Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Ценностно-смысловой подход к проблеме эмпатического 12
1.1. Методологические и теоретические основы ценностно-смыслового подхода к проблеме эмпатического общения 12
1.2. Эмпатия как эмоционально-когнитивный процесс познания партнера в общении 41
1.3. Онтогенетические особенности развития эмпатического общения 63
ГЛАВА 2. Психологические условия оптимизации эмпатического 87
2.1. Психологические особенности развития эмпатического общения психолога с клиентом 88
2.2. Личностные и ситуационные особенности развития эмпатического общения 106
2.3. Психологическая модель эффективного эмпатического общения психолога с клиентом 124
Заключение 139
Литература 142
Приложение 170
- Методологические и теоретические основы ценностно-смыслового подхода к проблеме эмпатического общения
- Эмпатия как эмоционально-когнитивный процесс познания партнера в общении
- Психологические особенности развития эмпатического общения психолога с клиентом
- Личностные и ситуационные особенности развития эмпатического общения
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и практического характера.
Во-первых, в настоящее время круг вопросов, относящихся к эмпати-ческому общению, становится особым направлением психологических исследований. В современном обществе все отчетливее осознается, что без исследования данной проблемы трудно эффективно управлять социальными процессами в различных сферах общественной жизни, в организации производства, реализовывать комплекс мероприятий по формированию гармонично развитой личности.
Во-вторых, сущность эмпатического общения — это взаимодействие двух коммуникативных партнеров, осуществляемое на эмоциональном уровне, что особенно важно для психолога профессионала. Деятельность социального психолога требует от него эффективного, квалифицированного воздействия на сознание клиентов, установления с ними тесного и глубокого психологического контакта. Важным социально-психологическим условием такого содержательного воздействия является эмпатическое общение. С нарушением эмпатического общения наступает серьезная опасность снижения эффективности профессиональной деятельности психолога в области диагностики, коррекции, определения перспектив дальнейшей работы. В силу этого представляется актуальным исследование оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом.
В-третьих, анализ научной литературы показал, что в психологии существуют различные, как противоположные, так и эклектические подходы к трактовке эмпатии. Но, не смотря на обилие теоретического, эмпирического, экспериментального материала о феноменологическом проявлении эмпатии в общении, наблюдается сложность и недостаточная разработанность проблемы эмпатического общения, ценностно-смысловая обусловленность эмпати-
ческого общения психолога с клиентом не выступала в качестве предмета специального исследования.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования.
Проблема эмпатии имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Аристотель, Сократ, Платон, Августин, Ф.Аквинский и другие). Позднее к ней обращались А.Смит, Г.Спенсер, О.Конт, Шеллер. В конце XIX — начале XX в. отдельные аспекты этой проблемы разрабатывались Т.Рибо, А.Бэном, Т.Липпсом, Э.Титченером.
Среди отечественных исследований выделяются работы, которые дают представления о проблеме эмпатического общения, намечают отдельные подходы к разработке единой методологии эмпатического общения, исследуют зависимость его от индивидуальных особенностей личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьв, А.А.Бодалев, Г.М.Андрева, Н.Н.Обозов, М.М.Муканов, В.В.Ковалев, Т.П.Гаврилова, Т.Каштанова, А.Б.Орлов, Н.И.Сарджвеладзе, А.Ю.Панасюк, Л.Б.Филонов, и другие).
Одновременно с этим проблема эмпатии активно изучалась и продолжает изучаться в зарубежной психологии (М.Л.Гоффман; Ф.Олпорт, Дж.Г.Мид, Т.Шибутани, Р.Мэй, Т.Сабрин, Л.Коттрел, Р.Даймонд, Ю.Бронфенбреннр, С.Махони и другие), делающей акцент на изучение видов и механизмов эмпатии.
В гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл) исследованы психологические условия эмпатического общения, особенности его протекания между психотерапевтом и клиентом, духовно-нравственная основа взаимодействия между ними.
В современных научных исследованиях, затрагивающих отдельные аспекты профессиональной деятельности психолога (Г.С.Абрамова, М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, Е.И.Рогов, И.А.Савинкова, А.К.Маркова, Е.А.Климов, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и другие), способность к эффективному взаимодействию, эмоциональному сопереживанию рассматривается
как необходимое условие продуктивной профессионализации личности психолога. Отдельные исследователи особо подчеркивают роль психологических условий в оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом (И.М.Юсупов, Л.Н.Джрназян, В.В.Бойко, В.А.Ташлыков, С.Б.Борисенко, Г.Ф.Михальченко, Р.Б.Карамуратова, О.И.Цветкова, Л.А.Сивицкая, Л.П.Стрелкова, Н.В.Козина).
