Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Узденов Азрет Заурович

Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе
<
Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Узденов Азрет Заурович. Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07.- Карачаевск, 2006.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/638

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные теоретические подходы к самоактуализации в психологии. 14-111

1.1. Теория самоактуализации - ключевая составляющая гуманистической психологии 14-36

1.2. Самоактуализация в контексте теории личности К.Роджерса 36-62

1.3. Концепция самоактуализации личности А.Маслоу 62-87

1.4. Самоактуализация в контексте жизненного пути человека 87-95

1 1.5 Самоактуализация специалиста 96-109

Выводы по 1-ой главе 109-111

Глава II. Экспериментальное исследование самоактуализации студентов-психологов. 112-133

2.1. Организация и методики исследования 112-117

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 117-121

2.3. Результаты тренинга самоактуализации студентов и их обсуждение 121-132

Выводы по 2-ой главе 132-133

Заключение 134-140

Литература 141-155

Приложение 156-171

Введение к работе

Актуальность. В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство - чувство ценности человеческой личности. В наше время в психологии оказался исчерпанным ресурс адаптационных схем и стратегий, так как в связи с кризисом в социологии и культуре стало совершенно неясно, к чему следует приспосабливаться не только в среднесрочной, но даже в краткосрочной перспективе.

Человек остался наедине со всем комплексом жизненных проблем, и ему негде и не у кого больше искать «спасения», кроме как в своих личных силах и способностях. Это делает актуальным возвращение к теме самоактуализации, как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней гармонии.

Возврат интереса к теории самоактуализации связан в современной науке, прежде всего, с переосмыслением ранее накопленного опыта и концепций. Человек рассматривается современной наукой как «открытая система» обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний. Открытость системы «человек» определяет необходимость рассматривать динамику его «развития» как процесс приобретения им качественно новых свойств, роста самосознания и разнообразия форм активности, через сознательную деятельность по овладению социальными и индивидуальными компетентностями, самоактуализацию.

И неудивительно, что одной из основных тенденций современной педагогической психологии стало выдвижение на первый план вопросов психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению

и самореализации. Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения. (И.А.Зимняя)

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.

Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функцией. Идеи гуманизма в отечественном образовании не новы. Но они «были деформированы и гипертрофированы идеологическими установками советского общества» (Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова, 1995).

Тем не менее, отечественным ученым принадлежит важный вклад в развитие теории самоактуализации.

В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л.И.Антроповой, Л.Г.Брылевой, И.А.Витина, Н.Л.Кулик, К.Ч.Мухаметджанова. В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г.Асмолов, П.И.Пидкасистый, В.И.Слободчиков, Л.М.Фридман, М.Г.Гарунов и другие. В акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, М.И.Дьяченко, Н.В.Кузьмина) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности.

Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А.Бодалев, Б.С.Братусь,

Д.Быодженталь, Н.Л.Карпова, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, Ю.Б.Некрасова, В.А.Петровский, К.Роджерс, В.Франкл, В.Э.Чудновский и другие).

Если современность диктует человеку необходимость уметь «расшифровывать» свое психическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей, управлять своим психическим здоровьем (Г.С.Никифоров), то для психолога это должно быть профессиональным качеством.

Проблема организации психической деятельности и дисциплинирования своих эмоций, чтобы возникающие переживания не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни особенно актуальна для самого психолога. Это предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога.

Современные педагоги и психологи должны иметь максимальную самореализацию, осознавать перспективы своего личностного и профессионального развития, открытости для профессионального обучения и педагогического творчества, реализации принципов гуманизации образования, проявлений толерантности, психологической грамотности и компетентности.

Зная уровень своего стремления к самоактуализации, личность всегда может более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи.

Вместе с тем молодые специалисты часто не рефлексируют возможности личностного развития в процессе профессионального обучения, не применяют эталон профессионала к своим личностным характеристикам. Студент-психолог, наряду с усвоением безличных психологических знаний, должен приобрести навыки «самознания» (Г.А.Цукерман, В.М.Мастеров), самоактуализации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми содержанием психологической деятельности к личности специалиста и наличием существенных психологических проблем у психологов-практиков. Необходимостью психологического сопровождения гармоничного развития личности студентов-психологов и недостаточной разработкой этой проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях.

Несмотря на широту исследовательской проблематики, в психологической науке довольно скудно представлены исследования о самоактуализации психологов вообще и в процессе обучения в вузе, в частности.

В этой связи, проблема исследования состоит в определении характера и тенденций самоактуализации психологов и условий стимулирующих и сдерживающих ее в процессе обучения в вузе.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является самоактуализация личности, а предметом - самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами была выдвинуты следующие гипотезы исследования.

  1. Образовательный процесс вуза не ориентирован на развитие личностно-значимых характеристик студентов-психологов, необходимых в будущей профессиональной деятельности психолога в современных условиях, в том числе и на самоактуализацию личности.

  2. Самоактулаизация студентов психологов в процессе обучения в вузе будет более эффективной, если:

- будет выявлен реальный уровень самоактуализации студентов-психологов на всех курсах обучения и проведен сопоставительный анализ этих уровней

- студентам будет оказана помощь в осознании специфики
профессиональной деятельности психолога в современных условиях;

- будут определены основные принципы и условия повышения
самоактуализации студентов в период обучения в вузе посредством
психологического тренинга;

будет организован специальный психологический тренинг самоактуализации студентов-психологов с учетом существующих (выявленных в ходе исследования) уровней самоактуализации.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались задачи:

1. Провести анализ основных подходов к самоактуализации в
отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести теоретический анализ структуры и уровней
самоактуализации личности представленных в работах отечественных и
зарубежных психологов.

  1. Выявить уровни и структуру самоактуализации студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

  2. Определить пути и условия достижения самоактуализации в процессе специально организованного психологического воздействия.

  3. Разработать программу тренинга по развитию самоактуализации у студентов-психологов.

  4. Провести социально-психологический тренинг и выявить изменения в степени развития самоактуализации у студентов-психологов, если таковые имеются.

Методологической основой исследования явились: гуманистическая психология и ее ведущие принципы: принцип целостности, принцип позитивности, принцип развития, принцип активности (А.Маслоу, К.Роджерс,); системный историко-эволюционный деятельностныи подход к

изучению развития личности (А.Г.Асмолов); личностно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

Теоретическую основу исследования составили:

- концепция понимания человека как «мира человека», порождаемого в
ходе естественноисторического процесса становления человечества
(К.Маркс);

культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);

теория о человеке, как и объекте и субъекте социального развития (Л.С.Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

теория личности и ее развития (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, А.В.Петровский, И.Б.Котова, В.В.Белоус, В.С.Чудновский);

теории гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Е.В.Бондаревская, Г.М.Гогоберидзе, В.В.Давыдов, Н.Д.Никандров, Н.П.Клушина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы исследования использовалась совокупность следующих методов: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, тренинг, математическая статистика.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

выявлены и описаны реальные уровни и структуры самоактуализации студентов психологов 1-5 курсов;

представлены психологические условия повышения самоакутализации студентов-психологов посредством видеотреннига, который включает в себя четыре уровня: понятийный, оценочный, поведенческий уровни и уровень групповых процессов;

выявлены условия (равный статус участников группы; количественный состав в диапазоне от 12 до 15 человек; закрытость группы) и принципы

(добровольность, ответственность, активность, равенство позиций и открытость участников, конфиденциальность личностной информации, работа по принципу «здесь и теперь», личная защищенность) эффективности проведения тренинга самоактуализации;

- выделены и представлены основные психологические параметры
повышения уровня самоакутализации студентов посредством
специализированного тренинга (осознание особенностей профессионального
общения; изменение представлений о себе или другом как партнере по
общению и как равных субъектах общения; осознание равной меры
собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и
разрешении профессиональных ситуаций; коррекция стереотипов восприятия
в общении и деятельности; развитие навыков субъект-субъектного
взаимодействия; формирование мотивации к собственному личностному
росту).

Теоретическая значимость состоит в следующем:

- обобщен и систематизирован теоретический материал как в рамках
теории самоактуализации личности К.Роджерса и А.Маслоу, так и контексте
современных тенденций развития теории самоактуализации в отечественной
педагогике и психологии;

выделены и описаны ранее мало привлекавшие внимание исследователей проблемы самоактуализации, такие как психологическое время личности, самоактуализация в контексте жизненного пути человека и самоактуализация специалиста (в частности психолога);

доказана возможность повышения самоактуализации студентов-психологов посредством психологического тренинга;

описаны основные психологические параметры изменения уровня самоактуализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов на факультетах психологии в ВУЗах, в работе психологических служб.

полученные материалы исследования могут использоваться в учебных целях при изучении курсов «Психология личности», «Социально-психологический тренинг», «Психология социального познания», «Психология общения».

- научные результаты эмпирического исследования могут составить
основу разработки типовых и индивидуальных программ подготовки
психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью исходных позиций, логикой построения теоретико-методологических оснований работы на всех этапах ее осуществления. Аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных, комплексным подходом к исследованию проблемы; применением апробированного и надежного инструментария, использованием комплекса методов исследования, репрезентативностью представленной выборки, сопоставлением полученных данных с результатами, опубликованными ранее в научной литературе, разнообразием источников информации, статистической значимостью данных.

Экспериментальной базой исследования явились студенты 1-5 курсов факультета психологии Карачаево-Черкесского государственного университета в количестве 152 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 гг. и включало 4 этапа.

На первом этапе (октябрь 2003г.- май 2004 г.) проведен теоретический анализ психологической, педагогической, социологической и философской литературы по вопросам профессионального развития психолога, феноменологии самоактуализации, основным подходам изучения

самоактуализации. Определены объект, предмет, цель и задачи программы экспериментального изучения самоактуализации в контексте профессионального развития студентов-психологов.

На втором этапе (сентябрь 2004 г. - январь 2005 г.) были подобраны методы и диагностические методики, позволившие исследовать самоактуализацию студентов, в частности, ориентацию во времени; ценности; взгляд на природу человека; потребность в познании; креативность (стремление к творчеству); автономность; спонтанность; самопонимание; аутосимпатию, контактность: гибкость в общении.

На третьем этапе (февраль 2005г. - сентябрь 2005г.) разработаны: содержание и программа тренинга по развитию самоактуализации студентов-психологов.

Четвертый, аналитический этап, (октябрь 2005 г. - март 2006 г.) включал в себя описание экспериментальной работы, качественный и количественный анализ данных, а также математическую обработку результатов исследования, обобщение результатов и формулирование выводов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Самоактуализация студентов-психологов представлена многочисленными пунктами (креативность, автономность, спонтанность, контактность, ориентация во времени и др.), но ведущим мотивом самоактуализации как у юношей, так и у девушек является потребность в познании.

  2. Степень самоакутализации студентов-психологов не зависит от курса обучения и является стабильно средним, что позволяет утверждать, что классический процесс подготовки психологов в вузе не детерменирует (или слабо детерминирует) самоактуализацию студентов-психологов, поэтому для повышения уровня самоактуализации студентов необходимо организация специального психологического воздействия.

  1. Повышению уровня самоактуализации студентов психологов способствует психологический тренинг, который включает в себя четыре уровня: понятийный, оценочный, поведенческий уровни и уровень групповых процессов.

  2. Эффективность самоактуализации студентов-психологов можно повысить посредством психологического тренинга при обеспечении ряда условий (равный статус участников группы; количественный состав в диапазоне от 12 до 15 человек; закрытость группы) и соблюдении ряда принципов (добровольность, ответственность, активность, равенство позиций и открытость участников, конфиденциальность личностной информации, работа по принципу «здесь и теперь», личная защищенность).

