Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр Липаева Ольга Михайловна

Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр
<
Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Липаева Ольга Михайловна. Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Липаева Ольга Михайловна; [Место защиты: Карел. гос. пед. ун-т].- Петрозаводск, 2008.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/98

Введение к работе

Актуальность исследования. Инновационные процессы в политике, экономике, социальной и духовной жизни общества связаны с новым пониманием роли человека, его значимости во всех сферах общественной жизни. Возникает острая необходимость воспитания активного, творческого, ответственного человека. Способности к самоопределению, самосозидательности и самоактуализации являются важнейшими качествами личности в условиях развивающегося социума.

В последнее время в образовательном процессе отечественной школы достаточно широко признана гуманистическая парадигма, которая предполагает взаимодействие участников в режиме диалога и сотворчества. Развитие творческих способностей обучающихся — одна из приоритетных задач современной школы. Однако в системе высшего образования по-прежнему превалирует линейная модель коммуникации, при которой трансляция знаний занимает основное место в процессе обучения. Ограничение в свободе творчества, монологические действия и воздействия блокируют приобщение субъектов к гуманистическим ценностям, упраздняют полифонизм духа, ведут к неспособности разрешения конфликтных ситуаций и, в целом, препятствуют полноценному формированию и развитию человека. Воспитание подлинно субъектной и креативной личности, готовой к творческому взаимодействию с другими людьми в разнообразных условиях, скорее является не целепола-гающей, а сопутствующей задачей обучения в вузе.

Одновременно социально-экономические перемены требуют принципиально новых системы знаний и способов деятельности, обеспечивающих креативно активное участие субъектов в профессиональной и общественной жизни. Только творчески-ориентированное образование создает условия для воспитания неординарного и оригинально мыслящего человека, способного эффективно действовать и взаимодействовать с другими людьми в различных предметных сферах и видах деятельности независимо от специальности, адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, конструктивно подходить к решению профессиональных задач, а также делать ценностный выбор.

Исследование сущности межсубъектной творческой деятельности позволяет актуализировать идею о том, что она является высшей формой проявления творчества, подразумевающей не только создание нового в отдельных сферах человеческой деятельности, но и оригинальность мышления, стремление к самоизменению и самосовершенствованию, возможность творческого взаимодействия с другими людьми в режиме диалога. Участие в ней формирует нестандартное отношение к себе,

своей профессиональной деятельности, общению, решению различных проблемных ситуаций и жизни в целом.

Межсубъектная творческая деятельность, распространяясь во все сферы человеческого бытия, дает возможность преобразовывать как действительность, так и внутренний мир индивида и может рассматриваться как механизм развития обшества, культуры и человека. В связи с этим принципиально важным является актуализация онтологических начал в становление субъектных качеств человека и переход всех участников образовательного процесса на уровень межсубъектных отношений. Это, в свою очередь, делает максимально возможным их вовлечение в межсубъектное творческое взаимодействие, которое в дальнейшем приводит к формированию умения каждого субъекта эффективно сотрудничать с различными людьми не только в условиях ограниченного социума, но и в расширенных рамках межкультурного, межэтнического общения.

Проблема актуализации творческого потенциала субъектов образовательного процесса—одна из сложнейших в психолого-педагогической практике (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, А. А. Бо-далев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, С. Ю. Степанов, В. Д. Ша-дриков и др.). Многие исследователи видят главный путь ее решения в системной организации целостного образовательного процесса. В качестве дополнительного пути может рассматриваться специально организованная интерактивная деятельность преподавателей и студентов, подразумевающая взаимодействие, ведущее к творческому сотрудничеству. Для формирования у человека установки на творчество, основанного на идеях межсубъектности, целесообразно использовать драматические игры, посредством которых педагог и обучающиеся создают единое игровое пространство общения, поддерживают атмосферу творческого поиска, участвуют в разнообразных видах деятельности. Кроме того, драматические игры являются одним из эффективных способов познания внутреннего мира обучающегося, его настроения, эмоционального состояния. Участвуя в таких играх, человек воспроизводит многое из своего личного опыта, выражает внешние впечатления об окружающем мире, воплощаясь в какой-то образ, он изображает пережитое и одновременно создает новую реальность.

Использование драматических игр способствует изменению отношения человека к себе самому и окружающему миру, а также развитию гуманных взаимоотношений в сообществе. В игре происходит приобретение навыков участия в диалоге, предотвращения и разрешения конфликтов, поиск выходов из различных ситуаций, переосмысление общечеловеческих ценностей. Все это обеспечивает возникновение

предпосылок для творческого саморазвития личности, ее включения в

субъектно-субъектное взаимодействие, тем самым, создавая пространство становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза.

