Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основы формирования региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства: методологический аспект
1.1 Предпосылки развития и формирования концепции региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 25
1.2 Методологические и культурологические основы изучения региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 48
Глава 2. Психолого-педагогические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 65
2.1 Психологические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 67
2.2 Педагогические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 78
Глава 3. Социально-исторические основы формирования региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства 99
3.1 История возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства и системы образования на Кубани в сфере обучения народному декоративно- прикладному искусству 99
3.2 Классификация видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани 120
3.3 Опыт народных мастеров Кубани в подготовке специалистов по народному декоративно прикладному искусству 134
Глава 4. Методические основы внедрения концепции «Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства» 159
4.1 Опытно-экспериментальная работа по внедрению авторской концепции «Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства» 162
4.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению авторской концепции «Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства» 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 218
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 227
ПРИЛОЖЕНИЯ 263
- Предпосылки развития и формирования концепции региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства
- Психологические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства
- История возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства и системы образования на Кубани в сфере обучения народному декоративно- прикладному искусству
Введение к работе
Актуальность исследования. В рекомендациях ЮНЕСКО отмечается необходимость обеспечения сохранности, защиты фольклорных традиций и их носителей, указывается на то, что каждый народ имеет право на свою собственную культуру. Особую роль в этом процессе ЮНЕСКО отводит сфере образования. В этой связи необходимо отметить, что именно в последнее десятилетие в России активно преодолевается оторванность общего и профессионального образования от национальных корней. Это проявляется в создании и последовательном внедрении преемственной системы профессионального образования (специализированные учебные заведения, училища, колледжи, вузы культуры и искусств) в различные сферы, включая и систему подготовки специалистов народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ).
На современном этапе в нынешних социальных условиях как в целом по России, так и в Краснодарском крае происходит процесс утраты традиционной культуры. Причины этого во многом определяются естественным уходом носителей народного искусства и противостоянием двух типов культур - профессиональной и традиционной. Современная культура вытесняет и разрушает сложившуюся традиционную культуру на Кубани. Анализ социально-исторического аспекта проблемы свидетельствует, что народное искусство - концентрированная мудрость прошлых веков, - обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, который на современном этапе развития профессионального образования не учитывается в полной мере. Игнорирование его приводит к нравственному очерствению и утрате связи поколений, к интеллектуальной индифферентности растущего поколения. Утрата народных традиций, в конечном счете, приводит к нарушению социально-регулятивной функции традиционной культуры и потере преемственности - главного условия ее существования. Все это не может не вызывать тревогу за судьбу традиционной культуры. Пока еще она имеет подлинных носителей, но их становится все меньше и меньше.
Актуальность рекомендаций ЮНЕСКО в настоящее время еще более возросла. Это связано, прежде всего, с огромным духовно-нравственным потенциалом традиционной народной культуры, адаптация которого к образовательному процессу, может способствовать решению межнациональных, общественно-политических и других проблем российского общества. Россия, как известно, это страна богатейших культурно-исторических и национально-культурных традиций. Однако, до недавнего времени, многие проблемы в теории и практике НДПИ не были раскрыты в полной мере. Лишь в последние десятилетия в исследованиях П.П. Богатырева, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.Е. Гусева, К. А. Маркова, М.А. Некрасовой, СБ. Рождественской, и др. на методологическом уровне определены роль и значение НДПИ в культуре как особого типа художественного творчества, раскрыты законы его развития и содержание, описаны формы его бытования, функции, даны специальные понятия - «народный мастер», «школа традиций» и др.
Содержание современной теории народного искусства позволяет определить виды НДПИ Кубани, дать их классификацию, выявить народных мастеров и специфику их творчества, формы бытования, ученичество и др.
На Кубани, в рамках восточнославянской традиционной культуры сложилось самобытное НДПИ. Оно отражает историю развития этносов, народные обычаи, нравственные нормы, духовный мир. Сохранение этих традиций является одним из необходимых условий дальнейшего развития национальной культуры.
Выявленная локальная традиция восточнославянского населения Кубани в области НДПИ является продолжением исследований различных групп восточнославянских этносов и традиционной культуры (Ю.В. Бромлей, Л.Б. Заседателева, Д.К. Зеленин, Р.В. Каменецкая, К.В. Чистов и др.)» а также дореволюционных исследований быта населения Кубани (Г.Я. Апостолов, К.Т. Живило, Л.В. Македонов, О.В. Маргграф, Е.Д. Фелицин, Ф.А. Щербина) и дореволюционных исследований педагогов Кубани (В.Г. Егоров, Т.Ф. Лапик, А.П. Певнев), которые теоретически и методически развивали педагогическую концепцию К.Д. Ушинского.
Как отмечает Н. В. Подосинникова, в XIX - начале XX вв. на Кубани в педагогических идеях П.П. Орлова, К.В. Российского, Ф.А. Щербины сложились концептуальные подходы к казачьему просвещению. Особое социальное и педагогическое значение приобрело родиноведение - интегрированный учебный предмет о малой Родине -Кубани. Этот учебный предмет обогатился подходами кубанского педагога Т.Ф. Лапика, предложившего изучать в его рамках основы традиционной культуры региона [309, с. 16]. Исследователи конца XX века Ю.Г. Бич, Н.А. Гангур, Н.А. Корсакова, О.Г. Слобченко, Б.Е. Фролов изучили некоторые виды НДПИ Кубани, что, несомненно, помогает в разработке региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ. Богатую информацию содержат материалы всероссийских и краевых научно-практических конференций по проблемам подготовки кадров в сфере НДПИ. Педагогические исследования Т.И. Баклановой, В.А. Барадулина, Т.С. Комаровой, Ю.М. Максимова, В.Ф. Максимович, Т.Я. Шпикаловой и др. раскрывают ключевые проблемы в методике обучения НДПИ, определяют принципы, методы обучения и воспитания с учетом специфики народного искусства. При неправильном подборе методов обучения возникает опасность разрушения самой традиции народного искусства.
Сегодня главным недостатком в подготовке специалистов по народному искусству в различных типах учебных заведений являются противоречия в методах обучения. С одной стороны, преобладают методы, сложившиеся в классической (научной) педагогике, профессиональном искусстве, с другой стороны, в обучении НДПИ необходимо учитывать традиции народной педагогики, ученичества. При осмыслении такого противоречия для нас важен опыт дореволюционных народных школ и педагогов, развивающих духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания (Н.И. Ильминский, С.А. Рачинский и др.), а также опыт народных мастеров.
В проектировании современных региональных образовательных систем, как правило, не учитываются традиции семейного воспитания, где сохраняется преемственность в обучении. Известно, что именно в семье человек получает первые знания о национальных традициях. Интерес представляют исследования обычаев, обрядов русского народа, собранных М. Забылиным, изучение традиционной системы воспитания в чувашской семье Э.И. Сокольниковой, семейная обрядность казаков, исследованная М.Ф. Куракеевой, традиции адыгского народа, рассмотренные И.А. Шоровым и др. Отсюда - необходимость выявления национального самосознания (Н.А. Бердяев, В.В. Зенковский, И.Г. Ильин, В.Н. Лосский, А.С. Хомяков), народной эстетики и народной философии (В.И. Белов), народной педагогики (Г.С. Виноградов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, М.Г. Тайчинов, К.Д. Ушинский), этно-педагогики (Г.Н. Волков), этнопсихологии (И.С. Кон, Т.Г. Стефа-ненко, Г.Г. Шпет).
Говоря о концепции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ, следует учитывать проблемы взаимодействия образовательных систем, их преемственности. Необходимо также учитывать единство государственной политики в создании целостной системы учреждений, охватывающих разные уровни профессио нального образования (среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное образование).
Преемственность профессионального образования в средних и высших учебных заведениях осуществляется на уровне программ, государственных стандартов, учебных планов, а также методов и средств обучения, главным из которых рассматривается традиция в НДПИ как метод в обучении народному искусству, исторически сложившемуся на Кубани.
В центре профессионального образования в сфере НДПИ стоит задача подготовки специалиста, знающего традиции народного искусства и владеющего механизмом его передачи. Такой подход является главным в подготовке специалистов в области НДПИ. Обучение и воспитание через народное искусство, которое воздействует на духовно-нравственные качества, генетические структуры личности, способствуют формированию традиционного мышления и сознания. Культивирование различных видов НДПИ, которые в синтезе определяют качественный уровень воспроизводства традиционной культуры, в конечном счете, направлено на сохранение менталыюсти народа.
Вместе с тем, в современном образовании, несмотря на разрабатываемые теории эстетического воспитания и художественного образования, в стране и на Кубани не создана единая концепция системы профессионального образования в сфере НДПИ, которая являлась бы основой сохранения и развития НДПИ.
Анализ современного состояния системы профессионального образования в сфере НДПИ в России и в Краснодарском крае свидетельствует о том, что отсутствует стратегия профессионального образования в области НДПИ.
Осознание вышеназванных факторов, в основном, и побудило автора к участию в разработке данной проблемы и, в частности, проана
лизировать, как она выстраивается и решается на региональном и федеральном уровнях.
А современное состояние НДПИ Кубани констатирует, что существует опасность исчезновения его уникальных видов в связи с естественным уходом носителей местной традиции.
В связи с ростом интереса к традиционной культуре, в том числе и к НДПИ (выявленном нами в процессе исследования), на Кубани открываются специализированные школы, гимназии, лицеи, а также центры народной культуры и народных художественных ремесел, где народное искусство отнесено к основным дисциплинам. В связи с этим возникла потребность в квалифицированных кадрах по народной культуре и НДПИ.
Таким образом, с одной стороны - быстрые темпы исчезновения видов НДПИ Кубани, утрата механизма передачи традиций, естественный уход народных мастеров-носителей местной традиции, а с другой - рост национального самосознания, появление новых типов учебных заведений, осознание обществом духовно-нравственного потенциала народного искусства, потребности в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ, создают проблемную ситуацию в системе образования. Такой запрос практики и недостаточная разработанность теории, раскрывающей эффективную подготовку специалистов в этой области, позволяют обозначить проблему нашего исследования.
Степень научной разработанности. Специального исследования, направленного на разработку концепции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ, до настоящего времени не проводилось. Анализ литературы свидетельствует, что эта проблема разработана, в большей степени, применительно к отдельным сферам профессиональной деятельности педагога, но мало ориентиро вана на вопросы рассмотрения национально-регионального своеобразия.
Попытка решить проблему возрождения и сохранения НДПИ предпринимается историками и педагогами еще в конце XIX начале XX вв. Эта проблема активно обсуждалась искусствоведами (А.В Ба-кушинским, И.Я. Богуславской, В.Г. Вагнер, М.В. Василенко, B.C. Вороновым, М.А. Некрасовой, В.В. Стасовым и др.).
Изучению кустарных промыслов, в число которых входили и народные художественные промыслы Кубани и Северного Кавказа, в дореволюционный период были посвящены работы Л.В. Македонова, О.В. Маргграфа и др.
На основе этнографических исследований Краснодарского края в 1967 году издана монография «Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани». В данной работе имеется лишь частичное описание некоторых видов НДПИ Кубани, с определением их как материальной культуры а не искусства, не дается их классификация.
Несколько позднее - в 70-х - 80-х годах XX в. - проводился ряд этнографических экспедиций в Краснодарском крае (Ю.Г. Бич, Н.И. Бондарь, Н.А. Корсакова, О.Г. Слобдченко и др.)
В ряде работ рассматриваются вопросы подготовки кадров народной художественной культуры ближнего и дальнего зарубежья (Н.В. Силистрату, Молдавия; А. Кепрес, Венгрия; О. Коствейт, Норвегия; Э. Фишер, Германия). На материале Туркменистана Э. Атдаев исследует использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. С. Генчев исследует народные художественные ремесла в Болгарии, их организационную структуру.
В научном исследовании В.Ф. Максимович рассматриваются вопросы теории и практики подготовки учащихся по художественно промышленным видам труда в условиях непрерывного образования на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства.
В педагогической науке разрабатываются пути приобщения детей к НДПИ (Н.Л. Горяева, B.C. Кузин, Ю.В. Максимов, Т.Я. Шпикалова, А.Н. Усова, и др.). Проводятся научно-практические конференции, выставки детского творчества, мастеров, семинары-совещания, на которых высказывается тревога о гибнущих и уходящих видах НДПИ, а также об отсутствии системы подготовки кадров в этой сфере.
Имеют большое значение исследования П.Р. Атутова, Л.В. Зани-ной, В.П. Зинченко, A.M. Новикова, С.Д. Смирнова, Т.Н. Шамовой, В.А. Штурбы, в которых изучались современное состояние и реорганизация системы образования в России, в том числе и профессионального, регионального. Защищенные в последние годы докторские диссертации (В.В. Арнаутов, Н.К. Бакланова, Р.З. Богоудинов, Т.Г. Киселева, Н.Р. Туравец), которые рассматривают проблемы гуманизации процесса воспитания, раскрытия потенциала личности каждого человека, уделяют особое внимание вопросам формирования представлений о профессионализме, претворению современных технологий на основе вариативности, что может быть следствием только активного проявления воли свободного человека, активно участвующего в творческом процессе.
Существенный вклад в решение проблемы использования регионального компонента в образовании внесли работы культурологов, социологов культуры А.И. Арнольдова, И.И. Горловой, Б.Е. Ерасова, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачева, Э.В. Соколова, Н.Р. Туравец.
Учет регионального своеобразия системы профессионального образования предполагает, что изучение реальной действительности -это обращение к педагогической деятельности как к объекту исследо
вания. В этой связи учтены новые подходы к организации высшего педагогического образования и подготовки учителей (СИ. Архангельский, З.М. Большакова, Н.М. Борытко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и
др.)
В работах В.И. Андреева, В.А. Кан-Калика, СВ. Кондратьевой, B.C. Медведевских, A.M. Новикова, Н.Д.Никандрова, СД. Смирнова, Ю.П. Сокольникова изучались проблемы формирования и становления профессиональных качеств педагога. Важно, что здесь рассмотрены вопросы передачи знаний от поколения к поколению, исследованы механизмы преемственности в образовании.
Социальная природа народного искусства рассмотрена нами с опорой, на исследования П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.Е. Гусева, М.А. Некрасовой, которые отмечали не только художественную ценность образцов народного искусства, но и их познавательную, эстетическую и бытовую функции.
В докторских диссертациях Х.М. Дикинова, Г.А. Карахановой, А.В. Молчевой, А.А. Сарбагышева, Н.Б. Смирновой, Т.Я. Шпикаловой исследовались проблемы возрождения народных промыслов и ремесел как средство эстетического и профессионального становления личности, ориентация учащихся на профессии народных художественных промыслов, методики подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов, профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета, теория системы обучения и воспитания и пути ее реализации.
Вопросы подготовки кадров для народных художественных промыслов рассматривались Л.Н. Гончаровой, Ю.Ф. Лащук и др.
Рассматриваемые работы ориентируют в методологических подходах, культурологических, психолого-педагогических, искусствоведческих аспектах в разработке концепции региональной системы про
фессионального образования в сфере НДПИ. Однако ни одно из вышеназванных исследований не рассматривает целостно данную проблему.
Наше исследование является составной частью региональной программы непрерывного художественно-эстетического образования школьников и студентов в Краснодарском крае, одобренной Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством культуры России (1997 г.). В соответствии с предложенной концепцией разработки регионального компонента профессионального образования, в крае действует разветвленная сеть образовательных учреждений.
Проанализированные и отмеченные нами противоречия, где с одной стороны в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт обучения и воспитания в сфере народного художественного творчества, внедрены новые оптимальные технологии, а с другой — отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национально-региональных традиций, и послужили основанием для разработки концепции и внедрения в образовательный процесс региона системы профессионального образования в сфере НДПИ.
Критическое осмысление психолого-педагогической литературы, опыт других регионов профессионального образования в сфере НДПИ, позволили сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные разработки различных аспектов, до настоящего времени:
- недостаточно разработана система обучения и воспитания специалистов НДПИ на Кубани;
- отсутствует классификация видов и жанров НДПИ на Кубани, которая бы стала основой региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ;
- не разработаны интегрированные компоненты концепции системы образования в сфере НДПИ;
- технология формирования знаний, умений и навыков в системе профессионального образования в сфере НДПИ на материале регионального народного искусства требует осмысления и конкретизации, что должно стать основанием для внедрения эффективной методики обучения;
- не выявлены народные мастера Кубани и не используется их опыт в процессе подготовки специалистов в сфере НДПИ;
- отсутствует методика обучения НДПИ Кубани, методическое обеспечение профессионального образования в сфере НДПИ.
Таким образом, хотя в отечественной педагогике и накоплен богатейший опыт обучения и воспитания специалистов в сфере НДПИ, внедрены новые оптимальные педагогические технологии, но в регионах отсутствуют системы подготовки специалистов в этой области, основанные на принципах сложившихся национально-региональных традиций, в том числе и концепция региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ в Краснодарском крае. Этим и обуславливается тема предоставленного диссертационного исследования и обозначается проблема.
Проблема исследования - создание и реализация концепции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ, позволяющей обеспечить эффективную подготовку специалистов в этой области.
Цель исследования - разработка концепции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ на примере Краснодарского края.
Объект исследования - система профессионального образования в сфере НДПИ.
Предмет исследования - система профессиональной подготовки специалистов в сфере НДПИ.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) разработать концепцию региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ;
2) раскрыть психолого-педагогические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ;
3) исследовать социально-исторические основы формирования региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ;
4) дать классификацию видов НДПИ на Кубани;
5) изучить опыт народных мастеров Кубани и его внедрение в процесс подготовки специалистов региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ;
6) раскрыть структуру и сущность основных компонентов региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ; разработать авторскую методику обучения в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ, подготовить методическое обеспечение (программы, учебно-методические пособия, учебники, хрестоматии и др.).
Гипотеза: региональная система профессионального образования в сфере НДПИ будет эффективной, если:
- будет разработана концепция региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ и внедрена в систему регионального профессионального образования в сфере НДПИ;
- будет выявлен и исследован опыт народных мастеров Кубани и использован в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ;
- будут выявлены и классифицированы виды НДПИ Кубани и использованы в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ;
- будет создана авторская методика, направленная на совершенствование образовательного процесса подготовки специалистов в системе профессионального образования и региональном профессиональном образовании в сфере НДПИ.
Методологической и теоретической основой исследования являются современные философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития образования, научно-исторический объективный подход к изучению явлений народной художественной культуры, единство исторического и логического в исследованиях общественных явлений, общего, особенного и единичного во взаимосвязи и взаимодействии фактов с учетом новых подходов к изучению культурных процессов в системе профессионального образования специалистов НДПИ, а также современной общедидактической теории определения содержания конкретного образовательного процесса.
Важными для нашего исследования явились методологические выводы и положения М.А. Некрасовой: об определении народного искусства как духовного феномена, особого вида творчества, раскрытия его функций и форм бытования в России, понятия «народный мастер» и др.; Н.И. Бондаря: об изучении «ядра общекубанской традиции», традиционной культуры кубанского казачества, календарных праздниках и обрядах и др.; Н.И. Ильминского, А.С. Рачинского, К.Д. Ушин-ского, развивающих исторически сложившийся в России духовно-нравственный опыт народной педагогики.
При разработке концепции региональной системы профессионального образования специалистов в сфере НДПИ, которая является инновационной по отношению к деятельности педагога, учитывался
опыт отечественной концепции гуманистического воспитания В. А. Сухомлинского. Введение регионального материала предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся и студентов, и в этой связи учитываются исследования М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина.
Большое значение имеют труды отечественных дидактов Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, психологов П.Я. Гальперина, В.Д. Давыдова, и др.; педагогические исследования Т.И. Баклановой, В.А. Барадулина, Ю.М. Максимова, В.Ф. Максимович, Т.Я. Шпикаловой; труды, рассматривающие принципиально важное понятие теории НДПИ - «народный мастер», которое дано М.А. Некрасовой; труды по кубанской культуре и образованию; центральная и региональная периодика.
Эмпирическая база исследования дает возможность раскрытия сущности НДПИ и адекватного понимания образовательных процессов, их противоречий, способствует поиску их разрешения и позитивного функционирования.
Самостоятельную группу источников представляют официальные документы, издаваемые центральными и местными органами образования, в виде школьных программ, учебных планов, учебников, учебных пособий, инструктивно-методических материалов, бюллетеней, приказов, постановлений, брошюр, писем и т. п.
В исследовании использован комплекс методов: методы полевых исследований, наблюдение, анализ, систематизация данных искусствоведения и педагогики, изучение архивных документов; сравнение, сопоставление; обобщение фактов, идей, источников, целенаправленно отобранных для исследования; анализ и оценка выявленных тенденций и перспектив; систематизация представлений, понятий, идей, воззрений в области НДПИ и методики обучения; педагогический эксперимент, интервьюирование, сопровождаемое видеозаписью.
Опытно-экспериментальной базой исследования были Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), Краснодарский Краевой колледж культуры, Центр образования Карасунского округа г. Краснодара, Кубанский центр народных художественных ремесел, Краснодарский институт дополнительного профессионального педагогического образования, где внедрялась разработанная автором концепция региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ.
Проведению исследования способствовал более чем 30-летний опыт работы автора исследования в качестве учителя народного декоративно-прикладного искусства, доцента, заведующего кафедрой НДПИ КГУКИ.
Основные этапы исследования. На первом этапе (1984-1990 гг.) - подготовительном - изучалась научно-педагогическая, психолого-педагогическая, периодическая литература по вопросам функционирования государственной системы образования, а также ее совершенствования посредством применения новейших для данной темы методов, форм, средств воспитания и обучения. Была выдвинута первоначальная рабочая гипотеза регионального профессионального образования в сфере НДПИ. Осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводились фольклорно-этнографические экспедиции, полевые исследования с целью изучения НДПИ Кубани. На основе проведенного исследования были разработаны соответствующие учебные программы и методические рекомендации, подготовлены к печати учебные пособия.
На втором этапе (1991-1998 гг.) продолжалось изучение научной литературы, проводился сбор материалов для подготовки научных статей. Уточнялись теоретические позиции диссертационного исследования: были разработаны основные концептуальные подходы к организации и совершенствованию региональной системы профессио пального образования в сфере НДПИ, определены основные направления исследования. Для проведения опытно-экспериментальной работы по совершенствованию системы профессионального образования в сфере НДПИ нами был выбран Краснодарский край, где осуществилась попытка реализовать на практике ряд теоретических обобщений, экспериментально проверить результаты предварительных выводов. В ходе краевых, городских совещаний директоров общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, руководителей вузов и дополнительного образования уточнялись функции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ в системе регионального образования Краснодарского края. Дан анализ полевых исследований, архивных материалов.
На третьем этапе (1999-2003 гг.) проводилась обработка данных, осуществлялось обобщение результатов опытно- экспериментального исследования и внедрение их в практику работы учебных заведений. Была закончена разработка концепции региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ на примере Краснодарского края. Было оформлено диссертационное исследование, подготовлены и изданы монографии - «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность», «Современное состояние преподавания народного декоративно- прикладного искусства в многоуровневой системе подготовки специалистов на Кубани» и учебно-методические пособия с учетом выявленных региональных особенностей НДПИ.
Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты содержат решение крупной научной проблемы: выявлены теоретические подходы и сформулированы необходимые методические рекомендации для организации и успешного функционирования ре гиональной системы профессионального образования в сфере НДПИ в условиях Краснодарского края. Впервые в педагогической теории:
1. Проанализирована система профессионального образования в сфере НДПИ с учетом региональных особенностей, оснащенность учебного процесса образовательными программами, учебными пособиями, видеоматериалом и т. д.
2. Исследовано современное состояние НДПИ Кубани, дана классификация видов НДПИ Кубани, определены функции НДПИ Кубани. На основе анализа полевых фольклорно-этнографических материалов и архивов выявлены закономерности функционирования и развития НДПИ на Кубани форм их бытования, ученичества, деятельности народных мастеров-носителей местной традиции; исследованы и описаны технологии изготовления художественных изделий, раскрыт механизм естественной передачи традиции; выявлены особенности происхождения этого механизма, преемственные связи в НДПИ.
3. Разработана и проверена на практике концепция региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ, научно обоснованы ее принципы, изложена авторская методика обучения НДПИ, основанная на учете аутентичных народных традиций Кубани.
4. Разработаны, процессуально выстроены в контексте задач профессионального образования и проверены на практике научно- методические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие педагогической теории и практики, представляет собой новый взгляд на проблему совершенствования региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ. Результаты исследования выводят на новый уровень теоретического осмысления изучаемой проблемы. Вскрыты исторические истоки НДПИ, дана периодизация истории и классификация НДПИ Кубани. Изучение регионального опыта обучения в сфере НДПИ способствует более широкому теоретическому познанию законов формирования локальных традиций культуры и образования.
1. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что теоретические выводы и положения, выдвинутые и обоснованные в диссертации, эффективно использовались и могут быть применены в практике регионального профессионального образования в сфере НДПИ, в решении задач модернизации российского образования. Их суть сведена к следующему: • Диссертационное исследование содержит новые теоретические и экспериментальные результаты, совокупность которых подтверждает целесообразность использования предлагаемой региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ.
2. Осуществлено практическое внедрение региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ в ряде образовательных учреждений Краснодарского края.
3. Результаты исследования внедрены в практику обучения в средних специальных заведениях, вузах по специальности «народное художественное творчество».
4. Материалы исследования нашли отражение в монографиях диссертанта «Современное состояние преподавания народного декоративно-прикладного искусства в многоуровневой системе подготовки специалистов на Кубани» и «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность»; в программах курсов, учебных пособиях, методических материалах, в научных статьях (более 30), которые широко используются в системе профессионального художественного образования.
5. Разработаны комплексная авторская методика подготовки специалистов для системы образования в сфере НДПИ, образовательные программы и методические пособия для средних специальных учебных заведений, вузов по основным шести видам НДПИ - вышивке, плетению, резьбе по дереву, ткачеству, кружеву, гончарному искусству.
6. Положения и рекомендации исследования могут быть использованы при подготовке методических пособий для педагогов художественных образовательных учреждений по таким предметам, как «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство», а также другим дисциплинам специального профиля.
7. Идеи диссертации использованы в комплексной программе «Региональная система непрерывного художественно-эстетического образования: народное декоративно-прикладное искусство», которая была отмечена дипломом первой степени в конкурсе администрации Краснодарского края на лучший инновационный педагогический проект (1997) и удостоена Государственной премии администрации Краснодарского края в области культуры (1998).
8. Исследование обогащает фонд как региональной педагогической, так и специально-художественной областей, расширяет тематику спецкурсов, спецсеминаров в системе профессионального образования студентов вузов культуры и искусств, институтов повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность результатов исследования подтверждается системным анализом итоговых результатов работы. Достоверность выводов и обобщений также следует из общей логики исследования; обеспечивается непротиворечивостью методологической, теоретической и практической обоснованности основных положений; подкреплена совокупностью источников и документов, которые содержат тщательно проверенную информацию о состоянии работы региональной системы образования, профессионального образования в сфере НДПИ. Она заключается также в том, что разрабатываемая с 1990 г. концепция, целевая комплексная программа «Система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения», стали основой эффективной организации художественно-эстетического образования и воспитания в ряде школ и лицеев Краснодара, в сельских школах региона и используются в подготовке учителей региональной системы профессионального образования в сфере ЫДПИ.
Апробаціиі и внедрение результатов исследования. Предварительные результаты и ход исследования по проблеме освещались в докладах на всесоюзных конференциях (Москва 1984, 1985, 1988 гг.); краевых совещаниях руководителей вузов, ссузов (Краснодар 1989, 1990 гг.); всероссийских научно-практических конференциях (Чебоксары 1992 г., Ульяновск 1993 г.); всероссийских конференциях, организованных Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ по проблемам подготовки кадров в сфере НДПИ (Санкт-Петербург 1992 г., Нижний Новгород 1994., Москва 1995 г.); в научном сообщении «Народное декоративно-прикладное искусство Кубани» и выставке работ в рамках Правительственной Программы «Российско-Европейский диалог» (Люксембург, 1996 г.); обсуждались в ходе методических семинаров (Краснодар 2000, 2001 гг., Москва 2002, 2003 гг.). Отдельные положения исследования были изложены автором на заседании межотделенческого Совета по проблемам традиционного декоративно-прикладного искусства в системе непрерывного профессионального образования (РАО). Внедрение результатов исследований осуществлялось в ходе чтений лекций слушателям ФППК Кубанского государственного университета, директорам школ в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования, чтения спецкурсов студентам Краснодарского государственного университета культуры и искусств, а также в ходе печатных публикаций, теле- и радиовыступлений.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Учитывая современные тенденции роста самостоятельности регионов России во всех сферах социальной и культурной жизни, в
том числе и в сфере профессионального образования, а также своеобразный, самобытный духовный потенциал, исторически сложившийся в них, представляемая авторская концепция «Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства» может стать научно-методической основой учебного процесса.
2. Одним из условий реализации предложенной концепции является использование выявленных и впервые классифицированных видов НДПИ Кубани, что способствует сохранению и развитию восточнославянской традиции путем ее аутентичного освоения.
Изученный и обобщенный опыт народных мастеров Кубани должен стать фундаментом содержания учебных предметов по НДПИ, возможность этого подтверждает процесс подготовки специалистов в этой области, знающих традиции народного искусства и владеющих механизмом их передачи. А это, в свою очередь, позволяет понять ме ханизм передачи народной традиции, нравственную основу народного искусства, разработать комплекс методов и приемов в обучении специалистов указанного профиля.
4. Авторская методика, предназначенная для региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ, должна быть подкреплена методическим обеспечением (программы, пособия), и этим значительно облегчается ее внедрение в педагогическую практику.
Структура и объем диссертации подчинены поставленным целям и задачам. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общий объем исследования составляют 262 стр.
Предпосылки развития и формирования концепции региональной системы профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства
В Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в статье 8, в числе основных задач высшего учебного заведения, значится сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, на изучение уклада жизни и форм национального опыта. Сегодня, как никогда, необходима защита национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особую роль всегда играло народное искусство. Таким образом, образование, в том числе профессиональное, рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества.
Восстановить механизмы передачи традиций от поколения к поколению с помощью фольклора, - вот в чем мы видим главную перспективу реализации системы профессионального образования в сфере НДПИ в России, опираясь на основы «Рекомендаций по сохранению фольклора», принятых Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 15 ноября 1989 года.
Трудности в экономике и политике, которые испытывает сейчас Россия, связаны во многом с недостаточным учетом особенностей нашего традиционного менталитета. Нельзя не признать, что это стало одним из факторов возникновения межэтнических конфликтов [343], привело к потере некоторой частью населения, особенно молодежью, духовно-нравственных ориентиров, создало серьезные социальные проблемы [272, 275, 283].
В последнее десятилетие в нашей стране ведется активная наработка материалов по подготовке высококвалифицированных исследователей и преподавателей народной художественной культуры, поддержке творчества самобытных народных мастеров. В этом важную роль сыграло утверждение Государственных образовательных стандартов и других нормативных документов, на основе которых в настоящее время создается система профессионального образования в том числе и в сфере НДПИ [273].
Убедительным свидетельством повышения внимания государства к проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций является содержание, следующих принятых за последние десять лет, законодательных и нормативных документов, как:
Конституция (Основной закон) Российской Федерации (1993 г.), гарантирующая «свободу художественного творчества, право граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а также заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры» (Гл.2, ст.44, п.п. 1-3);
Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.) раздел 4 «Национально-культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 22 марта 1995 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации»;
Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации 1996 г.» (1997-1999гг.);
Федеральный закон «О народных художественных промыслах» 6 января 1999г; Указ Президента и Постановление от 6 января 1999, 2003гг.;
«Национальная доктрина развития образования» (утверждена в феврале 2000 г.);
Постановление Правительства РФ от 18 января 2001г. №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественным достоинством»;
Постановление Главы Администрации Краснодарского края от 21 октября 2003г. № 998 «Об определении мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Краснодарском крае».
Разработка данных документов в полной мере соответствует Рекомендации ЮНЕСКО в части создания государствами-членами правовой базы сохранения фольклора и распространения в обществе заложенных в нем духовно-нравственных ценностей.
Все это ставит перед российскими учеными задачу развития/проведения качественно новой региональной политики с учетом функционирования образовательных учреждений на определенной территории, которая, вместе с тем, является элементом социально-культурной системы и должна ориентироваться на реальные условия и специфические особенности региона.
Мы учитывали главные положения российской региональной программы о сохранении и использовании наследия на современном этапе, которые основаны на следующих принципах:
Психологические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства
Выдающийся древнегреческий философ Аристотель в своих трудах «О душе», «О памяти» и др. выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим [16]. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека. Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественнонаучную, биологическую почву. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психологический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии.
Психологические основы подготовки специалистов в региональной системе профессионального образования в сфере НДПИ определяются целями образования, особенностями процесса усвоения, характером и возможностями развития обучающегося (учащегося или студента) и т.п.
Концепция региональной системы профессионального образования в сфере НДПИ учитывает то, что на восприятие учащихся и студентов влияют такие факторы, как индивидуальность воспринимающего, социальная среда, в которой формируется личность и т.д. Следовательно, индивид не может не находиться в прямой зависимости от своеобразия национально-регионального мышления, от своей национальной культуры. Поскольку на восприятие обучаемых оказывает большое влияние своеобразие региональной традиционной культуры, большое значение в процессе изучения НДПИ приобретает управление процессом восприятия традиций родной культуры.
Восприятие по определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре», трактуется как «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Восприятие формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами» [305, с.44-45].
В учебной ситуации способности восприятия и мышления формируются при помощи специальных форм работы - бесед, подготавливающих восприятие произведений НДПИ, наблюдения. Только слияние интеллектуального и эмоционального способов восприятия является основой постижения произведения. Важным является не только умение эмоционально реагировать на произведения народных мастеров, но и мысленно воспринимать их, то есть понимать. Понимание трактуется нами как мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека [305, с. 206]. Восприятие и понимание происходит через эмоции.
