Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы творческого развития личности при обучении в педагогическом колледже.
1.1. Проблема творчества и творческого развития личности в философских концепциях 14
1.2. Проблема творческого развития личности в психологии и педагогике 27
1.3.Творчество в профессионально-педагогической деятельности 54
1.4. Индивидуально-возрастные и психологические особенности творческого развития студентов педагогического колледжа 66
Выводы по первой главе 84
Глава 2. Пути и средства творческого развития студентов педагогического колледжа при изучении начертательной геометрии и черчения
2.1. Определение целей изучения курса начертательной геометрии и черчения как средства творческого развития студентов педагогического колледжа 88
2.2. Построение модели творческого развития студентов при обучении 102
2.3.Методы, средства и формы творческого развития студентов при обучении начертательной геометрии и черчению 112
2.4.Пути совершенствования творческого развития студентов при обучении в педагогическом колледже 124
Выводы по второй главе 137
Заключение 141
Список использованной литературы ] 47
Приложения 157
- Проблема творчества и творческого развития личности в философских концепциях
- Проблема творческого развития личности в психологии и педагогике
- Определение целей изучения курса начертательной геометрии и черчения как средства творческого развития студентов педагогического колледжа
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одним из ведущих направлений системы образования, в условиях ее модернизации, является формирование творчески развитой личности. Системообразующий методический принцип формирования новой образовательной среды педагогических колледжей, предлагающий воспитание и обучение творчеством, - актуален. Его успехи заложены в использовании разнообразных педагогических средств в различных видах учебной и внеурочной деятельности студентов. Очевидно, что образовательной среде педагогических колледжей нужен новый тип преподавателя, для которого проблемы творческой инициативы и оптимального выбора из множества вариантов наиболее эффективных методик, приемов и принципов работы станут личностно значимыми.
Формирование творческой личности студентов является одной из важных задач подготовки к профессиональной деятельности будущего педагога. Ее решение требует моделирования новых образовательных систем, в том числе и художественно-педагогических.
В основу реформы современного образования положены принципы гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования - личность, ее стремление к пониманию целостной картины мира, культуры как опыта предшествующих поколений людей.
Для выявления сущности и гарантии результативности обучения в педагогическом колледже нами принята концепция системного подхода. Система обучения является подсистемой более широкой системы образования.
Концепция системного подхода позволяет рассматривать педагогическое образование в колледже как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами, комплекс, технологический режим взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата - профессионально подготовленного специалиста.
Идеи системного подхода для рассмотрения и изучения педагогических явлений с начала 70-х годов прослеживаются в работах С. И. Архангельске-
4 го, В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевского, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой и в работах многих других ученых-педагогов.
Однако, использование термина «система» не всегда означает однозначность смысла, который в него вкладывается. Многие авторы, употребляя этот термин, просто не раскрывают его смысл, некоторые понимают под ним систематичность, иерархичность элементов образования.
Алгоритмизация обязательна в условиях функционирования больших систем, для которых характерно богатство внутренних взаимосвязей и элементов, изобилие частей и сложность «архитектуры», высокий уровень организации, широкая гамма устройств и многообразие функций.
Обучение обладает универсальными и инвариантными свойствами (уровнями усвоения), реализация которых требует принципиального (т.е., отражающего основное) построения последовательности действий для получения этих свойств.
Среди наиболее прогрессивных тенденций в решении проблем повышения качества образовательного процесса все большее значение приобретает проектирование педагогических технологий.
Как показано в ряде исследований (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), осознание технологической сущности процесса обучения и воспитания является предпосылкой достижения заранее заданных и четко диагностируемых целей обучения и воспитания, приводит к осознанному подходу к обучению, является научной основой построения педагогической практики, предусматривает определенную последовательность операций с использованием методов, средств и форм обучения и воспитания.
Обновление общественных отношений на современном этапе развития нашего общества определило изменение системы образования. Современные изменения и позитивные тенденции в его развитии расширили объективные возможности для проявления свободы человека как личности, его индивидуальности и неповторимости. Особую актуальность в современных условиях
5 приобрела проблема развития активности и самостоятельности человека как самоценности общества в профессиональной и любой другой деятельности. Поэтому, такие качества человека, как свобода выбора и творчество, стали особо важными в структуре личности, поскольку они позволяют каждому молодому человеку проявить свою сущность во всей полноте и неповторимости.
Проявление творчества в любой деятельности постепенно становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективного развития и прогресса. В соответствии с этим, в число особо приоритетных качеств личности включаются такие как: инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.
Творческие умения развиваются в постоянном и разнообразном обучении при использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. Большое значение это имеет в художественно-графической деятельности, требующей сочетания как образного, ассоциативного, так и теоретического мышления, а также осознания личного отношения к такой деятельности.
Понимая творческое развитие личности как стремление к гармонии с окружающим миром, как стремление к идеалу и красоте, преподаватель должен передать это студентам, которые в ответе за качественное образование и эстетическое воспитание школьников. Творческое развитие личности, ее нравственное совершенствование - это то, без чего невозможно эстетическое образование. Эти составляющие развития личности очень важны для профессиональной подготовки студентов при обучении черчению и начертательной геометрии. Развитие творческих умений студентов средствами черчения и начертательной геометрии - это путь, позволяющий сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. А это и есть требования, предъявляемые к подготовке выпуск-
ников педагогических колледжей, отраженные в государственном стандарте. В связи с этим изменяется понимание цели в средней и высшей профессиональной школе. На первое место вышла личность студента, осознаваемая как духовно - нравственная сущность человека, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, духовного развития и самовоспитания в условиях профессиональной деятельности.
Изменения в подходе к образованию, к пониманию его задач, обусловили методологическое переосмысление, обращение к идеям гуманизма, нашедшим отражение в исследованиях философов, психологов, педагогов, стоящих на гуманистических позициях.
Представления о сущности человека как абсолютной ценности, как творца самого себя и обстоятельств своей жизни, как свободной, ответственной, творческой личности, как целостности, возможности человека быть ценностью и самоценностью, сложились в отечественных и зарубежных философских концепциях (Н. А.Бердяев, Г. С.Батищев, В. С. Библер, Б. П. Вышеславцев, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинский, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Э. Фромм и др.).
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед средней профессиональной школой, то это - развитие личности и профессиональная подготовка в условии обучения в педагогическом колледже.
Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении черчения. Этот учебный предмет имеет большие возможности для развития творческих умений, эстетического воспитания студентов через средства графики, формирования у них умения правильно понимать и оценивать окружающего мира. Все это позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед
7 профессиональной средней школой, подготовке молодежи к профессионально-педагогической деятельности и к творческой деятельности.
Графика является одним из средств воспитания индивидуальной, неповторимой личности. Особое значение в связи с этим приобретают проблемы развития творчества в процессе учебной и внеурочной деятельности по технической графике. Они рассматривались учеными, педагогами на различных этапах.
При проведении исследования мы опирались на труды ученых в области методики преподавания черчения: Н.Н. Анисимова, Л.Н. Анисимовой, А. Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, В.О. Гордона, Ю.Ф. Катхановой, В.В. Степаковой, Л.М. Пыже-вича, Н.Ф. Четверухина, И.С. Якиманской, В.И. Якунина и других ученых-методистов, рассматривающих графику как составной и важный компонент преемственной системы эстетического воспитания и художественного образования, способствующего развитию творческих способностей личности.
Основополагающее значение в научном обосновании исследуемой проблемы имеют труды ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, Л. А. Венгера, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Игнатьева, Б. М. Теплова, Ю. В. Шаронина, Д. Б. Эльконина, и других; дидактики Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Л. Лернера и др.
Рассмотрению проблемы способствовали труды ученых-педагогов высшей школы: С. И. Архангельского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, О. А. Абдулиной и других; психологии искусства и творчества: В. С. Кузина, А. Лука, Я. А. Пономарева, И. М. Якобсона и др.
Осмыслению и определению места и роли графики в профессиональной подготовке помогают исследования ученых-искусствоведов: М.В. Алпатова, А. В. Бакушинского, И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, В. В. Ванслова, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой и др.
Методике преподавания графики в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в педагогических колледжах посвящены диссертационные исследования: Е. А. Василенко, Д. Ф. Каревой, О. П. Шабановой и др. Анализ научных исследований показывает, что предметы графического цикла рассматриваются в связи с проблемой художественных способностей и их развитием с точки зрения творческой самореализации человека, - определяется роль и место этих предметов в системе профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения в пединститутах и университетах. Однако в разработке проблем содержания непрерывной системы подготовки до колледжа и в колледже остается мало исследованной профессионально-педагогическая подготовка преподавателя черчения в педагогическом колледже.
В профессионально-педагогической подготовке преподавателя на начальной ступени высшего образования современная практика преподавания выделяет одну из важнейших потребностей - разработку и научное обоснование формирования творчески развитой личности студента педагогического колледжа. Поэтому возникшие противоречия между потребностью и уровнем разработанности методики творческого развития студентов позволяют считать проблему формирования творчества студента педагогического колледжа средствами графики в системе профессионально-педагогической подготовки актуальной.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: система профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения черчению и начертательной геометрии, направленные на формирование творческих умений студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования. Качественные изменения в подготовке учителя в педагогическом колледже, направленные на его творческое развитие, могут быть достигнуты при выполнении следующих условий:
9 - графика рассматривается и используется как важный и составной компонент системы художественного образования и эстетического воспитания студентов - будущих учителей школы;
учитываются психологические особенности личности студентов;
преподавание графики реализуется как единство основных компонентов профессионально-педагогической подготовки студентов: теоретической, практической, методической;
в системе преподавания курса черчения и начертательной геометрии используются формы и методы обучения и воспитания, стимулирующие творчество.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
разработка и научное обоснование содержания, эффективных форм и методов преподавания графики в педагогическом колледже как важного средства формирования педагогического и художественного творчества студентов;
разработка учебно-методического комплекса преподавания черчения и начертательной геометрии.
экспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий формирования творчества студентов педагогического колледжа в системе профессионально-педагогической подготовки.
Методологическую основу составляют научные положения в области психологии и педагогики о ведущей роли творческой деятельности в процессе гармонического развития и воспитания личности; концепция понимания графики как части культуры, специфики графики как типа художественного творчества в системе художественного образования и эстетического воспитания.
10 Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
анализ программ по графике и методике преподавания черчения и начертательной геометрии для общеобразовательных школ, педагогических училищ и колледжей, изучение учебных планов, методических разработок и пособий для преподавателей, студентов и учителей;
изучение и обобщение педагогического опыта преподавания черчения и начертательной геометрии в колледжах, педагогических колледжах;
наблюдение и анализ системы художественно-творческой деятельности студентов педагогического колледжа в процессе их профессионально-педагогической подготовки;
- психолого-педагогический эксперимент; беседы, анализ художест
венно-творческих работ, экспертная оценка занятий с использованием но
вых педагогических технологий, опрос.
Исследование проводилось на базе Благовещенского педагогического колледжа № 2 с 2000 по 2004 гг. В эксперименте участвовали студенты художественно-графического отделения.
На первом этапе (2000-2001) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, анализировалась практика подготовки студентов средствами предметов художественно-эстетического цикла, разрабатывались педагогические условия формирования творческих способностей личности будущего учителя в педагогическом колледже. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий и поисковый эксперименты, позволяющие определить уровни развития творчества студентов. С учетом этих данных были разработаны содержание, формы и методы комплексного преподавания графики, методические рекомендации к ним.
На втором этапе исследования (2001-2002) апробировалась эффективность преподавания черчения и начертательной геометрии, направлен-
ного на формирование творчества студентов, взаимосвязь ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки студентов (теоретический, практический и методический).
Были скорректированы: учебно-тематический план, рабочие программы, тематика творческих задач, уточнены содержание и объем УМК. Проверялся уровень развития творческих умений студентов экспериментальных и контрольных групп экспертной оценкой творческих практических и методических работ.
На третьем этапе (2003-2004) были проведены анализ и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, определены уровни развития творческих умений студентов, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования:
изучена возможность и научно обоснована необходимость качественных изменений профессиональной подготовки студента средствами комплексного преподавания черчения и начертательной геометрии в педагогических колледжах;
определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию творчества студентов средствами черчения и начертательной геометрии в процессе теоретической, практической и методической подготовки в условиях педагогического колледжа;
рассмотрены ведущие признаки комплексного преподавания черчения и начертательной геометрии в их преломлении в учебной деятельности студентов как основы проявления творчества, в процессе которого реализуются необходимые профессиональные качества будущего учителя школы;
определены критерии развития творческих умений студентов с учетом единства ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки средствами черчения и начертательной геометрии.
Практическая значимость исследования заключается в: разработке методики комплексного преподавания графики в системе профессионально-педагогической подготовки учителей, методических рекомендаций, серии дидактических материалов к ним, опорных таблиц-схем для проведения занятий на отделении педагогического колледжа. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в работе со студентами художественно-графического отделения педагогического колледжа, при совершенствовании, корректировке и разработке программ, методических пособий по графике для педагогических колледжей как первой ступени высшего образования, в работе по повышению квалификации учителей графики в институтах повышения квалификации, в ходе стажировок преподавателей графики педагогических колледжей.
Достоверность теоретических положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии и методике преподавания графики, применением методов исследования, соответствующим задачам, полным и разносторонним анализом данных, полученных в ходе исследования и в результате обобщения опыта работы.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Преподавание черчения и начертательной геометрии рассматрива
ется как одно из важных составляющих системы профессионально-
педагогической подготовки, открывающее новые возможности в формирова
нии творчества студентов педагогического колледжа.
2. Эффективность формирования методического творчества студен
тов в процессе теоретической, практической и методической подготов
ки средствами черчения и начертательной геометрии в условиях педагоги
ческого колледжа обеспечивается использованием оптимальных форм и ме
тодов обучения (проблемные и частично-поисковые методы, игровые ситуа
ции, дискуссии, эвристический и исследовательский методы); интегри
рованным подходом к методической творческой деятельности студентов.
Целенаправленное формирование творческих умений студентов обусловливается единством ведущих компонентов профессионально-педагогической подготовки.
Совершенствование системы учебно-методического комплекса средствами черчения и начертательной геометрии, учитывающего дидактические принципы, особенности творческого развития личности и педагогические условия для их реализации, содействуют развитию творческих умений студентов в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании психолого-педагогического и методического совета Благовещенского педагогического колледжа № 2, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки РФ; материалы исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск -2003, 2004), на областных научно-практических конференциях (Благовещенск - 1998, 2004). Основные положения проведенного исследования внедрены в практику работы педагогических колледжей, школ № 2, 12 г. Благовещенска; результаты исследования использовались в работе научно-практических семинаров для учителей школ.
Публикации. Основные положения и результаты исследования изложены в пяти публикациях автора.
Структура диссертации определена предметом и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Проблема творчества и творческого развития личности в философских концепциях
Проблемы творчества, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время в силу своей познавательной, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.
Современные преобразования и позитивные тенденции развития образования расширили объективные возможности для проявления свободы человека как личности, его индивидуальности и неповторимости. Поэтому такие качества человека, как свобода выбора, творчество стали особо значимыми в структуре личности, как позволяющие каждому молодому человеку проявить свою сущность и неповторимость.
Система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, что обеспечит эффективную социализацию и адаптацию личности в социуме, а также будет способствовать формированию активной готовности к критической переработке и сознательному выбору поступающей информации. Выпускники образовательных учреждений разного уровня должны осознать не только право на свободу, но и ответственность за ее последствия: свои суждения, действия, поступки, ошибки.
Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей ориентации профессионально-педагогической школы на гуманистическую и практическую сущность образования. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является осознание обучаемыми своих способностей, интересов, знание способов самореализации в творческой деятельности.
Развитие творческой активности личности через мотивацию творческой деятельности является одной из главных задач педагогического образования, важным звеном в решении которой является предоставление возможности самостоятельного поиска путей решения образовательных задач. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта. Творческая деятельность - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение [3].
Введение понятия «эврика» в научный оборот связано с именем Архимеда, который определил данный процесс как момент радости, удивления и удовлетворения в решении какой-либо сложной творческой задачи, в момент возникновения новой идеи.
Понятие «эвристика» в Большом энциклопедическом словаре характеризуется в трёх значениях:
- специальные методы, используемые в процессе открытия нового;
- наука, изучающая продуктивное творческое мышление;
- восходящий к Сократу метод обучения (метод эвристической беседы) [123].
Сократ придерживался способа отыскания истины путём наводящих вопросов, что позже было описано его учениками - Платоном и др. Ценным для понимания идеи Сократа является его изречение «Познай самого себя», которое он часто напоминал своим последователям.
Согласно Сократу, истинная добродетель есть ни что иное, как истинное знание, поэтому он учил своих последователей отысканию истины в процессе беседы путем искусно поставленных вопросов. Позже, в науке, идеи Сократа получили отражение в разработке такой формы обучения как дискуссия, нашедшей в настоящее время широкое применение в практике всех ступеней образования.
Проблема творческого развития личности в психологии и педагогике
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является человек. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-преподавательического мышления. Для нее личность - это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного и поддерживает своей волей, фантазией, творчеством и упрямством тонкие механизмы самоорганизации бытия, и этим основывается возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного образования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять лич-ностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие творческого мышления личности представляется одной из важнейших задач в сегодняшнем педагогическом колледже, т.к. студентам: «...нужно внедрять более всего уверенность в себе, любовное отношение ко всем, альтруизм, взаимную снисходительность и особенно привычку думать и рассуждать самим. Следует ограничить чисто механическую работу памяти до возможного минимума и посвятить большую часть времени развитию и воспитанию внутренних чувств, способностей и скрытых сил. Мы должны стремиться к воспитанию свободных людей, - свободных интеллектуально, морально, и во всех остальных отношениях, а главное - свободных от эгоизма» [23, С. 301].
А если это так, то и преподаватель должен обладать этими развитыми способностями.
Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса, Л. Термена, Р. Стерн Берга, М. Валлаха [89], а также, отечественных: П. Я. Гальперина, 3. И. Калмыковой, Я. А. Пономарева, В. Н. Пушкина, В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина и др. [40, 46, 54, 104, 111, 139,140], в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над совершенствованием этого качества продолжает развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности: Л.С. Выготский, И. П. Калошина, А. Ю. Козырев, П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик и др. [34,56, 62, 39]; и природы творческого мышления, - Г. С. Батищев, В. С. Библер, А. В. Брушлинский, В. С. Кузин и др.[ 15,22,28,23, 71].
Знания, т.е. усвоенная информация, помогают человеку ориентироваться в окружающем мире (см. приложение 4). Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала.
Определение целей изучения курса начертательной геометрии и черчения как средства творческого развития студентов педагогического колледжа
Динамические процессы в системе образования, в том числе и высшего педагогического происходящие сегодня, характеризуются теоретической разработкой и практической апробацией различных концептуальных подходов, существенно по-новому определяющих цели, содержание и технологии профессиональной деятельности педагога.
Диалектика взаимоотношений «цель - средство - результат» выражает категориальную структуру целеполагания. Цели строятся в значительной степени как результат учета средств, последние же, в свою очередь, подбираются в соответствии с целью. Поэтому любая педагогическая цель будет требовать соответствующих средств и определенной организации учебно-воспитательного процесса, а также корректироваться с их учетом.
Взаимодействие целеполаганий студента и преподавателя проявляется в актуализации студентом поставленных преподавателем целей и в развитии способностей самих студентов к целеполагающей деятельности. Поэтому при анализе категории «целеполагание» с позиций психологии особое внимание уделяется связи процесса образования целей с мотивацией [55].
Смысловая сфера личности, по нашему убеждению, представляет собой систему смысловой регуляции жизнедеятельности, развитие которой у будущих педагогов призвано обеспечить их готовность к профессиональной деятельности в образовании.
Смысл педагогической деятельности определен нами как особая структура личностной саморегуляции педагога, представляющая собой переживание им иерархической системы ценностей, с которыми связана его профессиональная деятельность, когда преподаватель не только осуществляет педагогическое воздействие на студентов, но и рефлексирует проявления собственной личности.
Поскольку обучение и воспитание полагаются как целенаправленная деятельность, постольку определим это понятие методологически и теоретически.
В философских текстах понятию «цель» уделяется большое внимание. «Цель обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта, носителя этой цели» [55].
В данном определении понятия «цель» выделяется познавательный аспект, соответствующий прогнозу, называющий способ перехода к желаемому будущему. Столь четкое понимание цели необходимо специалистам, занятым в области образования, которая является сложной системой, включающей в себя систему высокой степени обобщения - систему управления.
Таким образом, получается, что цель является стабильно сохраняющейся частью при различных изменениях и действиях в образовании.
Цель является предполагаемым результатом, на достижение которого направлена деятельность субъекта.
Цели образовательных систем выражены в форме качеств, которые студенты должны приобрести по мере усвоения содержания образования при обучении в педагогическом колледже.
Для реализации эти цели, представляющие объективный социальный заказ общества, надо перевести на педагогический язык содержания образования.
Единственным источником содержания образования является богатейший социальный опыт, который представлен:
- знаниями о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
- умениями пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
- опытом творческой деятельности;
- опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе [44].