Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Арагилян, Вилен Ашотович

Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла
<
Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арагилян, Вилен Ашотович. Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Ульяновск, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 22

1.1. Историко-педагогический анализ исследования проблемы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 22

1.2. Сущность и содержание педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 43

1.3. Модель системы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 82

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 92

2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы по развитию педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 92

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 110

2.3. Педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла 133

Заключение 152

Библиографический список использованной литературы 156

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность исследования. Каждый из тех, кто выбирает профессию педагога, берет на себя огромную ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, готовить к профессиональной деятельности. Вместе с тем он берет огромную ответственность и за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое высокое право быть Педагогом и Воспитателем. Достойное выполнение своего педагогического долга требует от педагога принятия ряда обязательств.

Во-первых, нужно научиться объективно оценивать собственные возможности, знать сильные и слабые стороны, адекватно воздействовать на других людей и корректировать свое поведение. Формирование этих качеств требует от педагога творческого отношения к развитию рефлексивного мышления, высокого и творческого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.

Во-вторых, педагог является организатором учебно-познавательной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в тоже время выступает в качестве партнера, облегчающего педагогическое общение, что обязывает педагога творчески относиться к развитию своих организаторских, коммуникативных способностей, для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения обучаемыми знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие и совершенствование таких педагогических профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный творческий поиск новых активных технологий и методик, творческого саморазвития личности педагога.

В-третьих, педагог должен в совершенстве владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, педагогической культурой и педагогическим мастерством, в том числе и мастерством педагогического общения и поведения. Педагог - это образец, которому сознательно, а порой и

неосознанно, подражают обучаемые, а особенно курсанты военных училищ, невольно перенимая то, что и как делает педагог. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» педагога требует постоянного творческого личностного, коммуникативного и профессионального роста и самосовершенствования.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соответствовать следующим главным постулатам - заповедям его педагогической деятельности:

постоянно ищи возможность творческого саморазвития и самосо-вершенствованбия (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

передавай знания обучаемому так, чтобы он хотел и мог их осваивать творчески, с интересом и был готов использовать их в различных ситуациях и в своем саморазвитии.

Эти постулаты - суть конкретизация общеизвестного тезиса: только творчески развивающаяся личность воспитывает личность. Педагог обязан быть творчески развивающейся личностью, это его профессиональная характеристика.

Особенностью нынешнего этапа развития нашего общества является то, что для решения многочисленных практических вопросов необходимо их теоретическое осмысление и осознание. Ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос, в том числе и в военно-педагогической деятельности по подготовке военных кадров для вооруженных сил государства, не может быть решен, не будучи осмыслен, осознан и обоснован теоретически. Поэтому в современных условиях возникла необходимость в подготовке специалистов, проявляющих творчество в военно-педагогической деятельности. Потребность страны в военных профессионалах, проявляющих творчество в военно-педагогической деятельности, соответственно, выдвигает на первый план проблему развития и совершенствования военно-педагогического творчества преподавателей высших военных училищ,

которые выполняют свои функции в системе «человек-человек». Только преподавательский состав, проявляющий творчество во всех сферах военно-педагогической деятельности, вовлекая обучаемых в творческий процесс и пробуждая их творческую активность, может дать раскрыться творческой индивидуальности будущего офицера Вооруженных Сил России. Поэтому обращение к теме исследования «Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла» является особенно актуальным.

Анализ военно-педагогической деятельности преподавательского состава высших военных училищ свидетельствует, что лишь 20-30% из них систематически проявляют творчество, а около 15% привержены к сформировавшимся у них подходам к своей военно-педагогической деятельности, которые отстают от современных требований к подготовке военных специалистов [ПО]. Сложившаяся ситуация требует кропотливого научного анализа и поиска эффективных путей развития педагогического творчества преподавателей военных вузов, в том числе и военных вузов тыла.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что
психологи и педагоги освещали отдельные проблемы, связанные с творче
ством в педагогической деятельности: теоретические и методологические
аспекты творчества (В.И.Андреев, А.А.Балаховский, Д.Б.Богоявленская,
А.Д.Деменцев, В.И.Загвязинский, Н.И.Калаков, В.А.Кан-Калик, В.Г. Мак
симов, А.В.Меньшиков, К.С.Пигров, Я.А.Пономарев, И.П.Раченко,
П.К.Энгельмейер, Н.М.Яковлева и др.); некоторые предпосылки творче
ской деятельности (Н.А.Аминов, В.И.Андреев, А.В.Барабанщиков,
Д.Б.Богоявленская, П.Я.Гальперин, А.В.Долматов, В.А.Кан-Калик,
Л.Я.Радушкевич, В.А.Солоницын, Г.А.Шабанов и др.); творчество как не
отъемлемый компонент педагогической культуры преподавателя
(А.А.Балаховский, А.В.Барабанщиков, В.П.Беспалько, В.И.Вдовюк,
А.Ф.Иванов и др.); проявления творчества в педагогической деятельно-

6 сти (Ю.К.Бабанский, А.А.Балаховский, Д.Б.Богоявленская, А.М.Воробьев, С.С.Гольдентрихт, И.Л.Железняк, Н.И.Калаков, В.П.Кириченко, А.И.Конашевский, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, А.В.Меньшиков, В.А.Михайловский, Н.Ю.Посталюк, Р.Х.Шакуров и

ДР-)

Специального исследования, посвященного проблеме развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, не проводилось. Поэтому в представляемом исследовании развитие педагогического творчества педагогических кадров военных вузов тыла рассматривается как одна из важнейших теоретических и практических проблем военно-педагогической деятельности по подготовке офицеров Вооруженных Сил России.

Необходимость исследования развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла является важной и значимой еще и потому, что военно-педагогическая творческая деятельность преподавателей высших военных учебных заведений первична по отношению к другим видам деятельности. Военный педагог, осуществляющий весь комплекс творческих задач, должен уметь: ставить значительные, новые общественно полезные цели; планировать свою работу и с наибольшей эффективностью выполнять свои планы; хорошо владеть педагогической техникой решения творческих задач, входящих в решаемые проблемы; отстаивать свои цели и выдерживать критику сторонников «традиционных решений»; достигать планируемого результата. Исследование развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла является в настоящий момент наиболее актуальным направлением психолого-педагогических исследований, так как знание и понимание процесса развития и совершенствования военно-педагогического творчества любого педагога позволяет развивать его профессиональное творчество как на этапе выбора профессии, так и в процессе развития его как профессионала. Проблема развития педагогического творчества военно-педагогических

кадров высших военных училищ имеет очень важное теоретическое и практическое значение, поскольку анализ различных ее аспектов позволит повысить эффективность деятельности системы высшего военного образования по подготовке офицерских кадров.

Вместе с тем, несмотря на постоянное внимание педагогической науки к проблемам развития и совершенствования военно-педагогического творчества, исследование педагогических условий совершенствования военно-педагогического творчества остается недостаточно изученным. В связи с этим разработка педагогических условий развития военно-педагогического творчества преподавателей военных вузов тыла становится в наши дни особенно актуальной.

В представляемом исследовании развитие педагогического твор-чества преподавателей высших военных училищ тыла рассматривается с позиций концепции проблемно-деятельностного обучения, предложенной А.В. Барабанщиковым [17-20].

Состояние проблемы исследования. Педагогический и психофизиологический механизм творчества вообще и профессионального в частности стал объектом исследований таких видных ученых -педагогов и психологов как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.А. Агаджанян, А.В. Барабанщиков, А.А. Бодалев, А.А.Балаховский, Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Долматов, И.Л.Железняк, В.И.Зазвягинский, В.А.Кан-Калик, И.Я. Лернер, В.Г. Михайловский, В.А.Сластенин, И.Ф. Талызина, СТ. Шацкий и многих других. Проблема профессионального педагогического творчества активно исследуется в США, Германии и других зарубежных странах (Р.В. Ригг, Г.Нойнер, В.Калвейт, Х.Клейн и др.).

Большое внимание особенностям развития педагогического творчества с позиций комплексного психолого-педагогического подхода уделяли В.И.Андреев, А.В.Барабанщиков, А.А.Балаховский, В.П.Беспалько, Д.В.Богоявленская, В.А.Кан-Калик, Н.И.Калаков, Н.В.Кузьмина,

О.Г.Максимова, А.В.Меньшиков, Я.А. Пономарев и др.

В трудах Н.А.Аминова, А.В.Долматова, Э.Н.Короткова, Н.И. Кала-кова, Л.Г.Лаптева, В.Г.Михайловского, А.В.Меньшикова, Н.Д. Никандро-ва, Г.А.Шабанова и многих других исследователей были изучены, проанализированы и систематизированы механизмы развития педагогического творчества военнослужащих, в том числе и преподавателей высших военных училищ во всех видах военно-педагогической деятельности, выявлены основные закономерности процесса развития военно-педагогического творчества.

В диссертационных работах А.А. Балаховского, В.И. Вдовюка, В.П Кириченко, И.М.Когана, Н.И.Калакова, А.В.Меньшикова С.С. Муцинова, В.А. Солоницына, Г.А. Шабанова и др. исследуются различные аспекты, связанные с педагогическим творчеством в отдельных видах педагогической деятельности преподавателей военных вузов.

Однако в представленных трудах и исследованиях не в полной мере изучены возможности и педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ. При этом, наличие противоречий между социальным заказом общества на грамотного и творчески работающего преподавателя высшего военного училища тыла и отсутствием определенной стратегии деятельности вуза, направленной на ее выполнение; высоким уровнем теории и практики формирования педагогического творчества педагогов различных типов учебных заведений и недостаточной разработанностью теоретических основ его развития у преподавателей высших военных училищ тыла; необходимостью теоретического обоснования педагогических условий развития профессионального творчества преподавателей высших военных училищ тыла и отсутствием социальных исследований делает исследуемую проблему актуальной в теоретико-методологическом и практическом плане.

Вышеперечисленные противоречия, недостаточная теоретическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования, про-

блема которого, сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла?

В связи с этим целью исследования явилось выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла в процессе военно-педагогической деятельности.

Объект исследования: педагогический процесс высших военных училищ тыла во всех видах педагогической деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

Гипотеза исследования.

Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла будет успешным, если:

создать благоприятную и креативно насыщенную педагогическую среду, побуждающую военных педагогов к раскрытию и проявлению творческих способностей;

сформировать у преподавателей высших военных училищ тыла представления о сущности творчества, возможностях овладения им, критериях, показателях и уровнях его развития и совершенствования в различных видах педагогической деятельности;

создать соответствующую материально-техническую оснащенность педагогического процесса высших военных училищ тыла;

сформировать у преподавателя военного училища устойчивую мотивацию к творческой педагогической деятельности

Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. Провести историко-педагогический анализ развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

  2. Раскрыть сущность и содержание педагогического творчества,

определить критерии и основные показатели уровня его развития у преподавателей высших военных училищ тыла.

  1. Разработать модель системы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

  2. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- общенаучные принципы познания, комплексный и системный
подход; философские категории субъекта, сознания, познания, деятельно
сти, личности, творчества; ведущие методологические принципы психоло
гии и педагогики развития, моделирования, активности, обратной связи
(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.А.Аминов, В.Ф. Ломов, С.Л.
Рубинштейн и др.), общие и специальные методологические принципы
психолого-педагогического исследования (Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев,
А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев,
А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, А.В. Меньшиков, Е.А. Яблокова и др.);

- положения о социальной, деятельностной и творческой,сущности
личности и многофакторном характере ее развития (В.Г. Ананьев,
В.И.Андреев, А.А. Бодалев, А.В. Барабанщиков, П.Я. Гальперин, А.А.
Деркач, В.А. Кан-Калик, Н.И. Калаков, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, В.Г.
Михайловский, Н.Д. Никандров и др.), о принципах общения, отношений,
деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев,
И.В. Дубровина, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Е.А. Яблокова, В.А. Ядов и

др.);

- теоретические и эмпирические исследования по проблемам изуче
ния творчества в профессиональной деятельности (Д.Б. Богоявленская,
А.Д.Деменцев, А.В. Долматов, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Калаков,
В.К. Кириллов, Ю.А. Клейберг, Н.В. Кузьмина, ЕА. Климов,
О.Г.Максимова, А.В.Меньшиков, О.А. Нестерчук, Н.Д. Никандров, Н.В.

11 Самоукина, Л.В. Темнова, Н.Б. Шмелева);

работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам педагогического развития (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.Т. Иваницкий, Е.И. Казакова, А.Г. Ковалев, Л.И. Коновалова, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Н.И. Мешков, О.В. Москаленко, К.К. Платонов, АА. Реан, С. Л. Рубинштейн, Е.И. Степанова, В.А. Сухомлин-ский);

философские, социологические и педагогические идеи о роли образования и педагогики, исследования, определяющие основополагающие черты педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Г.А. Бордовский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, СИ. Гессен, О.С. Гребенюк, И.А. Зимняя, В.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, А.Б. Орлов, В.А. Сластенин, И.А. Скопылатов, А.П. Тряпицына, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.)

общепсихологические механизмы творчества, развития и целостной организации (Г. Айзенк, С.А. Анисимов, А.В. Брушлинский, И.С. Кон, П.А. Корчемный, A.M. Матюшкин, В.В. Петрусинский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, В.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, 3. Фрейд и др.), а также теории функционирования образовательных систем (Н.В. Кузьмина).

Основные методы исследовании.

Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций по теме исследования, изучение документов, фактических материалов регламентирующих деятельность преподавателя; теоретический анализ (ретроспективный, сопоставительный), описательное и графическое моделирование; логические методы анализа формирования категорий, понятий.

Эмпирические методы: диагностические (беседа, тестирование, анкетирование, методы самооценок и экспертных оценок, качественный анализ текстов), обсервационные (различные виды наблюдений и др.), психо-

лого-педагогический эксперимент.

Статистические: методы обработки результатов эксперимента, позволившие получить основные показатели, непосредственно отражающие результаты проводимых в эксперименте измерений (определение выборочного среднего значения, выборочной дисперсии, моды и медианы), и показатели, с помощью которых были выявлены скрытые в них закономерности (критерий Пирсона, t-критерий Стьюдента).

Эмпирическая база исследования.

Опытно-экспериментальным исследованием было охвачено 100 военно-педагогических кадров 12 кафедр Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института) и Вольского высшего военного училища тыла (военного института).

Исследование проводилось с 2002 г. по 2006 г. в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2002-2004 гг.) - теоретический - включал предварительный анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-теоретических источников по становлению, развитию и совершенствованию педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла. На этом этапе использовались методы наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ документов и результатов деятельности, изучался практический опыт педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, а также сбор и накопление первоначального исследовательского материала с целью определения концепции исследования и уровня разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, намечались методики планируемых экспериментов.

Второй этап (2004-2005 гг.) - поисковый. На этом этапе проводилась работа по выявлению сущности, содержания, структуры и специфики создания педагогических условий развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, осуществлялись исследо-

вания по теме диссертации с целью уточнения основной гипотезы и положений, выносимых на защиту, констатирующие психолого-педагогические эксперименты. Полученные в ходе экспериментов результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. Параллельно разрабатывалась методика качественной оценки военно-педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в военно-педагогическую практику кафедр военных училищ тыла. На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, беседы, анализ результатов деятельности, констатирующие эксперименты, экспертное оценивание, анкетирование, тестирование.

Третий этап (2005-2006 гг.) - формирующий. На данном этапе ана- , лизировались, систематизировались и обобщались результаты проведенных экспериментов. Были определены, сформулированы и обоснованы теоретические выводы и разработаны практические рекомендации и выводы по реализации педагогических условий развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла. Проводилась , работа по внедрение выработанных рекомендаций в практику военно-педагогической деятельности преподавателей большинства кафедр вышеперечисленных военных училищ тыла. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в ряде научных и научно-методических конференций, публикации статей по теме исследования в научных и научно-методических сборниках.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Разработана модель системы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, включающая в себя цель, задачи, компоненты и виды творческой педагогической деятельности, этапы и уровни развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

  1. Определены и охарактеризованы основные этапы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла ( 1 этан - формирование интереса к проявлению педагогического творчества; 2 этап — становление педагогического творчества; 3 этап - активное развитие педагогического творчества; 4 этап - продуктивное педагогическое творчество.)

  2. Выявлены и обоснованы педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, а именно: создание благоприятной и креативно насыщенной педагогической среды, побуждающей к раскрытию и проявлению творческих педагогических способностей; сформированность у преподавателей высших военных училищ тыла представлений о сущности творчества, возможностях овладения им, критериях, показателях и уровнях его развития в различных видах военно-педагогической деятельности; наличие соответствующей материально-технической оснащенности педагогического процесса высших военных училищ; сформированность у преподавателей военного училища устойчивой мотивации к творческой деятельности.

  3. Определены основные критерии ( творчество в учебной работе; творчество в методической работе; творчество в научной работе; творчество в воспитательной работе) и показатели развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла (в учебной работе — формирование у курсантов творческого отношения к учению, овладению знаниями, умениями и навыками в профессии; формирование и поддержание интереса курсантов к изучаемым дисциплинам; совершенное владение методическими приемами и навыками при проведении занятий; методические приемами и способы решения учебных задач при возникновении затруднений у курсантов на занятиях; умения в определении степени усвоения курсантами способов решения учебных задач в соответствии с учебной целью; методика оценки преподавателями результатов учебной деятельности курсантов; в методической работе - отбор информации при

разработке учебно-методической документации; умения и навыки при разработке учебно-методической документации и методических материалов; умения и навыки в творческом использовании технических средств обучения; совершенствование своих военно-профессиональных знаний, умений и навыков; разработка новых дидактических материалов и технологий, приемов и способов педагогической деятельности; степень влияния на самостоятельную подготовку курсантов; в научной работе — степень участия в научно-исследовательской работе; степень участия в подготовке военно-научных кадров; руководство военно-научной, научно-исследовательской, изобретательской работой курсантов; количество научных публикаций в различных изданиях; личное участие в рационализаторской, изобретательской, патентно-лицензионной работе; в воспитательной работе - умения и навыки в достижении воспитательных целей в ходе проведения занятий; уровень методической подготовки для организация и проведения воспитательной работы с курсантами; участие в различных воспитательных мероприятиях с курсантами во внеучебное время), а также уровни развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла («высокий уровень» - импровизационно-продуктивное педагогическое творчество в военно-педагогической деятельности; «выше среднего» - продуктивное педагогическое творчество в военно-педагогической деятельности; «средний» - преобладающе импульсивное педагогическое творчество в военно-педагогической деятельности; «низкий» - репродуктивное педагогическое творчество в военно-педагогической деятельности).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - осуществлен историко-педагогический анализ исследования проблемы развития педагогического творчества преподавателей военных училищ, выявлено три этапа в его развитии: первый этап — возникновение и становление системы подготовки военно-педагогических кадров в России с начала создания первых петровских школ (1698 г.) до середины XIX

16 века, второй этап - дальнейшее развитие системы подготовки военно-педагогических кадров в России с середины XIX века до последней четверти XX века; третий этап - совершенствование системы подготовки военно-педагогических кадров в современной России;

уточнена сущность и содержание педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, особенностью, которой является то, что она отражает основные педагогические способности творческой личности и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, содержательно-операциональный, когнитивный, гностический, коммуникативный, эмоционально-волевой, физический и оценочный.

определены и охарактеризованы основные характеристики уровней развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла:

«высокий» - имеют широкий познавательный интерес, критичны и независимы в суждениях, способны видеть дальнейшие и ближайшие цели и проявлять интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические усилия по их достижению, решительны в отстаивании собственной точки зрения, у них ярко выражены способности организовывать совместную коллективную творческую педагогическую деятельность - творчество импровизационно-продуктивно;

«выше среднего» - имеют достаточный познавательный интерес, охватывающий основную часть педагогической деятельности, в целом творчески работают во всех сферах военно-педагогической деятельности, характеризуются независимостью суждений, способны видеть цель и проявлять интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические усилия для ее достижения, положительно-осознанно относятся к совместной творческой военно-педагогической деятельности, решительны и смелы в отстаивании собственной точки зрения - творчество продуктивно;

«средний» — имеют познавательный интерес, который охватывает большую часть военно-педагогической деятельности, эмоционально не-

устойчивы, испытывают колебания, деятельность носит волнообразный характер, как следствие, военно-педагогическое творчество носит неустойчивый, спонтанный характер, зачастую не способны организовать коллективно-творческую учебно-воспитательную деятельность, недостаточно смелы и решительны в отстаивании собственной точки зрения, могут отказаться от нее в затруднительных, противоречивых, дискуссионных ситуациях - творчество преобладающе импульсивно;

«низкий» - имеют недостаточный познавательный интерес и как следствие, иногда отсутствует стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, способны к волевым усилиям в случае временных неудач, они в недостаточной степени способны самостоятельно преодолевать трудности при выполнении комплексных военно-педагогических задач и редко высказывают свою собственную точку зрения - творчество репродуктивно;

Материалы исследования могут служить основой для проведения дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования состоит следующем:

1. Внедрена в практику методика определения и оценки уровней
развития педагогического творчества преподавателей высших военных
училищ тыла, которая использовалась на всех видах занятий с целью вы
явления уровней педагогического творчества, а также для определения
кандидатов на замещение вакантных должностей старшего преподавателя,
доцента, профессора, заместителя начальника кафедры, при определении
лучшего методиста, при представлении к ученому или почетному званию и

др.

2. Выработаны методические рекомендации по развитию педагоги
ческого творчества преподавателей высших военных училищ тыла на этапе
формирования интереса к военно-педагогическому творчеству, способст
вующие раскрытию творческого потенциала преподавателей высших воен
ных училищ тыла. Данные практические рекомендации понимаются как

комплекс мер, учитывающих особенности развития творческого потенциала и военно-педагогического творчества на различных этапах учебно-воспитательной деятельности в зависимости от продолжительности военно-педагогической деятельности в должности и уровня развития педагогического творчества;

3. Разработана программа совершенствования системы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, которая позволяет обеспечить повышение уровня педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается адекватной методологической базой исследования, опорой на общенаучные принципы и методы исследования, обобщенные теоретико-методологические выводы психолого-педагогической науки по проблемам педагогического творчества; применением комплексной методики исследования с использованием педагогического эксперимента; обеспечением внешней и внутренней валидности полученных экспериментальных результатов; представительной выборкой при сборе первичного материала и использованием методов непараметрической математической статистики при обработке полученных данных; многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные положения диссертации, результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях Ученого совета и кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Ульяновского высшего военно-технического училища (военный институт). Ряд положений, изложенных в диссертационном исследовании нашли реализацию в военно-педагогической практике преподавательского состава Ульяновского высшего военно-технического училища (военный институт) и Вольского высшего военного училища тыла (военный институт).

Полученные результаты исследования и теоретические положения

нашли свое отражение в учебных и учебно-методических пособиях «Психология и педагогика» (Ульяновск, 2005 г.), «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск» (Ульяновск, 2006 г.), в научных статьях, опубликованных автором в научных и научно-методических сборниках, излагались на межрегиональных, городских и межвузовских научных и научно-практических конференциях; отдельные проблемы были освещены в целевых научно-исследовательских работах «Совершенствование методики преподавания психолого-педагогических дисциплин в военном вузе», «Привитие курсантам навыков воспитательной работы в процессе обучения в высшем военно-учебном заведении».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Педагогическое творчество преподавателей высших военных, училищ тыла является сложной системой и имеет определенную структуру, включающую в себя группу компонентов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, изменение которых непосредственно влияет на динамику развития данного вида творчества - мотивационный, содержательно-операциональный, когнитивный, гностический, коммуникативный, і эмоционально-волевой, физический и оценочный. Мотивационный компонент включает мотивы, детерминируемые интеллектуальными потребностями в творчестве. Содержательно-операциональный компонент включает своевременное и высокое обеспечение реализаций побуждений личности к творческой военно-педагогической деятельности. Когнитивный компонент содержит системно-специальные знания о военно-педагогической деятельности. Гностический компонент предусматривает овладение приемами, способами и средствами творческой военно-педагогической деятельности. Коммуникативный компонент включает умение устанавливать позитивные межличностные отношения, педагогически целесообразное взаимодействие, побуждающие к творческой деятельности. Эмоционально-волевой компонент характеризуется высокой психологической устойчиво-

стью, стойкостью, инициативностью, организованностью, исполнительностью, способностью чувствовать новое и испытывать удовлетворение от военно-педагогической деятельности. Физический компонент характеризует выносливость, силу, ловкость, степень утомляемости организма. Оценочный компонент включает способности к самооценке своей творческой военно-педагогической деятельности.

  1. Важным средством повышения уровня развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла является внедрение в педагогический учебный процесс данных учебных заведений научно обоснованной модели, включающей в себя следующие компоненты: цель, задачи, компоненты педагогического творчества, виды творческой военно-педагогической деятельности, этапы, меры совершенствования, уровни и результат. Критерием ее эффективности являются продукты педагогического творчества преподавателей.

  2. Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла возможно при следующих педагогических условиях: создании благоприятной и креативно насыщенной педагогической среды, побуждающей к раскрытию и проявлению творческих способностей; сформированности у преподавателей высших военных училищ тыла представлений о сущности творчества, возможностях овладения им, критериях и показателях уровня его развития в разных видах военно-педагогической деятельности; наличии соответствующей материально-технической оснащенности педагогического процесса высших военных училищ; сформированности у преподавателей военного училища устойчивой мотивации к творческой военно-педагогической деятельности.

  3. Уровень развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла может быть определен следующими критериями и основными показателями творчества в учебной, методической, научной и воспитательной работах: творчески используемые и применяемые в педагогической практике методы, методики и технологии обучения,

учебно-методические материалы; методы определения соответствия учебных действий условиям творческих учебных задач при их решении, степени усвоения общего способа решения творческих учебных задач, результатов учебных действий их конечной цели; научно-исследовательская работа; формируемое отношение к учению; методы воспитательной работы; качество реализации воспитательных целей; руководство самостоятельной работой и военно-научной деятельностью обучаемых.

5. Степень развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла подразделяется на четыре последовательных уровня: «высокий» - импровизационно-продуктивное педагогическое творчество; «выше среднего» - продуктивное педагогическое творчество; «средний» - импульсивно- продуктивное педагогическое творчество; «низкий» - непродуктивное педагогическое творчество.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы (всего 164 наименований, из них 2 - на иностранном языке), 7 приложений. Основное содержание работы изложено на 193 страницах, включает таблицы и рисунки (12 таблиц, 8 рисунков), общее/, количество иллюстраций - 20.

Историко-педагогический анализ исследования проблемы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла

На всем протяжении человеческой истории, с момента зарождения педагогики, становления и развития педагогической деятельности проблема творчества преподавателей являлась одной из центральных и всегда была предметом пристального интереса великих ученых, мыслителей, философов и общественных деятелей прошлого. Проблемами творческого мышления активно интересовались, занимались и исследовали философ и мыслитель Р. Декарт [46]. Паскаль, Пуанкаре, Адамар [1, 85] и многие другие видные деятели и ученые прошлого, отличавшиеся разнообразием научных и общественных интересов. Общество не могло бы существовать и продуктивно развиваться, если бы младшее поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того социокультурного опыта, который оно получило в наследство.

Исследования и анализ исторических документов, теоретического наследия, деятельности известных педагогов прошлого и современности позволяет определить источники, характерные черты, тенденции и особенности, присущие творческой деятельности преподавателя и выявить несколько взаимосвязанных этапов в развитии системы подготовки военно-педагогических кадров в России:

- возникновение и становление системы подготовки военно-педагогических кадров в России (конец XVII века - середина XIX века);

- развитие и совершенствование системы подготовки военно-педагогических кадров в России с середины XIX века до последней четверти XX века;

- дальнейшее развитие системы подготовки военно-педагогических кадров в современной России (с последней четверти XX века).

На каждом из этих этапов учеными исследовалось и творчество в военно-педагогической деятельности преподавателей.

Первый этап - этап возникновения и становления системы подготовки военно-педагогических кадров в России охватывает период с создания первых петровских школ (1698 г.) до середины XIX века. Вызывает интерес практика комплектования этих школ преподавательским составом. Часть преподавателей для них готовилась за границей, для педагогической деятельности приглашались лучшие отечественные ученые и педагоги, а также наиболее ярко проявившие себя выпускники этих школ. Практиковалось также приглашение преподавателей иностранцев. Особенностью данного периода является то, что наука была еще мало дифференцирована и изучение творчества преподавателей носило несистемный характер и развивалось в основном в рамках философской науки. Подобная практика комплектования военно-учебных заведений преподавательским составом существовала до середины XIX в., а некоторые её элементы сохранились до наших дней [36].

На этом этапе изучение творчества строилось на основе знаний, накопленных еще древнегреческими и древнеримскими мыслителями, таких как Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Квинтилиан и др. Сократ, в частности, считал, что - труд учителя - это искусство, для овладения которым необходимо божественное призвание. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества.

Весьма значимыми для последующего развития педагогической мысли имели идеи философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др. В сочинении древнеримского ученого М. Квинтилиана «О воспитании оратора», явившимся, по существу, первым специальным трудом, где был обобщён некоторый опыт обучения и воспитания, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались важные указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей обучаемых, в нем он высказал важную мысль о том, что творчество преподавателя заключается в правильном выборе средств обучения, основанном на соблюдении определенных правил [156, С. 13].

Весьма интересными представляются различные по жанру сочинения гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.), в которых выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний. В своих сочинениях чешский мыслитель Я.А. Коменский обобщил и теоретически осмыслил практику европейского обучения и воспитания, создал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» им рас- смотрены основные проблемы обучения и воспитания. Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Его педагогическая теория была изложена в капитальном труде «Общий совет об исправлении дел человеческих», одна из частей которого «Пампедия» полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования и т.д. [80].

Сущность и содержание педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла

Что такое творчество? В чем оно проявляется? Какую роль играет творческий процесс в жизни и деятельности человека? Можно ли учить и научиться творчеству? И хотя педагогика, психология и философия значительно продвинулись в изучении природы творческого процесса, тем не менее, эти вопросы по-прежнему остаются актуальными и в наше время.

Как свидетельствует анализ, вопрос о сущности творчества творческой деятельности по-разному решался в различные исторические эпохи. В определениях творчества отражались меняющиеся представления об этом важнейшем педагогическом феномене.

По мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые ему. Предпринимались попытки расчленить творческий процесс на отдельные составляющие, и затем подвергнуть их исследованию.

На необходимость рассмотрения и изучения тех компонентов творческого мышления, которые не могут быть сведены к логическому доказательству, и которые составляют его важное звено (воображение, интуиция, озарение и другие неосознанные состояния), указывают и современные исследователи.

Большое значение интуиции в научном творчестве придавал А. Эйнштейн. С его точки зрения, интуитивные процессы - это собственно творческий компонент исследовательской деятельности. Логический аппарат, логические рассуждения, как таковые, сами по себе еще не дают возможности создать новое.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.

В психологической литературе творческим мышлением обозначается специальный вид деятельности с несколькими неопределенными и нечеткими границами.

Творческую деятельность можно охарактеризовать как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формировании проблемы.

Перед человеком нередко возникают такие ситуации, когда обнаруживается конфликт между условиями и требованиями какой-нибудь деятельности. Человек должен совершить некоторую совокупность действий, решить ту или иную задачу, однако наличные условия не указывают ему способа решения этой задачи, и весь арсенал прошлого опыта не содержит готовой схемы, которая была бы пригодной для данных условий. Чтобы найти выход из подобной ситуации, человеку необходимо создать новую, не имевшуюся у него ранее стратегию деятельности, т. е. совершить акт творчества. Такую ситуацию называют обычно проблемой или проблемной ситуацией, а психический процесс, с помощью которого решается проблема, определяется как новая стратегия, которая носит название продуктивного мышления или эвристической деятельности.

Творчество - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики творчества.

В повседневной педагогической практике мы чаще всего имеем дело с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи и т. д. В этом смысле можно говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности. Если с философской точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда «ранее» не известного нового продукта, то с психологической стороны речь может идти о формировании чего-либо нового для данного субъекта.

Программа творчества может быть сведена к следующим этапам;

1) выяснение задачи;

2) поиск нужных элементов и их сочетаний, удовлетворяющих моделям, и создание вариантов моделей в памяти;

3) выражение вариантов моделей в виде вещественных объектов;

4) повторное восприятие и исследование физической модели, выявление непредвиденных качеств;

5) внесение поправок в модель или отказ от нее и начало работы над новой моделью. Итак, творчество - это создание новых моделей (программ), до того не существовавших.

Категория творчества в философии представляет собой достаточно сложный и многоаспектный феномен [147,149]. Наиболее общий подход к его описанию представлен в монографии А.И. Субетто, в которой он вводит понятие онтологического, системного творчества, рассматривая его как ведущий механизм любого развития. Сама эволюция также представляет собой творческое развитие. По определению А.И. Субетто, «творчество - это генерация разнообразия поведения, это эволюционное и функциональное созидание, это системная и созидательная деятельность в рамках представленной надсистемой «ниши свободы», это актуализация сие- темы по отношению к будущему в рамках процессов адаптации системы к надсистеме, или, в более широком значении, системы к надмиру, это процесс обновления, генерации новообразований. Потенциал творчества системы - это потенциал ее будущей адаптации, т. е. переадаптации. Творчество устремлено в будущее, оно есть «системное будущее творение»» [147]. Таким образом, творчество является феноменом, пронизывающим все сущее, все живое. А.И. Субетто продолжает, что «жизнь как таковая есть Творчество. Она предстает как «творческая волна», и одновременно как креативный процесс - волнообразное движение на всех уровнях организации жизни» [147].

Содержание и методика опытно-экспериментальной работы по развитию педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла

Проведенный историко-педагогический анализ проблемы развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла с целыо выявления основных педагогических условий влияющих на его развитие позволили разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы.

Главная цель опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы выявить и экспериментально обосновать педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

В соответствии с главной целью ставились и решались следующие задачи: Выявить и обосновать основные критерии и показатели педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

1. Разработать методику выявления уровня развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

3. Исследовать эффективность разработанной методики в ходе формирующего эксперимента, путем сопоставления исходного и сформированного уровня педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла экспериментальной и контрольной групп.

4. Провести анализ полученных результатов, изучить динамику и обосновать педагогические условия развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

5. Разработать программу развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

Гипотеза исследования предполагает, что развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла будет успешным, если:

- создать благоприятную и креативно насыщенную педагогическую среду, побуждающую педагогов к раскрытию и проявлению творческих способностей;

- сформировать у преподавателей высших военных училищ тыла представления о сущности творчества, возможностях овладения им, критериях, показателях и уровнях его развития;

- создать соответствующую материально-техническую оснащенность педагогического процесса высших военных училищ тыла;

- сформировать у преподавателей военных училищ устойчивую мотивацию к творческой военно-педагогической деятельности.

Исследование по теме проводилось с 2002 г. по 2006 г. в три взаимосвязанных этапа [58, 86].

Первый этап (2002-2004 гг.) - теоретический - включал предварительный анализ педагогического творчества на основе изучения научно- теоретических источников по становлению и развитию педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

На этом этапе использовались методы: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, обобщение независимых характеристик, анализ документов и результатов деятельности, изучался практический опыт педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, а также сбор и накопление первоначального исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задачи и рабочей гипотезы исследования, намечались методики планируемых экспериментов.

Второй этап (2004-2005 гг.) - поисковый. На этом этапе проводилась работа по выявлению сущности, содержания, структуры и специфики педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла, разрабатывались, обосновывались и исследовались педагогические условия и модель развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла.

Проводились углубленные исследования по теме диссертации с целью уточнения основной гипотезы и положений, выносимых на защиту, констатирующие и формирующие эксперименты, полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. Была разработана методика определения уровня развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых апробировались в военно-педагогической практике. На этом этапе использовались методы: наблюдение, беседы, анализ результатов деятельности, констатирующие и формирующие эксперименты, экспертное оценивание, тестирование и др.

Третий этап (2005-2006 гг.) - формирующий. На данном этапе систематизировались, анализировались и обобщались результаты проведенных экспериментов. Были определены, сформулированы и обоснованы теоретические выводы и разработаны практические рекомендации и выводы по реализации педагогических условий развития педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла. Проводилась работа по внедрению выработанных рекомендаций в практику работы военно-педагогической деятельности большинства кафедр вышеперечисленных высших военных училищ тыла. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в ряже научных и научно-методических конференций, публикацией ряда статей по теме исследования.

Похожие диссертации на Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных училищ тыла