Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Столица Александр Александрович

Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза
<
Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Столица Александр Александрович. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Столица Александр Александрович; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Таганрог, 2008.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/490

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Концептуальные основы становления и развития педагогического потенциала православной духовной музьпси

1.1 Православная духовная музыка как феномен отечественной культуры: история развития и становление традиций 14

1.2. Теоретические основы педагогического потенциала православной духовной музыки 55

Выводы первой главы 82

ГЛАВА 2. Реализация педагогического потенциала православной духовной музьпси в подготовке педагога-музыканта

2.1. Модель обучения студентов музыкально педагогического профиля православной духовной музыке 85

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза

Выводы второй главы 145

Заключение 149

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В результате перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике в постсоветский период, была отвергнута официальная советско-партийная идеология, однако разрушились и многие духовно-нравственные ценности

Процесс утраты духовности в России, как отмечают Т. И Власова, И А Соловцова и др , имел катастрофический характер Сегодня перед современным обществом стоит задача восстановить историческую память народа, что означает—восстановить нравственные ориентиры, ценность культуры, духовные традиции Эту задачу должны решать в первую очередь те, кто по роду своей деятельности призваны приобщать людей к национальной культуре, используя для этого образовательный потенциал того вида искусства, которым они овладевают в процессе обучения в вузе, в том числе педагоги-музыканты

В ситуации модернизации российского образования возникает острая необходимость радикального пересмотра оснований образовательной практики и педагогической деятельности в подготовке будущего учителя музыки С позиций педагогики осмысление высших духовных ценностей несет в себе православная духовная музыка, которая в живом социальном опыте опирается на объективную сферу — на ценности, возвышающиеся над личностью и придающие ей значимость Образцы высокого искусства, национальных музыкальных традиций полно и ярко представлены в православной духовной музыке, отражающей нравственно-эстетические идеалы человечества

По мнению русских философов И А Ильина, В С Соловьева, П А Флоренского, менталитет русского народа сложился под влиянием православной культуры Русскому человеку свойственны любовь и смирение, общение с ближними и устремление всех помыслов к воцерковленной, одухотворенной православной жизни, переход от воспитания к душепопечению Эти положения актуализируются в наши дни, когда, по данным социологических исследований, с одной стороны, увеличивается количество воцерковленных людей и воцер-ковленных семей, с другой—возрастает интерес к православной культуре во всех ее проявлениях, в том числе к православной духовной музыке Поэтому в качестве одного из возможных путей становления и развития профессиональных и личностных качеств будущего педагога-музыканта, по мнению С П Барковской,И В Кошминой,Л А Чугу-новой и др , является приобщение его к национальной музыкальной культуре в контексте изучения православной духовной музыки

Модернизация системы российского образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое обеспечивает профессиональную подготовку будущего учителя музыки к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, успешную реализацию педагогического потенциала разнообразных музыкальных средств, в том числе православной духовной музыки Приоритетной задачей высшего педагогического образования в современных условиях является профессиональная подготовка учителя музыки, владеющего знаниями, умениями и навыками, ориентированного на духовные ценности, способного нестандартно мыслить, творчески работать В процессе обучения будущий педагог-музыкант изучает основы православной духовной музыки, являющейся частью общенациональной музыкальной культуры Практическое владение хормейстерскими и хоровыми навыками будет способствовать полноте подготовки, формированию профессионально-личностной культуры будущего учителя музыки, обогащению его творческого потенциала, развитию потребности в общении с отечественной культурой, что необходимо для его самосовершенствования, самоопределения и самореализации

В науке сложились определенные теоретические предпосылки для решения проблемы реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза Общие вопросы философии православного искусства рассмотрены в трудах И А Ильина, А Ф Лосева, В В Соловьева, П А Флоренского Психологические аспекты воздействия музыки на психику человека и психологические аспекты освоения музыкальной деятельности рассматривали представители музыкальной психологии (Т Р Владышевская, В В Иванова, Т В Чередниченко) Общие вопросы музыкального образования нашли отражение в трудах представителей «педагогики искусства» (А С Петелин, Л Н Романов^ И Сикур) Вопросы подготовки педагога-музыканта в системе непрерывного музыкального образования исследовали Ю М Лот-ман, Л А Рапацкая, В П Матонис Однако многие важные вопросы, связанные с использованием образовательно-воспитательного потенциала православной музыки в процессе подготовки педагога-музыканта, остаются слабо разработанными Так, не выявлены содержательные характеристики православной музыки как образовательно-воспитательного феномена в современной образовательной ситуации, не раскрыты функции православной духовной музыки, через которые реализуется ее педагогический потенциал в образовательном процессе педагогического вуза с учетом специфики деятельности

будущего учителя музыки, в педагогической литературе недостаточно четко сформулированы условия, при которых наиболее полно реализуется педагогический потенциал православной духовной музыки

Наряду с теоретическими сложились и практические предпосылки для построения модели реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза К ним можно отнести реализацию концепции непрерывного образования, тенденцию гуманитаризации образования, воплощающуюся через содержательную и процессуальную стороны подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, возникновение образовательных учреждений, в основе деятельности которых лежат национальные культурные ценности, появление учреждений дополнительного образования, где изучение православной духовной музыки является одним из ведущих направлений деятельности В настоящее время при многих храмах создаются воскресные и певческие школы, в которых изучаются история религии, православная музыка и церковное пение В государственных учебных заведениях (гимназия, колледж, лицей и др ) вводится факультативный курс «Духовное пение» С православной духовной музыкой знакомятся также учащиеся детских музыкальных школ, школ искусств и центров семьи и молодежи, в репертуар хоровых коллективов включаются произведения православной духовной музыки, что определяет востребованность подготовки соответствующих музыкально-педагогических кадров Однако эти явления еще не получили должного осмысления и теоретического обоснования

К настоящему времени сложились реальные противоречия между

высоким образовательным и воспитательным потенциалом православной духовной музыки и отсутствием в педагогике его теоретического обоснования с учетом современных социокультурных условии и ситуации в образовании,

социальным запросом на полноценную подготовку будущих учителей к преподаванию православной духовной музыки, составляющей основу национальной музыкальной традиции, и неразработанностью содержательных характеристик православной духовной музыки в их педагогическом аспекте,

законосообразным характером профессиональной подготовки и отсутствием в современной педагогике научно обоснованной модели преподавания специальных предметов в педагогическом вузе, которые обеспечивают приобретение знаний, умений и навыков в области православной духовной музыки как составляющей музыкально-педагогического профессионального образования,

— потребностью в новых методических подходах к преподава
нию музыкальных дисциплин в педагогическом вузе и недостатком
научно обоснованных программ, разработанных на основе интегра
ции православной и светской культурно-образовательной традиций

Проблема исследования состоит в неразработанности содержательных характеристик православной духовной музыки как фактора обучения и воспитания будущих педагогов-музыкантов

Это обусловило выбор темы нашего исследования «Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза»

Объект исследования — система музыкально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в современном образовательном процессе педагогического вуза

Предмет исследования—процесс реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в профессиональной подготовке педагога-музыканта

Цель исследования—обосновать процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки, реализующий педагогический потенциал православной духовной музыки

Гипотеза исследования: процесс реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в профессиональной подготовке педагога-музыканта будет эффективен при соблюдении следующих условий

искомая подготовка будет основана на специфических характеристиках православной духовной музыки как культурного феномена, отражающего особенности православной певческой традиции и духовного певческого образования,

реализация педагогического потенциала православной духовной музыки, проявляющегося в ее содержании и функциях, будет направлена на присвоение студентами системы ценностей, а будущий учитель будет обладать необходимыми системными знаниями о православной русской музыке, совмещать в себе два начала — духовное и профессиональное,

при разработке модели реализации педагогического потенциала православной духовной музыки будут учтены разные аспекты ценностей, нашедших воплощение в православной духовной музыке, — религиозно-православные, общекультурные и профессиональные,

программа обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке будет разработана на основе интеграции достижений православной и светской педагогики в области изучения музыкальных дисциплин

Задачи исследования:

  1. Выявить характерные особенности православной духовной музыки как культурного феномена

  2. Уточнить научное знание о функциях, содержании и структуре педагогического потенциала православной духовной музыки, реализуемого в процессе подготовки будущих учителей музыки

  3. Разработать модель процесса обучения будущих учителей музыке, реализующую педагогический потенциал православной духовной музыки

  4. Разработать программу обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке на основе интеграции идей светской и православной музыкальной педагогики

Теоретико-методологической основой исследования являются философские воззрения христианских мыслителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, положения русских религиозных философов и богословов И А Ильина, П А Флоренского, С Н Булгакова о роли музыкального искусства в духовном становлении человека, идеи о культурологическом понимании православного искусства (М М Бахтин, В В Бычков, Д С Лихачев), идеи аксиологического подхода к пониманию педагогической действительности и организации гуманитарного образования (П Ф Каптерев, Т В Лазарева), положения «педагогики духовности» об интеграции идей православной и светской педагогики (Т И Власова, И А Соловцова); исследования в области искусствознания и музыкознания об особенностях духовной музыки (В И Мартынов, И Гарднер), идеи целостного подхода о системности, структурированности педагогических явлений и процессов (Н М Борыт-ко,В С Ильин, Е А Михайлычев, Н К Сергеев), концепции личност-но ориентированного образования об организации педагогического процесса, ориентированного на самореализацию человека (Л А Попов, В В Сериков), положения, касающиеся специфики подготовки педагога-музыканта в системе непрерывного образования (Э Б. Абдул-лин,Л Г Арчажникова, Л А Рапацкая)

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс следующих методов:

теоретические — теоретический анализ литературы по проблеме, ретроспективный анализ, системно-структурный анализ фундаментальных понятий, моделирование,

эмпирические — анализ практики организации педагогического процесса, анализ учебных программ, методических пособий, методы наблюдения и анкетного опроса, методы математической обработки

результатов эмпирических исследований, констатирующий и формирующий эксперименты, педагогический консилиум

Экспериментальная база исследования Исследование проводилось на базе Таганрогского государственного педагогического института, муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2 имени А П Чехова» г Таганрога, областного педагогического лицея г Таганрога, православного центра семьи и молодежи г Таганрога, воскресной школы при Никольском кафедральном соборе г Таганрога В исследовании приняли участие 72 педагога и руководителя, 260 учащихся г Таганрога и 158 студентов музыкально-педагогического факультета Таганрогского государственного педагогического института Исследование проводилось в течение 17 лет (1990— 2007 гг) и включало три этапа.

Первый этап (1990—1998 гг ) —изучение и анализ имеющейся литературы по данной проблеме, критическое осмысление идей ведущих специалистов прошлого и современности по вопросам духовно-музыкального воспитания и формирования собственной педагогической позиции

Второй этап (1999—2002 г) — анализ известных технологий духовно-музыкального образования и определение концептуальных и методических позиций конструирования модели и авторской программы для музыкально-педагогического факультета педвуза

Третий этап (2003—2007 гг ) — разработка и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ результатов и оформление работы

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые профессиональная подготовка будущего учителя музыки рассматривается через реализацию педагогического потенциала православной музыки, обеспечивающего духовно-нравственное наполнение целевых, содержательных, процессуальных компонентов искомой подготовки, конкретизированы исследовательские процедуры выявления педагогического потенциала православной музыки, состоящие в культурно-историческом анализе ее становления и развития, процессов обучения, в системном анализе ее целевых, структурно-содержательных, функциональных, процессуальных аспектов, дополнено знание о реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в подготовке педагогов-музыкантов средствами выявления принципов, условий, форм организации этого процесса

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории профессионального музыкально-педагогическо-

го образования знаниями об организации процесса обучения православной духовной музыке, основанном на единстве образовательно-интеллектуального, нравственно-этического и художественно-эстетического компонентов Обобщение духовных ценностей православной музыки и способов их духовно-практического освоения вносит вклад в концепцию профессионального воспитания будущего учителя Аксиологический подход к организации профессиональной подготовки в вузе развивает и дополняет положения «педагогики духовности» об интеграции идей православной и светской педагогики

Практическая ценность результатов исследования выражается в том, что отраженные в исследовании теоретические положения и выводы помогут педагогам, работающим в области музыкально-педагогического образования, осмыслить реальный процесс подготовки специалиста в педагогическом вузе, выработать методы такой подготовки в соответствии с современными требованиями и национальными традициями Разработанные модель и программа обучения духовной православной музыке, методические материалы, рекомендации могут быть использованы на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов и в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, основу которых составили исследования по философии, психологии, общей и музыкальной педагогике, искусствоведению и культурологии, целостным подходом к решению поставленной проблемы, устойчивой повторяемостью результатов, единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью выборки, научно обоснованными показателями экспертных оценок теоретических знаний и исполнительского мастерства студентов в интерпретации произведений православной духовной музыки, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Православная духовная музыка как феномен национальной культуры имеет следующие особенности ярко выраженная ориентация на абсолютные духовные ценности, обращенность к внутреннему духовному миру человека, обеспечивающая его осмысление, дис-цнплинирование чувств и мыслей, целостность каждого музыкального произведения и их совокупности, составляющей музыкальную сторону церковного богослужения, существенная роль текста и его

философское осмысление с позиций важнейших вопросов бытия, сдержанность в применении внешних выразительных музыкальных средств, ясная, строгая мелодия с равномерным и четким ритмом и благозвучными аккордами, коллективный (хоровой) характер исполнения a capella Наряду с собственно религиозно-богослужебными задачами православная духовная музыка решала образовательную задачу (являлась способом художественного познания мира) и воспитательную задачу (единство нравственного и эстетического воспитания)

  1. Педагогический потенциал православной духовной музыки определен как совокупность воспитательных и образовательных средств и возможностей, содержащихся в духовно-творческом наследии христианских гимнографов, композиторов, и представлен единством образовательно-интеллектуального, нравственно-этического и художественно-эстетического компонентов, реализующих аксиологическую, мировоззренческую, воспитательную, гносеологическую, прогностическую, коммуникативную функции православной музыки В качестве системообразующей выступает аксиологическая функция, позволяющая представить структуру православной духовной музыки как систему различных ценностей, совокупность которых обеспечивает формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя музыки

  2. Модель обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке, направленная на наиболее полную реализацию потенциала последней, включает в себя принципы обучения (интеграции богословского, философского (аксиологического), психолого-педагогического, специально музыкального знания, ориентации на ценности, культуросообразности, диалогичности, проблемності!), условия (педагогические и организационные), обеспечивающие эффективность реализации потенциала православной духовной музыки, составляющие процесса обучения (историко-информационная, ценностно-смысловая, деятельностно-эстетическая, рефлексивно-оценочная), этапы специальной подготовки будущих педагогов-музыкантов певческий — освоение православной духовной музыки во всех ее компонентах и функциях —- и регентский — готовящий педагогов к передаче ценностей православной духовной музыки учащимся, формы работы по изучению православной духовной музыки Основной организационной формой реализации модели выступает авторский факультативный курс «Основы православной духовной музыки», в качестве дополнительных форм работы используются научные студенческие общества

4 В основе программы изучения православной духовной музыки лежит интеграция теоретических знаний и опыта изучения православной духовной музыки в религиозных образовательных учреждениях и подготовки педагогов-музыкантов в светских образовательных учреждениях Программа обеспечивает диалогическое взаимодействие между светскими и православными образовательными учреждениями на основе реализации педагогического потенциала православной духовной музыки

Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях на II Международной научно-практической конференции (г Таганрог, 2006), III Международной научно-практической конференции (г Таганрог, 2007), публикации материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях, периодической печати (всего опубликовано 8 работ, в том числе научных статей), в использовании разработанных в исследовании теоретических положений в выполненных и защищенных под руководством диссертанта курсовых и дипломных работах студентов Таганрогского государственного педагогического института

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в Таганрогском государственном педагогическом институте, МОУ «Гимназия № 2 имени А П Чехова», таганрогских областном педагогическом лицее, православном центре семьи и молодежи и воскресной школе при Никольском храме Результаты исследования представлены в докладах и выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Таганрогского государственного педагогического института (1990—2007 гг) и в учебно-методических разработках

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 182 с состоит из введения (11 с ), двух глав (гл 1 — 71 с , гл 2 — 64 с ), заключения (3 с), 3 приложений и библиографии (202 наименования) Текст диссертации содержит 6 таблиц и 4 диаграммы

Православная духовная музыка как феномен отечественной культуры: история развития и становление традиций

Духовная музыка в рамках художественной культуры России рассматривалась исследователями как целостный феномен (В.В. Бычков, Г.К. Вагнер, Т.Р. Владышевская, Н.А. Герасимова-Персидская), ведь именно хоровому пению - важнейшей части церковной службы, соединенному со словом дано возвысить и очистить душу от дурных помыслов, именно музыка выступает одним из главных носителей духовности — важнейшего качества человека [17, 18, 22, 27]. В познании природы русской души, ее духовного начала, именно музыка выступает тем ядром, вл котором первостепенное значение принадлежит не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними, тому ощущению прекрасного, которое они рождают, тому отзвуку в душе, который они вызывают.

Феномен культуры всегда находил свое отражение в процессах, связанных с воспитанием, просвещением, становлением человека. Неотъемлемой частью воспитания и просвещения личности является образование, следовательно, образование есть отражение культуры определенной эпохи. Культурная ущербность современного образования состоит в том, что знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности в этом мире оказались отодвинутыми на второй план, поэтому поиски модели образования, адекватной современному типу культуры и отвечающей новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных проблем современной педагогики.

Образование - сложный социокультурный феномен. Это, с одной стороны, вызывает «необходимость обращения педагогики к истокам образования - рассмотрение его как феномена и части культуры, как культуросообразную систему, культурообразующую среду и культурнотранслирующий процесс» [148, 29]. С другой стороны, в отечественной педагогике культурное пространство образования исследовано недостаточно, понятие культура, как это не парадоксально, до последнего времени не осмысливалось педагогикой, не включалось в её научный оборот.

В педагогике понятие «культура» используется как основной фактор-источник, откуда черпается содержание образования, и как социальный регулятив отражающий ценностные продукты духовной и материальной деятельности человека, как носителя и созидателя культуры. Сфера, где развивается способность человека к созданию целостной картины мира, совмещающую общую и личную цели развития, к творчеству и коллективному переживанию, - это сфера духовной культуры, представленная в формах эстетического светского и религиозного сознания. Одной из главных сфер религиозного сознания личности является музыка, которая играет уникальную роль в становлении и развитии личности с новым уровневым сознанием.

Музыка — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки; основные элементы и выразительные средства музыки — аранжировка, гармония, динамика, лад, мелодия, метр, ритм, тембр, темп; музыка обозначается нотами и реализуется в процессе исполнения (или воспроизведения записи).

«Музыка занимает ключевые позиции в системе духовной культуры, ибо в ней воссоздается движение чувств и его невыразимой словами конкретности». Музыка — вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающееся прямым и особо активным действием на чувства людей. Л.Н. Толстой говорил, что музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы» [152, 83]. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы. Они существуют не в материальной, предметной (если не считать их далеко не обязательной нотной записи), а идеальной форме.

Говоря о природе искусства, Ю.М. Лотман отмечал, что искусство это - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием. Поэтому «музыка, как один из видов творческой деятельности человека тесно связана с другими ее проявлениями, такими как религия, мораль, политика, техника, средства массовой информации» [83, 285]. Своим стремлением к некоему нематериальному идеалу музыка сохраняет наиболее тесные, исконные связи с религией. Это объясняется не только общностью их происхождения, но, прежде всего тем, что обе эти стороны духовной жизни человека относятся к его эмоционально-чувственной сфере. В доисторические времена, да и сейчас еще у сохранившихся «примитивных» племен, четкой грани между верой и восхищением красотой не существует. В действе первобытного колдуна и современного шамана слиты первоэлементы и религиозного, и эстетического переживания, и желание понять тайны природы и овладеть ими. До сих пор конечной целью, как религиозного акта, так и художественного произведения является катарсис - состояние души испытывающей своеобразное очищение, экстаз, чувство приобщения к чему-то высокому и непостижимому.

До недавнего времени в энциклопедических словарях, как общего характера, так и в специальных музыковедческих не давалось определения музыкальной культуре. Однако определялась ее главная составляющая -«музыка». Так в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в разделе «Музыка» мы находим, что в основе термина лежит греческое слово, обозначающее искусство муз, но у греков это понятие получило более широкое значение - гармоничное развитие человека вообще. Сегодня же значение этого слова сузилось и означает только музыкальное искусство. Авторы словаря рассматривают «музыку как один из видов художественной и творческой деятельности человека, которая сопровождала и развивалась вместе с человеком на протяжении разных исторических эпох» [37,12].

В Большой советской энциклопедии «музыка» определяется и рассматривается как вид искусства. «Музыка» — специфическая разновидность звуковой деятельности людей, которая имеет три разновидности: творчество, исполнительство и восприятие. Дополняют виды деятельности распространение, пропаганда музыки, научные исследования музыки, музыкальная критика, подготовка кадров. Творчество, исполнительство, восприятие и дополнительные виды деятельности образуют музыкальную культуру общества. Таким образом, в словаре содержится не только определение «Музыка», но и вводятся составляющие музыкальной культуры. Важным дополнением, на наш взгляд является то, что в словаре дается расшифровка развитой музыкальной культуры, основой которой является музыкальное творчество.

Теоретические основы педагогического потенциала православной духовной музыки

Е.В. Калийгода на основе культурологического похода анализирует становление и развитие духовной музыки в контексте культуры, отмечая, что в практике уроков музыки в общеобразовательной школе «педагоги должны активно использовать данный музыкальный материал в интеграционных уроках» [54, 12]. Заинтересованность учащихся может вызвать восприятие данной традиции в контексте ее бытования в культуре Руси в целом. Такими занятиями могут быть уроки гуманитарного цикла (МХК, литература, история, элективные курсы по истории религии и искусств). Но это не должно сводиться к иллюстративной функции предлагаемого музыкального материала, а всегда проясняться педагогом как самоценное явление во всей его полноте и многообразии [54].

Современному обществу необходимы такие педагоги-музыканты, которые обеспечивают грамотное обучение отечественной духовной музыкальной культуре. Знание и практическое владение хормейстерскими и вокальными навыками будут способствовать полноте подготовки, формированию личной культуры будущего учителя музыки, обогащению его творческого потенциала, развитию потребностей в общении с отечественной культурой, что необходимо для его самосовершенствования, самоопределения и самореализации. Поэтому желательным является изучение православной духовной музыки на музыкально-педагогических факультетах педвузов.

Е.В. Калийгода совершенно справедливо считает, что включение духовного материала в учебный процесс необходимо «начинать с формирования у будущих педагогов знаний этой традиции, как теоретических основ, так и практики распева» [54, 13]. Часто, осознавая свою недостаточную уверенность в данном вопросе, педагог сознательно уходит от использования в уроках такого богатого материала. Наше опытно-экспериментальное исследование показывает, что работа со студентами музыкально-педагогического факультета педвуза должна проводиться в двух направлениях. Студенты знакомятся с теоретическими основами в курсе «Духовная музыка и храмовый синтез», где рассматриваются разные аспекты церковно-певческой культуры, в ее контекстном бытовании. Этот момент является наиболее важным, так как и музыковедение, и музыкальная медиевистика как отдельные отрасли музыкальной науки видят объектом изучения компоненты богослужебного пения, зачастую не принимая во внимание необходимость целостного восприятия и интерпретации культурного феномена. Практическое освоение материала происходит также на двух уровнях. Контекстуальное восприятие духовного пения осуществляется благодаря рекомендованному посещению некоторых служб в храме, его структурным анализом, прослушиванием записей с целью сопоставления. Вторым уровнем является непосредственно исполнительская работа над образцами духовно-певческой традиции на теоретических и практических занятиях в педвузе. Наряду с произведениями выдающихся композиторов, сочинявших произведения в рамках этой традиции (П. Чесноков, А. Архангельский, А. Гречанинов, С.Рахманинов), в практическую работу со студенческим хором включаются духовные песнопения, знакомство с гласами как интонационной основой многих композиторских сочинений. Такой подход к освоению богатейшего пласта национальной культуры помогает формировать широко образованного специалиста, подготовленного к работе с учащимися не только над образцами западноевропейской музыкальной культуры, но и русской музыки до формирования композиторской школы.

Большой интерес также представляет «технология развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки», разработанная Л.А. Чугуновой [193, 98]. Приоритетной целью данной технологии является развитие духовных ценностей студентов путем объединения в неразрывное целое конкретных умений: приобретать знания; самостоятельно применять их на практике; вносить элементы новизны в свою педагогическую деятельность.

Все компоненты духовных ценностей реализуются на музыкальном факультете через такие формы, как лекции и семинарские занятия, индивидуальные занятия по предметам, хоровые занятия, хоровые практикумы, различные формы самостоятельной работы, проведение практики через систему заданий с элементами творчества. По мнению Л.А. Чугуновой, данная учебно-воспитательная работа являются обязательной, но не достаточной для того, чтобы в реальных условиях развитие духовных ценностей студентов произошло на высоком уровне. Традиционная система проведения учебно-воспитательной работы в педвузе потребовала введения «новой авторской технологии с учетом особенностей программ музыкального факультета» [193, 105].

Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в условиях системы непрерывного музыкального образования осуществляется на основе сквозных, сопряженных учебных планов, учебных программ и музыкально-педагогических практик. Формирование личности студентов посредством музыкального содержания требует изменений в методике преподавания. Введение человека в контекст музыкального мира православных норм и ценностей возможно через воздействие на глубокий внутренний мир личности будущего учителя музыки. Методы, воздействующие на сознание студентов музыкально-педагогического факультета, являются эффективными при условии применения новых способов, отличающихся спецификой своих приемов, силой воздействия на уровне ощущений: комфорта-дискомфорта, приятия-неприятия, притяжения-отталкивания.

Модель обучения студентов музыкально педагогического профиля православной духовной музыке

Третий год обучения включал овладение знаниями и умениями исполнения суточного богослужебного круга — вечерни, утрени, литургии и требных служб. Репертуар богослужений этого года зависел от выбора регента, однако ограничивался использованием изученного авторского репертуара. Умение «подобрать» репертуар к конкретному богослужению и качество его исполнения входило в оценку данного года обучения. Курс состоял из двух составляющих: управление певческим исполнением богослужения и подготовка к богослужению (занятия с богослужебным хором). Текущая оценка за практику складывалась из этих двух составляющих. В конце шестого семестра предусматривался экзамен (экзаменационная служба) по данному предмету.

Также в ходе эксперимента было определенно, что одним из условий эффективности процесса специальной подготовки является объединение всех учебных программ регентской школы на основе специального профилирующего церковно-певческого предмета - «Обихода церковного пения». В связи с этим, все учебные программы должны ориентироваться на: тексты (их смысл, их разбор и т.д.), изучаемые во время прохождения предмета «Обиход церковного пения»; обиход церковного пения (разбор гармонический, исполнительские и дирижерские особенности и т. д.).

Для формирования духовно-певческого мышления, практических регентских (учительских) знаний и умений учебный курс «Обиход церковного пения» был скорректирован с учетом духовно-практической направленности. При изучении этого предмета использовалась коллективно-хоровая форма обучения. Каждый ученик, распевая ту или иную богослужебно-певческую обиходную форму, работал с классом как с хором. При работе им особое внимание уделялось тексту: его переводу, значению и месту в богослужении. Для привлечения внимания к тексту в условиях данного предмета готовились самостоятельные домашние работы, которые затрагивали вопросы более доходчивого исполнения определенной молитвы.

СП. Барковская в своем исследовании «Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях» отмечает, что в связи с возрождением в нашем обществе религиозно-духовного направления культуры «как важного пласта, несущего традиции русского этноса», встала необходимость разработки и введения курса русской православной музыки в музыкально-педагогических училищах и колледжах [6, 28].

Будущие педагоги-музыканты должны в достаточной мере владеть теорией и практикой, связанной с данной областью музыки. Это продиктовано потребностью общества и связано с общими проблемами эстетического и нравственного воспитания студентов. В этой связи автором диссертационного исследования был разработан новый предмет «Русская православная музыка». Рациональное построение обучающего курса направлено на обеспечение естественного включения нового спецкурса в музыкально-профессиональный цикл ССУЗа. Он является предметом узкой специализации и имеет общие черты с такими предметами, как хороведение, хоровая литература, дирижирование, хоровой класс. Этот курс включает основной блок знаний, составляющий ядро предмета, представленный различными стилями и жанрами русской православной музыки. Вспомогательные знания должны раскрыть учащимся закономерности музыкального мышления, формообразования, особенности исполнения, произношения текста, дать учащимся методологические подходы в оценке православной музыки, понимании общечеловеческих и духовных ценностей [6].

Таким образом, мы видим, что изучение православной духовной музыки возможно и необходимо не только в общеобразовательных учреждениях, но и в культурно-образовательных учреждениях, что служит нравственному, духовному, эстетическому и интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

Рассмотрев программы обучения православных духовных учебных заведений, мы пришли к выводу, что современная православная педагогика может быть применима в светском образовательном процессе путем включения элементов религиозного образования в светское. Богатый опыт преподавания православной духовной музыки в духовных учебных заведениях способствует формированию определенной системы ценностей в государственных вузах, которые предопределяют поведение студента в различных обстоятельствах, а также делают насущной для него христианскую мотивацию поступков и решений. Это обеспечивает качественную профессиональную подготовку педагога-музыканта в педвузе.

Н.К. Сергеев в работе «Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования» обращает внимание на то, что «образ педагога, представленный в целях педагогического образования, имеет идеально-потенциальную природу, выступает как стратегический образ конечного результата деятельности. Его стратегичность задается прежде всего теми ценностями, жизненными смыслами, которые образуют ядро модели личности учителя - его мотивационную сферу, ее нравственно-мировоззренческую, профессионально-педагогическую направленность» [165;324].

Для повышения качества музыкально-педагогического образования и формирования духовно-нравственных качеств личности студента нами была разработана программа спецкурса «Основы православной духовной музыки», входящая в блок дисциплин предметной подготовки.

Потенциал духовной православной музыки частично реализуется при изучении дисциплин предметной подготовки Госстандарта ВПО специальности, включающей: историю русской зарубежной музыки, гармонию и полифонию, хороведение и хоровую аранжировку, хоровое дирижирование и чтение хоровых партитур, сольное пение, концертмейстерскую подготовку, народное музыкальное творчество и др.

Основным критерием духовного развития личности будущего специалиста в контексте его профессиональной подготовки является способность реализации основных видов профессиональной деятельности учителя музыки, включающей: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, научно-методическую, и организационно-управленческую работу.

Цель программы «Основы православной духовной музыки» - развитие духовно-нравственных ценностей и профессиональных качеств студентов средствами православной духовной музыки. Задачи программы: приобретение музыкальных знаний о духовной культуре. ознакомление студентов с основами православной духовной музыки; формирование образовательно-интеллектуальных ценностей; - развитие эстетического и художественного вкуса на основе лучших образцов православной духовной музыки; формирование нравственно-этических ценностей; овладение профессиональными исполнительскими навыками произведений православной духовной музыки.

Концепция духовно-нравственного воспитания в контексте культуры требует использования активных, разнообразных методов и форм в образовательной деятельности. Необходимо отметить, что сложность реализации данной программы состоит в следующем: педагог должен в достаточной степени владеть изучаемым материалом, иметь необходимое иллюстрационное оснащение (нотный материал, аудио- и видеозаписи, словарь церковно-славянских терминов, учебную литературу). [Приложение 3].

Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза

Модель обучения будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке, направленная на наиболее полную реализацию потенциала последней, включает в себя: принципы обучения; условия, обеспечивающие эффективность реализации потенциала православной духовной музыки; составляющие процесса обучения; этапы специальной подготовки будущих педагогов-музыкантов; формы работы по изучению православной духовной музыки.

В обучении следующие будущих педагогов-музыкантов православной духовной музыке реализуются следующие принципы: принцип интеграции богословского, философского (аксиологического), психолого-педагогического, специально музыкального знания, реализация которого позволит осуществить целостный подход к организации процесса обучения студентов православной духовной музыке и с наибольшей полнотой реализовать ее потенциал; принцип ориентации на ценности, означающий необходимость присвоения студентами в процессе обучения образовательно-интеллектуальных, нравственно-этических и художественно-эстетических ценностей; принцип кулътуросообразности, требующий осуществлять обучение в контексте национальной культуры, учитывать ее специфику, образовательный и воспитательный потенциал; принцип биологичности, реализуя который педагог не только вступает в диалог со студентом, но и организует его диалог с музыкальным произведением, помогает выявить заключенные в нем образы и смыслы, сформировать к ним собственное отношение, учит приемам восприятия, слушания, а затем и исполнения музыкального произведения; принцип проблемности, позволяющий сформировать у будущего педагога-музыканта такие качества, как активность и креативность.

Эффективность использования педагогического потенциала православной духовной музыки обеспечивается реализацией следующих групп условий: 1)педагогические условия: теоретико-педагогическое обоснование значимости православной духовной музыки в профессиональной и духовной подготовке будущих учителей музыки в интеграции с дисциплинами музыкально-предметной подготовки; целенаправленное формирование исполнительских навыков у студентов музыкально-педагогического факультета педвуза специфических для православной духовной музыки, выражающих особенности национальной культуры; учет и реализация воспитательного потенциала православной духовной музыки, прежде всего в сфере духовно-нравственного воспитания; эстетизация освоения студентами курса «Основы православной духовной музыки»; 2) организационные условия: связь подготовки учителей в вузе с другими ступенями непрерывного образования (музыкальная школа -общеобразовательная школа с углубленным изучением музыки -музыкально-педагогический колледж - музыкально-педагогический факультет педагогического вуза); востребованность общества в педагогах-музыкантах, имеющих профессиональную подготовку православной духовной музыки в свете реализации новых задач обучения и воспитания учащихся, обеспечивающие целостность, комплексность и непрерывность учебно-воспитательного процесса; организация деятельности педагога и студентов в виде синтеза различных форм обучения, включающей индивидуальные занятия, занятия с подгруппой, мастер класс, концертную деятельность.

В процессе обучения студентов православной духовной музыке можно выделить следующие составляющие: историко-информационная (направлена на усвоение знаний, совокупного опыта в процессе теоретической подготовки будущего учителя музыки; благодаря ей студенты осваивают главным образом образовательно-интеллектуальный компонент православной духовной музыки); ценностно-смысловая (предполагает формирование мотивов изучения и преподавания православной духовной музыки, поиск в ней собственных смыслов — как личностных, так и профессиональных, присвоение ценностей, на которые ориентирована православная духовная музыка, и принятие самой православной духовной музыки в качестве ценности; эта составляющая способствует освоению в первую очередь нравственно-этического компонента православной духовной музыки; деятельностно-эстетическая (направлена на формирование у студентов профессиональных умений, предполагающих эстетическое отношение к действительности и умение выражать это отношение через исполнение православной духовной музыки и в процессе обучения школьников православной духовной музыке; благодаря реализации этой составляющей происходит освоение студентами главным образом художественно-эстетического компонента православной духовной музыки; рефлексивно-оценочная (предполагает организацию диагностики и оценивания деятельности по изучению православной духовной музыки и выработку способов педагогического взаимодействия в процессе ее изучения; эта составляющая предполагает не только оценивание и управление со стороны педагога, но и самооценку студентами своей собственной учебной деятельности.

В процессе изучения православной духовной музыки реализуются певческий и регентский этапы, специфика которых обусловлена характеристиками православной духовной музыки как феномена культуры.

Данная модель реализуется в первую очередь через преподавание авторского спецкурса «Основы православной духовной музыки», особенностью которого является интеграция в нем теоретических знаний и опыта изучения православной духовной музыки в религиозных образовательных учреждениях и подготовки педагогов-музыкантов в светских образовательных учреждениях. Многолетняя опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность разработанной и обоснованной нами модели в профессионально-личностном развитии будущих педагогов-музыкантов в системе непрерывного образования.

Похожие диссертации на Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза