Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историография проблемы развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования 23
1.1. Художественно-эстетическое воспитание и образование в России в XIX - XX веке 23
1.2. Художественно-эстетическое воспитание на Западе 47
Выводы по первой главе 77
Глава II. Теоретические пробемы эстетического образования студентов 80
2.1. Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования как педагогическая проблема 80
2.2. Методологические основы развития
художеств енно-эстетического потенциала студентов 111
Выводы по второй главе 138
Глава III. Организационно-педагогические проблемы эстетического воспитания студентов 142
3.1. Художественно-эстетическое воспитание в учебной деятельности 142
3.2. Развитие художественно-эстетического потенциала студентов во внеучебное время 175
Выводы по третьейглаве 192
Глава IV. Современные модели эстетического образования и воспитания студентов 197
4.1. Зарубежные модели художественно-эстетического воспитанияи образования 197
4.2. Отечественные модели художественно-эстетического образования и воспитания 232
Выводы по четвертой главе 267
Заключение 269
Библиография 278
- Художественно-эстетическое воспитание и образование в России в XIX - XX веке
- Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования как педагогическая проблема
- Художественно-эстетическое воспитание в учебной деятельности
Введение к работе
В начале XXI века в российском обществе весьма динамично протекают процессы, которые не могут не оказывать влияние на развитие многих актуальных вопросов образования и воспитания. В данном контексте одной из главных является задача воспитать мыслящую, деятельную личность, исполненную ответственности за порученное дело, за судьбу страны - человека-патриота, стремящегося реализовать себя, в качестве субъекта социальных действий и отношений. В этой связи совершенно по-новому формулируются задачи совершенствования системы профессионального образования, путем преобразований в духовно-нравственном становлении и развитии молодого человека, которого характеризует инициативность, творчество, профессиональная активность.
В этой связи, перед отечественной педагогической наукой, высшими учебными заведениями стоит задача подготовки высокообразованных граждан, способных к активной, созидательной деятельности в современных условиях. От современного человека требуется не только комплекс научных знаний, необходимый в процессе практической деятельности, но также высокий общекультурный и нравственный потенциал, где возрастает роль эстетического образования и воспитания, которое главным образом и решает задачи формирования эстетических суждений, вкусов, развития эмоционального мира молодого человека, служит укреплению сознания, убежденности, становлению всего его духовного облика.
Таким образом, развитие художественно-эстетического потенциала студентов не возможно без утверждения общечеловеческих ценностей, которые и выступают мерилом продвижения любого общества по пути прогресса.- Трудно себе представить движение в этом направлении без глубокого и всестороннего изучения проблем эстетического образования и воспитания студенческой молодежи - будущего экономического, социального, культурного и духовного потенциала нашей страны.
Актуальность настоящего исследования определяется как изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества, так и объективной необходимостью современного российского общества в воспитании целостной, гармонично развитой личности. Отсутствие единой государственной общепризнанной, взвешенной и согласованной концепции эстетического образования и воспитания студентов в системе высшего образования усугубляется мощной внешней экспансией ценностей западной культуры - важнейшим фактором духовной дезинтеграции молодежи, сменой идеалов в духовной сфере, приводящей к снижению чувства национальной гордости и патриотизма, падением нравов в молодежной среде.
Актуальность исследования усиливается, на наш взгляд, и в связи с переходом российской педагогической науки на новый этап, связанный с необходимостью объективной переоценки исторически сложившихся взглядов на проблему эстетического образования и воспитания, необходимость которой обусловлена поиском путей для выхода на качественно новый уровень развития художественно-эстетического потенциала студентов.
Анализ современного состояния изученности проблем эстетического образования и воспитания студенческой молодежи свидетельствует об отсутствии у большинства высших учебных заведений научно-обоснованных и практически апробированных рекомендаций для эффективного развития художественно-эстетического потенциала студентов. Совершенно очевидно, что данный процесс является сложным и неоднозначным, требующим глубокого теоретического осмысления. Следовательно, проблема развития художественно-эстетического потенциала студентов может быть решена: только в контексте с современными философскими, психологическими, юридическими, педагогическими и методическими проблемами, поскольку развитие художественно-эстетического потенциала подразумевает не только нравственную, духовную и моральную, но и политическую, правовую характеристики личности, ее мировоззренческие позиции. Необходимость обращения к проблеме развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования связана с недостаточной ее разработанностью. В имеющихся исследованиях многие актуальные вопросы не получили исчерпывающего ответа, что, безусловно, затрудняет решение данной проблемы в педагогической теории и практике работы высших учебных заведений, чем и объясняется наше внимание к ней.
