Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Скуднова Ольга Юрьевна

Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих
<
Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скуднова Ольга Юрьевна. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2001 178 c. РГБ ОД, 61:01-19/319-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа проблемы духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих .

1. Состояние проблемы исследования . 12

2. Сущностные характеристики духовности. 32

3.Специфика духовности как компонента профессиональной культуры государственных служащих. 64

Глава 2. Развитие духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих в современных условиях .

1. Особенности эмпирического исследования духовности в системе профессиональной культуры . 87

2. Результаты эмпирического исследования. 99

3. Условия и факторы, влияющие на развитие духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих . 113

Заключение. 139

Список использованных источников и литературы. 143

Приложения. 160

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих обусловлена, с одной стороны, потребностями развития общества, в котором государственная служба выступает в качестве посредника между государством и его гражданами, а с другой стороны, потребностями развития самой государственной службы, нуждающейся в высоконравственных и профессиональных кадрах.

Однако проблемой в настоящее время является недостаточный уровень развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих, что неблагоприятно сказывается на эффективности их профессиональной деятельности и формирует отрицательное отношение общества к чиновничеству в целом. Следовательно, важной задачей является определение возможностей оптимизации процесса духовного развития государственных служащих посредством раскрытия психолого-акмеологической сущности феномена духовности, а также выявления условий и факторов, влияющих на развитие духовного компонента профессиональной культуры.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования позволяют условно разделить имеющуюся по изучаемой теме литературу на четыре группы.

К первой группе относятся труды ученых по общеметодологическим проблемам психологии и акмеологии. Это работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, О.С. Анисимова, С.А. Анисимова, В.Г. Асеева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.М. Герасимова, А.А. Деркача, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, П.А. Корчемного, Е.С. Кузьмина, Н.В. Кузьминой, В.И. Купцова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.А. Реана, И.Н. Семенова, Е.А. Яблоковой, М.Г. Ярошевского и др.

Ко второй группе можно отнести труды, посвященные проблемам теории культуры, духовной жизни, развитию сущностных сил человека. Сюда следует включить труды О.С. Анисимова, С.А. Анисимова, С.Ф. Анисимова, Э. А. Баллера, Ю.Р. Вишневского, Г.Г. Габуния, А.И. Зеличенко, И.А. Зимней, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Н.А. Коваль, Д.А. Леонтьева, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Ю.А.Огородникова, В.А. Пономоренко, Е.А. Сусловой, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, С.Л. Франка, В.Д. Шадрикова, В. Франкла, Э. Фромма и др.

Третью группу составляют работы по культуре труда, профессиональной культуре. Это труды С.А. Анисимова, Г.В. Безродной, Е.М. Бабосова, Н.Н. Зарубиной, Ю.П. Исаева, В.Ф. Капицы, Н.И. Кузьминова, В.Д. Попкова, Г.Н. Соколовой, Ф.Н. Щербака и др.

К четвертой группе относятся работы, посвященные психологии профессиональной деятельности государственных служащих. Это труды В.Г. Асеева, О.С. Анисимова, С.А. Анисимова, А.А. Бодалева, В.М. Герасимова, А.А. Деркача, Л.И. Катаевой, А.К. Марковой, А.С. Гусевой, В.Г. Зазыкина, Р.Л. Кричевского, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, А.Ю. Панасюка, И.Н. Семенова, Ю.В. Синягина, СЮ. Степанова, СИ. Съедина, Е.А. Сусловой, А.П. Федоркиной, Е.А. Яблоковой и др.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и эмпирического изучения духовности в системе профессиональной культуры определить условия и факторы оптимизации процесса духовного развития государственных служащих.

Объектом исследования является духовный компонент профессиональной культуры государственных служащих.

Предмет исследования - условия и факторы развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что:

• оптимизация процесса развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих возможна при условии: а) раскрытия психолого-акмеологической сущности феномена духовности в системе профессиональной культуры; б) определения критериев и показателей развития духовного компонента профессиональной культуры; в) выявления условий и факторов, влияющих на развитие духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих.

• в настоящее время для большей части государственных служащих характерна невысокая степень значимости ценностей духовного развития, что затрудняет развитие духовного компонента профессиональной культуры.

Поставленная цель и гипотезы исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Теоретически проанализировать состояние проблемы исследования духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих, выявить сущностные характеристики изучаемого феномена;

2. Разработать систему критериев и показателей для определения уровней сформированности духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих;

3. Эмпирическими методами изучить процесс влияния духовности государственных служащих на профессиональную деятельность;

4. Выявить условия и факторы, обеспечивающие оптимальность развития духовности в профессиональной культуре государственных служащих. Теоретико-методологической базой исследования стали: положение о личности как субъекте профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, субъекте непосредственного самосовершенствования и совершенствования, опосредованного профессиональной деятельностью; психолого-акмеологическое понимание развития как достижения вершин жизненного пути личности, при котором происходит создание оптимальной системы ценностно-смысловых, социальных отношений, мировоззрения, концепции жизни и такой организации деятельности, где полнее всего проявляются уникальные свойства личности в решении задач духовного и профессионального развития; положения системного подхода, нацеливающего на рассмотрение механизмов перехода от стихийно сложившегося состояния рассматриваемой системы к оптимальному, посредством моделирования сущности последнего и способов его практического достижения; принцип детерминизма, указывающий на то, что процесс развития духовности личности имеет двойную детерминацию - и внутреннюю, и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил развития личности.

Эмпирическая база исследования характеризуется тем, что не существует единой методики для измерения духовности. Поэтому при изучении данного феномена рассматриваются косвенные показатели, отражающие проявление духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих.

Экспериментальная работа проводилась на базе областной и

районных администраций Саратовской области. Общее число испытуемых составило 200 человек.

В работе использованы следующие психолого-акмеологические методы: анализ письменных документов (федерального и областного закона о государственной службе, государственных образовательных стандартов, областной прессы); экспертный опрос с использованием анкет; свободное интервью с экспертами; психологическое тестирование (тест М. Рокича, методика диагностики направленности личности Б.Басса); математические методы обработки данных.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

• выявлено, что основными характеристиками духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих являются: направленность профессиональной деятельности на достижение социально-значимых целей; гуманистическая направленность личности государственного служащего, выступающая в качестве главного принципа мировоззрения, в основе которого лежат постулаты справедливости, уважения к человеческому достоинству, признания безусловной ценности каждой личности; стремление к достижению духовного "акме", как наивысшего, идеального уровня развития духовности;

• разработана система критериев и показателей определения духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих. В качестве основного критерия выступает мера реализации духовности государственных служащих в их профессиональной деятельности. Показателями выступают: проявление духовности в профессиональной деятельности, отражение духовности в результате деятельности, стремление государственных служащих к духовному и профессиональному развитию;

• выявлены объективные, объективно-субъективные и субъективные условия и факторы, влияющие на процесс развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих. К субъективным факторам относятся: степень актуализированное™ потребностей госслужащих в духовном развитии, а также изменение вектора направленности профессиональной деятельности с достижения личных профессиональных целей на достижение социально значимых целей в интересах развития общества и всего человечества.

К объективно-субъективным условиям относятся: включение задач духовного развития в систему подготовки и переподготовки государственных служащих, что способствует актуализации потребностей в духовном развитии; нормативно-правовое закрепление моральных норм-требований к кадрам государственной службы, что в значительной мере способно облегчить понимание должного и запретного при работе в сфере государственного управления; психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности госслужащих посредством создания психолого-акмеологических центров, одной из задач которых является создание и поддержание условий эффективного профессионального общения и духовного взаимодействия в профессиональном общении.

К объективным условиям относится существование (либо отсутствие) в обществе объединяющей идеи, которая способна сплотить граждан и повысить их трудовую и социальную активность.

• установлено, что для значительной части государственных служащих характерна недостаточная сформированность потребностей в духовном развитии и стремлении работать для достижения социально значимых целей, при этом ведущими являются мотивы самосовершенствования в профессиональной деятельности, получения профессионального опыта, стабильность профессионального положения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и предложения могут быть использованы как теоретико-методологическая и прикладная основа для обеспечения оптимизации процесса развития духовного компонента профессиональной культуры государственных служащих.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации и психолого 9

акмеологического сопровождения профессиональной деятельности государственных служащих.

Надежность и достоверность результатов исследования

обеспечены исходными общеметодологическими позициями,

совокупностью методов и методик, подобранных согласно изучаемой проблеме, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, репрезентативностью выборки, математическими методами обработки и анализа данных с помощью компьютерных программ, апробацией результатов.

Положения, выносимые на защиту:

• Духовность, являясь значимым компонентом профессиональной культуры государственного служащего, способствует решению задач профессиональной деятельности на основе устойчивых нравственных ценностей; стремление специалиста к достижению "акме" в своем развитии; направленность профессиональной деятельности государственного служащего на достижение социально значимых целей и приоритет гуманистических ценностей, что проявляется в отсутствии априорных преимуществ одного человека над другим.

• Духовное "акме" представляет собой наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Оптимальный уровень духовного развития характеризуется гармоничным сочетанием духовного совершенствования личности и ее способности экстериоризировать свой духовный опыт, что позволяет добиваться наилучшего результата в данный момент времени.

• В настоящее время для большей части государственных служащих характерна невысокая степень значимости ценностей духовного развития, направленность деятельности не на достижение социально значимых целей, а на развитие собственных профессиональных качеств, при достаточно высокой значимости ценности профессионализма. • Оптимизация процесса развития духовности государственных служащих возможна при влиянии на него на уровне личности, на уровне института государственной службы и на уровне общества в целом. На уровне личности управление духовным развитием осуществляется при учете субъективных факторов, влияющих на духовные процессы: актуализацией потребностей госслужащих в духовном развитии, а также изменение вектора направленности профессиональной деятельности с достижения личных профессиональных целей на достижение социально-значимых целей в интересах развития общества и всего человечества.

На уровне института государственной службы управление духовным развитием возможно при учете условий, связанных с организацией и особенностями профессиональной среды, таких как включение задач духовного развития в систему подготовки и переподготовки государственных служащих; нормативно-правовое закрепление моральных норм-требований к кадрам государственной службы; психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности госслужащих посредством создания психолого-акмеологических центров, одной из задач которых является создание и поддержание условий эффективного профессионального общения и духовного взаимодействия в профессиональном общении.

На уровне общества управление духовным развитием возможно через объединяющую общество идею, которая способна ориентировать людей на гуманистические идеалы.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на проблемных группах кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, психолого-акмеологических чтениях "Формирование и развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих" (1999г.), "Проблемы актуализации потребностей в личностно-профессиональном развитии государственных служащих" (2000г.) в РАГС, на ежегодных научно-практических конференциях "Проблемы управления в XXI веке: глазами молодых" в г. Саратове (1999г., 2000г.). Материалы диссертации используются при обеспечении учебного процесса в Московском государственном социальном университете, Поволжской академии государственной службы (г. Саратов), а также в психологическом сопровождении профессиональной деятельности Правительства Саратовской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, заключения и приложений.

Состояние проблемы исследования

Понятие культуры является одним из наиболее употребляемых в научной литературе и повседневности, предметом изучения многих дисциплин. С различных точек зрения и с позиции разных познавательных задач культуру исследует не только культурология, но и психология, социология, религиоведение, искусствознание, этика, философия и другие науки. Вопрос о том, что же представляет собой культура, волнует общественную мысль уже не одно столетие.

Первое упоминание понятия "культура" датируется VII -VI вв. до н.э., когда оно наиболее часто связывалось с культами и обрядами, а также с культивированием и развитием человеческой природы. Появлению слова "культура" в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово "cultura". Применялось оно, как правило, сначала для обозначения процесса возделывания земли. Таким образом, изначально в трактовке этого понятия постулировалось единство культуры, человека и его деятельности.

Можно считать, что только после появления работ известного английского антрополога Э.Б. Тайлора термин "культура" получил научное обоснование. Э. Тайлор отталкивался от общего предположения о том, что человеческая природа едина по своей психологии и мышлению, и поэтому культура разных народов развивается одними и теми же путями. Он считал, что многочисленные обычаи, верования в культуре примитивных народов и цивилизованных народов похожи или же идентичны, а под культурой понимал социальное целое, которое в равной степени состоит из верований, обычаев, навыков, орудий, морали, искусства, правил собственности. "С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее совершенствование человеческого рода через более совершенную организацию определенного человеческого общества, его сил и человеческого счастья", - говорит Э. Тайлор

В отечественной науке активная разработка проблемы культуры началась в середине XX в. (В.П. Тугаринов, Г.Г. Карпов, Э.С. Маркарян, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, М.С. Каган, Ю.Р. Вишневский, В.М. Межуев, А.К. Уледов, М.П. Ким и др.).

Философская традиция рассматривает проблему личности и культуры, с одной стороны, как усвоение личностью культуры, а с другой стороны, как творческое создание личностью таких образцов, которые затем, по своей специальной значимости становятся достоянием человеческой культуры.

В философии декларируется, что личность должна принимать культуру человечества, действовать на ее основе и даже создавать на ее основе новые культурные образцы.

В акмеологии же внимание акцентируется на том, в чем состоит собственное преобразование личности в том и другом случае. Причем личность рассматривается в качестве субъекта деятельности (труда, профессии, творчества) и жизнедеятельности в целом.

Важные для акмеологического подхода критерии культуры выделяет B.C. Степин2. Он рассматривает культуру как сложноструктурированную изменяющуюся систему, одни уровни которой носят уже отмирающий характер, другие связаны с современной системой воспроизводства человеческой деятельности, третьи представляют собой совокупность программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности. То есть, в этом определении культуры охватывается и прошлое, и современное, и будущее.

Системообразующим основанием акмеологии является личность, поэтому следует рассматривать вопрос культуры личности, как результата ее развития и способа жизнедеятельности.

А.А. Деркач выделил "общекультурные параметры личности", ее "культурный уровень"1. Он включил в определение культурной личности ее образовательные, квалификационные параметры, способность к использованию научно-технических достижений, собственное отношение к духовной культуре человечества, систему мотиваций личности, а также избирательность, связанную со смысловыми, содержательными значениями индивидуального способа деятельности личности.

Сущностные характеристики духовности.

Духовность представляет собой сущностную характеристику человека, выражающую специфику его существования как особой формы бытия.

Как правило, в литературе понятие духовности соотносится с понятиями нравственности и морали. Часто мораль и нравственность трактуются как синонимы. Так, например, в психологическом словаре1, мораль определяется, с одной стороны, как правила, вырабатываемые самим индивидом и им же изменяемые (что можно рассматривать как нравственность), а, с другой стороны, как правила, выработанные другими людьми, которые для каждого индивида считаются обязательными, "священными".

По мнению B.C. Библера, нравственный поступок совершается в полной личной ответственности, а мораль им понимается, как "засохшая в нормы и предписания форма нравственности"

И.С. Кон трактует "нравственность, как область практических поступков, обычаев, нравов, а мораль, как регуляцию поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля.

Мы согласны с формулировкой И.С. Кона, а также с взглядами Г.В. Петрищевой , которая определяет нравственность, как внутренние "добродетели" индивида, его собственную ответственность за свои поступки и их собственную оценку. Мораль - это внешняя по отношению к человеку "добродетель", которой необходимо придерживаться и которая строится на многовековом практическом опыте сообщества людей; оценкой поведения в этом случае уже занимается общество или некто другой по отношению к индивиду.

Мораль больше связана с общественным сознанием, а нравственность с внутренней духовной сущностью индивида. К нравственным ценностям относится все то, что связано со свободным волеизъявлением, добровольным выбором каждого человека. Содержание же моральных ценностей обнаруживается в культурах и варьируется в связи с изменениями социума и его целями. Мораль ответственна за человеческое общежитие, она есть то, что делает его возможным. Нравственные ценности представляют определенное качество индивидуальных духовных детерминант.

В связи с тем, что человек - существо биологическое и, одновременно, социальное, ведутся поиски основ нравственности и морали как в самой природе человека, так и в его общественной природе. Многовековая этическая традиция выводила моральные цели и качества человека из биологических и психических особенностей; считалось, что истоки морали находятся - в свойственном человеку стремлении к удовольствию. Многие исследователи полагают, что духовное и нравственное содержание человеческой личности относится к надбиологической сфере и неподвластно генетической эволюции. Так, А.А. Гусейнов1 считает нравственные характеристики следствием социальной сущности человека. Н.Н. Моисеев", предполагает, что нравственность направлена на ограничение сферы автоматического действия биосоциальных законов, проявляющихся в поведении живых существ в интересах популяции и, вероятнее всего, закодированных в генетическом аппарате.

Нравственные признаки включены во все проявления духовности, что определяется способностью нравственности не только регулировать человеческие отношения, но и выступать одним из способов познания действительности.

В литературе духовное часто отождествляется с идеальным в человеке. Но между ними существуют различия1. Все духовное по способу своего бытия идеально, но далеко не все идеальное имеет духовное проявление (так, в логике и математике в результате абстрагирования и идеализации происходит отвлечение от качественного содержания изучаемых явлений, и объектом исследования становится чистая количественность). Идеальное - это канал связи, через который духовное входит в сознание, а затем в социум.

В духовном "тиражируемо" только то, что относится к идеальному проводнику и его материальному носителю, т.е. к форме и способу проявления. Содержание духовного всегда уникально и неповторимо. Оно возникает в единственно возможном и неповторимом проявлении -переживании, которое является наиболее адекватным способом реализации ценностного отношения.

Особенности эмпирического исследования духовности в системе профессиональной культуры

Для исследования психолого-акмеологических аспектов духовности и профессиональной культуры личности государственного служащего нам необходимо определить основополагающие ориентиры.

Как следует из предыдущего изложения, ведущая роль в исследовании отводится ценностям личности, которые обуславливают выполнение профессиональной деятельности.

Изучению ценностей профессиональной деятельности с позиций акмеологического подхода посвящена диссертация Е.А. Скриптуновой1. Автор рассматривает ценности профессиональной деятельности, с одной стороны, в наиболее обобщенном виде, как некий идеал, выработанный профессиональном сообществом по поводу атрибутов должного в профессии, и, с другой стороны, как обобщенные представления субъекта деятельности о целях его профессиональной деятельности, о том, что является благом, а что "грехом" в профессиональной деятельности, о приемлемых способах достижения целей профессиональной деятельности. В этих представлениях сконцентрирован профессиональный опыт субъекта деятельности и, исходя из них, он принимает решения о своем профессиональном поведении.

Е.А. Скриптунова1 выделяет два основания для анализа ценностей профессиональной деятельности, с которыми мы полностью согласны:

1. Профессиональные ценности проявляются в выборе целей и определении предмета деятельности. Данная группа ценностей отвечает на вопрос, что для специалиста наиболее важно в профессиональной деятельности, на что (в конечном итоге) нацелена его деятельность.

2. Профессиональное поведение может быть различно в зависимости от профессиональных ценностей. Цель деятельности у работников может быть одна и та же, а пути ее достижения разные.

Для классификации профессиональных ценностей автор предлагает взять за основу классификацию потребностей А. Маслоу. С профессиональными ценностями связано четыре уровня потребностей: потребность в безопасности (в качестве профессиональной ценности в этом случае выступает обеспечение своего материального благосостояния), потребность в общении, потребность в признании, потребность в самореализации. Рассматривая профессиональные ценности консультантов организационного развития, Е.А. Скриптунова классифицирует их следующим образом (основанием для классификации выступают цели деятельности): первая группа - ценности, связанные с самим работником; вторая группа - ценности, связанные с ответственностью за развитие клиента; третья группа - ценности, связанные с ответственностью за развитие проекта, организации; четвертая группа - ценности, связанные с формированием профессионального сообщества

Взяв за основу предложенную классификацию профессиональных ценностей консультантов, можно классифицировать профессиональные ценности государственных служащих следующим образом (см. Табл. 1).

Потребность в общении выражается на уровне ценностей в направленности на совместную деятельность, в первостепенной значимости для госслужащего взаимоотношений, причем это могут быть взаимоотношения с "клиентами", с коллегами, ценность установления социальных связей и пр.

Потребность в признании проявляется в такой профессиональной ценности, как принадлежность к определенному профессиональному кругу, а также, как осознание престижности профессии.

Потребность в самореализации выражается в аналогичной профессиональной ценности, а именно в ценности реализации своего профессионального потенциала, своих возможностей, в ценности саморазвития

Профессиональные ценности, связанные с ответственностью за другого человека ориентированы на признание безусловной ценности человека, человеческой жизни, прав и обязанностей личности, ее благополучия.

Третью группу профессиональных ценностей - направленных на организацию - можно подразделить на ценности, в результате проявления которых возможны процессы изменений (или зарождения изменений) в сфере государственной службы в целом, и ценности, которые выражаются в получении конкретного результата профессиональной деятельности государственного служащего.

Условия и факторы, влияющие на развитие духовности в системе профессиональной культуры государственных служащих

Включение задач духовного развития специалистов в систему подготовки и переподготовки государственных служащих.