В контексте сказанного, актуальность настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями:

между потребностью общества в творчески мыслящих личностях, готовых к продуктивному взаимодействию с другими людьми в различных обстоятельствах, и преобладающей традиционной системой преподавания в вузе, не позволяющей в полной мере удовлетворить эту потребность;

между признанием значимости субъектно-субъектных отношений участниками образовательного процесса, в определенной степени способствующих творческому развитию человека, и недостаточной разработанностью научно-методического и процедурного инструментария организации межсубъектной творческой деятельности;

между неограниченной потребностью креативного человека в самоизменении, самоактуализации, саморазвитии и самосозидатель-ности и невыявленностью необходимых и достаточных условий для осуществления данных процессов в системе вузовской подготовки. Разрешение данных противоречий на теоретико-методологическом

и научно-экспериментальном уровнях, обусловил выбор темы исследования: «Становление межсубьектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и практически реализовать организационно-педагогические условия становления межсубьектной творческой деятельности студентов и преподавателей в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр.

Объект исследования: образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования: процессуальные особенности и организационно-педагопіческие условия становления межсубъектной творческой деятельности участников образовательного процесса вуза на основе использования драматических игр.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой становление межсубъектной творческой деятельности участников образовательного процесса вуза будет эффективно осуществляться, если:

принятие индивидуальности и уникальности каждого субъекта займет приоритетную позицию в образовательном процессе вуза;

образовательный процесс будет ориентирован на создание условий для свободы творчества, способствуя, тем самым, развитию

субъектных качеств студентов и актуализации их творческого потенциала;

преподаватель вуза будет осознавать необходимость собственного творческого развития в профессиональной деятельности, что обеспечит становление его субъектной креативной позиции;

организация межсубъектного взаимодействия студентов и преподавателей займет основное место в образовательном процессе, который будет благодаря этому носить преимущественно характер созидательного диалога;

систематическое использование драматических игр будет способствовать развитию межсубъектных отношений между участниками и их трансформации на более высокий уровень духовно-нравственного взаимодействия.

Задачи исследования:

  1. Актуализировать концептуальные положения субъектно-ориентированной парадигмы в педагогике и выявить на их основе сущность и понятие межсубъектной творческой деятельности.

  2. Раскрыть особенности совместной творческой деятельности как возможного средства формирования субъектных качеств человека, определить структуру и содержание межсубъектной творческой деятельности, а также принципы ее становления.

  3. Сформулировать и теоретически обосновать критерии и показатели субъекта творческой деятельности.

  4. Определить возможности использования драматических игр и других интерактивных методов обучения в образовательном процессе как средств становления межсубъектной творческой деятельности. Общую теоретико-методологическую основу исследования

составляют:

идеи философской антропологии о человеке как активном субъекте деятельности, вовлеченном в диалог не только с окружающими его людьми и обстоятельствами, но и с самим с собой (Г. С. Бати-щев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Н. М. Борытко, А. В. Брушлинский, В. В. Горшкова, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лузина, А. А. Оса-нов, С. Л. Рубинштейн и др.);

философские и психологические положения теории развития творчества (Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ч. М. Гаджиев, М. С. Каган, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, А. П. Тряпицына и др.);

положения гуманистической психологии и педагогики, признающих приоритетной ценностью человека как субъекта, личности, индивидуальности, универсальности и предполагающих его творческое 6

саморазвитие, а также гармонизацию взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондарев-ская, В. В. Горшкова, И. Кант, П. Ф. Каптерев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, В. А. Сухомлинский и др.);

аксиологический подход, позволяющий определять и анализировать приоритетные ценности в образовании, воспитании и саморазвитии человека (А. А. Гусейнов, А. Г. Козлова, Н. М. Конжиев, А. Маслоу, М. Хайдеггер и др.);

синергетический подход, рассматривающий взаимоотношения субъектов в процессе познания сложных самоорганизующихся и саморазвивающихся систем и требующий учета, принятия контекстности и многослойное мышления (В. И. Андреев, В. В. Горшкова, А. Маслоу, Н. М. Полетаева, И. А. Пригожий, Е. Н. Степанов, Г. Хакен, Э. Г. Юдин и др.);

герменевтический подход, в основе которого лежит целостное смысловое понимание способов бытия человека, его деятельности и познание им культурных общечеловеческих ценностей (Л. П. Буева, В. М. Букатов, В. Дильтей, А. П. Ершова, Л. М. Лузина, Ф. Шлейерма-хер и др.);

исследования игровой деятельности как одного из звеньев гуманистической психологии и педагогики, факторе саморазвития, самоорганизации, проявления индивидуальности человека (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, О. С. Газман, Д. Дьюи, О. А. Зязюн, Д. Н. Кавтарадзе, Я. А. Коменскнй, А. С. Макаренко и др.);

исследования театрального искусства как способа самопознания и самораскрытия личности (В. М. Букатов, П. М. Ершов, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, М. А. Чехов и др.).

Исследование выполнено в русле философско-антропологической концепции межсубъектной педагогики В. В. Горшковой на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет».

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение философской и психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, независимая экспертная оценка, анализ продуктов творческой деятельности студентов, наблюдение, педагогический эксперимент.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2003-2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, необходимой для получения информации о сущности межсубъектной творческой деятельности, ее структуры и содержания; была определена проблема исследования, обоснованы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Одновременно в процессе работы со студентами 1-2-го курсов факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Международного славянского института накапливался эмпирический материал, проводился его теоретический анализ.

На втором этапе (2004-2006 гг.) в процессе экспериментальной работы уточнялись гипотеза, цель, задачи исследования, разрабатывались и экспериментально апробировались формы и методы интерактивного образования.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, конкретизация теоретических и экспериментальных выводов.

Опытно-экспериментальной работой было охвачено 57 преподавателей, 225 студентов Петрозаводского филиала Международного славянского института, Карельского государственного педагогического университета и 105 учащихся ГОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Феномен межсубъектной творческой деятельности определяется как постоянно обновляющийся, непосредственно развивающийся процесс взаимодействия уникальных, равноправных, равносвободных, рав-ноответственных субъектов, целенаправленно и непрерывно совершенствующих себя, друг друга и окружающую действительность, постоянно выходящих за пределы достигнутого, поднимающихся на новые уровни отношений с другими участниками образовательного пространства и вовлекающих их в свободное креативное взаимодействие.

  2. Концептуальное становление межсубъектной творческой деятельности базируется приоритетно на принципах презумпции субъект-ности, диалектики творческой свободы и ответственности, диалогической непрерывности, полифонизма, другодоминантности, реализация которых обеспечивает развитие ценностно-смысловых отношений между преподавателями и студентами, их сотрудничества и сотворчества, тем самым, возвышая образование до актуализации духовных потенциалов межсубъектного со-бытия.

  3. В ходе становления межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза целесообразно использовать драматические игры как средство формирования взглядов, отношений, установок, 8

развития у субъектов воображения, продуктивного мышления; эмпатий-ности, рефлексивности; актуализации потребности к творчеству, самореализации и самосозиданию.

  1. Результатом становления межсубъектной творческой деятельности является не только создание совместного продукта, но и развитие принципиально новых глубоко нравственных и духовно-практических отношений между участниками образовательного процесса, основанных на творческих идеях диалогичности, полифонизма, принятия Другого как высшей ценности.

  2. Эффективность становления и реализации межсубъектной творческой деятельности обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: а) включение в образовательный процесс специально организованной деятельности (в контексте настоящего исследования — игровой), в ходе которой возникают предпосылки для сотворчества всех участников в режиме диалога; б) наличие у преподавателя вуза субъектной креативной позиции и осознание им необходимости собственного творческого роста в профессиональной деятельности; в) развитие субъектных качеств у студентов вуза и актуализация их творческого потенциала; г) организация межсубъектного взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза.

Научная новизна исследования заключается в том, что

в образовательный контекст введено понятие «межсубъектная творческая деятельность», организация и реализация которой обеспечивает реформирование процесса и содержания высшего образования;

разработаны концептуальные и процессуальные основы становления межсубъектной творческой деятельности посредством использования драматических игр и других интерактивных технологий;

сформулированы принципы становления межсубъектной творческой деятельности, раскрыты сущность, содержание и механизмы их реализации в образовательном процессе вуза;

представлена онтологическая интерпретация целей и содержания субъектно-ориентированной парадигмы в педагогике и определены возможные пути инновационной организации образовательного процесса вуза.

Теоретическая значимость исследования:

определены структура и содержание межсубъектной творческой деятельности преподавателей и студентов вуза, обозначены этапы ее становления;

предложены критерии и показатели субъекта творческой деятельности, которые являются маркерами сформированности креатив-

ной позиции участников образовательного процесса и их готовности к межсубъектному взаимодействию;

выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия реализации межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза;

обоснована и доказана возможность и эффективность использования драматических игр в образовательном процессе как средства становления ценностно-смысловых отношений участников межсубъектной творческой деятельности.

Практическая значимость исследования:

результаты исследования обеспечивают педагогов научно-обоснованными и практически-значимыми рекомендациями по организации межсубъектной творческой деятельности в образовательных учреждениях;

создан комплекс учебно-методических материалов по развитию у участников образовательного процесса вуза творческого потенциала и становлению их субъектных качеств;

разработана и апробирована методика использования драматических игр, которая способствует актуализации креативной позиции участников образовательного процесса и формированию у них потребности к творчеству;

материалы исследования могут быть использованы преподавателями лингвистического цикла и других предметов в общеобразовательных и высших учебных заведениях для активизации учебной деятельности студентов и повышения мотивации к творческому взаимодействию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на практических занятиях со студентами факультета лингвистики и межкультурной коммуникации ПФ МСИ, факультета иностранных языков КГПУ, МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска; курсах повышения квалификации работников образования Республики Карелия; методических советах (Лицей № 1), научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2005-2008 гг., Петрозаводск, 2004, 2006, 2007 гг., Новокузнецк, 2007 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертации на Становление межсубъектной творческой деятельности в образовательном процессе вуза на основе использования драматических игр