Введение к работе
Актуальность исследования. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ и Стратегией модернизации основного общего среднего образования в начале ХХI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения личности к системе культурных и эстетических ценностей, развития эстетической восприимчивости. Приоритет в решении этих задач принадлежит педагогу с развитыми социальными эстетическими творческими способностями. Это обусловливает необходимость поиска путей активизации учебного процесса, а также его наполнения современными методами обучения и технологиями преподавания, содействующими развитию художественно-педагогической направленности учителя.
Особое значение в процессе подготовки педагога-художника приобретает сотрудничество учреждений образования с художественным музеем, что открывает большие потенциальные возможности для обогащения образовательного процесса творческими методиками, направленными на развитие активного сотворческого восприятия учащихся. Педагогический процесс приобщения растущего поколения к культуре с привлечением музея не нов (А. В. Бакушинский, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров). Сегодня он развивается и обогащается широкой инновационной деятельностью: созданием школ при ведущих музеях, разработкой музейно-образовательных программ и курсов профессионального обучения молодежи.
Однако подобный опыт сотрудничества осуществляется, прежде всего, только в крупных городах, где есть вероятность выбора учреждений культуры и возможность иметь в своем штате должность музейного педагога. В регионах России многие общеобразовательные школы оказываются не в состоянии участвовать в музейно-педагогических проектах по причине того, что в подавляющем большинстве педагогических учебных заведений нет даже факультативного курса, готовящего студентов к работе с учениками в условиях художественного музея.
Принципы организации образовательного процесса в музее, специфика подготовки музейного педагога представлены в работах А. Г. Бойко, Б. А. Столярова, М. Ю. Юхневич; проблема музейного образования педагогов нашла свое отражение в исследованиях Е. Г. Вансловой, Ю. Н. Протопопова; развитию художественного восприятия средствами музейной педагогики посвящены труды В. А. Гуружапова, Н. М. Зацепиной, А. А. Мелик-Пашаева, М. В. Осориной, Б. М. Неменского, Е. М. Торшиловой, Н. Н. Фоминой, Б. П. Юсова; методика художественного развития школьников в музее отражена в современных разработках Е. Н. Конуховой, Н. Л. Кульчинской, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, С. О. Петриковой-Агафоновой.
В контексте взаимодействия «вуз – школа – музей» вопросы профессиональной подготовки учителя искусства к работе со школьниками в условиях художественного музея с учетом национально-регионального содержания недостаточно освещены. Не анализируется уровень профессиональной готовности студента к развитию художественного восприятия у школьников средствами музейной педагогики; недостаточно разработаны педагогические условия, способствующие формированию у студента мотивации к педагогической работе в музее и освоению на практике активных форм обучения учащихся.
Анализ актуальности проблемы исследования позволил выявить противоречие между огромным образовательным потенциалом художественного музея и отсутствием у студента – будущего педагога, а в школе – у учителя, опыта работы с учениками в среде музея. Разные курсы, вооружающие будущих учителей-художников теорией в области искусствознания, истории искусств, методики преподавания изобразительного искусства в школе, не предполагают взаимодействия с учреждениями культуры и лишены практической направленности. В то же время современное среднее образование остро нуждается в педагогических кадрах, способных содействовать художественному развитию учащихся, например, посредством введения интегрированных курсов «Искусство».
Так возникает проблема профессиональной подготовки педагогов-художников, владеющих системой художественно-педагогических знаний в области эстетического развития школьников средствами музейной педагогики, ориентированных на практическую подготовку в системе взаимодействия «вуз – школа – музей».
Объект исследования: система взаимодействия педагогического вуза, школы и художественного музея в едином образовательном пространстве.
Предмет исследования: процесс подготовки студентов к работе с учащимися в условиях художественного музея.
Цель исследования: разработать теоретические принципы, содержание, методику и условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущего педагога в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».
Задачи исследования:
– рассмотреть методологические и методические проблемы подготовки студентов педагогического вуза к работе по развитию художественного восприятия и творчества школьников;
– выявить специфику восприятия произведений искусства учащимися в условиях художественного музея;
– проанализировать опыт взаимодействия учреждений образования с художественными музеями по формированию готовности студентов к работе со школьниками;
– разработать программу подготовки студентов педагогического вуза к работе со школьниками в условиях художественного музея и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. Анализ ситуации, связанной с актуализацией воспитательного потенциала художественного музея в образовательном процессе педагогического вуза, выявляет противоречие между богатым опытом, накопленным музейной педагогикой, и недостаточным методическим обеспечением процесса подготовки будущего педагога к художественному развитию учащихся в среде художественного музея, что влияет на отсутствие системы, позволяющей реализовать этот потенциал. Повысить эффективность профессиональной подготовки педагогов-художников к работе с учащимися в условиях музея возможно, если:
– будут определены содержание и компоненты подготовки студентов к работе со школьниками в музейной среде, способствующие художественно-педагогической направленности педагога-художника;
– в системе взаимодействия «вуз – школа – музей» образовательный потенциал педагогического института будет включать в себя теоретическое обоснование системы работы с учащимися в художественном музее. Связь с музеем обогатит практическую работу студентов конкретным национально-региональным содержанием и опытом, накопленным сотрудниками музея в процессе художественного развития школьников, а школьные учителя обогатят данный процесс методико-педагогическими знаниями и опытом;
– образовательный курс приведет полученные студентами художественно-педагогические знания в систему и обеспечит методическое творчество будущего педагога при реализации музейно-образовательных проектов;
– будут выявлены и реализованы педагогические условия, пробуждающие творческую активность студентов с целью достижения эстетико-воспитательного эффекта в работе со школьниками.
Методологическую основу исследования составили: труды, раскрывающие проблемы образования как феномена формирования личности в контексте культуры (М. С. Каган, Н. Ф. Федоров); теория обучения, развития и воспитания как целостного процесса (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М. Н. Скаткин); теории развития личности в процессе деятельности, познания и общения (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер); положения, раскрывающие проблемы профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений (С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский); труды, в которых восприятие рассматривается как активный творческий процесс (Р. Арнхейм, М.В. Осорина, Б. С. Мейлах, С. Л. Рубинштейн); исследования, посвященные проблемам развития художественного восприятия в системе образования (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов); теоретические основы образовательной деятельности художественных музеев (А. В. Бакушинский, А. Г. Бойко, В. А. Гуружапов, Н.Д. Соколова (Рева), Н. И. Романов, Б. А. Столяров).
Методы исследования. Теоретические: изучение психолого-педагогических исследований в области художественного развития учащихся, их возрастных особенностей, музейной педагогики. Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос, беседы, педагогический мониторинг, анализ практических работ и проектов учащихся, результатов диагностических заданий; констатирующий и формирующий эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы взаимодействия «вуз – школа – музей» в едином образовательном пространстве в условиях областного города, где музей изобразительных искусств – один из немногих центров художественной культуры.
Разработано содержание и основы методики преподавания курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея» с учетом принципов и условий подготовки художника-педагога в образовательном пространстве «вуз – школа – музей» с опорой на национально-региональное содержание и образовательный потенциал художественного музея.
Выявлены компоненты подготовки педагога-художника к работе со школьниками в среде музея: мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный.
Теоретически обоснована и апробирована система профессиональной подготовки студентов к работе по художественному развитию школьников в музейной среде, разработана диагностика их профессиональной готовности.
Теоретическая значимость исследования. Обоснован процесс подготовки студентов педагогического вуза, включающий в себя: педагогические условия (включение студентов в образовательное пространство «вуз – школа – музей»; программа, актуализирующая опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия у школьников в среде музея; развитие художественного восприятия, способствующее формированию у слушателей мотивации к педагогической работе в музее; освоение студентами методики активных форм обучения) и принципы (принцип актуализации образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; принцип единства восприятия и творчества; единства теории и практики; диалогичности; учета особенностей возраста), следование которым способствует увеличению эффективности профессиональной подготовки будущих учителей.
Сформулированы критерии готовности студента к работе с учащимися в художественном музее: наличие мотивации на профессиональное совершенствование в системе взаимодействия «вуз – школа – музей»; высокий уровень развития художественного восприятия студента; развитие профессиональной компетентности, включающей умения использовать различные методы и приемы обучения, направленные на художественное развитие детей, активизацию их творческой деятельности в музее; создание доверительной атмосферы и живого общения между участниками образовательного процесса.
Выявлены составляющие подготовки: мотивы и потребности к педагогической деятельности в музее, наличие системы научных знаний и владение методикой развития художественного восприятия у школьников в работе с подлинными произведениями искусства, готовность к педагогическому творчеству в профессиональной деятельности.
Определены уровни подготовки педагогов-художников: репродуктивный, адаптивный, креативный.
Практическая значимость. Разработана и экспериментально проверена программа курса «Теория и методика развития художественного восприятия у школьников в условиях художественного музея», направленного на формирование готовности студентов педагогического вуза к работе со школьниками в образовательном пространстве «вуз – школа – музей».
Курс может быть использован в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе как учебная дисциплина, так и дисциплина по выбору; на занятиях в творческих группах и в системе повышения квалификации учителей. Реализация программы возможна на базе любого музея города (краеведческий, исторический, изобразительных искусств). Диагностика развития художественного восприятия учащихся может быть внедрена в учебный процесс школ и учреждений дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается междисциплинарным подходом с опорой на теоретические положения и исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства; проверкой основных положений исследования в условиях опытной работы, с применением методов, адекватных задачам исследования.
Этапы исследования: I этап (2003–2004 гг.) включал анализ специальной литературы и учебных программ, изучение степени разработанности проблемы подготовки педагога-художника к работе со школьниками в среде музея, разработку методологических основ исследуемой проблемы. На II этапе (2004–2005 гг.) проведен констатирующий эксперимент, сформулирована проблема, цели и задачи исследования, разработана система взаимодействия в образовательном пространстве «вуз – школа – музей», определены гипотеза и методика исследования, критерии готовности студентов педагогического вуза к работе по развитию художественного восприятия школьников и уровни развития художественного восприятия. III этап (2005–2006 гг.) посвящен апробации и внедрению экспериментальной программы, проведен формирующий эксперимент, результаты которого позволили проверить гипотезу, уточнить методику обучения. На завершающем этапе (2006–2007 гг.) проанализирован и обобщен материал, полученный в ходе экспериментальной работы, оформлен текст диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись на всероссийских научно-практических конференциях Российского института повышения квалификации работников культуры и искусства (2002 г.), Института художественного образования РАО совместно с Государственной Третьяковской галереей (2004–2005 гг.), на заседаниях кафедры живописи Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2004–2006 гг.); публиковались в межвузовских сборниках. Апробация и внедрение опытной программы и методики осуществлялась на художественно-графическом факультете Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, на базе Нижнетагильского музея изобразительных искусств и в сотрудничестве со МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил.
Опытно-экспериментальная база исследования: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (НТГСПА): художественно-графический факультет (ХГФ), факультет педагогики и методики начального образования (ПиМНО); Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств (НТГМИИ); МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил. Исследованием были охвачены 26 студентов педагогической академии, 118 учащихся I–IX классов МОУ СОШ № 50, из которых 27 учеников экспериментального класса с 2002 по 2006 гг. систематически посещали занятия в НТГМИИ.
Положения, выносимые на защиту:
-
Профессиональная подготовка будущих педагогов к работе по развитию художественного восприятия школьников в музее эффективнее осуществляется в образовательном пространстве «вуз – школа – музей», где вуз дает психолого-педагогическое обоснование работы с учащимися в музее; музей наполняет процесс конкретным региональным содержанием, накопленным в результате практического опыта, а школа обогащает его методико-педагогическими знаниями и опытом.
-
Профессиональная готовность педагога-художника к работе со школьниками в художественном музее может быть сформирована:
-
в процессе освоения курса, учитывающего компоненты профессиональной подготовки (мотивационный, познавательный, творческо-процессуальный);
-
при создании педагогических условий (включение студентов в образовательное пространство «вуз – школа – музей»; наличие программы, актуализирующей опыт образовательной деятельности художественного музея в учебных заведениях; обогащение слушателей знаниями форм, методов и средств развития художественного восприятия школьников в музее; развитие художественного восприятия, способствующего формированию у студентов мотивации к педагогической работе с учащимися в музее; освоение активных методик обучения);
-
с опорой на принципы обучения (принцип актуализации образовательного потенциала региональных учреждений культуры и образования; единства восприятия и творчества; единства теории и практики; диалогичности; учета особенностей возраста).
-
-
В основу курса подготовки студентов к работе со школьниками в художественном музее заложены следующие компоненты: общение с подлинными произведениями искусства, пробуждающее творческую активность; включение элементов методического творчества студентов на занятии в условиях реализации на практике разработанных ими музейно-образовательных проектов, актуализирующих творческую деятельность учащихся при восприятии произведений искусства и создании личных работ; ориентация на особенности возраста, на уровень знаний и степень подготовки школьников к восприятию.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.