В настоящее время особенно важным для постоянного интеллектуального, профессионального, духовного развития личности является совершенствование системы непрерывного образования, основными задачами которого является пожизненное пополнение и обновление знаний, раскрытие профессионального потенциала и дальнейшее развитие личности, усвоение и обогащение культурного опыта человечества.

Если понимать культуру как "меру и способ формирования и реализации сущностных сил человека"1, то основную задачу образования можно обозначить, как необходимость обнаруживать и развивать сущностные силы человека, помогать личности реализоваться в труде с направленностью на положительные социально-значимые цели.

Одним из условий, способствующих созданию приоритета духовных ценностей на государственной службе, является реальное введение в практику квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение должностей и аттестации госслужащих, что в настоящее время не имеет достаточного распространения.

Система образования, его содержание и уровень определяется, в основном, культурными традициями общества. Исследования в социальной сфере общества свидетельствуют о том, что в условиях рынка духовная жизнедеятельность людей становится особенно уязвимой. Как верно замечают А.С. Гусева и А.А. Деркач, наметилось значительное отставание в развитии общей культуры, недостаточность и неразвитость духовных потребностей, упрощенность и заниженность нравственных требований и критериев в оценке своего поведения и поведения других людей.

В образовательном процессе по праву важное место занимает овладение специальными профессиональными знаниями. Но образование не сводится только к этому. Приобщение людей к культуре, обеспечение понимания молодым поколением семейных, общественных, гражданских взаимоотношений, способствование усвоению обычаев, традиций, ценностей, верований, языка, истории является первоочередной задачей образования, которую нельзя решить без усиления внимания к его гуманитаризации.

Таким образом, гуманитарное образование по объективным причинам становится необходимым звеном формирования общей культуры госслужащих, активизирующим проявление духовной, нравственной, этической, эстетической культуры. Культура характеризует отношения гуманитарно образованного человека с социокультурной средой1.

А.С. Гусевой и А.А. Деркачом доказана необходимость гуманитарно-технологического развития государственных служащих, которое способствует развитию общей культуры и духовности госслужащих, прогнозируя и развивая культурный, образовательный и профессиональный потенциал госслужащего с учетом движения общества к прогрессу.

В акмеологических исследованиях отмечается, что тенденция к совпадению гуманитарной культуры с гуманистической реальностью, изменяет специфику образования, которое превращается в "производство" целостного человека. Как отмечает И.Н. Семенов, "на смену общему и специальному предметно-ориентированному обучению, знаниям и умениям приходит... непрерывное образование, призванное обеспечить "личностный рост"... в течение, практически всей жизни человека"

По мнению автора, в образовании это означает смену сциентической модели обучения, как рационально организованного формирования интеллектуальной деятельности оперирования знаниями, на гуманистическую модель образования, как развивающей личность социально-духовной инфраструктуры, которая призвана обеспечить становление индивидуальности человека и раскрытие его потенциала, накопление и проживание уникального опыта, его рефлексию и развитие, а также самоактуализацию и самореализацию "я-концепции", богатство самовыражения в общении и творчестве1. При этом диалектическая взаимосвязь гуманизации деятельности и гуманитаризации профессионального образования позволяет наилучшим образом определить цель, содержание и методы процесса обучения госслужащих как создание объективных и субъективных условий для всестороннего культурного и научно-профессионального развития субъекта деятельности.

Гуманитарная подготовка, в лучших традициях отечественного и зарубежного опыта, представляет собой направленную на человеческую субъектность конкретизацию всех знаний и призвана развивать творческий и духовный потенциал госслужащих, углублять понимание ими гуманистических ценностей человечества, а принцип гуманизма как нравственную основу профессиональной деятельности.

Лучший опыт профессиональной подготовки кадров на Западе свидетельствует, что гуманитарное образование способствует активизации и развитию навыков лидерства, обеспечивает широкую образовательную и культурную подготовку, проблемно-ситуационную ориентацию, благоприятные условия для самовыражения и раскрытия личности. Современная концепция подготовки профессионалов объективно требует социально-компетентной личности с широким планетарным мышлением, конкурентоспособную по только во внутреннем, но и международном масштабе. Гуманитаризация - общемировая тенденция в развитии образования, практический смысл которой - выработка гуманитарной образованности, формирование гуманистического сознания, обеспечивающих проявление гуманитарной культуры в мыслях и поступках.

Похожие диссертации на Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих