Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Воспитание поликультурной компетентности как философско педагогический феномен 16
1.1. Духовная культура - основа воспитания поликультурной компетентности 16
1.2. Проблема воспитания поликультурной компетентности в современной образовательной теории 46
1.3 Музыкальная подготовка как условие воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений 61
Выводы по первой главе 79
Глава 2. Проектирование процесса реализации воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ 81
2.1. Воспитание поликультурной компетентности в колледже - его направления и реализация 81
2.2. Система воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла) 98
2.3 Изучение состояния поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ для практической деятельности 137
Выводы по второй главе 157
Заключение 160
Литература
- Проблема воспитания поликультурной компетентности в современной образовательной теории
- Музыкальная подготовка как условие воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений
- Система воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла)
- Изучение состояния поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ для практической деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Россия исконно по составу населения многонациональна, многокультурна, поликонфессиональна. В условиях кардинальных социально-политических и экономических перемен эти сущностные характеристики государства и общества, обеспечивающие развитие, мир и согласие, выступают в качестве констант. Эта стратегическая линия в федеральной образовательной системе прослеживается в концепции поликультурности, первооснову которой составляют этнические, национальные культуры. Такая тенденция все больше утверждается в единой внутренней логике развития: школа, СПО, вуз. Однако в этой «цепочке» слабым звеном остается «семья — ДОУ».
В таком составе элементов нарушается механизм регуляции и саморегуляции, возможны сбои в его функционировании. Об этом, в частности, свидетельствует незначительный массив теоретической и практической литературы, опытно-экспериментальных исследований. В обозначенном контексте поликультурное воспитание будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является пионерным поиском в области теории и практики, который реализован в данном диссертационном исследовании.
Об актуальности проблемы поликультурности в педагогике свидетельствуют современные концепции и технологии: школа диалога культур (B.C. Библер), поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, А.А. Реан), поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), социокультурный подход в образовании (В.А. Тишков), мультикультур-ное образование (О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина), этническое — мультикультурное образование (Е.В. Бондаревская, О.Д. Мукаева).
Весьма ценным представляется рассмотрение содержательных и функциональных оснований поликультурного образования в трудах отечественных ученых: Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, О.В. Гука-ленко, Г.Д. Дмитриева, СВ. Куликовой, В.В. Макаева, Л.Л. Супруно-вой, Л.М. Сухоруковой и др.
В ряде развитых стран мира построена модель информационного общества, которая включает новейшие открытия и достижения современного научно-технического прогресса, очередного его этапа (Г. Кан). С одной стороны, это желанный, приносящий человеку множество благ рывок по пути прогресса; с другой — он несет в себе господство рационализма в мышлении, образе и стиле жизни человека, общества
в целом. Человек оказался во власти естественных и технических наук, технизации. В итоге идет процесс вытеснения многих культурных ценностей, ценностей гуманитарных наук, что обедняет эмоциональную и интеллектуальную сферы личности, влечет за собой ее отчуждение, принижение роли и значения художественно-музыкального воспитания и образования, берущего свое начало в семье и ДОУ.
Современные исследователи (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, М.В. Крулехт, М.В. Корепанова, Н.К. Сергеев, Г.А. Цукерман и др.) приходят к общему выводу, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с педагогом, индивидуальность которого проявляется, прежде всего, в способности к самоизменению.
В начале XXI в. отмечается усиление процесса глобализации и интеграции в мире. Эти планетарные явления ведут к сближению и объединению народов, интенсификации их взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности. Вместе с тем появилась реальная угроза унификации и стандартизации духовной жизни на основе массовой культуры, явлений лжекультуры и антикультуры. В качестве «защитной реакции» закономерен и объясним «ренессанс» традиционной (этнической) культуры. В данном направлении проведены исследования, раскрывающие этнокультурную функцию образования в поликультурном обществе, ориентированного на подготовку такого педагога, нравственным принципом которого является уважительное отношение к другим народам и культурам (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.В. Муха-метзянова, З.Г. Сахипова, М.Г. Тайчинов, Г.Ш. Хулхачиева, И.А. Шо-ров и др.).
Музыка, как один из компонентов культуры, — мощное средство воспитания целостной личности, начиная с дошкольного возраста, может в существенной мере возродить духовность, тем более, если ее содержание поликультурно, может развивать и обогащать эмоциональную сферу и творческие способности. Раскрытию сущности подготовки будущего педагога ДОУ к музыкальному воспитанию дошкольников посвящены исследования Ю.А. Алиева, О.А. Апраскиной, И.В. Ара-новской, Б.В. Асафьева, Б.И. Канаева, А.В. Кенеман, Н.А. Метлова, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и др.
Проблема формирования компетентного специалиста служит предметом научных трудов таких ученых, как Е.В. Бондаревская, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской.
Анализ результатов исследований практики подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений показывает, что в поликультурном образовании и воспитании важную функцию выполняет народное
музыкальное творчество. В нем заключены народные традиции, отражающие самобытность и культуру народа. Однако данное направление в профессиональной подготовке будущих специалистов ДОУ представлено недостаточно.
Таким образом, основываясь на анализе педагогической теории и практики, выявлены противоречия между:
социальной потребностью в сохранении традиций народного музыкального творчества как составной части поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, использовании этого потенциала в современном дошкольном образовательном учреждении ДОУ и недостаточной концептуальной разработанностью обозначенной проблемы;
социально-педагогической потребностью в компетентном педагоге ДОУ, готовом к поликультурной деятельности, и недостаточностью теоретических исследований в этом направлении;
потребностью воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ на всех ступенях образовательного процесса в педагогическом колледже и малоэффективной разработанностью соответствующего учебно-методического комплекса.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в необходимости научного обоснования эффективных путей воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в ходе подготовки в педагогическом колледже (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла).
Рассматриваемые концепции и теории гуманистической педагогики, труды известных ученых имеют важное значение для обоснования сущностных положений поликультурного образования будущих педагогов ДОУ. Однако их анализ демонстрирует разрозненность и фрагментарность теоретических идей, отсутствие целостности структурно-функциональных характеристик поликультурного образовательного процесса в педагогическом колледже.
Итак, актуальность исследования для науки и практики определяется необходимостью воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в контексте профессиональной и самообразовательной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».
Цель исследования — научно обосновать и экспериментально проверить процесс воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Объект исследования — профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже.
Предмет исследования — процесс воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях преподавания дисциплин музыкального цикла.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание поликультурной компетентности будущего педагога ДОУ будет осуществляться более эффективно, если:
в качестве сущностных характеристик поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ будут рассматриваться знания культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к культуре и традициям других народов, готовность к трансляции культурных ценностей, способность к смыслообусловленному самосовершенствованию и развитию;
модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ будет проектироваться и реализовываться как научно обоснованная последовательность этапов, отражающая объективно существующую логику процесса воспитания поликультурной компетентности. Эта логика основывается на последовательной смене приоритетов в формировании компонентов поликультурной компетентности — от актуализации процесса к поликультурным знаниям через формирование ценностного отношения к культурным традициям, к готовности передачи их детям и повышению творческих начал воспитания поликультурной компетентности, опыта рефлексии;
педагогическими условиями, обеспечивающими воспитание поликультурной компетентности, будут рассматриваться занятия музыкальной деятельностью с этнокультурным и поликультурным содержанием, учитывающие интеллектуальный потенциал, личностно-эмо-циональные переживания студентов;
технологическое обеспечение процесса воспитания будет содержать индивидуальные образовательные программы, включающие национально-культурный аспект; методические разработки этнокультурного и поликультурного музыкального содержания; программы спецкурсов; культурно-досуговые сценарии, отражающие самобытность этноса, раскрывающие специфику и музыкальную культуру народов ближнего и дальнего зарубежья.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
-
Выявить сущностные характеристики поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ как готовности к особому виду творческой профессиональной деятельности.
-
Разработать модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла в педагогическом колледже.
-
Обосновать педагогические условия, обеспечивающие воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла.
-
Разработать и экспериментально проверить технологическое обеспечение воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции системно-целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко) и компетентностного (Е.В. Бондаревская, О.Е. Лебедев, В.А. Болотов, А.В. Хуторской, СЕ. Шишов, В.А. Кальней, Л.М. Митина) подходов. В качестве специальной методологии выступили теоретические положения поликультурного образования (Д. Бэнкс, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Г.В. Палаткина, М.Г. Тайчинов и др.); концепции воспитания (У.Ш. Атангулов, Л.Н. Беленчук, Н.М. Борытко, М.П. Гурьянова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова и др.); концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); положения общей и возрастной психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, Б.М. Теплов и др.); теории педагогического образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); концептуальные исследования этнопедагогического и национального образования и воспитания (Г.Н. Волков, СВ. Куликова, О.Д. Мукаева, Т.Н. Петрова и др.); теории музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Аб-дулин, ІО.Б. Алиев, Л.В. Горюнова и др.); теории личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); труды ученых, изучающих калмыцкий музыкальный фольклор (Т.Г. Басангова, Н.Ц. Биткеев, К.В. Кутушова, Б.Б. Оконов, Е.Э. Ха-бунова, Г.Ш. Хулхачиева и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: общенаучные, включающие анализ, систематизацию, обобщение, сопоставление философской, социальной, психологиче-
ской, педагогической, этнопедагогической, музыкальной и методической литературы; специальные: анализ особенностей воспитания поликультурной компетентности; изучение опыта подготовки будущих педагогов ДОУ; метод наблюдения; моделирование (описательная модель); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, ранжирование, тестирование); педагогический эксперимент, а также методы статистической обработки количественных результатов исследования с использованием компьютерных технологий, наблюдения, контент-анализ (анализ учебной, творческой деятельности студентов, анализ отчетов студентов по практике, содержание поликультурных материалов для работы в ДОУ и др.).
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью процесса воспитания поликультурной компетентности, серьезным анализом особенностей подготовки педагога к поликультурному воспитанию в ДОУ в Республике Калмыкии; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выработки и тщательным анализом полученных данных, достаточной продолжительностью опытно-экспериментальной работы и ее результатами.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
впервые представлена модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла), разработанная в русле целостного подхода к использованию и моделированию педагогических феноменов;
введено в научный оборот понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ» как интегративное личностно-профес-сиональное качество, проявляющееся в знаниях культуры, традиций своего народа, ценностном отношении к культуре и традициям других народов, готовности к трансляции поликультурных ценностей детям в ДОУ;
конкретизированы и уточнены педагогические условия поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла в педагогическом колледже;
научно обосновано технологическое обеспечение процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, основанное на этнокультурных музыкальных традициях.
Теоретическая значимость результатов исследования:
определены сущность и специфика поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ как готовности к особому виду профессиональной деятельности;
выявлены возможности музыкальной деятельности как условия, обеспечивающего развитие музыкально-эстетического сознания, интереса к национальной музыкальной культуре, ценностного отношения к музыкальной культуре и традициям других народов, эффективного для применения в образовательном процессе учреждений сред-неспециального образования, что является вкладом в развитие теории целостного и личностного подходов в обучении;
разработана логика процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, определены этапы, задачи и технологическое обеспечение, что может служить теоретической основой для вьіявлєііия оптимальных условий развития поликультурной компетентности личности;
теоретические выводы работы могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области совершенствования процесса преподавания дисциплин музыкального цикла, способствующих воспитанию поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Практическая ценность результатов исследования:
разработана комплексная методика оценки уровней сформированное поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, что позволяет диагностировать у студентов искомое личностное образование;
построена и экспериментально проверена модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, что может служить основой для дальнейшего поиска эффективных педагогических решений творческого саморазвития студентов;
выявлены возможности использования комплекса условий (занятия музыкальной деятельностью с этнокультурным и поликультурным содержанием) в воспитании у студентов поликультурной компетентности, которые позволят в дальнейшем будущему педагогу успешно адаптироваться и решать педагогические проблемы в поликультурной образовательной среде;
материалы спецкурса «Поликультуризм как составляющая профессионально-личностной компетентности педагога ДОУ», педагогические ситуации, диагностический инструментарий могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью формирования и развития поликультурной компе-
тентности как неотъемлемого качества личности специалиста, а также в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на международных научно-практических конференциях и конгрессах: «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 2005, 2008 гг.); «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» (Элиста, 2005 г.); на всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы современной педагогики и системы образования» (Майкоп, 2004 г.); конференции, посвященной 80-летнему юбилею академика Г.Н. Волкова (Элиста, 2007 г.); «Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование» (Волгоград, 2008 г.); «Проблемы обучения родным языкам в условиях полиэтнического общества» (Нальчик, 2008 г.); ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (2005—2008 гг.); Региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа с молодежью» (Сальск, 2008 г.);-на-ежегодных совещаниях директоров педагогических колледжей ЮФО (Майкоп, 2003 г.; Элиста, 2004 г.; Ейск, 2005 г.; Волгоград, 2006 г.; Вешенская, 2007 г.; Астрахань, 2008 г.). Основные положения и рекомендации исследования отражены в 14 публикациях. Выводы и рекомендации исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, лаборатории этнопеда-гогических инноваций Калмыцкого государственного университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе подготовки будущих педагогов ДОУ в Элистинском педагогическом колледже. Представленные в исследовании теоретические положения используются в методических разработках, выпускных квалификационных работах, в учебно-методических комплексах, рабочих программах, составленных соискателем. Рекомендации по включению информации поликультурного характера в содержание образовательных материалов внедрены в работу ДОУ: №5 «Березка», №10; №11 «Малышка»; №18 «Чебурашка»; №22 «Дружба»; №25 «Дель-финчик»; №26 «Бумбин орн».
На защиту выносятся следующие положения:
1. К сущностным характеристикам поликультурной компетентности, выступающей в качестве ведущей цели подготовки будущих педагогов ДОУ, относятся знания культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к культуре и традициям других народов, готовность к трансляции поликультурных ценностей детям в ДОУ. Поли-
культурная компетентность выступает как готовность к особому виду творческой профессиональной деятельности. Основными функциями поликультурной компетентности являются поисково-информационная (поиск и фиксация информации о ценностях культурного наследия); эмоциональная (эмоциональное отражение восприятий знаний о ценности культурного наследия в воспитании поликультурной компетентности); регулятивно-смысловая (осознание и принятие будущими педагогами ДОУ личностной значимости ценностей культурного наследия).
-
Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ рассматривается как поэтапный целенаправленный процесс, ориентированный на смыслообусловленное самосовершенствование и развитие будущих педагогов ДОУ в поликультурной образовательной среде. На когнитивно-креативном этапе у будущего педагога формируются знания о культуре своего народа; на коммуникатив-но-деятельностном этапе осуществляется воспитание ценностного отношения к культуре и традициям других народов; целью личностно-аксеологического этапа является готовность к трансляции поликультурных ценностей. В своем формировании модель поликультурной компетентности имеет уровневый характер: низкий (отсутствие знаний и интереса к этнокультуре); средний (интерес к культуре и традициям своего народа); высокий (готовность к трансляциям поликультурных ценностей, способность к смыслообусловленному самосовершенствованию, развитию и самореализации).
-
Педагогическими условиями воспитания поликультурной компетентности студентов в системе среднего специального образования рассматриваются занятия музыкальной деятельностью творческого характера, обеспечивающие формирование у будущих педагогов ДОУ знаний, умений и навыков в области музыкально-образовательной деятельности, развитие музыкально-эстетического сознания, проявляющегося в интересе к национальной музыкальной культуре, эстетических эмоциях и переживаниях, ценностных отношениях к национальной музыкальной культуре как первооснове поликультурной компетентности.
-
Эффективность технологического обеспечения процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ достигается применением системы педагогических средств: индивидуально-образовательные программы; методические разработки; индивидуально-творческие уроки музыки и все виды практики в ДОУ с поликультурным содержанием; программа спецкурса «Поликульту-
ризм как составляющая становления профессионально-личностной компетентности педагога ДОУ»; портфолио с адекватным тематическим содержанием; современные педагогические технологии (метод сольми-зации — К. Орф, метод Судзуки — овладение игрой на музыкальных инструментах, игра в оркестре на детских музыкальных инструментах, интегрированные занятия: музыка и театральное искусство, музыка и ритмика, музыка и ИЗО, музыка и литература и др.); культурно-досуговые сценарии, основанные на этнокультурных музыкальных традициях, являющихся первоосновой поликультурного воспитания, постановка и решение комплекса педагогических задач, ситуаций этнокультурного характера.
Базой исследования служили Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова, где исследование проводилось на материале преподавания дисциплин музыкального цикла и ДОУ, где автор руководила педагогической практикой студентов: №2 «Буратино», №5 «Березка», №7 «Колокольчик», №10, №11 «Малышка», №13 «Белочка», №15 «Золотой ключик», №18 «Чебурашка», №22 «Дружба», №25 «Дельфинчик», №26 «Бумбин орн», №30 «Родничок» г. Элисты, ДОУ Приютненского и Целинного районов Республики Калмыкии.
Основные этапы исследования.
Первый этап — поисково-теоретический(2001—2004 гг.) — изучалось состояние проблемы в научно-практическом плане; изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, культурологическая, методологическая, этнографическая, музыковедческая литература, а также диссертационные работы по исследуемой теме; продумывалась стратегия и тактика экспериментального исследования; проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап — экспериментально-аналитический (2004— 2006 гг.) — проводился формирующий эксперимент; осуществлялись поиск путей решения исследуемой проблемы, разработка и обоснование проблемного портрета (модели) компетентного поликультурно-ориентированного педагога; выявлялись критерии и уровни его готовности к педагогической деятельности в ДОУ; определялись условия и пути воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и выявлялась их эффективность на основе мониторинга качества подготовки студентов.
Третий этап —обобщающий (2006—2008 гг.) — обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, их внедрение в практику воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, оформлялся текст диссертации.
Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 217 с. состоит из введения (12 с), двух глав (1-я гл. — 66 с. и 2-я гл. — 80 с), заключения (3 с), списка литературы (234 наименования) и 10 приложений. Текст диссертации сопровождается 4 схемами, 1 таблицей, 15 рисунками.
Проблема воспитания поликультурной компетентности в современной образовательной теории
Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга. Человек как моральное (культурное) существо - уже не феномен, а ноумен - умопостигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни, ее высший смысл и конечную цель.
Высшее проявление культуры есть, ее эстетическое проявление — этот вывод Канта с восторгом был принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII - начала XIX в., художниками и теоретиками.
Гердер И.Г. в работе «О происхождении языка» (1772 г.) пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных законов, определяющих бытие человека. Историческое становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. Культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов и является источником культурного развития.
Необходимо в практике сегодняшнего дня, ибо он обращен в будущее, вводить принципы образования, которые реально помогут человеку осмыслить (с позиции современной науки) свое место и роль в этом мире.
Цель этих принципов - восстановить гармоничное взаимодействие человека и природы, возрождать духовно-чувственное, расширять миропонимание сегодняшнего человека до принятия космических идей.
Космическое начало прослеживается в культуре каждого народа с незапамятных времен до наших дней. «Образный язык народного творчества родствен всем народам. Отсюда планетарность народного искусства, вытекающая из его общечеловеческой сущности. Она определяется, прежде всего общностью тем, мотивов в народном искусстве движимо вневременными ценностями. В нем нет понятия о жизни для себя, вне общего, как нет настоящего вне прошлого и будущего» (183, с.208).
Нельзя сегодня воспитывать молодое поколение в отрыве от древних культурных традиций, нравственных устоев и принципов народной педагогики. Выработанные человечеством духовные, морально-этические нормы не могут быть отброшены назад, как ненужный хлам. Сегодня нам предстоит их новое прочтение, введение в новые социо-культурные подтексты.
Постепенно происходит осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса. Исследователи отмечают, что актуализация проблем духовности обусловлена также образовательной ситуацией (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, А.В. Мудрик и др.).
Таким образом, культура предполагает, с одной стороны, дать представление о культурном плюрализме как объективном свойстве социальной действительности, а с другой - помочь будущим педагогам дошкольных учреждений организовать собственную педагогическую деятельность с учетом современных общественных тенденций.
Истинную культуру человека формирует выработанные и передаваемые из поколения в поколение народные традиции воспитания. Процессом воспитания обеспечивается живая связь поколений, сохраняются главные ценностные ориентиры. Народная педагогика провозглашала ценностное отношение к человеку (ребенку) как самоцели. В народе наряду с культом предков всегда существовал своеобразный культ детей, он был связан с обращением народа к будущему, с их надеждами, чаяниями и мечтами.
Встреча с представителями другой культуры - принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие и, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных. Встреча с другой культурой - значимое, знаковое событие для самоопределения «нашей» собственной. Культура рассматривается в максимально широком смысле: и как многовековая традиция, и как модный стиль поведения. Основанием же для выделения того или иного типа культуры может выступать национальный, этнический, религиозный, возрастной, половой и просто мировоззренческий момент.
В нынешних условиях встречи с представителями другой культуры не составляют особой сложности. Ибо мы живем в век глобальной интеграции: на огромные расстояния достаточно быстро сегодня перемещаются люди, товары, деньги, информация, услуги. Представители разных культур пересекаются и взаимодействуют друг с другом по самым разным поводам и в самых разных аспектах. В этом проявляется поликультурность - отчетливо выраженное ныне свойство социальной реальности.
Одной из иллюстраций того, в какой мере поликультурная атмосфера сегодняшнего дня служит возникновение, быстрое распространение и развитие Интернета. Задуманный как технологически эффективное средство коммуникации, Интернет фактически стал средой (пусть лишь виртуальной) представленности, сосуществования и взаимодействия различных культур.
Интернет воплощает поликультурность в концентрированном виде, не размытом ни фактором времени, ни фактором пространства. Он одновременно работает на поликультурность и является ею. Его изобретение в некотором смысле гимн человеческой поликультурности. Интернет — множественность культур в действии.
Но положение разнообразных культур не столь уж безоблачно в наш технически развитый век. Мир частного, культурно-специфического в принципе лишается традиционной своей защищенности, фактически превращаясь в предмет всеобщего обозрения. Как отмечает французский философ Ж. Бодриайр, никто не в состоянии более обеспечить границы собственного бытия.
Музыкальная подготовка как условие воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений
Поликультурное воспитание представляет собой сложную динамическую систему, созданную в соответствии с целями, задачами и принципами формирования готовности будущих педагогов ДОУ к предстоящей профессионально-педагогической деятельности. В нашем представлении поликультурно-ориентированным педагогом является специалист, способный сочетать глубокие специальные знания и высокую общую и профессионально-педагогическую культуру.
Государственный образовательный стандарт позволяет определить целевую установку подготовки специалиста. Поэтому целью поликультурной подготовки будущего педагога ДОУ является формирование и становление высококвалифицированного специалиста, имеющего культурологическую подготовку, ярко выраженные смыслы деятельности, обладающего гуманистической направленностью личности. В нашем исследовании были использованы как общие принципы подготовки специалистов в педагогическом колледже, выраженные в единстве теоретической и практической, единой и дифференцированной подготовки, активности и самостоятельности, систематичности и последовательности, научности, непрерывности и доступности, обязательности для всех студентов, так и специфические, компонентами которых являются поликультурность, диалог культур, деятельностный подход.
При реализации принципа единства теоретической и практической подготовки мы стремились к целесообразному планированию теоретических и практических курсов педагогического цикла, сочетания различных форм организации теоретической и практической деятельности студентов в процессе обучения, аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, учебных занятий в педагогическом колледже. При этом наше внимание было обращено на соблюдение принципа системности и последовательности в процессе подготовки педагога, который проявился в единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности процесса подготовки и при его постепенном усложнении.
Система общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков предполагает комплексную организацию учебно-воспитательного процесса, органическое единство различных форм обучения, взаимосвязь лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий, практикумов, сочетания учебных занятий и педагогической практики, внеаудиторную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу студентов. Чередованию теоретических и практических форм обучения в течение семестра, способствующих повышению познавательной активности студентов помогало формирование небольших по численности потоков студентов при изучении дисциплин музыкально-педагогического блока поликультурной направленности.
Принцип поликультурности предполагает учет всех компонентов образования и культуры через призму отношения к человеку. Этому способствовало погружение студентов в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя, а также изучение дисциплин общекультурного блока, педагогики межнационального общения, спецкурсов, отражающих проблему поликультурного образования.
Реализация принципа диалога культур предполагает наличие знания языков не менее двух этносов. Поэтому в учебные планы Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова было включено изучение родного языка (русского, калмыцкого), двух государственных языков (те же) и иностранного языка (языки западных культур: немецкий, французский, английский). При этом выбор официального языка, отличного от родного, осуществляется непосредственно самим студентом.
Для реализации условий по организации и проведению производственной практики, а также самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, в колледже создана и функционирует специализированная аудитория с учебно-методическим наполнением, включающим в себя набор научной, учебной и методической литературы по данной проблеме и картотека основной литературы, имеющейся в библиотеке колледжа.
Подготовка педагога с поликультурной ориентацией реализуется на основе принципа деятельностного подхода, который включает в себя необходимость овладения студентами всеми компонентами интегративнои деятельности в процессуальном и в видовом аспектах. При этом в последнем должны быть достаточно выражены познавательный, ценностно-ориентировочный, преобразовательный, коммуникативный и эстетический компоненты.
В учебно-воспитательном процессе применяются разнообразные стимулы познавательной активности во время проведения учебных занятий, используются нетрадиционные формы обучения, выраженные в виде педагогических игр, брейн-рингов и пр., алгоритмов деятельности при выполнении практических заданий, работе по написанию курсовых и дипломных работ по заказу дошкольных учебных заведений, школ, привлекать студентов к научно-исследовательской работе, участию в предметных кружках колледжа, в научно-практических конференциях и т.д. Все это в комплексе должно способствовать формированию задатков собственного опыта студентов в осуществлении профессионально-педагогической деятельности.
Для подготовки будущего педагога ДОУ с поликультурной ориентацией создан комплекс организационно-педагогоческих условий. Интеграция культурологических знаний и дисциплин учебного плана; профессионально-педагогической направленности содержания дисциплин общекультурного блока; деятельностно-творческий подход к формированию
Система воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла)
Занятие прошло по сценарию. Утренник был проведен с музыкальным сопровождением поликультурного направления. Дети с большим удовольствием исполняли песни как на калмыцком, так и на русском языках, отвечали на вопросы воспитателя. Самым интересным заданием были загадки, дети дружно отвечали, каждый, правильно ответивший, награждался музыкальным приветствием, что создало определенную атмосферу.
В средней возрастной группе был проведен утренник «Ритуальный праздник Зул», целью которого было знакомство детей с культурой и традициями калмыцкого народа. Были использованы песни «Паровоз» слова О. Высотской, музыка 3. Компанеец, «Детский сад» А.Филиппенко, «Энкр Элстн» Уужан Б., «Санки» М.Красева, «Ээжин хаша дотр». Также были использованы: песня молитва, просмотр диафильма «О Ежике и его друзьях». Задавались вопросы, загадки на калмыцком и русском языках. На протяжении всего утренника звучат калмыцкие мелодии. Воспитатель подробно рассказывает и описывает ритуальный праздник. А дети очень внимательно слушают и делятся своими знаниями, о том, что происходит у них дома в этот день. Все дети принимают активное участие в диалогах. Сценарий утренника пронизан этнокультурным содержанием.
Поликультурная компетентность и толерантность сегодня ставятся в ряд основных педагогических принципов. Это обусловлено обострением целого ряда противоречий как социально-экономического, так и культурно-нравственного характера.
Развернувшийся процесс демократизации общества ведет к столкновению традиционных взглядов и формирующегося у людей нового мировоззрения, когда представители различных слоев в силу разного уровня культуры, нравственности, образованности не могут в одинаковой степени адекватно принимать происходящие изменения.
Наиболее ярко проявление нетерпимости людей мы видим в межнациональной сфере, где задействованы целые народы и даже цивилизации. Весьма опасными являются экономические противоречия, лежащие в основе большинства межэтнических конфликтов и являющиеся их катализатором. Любые проявления нетерпимости обусловлены двумя моментами: низким уровнем нравственного сознания и поликультурной некомпетентностью.
Отсутствие поликультурной компетентности и толерантного сознания ведет к разобщению людей, к моральному отчуждению молодежи от своих родителей, образовательных учреждений, педагогов, доминирующих в обществе ценностей.
В связи со сказанным поиск путей, ведущих к формированию поликультурной компетентности, межнациональному, межгосударственному и межличностному согласию, является насущной потребностью современного общества, определенным гарантом выживания человечества и каждого отдельного человека.
Поликультурная компетентность — это знание и принятие человеком культурного разнообразия мира, доброжелательное, открытое, любопытное и непредвзятое отношение к любой культуре и ее носителям. Поликультурная компетентность личности подразумевает следующее: - каждая культура имеет собственный контекст и логику; - ни одна культура не является лучше другой, поскольку каждая обладает собственной системой взаимодействующих элементов; - любая культура жизнеспособна до тех пор, пока она функционирует и развивается.
Культура является основой формирования поликультурной компетентности студентов и понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования в их диахронии и синхронии, весь культурно-исторический фон, духовное и материальное богатство, накопленное каждым народом в отдельности и всеми народами в совокупности.
Здесь важно отметить влияние трех аспектов: прогматического, когнитивного и педагогического. Первый аспект - прогматический - связан с формированием у студентов коммуникативной компетентности, определяемой как владение личностью системой речевых средств, усвоение которой обеспечивает коммуникативную деятельность в разнообразных ситуациях общения, второй аспект — когнитивный — свидетельствует об адекватном использовании языка, фактов культуры в качестве инструмента познания иной культуры и, следовательно, средства развития межкультурной компетенции и личности в целом.
В свою очередь, педагогический аспект призван определить модус «внелингвистического существования» поликультурной личности. К «внелингвистическим» качествам личности, способной успешно общаться в ситуациях межкультурного взаимодействия, относятся ее самостоятельность, активность, эмпатия. В основе последней лежит опыт эмоционально-оценочного отношения индивида к этнокультурному взаимодействию, проявление толерантности к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению, умение и желание понимать различие, особенное и общее, универсальное в культурах, в мировосприятии их носителей.
Изучение состояния поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ для практической деятельности
Проведенное диссертационное исследование показало, что вопросы воспитания стали проблемой мирового сообщества. Пространство России, Калмыкии представляет собой поликультурную модель жизни человека. В этом пространстве важно научить каждого жить вместе, осваивать культуру как способ встраивания в систему отношений, научиться работать, повышать свою компетенцию для регулирования различных ситуаций. Основная цель современного воспитания состоит в формировании целостного человека культуры, способного к культурной идентификации, осуществлению культурного образа жизни, формированию мировоззрения, в основе которых лежат общечеловеческие и национальные ценности.
Анализ философской, социологической, психологической, педагогической, культурологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования показал высокую актуальность рассматриваемой проблематики, а аналитико-синергетическая работа проведенных исследований — его своевременность.
В поликультурном обществе важно обеспечить среду интеграции культурных традиций, социальных сообществ, как путь достижения национального согласия. Создание в регионе (республика Калмыкия) национально-регионального компонента воспитания позволяет сохранить лучшие традиции своей нации, ярчайшие образцы народного творчества (в том числе и музыкального), уникальное пространство жизни человека как носителя культурных и национальных традиций своего народа.
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении поставленных задач. В разработке теоретических аспектов педагогической науки было введено понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ». Разработаны основные теоретические положения, составившие концепцию поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в аспекте национальных традиций. Основной идеей концепции является национальное согласие как путь обеспечения мира внутри человека и в профессиональном сообществе. Достижение этой цели состоит в воспитании мировоззренческой, рефлексивной, коммуникативной, правовой культуры, гражданской зрелости.
Определяя планируемые результаты исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа, сопоставления и развития психолого-педагогических концепций, основанных на гуманистическом подходе к пониманию целей, задач и содержания образования в подготовке будущих поликультурно-компетентных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для реализации поставленной цели использовались теоретико-методологические основы гуманистического подхода к процессу развития личности, ориентационного подхода к рассмотрению педагогического воздействия и системного подхода к анализу конструирования ориентации на воспитание поликультурной компетентности в образовательном процессе педагогического колледжа как открытой, развивающейся системы.
В результате теоретического анализа, обобщения эмпирических данных было разработано понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ». Оно показало необходимость аксиологического подхода, интегрирующего знания общей педагогики, народной педагогики, этнографии, психологии, философии, филологии, музыки и других наук как ценностей в подготовке будущего педагога ДОУ и формировании его ценностных ориентации.
Реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась на основе опоры на жизненный опыт и мотивы выбора профессии; информационного обогащения о способах трансляции знаний из сферы музыкальной поликультуры детям дошкольного возраста в условиях реального образовательного процесса; стимулирование интереса к процессу познания музыкальной поликультуры и применения этих знаний в педагогической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутые положения гипотезы и позволило убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса ориентации студентов педагогического колледжа на поликультурную компетентность. Статистически значимые данные о расширении и углублении поля ценностных ориентации и изменении типов ориентации у студентов экспериментальных групп от преобладания на поликультурные музыкальные ценности через национальную культуру, «от родного порога - к поликультуре».
Данное диссертационное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и создает предпосылки для дальнейших исследований в других образовательных условиях.