Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основания исследования творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа 15
1.1.. Теоретико-методологические подходы к феномену «творчество» в философии и психологии 15
1.2. Основные положения теории стиля деятельности в работах зарубежных и отечественных психологов 25
1.3. Психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа 35
1.4. Постановка проблемы исследования 43
Глава II. Исследование личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа 49
2.1. Организация, методы и этапы исследования 49
2.2. Исследование структурной организации личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа на поведенческом уровне 66
2.3. Исследование структурной организации личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа на интегрированном уровне 87
2.4. Исследование структурных и содержательных типологических характеристик творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа 104
Глава III. Управление процессом формирования творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа 128
3.1. Обоснование формирующего эксперимента 128
3.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 133
3.3. Результаты формирующего эксперимента 152
Заключение и выводы 161
Библиографический список 175
Приложения
- Теоретико-методологические подходы к феномену «творчество» в философии и психологии
- Организация, методы и этапы исследования
- Обоснование формирующего эксперимента
Введение к работе
Учительская профессия издавна считалась творческой, но объективная потребность в массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни, в связи с ускорением экономического и социального развития, демократизацией общественной жизни, повышением роли науки.
В начале двадцать первого века произошла переориентация образования на гуманистические ценности, и перед массовой школой встали задачи максимального раскрытия в человеке его активного, деятельного начала, воспитания творческой личности, являющейся субъектом саморазвития, самоопределения и самореализации. В связи с этим вопрос о творческом характере труда педагога стал как никогда актуален. Именно на творческий труд ориентируют рядового учителя руководители образовательных учреждений. Творческого подхода к работе ожидают от педагога учащиеся и их родители. Учитель является транслятором современной культуры т главным действующим лицом любых реформ в системе образования, а сегодняшний социальный заказ способен выполнить только учитель с высоким творческим потенциалом, так как именно в творчестве педагога находятся источники развития школы. В зависимости от того, насколько будущий учитель придет в школу подготовленным к своей профессиональной деятельности, готовым творчески мыслить и действовать, будет зависеть успешность и эффективность его труда, а также творческое развитие личности его учеников.
В концепции модернизации образования (182) уделено особое внимание роли профессионального образования — подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, что с необходимостью требует и развития
творческого потенциала будущего учителя, формирования творческого стиля деятельности.
Изучение возможностей оптимизации учебной деятельности обучающихся, в том числе и студентов педагогических колледжей, является приоритетным направлением современных психолого-педагогических исследований. В работах К.А. Абульхановой-Славской, О .В. Дашкевича, В.А. Зобкова, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, В.Э. Чудновского, Т. И. Шульги и др. раскрываются вопросы развития психорегуляции обучающихся в учебной деятельности, формирования личностного отношения к профессиональной деятельности, особенности становления будущих педагогов на разных этапах образования (среднего, высшего, последипломного и т.д.).
Проблема развития творческой личности будущего педагога с необходимостью требует выявления особенностей творческого стиля учебно-профессиональной деятельности, раскрытия психологических условий его формирования, в том числе и у студентов педагогических колледжей.
Проблема стиля деятельности в процессе профессионального
становления человека являлась предметом многих психологических
исследований: раскрыто понятие и изучены различные стили деятельности
(Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, B.C. Мерлин и др.); определена и
изучена структура стиля деятельности (В.А. Толочек, М.Р. Щукин и др.);
выделены и изучены стадии профессионального становления личности (Э.Ф.
Зеер, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.); раскрыто понятие творческого
стиля деятельности (Н.Ю. Посталюк). Следует признать, что в исследованиях
не затрагивалась проблема изучения творческого стиля учебно-
профессиональной деятельности, осуществляемого студентами
педагогического колледжа.
В рамках исследований, выполненных по данной проблематике (45, 46, 47, 93,94, 95, 104, 144, 145, 146, 246, 247, 248, 249 и др.), стиль деятельности рассматривается как устойчивая система приемов и способов деятельности,
обусловленная как разноуровневыми индивидуальными особенностями личности, так и внешними условиями и требованиями деятельности. Данное определение лежит в основе нашего подхода к изучению творческого стиля деятельности, при этом под творческим стилем деятельности мы понимаем устойчивую систему приемов и способов деятельности, обеспечивающих ее творческий характер и целостность и обусловленную как разноуровневыми индивидуальными особенностями личности, так и внешними условиями и требованиями деятельности. Рассмотрение творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента вызывает необходимость изучения его личностных компонентов как на объективно-психологическом (поведенческом), так и на субъективно-личностном уровне.
В исследовании структура творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа представлена как многоуровневое образование, интегрирующее в себе компоненты объективно-психологического (поведенческого) и субъективно-личностного содержания.
Под объективно-психологическими компонентами мы понимаем те проявления творческой активности студента, которые могут быть наблюдаемы на поведенческом уровне в его учебно-профессиональной деятельности.
Под субъективно-личностными компонентами мы понимаем совокупность внутренних условий психики студента, обусловленных индивидуальными особенностями личности и обеспечивающими творческий характер его учебно-профессиональной деятельности.
Изучение личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа позволит выделить детерминанты и закономерности формирования творческой личности студента, позволит практически подготовить студентов к более эффективному решению задач обучения и воспитания учащихся современной школы.
Разработка данных проблем является актуальной задачей не только в теоретическом, но и в практическим плане. Она позволит оптимизировать учебно-профессиональную деятельность студента педагогического колледжа и обеспечить формирование творческой личности будущего педагога.
Цель исследования - изучить личностные компоненты творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа. Цель конкретизировалась через решение следующих задач:
Осуществить теоретический анализ исследований по проблемам творчества, стиля деятельности в учебно-профессиональной деятельности в работах отечественных и зарубежных психологов с целью постановки проблемы и выбора методов и методик исследования.
Разработать теоретическую модель творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа.
Определить структуру и изучить личностные компоненты творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа.
Выявить типологию творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа.
Разработать научно-обоснованную систему психолого-педагогических занятий, обеспечивающих эффективное развитие личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа.
Объект исследования: учебно-профессиональная деятельность студента педагогического колледжа.
Предмет исследования: личностные компоненты творческого стиля
учебно-профессиональной деятельности студента педагогического
колледжа.
Гипотеза исследования: творческий стиль учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа существенно обусловлен
личностными компонентами, имеющими определенную структуру и содержание и проявляющимися как на объективно-психологическом (поведенческом), так и на субъективно-личностном уровне.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили:
- теоретические положения субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова - Славская, А.Л. Журавлев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и другие), в рамках которого человек рассматривается как активный творец своей жизни;
- отдельные положения теории творчества и одаренности (Д.Б.
Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, А.А. Мелик - Пашаев, Я.А.
Пономарев, Е.В. Пронина, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие);
- работы Б.А. Вяткина, К.М. Гуревича, Е.А. Климова, B.C. Мерлина,
В.Д. Шадрикова, М.Р. Щукина о роли стиля деятельности в формировании
профессионала;
положения работ Ф.И. Гоноболина, Н.С. Глуханюк, В.В.
Загвязинского, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, М.М. Кашапова, Н.В.
Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, П.И. Пидкасистого, В.П.
Симонова о формировании личности педагога как профессионала;
- подходы к рассмотрению психической регуляции как детерминанты в
формировании стиля деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О.В.
Дашкевич, В.А. Зобков, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, В.Н. Мясищев, В.И.
Моросанова, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Т.И. Шульга и др.).
Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
эмпирические методы: наблюдение, в том числе включенное; анализ продуктов деятельности; метод экспертных оценок; тестирование, анкетирование.
С целью изучения личности студента педагогического колледжа применялся личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF), мотивационно-самооценочный опросник В.А. Зобкова. Для выявления уровня развития творческих характеристик мышления использовались: методика изучения образного творческого мышления «КТТМ» П. Торренса, методика изучения вербального творческого мышления «Тест отдаленных ассоциаций» С. Медника. Особенности индивидуально-типологических свойств личности студента выявлялись с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова.
Методы математической статистики: корреляционный анализ (по Пирсону), факторный анализ (по методу максимального корреляционного пути Л,К. Выханду), U-критерий Манна-Уитни и парный Т-критерия. Вилкоксона.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие студенты педагогического колледжа г. Владимира отделения иностранного языка, социальной педагогики и начального образования (п=170 человек). В формирующем эксперименте принимали участие 2 группы студентов 3-го курса педагогического колледжа (п=42 человек), имеющих низкоэффективный тип творческого стиля учебно-профессиональной деятельности.
Организация и этапы исследования. Исследование личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа проводилось поэтапно в течение 4-х лет (с 2004 по 2008 годы).
На первом этапе (2004-05 гг.) осуществлялся анализ литературы по
исследуемой теме, определялись объективно-психологические
(поведенческие) компоненты творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа, проводилось наблюдение за студентами в условиях учебно-профессиональной деятельности.
Второй этап (2005-06 гг.) был посвящен сбору эмпирических данных о деятельности и личности студента педагогического колледжа.
На третьем этапе (2006-07 гг.) данные, полученные в эмпирическом исследовании, подвергались содержательному анализу и математико-статистической обработке. В корреляционную матрицу вносились зафиксированные в эксперименте параметры и с помощью компьютерной методики Л.К.Выханду (построение максимального корреляционного пути) проводилась математико-статистическая обработка, определялись значимые корреляционные связи. Далее методом выявления главных компонентов определялась структурная организация объективно-психологических (поведенческих) компонентов, интегрированных (объективно-субъективных) компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа и выявлялись типологические характеристики стиля учебно-профессиональной деятельности студента. Проводился формирующий эксперимент.
На четвертом этапе (2007-08 гг.) с учетом результатов констатирующего эксперимента проводился сравнительный анализ и осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна работы состоит в том, что:
уточнено понятие творческого стиля учебно-профессиональной деятельности как устойчивой системы приемов и способов деятельности, обеспечивающих ее творческий характер и целостность и обусловленной как разноуровневыми индивидуальными особенностями личности, так и внешними условиями и требованиями деятельности;
выявлены личностные компоненты творческого стиля учебно-профессиональной деятельности, проявляющиеся на объективно-психологическом (поведенческом) и субъективно- личностном (совокупность внутренних условий психики) уровне;
- разработана психологическая модель творческого стиля учебно-профессиональной деятельности будущего педагога как интегрированного
структурного комплекса объективно-психологических (поведенческих) компонентов: интеллектуально-творческого, эмоционально-волевого, коммуникативного, организационно-деятельностного; и субъективно-личностных компонентов: творческих характеристик мышления, самооценки и направленности личности, качеств личности, индивидуально-типологических свойств;
- выявлена типология творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа с разным уровнем развития личностных компонентов и различной их структурной организацией.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в решение фундаментальной психолого-педагогической проблемы детерминант и закономерностей формирования творческой личности студента в педагогическую психологию. Впервые проведено теоретико-эмпирическое исследование творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа как комплекса взаимосвязанных личностных компонентов, включающих объективно-психологические (поведенческие) и субъективно-личностные (внутренние условия психики). Выявлены различия в проявлении личностных компонентов, характеризующих высокоэффективный, низкоэффективный и среднеэффективный типы творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента. Определены доминирующие и подчиненные личностные компоненты, на основе которых формируются различные типы творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента, что создает возможности оптимизировать процесс профессиональной подготовки студента - будущего педагога-профессионала и вносит определенный вклад в психологию личности учителя.
Практическая значимость исследования заключается в обогащении теоретико-практического фонда современного знания по психологии творческой личности будущего педагога. Результаты работы могут быть
рекомендованы педагогам, психологам, методистам педагогических колледжей для использования в процессе обучения и воспитания студентов — будущих учителей, а специально разработанная система психолого-педагогических занятий может целенаправленно применяться как методический материал для формирования творческого стиля учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по педагогической психологии для студентов педагогических колледжей, вузов, факультетов психологии, для слушателей курсов повышения квалификации. Основные положения, выносимые на защиту:
Теоретическая модель творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа, которая представляет собой структурный комплекс взаимосвязанных личностных компонентов: объективно-психологических (поведенческих): интеллектуально-творческого, эмоционально-волевого, организационно-деятельностного, коммуникативного; и субъективно-личностных: творческих характеристик мышления, самооценки и направленности личности, качеств личности и индивидуально-типологических свойств.
Типология творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента, включающая разное соотношение личностных компонентов: высокоэффективный, среднеэффективный и низкоэффективный типы творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа. Высокоэффективный тип творческого стиля деятельности студента педагогического колледжа опирается на высокое развитие организационно-деятельностных и интеллектуально-творческих характеристик (организованность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, любознательность и инициативность), что обеспечивает студенту устойчивую творческую позицию в процессе обучения. Низкоэффективный тип творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов основан на среднем уровне развития личностных
характеристик коммуникативной сферы (общительности, коммуникативной совместимости, искренности, эмпатии), а также на низком уровне выраженности произвольности, трудолюбия, социальной независимости, уверенности в себе, что характеризует направленность студентов данной группы в основном на сферу межличностных отношений при сниженном интересе к овладению содержанием учебно-профессиональной деятельности. Среднеэффективный тип творческого стиля деятельности студентов связан со средним уровнем развития характеристик личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности, в его структурной организации доминируют коммуникативный и эмоционально-волевой компонент.
3. Психолого-педагогическая система занятий, включающая
различные виды тренингов, психотехник, деловых и ролевых игр, обратную
связь, ведение дневниковых записей и нетрадиционные формы обучения,
содержащие творческие задания, которые включались в лекции, беседы,
семинары, - формирует личностные компоненты творческого стиля учебно-
профессиональной деятельности студента (любознательность,
инициативность, самостоятельность и др.) и улучшает показатели
творческого мышления (оригинальность, уникальность, беглость и гибкость
мышления).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались всесторонним теоретическим анализом проблемы, методологической обоснованностью комплекса методов и методик исследования, сочетанием количественного и качественного анализа теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, принявших участие в исследовании, использованием методов статистической обработки полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций и обсуждения материалов на межрегиональных и международных научных конференциях; региональных и международных
научно-практических конференциях в г. Владимир (2005-2007г.г.), международном психологическом симпозиуме в г. Кострома (2006 г.), международном психологическом конгрессе в г. Кострома (2007г.).
Основные положения и результаты исследования были предметом обсуждения на кафедрах общей и педагогической психологии ВГПУ (2005-2008), социальной психологии МГОУ (2008 г.).
Результаты исследования используются в процессе практической работы в педагогическом колледже города Владимира, в учебном процессе ВГГУ в рамках преподавания курса «Педагогическая психология».
Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 11 публикациях.
Теоретико-методологические подходы к феномену «творчество» в философии и психологии
Актуальность проблемы изучения творчества в педагогической и учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов обусловил социальный заказ на исследование детерминант и механизмов развития творческого потенциала личности.
Проблема творчества представляет для нас определенный интерес в связи с изучением творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов. В данном параграфе будут освещены вопросы, касающиеся психологических исследований по проблемам творчества, имеющихся к настоящему времени в науке.
Анализ философских и психологических исследований показывает, что «творчество» не является предметом какой-либо одной отрасли научных знаний, на современном этапе развития науки проблема творчества стала междисциплинарной. Исследованием различных ее аспектов занимаются философы, психологи, педагоги, социологи, экономисты и другие ученые.
Несмотря на то, что в науке нет однозначного толкования феномена «творчество», что обусловлено глобальностью и сложностью проблемы, а также разнонаправленностью путей ее изучения, существуют значительные наработки в этой области.
Попытки ученых разбить на группы определения творчества, классифицируя их по каким-либо основаниям, определили некие общие подходы, в основании которых лежат различные представления о творчестве как предмете исследования. Так, например, в работе Яковлевой Е.Л. (251) представлены классификации, описываемые ниже.
КВ. Тейлор, рассматривая проблему творчества как решение задач, выделяет следующие группы определений: определения, в которых отражено создание новой целостности; определения, в которых подчеркивается продуцирование нового, «конечный продукт»; определения, которые опираются на самовыражение; «психоаналитические» определения, где творчество является результатом взаимодействия «Оно», «Я» и «Сверх-Я»; определения в терминах «мышления, ориентированного на решение», в которых акцент делается на сам мыслительный процесс; различные определения, не относящиеся ни к одной из перечисленных категорий.
П. Торренс выделяет следующие пять категорий определений творчества: определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества; определения, в которых творчество противопоставляется конформности и подчеркивается оригинальность; определения, включающие процесс, определения, предполагающие подход с позиций умственных способностей, которые обеспечивают творческое достижение; подход, основанный на определении уровней творчества.
В классификации определений творчества, принадлежащей Р. Муни, представлены подходы, зависящие от того, какой из четырех аспектов творчества выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.
Феноменология творчества широка и неоднородна. Философия, рассматривая творчество как «деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее» (51, с. 185), отвечает на вопрос как вообще возможно творчество как порождение нового, какова сущность творчества. Эти вопросы тесно связаны с попытками создать «теорию творчества», которая по-разному представлялась в различные исторические эпохи.
Так, рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) ведущую роль в решении проблемы отводили «интеллектуальному видению»; представители теории бессознательного (3. Фрейд) рассматривали творчество во взаимосвязи сознания и бессознательной сферы; бихевиористы (Э.Торндайк, Дж. Уотсон) рассматривали открытие как результат многочисленных проб и ошибок; представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Кофка) считали, что решение проблемы осуществляется посредством озарения, возникающего благодаря построению нового гештальта; на роль креативности и интеллекта личности в решении творческих задач указывали основоположники экспериментальной и дифференциальной психологии (А. Бине, В. Вундт, Д. Кеттел). Некоторые ученые видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу (17).
В зарубежной литературе (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Равен) дают определение творческим способностям как просто их максимальному выражению. Согласно подходу Дж.Гилфорда (258), творческие способности существуют параллельно общим и специальным и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Дивергентность определяется им, как способность мыслить в разных направлениях, способность видения других атрибутов объекта. Автор выделил четыре основных блока способностей, обусловливающих творчество: оригинальность, беглость, гибкость и тщательность (точность).
Эдвард Де Боно - автор концепции «Латерального мышления» в качестве творческого мышления предлагает рассматривать «латеральное» -буквально «боковое» - мышление (160).
Ведущая роль в американской психологии творчества принадлежит Р.Стенбергу. Его инвестиционная теория творчества включает аналитическую, синтетическую и практическую одаренность, где дивергентность уступает место более сложному явлению — синтетической одаренности — умение видеть проблемы в новом свете, связи, невидимые для і других людей, новое целое среди разрозненных и несвязных частей (160).
В разработанной американским учёным П.Торренсом (251) концепции творчества и одаренности присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Творчество в его понимании — естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности.
Одной из наиболее известных концепций одаренности в мировой психологии является теория трех колец Дж.Рензулли (160). Концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности. Автор рассматривает мотивацию не как внешнее условие, а как ядерное образование одаренности в сочетании со способностями и креативностью и предлагает систему работы с одаренными детьми на основе включения их в интересующую деятельность.
Организация, методы и этапы исследования
Выбор методов был обусловлен особенностями предмета и объекта исследования и определялся следующими критериями:
1) включение в исследование параметров, отражающих психологические особенности, свойства, черты личности и характеристики стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа;
2) возможность количественного представления результатов (в баллах, стэнах, процентах) для дальнейшей математико-статистической обработки;
3) возможность подтверждения выделенных закономерностей с помощью других методик.
Нами были использованы следующие методы и методики: анализ литературы, наблюдение, в том числе включенное; анализ продуктов деятельности; экспертное оценивание; анкетирование; личностные опросники: 16-тифакторный опросник Р.Кэттелла, мотивационно-самооценочный опросник В.А.Зобкова, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова, методики изучения творческих характеристик образного и вербального мышления («КТТМ» П. Торренса, тест отдаленных ассоциаций С. Медника), метод формирующего эксперимента. Данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью методов корреляционного анализа (по Пирсону), факторного анализа по методу максимального корреляционного пути (Л.К.Выханду); достоверность результатов определялась посредством применения U-критерия Манна-Уитни и парного Т-критерия Вилкоксона. Кратко опишем методы исследования.
Наблюдение является одним из основных методов психологического исследования, позволяющих получить эмпирические данные. Наблюдение позволяет фиксировать объективно-психологические проявления отношения человека к деятельности. Для наблюдения были выбраны различные объективно-психологические показатели творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа на учебных занятиях и внеучебной деятельности. Наблюдение проводилось на всех этапах исследования в реальных ситуациях, в которые исследователь был включён как преподаватель психологии, педагог-психолог и наблюдатель.
Метод экспертных оценок. Экспертные методы предполагают выявление индивидуальных мнений специалистов о тех или иных психологических феноменах, которые высказываются независимо друг от друга, с целью построения ответственного заключения.
Метод экспертных оценок применялся для наиболее объективного оценивания психологически значимых элементов в структуре творческого стиля учебно-профессиональной деятельности наблюдаемых, а также некоторых качеств их личности. В качестве экспертов выступали преподаватели и методисты педагогического колледжа, где учатся исследуемые студенты. Эксперты оценивали по десятибалльной шкале показатели, характеризующие творческий стиль учебно-профессиональной деятельности студентов. Каждый студент оценивался шестью экспертами, которым были предложены объективно-психологические показатели творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента.
Опираясь на результаты исследований, полученных в различных психологических школах и направлениях и разделяя позиции ученых (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин, К.А. Абульханова-Славская, В.Д. Шадриков, В.А. Зобков, О.В. Дашкевич, Б.Ф. Ломов и др.), мы рассматриваем творческий стиль учебно-профессиональной деятельности будущего педагога на объективно-психологическом (поведенческом) и субъективно-личностном уровне. На объективно-психологическом уровне творческий стиль деятельности представлен следующими компонентами, наблюдаемыми в учебно-профессиональной деятельности студентов: интеллектуально-творческим, эмоционально-волевым, организационно-деятельностным и коммуникативным компонентами. На субъективно-личностном уровне состав творческого стиля представлен компонентом творческих характеристик мышления, компонентом самооценки и направленности личности, компонентом качеств личности и компонентом индивидуально-типологических свойств.
Ниже последовательно опишем поведенческие проявления объективно-психологических компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности будущего педагога, предложенные экспертам для оценивания.
1) Интеллектуально-творческий компонент представлен следующими элементами:
І.Самостоятельность - познавательно-творческий-элемент творческой активности, где интегрируются представления личности о своих возможностях, способностях. Это способность ставить перед собой этапные и перспективные цели, осуществлять поиск средств и методов реализации целей без вмешательства в этот процесс других лиц.
Самостоятельность базируется, в первую очередь, на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность.
Обоснование формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является создание психолого-педагогических условий для развития и совершенствования личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа с учетом результатов, полученных при их исследовании. Формирующая работа способствует также оптимизации учебно-профессиональной деятельности будущего педагога.
Под оптимизацией учебного процесса в самом общем виде понимается процесс выбора наилучшего психолого-педагогического варианта из возможных или процесс приведения учебно-воспитательной системы в наилучшее для данных условий (оптимальное) состояние (10).
Оптимизация учебно-профессиональной деятельности - процесс многоплановый. Для обеспечения успешности результата должны быть соблюдены следующие условия:
1) изменение самой модели профессионального обучения студентов педагогического колледжа;
2) организация психолого-педагогического сопровождения на всех этапах профессионального обучения, основными направлениями которого являлись бы:
-психологический мониторинг и создание условий для развития личностных компонентов творческого стиля деятельности и профессионально-значимых качеств личности будущего педагога в процессе обучения;
-предоставление преподавателям и администрации колледжа информации об уровне профессионально-педагогической подготовки и "развития творческих качеств личности и деятельности студентов педагогического колледжа;
-предоставление студентам возможности получать информацию о своих психологических особенностях;
-изучение творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа и его влияния на процесс профессионально-педагогического становления будущего учителя;
-помощь в раскрытии творческого потенциала и формирования творческого стиля учебно-профессиональной деятельности путем групповой и индивидуальной работы со студентами педагогического колледжа.
Вопрос о становлении творческой личности будущего педагога в нашем исследовании главным образом затрагивает проблему сформированности личностных компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента педагогического колледжа.
Исследованиями установлено, что творческий стиль учебно- профессиональной деятельности студента педагогического колледжа с объективно-психологической (поведенческой) стороны характеризуют следующие компоненты: интеллектуально-творческий (самостоятельность, инициативность, любознательность, интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая гибкость, оригинальность и беглость мышления, социальная независимость); коммуникативный (эмпатия, искренность, общительность, коммуникативная совместимость и продуктивность работы в группе); организационно-деятельностный (трудолюбие, аккуратность, ответственность, организованность, дисциплинированность); эмоционально-волевой (произвольность, самообладание, целеустремленность, уверенность и настойчивость).
На основании исследований объективно-психологических (поведенческих) компонентов творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического колледжа было выделено три подгруппы студентов по уровню сформированности характеристик творческого стиля учебно-профессиональной деятельности: с высокоэффективным, низкоэффективным и среднеэффективным типом творческого стиля учебно-профессиональной деятельности (см. раздел 2.4).
Наши результаты показали, что 30% студентов педагогического колледжа обладают сниженным уровнем развития характеристик творческого стиля учебно-профессиональной деятельности, что указывает на недостаточную его сформированность. Как следствие, данная группа студентов обладает низкоэффективным типом творческого стиля учебно-профессиональной деятельности.
Эксперты отмечают, что у студентов этой группы наиболее развиты и активно проявляются в учебно-профессиональной деятельности элементы коммуникативного компонента (см. раздел 2.4): эмпатия и искренность, что способствует поддержанию их статуса в сфере официального и неофициального общения с окружающими людьми.