Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности 17
1.1. Проблема соотношения творчества, креативности и творческих способностей 17
1.2. Роль микросреды в развитии творческой личности школьника 38
1.3. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и творчества 53
1.4. Психологические условия взаимодействия креативных школьников с социальным окружением 62
Глава 2. Организация и методы исследования психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности 77
2.1. Организация и задачи исследования 77
2.2. Методы и методики исследования 79
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по изучению психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности 91
3.1. Особенности креативности у школьников, находящихся в двух микросредах: учебной и внеучебной творческой 91
3.2. Особенности поведения школьников, осваивающих творческую деятельность, в условиях внешкольной творческой деятельности 98
3.3. Опытно-экспериментальная модель обучения адекватным формам социального реагирования школьников, находящихся в двух микросредах 118
Заключение 133
Библиография 137
Приложение 154
- Проблема соотношения творчества, креативности и творческих способностей
- Организация и задачи исследования
- Особенности креативности у школьников, находящихся в двух микросредах: учебной и внеучебной творческой
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Изменения в социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны поставили перед современным образованием ряд проблем. Одна из них - поиск эффективных путей педагогического взаимодействия в процессе обучения и воспитания со школьниками, активно и успешно занимающимися в творческих детских объединениях, создания психолого-педагогических условий для благоприятного вхождения учащихся в образовательную микросреду.
Данная проблема актуальна по двум причинам. Во-первых, общеизвестным фактом является то, что учащиеся с высоким уровнем развития креативности входят в категорию «трудных», "нетипичных", в своем личностном развитии они подвержены особому риску, одним из источников которого являются переживаемые ими трудности во взаимодействии с социальной микросредой.
Во-вторых, эти учащиеся одновременно находятся, как минимум, в двух различных по форме и содержанию развивающих социальных микросредах: учебной и внеучебной творческой, что не может не сказываться на их психологическом состоянии. Зачастую такие учащиеся проявляют дезадаптивные формы социального реагирования. Необходимо учитывать и те психологические усилия, с какими школьникам, осваивающим какой-то вид творческой деятельности, дается адаптивность. В силу этого они требуют особого внимания со стороны учителей, руководителей творческих коллективов, психологов, родителей.
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблем детской
креативности. Безусловным является тот факт, что творчески развитый школьник требует к себе повышенного внимания со стороны психологической службы образования.
В связи с этим особенно актуальными становятся исследования, обращенные к исследованию влияния социальной микросреды на особенности поведения детей, осваивающих какой-то вид творческой деятельности.
Актуальность исследования проблемы поведения школьников, занимающихся внеучебной творческой деятельностью, в условиях творческой микросреды обусловлена необходимостью развития индивидуальных особенностей, творческих качеств личности, созданием условий для формирования основных компонентов креативности. Во -первых, креативность детей является существенным резервом человеческой цивилизации, и ее актуализация может резко повысить качество любых общественных реформ.
Во - вторых, творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества.
В - третьих, только креативность может обеспечить возможность появления нового знания. Таким образом, развитие активной творческой личности является одной из важнейших проблем современной психологической и педагогической теории и практики.
Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»: рассмотрение креативности как свойства всей личности (М.С. Бернштейн, К. Роджерс, Р.Е. Тафель, Е.П. Торренс и др.); понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина,
В.А. Терехов и др.); как способности (А.Д. Ермолаева-Томина, М. Воллах, Н. Коган, Г. Литтон); как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой (В.Н. Козленко).
Значимой в рамках нашего исследования выступает проблема креативности в аспекте определения источников и социальных условий ее развития, и, в частности, влияния микросреды. Данная проблема разрабатывалась в исследованиях А.А. Бодалева, В.Н. Дружинина, У.В Кала, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кальмер, Н.В. Хазратовой и других.
Известен подход, основанный на представлении Дж. Гилфорда [25] о факторах, характеризующих креативность в его многофакторной модели одаренности. К основным функциям одаренности он отнес максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Проблеме творчески одаренных детей посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные психологи (Дж. Берлайн, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Э.А. Голубева, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.А. Моляко, Н.Н. Поддъяков, ЯЛ. Пономарев, В.М. Русалов, И.В. Равич -Щербо, К.Роджерс, Б.М. Теплов, Г.Д. Чистякова и многие другие), что позволяет говорить о наличии определенной феноменологической картины.
Безусловная необходимость развития творческого потенциала современного общества связана с проблемой нахождения креативных школьников в двух микросредах: учебной и творческой внеучебной. Их нахождение в двух микросредах негативно сказывается на особенностях взаимодействия с социальным окружением и сопровождается дезадаптивными формами поведения.
Проблема исследования психологических особенностей поведения учащихся, осваивающих творческую деятельность, в условиях творческой микросреды и психолого-педагогических условий развития у них социально-психологической культуры выдвигается на передний план научно-психологического исследования задачами реформирования современного образования. В частности, обучение и воспитание учащихся, занимающихся творческой деятельностью, выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Данное научно-психологическое исследование, связанное с изучением психологических основ воспитания успешности социального реагирования школьников, занятых в творческой внеучебной микросреде, основано на дифференциации: креативности (в качестве такой дифференциации мы рассматриваем различие креативности по степени развития); временнойv характеристики включенности в творческую деятельность; возрастного аспекта объектов социального взаимодействия школьников.
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме адаптации, а также связи адаптации и творчества (работы М. Воллаха, Ю.Б. * Гатанова, Дж. Гилфорда, Ж. Годфруа, В.Н. Дружинина, Н.В. Козленке, Н. Коган, А.Ф. Лазурского, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Н.В. Хазратовой и др др.), остается нерешенным вопрос об особенностях поведения школьников с высоким уровнем развития креативности, находящихся одновременно в условиях учебной и творческой внеучебной среды, проблема дезадаптации школьников, занимающихся в творческих кружках, является недостаточно рассмотренной.
Практика психологической и педагогической работы в домах детского творчества требует рекомендаций по работе с такими школьниками. Таких школьников много, а педагогического инструментария по работе с такими учащимися недостаточно.
Это позволило обнаружить противоречие между потребностью педагогической практики в знании психологических особенностей поведения школьников, занимающихся творческой деятельностью в системе дополнительного образования, и недостаточным уровнем подготовки педагогов школ и учреждений дополнительного образования для успешного и целенаправленного формирования и развития социально-психологической культуры школьников, проявляющейся в адекватных формах социального реагирования.
Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические особенности поведения школьников, находящихся одновременно в учебной и внеучебной творческой среде, в условиях внешкольной творческой деятельности??
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - психологические особенности креативных школьников.
Предмет исследования - психологические особенности поведения креативных школьников в условиях внешкольной творческой деятельности.
Гипотеза исследования - поведение школьников, осваивающих творческую деятельность и, непосредственно взаимодействующих с двумя образовательными средами (учебной и внеучебной творческой), имеет свои особенности. Особенности взаимодействия школьников с социальной микросредой, связаны с уровнем креативности, временной характеристикой включенности их в творческую деятельность, сферой общения и особенностями ситуации общения.
Обучение школьников адаптивным формам социального поведения, выполняющее в том числе и профилактическую функцию, будет успешным если будут созданы организационно-педагогические условия (обучение учителей и руководителей творческих коллективов, обеспечивающее
активное совместное их участие в этом процессе) и учитываться психологические условия (особенности самосознания школьников).
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности поведения школьников, занимающихся
внеучебной творческой деятельностью, в зависимости от уровня
креативности.
2. Изучить особенности поведения школьников, находящихся в двух
социальных микросредах, в зависимости от уровня адаптивности.
Выявить ситуации общения, представляющие наибольшую трудность для школьников с высокими показателями креативности и занимающихся внеучебной творческой деятельностью более двух лет.
