Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 17
1.1. Политеоретические предпосылки профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа 17
1.2. Концептуальные основы и модель системы профессионально - направленного художественного образования студентов ЗЬ
1.3. Выводы 60
ГЛАВА ВТОРАЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 64
2.1. Цель и содержание профессионально - направленной художественной подготовки студентов 64
2.2. Методы , формы и средства профессионализации художественного образования студентов колледжа ВЬ
2.3. Выводы 130
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 166
3.1. Методика организации и проведения эксперимента 133
3.2. Результаты и анализ экспериментальных исследований 1^6
3.3. Расширение эксперимента и внедрение результатов исследования в практику
3.4. Выводы 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1М
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ i9v
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Политеоретические предпосылки профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа
- Цель и содержание профессионально - направленной художественной подготовки студентов
- Методика организации и проведения эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена новыми социально - экономическими условиями , политическими и культурными преобразованиями , происходящими в стране . Переход к рыночным отношениям требует кардинального преобразования постановки эстетического воспитания подрастающего поколения , разрыва порочного круга , когда одно эстетически недостаточно подготовленное поколение воспитывало другое .
В этой связи мало исследованными остаются вопросы профессиональной направленности художественного образования , касающиеся подготовки к преподаванию изобразительного искусства будущих учителей начальных классов . В свете концепции Б.М. Неменского о приобщении подрастающего поколения к мировой художественной культуре как к части духовной культуры , художественное образование студентов педагогического колледжа несёт в себе не только идею получения смежной специальности , но и содержит возможность новых подходов к художественному , эстетическому , нравственному воспитанию и образованию будущих учителей начальных классов [ 166 , 168 ] .
Изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывает, что большинство учителей начальных классов слабо подготовлено к преподаванию основ изобразительного искусства . В связи с этим , многие из них передают преподавание этого предмета специалистам , зачастую недостаточно подготовленным в методическом отношении . Тем самым учителя начальных классов упускают большую возможность дополнительного воздействия на эстетическую сферу своих воспитанников .
Если учесть , что многие преподаватели начальных классов передают специалистам и ведение уроков физвоспитания , то мы встаём перед фактом существования в учебно - воспитательном процессе начальной школы поли педагогического преподавания .
Между тем многие ведущие педагоги , в особенности сторонники Вальдорфской школы , отстаивают и реализуют идею монопедагогического обучения молодёжи вплоть до старших классов .
Ясно , что обучение учащихся младших классов у нескольких учителей отрицательно сказывается на общем состоянии процесса учения . Ученики вынуждены адаптироваться к требованиям и особенностям методики преподавания учителей различных предметов .
Немаловажное значение в современных условиях имеет и финансовая сторона , когда учитель начальных классов , получая невысокую заработную плату , вынужден отдавать часть часов специалистам .
Если учесть , что в сельских школах из-за мал оком плектн ости классов учителям изобразительного искусства не хватает часов до полной ставки , то актуальность проблемы профессионализации художественного образования будущих учителей начальных классов , связанной с подготовкой их к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе , становится очевидной .
Проблема профессиональной направленности ряда дисциплин учебных планов педагогических учебных заведений в последние годы разрабатывается довольно интенсивно . Достаточно привести примеры таких диссертационных исследований в этом плане как работы : В.Ф. Балашовой " Специфика физического воспитания в инновационной образовательной форме " Лицей искусств " ( хореографический профиль ) ( Московский педагогический университет , 1996. ) ; Е.Б. Агеевой " Пути совершенствования коррекционно - педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов " ( Москва , 1995г .) ; О,Л. Жуковой " Профессионализация физического воспитания в системе инженерно -педагогического образования " ( Уральский профессионально - педагогический университет, 1992г.) и др.
Рядом исследователей рассматривались вопросы использования средств профессионально - прикладной художественной подготовки ( ППХП ) молодёжи в целях воспитания духовной культуры ( П.В. Корешков ) [104 ] , воссоздания в сознании учащихся художественной картины мира ( Т.Я. Шпикалова ) [238 ] , тесной связи искусства с жизнью ( СВ. Громова ) [ 51 ] , развития мышления и мировоззрения учащихся (Л.А. Ярулина [249], В.П. Копцев [103 ]), нравственно - эстетического воспитания подрастающего поколения ( Г.П. Шевченко [ 237 ] , Л.С Нерси-сян [ 169 ], И.А. Лыкова [ 143 ] , А.Т. Махмутов [147] и др. ), развитие художественного творчества молодёжи ( Ф.Б. Садыгов [ 205 ] , B.C. Бодаев [ 27 ] , А.В. Молчева [ 162 ] и др. ), профессиональной подготовки учителя ( А.И. Ковешников [ 94 ] , ДМ. Холматов [ 233 ] , СИ. Ботова [ 28 ] , В.А. Герасев [ 44 ], Э.В. Шачкова [235 ] и др.). Что же касается проблемы профессионализации художественного образования студентов , то нами обнаружена лишь одна диссертационная работа Н.К. Щабанова [ 240 ] , близкая к теме нашего исследования : " Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед.вузе ", защищенная им в 1995 году в Московском педагогическом государственном университете на соискание учёной степени доктора педагогических наук . Наличие подобного исследования говорит об актуальности проблемы профессионализации художественного образования и о необходимости реализации этой идеи на всех уровнях изучения будущими учителями основ изобразительного искусства , в том числе и студентами отделения начальных классов педагогического колледжа .
В существующих учебных планах педагогических колледжей по подготовке учителей начальных классов предмет " Изобразительное искусство " является обособленным , слабо связанным с циклом психолого - педагогических и методических дисциплин и по своему содержанию и направленности не соответствует специфике профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов для преподавания изобразительного искусства детям.
Объективно , курс изобразительного искусства имеет многофункциональное прикладное значение для учителей начальной школы : с одной стороны он оказывает положительное влияние на их художественное , эстетическое воспитание и всестороннее общее развитие , с другой стороны - может быть средством повышения их профессионально - педагогической квалификации в работе с учащимися начальной школы . Между тем , на практике положение таково , что навыки и умения по изобразительному искусству используются учителями начальных классов не в полной мере из-за низкого уровня их общего художественного образования и недостаточно сформированных методических умений в области преподавания основ изобразительного искусства в начальной школе . Такое положение дел побудило нас более углублено изучить проблему прикладнизации художественного образования в системе подготовки учителей начальных классов в педагогическом колледже .
Противоречие здесь мы усматриваем между традиционной постановкой художественного образования студентов отделения начальных классов , когда большинство из них при самостоятельной педагогической деятельности отказывается от преподавания основ изобразительного искусства , и диктуемой новыми социально - экономическими условиями потребностью в организации такой подготовки будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе , которая обеспечивала бы не только их высококачественное художественное образование и методическую подготовку в этой области , но и способствовала бы их эстетическому , нравственному и духовному воспитанию .
Из выявленного противоречия возникает проблема разработки теории и методики профессионально - прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе .
Теоретическая неразработанность проблемы и её большая практическая значимость побудили нас избрать тему исследования : " Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа" .
Объект исследования - художественное образование как составная часть профессиональной подготовки учителей начальных классов .
Предмет исследования - процесс профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .
Цель исследования - определить теоретические основы и разработать методическое обеспечение профессионально - прикладной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .
Гипотеза исследования - художественное образование , являясь составной частью профессионально - педагогической подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, может оказать существенное влияние на духовно - нравственное воспитание , развитие профессионально значимых , творческих качеств студентов , обеспечит овладение методикой, умениями проведения занятий по основам изобразительного искусства с учащимися начальной школы , если : художественному образованию студентов придать профессиональную направленность; углубить изучение дисциплин художественного цикла учебного плана колледжа на основе усиления творческих начал в формировании качеств и видов деятельности студентов ; преобразовать все компоненты художественного воспитания и образования студентов в педагогическую систему ( цели , содержание , методы обучения , деятельность преподавателей и студентов ) в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности ; придать методике преподавания изобразительного искусства инте-гративный характер , обеспечивающий формирование как художественной культуры так и профессиональной и методической компетентности учителей начальных классов в области изобразительного искусства ; осуществить преемственность художественного образования и подготовку к преподаванию изобразительного искусства с дисциплинами психолого - педагогического и методического цикла с исходным развитием студентов в области культуры и последующими требованиями к ним в школе и вузе.
Задачи исследования :
Выявить научные предпосылки разработки профессионально - направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .
Разработать концептуальные положения и модель системы профессионально - направленной художественной подготовки будущих учителей начальных классов .
Преобразовать содержание , подготовить программные материалы и разработать методику обеспечения профессионализации художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа .
Экспериментально определить степень влияния разработанного содержания и методики профессионализации художественного образования на развитие профессионально значимых педагогических , художествен- ных , нравственных и психоэтических качеств студентов .
Методологической основой исследования являются принципы системности , профессиональной направленности , преемственности , единства обучения и воспитания ( СИ. Архангельский [ 5 ] , Ф.Ф. Королёв [ 105 ] , Н.В. Кузьмина [ 114,115,116,117 ] , Ю.А. Кустов [122], А.П. Беляева [ 17,18 ], Н.М. Таланчук [ 219 ] , М.И. Махмутов [ 152 ] , Э.Ф.Зеер [ 70 ] и др. ), научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности ; современные исследования по эстетике , психологии , педагогике , художественному образованию и эстетическому воспитанию ; положения теории познания : об отражении в сознании человека свойств и объектов реального мира, о единстве теории и практики , о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений учащихся , о методологической сущности преемственности в философии вообще и в педагогике и образовании в частности.
За психолого - дидактическую основу исследований взяты : идеи со временной дидактики развивающего обучения и личностно - деятельност- ного подхода ( Л.В. Занков [69], М.А.Данилов [55,56], В.В.Давыдов [52,53], Я.Б. Эльконин [244] и др. ) , принципы преемственности и интеграции в обучении ( В.И. Загвязинский [67,68] , Ю.А. Кустов [122,124,126,128] , B.C. Безрукова [14,15] , Н.К. Чапаев [234] , Н.М. Таланчук [219] и др.), кон цепция " Приобщение к мировой художественной культуре как части ду ховной культуры '' ( Б.М. Неменский [166,167,168] и др. [2,4,7,9.13,31,37,45,80,82,87,106,118,160,192]).
Методы исследования : изучение и теоретический анализ психолого - педагогической , искусствоведческой , эстетической и методической литературы по проблеме исследования ; прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом на занятиях по методике ИЗО ,за педагогической практикой студентов в школе ; анкетирование , интервьюирование , беседы со студентами , со школьниками , учителями начальных классов , учителями ИЗО , родителями ; педагогическое проектирование ; педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к художественной культуре и преподаванию ИЗО у каждого студента отделения начальных классов педагогического колледжа в учебно - воспитательном процессе и на уроках методики ИЗО ; методы математической статистики .
Концепция профессионально - прикладной художественной подготовки студентов колледжа . Основу концепции составляют следующие положения : - системный подход к преобразованию художественного образования и в подготовке будущих учителей начальных классов к преподаванию ИЗО; совокупным системообразующим фактором , обеспечивающим прикладной характер модели художественного образования студентов является принцип профессиональной направленности обучения и воспитания и его взаимодействие с другими дидактическими принципами ; интегрирующим ядром , обеспечивающим достижение целостности и взаимосвязи художественного образования студентов с циклом психолого - педагогических дисциплин , является специальный предмет " Методика ИЗО " , преподаваемый студентам отделения начальных классов педагогического колледжа ; преобразованию в свете требований принципа профессиональной направленности подлежат все компоненты педагогической системы художественного образования ; цели , содержание , методы обучения , деятельность преподавателей и студентов ; - проектирование теоретической модели целостной подготовки буду щих учителей начальных классов на всех уровнях и этапах должно вес тись на основе целевой профессионально - прикладной , художественной и эстетической направленности на конечные результаты обучения всесто ронне развитого педагога , способного преподавать основы изобразитель ного искусства в начальной школе на высоком методическом и профес сиональном уровне; - ориентация профессионально - прикладной художественной подготов ки на непрерывное целостное творческое развитие студентов как актив ных субъектов образования и последующей профессиональной деятель ности в области художественного воспитания учащихся начальных клас сов .
База исследования . Исследование проводилось со студентами Сызранского педагогического колледжа , а также с учащимися школы -лицея № 1; № 4 , № 10 г.Сызрани , дошкольной гимназии " Гармония " при Сызранском педагогическом колледже .
В общей сложности в опытно - экспериментальном исследовании приняло участие 458 учащихся , 166 студентов и 37 учителей начальных классов и преподавателей ИЗО .
Тема исследования входит в координационный план Головного Совета " Проблемы педагогики " под номером 19535 ( руководитель темы д.п.н., профессор Ю.А. Кустов ) и в комплексную программу НИР Поволжского отделения Российской Академии Образования ( головная организация - НИИ среднего специального образования РАО).
Этапы исследования : Исследования проводились в течении 1990-1997 годов. -1 подготовительный этап -( 1990 - 1992г.)- теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования , анализ педагогической практики эстетического , художественного воспитания и образования , определение цели и задач педагогического исследования , разработка его методики .
К концу подготовительного этапа были определены исходные позиции исследования ; актуальность , цели , задачи , гипотеза , предмет , объект исследования и методы экспериментальной работы . -2 основной этап ( 1992 - 1994г. )-констатирующий эксперимент с целью выявления сложившейся педагогической теории и практики . Разработка модели профессионально - прикладной художественной подготовки студентов , программное обеспечение и опытное преподавание . В этот этап вошел также формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной модели подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе студентов отделения начальных классов педагогического колледжа , выявление результативности разработанной системы и новой методики . -3 заключительный этап ( 1994 - 1997г. )-апробация полученных решений , обработка результатов экспериментальной работы , внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы .
Научная новизна и теоретическая значимость исследования .
Впервые на основе многолетнего опыта работы автора и коллектива педагогического колледжа , данных экспериментального исследования научно обосновано создание новой педагогической системы подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа к преподаванию ИЗО в школе ; разработано содержание , цели , задачи , технология преподавания курса" Методика преподавания ИЗО в начальной школе ". Проведённое исследование одним из первых доказало важную роль и значение профессионально - направленной художественной подготовки студентов отделения начальных классов педагогического колледжа в деле подъёма общей культуры подрастающих поколений и духовного возрождения россиян .
Практическая значимость исследования . Разработана и экспериментально проверена методика подготовки к преподаванию ИЗО в начальной школе , позволяющая решать на более высоком уровне целый комплекс задач художественного , эстетического воспитания и образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа , их теоретической и профессионально - педагогической подготовки . Разработаны и внедрены в широкую педагогическую практику методические рекомендации по реализации профессионально - прикладной художественной подготовки студентов , рекомендации по преподаванию ИЗО в начальной школе .
Результаты исследования и их внедрение в практику проводились в ходе работы в Сызранском педагогическом колледже . Основные положения диссертации отражены в 18 публикациях , в общероссийских журналах " Народное образование " , " Детское творчество " , в научно -методических сборниках . Они могут быть использованы при составлении учебных планов , программ в педучилищах , в педколледжах , в практической работе учителей общеобразовательных школ , в учебном процессе художественных и педагогических вузов , на курсах и факультетах повышения квалификации и переподготовки преподавателей .
Результаты исследования докладывались на Самарской областной научно-методической конференции в ноябре 1994 года по проблеме содержания обучения изобразительному искусству студентов отделения начальных классов педагогических училищ , на Региональной научно - методической конференции в ноябре 1994 года ( г.Сызрань ) по проблеме " Альтернативные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе " , на Международной научной конференции " Книга и культура "в мае 1994 года ( г.Самара ), на ежегодном городском методи- ческом объединении учителей изобразительного искусства г.Тольятти ( 1995г. ), на заседании кафедр " Профессиональной педагогики и методики трудового обучения " Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета , " Педагогики и методики обучения " Тольяттинского политехнического института . Доклады получили одобрение на семинарах учителей ИЗО Поволжского региона , Самарской области , г.г. Сызрани и Тольятти .
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы , научной методологией , комплексной организацией опытно - экспериментальной работы , использованием современных достижений педагогической науки , психологии ИЗО , искусствоведения , эстетики , методики преподавания ИЗО .
Достоверность гарантируется объёмом и качеством собранных в процессе эксперимента материалов , их многогранностью и репрезентативностью , методами научного , в том числе и математического анализа .
Основные положения , выносимые на защиту :
Художественное образование студентов отделения начальных классов педагогического колледжа должно иметь профессиональную направленность и готовить их к преподаванию основ изобразительного искусства на высоком художественном методическом уровне .
Для достижения профессионализации художественного образования необходимо обеспечение взаимосвязи профессионально - прикладной художественной подготовки студентов с циклом психолого - педагогических дисциплин как на теоретическом , так и на методическом уровнях .
Профессионально - направленное художественное образование может оказать положительное влияние на художественную и методическую подготовленность студентов к учебно - педагогической деятельности по
ИЗО в начальной школе , на развитие их нравственных и психологических качеств .
Объём и структура диссертации . Диссертация состоит из введения , трёх глав , списка литературы и приложений . Работа изложена на 176 страницах машинописного текста , содержит 14 рисунков , 14 таблиц , Список литературы обобщает 249 источников . К работе прилагается акт о внедрении .
Политеоретические предпосылки профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа
В разработке системы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа мы исходим из идеи А.П. Беляевой о политеоретических основах профессионального образования [18]. Суть идеи заключается в том , что профессиональное образование имеет сложную структуру и соединяет в себе социально - экономические , психолого - педагогические , культурологические и многие другие факторы . Поэтому профессиональное образование строит свой теоретический фундамент и практическую надстройку на комплексной модели социально - экономических , психолого - педагогических , культурологических , научно - технических , производственных законов , принципов и требований , рассматриваемых в разных науках . Приложение теоретических знаний к разработке проблем профессионального образования происходит также в таких сферах деятельности человека как экология , человекознание , космонавтика , компьютерная техника и др.
В связи с этим , научной основой разработки актуальных проблем профессионального образования является политеория . Суть политеории состоит в том , чтобы выявить взаимообусловленность различных названных областей и их влияние на педагогическую и социальную действительность , а также в поиске путей совершенствования технологии профессионального образования .
В разработке системы профессионализации художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа особо значимыми научными предпосылками являются социологический , исторический , философский , психологический и дидактический аспекты . Кратко остановимся на их характеристике .
Подготовка студентов .отделения начальных классов колледжа к преподаванию изобразительного искусства в школе как социально - педагогическая проблема.
Изучение состояния проблемы художественною образования будущего учителя начальных классов в современной педагогической теории и практике показывает, что оно рассматривается ограниченно , без акцентирования внимания на его профессионализацию , на перспективу получения студентами второй дополнительной специальности . Преимущественно , художественное образование ведётся на функциональном уровне : определяются содержание и методы подготовки студентов к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе по различным направлениям ( нравственному , эстетическому , духовному ) и к отдельным видам художественно - профессиональной деятельности учителя ( обучающей , внеклассной , развивающей , воспитательной , общественно - педагогической , организационно - управленческой ) , выявляются функции и условия повышения эффективности отдельных компонентов художественной подготовки студентов ( методики ИЗО и педагогической практики ) . Предмет " Методика изобразительного искусства " является обособленным в учебном плане колледжа и по своему содержанию не соответствует установке на то , чтобы учитель начальных классов квалифицированно преподавал основы изобразительного искусства в школе [61,65,71,101,161,175,215].
Цель и содержание профессионально - направленной художественной подготовки студентов
Конкретизируем представленную модель на уровне рассмотрения перестройки основных компонентов системы профессионализации художественного образования студентов в педагогическом колледже ,
В связи с этим остановимся более подробно на существе преобразования структурных и функциональных компонентов разработанной педагогической системы . Для начала проанализируем основные направления преобразования целей целостной педагогической системы профессионализации художественного образования студентов в педагогическом колледже в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности и системообразующего элемента - методики преподавания изобразительного искусства.
Уточним сущность понятия педагогических целей и их классификации . B.C. Безрукова определяет педагогическую цель как " предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований , в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса" [ 14,с.32 ] .
Главная цель органически целостной системы профессионализации художественного образования в педагогическом колледже состоит в достижении высоких конечных результатов обучения будущих учителей начальных классов , способных преподавать изобразительное искусство на высоком методическом и профессиональном уровне .
Основное здесь заключается в том , чтобы эти умения они могли успешно передавать своим ученикам .
Конкретизация целей обучения может быть выполнена на основе деятельностного подхода [ 130,243 ] . Разумеется , систему целей следует формулировать в виде перечня качеств , видов и способов деятельности , которые должны быть определены на том или ином занятии , при изучении конкретной дисциплины , цикла дисциплин , ступени профессиональной подготовки молодёжи . Отсюда , следуя логике исследования , конкретизацию профессиональной направленности целей необходимо вести в тесной связи с профессиональной направленностью содержания обучения на основе программно - целевого подхода .
При определении содержания образования , влияющего на выбор целей необходимо исходить из трёх групп показателей :
- требований к уровню развития способностей студента , в которых фиксируется его готовность к деятельности определённого типа , и форме осуществления им этой деятельности ;
- перечня конкретных видов деятельности , которыми должен обладать студент;
- определения конкретных знаний и навыков , которые студент должен уметь использовать в своей предстоящей педагогической деятельности по преподаванию ИЗО.
Первая группа характеристик имеет значение цели образования и выступает в качестве главной.
Анализ современных форм художественного мышления и деятельности , порядка и механизмов духовного развития учащихся показывает, что эта группа характеристик слагается из двух взаимодополняющих линий : линии развития способностей к пониманию произведений искусства и к художественному восприятию явлений окружающей жизни (группа А) и линии развития способностей и умений художественно выражать свои чувства и отношение к миру в процессе продуктивной деятельности ( группа Б ) в том числе - преподавательской [3,27,34,44,51,104,166].
Расчленим способности вышеобозначенных линий .
Группа " А " ( способности восприятия ) состоит из следующих элементов : способности оценивать с эстетических позиций искусство и соотносить это с уровнем и характером культуры разных эпох и народов ; способности воспринимать и оценивать явления природы ; способности воспринимать и оценивать все явления эстетического , морального и политического характера.
Формирование этого ряда способностей должно быть направлено на развитие способностей , личного эмоционального отношения ко всем явлениям мира на основе общественных эстетических критериев .
Линия " Б " ( развитие способностей к художественному выражению ) включает : развитие способностей и умений правдиво изображать объекты и явления окружающего мира , образы фантазии , выражая собственное отношение к явлениям окружающего мира , разнообразие своих настроений и чувств , опираясь при этом на закономерности искусства ; развитие способностей и умений художественно проектировать и конструировать объекты в объёме и на плоскости , выбирая ( и создавая ) наиболее выразительные для решения поставленной задачи средства.
Методика организации и проведения эксперимента
Общая направленность опытной работы и экспериментальных исследований состояла в выявлении эффективности и апробации разработанной системы профессионализации художественного образования студентов педагогического колледжа , в проверке гипотезы исследования .
Организационная работа включала формирование временной творческой группы преподавателей колледжа и школ города для проведения экспериментальных исследований , разработку исследовательской документации , проведение организационно - методических совещаний по координации хода исследований .
Экспериментальные и контрольные группы студентов формировались методом случайного отбора.
Методическое обеспечение экспериментального учебного процесса включало : разработку календарно - тематического плана преподавателя методики ИЗО ; уточнение методических подходов к преподаванию ; отбор наиболее эффективного учебного , наглядного , дидактического материала и оборудования . Эта работа выполнялась с определённым опережением самого экспериментального обучения .
Каждый семестр проводились координационные совещания участников коллективных педагогических исследований , на которых обсуждались промежуточные итоги экспериментальной работы , намечались дальнейшие её перспективы , согласовывались вопросы содержания и методики экспериментального обучения .
Отслеживание результатов экспериментального преподавания велось по нескольким направлениям : путём контрольных срезов , зачётных работ. Среди источников информации о доступности содержания экспериментальных программ заметное место занимал анкетный опрос студентов. Для сравнения результатов опытной работы проводилась диагностика художественного развития студентов отделения начальных классов по методике " 5 рисунков " Н.А. Лелской [ 136 ] , тестирование [211 ] .
В ходе исследования эффективности экспериментальной программы художественного образования непрерывно велся контроль за наиболее значимыми параметрами результатов учебного процесса : сформирован-ностью личностных качеств студентов , присущих будущему учителю основ изобразительного искусства ; уровнем художественного развития и методической готовностью студентов к предстоящей педагогической деятельности . Важнейшими критериями развивающего влияния экспериментальных методик явились : мотивация студентов в процессе обучения , познавательная и творческая активность , устойчивость процессов саморегуляции , уровень адаптированности и психологической комфортности личности . Для измерения этих показателей и оперативной коррекции эксперимента была разработана система психолого - педагогического мониторинга , обеспечивающего непрерывную информацию о динамике развития студентов . Это позволило подойти комплексно к анализу результатов эксперимента [ 217,231 ] .
Полученные в процессе мониторинга данные , благодаря своей многосторонности , послужили достаточно надёжной основой для достоверной оценки результатов экспериментального преподавания .
Отслеживание результатов подготовки к преподаванию изобразительного искусства в начальной школе студентов экспериментальной и котрольной групп велось в соответствии со специально разработанным " Классификатором уровней обученности студентов " . ( Приложение 2 ) . Назначение классификатора состоит в обеспечении единства в подходе к разработке и анализу экспериментального учебного процесса , понятийного аппарата , оказание преподавателям помощи в определении уровней обученности , в создании краткого " банка " форм организации и контроля результатов экспериментального обучения .
Анкетные опросы студентов ( Приложение 3 ) проводились с целью определения уровня их подготовленности к экспериментальному обучению , выяснения удовлетворённости содержанием и методикой обучения , выявления затруднений в обучении , доступности для студентов разработанного курса методики художественного обучения .
Безусловно , нас также интересовали мотивы поступления молодёжи в педагогический колледж и их намерения относительно продолжения художественного образования в ВУЗе . Для выявления общей эффективности разработанной системы использовался критерий КОЛМОГОРОВА -СМИРНОВА 49,с.106-119 ]. Проверка эффективности наиболее действенных методов обучения велась на основе соответствующих тестов , а анализ результатов осуществляли с использованием критерия ВИЛКОКСО-НА - МАННА - УИТНИ [ 49,с.83-95 ] .