Введение к работе
Актуальность исследования. Кардинальные изменения в общественной и культурной жизни, быстро развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему высшего образования на подготовку специалиста не только профессионально грамотного, но и самостоятельного, творчески развитого и активного, критично и мобильно мыслящего, способного ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, адаптивного к непрерывному самообразованию.
Общепризнано, что самостоятельный труд студента, направленный на поиск, добывание нового знания, можно считать творческим. Поэтому одним из важнейших путей формирования творческой личности студента является вовлечение будущих специалистов в самостоятельную учебно—познавательную и научную деятельность.
Деятельностный подход к формированию личности специалиста в процессе учебной деятельности предполагает не только разработку содержания учебного материала с учетом структуры и особенностей творческой деятельности, но и такую организацию процесса обучения в вузе, которая обеспечивает переход (трансформацию) одного типа деятельности (учебной) к другой (профессиональной) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей и действий, средств, предметов и результатов.
Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема развития творческой самостоятельности имеет многоаспектный характер.
Она исследуется в контексте творчества как феномена, сопутствующего познавательной деятельности человека (В.И. Андреев, А. Бергсон, Д.П. Горский, В.Д. Грачев, М.С. Катай, A.M. Коршунов, М.К. Мамардашвили и др.). Психологию творчества и механизмы его осуществления рассматривают К. А. Абульханова-Славская, Ж. Ада-мар, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Д.Б. Богоявленская, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.Л. Гельмгольц, Ю.И. Кулюткин, А.Ф. Лазурский, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Э. Торндайк, 3. Фрейд, Э. Фромм, М.Г. Ярошевский и др.
В ряде работ решается проблема творческой личности и личности как субъекта творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Д. Богоявленская, Г.М. Гогоберидзе, А. Дистервег, В.Н. Дружинин, К.Н. Вентцель,
В.И. Загвязинский, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.П. Нечаев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров, В.А. Шаповалов, И.А. Шаповалова и др.).
В педагогике проблема творчества из теоретической плоскости переведена в практическую: творческое самоопределение в учебной деятельности студентов вузов исследовали Ю.М. Бородай, Л.С. Выготский, А. А. Сляднев, И.Э. Унт и др., влияние среды на развитие креативности — А. Бергсон, Н.М. Борисенко и др., профессионально-личностное саморазвитие в самостоятельно-поисковой деятельности обучающихся—такие ученые, как В.И. Горовая, В.М. Данильченко, В.А. Кан-Калик, А.И. Кочетов, А.И. Лискунов, СИ. Тарасова и др.
К вопросам развития творческих способностей обучающихся обращались в своей научной и педагогической работе многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, этнографы: М.Ю. Ай-базова, Г. Айзенк, Ш.А. Амонашвили, A.M. Анохин, Б.П. Богатырев, Д.Б. Богоявленская, И.Я. Богуславская, Г.Я. Буш, В.Ф. Вавилин, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, И.П. Волков, М. Воллах, Дж. Гилфорд, В.Н. Державин, В.М. Джашакуев, З.И. Калмыкова, А. Кес-тлер, З.К. Койчуева, А М. Кочетов, Т.В. Кудрявцев, B.C. Кузин, Л.И. Лавров, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лощилин, И.А. Майданник, А. Макарова, И. Мальцмен, А.Я. Матюшкин, Х.И. Махмутова, М.А. Некрасова, Я.А. Пономарев, И.Е. Репин, К. Роджерс, Н.Н. Ростовцев, Т.А. Сидорчук, Е.Л. Солдатева, К.В. Спенс, Р. Стернберг, Д. Тейлор, К. Тейлор, А.Е. Терентьев, Э. Торренс, Дж.Б. Уотсон, В.К. Шаповалов, О. Шленглер и др. В некоторых работах получили развитие взгляды ученых на проблему опыта творческой деятельности педагога как необходимого компонента его профессиональной подготовки и успешной организации учебного процесса в вузе (А.В. Беляев, К.Я. Вазина, И.В. Галактионов, СВ. Знаменская, И.Ф. Исаев, И.Л. Калошина, А.Н. Леонтьев, В.П. Намчук, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, М.М. Поташник, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин).
Позитивно оценивая накопленный педагогической наукой теоретический материал в области решения проблемы творчества и его педагогических аспектов, нельзя не отметить недостаточность теоретического осмысления основ формирования творческой самостоятельности и активности студентов в учебном процессе вуза, а также влияния на данный процесс профессиональной деятельности преподавателя.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, а также практики образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования выявил следующие объективно существующие противоречия:
между потребностью современной образовательной системы в динамичном развитии за счет педагогических инноваций и степенью готовности педагогов высших учебных заведений к творческой преподавательской деятельности;
между требованиями образовательной практики высшей школы к организации учебно-познавательной деятельности студентов в инновационном режиме и методической подготовкой студентов в данном направлении;
между современными требованиями к развитию системы высшего образования и реальными условиями организации учебного процесса в вузе;
между ценностями, профессиональными умениями и способностями педагогов вузов накапливать опыт творческой деятельности и практическим использованием их в реальном педагогическом процессе, основанном на репродуктивных методах обучения;
между потенциальными возможностями внеучебной деятельности для формирования у студентов творческой самостоятельности и существующей практикой организации внеаудиторных занятий.
В этой связи возникает проблема: какие педагогические условия в наибольшей степени способствуют формированию творческой самостоятельности студентов? Указанная проблема, а также ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования — содержание и процесс формирования творческой самостоятельности студентов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов в учебном процессе вуза.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческой самостоятельности студентов в образовательном процессе вуза будет эффективным если:
—разработана структура творческой самостоятельности учебно-познавательной деятельности студентов;
в образовательном процессе вуза созданы оптимальные условия, способствующие личностной самоактуализации, проявлению сущностных сил и творческого потенциала студентов;
при организации педагогического процесса учитываются индивидуально-личностные психологические особенности студентов;
-развитие опыта творческой самостоятельности студентов опирается на решение творческих задач с помощью различных педагогических приемов, имеет системный и последовательный характер;
— проведена диагностика личностных характеристик творческой са
мостоятельности обучающихся.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
-
На основе изучения научной психолого- педагогической, философской, методической литературы, а также обобщения передового педагогического опыта провести теоретико-методологический и философский анализ проблемы формирования творческой самостоятельности у студентов вузов в парадигме модернизации системы образования.
-
Определить аксиологические основы формирования творческой самостоятельности в процессе учебной деятельности.
-
Выявить особенности формирования творческой самостоятельности студентов как основы их успешности в будущей профессиональной деятельности.
-
Исследовать личностные характеристики творческой самостоятельности студентов и определить педагогические условия, способствующие их развитию.
Методологическую основу исследования составили: системный подход, позволивший решать исследуемую проблему в условиях целостного педагогического процесса; психолого-педагогические идеи обусловленности процессов формирования творческой самостоятельности с учетом формирования личности студента; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельностнои и творческой сущности человека как личности; деятельностный подход, позволяющий исследовать реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром и обеспечивать решение жизненно важных задач; идеи
личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении; теория развития творчества, дифференцированный и индивидуальный подходы.
Теоретической основой исследования являются: основные по
ложения теории социально-педагогического взаимодействия субъек
тов образовательного процесса (В.Г. Бочарова, И.В. Гребенников,
В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, И.В. Крупина, Р. Рамзей, и др.); идеи гума
нистического, личностно-ориентированного подхода к образованию и
воспитанию обучаемых (ПС. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Краса-
вицкий, Л.И. Куликов, В.Н. Никитенко и др.); работы, рассматрива
ющие особенности профессионального развития (О.А. Анисимова,
Л.М. Ахметзянова, Д.А. Белухин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина,
Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, А.К. Макарова и др.); идеи новаторс
кого похода к организации процесса обучения при модернизации выс
шего образования (К. Ангеловске, В.А. Гильманов, В.И. Загвязинс-
кий, Н.И. Лапин, А. Николе, А.И. Пригожий, СИ. Тарасова и др.);
теории и модели инновационных технологий в образовании (В.П. Бес-
палько, Л.И. Богомолова, М.В. Кларин, СИ. Мезенцева, Т. Сакамото,
Г.К. Селевко, Ф.А. Фрадкин и др.). .
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов: теоретические (анализ отечественных и зарубежных литературных источников, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по выбранной проблеме); эмпирические (праксиметрический метод, наблюдение, опросы — анкетирование и интерьвью, эксперимент); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, множественное сравнение).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три этапа.
На первом этапе (2002—2003 гг.) анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, накапливался эмпирический опыт в области изучения рсобенностей формирования творческой самостоятельности у обучаемых как одного из важнейших способов успешной подготовки будущих специалистов. Полученный материал позволил определить цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать гипотезу, разработать структуру творческой самостоятельности учебно-познавательной деятельности студентов, по-
добрать необходимый диагностический инструментарий для осуществления опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2003-2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования: организация учебных занятий в различных формах с использованием активных методов обучения (круглых столов, «телемостов», «мозгового штурма», деловых игр, конференций, инсценировок, презентаций творческих проектов и др.), применение в самостоятельной внеаудиторной работе заданий, способствующих формированию творческой самостоятельности.
На третьем этапе (2005— 2006 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялась рукопись диссертации.
Экспериментальной базой исследования явились государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир, Краснодарский край), Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь) и Ставропольский государственный университет (г. Ставрополь). Всего в экспериментальной работе приняли участие 324 студента и 50 преподавателей высших образовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована структура креативной образовательной среды в вузе, основанная на сформулированных принципах (гармонии ценностей образования; повышения престижа образования; стимулирования и мотивации учения; профессиональной ориентации студентов; жизненной самореализации каждого человека; дидактических систем, прежде всего, прогнозирование целей и содержания образования на разных ступенях; повышения эффективности педагогического процесса как креативной развивающей среды и др.); разработаны педагогические условия развития творческой самостоятельности студентов; определены показатели креативной образовательной среды в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «творчество», «самостоятельное творчество студентов», «личностный подход», «педагогическое творчество», «научно-познавательные знания», «креативная образовательная среда», «творческое познавательное мышление» и др.; в определении особенностей творческих
процессов и творческой самостоятельности студентов в учебном процессе вуза; в разработке системы критериев и средств диагностики творческой самостоятельности студентов.
Практическая значимость исследования выражается в обосновании педагогических условий, способствующих формированию и развитию творческой самостоятельности и активности студентов в учебном процессе; в разработке комплекса диагностических методик, направленных на изучение творчества студентов; в определении механизма оценки уровня сформированности творческой самостоятельности студентов.
Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности учреждений высшего профессионального образования, при подготовке и повышении квалификации как учителей общеобразовательных школ, так и преподавателей вузов, а также других специалистов, работающих в области образования, социальных педагогов и педагогов-психологов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечиваются методологической четкостью исходных теоретических позиций, применением разнообразных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, а также на Международных конференциях «Проблемы модернизации высшего профессионального образования» (г. Кострома, 2003 г.); «Система управления качеством высшего образования» (г. Воронеж, 2004 г.); «Информационные технологии в образовании, технике и медицине» (г. Волгоград, 2004); «Новые технологии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с использованием электрофизических факторов и озона» (г. Ставрополь, 2006 г.).
По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческая направленность личности является не только сущностной характеристикой студента высшего учебного заведения, но и особой формой проявления его творческого потенциала через само-
стоятельную учебную деятельность. Она способна выступать одним из главных условий позитивного изменения отношения к избранной профессии и будущей трудовой деятельности.
-
Формирование креативной образовательной среды является перспективным направлением в развитии педагогической прогностики, в которой профессиональное становление студентов задается через творческую направленность его личности, нацеленной на преобразование и совершенствование интеллектуальной, мотивационной и поведенческой характеристик.
-
Особенности творческой профессиональной деятельности преподавателей вуза по организации и внедрению технологий, способствующих развитию творческой самостоятельности студентов, представляют собой систему условий в единстве содержательно-целевого, критериального и процессуального компонентов, взаимодействие которых обеспечивается организацией эффективной взаимосвязи субъектов образовательного процесса вуза.
-
Успешному формированию творческой самостоятельности студентов способствует ряд необходимых условий.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 206 страницах, содержит 5 таблиц, 2 рисунка. Список литературы включает 254 источника.