человека о смерти. На вопрос «Задумываетесь ли вы о том, что время вашей жизни ограничено смертью?» 11% испытуемых ответили, что «да, задумывались», 8% испытуемых ответили, что никогда не думали о смерти. Интересен еще один ответ испытуемых на данный вопрос: 15% респондентов ответили, что «меня никто никогда не готовил свободно рассуждать о смерти». Данный ответ, на наш взгляд, нельзя понимать однозначно как ответ «да» или «нет», однако, он свидетельствует о том, что у молодого человека в период своего взросления присутствует потребность в обсуждении темы конечности и ограниченности собственной жизни, и что существует определенный дефицит информации и возможность в удовлетворении данной потребности.
Результаты исследований, посвященных изучению представлению о смерти у детей, показывают интерес детей (от 3 лет) и подростков к теме смерти. Этот интерес оказывается часто фрустрирующим для родителей, которые не знают, что ответить своему ребенку на вопрос: «А я умру?». Обычно дети не получают ответа на этот вопрос, т.к. в современной культуре принято ограничивать детей от любого упоминания о смерти, несмотря на все их вопросы. Чаще всего ответом родителей является пожелание не думать об этом, родители говорят: «Тебе еще рано думать о смерти», тем самым, обучая своего ребенка избегать темы смерти. По результатам исследований И. Ялома, А.И. Захарова, В.Н. Карандашева, Т.О. Новиковой, Д.Н. Исаева и др. ребенок начинает задумываться о конечности жизни в раннем возрасте (2-3 лет), причем осознание смерти детьми проходит несколько этапов и проявляется различными способами, в основе которых лежит формирование механизма отрицания [34], [37], [42], [74], [132]. Весь процесс формирования защиты протекает в период с трех до девяти лет. Отрицание смерти создает у ребенка две базовые защиты: убеждение в своей индивидуальной неуязвимости и в существование личного спасителя. К подростковому периоду ребенок овладевает защитой, но впоследствии эта защита становится неэффективной [37, 74]. В юношеском возрасте интерес к смерти снова возвращается, и теперь уже молодой человек пытается осмыслить свою жизнь, свои возможности и смерть, как их ограничение. Об этом свидетельствуют и ответы испытуемых на вопрос анкеты пилотажного исследования на вопрос «Хотели бы Вы посвятить одно из семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика» обсуждению темы смерти?». 73,5% испытуемых ответили, что «Да, хотели бы».
В связи с тем, что большинство испытуемых, принявших участие в пилотажном исследовании, указывают на свой интерес к теме смерти, в анкету был включен вопрос «Влияют ли мысли о смерти на Вашу жизнь?». 51% испытуемых ответили, что «да, влияют», «знать о смерти - значит наполнить жизнь содержанием». Еще 24% ответили, что мысли о смерти также влияют на их жизни, и что благодаря им они «начинают ценить настоящую жизнь». 14% респондентов ответили отрицательно, отмечая, что «предпочитают не думать о смерти вообще». Оставшиеся 11% также ответили отрицательно, аргументируя свое мнение тем, что «от факта смерти ничего в их жизни не меняется», и «смерть - это естественный процесс, свойственный каждому живому существу».
45% испытуемых заявили, что на данный момент могут представить себе свою собственную смерть. В качестве возможных причин такой смерти они называют:
. автомобильную катастрофу (12%);
. несчастный случай (9%);
. террористический акт (9%);
. самоубийство (8%);
. смерть от болезни - СПИД, рак (7%).
Еще 6% испытуемых заявили, что могут представить свою смерть, но не в настоящем, в молодом возрасте, а в старости, в окружении детей и внуков. 31% испытуемых ответили отрицательно на вопрос «Можете ли Вы представить себе свою собственную смерть?». Остальные 18% студентов заявили, что не хотят задумываться о вопросе своей возможной смерти. Анализ литературы показал, что мысли о собственной смерти так или иначе посещают каждого человека, однако на формирование личной концепции смерти, отражающей отношение к ней, влияет, по словам И. Ялома, «опыт конфронтации со смертью». В анкету был включен вопрос «Был ли у вас опыт столкновения со смертью? Если да, то как этот опыт повлиял на дальнейшее восприятие смерти и мировоззрение вообще?» 57,5 % испытуемых отметили, что у них такой опыт был и что их отношение к смерти сильно изменилось в результате этого. Среди событий, к которым испытуемые причисляют опыт столкновения со смертью, можно назвать смерть престарелых родственников, смерть домашних животных (в основном, это опыт сильно влиял на испытуемых, когда те были в возрасте 4-6 лет - на это указали 6% испытуемых). Наиболее сильным потрясением, способствующим актуализации мыслей о смерти, являлась смерть кого-либо из сверстников или одного из родителей. Об этом пишут 39% испытуемых. В результате такого опыта, по словам респондентов, у них изменилось отношение к жизни и смерти. Из всех испытуемых 32% отметили, что стали задумываться о собственной смерти, в связи с этим у них появилось ощущение «ценности и хрупкости жизни», а также значимости людей, которые их окружают. По словам испытуемых, опыт столкновения со смертью, когда умирает кто-либо из близкого окружения, возвращает к воспоминанию о несказанном, несделанном, наполняя жизнь сожалением. Один из испытуемых в анкете написал: «Такая смерть пугает... заставляет о многом задуматься... Когда умирает близкий человек мы плачем о том, как мы с ним обращались, как мы к нему относились, что не сказали, не сделали, или, наоборот, сказали и сделали». Помимо чувства сожаления, на которое указывают испытуемые, 10% респондентов указали на актуализацию чувств гнева и отчаяния в связи с тем, что «смерть часто приходит неожиданно» и «ее наступление нельзя проконтролировать». 25% испытуемых отметили, что после опыта столкновения со смертью они стали взрослее, смелее и активнее. 2% указали на опыт реальной угрозы их жизни в результате автомобильной катастрофы или несчастного случая. По их словам, этот опыт способствовал возникновению интереса к религии, загробной жизни, мистике и эзотерике.