Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Иванов Сергей Петрович

Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта
<
Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванов Сергей Петрович. Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2002 469 c. РГБ ОД, 71:02-19/51-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Человек как субъект деятельности и творчества в системе отношений взаимодействия социального мира 23

1.1. Деятельность и культура в творческом личностном становлении субъекта 23

1.2. О взаимосвязи и основаниях дифференциации психологических подходов к проблеме субъектной природы человека 32

1.3. Теоретико-методологические решения в определениях и в типологическом анализе личности в психологии 56

1.4. Субъект деятельности как развивающееся целое социальное образование в системе отношений «мир - человек» 82

1.5. Личность как носитель субъективного отношения 105

Глава 2. Внутренний мир человека как пространство его мироотношения и художественного действия 120

2.1. Переживания личности: о психологическом содержании внутренней активности субъекта художественного действия 120

2.2. Переживание и самочувствие в системе и процессе развития субъективно-личностных отношений человека 143

2.3. Миропонимание и мироотношение как структуры субъективного мира 164

2.4. Отношения и мир человека: деятельность как условие единства и развития внешнего и внутреннего 177

2.5. Взаимодействие как явление и принцип в системе структурно-содержательного и абстрактно-аналитического определения психологических особенностей художественного действия субъекта 203

Глава 3. Психологическая роль художественного действия в личностном становлении субъекта 243

3.1. Социально - психологическое понимание художественной деятельности и художественного действия 243

3.2. Художественное действие и художественная деятельность в социальном развитии субъекта 295

3.3. Художественное действие в системе психологических условий социализации - индивидуализации личности как субъекта 320

Заключение 359

Библиографический список использованной литературы 369

Приложения 405

Введение к работе

Актуальность исследования. Характер современного общественного развития придает особую остроту самоопределению субъекта деятельности, активно изменяющему мир и свое "я" в мире, выявляющему в этой многогранной работе смысл культурного самоосуществления в пространстве-времени жизни. Духовно-творческая направленность социальной позиции человека вполне закономерно становится ведущей характеристикой общественного развития в период перехода субъекта-Социума к новому состоянию, а духовно-творческая самореализация человека в многоплановой системе социальных отношений приобретает значение существенного для его социализации фактора.

Социализация есть путь индивидуального присвоения активно действующим субъектом всеобщего, ведущий к становлению субъектного потенциала системы "человек — мир". В личностно-общественном становлении субъект как целое, не только вовлекается в общий культурный контекст развития человеческой деятельности, но и активно творит духовное пространство своего бытия. Духовное открытие и осмысление рефлектирующим человеком предметности целостного мира "для себя", в том числе данной ему и в чувственно-предметном "срезе" жизненного опыта, - одно из условий его самоопределения и поэтому изучение духовно-творческих видов деятельности образует одну из кардинальных линий познания личности как субъекта. В связи с этим определение психологической роли художественной деятельности в социальном становлении активно действующего субъекта, является высоко актуальной задачей психологической науки. Интерес психологической науки к личностному становлению субъекта в форме художественной практики (деятельности), концентрирующей духовное содержание жизненного пространства-времени, определяется также и тем, что длительное время эта научная проблема остается во многих своих аспектах открытой для дискуссии и методологического диалога.

Вышесказанное позволяет отметить актуальность теоретической и практической разработки научного исследования художественного действия как единицы анализа в определении особенностей социализации субъекта действия в социокультурном пространстве.

5 Состояние разработанности проблемы исследования. В исследованиях новейшего

времени поставлена задача объективного изучения творческого потенциала личности

как субъекта (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.А.Деркач,

Л.Я.Дорфман, И.В.Дубровина, О.М.Дъяченко, Е.А.Климов, А.М.Матюшкин,

ААМелик-Пашаев, Л.М.Митина, В.Г.Михайловский, Н.Д.Никандров, В.И.Панов,

А.И.Подольский, А.А.Реан, В.В.Рубцов, С.Ю.Степанов, Е.Л.Яковлева и др.).

Исследование личностного становления творчески действующего субъекта приобретает особую значимость в свете новых теоретических решений проблемы человека (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, Д.И.Фельдштейн), вычленяющих в процессе саморазвития субъектной стороны деятельности взаимодействие личностного и творческого планов как один из наиболее существенных аспектов анализа процесса социализации. В познании психологических закономерностей духовно-творческого развития личности, с одной стороны, это определяет необходимость в дифференциации личностной и творческой компонент в едином процессе социального становления активно действующего субъекта, с другой — актуализирует задачу поиска и определения существа некоторого интегрального момента в деятельностном и личностном проявлении его творческой потенции, который, видимо, выступает связующим звеном в развертывании человеческой деятельности и носителем которого реально выступает тот же субъект, раскрывающий и объективирующий духовно-творческий потенциал в процессе личностного роста на всех этапах деятельностного освоения субъектности.

Духовное развитие субъекта может рассматриваться как "индикатор" конкретного типа субъектно-социальной позиции, имеющей различный объем и степень "завершенности" и на разных этапах историко-культурного движения социального, и на разных периодах, фазах онтогенеза. Именно в этой связи важно понять психологическую роль духовно-творческой деятельности в целостном процессе социализации-индивидуализации человека-субъекта жизни, сознательной личности. Решение этой теоретической задачи настоятельно требует определения тех психологических механизмов, чье действие обеспечивает на всех уровнях проявления социальной сущности субъекта (носителя "второй природы") непрерывность и

взаимосвязь духовно-творческого производства и воспроизводства предметного содержания отношений взаимодействия "человек - мир" в социокультурном мире-пространстве, жизненность которого имманентно "замкнута" на самую возможность трансляции для поколений общекультурного смысла социального, выразителем которого является человек-деятель.

В сопряженных линиях анализа теоретико-методологических решений проблемы человека (КААбульханова-Славская, Б.ГАнаньев, АВ.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский, М.ПЯрошевский) и философско-психологических подходов к проблеме художественного творчества (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.П.Иванов, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, М.КМамардашвили и многие) обосновывающих положения о самодвижении человеческой деятельности, о сущностно-содержательных характеристиках субъекта действия, о художественной деятельности и познании как о специфических способах освоения человеком субъектного содержания культуры в итоге очерчивается проблематика художественного действия. Как оказалось, в исследовании психологических условий и механизмов социализации субъекта-индивида, где духовно-творческое развитие образует одну из центральных линий его личностного становления, психосоциальный вклад художественного действия (именно как духовно-творческого компонента деятельности, ее особой "единицы", действующей в пространстве-времени личностного роста индивида) в единый процесс выполнения субъектное субъектом не исследовался. В этом плане углубленное исследование художественного действия как "жизненного момента" деятельности, постоянно включенного в сложно структурированный процесс социализации субъекта открывает новые возможности для психологического познания единства взаимообусловленных сторон его развития как самодеятельной личности. При этом в исследовании художественного действия и его психологической роли в организации жизненного пространства личностного развития субъекта особую значимость приобретает поиск методологических средств познания структурно-содержательных характеристик и социокультурной нагрузки этого духовно-творческого действия, включенного в процесс личностного развития субъекта в пространстве отношений взаимодействия "человек - мир".

7 Все это определяет актуальность психологического изучения художественного

действия как фактора развертывания духовно-творческого потенциала субъекта

действия и как условия, выполнение которого обеспечивает постоянство действия

духовно-творческой компоненты на всей дистанции личностного роста человека в

жизненном пространстве-времени.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

1) фундаментальные принципы познания, образующие методологическую основу
в изучении социализации-индивидуализации субъекта деятельности — диалектико-
материалистический принцип детерминизма, принцип самодетерминации, принцип
единства сознания и деятельности, принцип развития и историзма, принцип
системного изучения личности и деятельности и др.,

  1. конкретно-научные положения о социокультурной детерминированности развития психических процессов и личности и его обусловленности внутренними противоречиями (Б.Г Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), о возрастном развитии как об общем изменении личности и деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), о динамическом характере и многоплановости взаимоотношений личности с объективным предметным миром (К.ААбульханова-Славская, Б. Г Ананьев, ААБодалев, АНЛеонтьев, В.Н.Мясищев, СЛ.Рубинштейн и др.), а также

  2. теоретические работы, раскрывающие проблемное поле творческого потенциала субъекта в русле гуманистического понимания культурного развития человека (АСАрсеньев, А.ГАсмолов, АА.Бодалев, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, В.ВДавыдов, ААДеркач, И.ВДубровина, А.ИДонцов, И.АЗимняя, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, Е.А.Климов, Н.С.Лейтес, М.К.Мамардашвили, А.М.Матюшкин, Т.Д.Марцинковская, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Н.Д.Никандров, АВ.Петровский, В.А.Петровский, К.Н.Поливанова, Я А.Пономарев, Н.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, Э.В.Сайко, В.И.Слободчиков, Г.АЦукерман, БД.Эльконин, И.СЯкиманская, М.Г.Ярошевский и др.).

Объект исследования: духовно-творческая составляющая деятельности в личностном становлении субъекта, способы субъектной организации и трансляции

8 духовного аспекта социального опыта.

Предмет исследования: художественное действие в структуре человеческой деятельности и в процессе структурирования смысло-жизненного содержания предметных связей в чувственно-практической форме активного отношения личности к социокультурному миру.

Цель исследования: раскрыть психологическую роль художественного действия как определяющего условия становления активности субъекта в формах производства и воспроизводства чувствен но-предметных отношений, обобщающих жизненный опыт духовно-творческого развития человека.

Основная гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что художественное действие представлено в действиях всех видов деятельности как носитель духовно-творческого содержания деятельности и потому выступает решающим моментом психологической детерминации личностного становления и сознательного освоения человеком духовного аспекта субъектности. В этом плане в общей системе человеческой деятельности художественное действие субъекта представляет собой фундаментальный (и в этом смысле, родовой) способ духовного производства и воспроизводства чувственно-предметного содержания опыта человеческой деятельности и реально психологически определяет в этом качестве субъектность культурной организации отношений взаимодействия человека и мира. Отсюда художественное действие выступает в роли единицы конкретного анализа смысло-жизненного аспекта духовно-творческого развития личности на разных этапах онтогенеза.

Частные гипотезы:

1. В духовно-творческой сфере человеческого бытия в наибольшей степени определяется жизненная ценность субъектной активности развивающейся личности, и наоборот, личностный уровень творческого развития субъекта-деятеля определяет духовные характеристики его субъектного бытия. В диалектике их взаимодействия формируется и развертывается потенциал духовно-творческой активности личности. В этом плане художественное действие, являясь творческой компонентой человеческой деятельности, играет преобразующую роль в уровневом развитии индивида, участвуя как постоянно действующий духовно-творческий фактор социализации и

9 индивидуализации в формировании тех психосоциальных новообразований, которые

несут смыслообразующую нагрузку всеобщего и универсального характера.

2. Духовно-практическое производство и культурная организация смысло-
жизненного содержания человеческой деятельности (общественной практики),
выступая в роли определяющего историко-культурного основания личностного
становления активно действующего субъекта социокультурного пространства, наиболее
рельефно раскрываются в формах опыта (субъектного по типу) действия и
взаимодействия. Социальность (как мера социальной зрелости индивида) духовной
формы активного субъектного отношения определяется чувственно-предметной
"плотностью" опыта духовно-творческой деятельности и мерой сопричастности
субъекта ее смысло-жизненному плану. В связи с этим личностный аспект освоения
деятельным субъектом социального содержания и культурной организации
человеческой деятельности в духовной форме активного субъектного отношения в
пространстве духовно-творческой компоненты деятельности должен стать предметом
психологического исследования субъектного выполнения субъекта.

3. Художественная деятельность как вид особого в своих характеристиках духовного
творчества, субъектной интерпретации и одновременно трансляции предметного
содержания культуры в чувственно-практической модальности смысло-жизненного
отношения человека к системе "человек - мир" является необходимым условием
развертывания духовно-творческого потенциала деятельного субъекта, личности в
системе и процессе отношений взаимодействия субъект-субъектного типа. В этом
качестве художественная деятельность сохраняет свое определяющее культурное
значение в социализации-индивидуализации самодеятельной личности на всех уровнях
онтогенеза.

4. Художественное действие как способ деятельностного опосредования
предметного отношения человека в многоярусной и многолинейной структуре
"идеального" (Э.В. Ильенков) органически включено в систему человеческой
деятельности как начальный момент актуализируемой субъектом "для себя"
пространственно-временной связи "человек - мир". Художественное/духовное действие
обеспечивает в структуре "идеального" смысловую эквивалентость реального

10 жизненного содержания интерсубъектной и интрасубъектной сфер сознательного

субъекта в форме чувственно-практического определения жизненности конкретного

социопсихического акта. Поэтому художественное действие можно определить как

общечеловеческий (родовой) способ саморазвития самодеятельного субъекта в

социокультурном пространстве, образующий психосоциальное основание

жизнеприятия.

Задачи исследования:

  1. Осуществить методологический и концептуальный анализ философских, психологических, акмеологических и психолого-педагогических, исторических, культурологических решений проблемы социализации-индивидуализации сознательной личности и взаимосвязанной с ней проблемы становления предметного отношения активно действующего субъекта, обобщающего жизненный опыт в форме духовно-творческой (художественной) деятельности.

  2. Разработать концептуальную модель художественного действия как духовного способа жизнеприятия, исторически определенно включенного субъектом в общую структуру человеческой деятельности и в систему отношений взаимодействия "человек - мир", образующих фундаментальное основание вырабатывания субъектности субъекта.

  3. Определить основные характеристики и меру психологического участия художественного действия как вида внутренней активности субъекта в становлении его сознания и самосознания, в преобразовании субъектного потенциала личности в пространстве-времени человеческой деятельности.

  4. В русле психологических решений проблемы акме-развития деятельностного субъекта и представлений о социальном значении духовной формы производства, освоения и трансляции смысло-значащих содержаний отношений взаимодействия "человек — мир" раскрыть психолого-акмеологический аспект духовно-творческого развития субъекта художественного действия в социокультурном пространстве.

  5. Вычленить и раскрыть те особенные свойства и стороны художественной деятельности, которые приобретают особое значение в процессе социализации-индивидуализации субъекта-индивида и составляют предмет интереса для направленной организации личностного развития растущего человека (ребенка, подростка, юношей

и девушек) в системе отношений педагогического взаимодействия, в пространстве которой взрослый мир, решая задачу сохранения культурного наследия, выстраивает ведущие виды человеческой деятельности (познание, общение, труд, игра, художественное творчество).

Методы исследования. В исследовании использованы теоретические методы: логико-исторический и ретроспективный анализы, формальная логика; структурное моделирование, методы анализа, синтеза и др. Метод структурного моделирования оказался продуктивным в анализе социопсихических и собственно психологических аспектов духовно-творческой активности субъекта - феномена, осмысление которого потребовало обобщения по определенным параметрам.

К использованным эмпирическим методам относятся: социально-психологический мониторинг; наблюдение; стандартизованный самоотчет, включающий анкетирование, интервьюирование, беседу, биографический метод, а также комплексные психодиагностические процедуры с применением личностных опросников, методик классификации, полупроективных методик; методы качественного анализа, которые позволили дифференцировать обрабатываемый материал по типам, видам, вариантам. Наряду с ними применялись метод структурированной беседы и включенное наблюдение за поведением испытуемых, прошедших психодиагностическое обследование и социально-перцептивные, коррекционные тренинговые занятия. С целью получения объективных и надежных заключений по результатам индивидуальных и групповых испытаний и отдельных этапов исследования использовались статистические методы обработки данных с применением автоматизированной программы Statistica 5.71.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1985 - 1989 гг.) велось экспериментальное исследование художественной деятельности (на материале изобразительной деятельности) и отношения к этому виду духовно-творческой деятельности детей, подростков, юношей и девушек, молодых людей.

На втором этапе (1990 - 1995 гг.) наряду с вышеотмеченным осуществлялось теоретико-экспериментальное исследование типологических вариантов духовно-творческого развития личности. Обобщающий анализ комплекса теоретических и

12 эмпирических материалов позволил сформулировать основные положения о духовно-творческой природе художественного действия и его роли в личностном становлении человека.

На третьем этапе (1996 - 2001 гг.) прорабатывались теоретические основы концептуальной модели художественного действия субъекта, изучалась психологическая роль художественного действия в духовно-творческом становлении сознательной личности, отрабатывались методы психологического сопровождения личностного роста субъекта.

Результаты, полученные на данных этапах исследования, отражены в соответствующих публикациях.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением стандартизованных методик, эмпирической проверкой аналитических заключений, репрезентативностью выборок испытуемых, использованием статистических критериев верификации экспериментальных и практических результатов, апробацией наработок в различных ситуациях обучения и консультационной работы, направленной на оптимизацию личностного становления подростков, юношей и девушек, молодых и взрослых людей.

Эмпирическая база исследования. В целом исследованием было охвачено 6612 человек, в том числе 332 ребенка-дошкольника, 851 сельский и 2762 городских школьника, 1568 студентов Смоленского педагогического университета, 129 -Смоленского филиала Московского энергетического института, 309 - Рославльского филиала МПСИ, 348 практических психологов, 88 работников Смоленской областной и городской службы занятости, 12 менеджеров ЗАО "Телепорт", а также 213 учителей средних общеобразовательных школ г.Смоленска, получающих углубленную подготовку в области экологического образования школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что автор вычленяет в качестве действенного средства, психологически определяющего взаимодействие духовно-творческого и личностного уровней в целостном процессе социализации субъекта в социокультурном пространстве такой психосоциальный феномен, как художественное действие. Впервые художественное действие обосновывается как сложно-структурное психосоциальное явление, в котором

13 концентрированно выражается существо действия духовно-творческой компоненты

активности субъекта на всем пространстве человеческой деятельности - открытой и постоянно развивающейся системы, развитие субъектной составляющей которой имманентно включает производство и воспроизводство чувственно-предметного плана деятельности в художественной форме. При этом прослежена специфика формирования духовно-творческой сферы субъекта и по-новому выявлены основные характеристики этого процесса. Показывается, что человеческое производство, воспроизводство, а также трансляция жизненного аспекта субъектного отношения человека к миру опирается на духовно-творческий способ включения потенциала субъекта в систему отношений взаимодействия ''человек — мир". Именно в этом аспекте степень сопричастного эмоционально-чувственного освоения единства аксиологического и жизненного планов культурного содержания данного процесса в форме духовно-творческой деятельности выступает интегральным показателем социализации индивида. Художественное действие впервые обосновано как динамическая пространственно-временная структура духовно-творческих актов, включенных в многоплановый процесс социализации-индивидуализации человека, где объективация-субъективация потенциальной платформы субъектности в форме духовного творчества выступает существенной стороной единой системы его личностного становления. Показывается, что художественное действие активно образует особое пространство творческой самореализации сознательной личности и одновременно выступает генеративным элементом в производстве смысло-жизненного содержания этого пространства. Художественное действие связывает в единое жизненное целое — миропонимание и мироотношение субъекта действия — опорные конструкты человеческой деятельности, взаимодействие эквивалентных (внешних и внутренних, субъектных и иносубъектных) форм которых структурирует область "идеального". В художественном действии как в целожизненном пространстве в наибольшей степени прорабатывается творческая компонента деятельности, определяющая уровневое движение-развитие личности. Отсюда психологическая роль художественного действия раскрыта как то необходимое условие производства (образования) и воссоздания смысло-жизненного плана чувственно-предметного содержания человеческой деятельности, которое определяет

14 творческий характер вырабатывания субъектности субъектом.

Смысл данного положения раскрывается в том, что, генерируя творческость субъекта и постоянно усиливая действие чувственно-предметной компоненты творчества (на всех структурных уровнях деятельности в системе отношений взаимодействия "человек — мир" - особой среде личностного становления субъекта, определяющего духовно-творческим действием жизненность и целостность деятельностного самоопределения в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений), художественное/духовно-творческое действие оказывает наибольшее влияние на состояние субъекта и, следовательно, на его социальную позицию. При этом миропонимание и мироотношение определены как единая смысло-жизненная структура "идеального" и компонент социальной позиции личности как субъекта, выступающий в системе психологических условий деятельностного самоопределения в социокультурном пространстве в роли интенционального и регулятивного фактора, определяющего ценностную направленность активного творческого действия.