Разработать и апробировать экспериментальную программу психолого - педагогической помощи школьникам, занимающимся творческой внешкольной деятельностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения о внешних и внутренних факторах креативности личности (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Э.Д. Телегина); о влиянии микросреды на развитие личности (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская); о микросреде как пространстве социальной сферы, с которой человек имеет постоянные жизненные связи (Ю.В. Сычев), микросреде как общности входящих в нее людей, с которыми по ходу своей жизни человек оказывается в непосредственном ежедневном физическом и духовном контакте (А.А. Бодалев).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, среди которых теоретический анализ психолого-педагогической литературы; метод экспертных оценок, эксперимент,
включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности; статистические методы обработки данных (описательная статистика, подсчет t-критерия Стъюдента); компонентный, качественный анализ, сравнительный методы анализа результатов исследования.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: тесты на творческую активность, разработанные Дж. Гилфордом; краткий тест творческого мышления П. Торренса (КТТМ); модификация тестов П. Торренса и Дж Гилфорда на изучение креативности старших детей, разработанная Туник Е.Е.; опросник социально-психологической адаптированности; проективный метод психодиагностики развивающейся личности (Мухина B.C.).
Эмпирическая база исследования. В пилотажном исследовании приняли участие учащиеся Дома детского творчества г. Георгиевска Ставропольского края, Дома детского досуга г. Прохладный Кабардино-Балкарской республики, детского творческого кружка средней школы №7 г. Георгиевска и обычные школьники средней школы №7. В исследовании принимало участие 187 человек: 45 человек дети младшего школьного возраста, 142 - подростки. В экспериментальной программе оказания психологической помощи учащимся, занимающимся внешкольной творческой деятельностью, участвовали подростки в количестве 34 человек, учителя средней школы № 7 в количестве 15 человек и руководители творческих объединений Дома детского творчества г. Георгиевска в количестве 9 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- выявлены особенности поведения учащихся, взаимодействующих с учебной и внеучебной образовательными микросредами; базовой характеристикой поведения является низкая степень адаптивности, связанная с переживаемыми школьниками психологическими трудностями;
- установлена зависимость особенностей поведения учащихся от
характера ситуации взаимодействия с социальной микросредой: в ситуациях
взаимодействия со взрослыми и родителями учащиеся чаще выбирают
неадекватный лояльный тип поведения, в ситуациях взаимодействия со
сверстниками - адекватный нелояльный агрессивный;
- выявлены особенности поведения учащихся с высокими
показателями творческости и разным уровнем адаптивности: для учащихся с
высоким уровнем адаптивности характерным типом поведения является
неадекватный лояльный неагрессивный, для творческих трудноадаптивных -
неадекватный лояльный неагрессивный и адекватный нелояльный
агрессивный.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений педагогической психологии об особенностях взаимодействия школьников, занимающихся внешкольной творческой деятельностью, с социальной микросредой; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем педагогического общения; в обогащении психологии воспитания знаниями о психологических переживаниях, испытываемых учащимися в процессе взаимодействия с двумя образовательными микросредами, как механизмах их поведения, о роли противоречивых условий учебной и внеучебной творческой деятельности в развитии самосознания, регулирующего особенности взаимодействия школьников с социальной микросредой.
Полученные результаты создают предпосылки для дальнейшего изучения особенностей взаимодействия учащихся, осваивающих творческую деятельность, с социальным окружением, возникающих в процессе педагогической деятельности школьных учителей и руководителей творческих кружков.
Практическое значение диссертационной работы состоит в том, что
разработана и внедрена в практику учебно-воспитательного процесса программа психологической помощи школьникам, находящимся в двух микросредах.
Результаты исследования могут быть использованы учителями, руководителями детских творческих учреждений и психологами в целях создания как развивающей образовательной среды, так и условий для эффективного педагогического общения.
Результаты исследования и практические разработки могут быть рекомендованы творческим образовательным учреждениям с целью интенсификации работы психологической службы, составления программ повышения квалификации психологов и преподавателей творческих кружков, в процессе профессиональной подготовки будущих учителей к воспитательной работе с творчески развитыми учащимися.
Практические разработки по программе обучения адекватным формам социального реагирования можно применять в школе с целью профилактики дезадаптации школьников, занимающихся внеучебной творческой деятельностью. Преподаватели могут самостоятельно под наблюдением методистов и школьных психологов модифицировать программу обучения адекватным формам социального реагирования.
Достоверность и надежность результатов психологического эксперимента обеспечивалась исходными методологическими принципами, опорой на фундаментальные психологические исследования, теоретической обоснованностью, применением апробированного инструментария, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязью, взаимодополняемостью, а также математическими методами обработки и анализа данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует взаимосвязь между уровнем креативности, временной
характеристикой включенности школьников во внешкольную творческую деятельность и особенностями их поведения.
2. Учащиеся, находящиеся одновременно в школьной и внешкольной
среде, испытывают трудности в общении примерно в одинаковой мере и со
сверстниками, и со взрослыми. Характер психологических трудностей
школьников в общении связан с уровнем адаптивности и ситуацией общения.
Школьники с более высоким уровнем адаптивности чаще испытывают
трудности общения в системе "Я - Взрослый", с низким - в системе "Я -
Сверстник". Психологические трудности, во-первых, связаны с постоянным
волевым контролем поведения, во-вторых, - со стремлением войти в
формируемое в подростковом возрасте пространство "Мы" и с
неудовлетворенной потребностью в признании.
3. Особенности поведения школьников с высокими показателями
креативности в ситуациях общения со взрослыми, родителями и
сверстниками, связаны с уровнем их адаптивности. У школьников с более
высокими показателями адаптивности наблюдается доминирование двух
противоположных типов социального реагирования в ситуациях общения со
сверстниками: неадекватного лояльного и адекватного нелояльного
агрессивного, с низкими - адекватного нелояльного агрессивного. В общении
с родителями и взрослыми у учащихся и с высокими и с низкими
показателями адаптивности доминирует невключенный пассивный тип
поведения, что указывает на неготовность родителей и взрослых,
занимающихся с творческими школьниками, к воспитательному общению с
ними. Выявленные особенности поведения школьников, занимающихся
внеучебной творческой деятельностью, ставят перед психологической
службой образования задачу развития, с одной стороны, социально-
психологической культуры школьников, с другой стороны, родительской и
профессионально-педагогической эффективности.
4. Психолого-педагогическими условиями обучения адекватным формам социального реагирования школьников, занимающихся внешкольной творческой деятельностью, выступают: развитие самосознания учащегося через развитие чувства собственного достоинства, положительной Я-концепции; гармонизацию педагогических воздействий со стороны учителей и руководителей творческих коллективов; внедрение развивающей программы, учитывающей особенности самосознания у данной группы школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались, получили одобрение и были опубликованы на Всероссийской научно-практической конференции в Белгороде (2003г.), межрегиональной научно-практической конференции в Москве (2002г.); межвузовской научно-практической конференции в Ростове-на-Дону (2002г.), межвузовской научно-практической конференции в Ставрополе (2004г.); II - V зимних научно-практических психологических сессиях в Пятигорске (2001, 2003, 2005г.); обсуждались на семинарах по вопросам психологии творчески одаренных детей в Доме детского творчества в г. Георгиевске; материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного университета (2002 - 2005г.).
Основные результаты исследования внедрены в практику работы Дома детского творчества и средней школы № 7 в г. Георгиевске Ставропольского края, использовались в учебных курсах факультета психологии Белгородского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающей 218 наименований, и приложений. В тексте содержится 7 таблиц и 8 рисунков.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния
проблемы и обосновывается актуальность темы исследования; определяются цель, гипотеза, предмет и задачи исследования; излагаются положения, выносимые на защиту; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; дается обзор методов и этапов исследования, сфера апробации и внедрения результатов.
В первой главе «Теоретические основы исследования психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности» обосновывается проблема особенностей поведения учащихся, занимающихся внешкольной творческой деятельностью; раскрывается соотношение понятий креативности, творчества и творческих способностей; анализируются подходы и история развития этого феномена в психологии творчества и в философии, рассматриваются исследования креативности в возрастном аспекте; анализируется роль микросреды в развитии творческой личности школьника; обосновывается взаимосвязь социально-психологической адаптации и творчества; выявляются психологические условия, затрудняющие процесс взаимодействия творчески способных школьников с социальным окружением.
Во второй главе «Организация и методы исследования психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности» излагаются задачи, описываются методы и этапы экспериментального исследования.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению психологических особенностей поведения учащихся в условиях внешкольной творческой деятельности» раскрывается содержание и результаты опытно-экспериментальной работы; выявляются особенности взаимодействия школьников с высокими показателями креативности, занимающихся внешкольной творческой деятельностью более двух лет, с социальным окружением; освещаются основы обучения этих школьников адекватным формам социального реагирования.
В заключении диссертации излагаются основные теоретические выводы исследования, подводятся итоги, определяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем диссертации составляет 178 страниц машинописного текста.
Проблема соотношения творчества, креативности и творческих способностей
Решение исследования цели, направленной на выявление психологических особенностей поведения школьников в условиях внешкольной творческой деятельности, потребовало анализа сущности и соотношения таких понятий, как «творчество», «креативность», «творческие способности». Результаты анализа были использованы для формирования выборки испытуемых.
Проблема творчества, креативности, творческих способностей в психологии всегда была остро дискутируемой и многоаспектной. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций творчества, созданных на основе разных теоретических подходов и методов изучения. Избыток противоречивых разноплановых концепций отражает сложность и многомерность природы творчества, трудность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех его проявлений.
Во многих психологических работах проблемы творчества, творческой деятельности, творческого мышления, креативности рассматриваются в неразрывной связи, часто без четкой понятийной дифференциации. В связи с этим, мы встали перед необходимостью провести анализ научной литературы, посвященной этим проблемам в более широком контексте.
Современное общество предъявляет повышенные требования к развитию творческого мышления и креативности. Креативность, будучи одним из ключевых моментов психологии творчества, все чаще находится в фокусе внимания исследователей. Анализ психологической литературы, посвященной проблеме креативности, показывает, что само понятие «креативность», так, как оно понимается современными авторами, является многозначным, что на данном уровне разработки этой проблемы еще нельзя говорить о том, что термин «креативность» является точным обозначением определенного понятия в области психологии творчества [5, 6, 36, 42, 45, 116]. В широком смысле этот термин используется в значении «общетворческие способности» [31]. Термин creativity дословно переводится как «творческость» (созидательность, способность к созданию чего-то нового), поэтому выражение «творческие способности» экстенционально и интенционально подразумевает все то, что способствует творчеству, включая разнообразную мотивацию, эмоциональные состояния, навыки, волевые и другие свойства личности.
Как естественное логическое следствие, из термина «креативность» выводятся и используются в современных исследованиях его производные:
-«креатив» - личность, обладающая этим свойством и способностью;
-«креативная деятельность» - деятельность, в которой реализуется эта способность и проявляется это свойство: «произвольная креативность» -сознательно-волевое проявление этого свойства и «непроизвольная креативность» - спонтанная реализация или проявление этой способности; «креативное поле» [5], а также по аналогии «ситуативно-креативное поле», где детерминантой проявления креативности выступают условия ситуации; «социально-креативное поле» - с детерминацией социальных факторов; «креативное поле личностных интересов» - с детерминацией креативности определенным кругом личных интересов субъекта [8].
В психологическом словаре [101] креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, определенных видах деятельности, процессе их создания. Это способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.» Креативность, таким образом, признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Попытки создать «теорию творчества» начинаются с античных времен и не являются строго научным воспроизведением законов объективной действительности. В большинстве случаев они описывают действительность на уровне поверхности явлений, нередко- фантастически, резко искаженно, идеалистически.
Исторически понятие творчества возникло в связи с представлениями о загадочности, непостижимости, безграничности возможностей активности Бога- творца вселенной. Согласно этому представлению, человек создан по образу и подобию Бога, и, следовательно, он тоже способен на творчество. Но, в отличие от Бога, он смертен, ограничен временем, активность его - это борьба против неминуемого конца. Божественная свобода ему недоступна. Но есть избранные, пробивающиеся сквозь темницу бытия к бессмертию в сотворенных ими мирах. Творчество в искусстве - это сотворение вечности, сотворение бессмертия, к чему наука не имеет никакого отношения. Так думали древние греки [101]. Таким образом, творчество в художественной деятельности есть сотворение нового мира, действительности, а не его изучение и познание.
Организация и задачи исследования
При организации исследования особенностей поведения школьников, занимающихся внешкольной творческой деятельностью, мы исходили из теоретических положений, изложенных в первой главе.
В настоящей главе мы остановимся на описании исследования и контингента испытуемых, обосновании методов исследования и обработки эмпирического материала.
Экспериментальная работа проводилась с 2001 по 2005 год на базе Дома детского творчества г. Георгиевска Ставропольского края, Дома детского досуга г. Прохладный Кабардино-Балкарской республики, муниципального образовательного учреждения средней школы №7 г.Георгиевска. В эксперименте принимало участие 187 человек: 45 человек дети младшего школьного возраста, 142 - подростки. Исследование проводилось в несколько этапов, в основу выделения которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования.
На первом этапе, поисково-теоретическом (2001 - 2003г.г.), изучалась и анализировалась специальная литература и диссертационные исследования по проблеме социального поведения школьников, занимающихся творческой деятельностью; был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей творческости школьников, занимающихся внешкольной творческой деятельностью и незанимающихся таковой, также выявлялись особенности их социальной адаптации. Констатирующий этап предполагал индивидуальное диагностическое обследование каждого учащегося, в ходе которого выявлялся уровень развития креативности школьников и особенности их поведения с целью составления психологического портрета выборки детей, занимающихся творческой внеучебной деятельностью. На данном этапе также была осуществлена работа по определению тенденций к неадаптивным формам социального реагирования отобранных школьников. На данном этапе участвовали две группы: экспериментальная и контрольная.
Результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента позволили сформулировать исходные положения исследования. Были определены предмет, цель, задачи; сформулирована гипотеза.
На втором этапе, экспериментально-аналитическом (2003 -2005г.г.), апробировалась психолого-педагогическая программа по развитию субъектных характеристик творчески развитых детей, способствующих их успешной социально-психологической адаптации, создавалась система психолого-педагогической поддержки личности учащегося, находящегося в двух микросредах и обучения его адаптивным формам социального реагирования. Уточнялась гипотеза.
На третьем этапе, обобщающем (2005 - 2006г.г.) обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись экспериментальные и теоретические выводы, осуществлялось внедрение результатов в практику работы, оформлялись результаты исследования, обсуждались его итоги.
Возможности программы обучения адекватным формам социального реагирования проверялись в 2003 - 2005 г.г. на базе Дома детского творчества г. Георгиевска с участием 34 школьников в возрасте 10-14 лет и включали организацию системы условий, обеспечивающих обучение адекватным формам социального реагирования школьников экспериментальной группы в процессе тренинговой работы.
Особенности креативности у школьников, находящихся в двух микросредах: учебной и внеучебной творческой
Прежде, чем анализировать особенности поведения школьников, занимающихся творческой внешкольной деятельностью, представим их психологический портрет с двух позиций: с позиции особенностей креативности и с позиции поведения - адаптивного или дезадаптивного.
В данном параграфе представлены результаты анализа, позволившие выявить особенности креативности учащихся, занимающихся творческой деятельностью в Домах творчества, по сравнению с учащимися, занимающимися только учебной деятельностью.
Логика представления результатов следующая: на первом этапе проводилось создание эмпирической системы проявлений исследуемых признаков.
В ходе исследования креативности были использованы методики, направленные на изучение креативности на вербальном и невербальном материале. Особенности креативности изучались с помощью методик, позволяющих выявить проявленность показателей креативности на основе выделенных Дж. Гилфордом и Е. Торренсом переменных: оригинальности, гибкости, беглости мышления. В силу возрастных особенностей нами использовались методики выявления критериев креативности, адекватные выделенным возрастам. На втором этапе проводился анализ данных, в зависимости от которых строилась система количественных показателей.
Целью данного этапа исследования явилось составление психологического портрета учащихся, занимающихся творческой внеучебной деятельностью и учащихся, занимающихся учебной деятельностью, с позиции креативности. Задачей, решаемой на данном этапе исследования с помощью одного из методов моделирования явлений на основе числовых систем - шкалирования, явилось количественное отображение показателей распределения критериев и сторон креативности в зависимости от коэффициента их проявления.
Все исследуемые учащиеся условно были разбиты на две группы. В 1 группу вошли школьники, занимающиеся только учебной деятельностью (84 человека - 44% от всего количества испытуемых), во 2 группу те школьники, которые занимаются учебной и внеучебной деятельностью в условиях Дома детского творчества (103 человека - 55%).
Перейдем к анализу результатов, характеризующих особенности вербальной креативности у учащихся выделенных двух групп. Результаты представлены в таблице 1.
По результатам, представленным в таблице 1, видно, что у школьников из 1 группы (занимающихся только учебной деятельностью) более развита гибкость мышления. Высокие показатели по гибкости мышления получены и у 2 группы учащихся (находящихся одновременно в творческой и учебной микросреде). И в той и в другой группе обнаружена одинаковая тенденция преобладания показателя гибкости мышления. Показатели оригинальности мышления преобладают у 2 исследуемой группы школьников. Коэффициент оригинальности подсчитывался как мера статистической редкости ответа. Он был получен при использовании теста «презентация мира». Качественный анализ полученных ответов свидетельствует о том, что на долю уникального ответа на вопрос: «Для чего нужна кукла?» приходится 1.5% всех ответов. Реакция школьников была довольно однообразной. Наиболее часто фиксировались ответы типа: «Кукла нужна для того, чтобы играть в нее или шить на нее одежду», «Без куклы девочкам не с чем было бы играть». Оригинальными были признаны ответы, отнесенные к категории «уникальные» с задействованным творческим мышлением, данные испытуемыми из второй исследуемой группы. К таким были отнесены следующие ответы: «Без кукол мир был бы серым», (Б.С.13 лет); «Мы бы не научились шить» (Д.В.- 9 лет).
При анализе ответов на разные стимулы было выявлено, что больше всего оригинальных ответов (5%) было получено на стимул «искусственная роза». Прежде всего школьники увидели за розой «подарок, любовь, поздравление, украшение, нежность.» К 5% ответов, констатировавших показатель оригинальности творческого мышления, были отнесены такие ответы, как: ответ Д.В. (13 лет), которая обозначила розу эпитетом «природа»; К.Н. (14 лет) отметила, что роза напоминает ей рай и спокойствие; Ч.А. (13 лет) сравнила розу с красивой девочкой; К.Д. (11 лет) сказал, что цветы-это портрет и без них была бы пустота; О.Э. (11 лет) отметил, что без цветов не было бы свадеб; Б.М. (14 лет) : «Цветы не могут без вазы. Они лежали бы на столе без нее и быстро завяли». Наименьший процент оригинальности ответов составил 1% при ответе на стимул «ножницы».