Философский аспект формирования личности, важный для понимания исследуемой нами проблемы, раскрывается в работах известных философов и социологов: Л.М. Архангельского, Л.П. Буевой, Р.Г. Гуровой, И.Є. Кона и многих других [31; 72; 146; 194; 196]. При этом аспект формирования эстетической культуры личности более полно раскрывается в работах таких ученых как А.И.Буров, В.В. Ванслов, Л.Н. Коган, А.Ф. Лосев, Б.Г. Лукьянов, Л.Н. Єтолович [74; 75; 80; 81; 188; 230; 232; 336; 337].
Для изучения интересующих нас вопросов также были изучены общетеоретические работы О.А.Апраксиной, Г.З.Апресян, А.И.Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова, Л.В. Печко и других ученых, в трудах которых раскрывается эстетико-педагогический аспект проблемы эстетического развития личности [24; 25; 74; 75; 184; 228; 229; 271; 282; 283]. Они подчеркивают необходимость усиления гуманистической направленности образования, формирующей общую культуру молодого человека, его эмоции и воображение, ставящей своей целью не просто передачу информации, а развитие личности, ее нравственного самосовершенствования, характеризуя современное состояние теории и практики развития художественно-эстетического потенциала студентов — важной составляющей гуманизации системы высшего образования.
Значительный интерес для нашего исследования представили работы, посвященные развитию теории учебно-методического комплекса по эстетическому образованию и воспитанию студентов, такие как труды Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой и других известных ученых, обращенные к вопросам теории, методики преподавания различных видов искусства и эстетического воспитания [174; 192; 213; 214; 228; 229; 384]. Кроме того, всестороннему анализу были подвергнуты образовательные программы по эстетическому образованию в системе высшего образования Л.В. Агаджановой; В:В. Заборовой, Н.М. Колесниковой и др [7; 161]. В ходе исследования был изучен ряд педагогических исследований прошлых лет, в которых раскрываются опыт эстетического воспитания в истории советской высшей школы, содержание эстетического образования и воспитания и особенности его формирования у студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий.
При уточнении степени разработанности проблемы мы пришли к выводу, что в последнее время выполнен ряд важных исследований, в которых рассматривались различные аспекты теории, методики, подготовки кадров будущих специалистов, развития у них эстетического вкуса, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому средствами музейной и народной педагогики, формирования художественных способностей и профессиональных качеств (О.Г. Литяйкина, СВ. Масловская, Е.И. Радюхина, Е.Г. Трудкова и др. [239;.305]).
В целом, проведенный анализ научной и педагогической литературы свидетельствует о достаточно большой и обоснованной концентрации внимания исследователей на самом процессе художественно-эстетического образования и воспитания студентов. Однако, без раскрытия проблемы развития художественно-эстетического потенциала студентов, уточнения его места в системе высшего образования, без понимания специфики этой проблемы в контексте с социальными условиями результаты, на наш взгляд, не могут быть эффективными. Теоретическая разработка проблемы развития художественно- эстетического потенциала студентов, осложняется существованием многочисленных трактовок, различных формулировок и дефиниций понятий «эстетическое образование», «эстетическое воспитание», «эстетический интерес». Неоднозначность понимания основных характеристик эстетического образования и воспитания студентов, привели на практике к недооценке данной идеи, недостаточному использованию, как в педагогической теории, так ив рамках учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений. В этой связи усиливается значение исследуемой нами проблемы, затрагивающей вопросы человеческой природы, сознания человека, человеческого общества, что ориентирует систему высшего образования на адаптацию не только к потребностям государства, но и, прежде всего, к разнообразным запросам самой личности.
Актуальность проблемы развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования подчеркивается сложившимися противоречиями. Основная проблема исследования, по нашему убеждению, может быть сформулирована как противоречие между наличием объективной потребности в определении уровня развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования и отсутствием теоретических исследований в данной области. Нами были уточнены и другие важные противоречия, оказавшие влияние на выбор темы, формулировку цели и постановку задач исследования: между требованиями к уровню подготовки будущего специалиста и уровнем развития художественно-эстетического потенциала студентов; между усредненно-типовой системой подготовки будущего специалиста и индивидуально-творческим характером его профессиональной деятельности; между объективной потребностью в пересмотре цели профессионального образования и отсутствием исследований проблем развития художественно-эстетического потенциала студентов.
Указанные противоречия, фундаментальные и прикладные научные труды легли в основу теоретической разработки содержания развития художественно-эстетического потенциала студентов как педагогической проблемы и обусловили тему нашего диссертационного исследования: «Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования». Решение данной проблемы составляет цель предпринятого нами исследования.
Объект исследования - система высшего профессионального образования:
Предмет исследования — процесс развития художественно-эстетического потенциала студентов.
Гипотеза исследования. Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования будет эффективной, если: - основным условием развития художественно-эстетического потенциала студентов будет являться изменение подходов к организации художественно-эстетического образования и воспитания; ведущим условием реализации идеи развития художественно -эстетического потенциала студентов посредством решения образовательных и воспитательных задач будет являться создание единого художественно-эстетического пространства; образовательный и воспитательный потенциал учебного заведения будет служить потребностям развивающейся личности (студента, преподавателя), будет функционировать адекватно дидактическим принципам построения эффективного учебно-воспитательного процесса, что позволит реализовать перспективные методы, средства и организационные формы обучения; будет реализовываться тесная взаимосвязь не только предметов гуманитарного цикла, но и других учебных дисциплин, а так же факультативных курсов; профессорско-преподавательские кадры ВУЗа, ориентированные на глобальные эстетические ценности, не только поддерживают, но и повышают высокий уровень профессиональной компетентности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования. выявить в ходе историко-педагогического анализа истоки возникновения идей эстетического образования и воспитания в учебно-воспитательном процессе вузов; охарактеризовать и уточнить различные теоретические и организационно-педагогические аспекты развития художественно-эстетического потенциала студентов; сформулировать и обосновать основные направления развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования; выделить и обосновать особенности и различия в подходах к развитию художественно-эстетического потенциала студентов в сфере профессионального образования в отечественной и зарубежной практике; разработать теоретическую модель развития художественно-эстетического потенциала студентов с учетом отечественного и зарубежного опыта, современных потребностей модернизации системы профессионального образования и российского общества в целом; сформулировать требования к преподавателю в системе развития художественно-эстетического потенциала студентов, раскрыть пути и основные формы повышения квалификации преподавателей учебных курсов художественно-эстетического цикла, как важного условия формирования соответствующего кадрового потенциала страны; обосновать место и роль проблемы художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования. Методологическую основу исследования составили научно-концептуальные положения философии, социологии, педагогики и психологии, основные идеи и подходы: диалектический и системный подходы: к познанию явлений объективной реальности; идея о влиянии общественных процессов и социальных потребностей общества на разработку теоретических основ и реализацию практики обучения; личностно-ориентированныи и компетентностныи подходы к изучению и построению образовательного процесса.
Теоретическая база исследования построена на идеях о взаимозависимости науки, практической деятельности и содержания образования, деятельностной природе образования и развития, единстве функций трансляции науки и социализации в образовательном процессе.
Использованы принципы выделения общего, особенного и единичного; абстрактного и конкретного; учения о социальной детерминированности педагогических явлений, целостности человеческой личности, социальных функциях обучения и воспитания. В концептуальном плане значимыми для нашего исследования являлись современные концепции гуманитаризации и гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, В.Ф. Кривошеев, Н.Д. Никандров, Э.И. Сокольникова, Ю.П. Сокольников, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, Т.Я-Шпикалова и др. [15; 16; 65; 66; 79; 204; 208; 378; 379; 400; 401; 384]); работы, раскрывающие концептуальные основы и особенности непрерывного образования (Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, СИ. Осипова, В.Н. Скворцов, Н.М. Токарская и др. [122]).
Цель и задачи исследования определили следующие подходы к выбору источников: изучение научных, педагогических трудов представителей различных направлений и течений в педагогике, в которых идея эстетического образования и воспитания находила свое отражение; использование материалов и выводов об историческом развитии проблем эстетического образования и воспитания, полученных другими исследователями; использование результатов работ по сравнительной педагогике, дающих возможность не введение значительного количества источников, в частности, официальных документов, материалов, зарубежной научно- педагогической литературы, а опираться на научно обоснованные выводы компаративистов, с учетом специфики настоящего исследования.
Источниками исследования являются, прежде всего, педагогические сочинения, связанные с проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения и принадлежащие видным общественным деятелям и педагогам разных стран, написанные в различные исторические периоды. Кроме того, использовались материалы по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованные в различных педагогических и художественных журналах «Вестник воспитания», «Вопросы воспитания», «Вопросы психологии», «Искусство», «Журнал Министерства народного просвещения», «Мир образования», «Народный учитель», «Русская школа», «Євободное воспитание», «Советская педагогика», «Творчество», «Театр», «Школа», «Художник», и другие. Использовались историографические обзоры, библиографические указатели, антологии педагогической мысли. При этом перед автором не стояла сверхзадача - дать исчерпывающий анализ развития педагогических исследований по данной проблеме. Предметом изучения являлась прежде всего эволюция педагогических знаний об идее развития художественно-эстетического потенциала студентов.
В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов. Различные виды анализа: исторический, аналитический, сравнительный, что было продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи эстетического образования и воспитания в вузах России на современном этапе, выявить ее теоретические предпосылки, оформление и проявление, критически разобраться в существующих характеристиках проблемы развития художественно-эстетического потенциала студентов. Методы систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции. Они применялись для получения знаний об эволюции идеи, работы над научной информацией, связанной с. различными аспектами эстетического образования и воспитания, изложенной в других исследованиях. Использовались противопоставление и контрастирующее сравнение для выявления отличительных признаков явлений. Применялась методика сравнительного анализа, развернутая через описание фактов, их объяснение, сопоставление, сравнение и выводы доминанты.
Экспериментальной базой исследования явились Уральский гуманитарный институт г. Перми, Пермский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено 730 студентов. Личное участие соискателя состоит как в теоретической разработке основных положений по исследуемой теме, так и в непосредственном осуществлении и руководстве в проведении опытно-экспериментальной работы в качестве ректора Уральского гуманитарного института, преподавателя высших учебных заведений и Института повышения квалификации работников образования города Перми.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (1996-1997 гг.) были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции деятельности высших учебных заведений по эстетическому образованию и воспитанию студентов.
Второй этап (1998-2000 гг.) носил констатирующий поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме, анализ экспериментальной работы, подготовка публикаций.
Третий этап (2001-2004 гг.)- завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы диссертационного исследования дополнялись и перерабатывались, оформлялся сам текст диссертации.
Научная новизна исследования. Совокупность полученных в исследовании объективных результатов содержит решение крупной научной проблемы - разработки подхода к развитию художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования. В настоящей работе впервые: выявлены основные этапы эволюции развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования в России, а также международные тенденции развития художеств енно -эстетического потенциала студентов; раскрыт и охарактеризован комплекс проблем развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования, включающий внешние (научные, социально-культурные) и внутренние (педагогические) проблемы, решение которых будет способствовать повышению функциональной компетентности будущих специалистов; развитие художественно-эстетического потенциала было рассмотрено как одно из необходимых средств воспитания личности, способной самоактуализоваться во всех сферах будущей деятельности: общественной, профессиональной и определены формы и методы развития художественно-эстетического потенциала студентов, базирующегося на взаимодействии содержания, методов и организации образовательного и воспитательного процесса в вузе; уточнены роль и место художественно-эстетического образования и воспитания в системе профессионального образования, а также роль и место педагога в процессе - развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены основные тенденции развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования, определяющие содержание и его развитие как в России, так и за рубежом, при этом тенденции характеризуются полярностью идей на уровне организации учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования и индивидуальных творческих занятий студентов; сформулирована личностно-ориентированная цель развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования. Уточнены формулировки понятия «художественно-эстетический потенциал студентов», связанные с формированием таких традиционных результатов обучения, как убеждение, знание и умение, что расширяет функциональную направленность профессионального образования; доказано, что дальнейшее развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе высшего профессионального образования требует введения в программы вузовских курсов соответствующего содержания художественно-эстетической направленности, как на уровне научных понятий, так и на уровне социальных представлений; установлено, что развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе высшего профессионального образования;должно рассматриваться как целостный процесс интегрального характера, влияющий на формирование личности будущего специалиста; сформулирована авторская модель развития художественно- эстетического потенциала студентов в системе личностно- ориентированного профессионального образования, учитывающая возможности эстетического воспитания в вузе и современные тенденции развития социально-экономических условий; изучена и проанализирована теория и практика формирования гармонично развитой, духовно-нравственной, образованной и творчески активной личности, как фундамента развития общества в системе эстетического образования и воспитания в России; обоснованы особенности системы развития художественно-эстетического потенциала студентов по сравнению с другими типами образования и воспитания в условиях модернизации, гуманизации и гуманитаризации системы высшего образования; определены основные организационно-педагогические условия развития художественно-эстетического потенциала студентов, заключающиеся в реализации принципов многоуровневое, непрерывности, преемственности, опоры на его развивающий и воспитывающий потенциал; на основе многоаспектного анализа отечественного и зарубежного опыта и выявленных реальных тенденций, определены требования к содержанию развития художественно-эстетического потенциала студентов в соответствии с современной модернизацией системы образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими; позициями авторов, обоснованностью избранных методов исследования, разнообразием привлеченных источников, использованием научных результатов ранее проведенных в диссертационных исследованиях.
Практическая значимость исследования усиливается в связи с пересмотром идеологических критериев в современных условиях России и выбором целей образовательной и воспитательной деятельности в различных общественных институтах воспитания, определяется возможностью использования в практике высшего профессионального образования следующих результатов исследования: результаты исследования организационно-педагогических проблем развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования через гуманизацию учебно-воспитательного процесса, что представляет собой базу для дальнейшей разработки целостной теории и методики развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования; содержательные направления учебно-воспитательного процесса связаны с привлечением материалов художественно-эстетической направленности, изучения этноисторических и этнокультурных особенностей национально-региональных компонентов образования; основные условия эффективности развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования в процессе интеграции естественно-математического и гуманитарного образования; комплексность интеграции, использование различных ее форм (диалог, театрализация, деловая и ролевая игры, социальное проектирование и т.д.), широкое привлечение дополнительных средств обучения гуманитарного характера (литературных текстов, художественных иллюстрация, исторических жизненных ситуаций), что должно способствовать развитию художественно-эстетического потенциала студентов системе высшего профессионального образования; примерная модель развития художественно-эстетического потенциала в системе высшего профессионального образования, основанная на индивидуализации учебно-воспитательного процесса; а также авторские варианты педагогических технологий, способствующие развитию самостоятельности и познавательной активности студентов в формировании художественно-эстетического потенциала; материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по теории и истории педагогики, составлении учебных программ, курсов и пособий непосредственно преподавателям вузов, руководителями высших учебных заведений. Разработанные научные подходы по развитию художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования были использованы автором при составлении учебных планов, программ и учебных пособий для Уральского гуманитарного института, а также при создании лаборатории финифти, новой специальности «Искусствоведение».
На защиту вынесены следующие основные положения: 1. Сущность теории и практики развития художественно-эстетического потенциала студентов в условиях модернизации системы российского образования, создания единого гуманитарного пространства состоит в необходимости целенаправленного воспитания целостной; гармонично развитой, духовно-нравственной и творчески активной личности в интересах общества и государства. При этом эстетическая культура, являясь частью духовной и материальной культуры, формируется под воздействием конкретных исторических условий и на базе определенных социальных предпосылок.
2. Теория и практика развития художественно-эстетического потенциала студентов оказывают воздействие на исторические условия, в основе которых лежат объективные факторы, такие как государство — орган политической власти; общественные ценности и интересы; общественный идеал человека и субъективные факторы, то есть система мировоззренческих взглядов; социальное положение носителей теории и практики, признаваемой ими воспитательный идеал личности. В связи с этим, развитие художественно-эстетического потенциала студентов невозможно осуществлять вне контекста проблемы организации эстетического образования и воспитания, которое в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом и включает в себя целостное развитие эстетической личности демократического типа с активной гражданской позицией.
В условиях кризиса образования, подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава, как основного фактора развития современной высшей школы, ориентированны на. решение важнейших задач эстетического образования и воспитания подрастающего поколения: самоопределение и самореализация студенческой молодежи; воспитание и самовоспитание студентов к вступлению их в самостоятельную жизнь; умение выпускников вуза защитить свои права в условиях конкуренции на рынке труда и профессий; развитие творческих способностей выпускников вуза, являющихся основой их профессиональной мобильности.
Перестройка всей системы высшего образования в стране, ее гуманизации и демократизации, необходимости учета регионального компонента образования, ставит задачу значительного улучшения эстетического образования и воспитания студенческой молодежи. Это, безусловно, требует повышения эффективности профессиональной, в том числе и эстетической подготовки педагогических кадров, формирования их эстетической культуры, которая на современном этапе развития системы высшего образования приобретает, особое, поистине государственное значение. Этому способствуют такие факторы как: расширение функций и задач самой системы повышения квалификации преподавателей; появление региональных программ эстетического образования и воспитания студентов в новых социально-экономических условиях, которые предусматривают местные исторические и культурные традиции, специфику развития профессионального и народного искусства конкретного края, области, села, состояние эстетического и художественного образования местной молодежи. При этом, решение проблемы формирования эстетической культуры преподавателя вуза в системе повышения его квалификации предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в Уральском гуманитарном институте г. Перми. Основные идеи исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на заседаниях кафедры декоративнотприкладного искусства факультета, на внутриинститутских научно-практических конференциях, на I Всероссийской- научно-практической конференции "Декоративно-прикладное искусство в контексте культуры XX века". Результаты исследования подтвердили необходимость создания в Уральском гуманитарном институте лаборатории финифти, новой специальности - «Искусствоведение» и рекомендуют их в массовую педагогическую практику. Внедрение результатов в практику осуществлялось также путем подготовки публикаций научно-теоретической и научно-публицистической направленности, материалы исследования были внедрены в практику проведения занятий на факультете декоративно-прикладного искусства в Уральском гуманитарном институте г. Перми. Результаты исследования неоднократно обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях; заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства образования и науки РФ, в педагогической практике работы автора.
По теме исследования опубликовано 48 работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.
Художественно-эстетическое воспитание и образование в России в XIX - XX веке
Эстетическое образование и воспитание молодежи, являясь составной частью системы профессионального образования, способствует решению имеющихся противоречий, проблем и трудностей. К сожалению, в последние годы возникли многие аномальные явления в социальной и духовно-нравственной сфере российского общества, которые искажали и деформировали общечеловеческие ценности, принципы нравственности, справедливости, породили социальное отчуждение и аморализм в различных его формах. Наряду с различными глобальными проблемами современности, перед системой высшего образования встала проблема девальвации духовных ценностей, смещения ценностных ориентации, что все чаще называют проблемой экологии духовной культуры, а развитие художественно-эстетического потенциала студенческой молодежи -проблемой будущего.
Изучение исследуемой проблемы невозможно без ретроспективного анализа развития идеи художественно-эстетического образования и воспитания в системе высшего образования в XX веке, с его помощью можно доказать определяющее воздействие указанной идеи на развитие художественно-эстетического потенциала студентов при том или ином состоянии общественных отношений, в соответствии с основными социально-политическими событиями в истории России. Особенность подобного подхода заключается в системном исследовании эволюции изучаемой идеи, ее теоретических разработок, в привлечении ранее полученных результатов изучения проблемы развития художественно-эстетического потенциала студентов с введением новых источников, ранее не востребованных историко-педагогической наукой.
Необходимо отметить возрастающий интерес современных исследователей к проблемам становления новой русской культурной традиции к педагогическим изысканиям конца XIX — начала XX века, раскрытых такими мыслителями как Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев [51; 52; 331], которые подчеркивали стремление к познанию сущности мировой цивилизации, определение места в ней многонациональной и многоконфессиональной России, и самое главное — внимание к проблемам человека, человека как личности.
Данный период представляет интерес для теории и практики развития художественно-эстетического потенциала в различных научно-педагогических исследованиях, где осуществлялся поиск наиболее эффективных путей и средств художественно-эстетического воспитания. Так, например, в теоретических концепциях конца XIX века, представленных работами В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта [407], четко определено место воспитания в разработанных ими педагогических системах, при чем следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание студенческой молодежи они рассматривали в прямой связи с нравственным воспитанием будущих граждан страны.
Так, например, в начале 1890 года Министерство Народного просвещения пыталось принять необходимые меры, которые должны были изменить преподавание предметов художественно-эстетического цикла. В содержании художественно-эстетического воспитания и образования произошли конкретные изменения: - значительная роль отводилась преподаванию рисования, которое было введено в состав обязательных предметов;
- в обязательные предметы был введен: предмет «музыка», при этом считалось необходимым разработать специальную - программу музыкального образования, которое начиналось бы: с изучения нот, знаков и знакомства с композиторами, затем следовали бы теоретические упражнения, и, наконец, — приобретение навыков игры на музыкальных инструментах;
- были даны необходимые рекомендации по организации и проведению праздников, включая элементы театрализации, и концертов, которые оказывали бы влияние на развитие духа и характера подрастающего поколения, подготавливали почву для реализации педагогических целей и стремления к искусству.
Государственная концепция 90-х годов XIX века утверждала важную мысль о том, что высшие учебные заведения должны не только учить, но и развивать художественно-эстетический потенциал студентов. В это время впервые активно обсуждалась проблема подготовки квалифицированных преподавателей предметов художественно-эстетического цикла. Таким образом, развитие художественно-эстетического потенциала студентов начинало постепенно занимать важное место в учебных планах образовательных учреждений России.
И сегодня интересны и поучительны идеи П.П. Блонского, А.Г.Калашникова, М.В. Крупенина, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.П.Нечаева, М.Н.Покровского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и многих других авторов, которые определяли цели и задачи художественно-эстетического воспитания, формулировали его принципы и идеи, разрабатывали методику его организации, внося, таким образом, большой вклад в развитие теории и практики развития художественно-эстетического потенциала студентов [233; 234]. Начало XX века характеризовалось повышением интереса, как со стороны российского государства, так и общественных кругов, ученых, методистов к вопросам развития художественно-эстетического потенциала студентов, возрастанием его роли в процессе формирования творческой личности. При этом, учебные заведения, как правило, не осуществляли полноценного художественно-эстетического воспитания — формирование разносторонне развитой личности носило образовательный характер, а воспитательные функции были возложены на семью.
В целом государственной политике в начале XX века подготовка квалифицированных кадров приобрела такие значимые направления как: хорошее знание преподаваемого предмета, что обеспечивало определенный научный уровень; владение преподавателем основами психолого-педагогической науки; практическое знание условий преподавания, учебных планов и программ, произошел определенный пересмотр взглядов на профессиональную деятельность преподавателя, преподающего учебные предметы художественно-эстетического цикла.
В первое десятилетие XX века цель всей системы образования, в том числе и высшего заключалась в воспитании верноподданического духа — «верных сынов Отечества», во всестороннем развитии духовных способностей молодого человека, его эстетических чувств.
Развитие исследуемой нами идеи можно найти ив произведениях И.П-. Пнина. Он считал, что истинным гражданином можно называть человека по следующим критериям: если он с полной ответственностью выполняет свои обязанности во благо Отечества; посвящает себя «полезным должностям»; предпочитает богатству славу честного и бескорыстного человека; являет собой образец почтительного отношения к законам и правам, а также «пример гражданских добродетелей» [287].
К проблеме художественно-эстетического воспитания студентов и выделению задачи воспитания гражданина для служения Отечеству в качестве первоочередной неоднократно обращался С.М; Соловьев. Он, как и В.О. Ключевский являлся сторонником сильной государственной власти, видел в ней одно из условий успешного развития и процветания страны [331].
Граф С.С. Уваров, рассуждая о российском образовании как средстве воспитания достойного гражданина своей страны, считал, что важнейшим в этом деле является преподавание истории, религии и философии. Причем преподаватель при этом обязан был тщательно выполнять свою и работу и помнить о необходимости сохранять народный дух и характер /359/. Вопросы художественно-эстетического воспитания и образования в этот период были тесно связаны и с вопросами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Считалось, что молодой человек должен собственным опытом постичь непреложность закона, связывающего известную причину с определенным следствием, а задача педагога состояла в том, чтобы позаботиться о формировании определенных представлений о последствиях известных действий и чтобы они вылились в его сознании в форму нравственного закона [359].
Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования как педагогическая проблема
Развитие художественно-эстетического потенциала студентов как педагогическую проблему в контексте общих социальных стратегий, необходимо рассмотреть с учетом динамичного, переходно-кризисного времени, которое характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все они, так или иначе, касаются характера отношений человека с миром, поскольку становится все более очевидной невозможность сохранения прежней стратегии этих отношений. Исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения.
Суть формирующегося в настоящее время нового подхода заключается в том, что смысловые акценты и направления деятельности, должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование его собственных резервов и возможностей. Это означает не только изменение параметров оценки развития - от количественных характеристик экспансии человека в мир к качественным характеристикам его проявления в мире, - но и определяет введение новых векторов самого понимания человека, его целей и задач в мире. Наряду с пересмотром целого ряда соответствующих проблем, это означает и новый подход к пониманию потребностей человека, самому их содержанию.
Нравственная невозможность примириться с заведомой несправедливостью неомальтузианского решения этой непростой проблемы заставляет признать бесперспективность бесконечной интенсификации потребления, тем более осуществляемой одними странами за счёт других, и обратиться к поискам иных решений. Это, в свою очередь, заставляет и современных исследователей, отвечая на вызовы времени, по-новому ставить вопросы о том, как следует трактовать содержание понятия «Художественно-эстетический потенциал студентов»; в формировании какой личности заинтересовано современное общество; какой представляется перспектива развития общества и в чем видится его подлинный прогресс.
Одной из истинных человеческих потребностей, например, является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были художественно-эстетические впечатления и переживания, которые способствовали оформлению у человека целостного восприятия, как мира, так и себя самого. Американский эстетик Д. Дьюи полагал, что эстетический опыт, в силу его характера и непосредственной имманентности, поскольку приобретается он только личным восприятием и переживанием, является моделью для всякого опыта вообще. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши - красотой и физическим развитием, рост молодежи - красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И, действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно входит в состав исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия, являясь не только педагогической проблемой [407].
Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в мире посредством внесения в него нового - созданного им самим. Как известно, именно творческая позиция обеспечивает, человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творчество - свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности, внутреннего побуждения, которое выступает более действенным фактором, чем любое внешнее давление или принуждение.
Именно здесь обнаруживается художественно-эстетическая природа многих истинных потребностей человека. Действительно, в плане возвращения человека к истинной своей природе, к истинному бытию, к осознанию действительных своих потребностей не последнее место принадлежит и эстетической культуре и ведущим к ней эстетическому образованию и эстетическому воспитанию. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка - самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением, поэтому именно развитие художественно-эстетического потенциала по своей сущности является сложной педагогической проблемой [17,68]. Эстетическое воспитание и образование не только открывают- душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и. в целом способствуют более полному, более глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя, что способствует развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в системе высшего профессионального образования.
Задачи развития системы высшего профессионального образования выдвигают новые, возросшие требования к студенту как главному элементу обновления общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность, а воспитать творческую личность, сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без соответствующих усилий системы высшего профессионального образования, без соответствующей политики, направленной на эту педагогическую проблему. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программам эстетического воспитания и развития, как на уровне школьного образования, так и на уровне обучения в вузе, которые - в совокупности составляющих их компонентов - являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы. Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому раскрывая душу и формируя мировоззрение, в то же время становясь заключительным звеном формирования личности, «суммирующим» ее, объединяющим в единую целостность. Становясь субъектом образовательного процесса, студент проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности, а в многообразии- личностей и богатстве их творческих позиций - залог развития системы профессионального образования и всего общества.
В данном котексте красота нами рассматривается как эстетико-педагогическая категория. При этом всегда подразумевалось, что красота означает некую устроенность или организацию предмета, которая предполагает, как утверждал Л.-Б. Альберти, такую органическую целостность, в которой ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав при этом хуже. Иными словами, истинная красота - это всегда изящество, целесообразность и лаконичность, где излишество или чрезмерность означают безвкусицу, а несправедливость - дисгармонию [290].
Таким образом, красота выступает как бы объективным показателем осмысленности и правильности как организации предмета или процесса, так и самого существования в целом. На связь красоты с истиной - через организацию ее смысла через формы красоты - указывал и теоретик искусства Дж. Маццини, отмечавший, что красота есть лицо истины, и физик Р. Фейнман, считающий, что истину можно узнать по ее красоте. С этой мыслью соглашается и А.Б. Мигдал, который писал: «В физике последнего времени на первый- план переместилось понятие красоты теории. Красота теории имеет в физике почти определяющее значение, делает недостоверные рассуждения достаточно убедительными, чтобы поставить эксперимент для проверки предположений» [246].
Художественно-эстетическое воспитание в учебной деятельности
Исследование вопросов развития художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования позволяет подчеркнуть важность решения организационно-педагогических проблем в процессе художественно-эстетического воспитания в учебное и внеучебное время.
Художественно-эстетическое воспитание в учебное время является одной из наиболее актуальных и важных проблем теории и практики как воспитания вообще, так и функционирования всей системы высшего образования. В данном разделе диссертации мы исходим из того, что важнейшим элементом эстетического сознания человека, по мнению Б.Т. Лихачева [228], является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - основа общения с искусством и красотой, эстетического отношения к миру. От его полноты зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественных идеалов и эстетических вкусов.
Художественно-эстетическое воспитание проявляется в способности человека выявлять в окружающей среде и произведениях искусства процессы, пробуждающие эстетические чувства через содержание учебно-воспитательного процесса. На этой основе осуществляется полноценное восприятие художественно-эстетических явлений, для формирования которого у студентов требуется наличие способности тонкого понимания формы, цвета, оценки композиции, а также развития музыкального слуха на уровне умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами, когда культура эстетического восприятия способствует развитию эстетических чувств молодого человека. При этом в процесс учебной деятельности важно под эстетическим чувством понимать субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к конкретному эстетическому явлению. Эстетические чувства, возникшие в результате организации учебной деятельности, как эстетического события, порождают эстетические переживания в ходе учебной деятельности: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей, которые проявляются как необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, отраженные прежде всего в содержании учебных дисциплин, в . организации самого учебно-воспитательного процесса.
Художественно-эстетическое воспитание включает в себя осознанное студентами эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов и критериев оценки. В центре эстетического сознания находится эстетический идеал - социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
Эстетическое воспитание, в единстве с образованием способствует формированию художественно-эстетического вкуса, умению оценивать различные предметы, явления, жизненные ситуации и произведения искусства с позиций собственного художественно-эстетического идеала, вкуса.
Художественно-эстетический вкус - это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и правильно его оценить. На этой- основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства и природы.
Художественно-эстетическое воспитание в учебной деятельности ориентировано на формировании у студентов при их непосредственном общении с социумом, природой, искусством, творческой активности и целеустремленности.
Художественно-эстетическое воспитание в учебной деятельности оказывает огромное воздействие на внутренний мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. При этом эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, формируют убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.
Учебная деятельность как форма общественного художественно-эстетического воспитания является ярким и неповторимым источником познания, как образа жизни, так и ее духовного содержания. Изучение ряда вузовских дисциплин посредством произведений искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. В этом и проявляется познавательная и образовательная функции учебной деятельности в художественно-эстетическом воспитании студентов.
Например, чтобы постичь и осмыслить духовный мир, содержащийся в произведениях искусства, необходимо обладать большим нравственным кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно в учебном процессе стремиться развивать и образовывать эстетическое сознание молодого человека на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества. В художественно-эстетическом просвещении студентов заключена важнейшая функция учебновоспитательного процесса, которая способствует становлению будущего специалиста, формированию его нравственных устоев и личностных качеств.
Получая от восприятия художественных произведений в ходе учебной деятельности множество впечатлений, студент усваивает их и затем реализует в своей творческой деятельности. При этом содержание учебно-воспитательного процесса, его организация обогащает опыт жизненных отношений студентов, является средством их самовыражения и самоутверждения, выполняя важную функцию развития профессиональных навыков, знаний художественного творчества, которое широко используется ими в учебе и труде.
Художественно-эстетическое воспитание в педагогическом процессе, о чем свидетельствует наше исследование, выполняет также организационно-педагогическую функцию, являясь отражением общественной жизни во всей ее противоречивости. При этом художественно-эстетическое воспитание является важным средством, снимающИхМ у детей напряжение от учебы,. труда, спорта. Увлекая его , сосредоточивая его внимание на новых и ярких впечатлениях,.пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, художественно-эстетические аспекты содержания переносят его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений учебная деятельность осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет организационно-педагогическую функцию.
Поэтому одной из насущных современных проблем развития эстетического образования и воспитания в вузах России является роль и значение эстетической деятельности в формировании будущих выпускников высших учебных заведений. И в этой связи целесообразно остановить внимание на проблеме выявления понятий и сущности художественно-эстетической воспитанности студентов в учебной деятельности.