Впервые показано, что механизм действенности художественного действия на всем пространстве человеческой деятельности имеет свои пространственно-временные характеристики. Формулируется тезис о том, что механизм диа-синхронической развертки духовно-творческого действия проявляется в ярусной организации духовно-творческой деятельности субъекта, транслирующей в пространстве художественного действия субъекта - "точке" кумуляции общего момента действия творческого потенциала человеческого "я" - человеческую ценность деятельности как смысл производства и творческого выполнения субъектности субъекта в социокультурном пространстве. В свете этой позиции раскрывается принцип временной развертки художественного действия в сознании субъекта, который выявляется феноменологически как "удвоение" самочувствия субъекта и воспринимается им как феномен "ахронного" состояния сознания, устанавливающего в пространстве художественного/ духовно-творческого действия в момент субъективного принятия "для себя" человеком жизненной и психологической ценности образа социального человеческого как предстоящего полагаемого целого, как сопричастно объективированной субъектности бытия.

15 В связи с вышесказанным главный теоретический смысл работы заключается в

определении художественного действия как генетически взаимосвязанного с системой духовно-творческих актов субъекта (воображение, мышление, рефлексия, созерцание, откровение) вида духовно-творческого действия - "единицы" анализа творческого выполнения субъекта в пространстве-времени жизни. В совокупном моменте действия, взаимодействия художественное действие актуализирует глубокое, сопереживающее отношение человека к себе и к миру, на основе которого формируется чувство эмоционально-ценностной общности человека и мира.

С учетом общего влияния художественного действия и актов чувственно-предметного постижения отношений взаимодействия "человек — мир" на характер деятельности сформулировано концептуальное положение о взаимосвязи художественного/духовного развития субъекта с уровневыми характеристиками его личностного становления в системе человеческой деятельности. При этом впервые вьщеляется^психолого-акмеологическое направление исследования художественного действия в творческом выполнении субъектности субъекта. В этом плане показано, что основные характеристики акме-развития активно действующего субъекта, личности определяются во взаимосвязи со структурно-содержательными характеристиками творческого освоения и приращения им потенциальной платформы субъектной стороны человеческой деятельности в пространстве духовно-творческой деятельности, развертывающейся личным творческим действием от индивидуального целого до всеобщего целого на разных уровнях исторически конкретного социального движения. В акмическом движении-развитии личности выделены типологически различные стратегии субъектного полагания и реализации культурно-нормативных целей личностного роста, которые определяются в форме жизнеприятия в момент актуализации чувственно-предметного отношения в пространстве художественного действия.

Введены новые понятия:

"акропетальный тип акмического развития личности", "базипетальный тип акмического развития личности", "ситуация свободного отношения",

обобщающие существо личного выбора стратегии субъектного полагания смысло-жизненных целей развития и их реализации.

Таким образом, в исследовании обоснована особая роль и значимость художественного действия в становлении сознания и самосознания личности, в целом - в развертывании психосоциальных сил субъекта в пространстве-времени социализации, показано, что степень освоения художественнойлггжктики_определяет характер активного отношения субъекта к предметному миру, его чувствительность к оценке рассогласования возможностей и реального состояния субъектности. Все это подчеркивает актуальность направленной организации художественного воспитания человека на этапах онтогенеза, образующих фазу Детства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные положения диссертации нашли отражение в учебных спецкурсах и программах психологического образования и самообразования специалистов в условиях вузовской и поствузовской профессиональной подготовки к гуманистически ориентированной психолого-педагогической деятельности, в том числе и в области эстетического, художественного образования взрослеющих людей, в том числе в системе психологического сопровождения личностного роста детей-воспитанников (детей-сирот, трудных подростков).

Внедрение и апробация результатов исследования.

Теоретико-методологические положения и выводы, полученные на основе научного анализа и опытно-экспериментальной работы докладывались на:

заседаниях лаборатории психического и личностного развития в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОПП АПН СССР (Психологический институт РАО) (1985 — 1998), заседаниях кафедры психологии Смоленского государственного педагогического университета (1993 — 2001), ежегодных научных собраниях Академии педагогических и социальных наук (отделение психологии АПСН) в рамках научных проблем "Человек и среда обитания", "Социокультурное пространство в странах СНГ" (1995-2001),

международных и региональных научных и научно-методических конференциях, в частности, III Международном конгрессе по теории деятельности и социальной

17 практике (Москва, Россия, 1995), Международной конференции "Итоги XX века:

гуманизация образования — проблемы и перспективы" (Витебск, Республика Беларусь,

1998), Международных конференциях "Социально-психологические проблемы

ментальносте" (Смоленск, 1993, 1996, 1998, 2000), Международной конференции

"Культура в эпоху цивилизационного слома (понимание, объяснение,

прогнозирование) (РАН, Научный совет "История мировой культуры", 2001).

Внедрение полученных результатов в практику осуществлялось через разработку научно-методических пособий для педагогических вузов, их публикацию. Материалы исследования применялись в организации психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального роста будущих учителей и работников образования, в подготовке психологов-профконсультантов г. Смоленска и Смоленской области, в совместной работе с педагогами Починковской государственной специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида — абилитационного центра Смоленской области, при чтении специальных курсов для студентов исторического, художественно-графического и естественно-географического факультетов Смоленского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социализация - сложноструктурное явление, в котором раскрывается диалектика культурной организации человеческой деятельности, имманентно несущей в себе творческий компонент активного действия субъекта и сохраняющей активность момента творчества в форме жизненного опыта как потенциал и условие последующего творческого саморазвития. Жизненный опыт в развитии человека - феномен субъектного существования исторически конкретного субъекта действия, отражающий его самочувствие и одновременно структурно-социальные и уровнево-содержательные характеристики человеческой деятельности, в развитии которой преобразуется духовно-творческое состояние субъектной стороны. В этом плане личностное становление субъекта художественной деятельности, личности ярко демонстрирует основной парадокс социализации, суть которого раскрывается во взаимообусловленности и дополнительности творческой природы человеческой деятельности — системы открытого типа и средства развития социального качества человека — и формальной

18 природы человеческого опыта. В системе и процессе их взаимодействия в пространстве-времени жизни субъекта путем свертывания и кумуляции способов действий, образования устойчивых структур "идеального" (Э.В.Ильенков), форм, аккумулирующих развитие культуры, с одной стороны, постоянно осуществляется структурирование деятельности (практики), и в то же время, с другой стороны, насыщается творческая компонента художественного/духовного действия.

  1. В многоплановом пространстве самореализации активно действующего субъекта художественная сфера выступает в роли концентратора социального содержания деятельности (традиций, представлений, нормативных действий, установок и т.д.). Освоение их человеческой ценности в форме опыта художественного действия, во-первых, выступает важной стороной целостного процесса субъектного становления в системе отношений взаимодействия "человек — мир", во-вторых, теснейшим образом связано с актуализацией духовно-творческой компоненты деятельности субъекта, вне действенного влияния которой на разных уровнях деятельности предметность любого аспекта взаимодействия человека и мира в полном объеме его подлинно человеческой природы не может быть раскрыта субъектом действия "для себя" и воспринята им как жизненный факт. Данное понимание психосоциальной роли жизнеприятия субъекта не отвергает теоретического определения человеческой деятельности как субстрата развития социального качества индивида, но, напротив, расширяет и обогащает осмысление этой фундаментальной функции предметно-практической деятельности, выявляет важный аспект взаимообусловленности системы деятельности и духовного опыта субъекта действия, акцентирует их взаимодействие как принципиальное условие непрерывности и "творческости" человеческого развития.

  2. Художественная деятельность как исторически выработанный вид человеческой деятельности генетически взаимосвязана с постоянно действующей в жизненном пространстве-времен и развития человека творческой компонентой активности субъекта, сознательной личности. С одной стороны, это определяет особую интенсивность действенного проявления творческой компоненты активного действия субъекта в художественном пространстве деятельности, с другой, выявляет глубокую социогенетическую связь и взаимную обусловленность всех видов человеческой

19 деятельности и всех видов действия человека в едином процессе диа-синхронического

развертывания творческого потенциала субъекта на всем пространстве деятельности. В

то же время творческая активность субъекта, личности, выполняющаяся в постоянном

циклическом процессе самопроизводства, в том числе и в форме художественной

деятельности (искусства), в наибольшей степени развертывается, демонстрируя свою

природу (универсальность, свободу действия в пространстве взаимодействия

"внешнее"-"внутреннее") в художественном действии — начальном моменте

актуализируемой субъектом "для себя" пространственно-временной связи "человек

— мир", образующем актуальный "жизненный срез" движения-развития сознательно

действующего субъекта в пространственно-временном континууме его самореализации.

Отсюда художественная деятельность, обеспечивая наибольшую степень свободного

определения смысла субъектной активности как всеобщего универсального способа

личностной самореализации, выступает фундаментальным способом и условием

духовно-творческого развития активно действующего субъекта в многоярусной системе

социализации-индивидуализации. В этом качестве художественная деятельность

сохраняет свое определяющее значение в трансляции культурного содержания

человеческого опыта для субъекта (индивидуального лица, поколения, общества) и

потому, выполняя эту функцию на всех этапах онтогенеза, играет существенную роль

в личностном становлении человека, детерминируя направленность его социальной

позиции.

4. Действуя в пространственной структуре человеческой деятельности,

художественное действие проявляет себя как культурный фактор социализации,

действием которого на разных уровнях пространства личностного становления субъекта

"снимается" исходное противоречие творческого компонента деятельности и опыта.

Это достигается тем, что, во-первых, в целостном процессе чувственно-предметного

обобщения единого жизненного содержания деятельности и опыта художественное

действие инициирует воображение, мышление, рефлексию, образует в их

взаимодействии особый "сплав" внутренней активности, создавая общее пространство

для действия этой активности как совокупного психического акта, обусловливающего

наиболее глубокую проработку творческого компонента человеческой деятельности и

20 потому образующего мощное интегральное психосоциальное основание для

активного освоения субъектом чувственно-предметного единства внешнего и внутреннего планов субъективности, ведущего к становлению жизнеприятия. И, во-вторых, это определяется тем, что в художественном действии-пространстве распределенным образом постоянно выполняется система духовно-творческих актов - созерцание, активное сопричастное отношение, сопереживание, переживание, откровение. Их общим психосоциальным свойством выступает жизненность при психологической интерпретации последней как кульминационного момента личного постижения субъектом посредством духовных актов - социопсихических личностных действий человека - субъектного содержания субъект-субъектного (субъект/иносубъектного) взаимодействия человека и мира.

Во взаимодействии вышеприведенных процессов художественное действие обеспечивает необходимую глубину чувственно-предметного постижения субъектом деятельности человеческого содержания системы отношений взаимодействия "человек — мир", где диалектика деятельности и опыта с наибольшей силой выявляется (и преодолевается) жизнеприятием сопричастного активного отношения субъекта — социокультурной связи человека и мира субъект-субъектного типа, определяющей личностное самоопределение субъекта в жизненном пространстве-времени его социального развития.

В этом качестве художественное действие как вид внутренней активности является решающим моментом психологической детерминации личностного становления и сознательного освоения человеком, личностью духовногоаспекта субъектности и потому в целом определяет системную интеграцию психического и личностного уровней в духовно-творческом освоении жизненного пространства-времени развития субъекта. В данном отношении можно считать обоснованным положение о том, что в художественной деятельности содержится значительный потенциал психосоциальных новообразований, ход установления которых в значительной степени определяет основные характеристики социализации — индивидуализации развивающейся личности.

21 5. Духовно-творческое развитие человека - процесс целеполагаемого

деятельностного выполнения субъекта-личности, органически включенный в структуру

социального движения. Чувственно-предметное основание жизненной значимости

данного типа субъектного существования в развитии человека составляет опыт —

сплав действительных форм активного сознательного отношения субъекта, чье

человеческое содержание создается в духовном/художественном действии, в

пространстве которого устанавливается психологическая эквивалентность иконических,

ментальных, семиотических, символических, эмоциональных образований,

структурирующих сознание человека.

В этом аспекте художественное/духовное действие выступает как фундаментальный способ организации сознания, позволяющий субъекту активировать миропонимание и мироотношение, связывая их элементы в психологически выразительные структуры, взаимодействие которых в интрапсихическом плане детерминирует направленность целеполагания и личный выбор субъектом действия интерпретации содержания жизненного опыта. Цель культурной организации субъектом художественного действия миропонимания и мироотношения как структуры "идеального" определяется потребностью в осмыслении самого факта человеческой ценности бытия, в котором представлено историко-конкретное состояние социального, данное субъекту как образ (культурная форма субъектности).

6. В художественном творчестве наиболее концентрированно выражена направленность миропонимания и мироотношения - критерий духовного развития субъекта в системе человеческой деятельности, определяющий его готовность к культуросообразной самореализации. В направленности миропонимания и мироотношения, психологически включаемых в пространстве художественного действия как образ субъектности действия субъекта в системе отношений взаимодействия "человек — мир" актами объективации-субъективации в единую структуру "идеального", выявляются тип социальной позиции личности, а также содержательные характеристики акме-развития человека, определяющие типологические варианты акмического движения-развития личности (акропетальный, базипетальный). Тип акмического движения-развития выражает существо жизнеприятия

22 сознательной личностью свободного активного отношения к предметному миру как

фундаментальному основанию духовного творчества и жизнетворчества. В этом смысле

пространство художественного действия субъекта есть жизненное средоточие

предметности мира, "ушедшего в человека", и само это действие есть способ

чувственно-предметного определения личностью субъектности своего существования.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определяется как целью исследования и спецификой ее предмета, логикой теоретико-экспериментального изучения проблемы художественного действия в контексте методологических принципов отечественной психологии и общетеоретических положений о природе активности субъекта и о структурно-содержательных характеристиках социализации-индивидуализации субъекта деятельности, так и необходимостью наиболее развернутого систематического описания результатов психологического изучения художественного действия, играющего особую роль в становлении идеальнььх структур сознания в пространстве-времени личностного становления субъекта действия.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 548 наименований, и приложений. В тексте диссертации 12 рисунков, 4 таблицы.

Всего по теме диссертации опубликовано 38 работ общим объемом 52,9 п.л.

Деятельность и культура в творческом личностном становлении субъекта

Общественное развитие есть история познания человеком оснований своего бытия, обладающего особым человеческим измерением - культурой. Изначальная связь взаимопроникающих сфер феномена человека образует дихотомию "природное -внеприродное", и это соотношение является предметом анализа многих теоретических работ, в которых гносеологическое определение человека-деятеля развертывается исследователями по-разному. В наиболее фундаментальных работах, имеющих различия в определении субъектности развивающегося субъекта, неизменно подчеркивается творческий характер человеческой деятельности. Культурное содержание деятельности имеет многоплановый характер и постоянно усложняется в общем пространстве взаимодействия человека и мира (см.: АВ.Брушлинский, 1995, АНЛеонтьев, 1977, С. Л .Рубинштейн, 1957). Показательно, что в научных исследованиях проблемы человека часто проводится мысль о том, что объективное изучение человеческой деятельности, связывающей сознательно действующего человека и предметный мир в целостную систему "человек - мир", не может рассматриваться вне вопроса о культуре (АНАверьянов, Б.ГАнаньев, А.ГАсмолов, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.П.Иванов, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, М.Коул, Дж.Кэмпбл, В.А.Лекторский, АНЛеонтьев, В.М.Розин, Д.Б.Эльконин, М.Г.Ярошевский и многие другие). В аспекте взаимного обусловливания внешнего и внутреннего планов развертывающейся в едином пространстве культурного осуществления субъектности субъекта (индивидуального лица, группы, общества в целом) человеческая деятельность выступает в роли структуры, несущей эту особую функциональную нагрузку. Человеческая деятельность как особенный процесс непрерывного производства и воспроизводства социального качества и одновременно транслятор предметности действия субъекта, демонстрирует только ей свойственные пространственные и пространственно-временные характеристики, выявляя их специфику в своей структуре (А.НЛеонтьев) как связующее звено сторон системы "человек — мир". В своем ярусном функционировании деятельность реально выполняет роль универсального действенного элемента системы отношений взаимодействия "человек - мир". Многокачественное проявление универсальности деятельности (Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн) дает возможность определить ее как феномен, в организации которого ярко проявляется творческое начало.

Традиционно творчество определяется как "процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности", особая "способность человека из доставляемого действительного материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям" (Философский словарь, 1986, с. 474). В то же время конкретно-научные интерпретации субъектных характеристик творчества чрезвычайно многоплановы и простираются довольно широко. Здесь важно выделить два наиболее полярных взгляда. В первом случае субъект творческой деятельности выступает в роли "инструмента", транслирующего замыслы некоторой высшей субстанции (позиция, берущая начало от воззрений Платона). Во втором, когда творчество признается субъектной характеристикой, понимание меры его личной активности дифференцируется. Творчество осмысливается и как проявление "интуитивного" начала в человеке (Бергсон), и как имманентное действие "бессознательного", "неосознаваемого" (в их психоаналитической трактовке, заложенной трудами З.Фрейда, К.Г.Юнга), и как действительное выражение в деятельности творческого потенциала сознательной личности. Последняя позиция выражает материалистический взгляд на творческий характер деятельности и ее носителя (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, Л.Я.Дорфман, В.П.Зинченко, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарев, С.Д.Смирнов, О.К.Тихомиров и многие другие).

Разноплановое творчество вбирает в себя экзистенциальные, функциональные, личностные, деятельностью "моменты" самореализации субъекта, и в этом смысле творческая деятельность - весьма специфичная пространственная среда, организуемая субъектом (личностью) в процессе культурного самоосуществления. Отсюда особое значение приобретает понимание общности человеческой деятельности и культуры в выполняемой ими функциональной роли в едином процессе социального становления творчески действующего человека как личности. Специфика общности деятельности и культуры выявляется, с одной стороны, в их способности выступать в роли целокупного пространства субъектного становления субъекта, в котором он как самодеятельная личность определяет "для себя" потребность быть общественным индивидом и реализует на основе этого определения свои человеческие силы. С другой стороны, их общность раскрывается в способности сохранять в опыте творческой самореализации субъекта (личности) свое своеобразие, определенную автономность. В своей совокупности деятельность и культура являются совершенно конкретным выражением длительного ряда преобразований социальных способов функционирования человека в мире. Последние обобщаются в научных исследованиях в понятиях "практика", "предметно-практические силы", "духовное и практическое производство" при экспликации такого важного момента, смысл которого заключен в понятии "опыт". Развитие любой способности человека невозможно вне поля опыта, аккумулирующего те человеческие достижения (новообразования), которые вырабатываются всем ходом социогенеза.

взаимосвязи и основаниях дифференциации психологических подходов к проблеме субъектной природы человека

Для психологического изучения художественной деятельности понимание личностного развития субъекта как сложно структурированного процесса, сопряженного с его творческим самоосуществлением, включающим производство и воспроизводство многокачественного социального потенциала в системе человеческой деятельности образует интегральное основание. Психологическое изучение творческих видов деятельности позволяет глубже понять проявление всеобщего и особенного в личности. выявить действие разноплановых механизмов, обеспечивающих полноту ее самореализации в социокультурном мире, определить конкретные условия социализации-индивидуализации человеческого индивида на разных ступенях онтогенеза. Новые концептуальные подходы и экспериментальные данные, полученные в исследовании этих видов деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, В.НДружинин, Л.Я.Дорфман, О.М.Дьяченко, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, В.Э.Мильман, В.С.Мухина, В.И.Панов, Ю.А.Полуянов, Я.АПономарев, Л.М.Попов, В.С.Ротенберг, В.В.Рубцов, Е.Е.Сапогова, П.В.Симонов, С.Д.Смирнов и многие другие), ставят новые и все более сложные вопросы о существе субъектного выполнения развивающейся личности.

В этой познавательной ситуации актуализируется задача углубленного психологического изучения взаимосвязи личностного становления активно действующего субъекта и духовно-творческой деятельности в связи с чем как предмет анализа следует выделить особенную сферу объективации сущностных сил человека - художественную.

Отметить данный духовно-творческий аспект рассмотрения диалектики субъектного выполнения субъекта в системе отношений взаимодействия "человек - мир", преобразующее развитие которой естественно сопряжено с развитием и кумуляцией социального потенциала в формах человеческой деятельности, культуры и опыта, важно прежде всего потому, что в гуманитарных науках понимание человека как субъекта деятельности, личности многозначно. Теоретические интерпретации субъектности субъекта, расстановка познавательных акцентов в определении понятия "субъект" все более дифференцируются, что, по замечанию КААбульхановой-Славской (2001,с.36), вызывает "нестыкованность методологического и теоретического уровней рассмотрения субъекта". При том, что данное понятие в наиболее завершенных концептуальных подходах к проблеме человека является центральным и системообразующим, и этот факт позволяет подчеркнуть его универсальность как понятия общенаучного, перед учеными по-прежнему остро стоит задача вычленения собственно психологического содержания понятия "субъект". Вне сомнения, история становления взглядов на субъектные характеристики активно действующего субъекта отражает постоянство вопроса о специфике социального как нового явления в мире, образующего своим совокупным действием принципиально новый его план — "вторую природу" (В.В.Рубцов, 1996, Э.В.Сайко, 2001, С Л.Франк, 1995).

Исследование истории этого вопроса показывает, что многогранность определений многокачественного феномена субъекта деятельности вызвана не только принадлежностью авторов, изучающих различные аспекты проблемы субъектного существования человека, к той или иной научной школе. Пожалуй, наиболее ясное объяснение данное явление получает в глубоком замечании М.К.Мамардашвили об особом феномене "безосновности" человеческого бытия. Смысл его утверждения раскрывается в особенности определения субъектом своей действительности, социальное содержание которой берет начало в творчестве. В этом именно плане можно утверждать, что предметность субъектного существования в пространстве человеческой деятельности изначально опирается на постоянство действия творческого момента в единой системе развития субъекта. Самоопределение, осуществляющееся человеком в познании многокачественного действующего в мире "я", с тем же постоянством требует определения все более сложных новых граней субъектности этого "я", создаваемых в творческой деятельности. В силу этого обстоятельства, суть которого определяется творческой природой социального, история научного познания субъекта в его сущностных чертах есть принципиально бесконечный путь "мыслящего сознания" (Гегель) "к себе", вехи которого отмечают колеблющуюся позицию человека в определении своих субъектных характеристик.

Наиболее последовательно развертываемое в научном познании и в искусстве, рефлексивное движение человека "к самому себе" в пространстве реализаций субъектного потенциала в системе "человек — мир" отражает его потребность в осмыслении самоценности субъектного существования в мире. Зыбкое, колеблющееся положение человека, отыскивающего, прежде всего, своей предметно-практической деятельностью — "субстанцией сознания", по А.НЛеонтьеву - путь и смысл самообоснования, подмечено многими мыслителями. "Всякий раз, - пишет НАБердяев (1999, с. 21-22), -когда человек совершал акт самосознания, он возвышал себя над природным миром. Самосознание человека было уже преодолением натурализма в понимании человека, оно всегда есть самосознание духа.

Переживания личности: о психологическом содержании внутренней активности субъекта художественного действия

В интеграции психологических взглядов на творческое выполнение субъектности в социальном мире интегральную роль приобретает системный анализ содержательных характеристик развития человека. Обращение к уровневому рассмотрению личности как субъекта, с одной стороны, позволяет глубже проанализировать наиболее существенные взаимосвязи психологических сторон данного феномена, с другой стороны, остро ставит перед психологией задачу новые задачи, решение которых требует "сведения" используемых в концептуальных решениях понятий в систему, непротиворечиво раскрывающую жизненные грани самореализации личности (АХ Асмолов, 1994, А.ВЛэрушлинский, 1994, АВЛетровский, 2000, Д.И.Фельдштейн, 1999).

Психологическое познание субъектных характеристик человека, определяющих его деятельность и в то же время развиваемых им в пространстве и процессе чувственно-предметной деятельности (практика), связано со становлением широко используемых, тесно взаимосвязанных понятий: "субъектжизнедеятельности", "субъектжизни , "субъект предметной деятельности", "субъекг познания", "субъекттворчества", "субъект сознания", "субъект самосознания". Их введение в научный оборот отражает логику становления психологических подходов, существенность которых доказана преломляемыми в общественной практике конкретно-научными решениями различных линий процесса творческого самоосуществления человека в социокультурном пространстве (А.К.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, А.М.Матюшкин, Н.Н.Нечаев, А.В.Петровский, Н.Н.Поддъяков, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, П.В.Симонов, В.И.Слободчиков, Е.О.Смирнова, Г.И.Цукерман, В.Д.Шадриков, БДЭльконин).

В сложившейся к настоящему времени научной картине проблемы личности как субъекта, дифференцированы разные позиции в отношении центрального понятия "субъект", смысл которого раскрывается в изучении взаимосвязанных аспектов феномена социальной природы человека — предметной деятельности и субъектного отношения (Б.ГАнанъев, 1977, Г.МАндреева, 1997, Л.ИАнцыферова, 1990, Б.С.Братусь, 1997). В этом плане важно обратить внимание на "умножение" интерпретаций сущностньїх свойств субъекта, специфика социальной природы которого не может быть выведена путем введения все большего числа определений. Понимание этого факта побуждает ученых к поиску общего интегрального образа и потому в психологии сегодня активно прорабатывается вопрос о соотношении разноплановых определений понятия "субъект", осмысливается возможность использования его "мета-характеристик" в построении интегральной ярусной теории личности как субъекта, связующая "вертикаль" которой адекватно отвечала бы возможностям корректной интерпретации психологических текстов различных школ (А.В.Петровский, ВАПетровский, ДАЛеонтьев, В.И.Слободчиков и др.).

В данной работе понятие "субъект" берется в его начальном определении: "субъект (от латан. Subjects — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) — носитель лредметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект" (Философская энциклопедия, 1970, т. 5, с. 134), приобретающем особое понимание в работах АВ.Брушлинского - "Субъект — это человек, люди на высшем для каждого из них уровне активности, целостности, автономности и т.д." (1997, с. 40). В этом, на первый взгляд, контрастном расхождении между приведенными выше определениями понятия "субъект" нет противоречия. Это становится ясным, если высшее (личностное, активное, целостное) существование и выявление самодеятельной личности в ее различных жизненных планах осмыслить как процесс раскрытия в пространстве действия субъектом такой "платформы" социального свойства, какой выступает историко-культурнъш потенциал.

Отмечаемое стремление к построению универсальной психологической мета-теории (А В.Петровский) важно и в том отношении, что данный прием дает возможность вычленить ключевые "узлы" в сетке взаимообусловленных понятий, отображающих определенный гносеологический срез смысло-жизненных характеристик активно действующего субъекта. Одним из таких понятий, играющих важную роль в теоретических обобщениях проблемы личностного становления субъекта деятельности, выступает "отношение". Понятие "субъектное отношение" транслирует очень существенную сторону целокупного процесса творческой самореализации личности в системе и пространстве человеческой деятельности. Теоретическое осмысление субъектного отношения взаимосвязано не столько с формальным выделением субъекта как центрального момента данного типа социальной связи, сколько с сохранением в вырабатываемых схемах понимания самого существа человеческой деятельности, образующей тот сложно структурный "канал" объект-субъектных и субъект-объектных переходов, который необходим для формирования и поддержания чувственно-предметного единства собственно социального содержания "внешнего" и "внутреннего". Содержательный аспект субъектного отношения, выраженный в переживании сознательной личностью мотивации, личного выбора цели, средств и способов организации действий, с одной стороны, воспроизводимых субъектом и принадлежащих только ему, а с другой стороны, данных ему как нормативные требования культуры, выявляется всей совокупной работой рефлексивных актов. Психическое отражение под этим углом зрения — процесс, течение которого развертывается одновременно на многих уровнях субъектной организации, и потому он в своей высшей форме, как сознание, раскрывается в духовно-творческом аспекте лишь во взаимной связи с другими важными проявлениями человека как субъекта (личности). Поэтому насколько справедливо положение о том, что личность характеризуется тем, какие по типу отношения являются для нее определяющими, настолько же важным для понимания сущностных свойств личности как субъекта оказывается другое: социальные свойства личности можно понять в изучении внутреннего мира человека, где выявляется особая роль и значимость переживания (В.Н.Мясищев, 1961, И.М.Сеченов, 1961). Отсюда, в анализе художественного действия субъекта естественно встает задача обращения к вопросу о взаимосвязи этого вида действия, транслирующего духовный аспект организации социального бытия, и переживания, по-своему включающего интимный уровень субъектного выполнения во внутренний мир личности.

Социально - психологическое понимание художественной деятельности и художественного действия

Развитие человеческой деятельности в психологии раскрывается как сложное системное явление. Перспективное развертывание процесса деятельности выступает определяющим фактором в производстве и кумуляции смысло-жизненного содержания духовного мира человека. Именно поэтому фундаментальные теоретические решения проблемы человеческой деятельности в отечественной психологии (А.НЛеонтьев, СЛ.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин) рассматриваются в данной работе как то методологически ценное основание, в рамках которого становление духовного мира личности как активно и творчески действующего субъекта можно выделить как центральную линию в определении психологической роли художественного действия.

Духовно-творческое развитие личности раскрывается в занимаемой ею социальной позиции и выступает в ее структуре как тот объективный результат индивидуально-общественного развития субъекта-индивида в социокультурном пространстве, социальная «емкость» которого непосредственно связана с освоением форм культуры, аккумулировавших потенциал субъектной стороны человеческой деятельности.

Осознание общественной природы человеческого существования, принятие «для себя» различных сторон социального как человеческой ценности, поиск и личное определение своей позиции в постоянно преобразующейся системе «человек — мир», проектирование и выполнение развития в формах активного действия, активного отношения — образуют особые линии социального созревания развивающегося человека. Их генеративный характер в образовании социального как новой, второй природы выявляется в отношениях и процессе многоуровневого взаимодействия «субъект деятельности — социокультурный мир». Социальное является историко-системным динамическим образованием, при этом - определенного уровня (Б.Ф.Поршнев, В.П.Иванов, Э.В.Сайко), в пространстве-времени которого постоянно аккумулируется чувственная предметность деятельности субъекта, человеческая ценность которой заключена в культурных формах и принципах организации практики человека. Под этим углом зрения социальность выступает как качество, не только присваиваемое развивающейся и творчески действующей в социокультурном мире на определенных уровнях субъектного выполнения личностью, но и одновременно производящееся в этой форме ее самореализации. Данный взгляд открывает «двойное» обусловливание социальности творческим по характеру выполнением субъектности субъекта. Эта. позиция основывается также на сформулированном ранее положении о пространственно-временнььх свойствах человеческой деятельности, предметность которой образует духовную архитектонику системы отношений взаимодействия. Отмеченное справедливо и в отношении личностного становления конкретного субъекта-индивида в социокультурном пространстве, и в отношении процесса развития человека в мире.

История активно и творчески действующего субъекта - не только цепь свершившихся событий, но и постоянно длящееся событие, целожизненные характеристики которого определяются всем сложным действием его духовных актов в постоянно осуществляемых пространственно-временных переходах «внешнее — внутреннее». Последнее замечание верно не только в отношении опыта духовной самореализации коллективного субъекта (общества), совокупная деятельность которого пролегает по оси исторического времени, «отмечая» на ней различные в своей емкости периоды социального развития (культурного или цивилизационного типов — ПА.Флоренский, В.П.Зинченко), но и в отношении жизненного самоосуществления индивидуального субъекта, необходимо включающего духовно-творческий аспект этого опыта в целостный процесс его субъектного становления.

Личностное становление человека как субъекта в социокультурном пространстве — биография, насыщенная событиями, предметньш ряд которых структурирован в сознании духовно-творческой деятельностью. Образуемые ею смысло-жизненные структуры несут основную нагрузку процесса самоопределения субъекта в формах действия, взаимодействия.

Такими структурами, связующими постоянно текущий процесс взаимодействия «человек — мир» в относительно устойчивое образование (в этом смысле, оно есть выражение социального как культурной формы и как состояния), как показано выше, выступают мироотношение и миропонимание, удерживающие предметность субъектного действия как образ.

Поэтому-то в осмыслении психологической роли художественного действия в личностном становлении субъекта особую значимость приобретает общепсихологическое определение системы отношений «человек-мир». В теоретических работах новейшего времени она предстает как многоплановая и сложно структурированная, разномодальная в своем социальном содержании пространственно-временная среда, в которой не просто и произвольно течет и развертывается процесс становления личности, взятый как обобщение довольно высокого уровня абстракции, но реализуется вполне определенная - исторически выработанная в форме опыта человеческого развития - программа самоосуществления субъектной стороны человеческой деятельности (АГАсмолов, 1996, ААБодалев, В.Т.Ганжин, 1999, С.К.Бондырева, 1998, Субъект действия, взаимодействия , 2001, З.Н.Галич, Т.ИАлексеева, 1999 и многие). Именно в процессах кумуляции и интеграции человеческого содержания опыта (и в его пределах, вошедших в пространство «идеальное» как разумное), в структурах «идеального», которыми выступают миропонимание и мироотношение, как цель и ценность отстраивается тот конкретный и действительно жизненный образ социального развития, представляющего человеческую ценность.

Похожие диссертации на Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта