Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВ А 1.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ,РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 11
1.1. Категориальная представленность проблемы ценностных ориентации личности в современных исследованиях
1.2. О месте ценностных ориентации в психологической структуре личности 30
1.3. Специфика развития ценностных ориентации в младшем ,школьном возрасте 46
ВЫВОДЫ 71
ГЛАВА 2 .ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ЭПОСА И МИФОЛОГИИ 73
2.1. Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции ,и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии 73
2.2. Реализация опытно-экспериментальной программы "Личность контексте древних культур" в учебном процессе общеобразовательной школы 113
2.3. Динамика ценностных ориентации младших школьников как результат освоения народного эпоса и мифологии 134
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 178
- Категориальная представленность проблемы ценностных ориентации личности в современных исследованиях
- О месте ценностных ориентации в психологической структуре личности
- Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции ,и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии
Введение к работе
Гуманизация и гуманитаризация образования в современной социокультурной ситуации является приоритетной областью научного исследования. Это обусловлено тем, что инновационные процессы, происходящие в обществе, гуманистические тенденции его развития требуют и соответствующих изменений в системе образования, которые сделали бы возможной реализацию идеи развития личности в развивающемся мире. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических механизмов становления личности в различные периоды детства.
В связи с тем, что развитие личности осуществляется через освоение культурно-исторического опыта, особый интерес представляет проблема развития ее ценностных ориентации. Внедрение идей гуманитаризации и гуманизации образования предполагает освоение духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования как одной из важнейших задач современной школы. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностноразвивающей функции. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).
Младший школьный возраст достаточно сензитивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Данная способность обуславливается развитой эмоциональностью, доверчивостью, открытостью, непосредственностью, отзывчивостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли и потребностью в новых впечатлениях, высокой познавательной активностью и интересом ко всему окружающему миру. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентации младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, мифов и народного эпоса, ко- торые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности через освоение духовного опыта своего народа, его культурных ценностей и духовного опыта рядом живущих народов, в единстве с освоением элементов общечеловеческой и национальной культур. Благодаря этому возникает возможность обогащения ребенка, развития гуманной, духовно богатой личности.
Недостаточная изученность развития ценностных ориентации личности младшего школьника актуализируют проблему связи в сознании ребенка элементов различных культур, осваиваемых в процессе социализации. Это обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования выступает развитие личности младшего школьника.
Предметом исследования является развитие ценностных ориентации младшего школьника при освоении мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Цель исследования - выявить специфику развития ценностных ориентации младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: \. Провести анализ исследований по проблеме формирования ценностных ориентации личности.
Выявить специфику становления ценностных ориентации в младшем школьном возрасте.
Изучить механизмы формирования ценностных ориентации у младших школьников.
Выявить личностноразвиваюший потенциал мифов и народного эпоса.
Разработать и апробировать экспериментальную программу "Личность в контексте древних культур", способствующую духовному развитию младших школьников.
Выявить динамику ценностных ориентации младших школьников при освоении программы Личность в контексте древних культур".
Гипотеза исследования: возможности развития ценностных ориентации личности младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии связаны с пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, с использованием механизмов социальной перцепции и идентификации младших школьников при изучении мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, со стимулированием творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих его детерминант: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в историю и культуру; М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, М.К. Ма-мардашвили, А.Н. Леонтьева, А.К. Уледова, В.Г. Федотова, С.Л. Франка, В.Д. Шадрикова, которые рассматривают ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
При разработке концептуального замысла диссертации были также использованы труды А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, Б.С Братуся, Ф.Е. Васи-люка, Э.Г. Дмитриева, В.В. Давыдова, В.Л. Зинченко, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, Т.А. Флоренской и других.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым эпос рассматривается как органическая составляющая общечеловеческой культуры; личностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного подхода выступают его субъектами идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений).
Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, КЛ. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Шиянова, а также на результатах исследований личности в этнопсихологии и этнопедагогике (А.Х. Акбашев, И.А. Арабов, Г. Бенедикт, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, А. Кардинер, В.Г. Крысько, М. Мид, Э.А. Саракуев, Н.С. Сансербаев, Л.К. Уледов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: осуществлен анализ теоретических исследований, раскрывающих психологический аспект проблемы ценностных ориентации и их структурных компонентов; исследован характер изменений, происходящих в психологической структуре направленности личности в процессе освоения народного эпоса и мифологии; теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностных ориентации средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии при помощи инновационных образовательных программ; выявлены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия формирования ценностньгх ори дана характеристика личностно-развивающегося потенциала героев нартского эпоса и мифологии, обуславливающей возможность личностного роста младших школьников; выявлена динамика ценностных ориентации у младших школьников как результат освоения мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, проведена и внедрена в образовательный процесс программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие ценностных ориентации личности школьников средствами народного эпоса и мифологии и реализующая регионально-национальный компонент содержания образования. Разработан спецкурс для младших школьников "Личность в контексте древних культур", предполагающий освоение элементов народной культуры и способствующий развитию их ценностных ориентации.
Методические рекомендации, учебные программы, разработанные и изданные по материалам исследований могут использоваться и используются в массовой практике, в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательный учреждений.
Положения выносимые на защиту:
Эпос народов Карачаево-Черкесии и мифы Древней Греции выполняют важнейшие функции в системе "личность-общество". Они обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, они "охраняют" культуру в целом, как и идеалы, способствуют транслированию духовности, субъективности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека, содержат в себе ценно-стно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальное.
Возможности нартского эпоса и мифологии в развитии ценностных ориентации младших школьников определяются ее ценности сориентированным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Социализирующие и личност-норазвивающие потенциалы и функции эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия.
Психологическими условиями развития ценностных ориентации средствами народного эпоса и мифологии младших школьников являются: использование механизмов идентификации, обособления, рефлексивным принятием и освоением социальных ролей, механизмами интериоризации и экстериоризации и механизмом сдвига мотива на цель; реализация личностного подхода к обучаемому, его ориентации на общечеловеческие и национальные ценности; разработка и реализация инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентации у учащихся.
Реализация ценностно-ориентационных, идентификационных, лич-ностноразвивающих потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции может осуществляться при усвоении программы "Личность в контексте древних культур", которая с одной стороны, выступает каналом трансляции и развития духовного опыта, с другой - функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институционные возможности и условия социализации и саморегуляции младшего школьника.
Этапы и организация исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На 1 этапе (1994-1995 гг.) изучалась историографическая, философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме ценностных ориентации и ее становления в онтогенезе.
На 2 этапе (1995-1996 гг.) определялись методологические подходы, формировался концептуальный замысел, проводились пилотажные исследования в школах города Черкесска.
На 3 этапе (1996-1997 гг.) разрабатывалась, апробировалась экспери- ментальная программа "Личность - в контексте древних культур".
На 4 этапе (1997-1999 гг.) производился анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, оценивалась ее эффективность, обобщались полученные данные, разрабатывались методические рекомендации.
Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на идеях ведущих психологов, социологов, философов; применение комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; объемам и выборки объектов эксперимента и временем его применения; внедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влияниям на формирование ценностных ориентации, а также согласованностью всей совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований.
Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 17 г. Черкесска и ряд сельских школ Карачаево-Черкесской республики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в школах города Черкесска и в ряде сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Научно-методическая экспертиза образовательной программы "Личность в контексте древних культур" осуществлялась в лаборатории практической психологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.
Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и положительно одобрены на Российской конференции с участием Санкт-Петербургского и Северо-Кавказского отделения академии акмеологических наук (г. Черкесск, 1995 г.); Межвузовской научной конференции (г. Карача-евск, 1996 г.); Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1997 г.); Всероссийской научно-практической конференции (г. Пятигорск, 1997 г.); V годичном собрании Южного отделения РАО и XVII-x региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Пятигорск,
1998 г.); Межвузовской конференции (г. Карачаевск, 1998 г.); Международ- ном Конгрессе (г. Пятигорск, 1998 г.); на учительских совещаниях, педсове- тах, семинарах в Карачаево-Черкесском республиканском институте повы шения квалификации работников образования (г. Черкесск, 1995-1999 гг.); на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо- Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 1995-1999 гг.); Всероссийской научно-практической конференции психоло гов (г. Пятигорск, 1999 г.); Всероссийской научно-практической конферен- ции психологов (г. Черкесск, 1999 г.). Департамент образования Карачаево- ^^ Черкесской республики признал экспериментальную программу "Личность - в контексте древних культур" как новаторскую, творческую и рекомендовал к изданию для внедрения в массовую педагогическую практику.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 3 схемы и \г таблиц. Список литературы включает 237 наименований.
class1 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ,РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ class1
Категориальная представленность проблемы ценностных ориентации личности в современных исследованиях
Мир человеческих ценностей, затронутый социально-политическими и социально-экономическими переменами, стал изменчив и противоречив. Изменилась и иерархия ценностей, появились новые, ранее не имевшие место ценности. Произошла основательная трансформация и в структуре ценностных ориентации. Меняется роль и значение личности как активного самостоятельного субъекта, растет и понимание человеком себя как самоценности. Человеческая личность ставится в центр нового мировоззрения, и это важный шаг в формировании нового общества, нового типа личности.