  3. В процессе социально-психологического видеотренинга самоактуализация студентов-психологов повышается через осознание особенностей профессионального общения; изменение представлений о себе или другом как партнере по общению и как равных субъектах общения; осознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении профессиональных ситуаций; коррекцию стереотипов восприятия в общении и деятельности; развитие навыков субъект-субъектного взаимодействия; формирование мотивации к собственному личностному росту.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в программе учебной дисциплины «Социально-психологический тренинг» (Карачаевск, 2005), в учебно-методических рекомендациях «Психология саморазвития» (Карачаевск, 2006), кроме того, докладывались на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: «Алиевские чтения», (Карачаевск, 2004, 2006); «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в ВУЗе и школе» (Карачаевск, 2005); «Молодежь и образование XXI века» (Ставрополь, 2006). Материалы диссертации отражены в 7 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы из 223 наименований, из них 5 на иностранных языках, приложения. Объем основного текста диссертации составляет 146 страниц.

Теория самоактуализации - ключевая составляющая гуманистической психологии

Теория самоактуализации была разработана в США в середине XX века и стала ключевой составляющей для «гуманистической» психологии, объявившей себя «третьей ветвью» психологии в противовес бихевиоризму и психоанализу. Она была призвана описать перспективы личностного развития и роста человека, методы достижения успеха в мире действительности.

На тот момент не существовало удовлетворительной научной концепции перспектив личностного развития и роста для нормального среднего американца, не испытывающего жесткого давления внешних обстоятельств, не страдающего от неврозов и комплексов, решившего свои адаптационные проблемы, построившего свой дом, купившего машину, обеспечившего своих детей средствами на учебу. Именно этот вакуум и попыталась заполнить «гуманистическая» психология и теория самоактуализации.

Ни аналитическая психология КЛОнга, ни индивидуальная психология А.Адлера, не давала «ключа» к обретению творческой инициативы и креативности, поиску и нахождению принципиально новых решений, от которых зависит значимый успех в любой сфере жизнедеятельности.

Юнг считал, что рост сознательности, самопознание вызывает определенные этические последствия, которые нуждаются в осознании и в реализации на практике. На пути к обретению целостности каждый человек неизбежно сталкивается с препятствиями.

Аналитическая психология заявляет для человека необходимость стремления, путем индивидуации, к высочайшим образцам развития личности, которые Юнг усматривал в Иисусе Христе и Будде. Однако для такого развития личности недостаточно знания об этих личностях, частичного подражания им, и даже сознательного нравственного выбора, требуется бессознательное побуждение в виде «иррационального зова Самости», в сочетании с жестким давлением жизненных обстоятельств.

Путь индивидуации Юнг именует и осознанием, и самоосознанием. Дж.Кэмпбелл, переводчик произведений Юнга на английский язык и составитель антологии Юнга для американских студентов, использовал для передачи термина самоосознание словосочетание self-realization (само-реализа-ция): Индивидуация предполагает освобождение человека от элементов бессознательного через их осознание, внедрение этих элементов в сознание.

Гуманистическая психология, по замыслу ее создателей, должна была включать всю фактическую, эмпирическую основу, наработанную и в психоаналитическом, и в поведенческом направлениях. Гуманистическая психология стала возрождать те традиции, которые всегда существовали в истории человечества и были представлены идеями древнегреческих философов, мыслителей Возрождения и ученых других эпох, пытавшихся изучать уникальные качества человеческой жизни, сущностные человеческие феномены: любовь, самосознание, самоопределение, жажда власти, жестокость. Основоположники гуманистической психологии тем самым напомнили всему психологическому сообществу, что «человек - не вещь среди вещей, а мера всех вещей» [182].

Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до появления гуманистической психологии. Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л.Рубинштейна.

Огромную роль в становлении гуманистической психологии сыграли положения «философии жизни» В.Дильтея и идеи экзистенциализма, получившего в середине XX в. широкое распространение не только в Европе, но и в США. Экзистенциализм с его акцентом на проблемах определения смысла человеческого существования стал одной из составных частей гуманистической психологии, и иногда в литературе можно найти обозначение этого направления психологии как экзистенционально-гуманистического. Это не случайно, так как все ученые этой ориентации, хотя и в разной степени, опираются на идеи и понятия экзистенциализма (прежде всего «свобода», «выбор», «ответственность»), Однако, как подчеркивает Л.И.Рюмшина, не следует переоценивать значимость экзистенциализма в истории становления гуманистической психологии. Ее теоретические истоки лежат в самой психологической науке, в идеях В.Вундта, У.Джеймса, В.Штерна, гештальтпсихологов, некоторых неофрейдистов (прежде всего Э.Фромма и А.Адлера), т.е. тех психологов, которые подчеркивали приоритет субъективного опыта и индивидуальных ценностей, целостности личности и ее духовности.

Несмотря на различия и противопоставления друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности — человек выступает существом бездуховным, так как ни то, ни другое направление не интересуют в полной мере ценности, смыслы человеческого бытия. Кроме того, в рамках данных направлений постулируется зависимость человека от прошлого («рабский детерминизм»). Так, психоаналитики гиперболизируют зависимость существования человека и формирования его личности от опыта раннего детства, взаимоотношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от своего прошлого. Бихевиористы приписывали человеку роль пассивной жертвы «плохого научения», а психоаналитики представляли личность жертвой антагонистического конфликта социальных нормативов и биологических инстинктов. Поэтому и в том, и в другом направлении личность невротична, деструктивна (неадаптивна), зависима, несовершенна, «больна», поэтому ее надо «лечить» по заданной схеме (психоаналитической или поведенческой). И в том, и в другом случае психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, «вещью», «жертвой» обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно, ведут его к счастью, лечат и развивают. В этом состоит директивность и манипулятивность этих двух направлений. Гуманистическая психология выступила против такой интерпретации личности и объяснения ее поведения, противопоставив себя бихевиоризму и психоанализу. Но гуманистическая психология не отрицала всей предыдущей психологии как таковой. Интеллектуальные лидеры гуманистической психологии видели ее задачу в том, чтобы служить миру, обогащаясь лучшим, что создал человек, в том числе идеям и психоаналитического, и бихевиористического направлений в психологии [75;100;112;182].

Перед новой научной теорией стояли следующие задачи:

во-первых, она должна была представить концепцию личного развития человека, отвечающую новым историческим обстоятельствам, требующим инициативы, творческого подхода к решению проблем, интеллекта, а не только приспособления;

во-вторых, она должна была расширить утерянный в связи с обособлением от философии и религии горизонт, попытаться дать свои, основанные на достигнутых психологией результатах, ответы на «первые» и «последние» вопросы, хотя бы в гипотетической форме мета-теории;

в-третьих, она должна была не только наметить широкую и дальнюю перспективу человечества, но и указать способы и методы развития и роста человека, наметить пути его самосовершенствования.

Теория самоактуализации [133;135;136;172;173] представляет собой сложное системное образование, включающее в себя «макро» и «мезо» уровни и частные теории. Наиболее важными, но и спорными, являются следующие: а) теория самоактуализированной личности как цели развития; б) теория мотивации, основанная на идее различения бытийных, дефицитарных и мета-мотвов и ценностей; в) теория пиковых переживаний; г) теория развития личности, основанная на связи мотивов развития, пиковых переживаний и проблемы выбора оптимального решения; д) теория терапии, центрированной на клиенте.

Методологические принципы, на которых развивалась гуманистическая психология были разработаны К. Левином, К. Гольдштейном и Г.Оллпортом.

Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в научный оборот первым ввел К.Гольдштейн. Он выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеосстаза, редукции напряжения как основной движущейся силы поведения, а с другой стороны, против элементарного подхода к целостному живому организму. Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальные и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром.

Концепция самоактуализации личности А.Маслоу

Абрахам Маслоу, разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Если К.Роджерс рассматривает вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности, то Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте теории мотивации, то есть, самоактуализации.

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.

Объектом исследований А.Маслоу является психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в жизни. Хотя психическое здоровье, как замечено ученым, не зависит от социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут самодостаточность и самостоятельность.

Д.А.Леонтьев выделяет пять переходящих друг в друга аспектов, в которых Маслоу вел изучение самоактуализации: а) исследование самоактуализирующихся личностей; б) теория человеческой мотивации; в) самоактуализация как механизм и процесс развития личности; г) предельные переживания как эпизоды самоактуализации; д) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия. Он прослеживает, как по мере перехода от одних аспектов к другим изменялся и обогащался смысл, вкладываемый Маслоу в само понятие самоактуализации [123].

Первый аспект связан с теорией человеческой мотивации. Исходным пунктом -теории мотивации Маслоу выступает пересмотр понятия инстинкта. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей (basic needs), которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями.

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться

Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу выделяет пять групп базовых потребностей, которые образуют иерархию.

Иерархия фундаментальных потребностей по А.Маслоу: 1 .физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); 2.потребность в безопасности (стабильность, порядок); 3.потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); 4.потребность в уважении (самоуважение, признание); 5.потребности самоактуализации (развитие способностей).

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Низшие потребности — начиная с физиологических — являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и так далее. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Иерархическая модель системы базовых потребностей позволяет Маслоу объяснить, почему самоактуализация, выражающая сущность человека, далеко не всегда выступает как реальный мотив. Дело в том, что у подавляющего большинства людей оказываются не удовлетворены потребности низших уровней, более насущные, чем самоактуализация, и потому активность человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Организация и методики исследования

С целью решения поставленной задачи нами было проведено экспериментальное исследование на базе факультета психологии Карачаево-Черкесского государственного университета. Испытуемыми явились студенты разных курсов данного факультета. Всего в эксперименте приняли участие 152 студента. Из них 59 юношей и 93 девушек.

В экспериментальном исследовании была использована методика САМОАЛ - тест-вопросник по оценке уровня самоактуализации личности (Приложение 1).

Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник POI (Personal Orientation Inventory). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М.В.Загикой и М.В.Кроз) и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест».

Методика САМОАЛ представляет собой также адаптацию теста Р01. Она разработана Н.Ф.Калиной с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем обществе несбывшегося социализма и все никак не сбывающейся буржуазной демократии [95]. Существенным изменениям подверглась структура вопросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант САМОАЛ создавался в 1993-1994г., в его стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В.Лазукин.

Исследование с использованием вопросника САМОАЛ показывает, что психические контрреальности, часто формирующиеся в детстве, появляются и в более зрелом возрасте, особенно когда человек находится в ситуации выбора, самоопределения.

Люди, находящиеся в состоянии контрреальности характеризуются следующими параметрами:

- погруженностью в прошлые переживания, завышенными стремлениями к достижениям, мнительностью и неуверенностью в себе;

- неудовлетворенностью жизнью, недоверчивостью к любой информации, лживостью, стремлением манипулировать другими людьми;

- негативными межличностными отношениями;

-искаженным восприятием информации, склонностью судить, оценивать, сравнивать, а не воспринимать реальное как ценность;

-предпочтением стандартных ситуаций, сомневаются и теряются в нестандартных ситуациях, стараются их избегать;

- зависимостью от ситуации;

- низкой или завышенной самооценкой;

- ориентировкой на мнения окружающих, и значимых и незначимых;

- изолированностью [].

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

1. ориентация во времени (ОВ);

2. ценности (Цен);

3. взгляд на природу человека (Впч);

4. потребность в познании (ПП);

5. креативность (стремление к творчеству) (Кт);

6. автономность (Ат);

7. спонтанность (Ст);

8. самопонимание (Сп);

9. аутосимпатия (Ас).

10. контактность (Кнт):

11. гибкость в общении (ГО);

Описание шкал опросника САМОАЛ:

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийнному познанию — бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность — непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

Похожие диссертации на Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе