Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования.
Интенсивная модернизация системы образования в России имеет первостепенное значение в целом для развития страны. Анализируя этапы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, отметим, что применительно к системе среднего профессионального образования реализация первого этапа в период с 2011 по 2013 годы заключается в активном внедрении в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО). Реализация ФГОС СПО должна привести в соответствие требованиям развивающегося рынка труда качество подготовки квалифицированных рабочих, техников и технологов. Концептуальной основой стандартов нового поколения является переход современного образования на гуманистическую парадигму культурологического типа, при котором перспективным становится вектор движения от образования когнитивного или узкопрагматичного к квалификационному образованию и от него – к компетентностному.
Стандарты нового поколения не ограничивают преподавателей в выборе элементов содержания образования, но устанавливают общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника по окончании освоения основной профессиональной образовательной программы и, впоследствии, будут обусловливать его деятельность как профессионала.
Одним из основных направлений при подготовке рабочих кадров для сферы сервиса (технолог-конструктор, модельер-художник) в современных условиях является подготовка творческой личности, которая при постановке и решении технологических и художественных задач, разработке и выполнении художественных моделей (объектов), «художественного образа» позитивно воздействует на потребителя, партнера, конкурента приёмами и средствами художественного проектного творчества – дизайна. Художественное проектирование в образовательном процессе представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, создаёт условия для формирования и развития самостоятельных исследовательских навыков, помогает профессиональному становлению.
Востребованность профессиональной деятельности выпускника среднего профессионального образования непосредственно зависит от сформированности его профессиональных и личностных качеств. Целенаправленное развитие художественно-проектной компетенции повышает не только конкурентоспособность выпускника, но и открывает перед ним широкие возможности для проявления индивидуальности, творческого потенциала, художественных и проектных способностей в сфере сервисных услуг, активизируя стремление к профессиональному росту и самореализации.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Потребность в компетентных специалистах ориентирует содержание профессионального образования на достижение стандартов международного уровня, непрерывность образования в течение всей жизни человека, переход от узкодисциплинарного обучения к междисциплинарному, обеспечение гибкости и мобильности профессионального образования с позиции освоения необходимых компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменение рынка труда и соответствовать требованиям работодателя (В. П. Фалько, В. А. Федоров).
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований дал возможность выделить несколько направлений исследования изучаемой проблемы:
непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления творческой деятельности, развитие творческого потенциала и способностей на основе гуманизации обучения (Ш. А. Амонашвили, О. С. Гозман, А. Я. Найн, А. М. Новиков), через характеристики личности (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская), через процессы, имеющие место в творческой деятельности (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, С. Л. Рубинштейн);
модернизация прогностических моделей подготовки выпускников творческих специальностей, позволяющих более чётко определить требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам будущих специалистов, на основе которых проектируется содержание образовательного процесса (А. Г. Бермус, Е. В. Бондаревская, М. Д. Ильязова, В. В. Сериков, Л. Д. Столяренко);
повышение эффективности подготовки специалистов творческих специальностей, определяемое рациональным сочетанием социально-гуманитарных, профессионально-технологических и художественно-проектных составляющих содержания образования (A. Г. Куликов, В. П. Наумов, В. П. Фалько, В. А. Федоров).
Анализ литературных источников по изучаемой проблеме показал, что большинство исследований было обусловлена профилем специализации – подготовкой дизайнеров начального и среднего профессионального образования (Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская), высшего образования (А. Д. Григорьев, И. С. Каримова, В. С. Кузнецов), педагогов в области дизайна (В. П. Климов, В. П. Фалько и В. А. Федоров) и технологии (Е. В. Ильяшева, Н. Д. Куланина, Л. А. Терешкова), в общеобразовательной системе подготовки (Г. Г. Курьерова, Н. В. Матяш). При этом внедрение художественного проектирования в образовательный процесс студентов колледжа творческих специальностей сферы услуг до сих пор не являлось предметом целенаправленного педагогического исследования.
На основании вышеизложенного сформулирован ряд противоречий между:
растущими потребностями современной сферы услуг в специалистах, обладающих высоким творческим потенциалом, и недостаточной ориентированностью среднего профессионального образования на развитие профессиональных компетенций художественно-проектной направленности;
потребностью студентов творческих специальностей сферы услуг в приобретении опыта художественного проектирования, способствующего самореализации в профессиональной деятельности, и отсутствием эффективных методик развития художественно-проектной компетенции в среднем профессиональном образовании.
Необходимость разрешения сформулированных противоречий позволила определить проблему исследования: каковы содержание, педагогические средства и педагогические условия развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа творческих специальностей в сфере сервисных услуг в условиях гуманноориентированного образования. Ведущая идея исследования заключается в создании интегративно-развивающей среды, компенсирующей недостатки, выделенные в сформулированных противоречиях.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования».
В исследовании введено ограничение: развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа рассмотрено на примере специальностей среднего профессионального образования 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и 100116 «Парикмахерское искусство».
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования.
Объект исследования: гуманноориентированное среднее профессиональное образование.
Предмет исследования: процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.
В основу исследования положена следующая гипотеза. Процесс развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа станет более эффективным, если:
-
внедрена структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа, представляющая собой целостность иерархически соподчиненных блоков: нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного, реализующая творческий потенциал гуманитарных дисциплин;
-
выявлен и обеспечен комплекс педагогических условий, способствующий эффективной реализации модели, включающий:
обучение студентов в специально организованной учебно-познавательной и художественно-проектной деятельности;
реализацию творческого потенциала гуманитарных дисциплин в созданной интегративно-развивающей среде на основе интеграции содержания, методик и форм активного обучения;
использование технологии интерактивного взаимодействия обучающихся путём поэтапного включения в процесс обучения практико-ориентированных, художественных и проектно-творческих задач профессиональной направленности.
В соответствии с проблемой, поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
-
На основе анализа теории и практики среднего профессионального образования оценить состояние проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.
-
Теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель и комплекс педагогических условий развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в гуманноориентированном образовании.
-
Опытно-экспериментальным путём обосновать эффективность методики развития художественно-проектной компетенции обучающихся в условиях гуманноориентированного образования.
-
Разработать и внедрить научно-методические рекомендации для студентов и преподавателей по проблеме развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.
Методологической основой исследования являются:
общие вопросы профессионального образования (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Э. Ф. Зеер, О. Л. Назарова, А. Я. Найн, A. M. Новиков), идеи гуманноориентированного профессионального образования (Ш. А. Амона-швили, А. М. Аронов, О. С. Гозман, Дж. Дьюи, Ю. В. Кулюткин), проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. К. Селевко), эвристического обучения (В. И. Андреев, А. В. Хуторской);
методологические подходы в профессиональном образовании: компетентностный подход (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, И. Д. Фрумин, и др.), интегративно-развивающий (Б. З. Дворкин, Л. А. Шипилина), культурологический (В. И. Слободчиков, В. Ф. Сидоренко, Х. Г. Тхагапсоев);
различные аспекты теории дизайна (В. Р. Аронов, О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, А. Л. Дижур, В. П. Климов, С. М. Кожуховская, Л. А. Кузь-мичев, В. П. Фалько и В. А. Федоров и др.), теория методов активного обучения (А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейн, и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являлась кафедра педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» и Многопрофильный колледж – структурное подразделение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Дополнительной базой выступало Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омской области «Омский колледж торговли, экономики и сервиса». В эксперименте на разных этапах приняли участие 103 студента и 18 преподавателей. В результате решения поставленных задач и избранной методологической основы определялась этапность теоретико-экспериментального исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2013 гг.
Первый – поисково-подготовительный этап (2008-2009 гг.) включал анализ состояния проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. Изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература и диссертационные исследования по проблеме. Разрабатывался понятийный аппарат, рабочая гипотеза, конкретизировались цели и задачи исследования, а также пути их решения. Уточнялись виды профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере сервисных услуг; определялись критерии и показатели, выделялись уровни их развития. Разрабатывалась структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа, и выявлялся комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. Проводился констатирующий эксперимент.
Основными методами на данном этапе являлись: анализ нормативных документов, изучение литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа.
Второй – опытно-экспериментальный этап (2010-2011 гг.) охватывал поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблеме; проверку компонентов структурно-содержательной модели развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа.
На этом этапе эксперимента применялись следующие методы: формирующий эксперимент, системный анализ; моделирование профессиональной подготовки специалиста; педагогическое наблюдение за образовательной деятельностью обучающихся, изучение и анализ продуктов деятельности студентов (опросные методы, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок, метод «Потрфолио»), статистические методы оценки результатов.
Третий – контрольно-обобщающий этап (2012-2013 гг.) содержал обобщение и систематизацию полученных результатов, обработку, изучение динамики развития художественно-проектной компетенции студентов, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, а также оформление полученных результатов исследования в диссертации и их внедрение в учебный процесс колледжа.
Основные методы: теоретический анализ, обобщение, систематизация материала; статистические методы (группировка, табличная и диаграммная интерпретация данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных), методы математической обработки данных.
уточнены содержательные характеристики «художественно-проектной компетенции» студента в условиях гуманноориентированного образования, включающие художественно-изобразительную, формотворческую и индивидуальную составляющие. Художественно-проектная компетенция студента колледжа понимается как интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна;
выявлена взаимосвязь профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере сервисных услуг и художественно-проектной компетенции, базирующаяся на совокупности профессиональных знаний, умений технологического, художественно-творческого характера и профессионально-значимых ценностных отношений;
выявлен и разработан комплекс педагогических условий развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа: обеспечение обучения студентов в специально организованной учебно-познавательной и художественно-проектной деятельности; реализация творческого потенциала гуманитарных дисциплин в созданной интегративно-развивающей среде на основе интеграции содержания, методик и форм активного обучения; использование технологии интерактивного взаимодействия обучающихся путём поэтапного включения в процесс обучения практико-ориентированных, художественных и проектно-творческих задач профессиональной направленности;
обосновано содержание структурно-содержательной модели процесса развития художественно-проектной компетенции студентов, раскрывающее её структурные блоки; сущностные характеристики; критерии и уровни развития компетенции выпускников колледжа и комплекс педагогических условий, необходимый для эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования;
представлена динамика процесса развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа на основе разработанного критериального-оценочного инструментария.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
проанализирован понятийно-категориальный аппарат исследования с позиции уточнения и введения категорий, раскрывающих связь художественно-проектной компетенции студентов колледжа с такими понятиями как «компетентность»; «профессиональная компетентность»; «проект»; «художественное проектирование»; «дизайн»; выявлены сущностные характеристики художественно-проектной компетенции и её позиция в профессиональной компетентности студентов творческих специальностей в сфере сервисных услуг;
систематизирован и обобщен накопленный теоретический материал и практический опыт по развитию художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования;
обоснованы критерии развития художественно-проектной компетенции студентов (сформированная потребность в осуществлении художественного проектирования; готовность применять полученные знания в художественном проекте; владение опытом художественного проектирования; способность к анализу и синтезу контроля результатов художественного проекта); ряд показателей и уровни развития (минимальный, достаточный, оптимальный, креативный);
разработана и внедрена структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции, представляющая собой целостность иерархически соподчиненных блоков: нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного, реализующая творческий потенциал гуманитарных дисциплин;
изложены ведущие методологические подходы к проблеме развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа (компетентностный, интегративно-развивающий, культурологический) и принципы организации педагогического процесса в контексте исследования (профессионально-творческой направленности, гуманизации образования, диалогического общения, культурной аналогии).
Практическая значимость исследования определяется тем, что раскрыто содержание и процесс реализации методики развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования. Методика включает три взаимосвязанных этапа: базовый, основной, творческий. Сформировано содержание диагностического комплекса исследуемого процесса, критерии, показатели и уровневые характеристики развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа. На основе результатов исследования разработаны методические рекомендации по проведению спецкурса «Основы художественного проектирования» для студентов. Спецкурс может быть адаптирован к процессу подготовки студентов творческих специальностей в других учебных заведениях. Разработаны методические рекомендации для преподавателей, способствующие развитию компетенций художественно-проектной направленности студентов творческих специальностей в учреждениях среднего профессионального образования.
-
Художественно-проектная компетенция понимается как интегративное качество личности будущего специалиста, включающее в себя готовность эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна. При этом единство мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-креативного и рефлексивно-оценочного компонентов и составляющих – художественно-изобразительной, формотворческой и индивидуальной, определяют содержательные характеристики «художественно-проектной компетенции» студентов колледжа.
-
Процесс развития художественно-проектной компетенции объединяет ряд возможностей: знания о роли художественного проектирования в профессиональной деятельности специалистов сферы сервисных услуг; применение выразительных изобразительно-художественных и формотворческих средств при проектировании моделей (объектов); анализ, оценка и самооценка реальных результатов художественного проектирования, формирующего профессиональную компетентность специалиста данной сферы.
-
Структурно-содержательная модель развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования, отражающая логику и последовательность развития компетенции в соответствии с иерархически соподчиненными блоками: нормативно-целевым (развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа), методологическим (методологические подходы, принципы), содержательно-процессуальным (этапы, методы и формы организации) и оценочно-результативным (содержательные характеристики, критерии, показатели и уровни развития).
-
Необходимыми и достаточными педагогическими условиями развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа является следующий их комплекс: обучение студентов в специально организованной учебно-познавательной и художественно-проектной деятельности; реализация творческого потенциала гуманитарных дисциплин в созданной интегративно-развивающей среде на основе интеграции содержания, методик и форм активного обучения; использование технологии интерактивного взаимодействия обучающихся путём поэтапного включения в процесс обучения практико-ориентированных, художественных и проектно-творческих задач профессиональной направленности.
-
Методическое обеспечение процесса развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа включает основное содержание: этапы (базовый, основной, творческий) и методические механизмы их реализации; методы, формы организации и средства, используемые для развития художественно-проектной компетенции; пакет диагностических материалов, программу спецкурса и методические рекомендации для студентов «Основы художественного проектирования» и спецкурс для преподавателей с методическими рекомендациями «Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа».
Личный вклад автора в исследование заключается в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа; в разработке и экспериментальной апробации структурно-содержательной модели; в обосновании комплекса педагогических условий, позволяющего эффективно осуществлять развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций автора; всесторонним анализом проблемы развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, задачам изыскания; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; воспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась путём докладов и обсуждения основных положений и результатов проведенного исследования на конференциях различного уровня: международных (Магнитогорск, 2011 г., Екатеринбург, 2011 г., 2013 г.); всероссийских (Магнитогорск, 2010 г., Красноярск, 2012 г., г. Омск – Курган, 2013 г.); региональных (Екатеринбург, 2013 г., Магнитогорск, 2010-2011 гг.; Челябинск, 2010-2013 гг.).
Материалы изыскания являлись предметом выступлений и обсуждения на методологических семинарах научной Школы «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры» Уральского государственного университета физической культуры в 2010-2013 гг. (рук. проф. А. Я. Найн).
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, трех глав, содержащих по два параграфа каждая, выводов по главам, заключения и списка использованных источников (233 наименования, в том числе на иностранном языке – 10) и приложения. Текст содержит таблицы и рисунки, отражающие основные положения и результаты исследования.