В системе ценностных ориентации идет процесс снижения ценности служения надличностным целям и происходит упрощение истинно сущих ценностей. Но чем ниже значение ценностей, которым служит человек и ради которых живет, тем ниже достоинство личности. Прагматизм, признающийся большинством людей, особенно представителями подрастающего поколения, ведет к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности. Именно это обстоятельство повышает значимость исследований ценностных ориентации в настоящее время.
Как отмечает Е.Н.Шиянов, гуманистическая ценностная ориентация, являясь "аксиологической пружиной11, придает активность всем остальным звеньям системы ценностей. Она выступает логическим центром ценностно-мировоззренческой системы и поэтому является основой ценностно-аналитической и творческо-поисковой работы сознания. Идея гармонии развития личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способ но реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и такие ценностные ориентации культуры, которые имеют не только функционально-личностное значение, но и ориентирует личность в историческом и социальном мире; в социальном времени (в истории); в социальном пространстве (в обществе); социальном взаимодействии; социальном движении (деятельности). Обращенность культуры к социальному времени проявляется в системе формируемых ценностных ориентации личности, связанных с будущим как самого общества, так и с личным будущим. Основой ориентации личности в социальном пространстве выступает комплекс социально-нравственных ценностей, который представляет гуманизм. (216,184).
О месте ценностных ориентации в психологической структуре личности
Данная среда отражает ценностные ориентации культуры, которые имеют не только функционально-личностное значение, но и способствует успешной социализации через освоение ценностей: истина, добро, красота, а также идеалов, норм, традиций и обычаев. Человек изначально, с момента своего рождения, помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий и национальный опыт. Способы его фиксации самые разные: это и феномены общественного сознания: верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.п.; это и многообразие символики и мифологии; это значения, понятия, знания и даже фиксированные умения и т.д. (106,277).
Как отмечает М.К. Мамардашвили "присвоение культурного опыта - от орудийных действий до нравственных норм - не происходит автоматически и не является спонтанным; оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности". (31,45). Далее авторы предлагают: "Почему мысль Паскаля не может простым чтением перейти мне в голову? Этот вопрос - устойчивая тема размышлений М.К. Мамардашвили.
Духовное знание человек не может просто "взять" - он должен переоткрыть его для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Эту проблему остро ставил и М.М. Бахтин, говоря, что "культурные ценности суть само ценности, и живому сознанию должно приспособится к ним, утвердить их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом..." Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. (17,45).
Говоря иначе, культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным". (31,44).
Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции ,и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии
Проблема востребованности ценностно-ориентационного, нормо-ориентирующего и личностно-развивающего потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции имеет для развития личности младших школьников огромное значение.
Игнорирование духовных оснований отечественной и общечеловеческой культуры, отказ от ее мировоззренческих традиций особенно опасны в младшем школьном возрасте, когда происходит "рождение личн тт;:".
Специфические черты, функции и соответствующие потенциалы народного эпоса и мифов определяются их антропологической направленностью, а также характером идеала, который выступает основой личностного развития и самосовершенствования младших школьников.
Проблема идеала занимает центральное место в антропоцентрической модели человека, разработанной в фундаментальный трудах Б.В. Соловьева, Н.Ф. Федорова, В.И. Несмелова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Г.П. Федотова и т.д.
Освоение культурно-идентификационного, ценностно-ориентационного, личностно развивающего потенциалов эпосов и мифов особенно важно в младшем школьном возрасте для формирования самосознания, и как традиционный механизм культурной преемственности.
Исследования показывают, что степень противоречивости социального и индивидуального самоопределения подрастающего поколения существенно снижается в процессе усвоения выработанных человечеством всеобщих способов духовно-практической деятельности, определяющих возможности и условия социализации и самореализации младших школьников. Формой накопления, сохранения и проявления этих "идеальных" моделей и способов деятельности выступает нартский эпос народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции, который рассматривается как "концентрированное" выражение духовной энергии человека и человечества, как совокупность идеальных способов и результатов освоения и преобразования природы, общества, человека.
Возможности нартского эпоса и мифологии в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации младших школьников определяются ее ценностно-ориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности.
Потенциалы гуманитарной культуры, востребуя основные составляющие человеческой экзистенции , сущностные силы человека, обеспечивают два взаимосвязанных вектора человеческого становления: сохранение и изменение. Эти сущностные процессы определяют основу личности, которая есть "неизменность в изменении", единство во множестве (Н.А. Бердяев). Мера освоения выработанных человечеством всеобщих способов духовно-практической деятельности определяет возможности, условия и успешность социально-культурной интеграции и индивидуализации личности.