Всестороннее изучение произведений НДПИ неразрывно связано с пониманием эстетической природы художественного образа и со специфическим соотнесением его с конкретно-чувственным своеобразием содержания данного произведения. Вскрытие этого единства невозможно вне конкретной практической деятельности. В процессе изучения произведений народного искусства обучаемые должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков, связанных с произведениями НДПИ. Образная структура произведения народного творчества связывает элементы регионально-национального языка и наделяет их определенным" эмоциональным состоянием, представлением и пониманием.
Специфическими свойствами восприятия НДПИ являются определенные сложности в его изучении как семантической, так и коммуникативной функций. Известный фольклорист В.Е. Гусев в работе «О специфике восприятия фольклора» в книге «Творческий процесс и художественное восприятие» обратил внимание на глубокое замечание исследователя - психолога P.M. Грановской, о роли восприятия и памяти в жизни фольклора в том, что память и восприятие -звенья одной цепи; их взаимосвязь и взаимозависимость делают их элементами развивающегося цикла: действие - восприятие — сохранение - воспроизведение - измененное действие и т.д. Народные мастера хранят традицию и развивают ее, изменяя содержание элементов структуры народного искусства, соответственно изменениям в окружающей действительности.
История возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства и системы образования на Кубани в сфере обучения народному декоративно- прикладному искусству
Известно, что НДПИ в России, возникшее в доисторические времена как крестьянское искусство, сегодня превратилось в мощный пласт НДПИ, который необходимо рассматривать как искусство, являющееся не просто средством воспитания, что очень важно, но и базой развития личности, его образования, в том числе и профессионального. Изучение теории и практики существующего профессионального образования в системе НДПИ, от которого зависит судьба ценнейшей отрасли национальной художественной культуры, представляет большой научный и практический интерес.
НДПИ является одним из древнейших видов человеческой деятельности. Вышивка, плетение, кружево, гончарное искусство, ткачество, резьба по дереву и др. в своем развитии прошли несколько этапов: от простых технологий и форм, до усовершенствованных технологий и мастерства. В народном искусстве через внешние видимые формы человек стремился выразить свой внутренний мир. Язык форм изделий формировался и реализовался как поиск форм, соответствующих внутреннему опыту мастера. Человек живет в мире вещей. К их числу относятся посуда, рушники, одежда. Возникает естественное желание украсить предметы быта орнаментом, придать эстетичный вид, сообразный своему внутреннему видению мира, также с учетом, географических и климатических условий. Украшая свои предметы быта, делая их произведением искусства человек, придавал им особый смысл своей философии и эстетического вкуса. Такая форма деятельности обладала и этнической спецификой, занимая особое место в системе традиционной культуры каждого народа. Декоративно-прикладное искусство народа способствует, таким образом, и формированию этнического самосознания, сохранению и передаче народной системе ценностей.
Однако даже в рамках одной этнической группы, традиция народного искусства неоднородна. Так, например, в процессе освоения восточными славянами новых территорий, отличающихся природно-климатическими и прочими особенностями в ходе адаптации к новой среде, возникают варианты в вышивке, гончарстве, резьбе, плетении, ткачестве, костюме, появляются новые локальные центры со своими характерными особенностями. Об этом свидетельствуют археологические, ранние письменные источники, специальная терминология.
Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурами, способствуют формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются в жизнедеятельности народов. В результате действия этих процессов в культуре этноса образуются региональные особенности [66, с.9].
К числу локальных традиций относится культура кубанского казачества и, шире, восточнославянского населения Кубани.
История заселения Кубани славянами и формирования кубанской восточнославянской культурной традиции нами была изучена по трудам Ф.А. Щербины; Н.И. Бондарь, а также по работам Н.А. Гангур.
В историко-этнографическом справочнике «Народы мира» дается определение славян как крупнейшей в Европе группе родственных народов, которые подразделяются на три ветви: восточные, южные и западные. К восточным славянам относятся русские, украинские, белорусы [278, с.408]. Этнографическая наука накопила значительное количество фактов и наблюдений, связанных с восточнославянскими народами, в которых рассматриваются этнические и этнокультурные проблемы, материальная и духовная культура восточных славян. Определяя этнокультурную ситуацию на Кубани, Н.И. Бондарь отмечает, что славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X - XII веках на Тамани существовало древнерусское Тьму-тараканское княжество. Но предки нынешнего славянского населения появляются здесь после длительного перерыва - с XVIII века. В 1710г. на Кубани находят пристанище некрасовские казаки [57, с. 10]. С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографическая группа - черноморское и линейное казачества. Процесс заселения Кубани осуществлялся с Дона, Запорожья, Харьковской, Полтавской, Черниговской, Воронежской и других губерний и происходил в несколько этапов [66,с.5]. Основу составили запорожские и донские казаки, и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенных сюда для несения пограничной службы и освоения целинных степей. Последующие взаимодействия этих групп, а также образование Кубанской области и Кубанского казачьего войска в 1860 году привели к возникновению субэтноса кубанского казачества - кубанские казаки, имеющего отличия, как от русских, так и украинцев в языке и культуре, что нашло отражение и в самосознании. В настоящее время казачье население края, его большая часть, является этнографической группой русского этноса, то есть оно утратило ряд важных культурных и психологических признаков, ранее ему присущих.