В психологической литературе рассматриваются следующие проблемы, связанные с изучением эмпатии:
Изучение основных видов эмпатии (В.В.Ковалёв, 1979; Т.П.Гаврилова, 1981; А.В.Петровский, М.ГЛрошевский, 1985; U.Bronfenbrenner, J.Harding, 1958).
Изучение эмпатии у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, студентов, учителей, психологов (Т.П.Гаврилова, С.Б.Борисенко, Л.Н.Джрназян, Г.Ф.Михальченко, Д.С.Надырова, О.И.Цветкова, Р.Б.Карамуратова).
Этапы развития эмпатии (И.А.Васильев, 1976; В.В.Бойко, 1996).
Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях, о роли эмпатии в межличностных отношениях и др. (А.Бодалев, Т.Каштанова, 1975; Т.П.Гаврилова, 1975; Н.Н.Обозов, 1979; M.Argyle, 1978, В.И.Кабрин, Л.Н.Джрназян, А.В.Петровский, Л.А.Петровская).
Обучение пониманию знаков, которыми выражают чувствование: звуки,, мимика, пантомимика (В.А.Лабунская, С.М.Каргопольцев, И.М.Юсупов, Н.В.Соколова, Л.Л.Пеленкова, В.Т.Ражников).
Развитие воображения, внимания, памяти, фантазии, общей впечатлительности (П.Ф.Каптерова, А.А.Бодалев, Д.С.Надырова).
Формирование (развитие) непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого (В.А.Сухомлинский, Т.П.Гаврилова, С.Б.Борисенко, Ш.А.Амонашвили).
- Использование конкретного жизненного материала и эмоциональных
методов воздействия (В.А.Кан-Калик, Л.Н.Джрназян, Т.П.Гаврилова,
С.Б.Борисенко).
Рассмотрение феномена эмпатии с позиции взаимоотношений врача и больного (В.А.Ташлыков,1978; Е.Ф.Бажин,1980; Н.А.Аминов,1992).
Функции и механизмы эмпатии (А.А.Бодалёв, Т.Р.Каштанова, 1975; И.М.Юсупов, 1991; В.В.Бойко, 1996; В.Вилюнас, 1976; Н.Обозов, 1979; П.Фресс, Ж.Пиаже, 1975).
Исследование структурных характеристик и связи эмпатии с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А.Бодалёв, Б.М.Теплов, В.И.Кабрин, О.В.Дашкевич, Н.Н.Обозов, А.В.Ти-мохина, С.А.Ершов, И.М.Юсупов, А.А.Рояк, Л.М.Хализева, В.А.Микаелян, В.А.Ташлыков, О.П.Санникова; P.Ellis, 1922; L.Kohlberg, R.Kramer, 1963; J.Savitsky et al., 1974).
- Изучение качественной природы эмпатии (Т.П.Гаврилова,
Л.Н.Джрназян, Н.Н.Обозов, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Б.Орлов, Н.И.Сарджве-
ладзе, С.Б.Борисенко, Р.Б.Карамуратова, М.М.Муканов).
Исследование процессуального характера эмпатии (А.Г.Ковалёв, С.Б.Борисенко, Л.П.Стрелкова, М.И.Пашукова, А.У.Хараш, В.С.Агеев).
Функциональный и феноменологический анализ эмпатии Феноменологическому анализу эмпатии (Н.Сарджвеладзе, 1978; А.А.Налчаджян, М.Г.Мкртчян, Н.Н.Обозов; L.Cottrel, R.Dymond, 1949).
Изучение поведенческих форм эмпатии (В.А.Петровский, П.В.Симонов, М.Н.Русалова).
Однако необходимо отметить, что полного и всестороннего решения проблемы эмпатического общения психолога с клиентом на уровне обобщенной теории еще не найдено. Это, в частности, соотносится с тем, что само эмпатическое общение как процесс взаимодействия остается
недостаточно изученным. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения данной проблемы.
Объектом исследования является процесс эмпатического общения психолога и клиента.
Предмет исследования - психологические условия развития эмпатического общения психолога с клиентом.
Цель исследования - выявить психологические условия оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом и на их основе разработать программу развития эффективного эмпатического общения психолога с клиентом.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач исследования:
- рассмотреть методологические и теоретические основы ценностно-
смыслового подхода к эмпатическому общению психолога с клиентом.
- исследовать сущность эмпатического общения;
определить психологические особенности эмпатического общения психолога с клиентом;
выявить на основе эмпирических данных психологические условия развития эмпатического общения психолога с клиентом;
охарактеризовать психологическую модель эффективного эмпатического общения психолога с клиентом.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:
эмпатическое общение как процесс межличностного взаимодействия имеет выраженную ценностно-смысловую обусловленность;
психологическими условиями оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом являются развитие у психолога социальной сензитив-ности, установки на безусловное позитивное принятие клиента, интуитивно-эмоциональной атрибуции, гибкости поведения, навыков эмпатического слушания.
Теоретико-методологической основой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), ценностно-смыслового подхода к исследованию личности и общения (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, С.Л.Братченко, Д.А.Леонтьев и др.), комплексного и субъектно-деятельностного подходов в акмеологии (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, и др.); принцип развития (М.М.Бахтин, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, К.Роджерс, А.Маслоу); теория активного отражения личностью окружающего мира (К. А. Абульха-нова-Славская, А.А.Бодалев и др.).
Существенными для формирования методологических взглядов автора явились представления о зависимости гармоничности межперсональных отношений от гармоничности отношений к бытию в целом (С.Л.Рубинштейн, А.Маслоу, В.Франкл), психологическая концепция духовности личности (В.П.Зинченко, Н.А.Коваль), положения теории А.Н.Леонтьева о синтонно-сти («со-настраивании») в межличностном взаимодействии, подход Б.И.Додонова к человеческой эмоции как ценности.
Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами диссертации. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; психологическое тестирование, включая методики:; «Диагностика видов эмпатии» В.В.Бойко; 16 ФЛО Р.Кеттела; «Неоконченные предложения» Т.П.Гавриловой; «Типы взаимоотношений между людьми», исследование социального интеллекта по Гилфорду; самоактуализационный тест Л.Гозмана; опросник терминальных ценностей И.Сенина; опросник самоотношения В.Столина. Для статистической обработки и анализа полученного эмпирического материала использовалась компьютерная программа SPSS 10.05.
Научная новизна исследования. В диссертации выявлена сущность ценностно-смыслового подхода к эмпатическому общению. Определены
структурные компоненты и уровни эмпатического общения психолога с клиентом, позволяющие проследить особенности протекания процесса взаимодействия психолога и клиента. Экспериментально обнаружены психологические условия эффективного эмпатического общения психолога с клиентом: развитие у психолога социальной сензитивности, установки на безусловное позитивное принятие клиента, интуитивно-эмоциональной атрибуции, гибкости поведения, навыков эмпатического слушания.
Теоретическое значение результатов исследования. Конкретизировано и уточнено содержание используемых терминов «эмпатия» и «эмпати-ческое общение» применительно к объекту исследования. Доказана зависимость уровней развития эмпатического общения от совпадения системы ценностей психолога и клиента. Разработаны основы акмеологической концепции эмпатического общения психолога с клиентом, включающие: теоретико-методологический анализ эмпатического общения и его роли в профессиональном развитии специалиста; содержание и уровни эмпатического общения; психологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса эмпатического общения психолога с клиентом.
Практическая значимость исследования., Материалы и результаты диссертационного исследования использованы в практике психолого-акмеологического консультирования, психологической коррекции личности клиента, при составлении развивающих и коррекционных программ оптимизации эмпатического общения психолога и клиента с учетом психологических условий, влияющих на данный процесс взаимодействия, в группах психологического тренинга в Центре развития и социально-психологической адаптации личности (г.Тамбов). Разработана программа развития эмпатического общения психолога с клиентом для практических психологов.
Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Психологические особенности эмпатического общения», а также использованы в курсах «Деловое общение», «Психологическое консультирование и психокоррек-
ция», «Психология личности».
Достоверность и надёжность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии и акмеологии; применением валидных и надёжных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
Эмпатическое общение — это межличностное взаимодействие, направленное на эмоциональное сопереживание, в основе которого лежат сен-зитивность к эмоциональному состоянию партнера и способность адаптации к его ценностно-смысловой позиции.
Эмпатическое общение - как взаимодействие психолога с клиентом имеет ценностно-смысловую обусловленность и ориентировано на познание ценностно-смысловой сферы клиента; отношение к партнёру, к себе и к процессу общения как к ценности; стремление психолога к достижению взаимного понимания и доверия с клиентом.
Психологическими условиями оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом являются развитие у психолога социальной сензитив-ности, установки на безусловное позитивное принятие клиента, интуитивно-эмоциональной атрибуции, гибкости поведения, способности адаптации к ценностно-смысловой позиции клиента, децентрации, навыков эмпатического слушания.
База исследования. Исследовательскую группу (N = 219 человек) составили студенты психологического факультета ТГУ имени Г.Р.Державина и психологи со стажем работы (от 1 до 12 лет). Возраст испытуемых составил от 18 до 50 лет. Мужчин 25,5%, женщин 74,5%.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоре-
тические положения и выводы исследования обсуждены на заседаниях кафедр социальной и общей психологии ТГУ им. Г.Р.Державина, освещались в научных докладах и сообщениях на научных конференциях и семинарах (Всероссийская internet-конференции «Социально-психологические проблемы развития личности» и «Потенциал личности: комплексный подход» (г.Тамбов, 2001-2002); VI, VII Державинские чтения. Научная конференция преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г.Р.Державина (г.Тамбов, 2001-2002); на межрегиональном семинаре «Проблемы социализации детей в условиях социокультурной трансформации российского общества» (г.Тамбов, 2001), Всероссийская конференция «Психологическое здоровье и безопасность личности» (г.Тамбов, 2002).
Положения, выводы и результаты диссертационного исследования апробировались в течение двух лет в Тамбовском государственном университете имени Г.Р.Державина, Тамбовском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Разработанная программа оптимизации эмпатического общения психолога с клиентом внедрена в 2002 году в Центре развития и социально-психологической адаптации г.Тамбова.
Методологические и теоретические основы ценностно-смыслового подхода к проблеме эмпатического общения
Как отмечает И.М.Юсупов, все существующие подходы к изучению эмпатии хотя и представляют научный интерес, но не дают удовлетворительных результатов (316). По всей видимости, требуется концепция, основанная на иной парадигме, и исследования с применением принципиально иного методического инструментария. На наш взгляд, именно ценностно-смысловой подход к эмпатическому общению отвечает требованиям психологической науки XXI века. Поиск отечественной психологией единых оснований жизненной практики личности и её отношений с миром ведет в настоящее время к укреплению идеи о ценностно-смысловой сфере как ведущей детерминанте жизнедеятельности человека, в том числе и межперсональных отношений.
Думается, эти идеи кроются во внутренней «коллективистичности» культуры России, которая находит отражение в характерном для русской религиозной философской мысли развитии идеи соборности. Соборность -общность людей, объединенных одной верой, с гарантией сохранения духовной целостности личности («единство во множестве»). В такой общности первичной является этическая установка «Я для Другого» (29).
Идея бытия для Другого является ядром этического учения С.Л.Рубинштейна, изложенного в работе «Человек и мир» - высшим уровнем человечности признается утверждение ценности Другого (247). Хотелось бы привести и; представления об условиях «роста личности», развиваемые Б.С.Братусем: «Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлым и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» (54, с.76). Приведенная выдержка из статьи Б.С.Братуся хорошо иллюстрирует тенденцию центрации на другом: понимание (другого), самоотдача и любовь (к ближнему) - неразделимы, сочетаются с собственной ответственностью за происходящее и за окружение, и в целом определяют гармоничность развития отношений.
В основу смыслового подхода легли идеи А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева. Смысловым подходом к психологии личности анализируется структура смысловой сферы, актуальное функционирование смысловых структур и систем (167). Отмечая повышение интереса к динамике личности, Д.А.Леонтьев считает этот подход наиболее адекватным для решения задачи построения концепции «изменяющейся личности в изменяющемся мире», «поскольку изменчивость,, динамичность заложены в саму природу смысловых структур и систем, в отличие от личностных черт или диспозиций» (167, с. 14).
Смысловая сфера личности выступает как динамическая система смысловых структур, существующих в осознаваемой и неосознаваемой форме. Среди них выделяются ведущие, «ядерные» смысловые структуры (обобщённые смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности) и частные, периферические. Именно общие смысловые образования определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям, к самому себе, на необходимость рассмотрения которых указывал в своё время В.Н.Мясищев (197).
Смысловая сфера признается интегрирующим началом личности, определяющим ее самотождественность и внутриличностную динамику (19; 21; 53; 171). Анализ презентации смыслов и ценностей субъекта в межличностном взаимодействии представлен на настоящий момент достаточно скромным количеством работ. Однако их роль в детерминации характера общения признается ведущей (28; 51; 59; 121; 171; 204; 217; 251).
Представления о смысловой реальности и ценностно-смысловых структурах как производных этой реальности наиболее детально разрабатывается в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева, его учеников и последователей (171). А.НЛеонтьев выделяет шесть видов репрезентации смысловых образований в структуре личности: личностная ценность, смысловой конструкт,, смысловая диспозиция, мотив, смысловая установка и личностный смысл (171). При этом первые три вида смысловых структур обладают трансситуативным, «наддеятельностным» характером, последние - функционируют в пределах конкретной, отдельно взятой деятельности.
Обобщая множественные определения смысла, существующие в различных психологических подходах, Д.А.Леонтьев приходит к выводу, что «...за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» (171, с. 105). На осознаваемом уровне одним из механизмов, сигнализирующих о наличии смысла, являются переживания субъекта. Они не столько содержательно отображают смысл, сколько привлекают к нему внимание, ставя задачу на его содержательное раскрытие (171). Сами смыслы порождаются реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью. Таким образом, смысл выступает как элемент системы отношений человека с миром (171).
Эмпатия как эмоционально-когнитивный процесс познания партнера в общении
Существует более пятидесяти определений эмпатии отечественных и зарубежных ученых. Анализ психологической литературы показывает, что наблюдается нечеткость общего подхода к определению содержания понятия «эмпатия». Для иллюстрации сказанного приведем два определения эмпатии, в которых даны два принципиально разных понимания эмпатии.
Одно взято из «Психологического словаря» под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.: «Эмпатия - (сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей; ...это в основном пассивно-созерцательное отношение к переживаниям другого, сопереживание или сочувствие без активного вмешательства с целью оказания действенной помощи» (233, с.413).
Другое приводится по «Краткому психологическому словарю» под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского: «Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживаний ...в системе межличностных отношений, характерных для развитого коллектива, формируется активное вмешательство субъекта эмпатии в сложившуюся ситуацию» (222,с.410).
Исследователи толкуют эмпатию как. устойчивое свойство личности, как способность человека понимать мир переживаний другого, как способность понять эмоциональное состояние и психику этого человека (240; 241; 314; 316; 340), как акт вчувствования, т.е. способность поставить себя на месте другого человека (173; 183; 286; 294), как процесс, прогнозирование поступков другого (129; 192; 215; 327; 332), эмоциональное состояние, возникающее у индивида при виде переживания другого человека, состояние соучастия в его эмоциональной жизни (80; 85; 210). Л.А.Сивицкая выделяет интеллектуальный вид; эмпатии, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание, а также эмоциональный вид, когда речь идёт о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами. Чтобы создать хороший контакт, необходимо присутствие обоих типов эмпатии, и чтобы они были в равной степени сильными (258).
Иногда исследователи говорят об отдельных видах эмпатии, например, у В.Н.Козина - «рефлексивная эмпатия» (141), у К.В.Вербовой - отдельно когнитивная и эмоциональная (69, с.29-31).
Авторы монографии «Социальная психология коллектива» выделяют поведенческую эмпатию, разделяют «тёплую» эмпатию (вчувствование) — эмоциональная эмпатия, «холодную» (понимание) — когнитивная эмпатия и действенную (принятие роли) (221).
Э.Клифорд и Т.Липпс выделяютэмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным аффективным . реакциям другого человека в конкретных ситуациях; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия, анализ и т.п.); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого (129; 192; 193). В качестве особых: форм эмпатии они выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого (234).
Н.В.Козина отмечает, что современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трёх видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнении и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции (141).
А.В.Петровский и М.ГЛрошевский также различают три вида эмпатии: эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции, подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.); предикативную эмпатию, проявляющуюся в качестве способности человека предсказывать аффективные реакции человека в конкретных ситуациях (222).
Наиболее распространенными и разработанными являются подходы, рассматривающие эмпатию в двух видах: когнитивная и эмоциональная. Надо отметить, что библиография по данному вопросу превышает сотни названий (80). Разнобой трактовок эмпатии как когнитивного и эмоционального явлений в значительной степени вызван тем, что изучаемый феномен связан как с теми, так и с другими сторонами познания. Кроме того, взаимоотношение этих процессов в познании в психологии еще разработано недостаточно четко ни теоретически, ни экспериментально.
Психологические особенности развития эмпатического общения психолога с клиентом
Многими исследователями подчеркивается важность способности представителей коммуникативных профессий (психолог, педагог, врач и т.д.) воспринимать эмоциональное состояние партнера по общению, сопереживать ему (О.В.Дашкевич, 1975; Ковалев В.В., 1979; С.В.Кондратьева, 1980; Бажин Е.Ф., 1980; Бодалев А.А., 1983; Р.Б.Карамуратова, 1985; С.Б.Борисен-ко, 1988; Г.Ф.Михальченко, 1989; P.O.Агавелян, 1990; И.М.Юсупов, 1996; О.И.Цветкова, 1997; Л.А.Сивицкая, 1998 и другие).
В исследованиях, выполненных под руководством А.А.Бодалева, было изучено влияние профессиональной установки на формирование образа партнера. Выявлено, что при длительном занятии той или иной деятельностью тенденция отражать людей с определенной точки зрения может стать устойчивой. Наиболее ярко это проявляется у представителей коммуникативных профессий. А.А.Бодалев считал эмпатию основой оптимизации межличностного общения (35; 36).
Р.О.Агавелян рассматривает эмпатию как фактор профессиональной готовности специалиста к психолого-педагогической деятельности. Р.О.Агавелян считает эмпатию одним из необходимых условий профессионального самоопределения личности (9).
По мнению И.М.Юсупова, эмпатия в структуре профессиональных и личностных качеств специалиста занимает одно из узловых мест и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия (317). И.М.Юсу-пов считает, что эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Автор отмечает, что проявление эмпатии в общении - это общая установка на понимание не столько формальной стороны сказанного, сколько вчувствование в скрытый смысл его, в состояние партнера, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами (314; 316).
В качестве одной из наиболее важных способностей психолога, с точки зрения О.И.Цветковой, является эмпатия, которая может выступать в роли своеобразного фактора надежности профессионализма психолога, формирующая качественный потенциал его личности, непосредственно используемый в реальном практическом взаимодействии с клиентами. При этом она полагает, что анализ процесса эмпатического реагирования позволит обратить внимание на развитие «взаимоотношений» психолога с профессией, характер которых соответственно определяется уровнем его профессиональных требований и способностей (300).
Эмпатическое общение играет огромную роль на всех этапах становления психолога как профессионала. В результате нашего исследования было выяснено, что 80,4 % психологов уверены, что эмпатическое общение является обязательным для развития личности психолога и, следовательно, имеет решающее значение для успешного протекания профессиональной деятельности в будущем. Говоря о развитии личности будущих специалистов, мы не должны забывать, что они в процессе самооценки должны уметь правильно оценивать себя как членов общества. Без этого очень сложно регулировать процессы отношений с людьми. Кроме того, восприятие людей в типичных, стандартизированных социальных ситуациях, запоминание этих ситуаций, где четко обозначено как поведение объекта восприятия, так и линия собственного поведения при решении задачи отношения к клиенту в данной проблемной ситуации, коррекция собственного поведения в сложных профессиональных ситуациях способствуют освоению профессии.
Эмпатическое общение; является функциональной, процессуальной стороной профессиональной деятельности психолога. В межличностных отношениях психолога с клиентом эмпатия выступает условием развивающего взаимодействия, способом установления доверительного контакта, при котором эмпатийное отношение психолога ориентировано на перспективу обогащения и развития чувственно-нравственного потенциала клиента. В профессиональной деятельности психолога эмпатическое общение определяет перспективу развития взаимоотношений с клиентом в разрешении проблемных ситуаций. Специфика эмпатического общения психолога с клиентом заключается также и в том, что оно является способом понимания клиента, направленным на анализ его личности с целью формирования поведения.
Из рисунка 1 видно, что способность к сопереживанию и сочувствию является тем фоном, на котором протекает эмпатическое общение психолога с клиентом. Эмпатическое общение в деятельности психолога является необходимым условием реальной профессиональной практики, где акт межличностного взаимодействия и эмоционального приобщения к переживаниям другого представляет эмоционально-познавательный процесс.
Личностные и ситуационные особенности развития эмпатического общения
Эмпатическое общение изменяется в зависимости от психологических особенностей психолога (164, с. 195). Личностные особенности задают предметное содержание эмпатического общения, определяют общие тенденции его осуществления. В группе факторов личностных особенностей психолога и клиента необходимо выделить особенности познавательных процессов, эмоциональный опыт, самооценку, эмпатийный потенциал, социальный интеллект, социальную сензитивность, гибкость в общении, коммуникативные способности, уровень коммуникативной компетентности, направленность и установка личности, способность к социальной адаптации.
Содержательная сторона эмпатического общения раскрывается более полно, если рассматривать отраженное эмоциональное отношение психолога к клиенту, опосредованное познавательными процессами. В процессе эмпатического общения участвуют такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, воображение.
В контексте данной работы нас интересует, каким образом осуществляется процесс восприятия другой личности. Большое внимание этому вопросу уделили в своей теории P.Warr и С.Кпаррег. Согласно их взглядам, процесс восприятия личности как процесс формирования суждения о другом человеке включает три различных компонента: атрибутивный, экспектаци-онный и аффективный.
Атрибутивный компонент предполагает формирование у психолога впечатления о клиенте и рассматривается как процесс приписывания ему определенных характеристик. Общая природа атрибутивного компонента заключается в «классификации» или «категоризации», «сравнении» информации на «входе». Здесь возможны два типа суждений: - эпизодические, относящиеся к эпизодам, ситуациям, поведения клиента, временных проявлений его личности, они основаны на простой суммации информации на «входе»; - суждения, относящиеся к постоянным характеристикам личности, независимым от повседневных эпизодов, они основаны обобщением информации на «входе».
Воспринимая другого человека, индивид реагирует на него определенным эмоциональным образом. Этот эмоциональный компонент проявляется в форме антипатий, привлекательности, интереса, симпатии. Специфика эмпа-тического общения психолога с клиентом заключается в том, что не зависимо от субъективного эмоционального отношения психолога к клиенту, специалист для эффективного достижения профессиональных целей должен проявлять высокий уровень проникновения во внутренний мир клиента. Аффективный компонент восприятия психологом личности клиента не только детерминирует «выход», но и во многом обуславливает процесс отбора информации, которая поступает на «вход».
Не ставя своей задачей описание схемы процесса восприятия личности, которую предлагают P.Warr и С.Кпаррег, остановимся лишь на основных понятиях этой схемы, которыми оперируют авторы. Одним из наиболее важных понятий данной схемы является понятие «селектор входа», которое отражает способность индивида воспринимать личность другого не во всей массе возможной информации о нем, а избирательно. На «селектор входа» действуют три группы факторов. Первая группа связана с особенностями существующей информации о личности психолога. Вторая группа факторов, называемая контекстом информации относится к социальному, физическому и поведенческому контексту, в котором осуществляется восприятие клиента. Третья группа факторов, именуемая «запас информации о личности» связана с информацией о личности клиента, которая хранится в памяти и которая является основой суждений об этой личности.
С другой, «внутренней» стороны на «селектор входа» действуют собственные характеристики психолога, которые подразделяются на стабильные характеристики (возраст, пол, когнитивный стиль, принадлежность к определенному социальному классу и т.д.) и подвижные характеристики (установки, цели, намерения, мотивы и т.д.).
И «селектор входа», и собственные характеристики личности оказывают воздействие на основную инстанцию восприятия личности - «центральный процесс». На этом уровне перцептивной схемы совершается процесс принятия решения в отборе поступавшей информации о личности клиента. Заключительный этап, обсуждаемой перцептивной схемы «выход», т.е. суждения о воспринимаемой личности.
В эмпатическом общении велика роль воображения. Подвижность воображения влияет на интенсивность эмпатии, облегчает идентификацию с объектом эмпатии (346). Для того чтобы понять переживания человека надо не только уметь правильно воспринимать состояние другого, но и силой воображения поставить себя на его место (283).
В экспериментальной работе Л.П.Калининского выяснено, что эмпатия коррелирует с воссоздающим воображением, интровертированной установкой (субъективным характером восприятия образа) (127). Воображение облегчает процесс терапии, способствуя установлению эмоционального контакта психолога с клиентом, проникновению в его переживания. Маркус показывает, что основные факторы, определяющие эмпатию, - это эмоциональность и воображение (339).