Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Цыганаш Вадим Николаевич

Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза
<
Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цыганаш Вадим Николаевич. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ростов н/Д, 2000 208 c. РГБ ОД, 61:01-13/1333-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ основы ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРАВА» 18

] « Правовое сознание учителя и преподавателя, как одна из базовых аксиологически ценностей » 18

2 « Культурологические предпосылки формирования правосознания» 33

ГЛАВА 2. «СОДЕРЖАНИЕ ІІРОФЬЧЧИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ подготовки УЧИТЕЛЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА» S3

1 « Анализ ірадиционного содержания правовой подготовки учителя права » 83

2 « Диагностика уровня правового сознания и правовой подготовки учащихся и учителей, как предпосылка формирования идеальной модели правового сознания учителя » 94

3 «Идеальная модель правового сознания учителя права и возможности ее реализации в педагогическом процессе педагогического вуза» 117

ЗАКЛЮЧЕН ML 135

ПРИМЕЧАНИЯ L36

ЛИТЕРАТУРА 143

ПРИЛОЖЕНИЯ 156

Введение к работе

Острая социальная необходимость изучения правового сознания учителя в современных условиях обуславливается целым рядом причин, из которых можно выделить несколько наиболее значимых:

Во-первых, изменение общественно-политических, экономических условий общественного развития обуславливает постановку в качестве научной задачи исследование правовой культуры учителя, его правосознания и правопонимаиия, как части профессиональной культуры, Разрешение этой задачи во многом снимает проблему социально-правовой компетентности в отношениях "учитель-ученик", связанную с состоянием общества, ускоряет процесс правопонимаиия в повседневной жизни. Исследование правового сознания учителя и методов его корреляции является составной частью крупной педагогической проблемы формирования педагогических кадров на основе изучения российского права.

Во-вторых, подъем культуры и духовного потенциала учителя в условиях построения в России правового государства обуславливает потребность в большей социальной защищенности, возрастающей непримиримости к актам неправомерного и аморального поведения. Следствием этого является повышения уровня социальных ожиданий и социальных требований к деятельности педагога.

В четьих, произошли качественные изменения в состоянии образовательной и научной сферы, являющейся объектом приложения сил учителя. Происходит постоянный рост и интенсификация научных знаний. Обращение педагогики к человеку, постановка задачи поиска личностных смыслов, изменение понимания сути процесса обучения, второе рождение, которое переживает русская и российская правовая философия, возникновение новых концепций видения человека и общества, диктует потребность в разработке прикладных задач, методологически основанных на новых концептуальных подходах, и требует нового качества правового осознания действительности.

В-третьих, произошли качественные перемены в области управления образованием, связанные с появлением негосударственных образовательных учреждений. Это обусловило потребность в педагогах нового поколения, переходящих от экстенсивных форм к интенсификации образовательного процесса. Новые задачи требуют от педагогических систем, гораздо более разветвленных прямых и обратных связей, характеризующих ее взаимодействие со средой функционирования, а это, в свою очередь, определяет необходимость в более тонкой духовной организации людей, проявлением которой является их правосознание.

Проведена большая работа по разработке научно обоснованных учебных планов по различным дисциплинам, в том числе правовым.

В профессионально-педагогическом процессе возникла новая

специальность 032700 «Юрист-учитель права». Кроме того, федеральный компонент государственного стандарта высшего образования но педагогическим специальностям значительно увеличил объем правовых знаний, необходимых к уяснению. Это указывает на актуальность проблемы.

Проблема изучения правового сознания педагога имеет два возможных направления, поскольку возможны два объекта изучения; базовое правосознание всех учителей и правовое сознание учителей - специалистов, учителей права. В настоящей работе нами рассматривается вопрос содержания правового сознания педагога-юриста

Специфика исследования правового сознания учителя права заключена в том, что в отличие от юристов - практиков, основной задачей которых является применение знаний, навыков и умений для решения частных конфликтов, правовая культура педагога имеет качественно иной характер, поскольку основной задачей учителя является передача знаний о праве или его отрасли в целом, как интегрированного культурного феномена.

Правосознание педагога-правоведа, взятое в качестве социальной реальности, может и должно исследоваться как целостное явление, опирающееся на возможности двух смежных наук: педагогики и права. Это создает предпосылки для перевода проблемы из области теоретической в сферу практически-преобразовательной деятельности.

Исследование правового сознания педагога носит не только прикладной характер. Его обоснование нельзя искать только в области социальной филос офии, социологии и нрава. До недавнего времени исследователи правового сознания личности ограничивались анализом философских, исторических, социологических и иных правовых доктрин, полагая, что только их изучение и углубленная разработка позволит вывести основные черты правосознания и его определение как наличного социального феномена. Однако сегодня всё больше исследователем привлекает изучение аксиоматических черт права, ибо, в конечном счете, именно они придают рациональным формам правовой сферы специфическое правовое восприятие и, следовательно, формируют правосознание.

Сегодня общемировая тенденция - глобальная унификация на основе архетипа европейского мышления. Этот процесс происходит во всех сферах общественной жизни, в том числе в социальной и духовной, элементами которой являются право и правовое сознание. Цивилизационная особенность России, однако, заключается в том, что она имеет как европейские так и азиатские корни, поэтому ее цивилизационная идентификация, как европейская является лишь одной из двух возможных. Правовое сознание, как элемент, отчасти определяющий принадлежность к цивилизации, поскольку является одним из культурных символов, так же может формироваться на основе двух возможных архетипов. Таким образом можно говорить о возможности правового сознания, основанного на европейской общественной модели и о правовом сознании, основанном на российской правовой традиции.

Необходимость определить и систематизировать правовые стереотипы, вошедшие в код культуры элитных слоев и массового человека российского социума диктуется их устойчивостью. Борьба с ними бессмысленна и обречена на поражение, на конфликт, не имеющий позитивного решения. "Тот, кто справится с конфликтом путем его признания и регулирования, берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники" - отмечает немецкий социолог Р.Дарендорф.[1,17]

Знание российского менталитета необходимо для выработки стратегических путей развития нрава и формирования правосознания. Как показывает опыт последних лет, невозможно проводить преобразования в обществе без учета душевного склада русского человека, вобравшего в себя тысячелетнюю культурную традицию. "Хотите узнать то, что было, - сперва узнайте то, что есть. Возвратный ход, т.е. от современного к старому, от старого к древнему, не может создать историю; но он, и он один, может служить её поверкою...Всё настоящее имеет свои корни в старине; даже самое неожиданное и странное явление, будучи хорошо исследовано, приводит вас к своему зародышу...",- так писал один из самых оригинальных русских мыслителей середины прошло і о века, родоначальник славянофильства А. С.Хомяков. [2,118]

Устойчивость восприятия права мы наблюдаем и в современных Рос сийских условиях. Стожившаяся в постсоветский период ситуация, де монстрирует потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти. Некоторые исследователи видят в этом проявление особой субкультуры - культуры бедности, связывая ее с политикой советской власти, все годы боровшейся с богатством своих граждан, возводя аскетизм в ранг базовых социальных ценностей. Не отрицая влияния государственной идеологии советскою периода, смеем предположить, что сама она - результат действия устойчивых стереотипов поведения, культурных традиций, психологических установок и теоретических воззрений, сложившихся в российской ментальности задолго до установления советской власти.

Распространенным стало утверждение, что россиянам свойственен особый правовой склад, что существует некий русский тип правопонимания, т.е. устойчивое национальное отношение к праву , созданное практикой мобилизационного развития общества и соответствующих форм управления им. Отмечается, что русскому правосознанию свойственен общинный и коллективистский образ мышления, патернализм па государственном, хозяйственном и семейном уровнях [3,77]

Правовая культура, обладает определенной автономией, и одновременно является частью общей культуры личности . Определение ее специфики позволяет прогнозировать поведение личности и различных социальных слоев при воздействии на них права, поскольку поведение есть способ существования культуры, без которого она невозможна.

Правосознание, как элемент правовой культуры представляет собой специфический исторический опыт, запечатленный в памяти целых социумов и отдельных людей, их ориентацию и навыки в правовой сфере, влияющие на поведение.

Во всем мире право - это общественная система, цель которой-организация общества, регуляция, контроль отношений людей и социальных груші. Но если формальная сторона права везде идентична, то наполняясь связью с определенной культурой, она обретает материальный аспект, связанный с ментальностъю общества и потому разный в каждой стране. Ключ к пониманию правосознания учителя лежит в реконструкции связей социального действия с общим культурным подтекстом.

В настоящее время в большинстве школ и Вузов России введено преподавание правовых дисциплин. Изучение права необходимо для приближения российского общества к правовому. Поэтому их введение является важным достижением.

Однако содержание учебных курсов по этим дисциплинам (и даже название предмета) не является устоявшимся - например, в одних учебных заведениях преподается только потребительское право, в других - только Российская конституция и государственное устройство. Анализ существующих учебных программ по основам права, правоведению выявил их мстодолотическую направленность на формирование позитивистского отношения к праву, т.е. культурного подхода, более близкого к западному пониманию права, как способа разрешения конфликтов, в то время, как в силу целого ряда объективных причин в России право выполняет так же роль инструмента управления политическим обществом. Таким образом, можно говорить о научной проблеме исследования правового сознания учителя права, основанного на учете русской и российской правовой традиции. 

Для всестороннего и сбалансированного анализа правового сознания учителей и школьников, сформированного на основе действующих учебных программ была проведена диагностика учащихся и учителей совремешюй школы, определен уровень их правового сознания через отношение к возможному содержанию курса и к самому факту преподаванию предмета. Целью изучения права респонденты в первую очередь считают знание прав и умение их отстоять, далее - знание и уважение прав других людей, на третьем месте - лучніее понимание жизни общества и людей. Среди наиболее важных вопросов для учебного курса респонденты чаще всего называют "права человека и их защита", причем, по их мнению, право надо изучать "чтобы знать свои права и уметь их отстоять", затем - "чтобы знать и уважать права других людей" и только в третью очередь "чтобы лучше понимать жизнь общества и людей". Это указывает на то обстоятельство, что формирование правового сознания происходит вне в на основе европейской правовой модели, без учета специфического российского культурно-правового и социально-исторического контекста.

Таким образом, гипотезой настоящей работы является определение условий, при которых процесс профессионально-педагогической подготовки становится фактором формирования правового сознания учителя, учитывающего специфику российской самобытности, указанной Соловьевым, Бердяевым, Лосевым, Ильиным а именно: процесс профессионально педагогической подготовки становится средством формирования правового сознания, если:

1. Правовое сознание реализуется, как одна из базовых аксиологических ценностей.

2. Сформирована идеальная модель правового сознания учителя.

3. Содержание правовой подготовки приведено в соответствие с идеей гражданского общества и правового государства, как базового элемента, предъявляемого мировым сообществом в качестве универсального .

4. Правовое сознание учитывает менталитет общества, его ценности и культурную традицию.

Система доказательств данной гипотезы изложены в диссертационном исследовании, которое состоит из 2 глав, введения и заключения. Объектом исследования является процесс формирования правового сознания в педагогическом процессе педвуза при подготовке юриста-учителя права по специальности 032700.

Предмет исследования. В диссертации исследуется правовое сознание учителя как интегративиое качество личности, появляющееся в результате освоения правового содержания в рамках правовых дисциплин, определенных госстандартом высшего образования по специальности 032700.00 - юрист-учитель права и учебными планами кафедры права Ростовского государственного педагогического университета.

Сложность объекта исследования определяет необходимость исследования двухэтапного исследования: исследования самостоятельной проблемы правосознания, как явления, определяющего практику использования полученных знаний и исследования собственно правовых дисциплин с точки зрения их теоретической и практической значимости для успешного разрешения проблем, стоящих перед учителем права.

Правовое сознание учителя права-юриста - одна из коллективных форм правового сознания общества, выступающая в виде системы правовых. взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки [5,20]. Его сущность конкретизируется в его содержании: системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, оценок, представлений, стереотипов, традиций, ценностных ориентации.

В предметном плане проблема правосознания представляет собой некоторую задачу социального действия, связанную со специальным для данной социальной системы процессом: созданием многоуровневой педагогической системы обучения праву учителя и преподавателя права. Иначе говоря, социальная проблема связана с определенным, реально существующим социальным противоречием: возможностью иметь учителя и преподавателя права, обладающего высоким уровнем правосознания и фактической трудностью достижения этого в виду неотработанности специального педагогического комплекса.

Цель исследования. Основной целью исследования является исследование и обоснование педагогических условий (положения, содержания. педагогической технологии) интеграции правового и педагогического знания с целью формирования правовой культуры будущего учителя, как части его профессиональной культуры в условиях формирования и становления гражданского общества.

Степень разработанности темы. Историография проблемы. Проблема правовой культуры, социально-правовой компетентности относится к неразработанной в педагогической науке. Тема диссертации, как предмет специального исследования не изучалась, хотя ряд ее аспектов нашел отражение как в обобщающих исследованиях, квалификационных трудах, так и в отдельных исследовательских статьях и публикациях. Не определены понятия "правовая культура учителя", "социально-правовой компетентности". Они не употребляются в педагогических исследованиях, отсутствуют в педагогических словарях и энциклопедиях. При разработке данной темы диссертации автор учитывал широкий спектр позиций, существующих в работах русских, российских и советских исследователей по теории культуры и исследований по разным аспектам подготовки учителя. Важное значение для данного исследования имеют положения о значении культуры в общем комплексе задач общественного развития, ее сущности, содержательной многозначности понятия "культура", получивших свое развитие в философских работах А.И.Арнольдова, Е.В.Боголюбова, Л.П.Буевой, Е.Е.Давидовича. Л.] I.Коган, В.Ж.Келле, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.В.Соколова, Л.С.Фриша и zip. Необходимые ориентиры для разработки поставленной автором проблемы дали исследования, посвященные характеристикам отдельных подсистем общей культуры, таких как: правовая философская, нравственная, общеобразовательная, эстетическая. В этом аспекте необходимо назвать таких авторов, как: В.И.Бакштановский, Н.М.Блинов, Б.В,Богданова, Т.И.Зорина, fo И.А.Крыжна, Е.А.Козачапская, В.Н.Васильева, М.А.Верб, Л.Б.Волченко, В.С.Горский, В.А.Горшевский, Л.Н.Дорогова, М.С.Коган, И.П.Костенко, И.А.Кучинская, А.А.Лебедев, И Г.Лукьянова, С Т.Махлина, Ю.П.Ожегов, А.Н.Орлов и др. Все эти исследования создали почву для специального изучения педагогической культуры учителя, как сущностной характеристики его личности и деятельности. Особое внимание было уделено изучению концептуальных положений формирования педагогической культуры студентов педагогических Вузов, разработанных на кафедре педагогики РГПУ под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Бондаревской ЕВ. Социально-философский аспект проблемы формирования правосознания поднимается в работах ученых русской правовой школы: Г.Ф.Шершеневича, Л.Н.Петражицкого, М.Коркупова. Особое внимание было уделено фундаментальным трудам в области теории правосознания И.А.Ильина "О сущности правосознания" и С.Л.Франка "Духовные основы общества", в которых исследуется специфика русской фадиции правопонимания и правосознания, указываются способы учета национальной ментальное ти при формировании правовой культуры.

Ценнейшим пособием для исследования поставленной перед автором проблемы являются сочинения таких крупных дореволюционных теоретиков нрава, как К.Нснолин, А.Вормс, А.Парен ато. Развитие традиций русской правовой школы получило в трудах современных философов ЕЯ Режабека, Т.П.Матяш, Е.Е.Несмеянова, А.И.Ерыгина по вопросам сознания и самосознания, стиля мышления, формирования личности и ментальное™. Глубоко исследована проблема правового сознания и правовой компетентности в работах профессора П,П. Баранова. В процессе поиска путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителей, автор опирался на исследования Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, ФЛ\ Гоноболнпа, B.C.Ильина, Н.В Кузьминой, Л.И.Рувимского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова. Непосредственное отношение к проблеме имеют работы, относящиеся к профессиональной компетентности учителя А.К.Макаровой, ТГ.Браже, Т.Ж.Качинева, В.Н.Жирова. Вопросам формирования профессиональных умений учителя посвящены работы С.С.Антоненко, К.Ш.Ахиярова, Л.Ф.Спирина, М.И.Волошиной, В.С.Морозовой и др.

Автором был изучен ряд нормативных актов относительно обеспечения процесса образования Закон РФ "Об образовании", ведомственные ненормативные акты. Кроме того, подвергнуты анализу учебные программы по теории государства и права, Гражданскому, семейному, жилищному и иным отраслям права. Так же изучен ряд документов, касающихся проблемы детства: "Конвенция о правах ребенка", Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года", сборник-справочник "Вопросы охраны прав детей в законодательстве РФ" и ряд других.

Основной целью исследования является исследование и обоснование педагогических условий (положения, содержания, педагогической технологии) интеграции правового и педагогического знания с целью формирования правовой культуры будущего учителя, как части его профессиональной культуры в условиях формирования и становления гражданского общества. Теоретико-методологическая основа работы.

Автор использовал принцип объективности, методы компаративного анализа в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений, принцип целостности в исследовании историко-правовых и педагогических процессов.

В работе над первой главой автором использовался принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в конкретных исторических условиях и связях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение в единстве настоящего, прошлого и будущего. Парадигмачьным основанием послужил цивилизационный подход.

Применяя данный набор методов, автор поставил перед собой задачу объективного анализа материалов, отказа от каких - либо изначально заданных схем. На основе документов, их систематизации и анализа, наметился круг проблем, определивших структуру работы.

Научная новизна диссертации:

1. Обоснован междисциплинарный статус проблемы формирования

правосознания и выявлена специфика культурно-правовой позиции в исследуемой проблеме. 2. Рассмотрена проблема формирования правового сознания учителя в контексте общепедагогической подготовки. 

3. Рассмоірен феномен правосознания, как исторически изменяющийся, необходимый мировоззренческий аспект в осмыслении процесса воспитания и образования личности.

4. Прослежена в историколіравовом плане трансформация сущностного содержания правовой подготовки учителя в процессе его обучения в педагогическом Вузе,

5. Определена программа правовой подготовки педагога. Теоретическая значимость исследовании.

Раскрыта и педагогически адаптирована сущность понятия "правосознание". Разработано и теоретически обосновано содержание спецкурса "Правовая культура учителя". Создана предпосылка для формирования правового сознания в личноетно-ориентированном образовании. Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что разработана методика корреляции правового сознания учителя права в образовательном процессе педвуза, определены практические подходы к соединению культурного наследия и формированию правового сознания подготовкой специалиста по направлению 032700.00. На защиту выносятся следующие положения:

1. Программа правовой подготовки педагога в том виде, в каком она существуют сегодня, не отвечает потребностям общества, поскольку не позволяет объяснять наличные общественные отношения.

2. Правовая подготовка является составной частью общепедагогической подготовки. Современное развитие общественных отношений требует от педагога умения социализировать личность учащегося, в том числе и правовыми методами. 3. Формирование правового сознания и правового мышления должно осуществляться как в рамках традиционной для русского общества культурной парадигмы, составной частью которой является патернализм в отношениях власть-личность, система централизованной рсдистрибуции, как основа социальных отношений, так и в рамках для отечественной педагогики форм обучения, основанных на европейской модели правового сознания.

4. Правовая подготовка должна включать в себя блок посвященный идеологии построения системы права и системы законодательства, и блок практической подготовки, модернизированный и расширенный соответственно требованиям сегодняшнего дня.

Апробация работы и внедрение в практику. Основные результаты исследования были опубликованы в научных журналах, докладывались на научных конференциях и нашли применение в учебном и учебно-воспитательном процессе. Отдельные положения диссертации могут ф- применяться при чтении курсов «Основы права», «Основы государства и прана», «Правовое обеспечение учебного процесса» а так же при подготовке студентов педагогических Вузов. Основные выводы работы были апробированы автором на кафедре права Ростовского государственного педагогического университета. Разработанный курс читался на кафедре права института экономики, управления и нрава Ростовского государственного педагогического университета в спецкурсом «Правовое сознание учителя права» 36 часов, для студентов с 3-х годичным сроком обучения (на базе среднего специального юридического и педагогического образования) и 5-ти годичным сроком обучения по специальности 021100 «Юриспруденция» со специализацией «Учитель права». 

Правовое сознание учителя и преподавателя, как одна из базовых аксиологически ценностей

Изменение состояния общества влечет за собой изменение сущностного содержания сфер общественной жизни, являющихся системами по отношению к таким элементам общественной жизни, как образование. Сегодня в образовании изменилось отношение к проблеме человека, общества, их развития. Перед педагогикой встают новые вопросы: как гуманизировать содержание и как гуманизировать технологию обучения, сделать ее личностно-ориептировапной, активной. Гуманизация касается всех сторон, начиная от ценностей и целей образования, главной ценностью образования становится человек, культура,

Необходимо отметить, что и раньше культура была неотъемлемой ценностью и входила в содержание образования, но как бы параллельно основной парадигме образования. Образование было идеологизированным, социолизированым, полностью выполняющим социальный заказ. Однако сейчас, в связи с демократизацией и гуманизацией положение изменилось. Это касается ценностей, целей, принципов образования. Если раньше основными принципами образования являлись принципы научности, партийности, классового подхода в образовании, коллективности, то сейчас главным принципами стали целесообразность образования, культуросообразность образования, природосообразность образования, гуманизация, личностный подход. Правовое сознание учителя и преподавателя права и его правовая культура являются неотъемлемыми компонентами осуществления профессиональной деятельности, поскольку это непрерывная цепь поступков, поведения, то есть сознательных и волевых действий. Осмысленное отношение к действиям, направленным на обучение соблюдению, исполнению, применению норм права и закона, можно определить как правосознание учителя, являющегося частью его общего правосознания как личности.

С этой точки зрения отношение к проблеме правового сознания учителя сегодня так же изменилось. В контексте основных принципов образования изменились и основные принципы формирования правового сознания учителя. Отношение к правовому сознанию, как к подсистеме формирования «коммунальной личности» по определению А.Зиновьева сегодня уже не соответствует объективным потребностям общества [6,12].

Закон РФ «Об образовании» даст возможность сформировать качественно новые подходы к формированию правосознания учителя.

Классическая теория права, представляемая такими известными русскими и российскими юристами, как Г.Ф.Шершеневич, Б. Кистяковский, С.С.Алексеев, В.А.Шабалин, Ю.А.Толстой и другими определяет правосознание как совокупность представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву. Право и его разнообразные проявления воспринимаются не только рационально, то есть рассудком, но эмоционально, чувствами [7,12].

Философский энциклопедический словарь дает определение правосознанию, как совокупности взглядов и идей, выражающих отношение к законности и правопорядку и их представления о том, что является правомерным или неправомерным [8,521]. Профессор П.П.Баранов считает, что в эту совокупность включаются так же правовые чувства, установки, правовой опыт, правовые иллюзии соответствующих субъектов [9,14].

Правовое сознание учителя права-юрмста - одна из коллективных форм правового сознания общества, выступающая в виде системы правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки.[10,14] Его сущность конкретизируется в его содержании: системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, оценок, представлений, стереотипов, традиций, ценностных ориентации. Конкретное содержание профессионального юридического сознания, а также формы его проявления определяются практическим положением в жизни, как всей профессиональной группы, гак и ее конкретных представителей [11,20]. Общество ожидает от учителя есе более высокого уровня правовой подготовленности, соответствующего действительному положению дел в обществе, а самое главное - более позитивного отношения к правовым ценностям, закрепленным в Конституции, законах и других нормативных актах, к правам, свободам и достоинству граждан.

Таким образом проблема правосознания учителя права в аксиологическом плане может быть определена как противоречие между потребностью в знании закономерностей, принципов, причин и условий, формирующих правовую направленность сознания людей, профессионально обучающих будущих граждан и непознанпостъю либо слабой позианностью этих закономерностей, принципов, причин и условий. В гносеологическом плане проблема всегда является выходом за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено [12,6].

В предметном плане проблема правосознания представляет собой некоторую задачу социального действия, связанную со специальным для данной социальной системы процессом: созданием педагогической системы обучения праву учителя. Иначе говоря, социальная проблема связана с определенным, реально существующим социальным противоречием: возможностью иметь учителя, обладающего высоким уровнем правосознания и фактической трудностью достижения этого в виду неочработанности специального педагогического комплекса.

Необходимо отмстить, что постановка проблемы организованного, целенаправленного формирования правосознания учителя не нова в педагогике Впервые как задачу социального действия ее сформулирован Луначарский на первом съезде работников образования. Социальный заказ обучения был основан на теоретической платформе марксизма и предполагал формирование правового сознания ь рамках модели «идеального государства», т.е. государства, полностью берущего на себя ответственность за своих граждан. Данная доктрина была превалирующей в отечественной педагогике вес последующие десятилетия. В рамках этой доктрины профессором Загородниковым Н.И в 1982 году постелена проблема формирования правового созания в многоуровневой системе подготовки [13,9]. Однако, поскольку воспитательный процесс, частью которого является процесс формирования правосознания, происходит в общем, едином процессе социального развития, материальное наполнение понятия «правосознание» сегодня определяется по-новому как непосредственно правом, гак и общественной теорией и практикой.

Рассматривая задачу формирования правосознания учителя, как задачу создания специального обучающего комплекса, необходимо выделить внутреннюю организацию объекта исследования - профессиональное правовое сознание.

В наиболее общем виде профессиональное правовое сознание учителя-это совокупность элементов, воздействующих на психологию учителя, определяющих его гражданскую и правовую позицию в профессиональной деятельности и в жизни, обусловленные как, социально-педагогическими так и культурологическими условиями.

Соответственно, поскольку это сложная системная организация, к се анализу может быть применима теория структуры, внутреннего устройства

системных явлений. Структура, как внутренняя организация целостной системы, представляет собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов. Структура не только выделяет данную совокупность компонентов как нечто целостное, отграниченное от внешней среды и противодействующее се постоянным влияниям, но и организует коммуникации целого с этими внешними условиями [14,107]

Анализ ірадиционного содержания правовой подготовки учителя права

В концепции человека, развиваемой русскими философами Н. Л. Бердяевым, Н. О. Лосским. П. Ф. Флоренским, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность, культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостное . Педагогические аспекты этого состоят в наличии у педагога таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чуство собственного достоинства, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения, нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др. В этом контексте воспитание у педагога правовой культуры и правового сознания является одним из способов отношения к обществу.

Правовое воспитание студентов педагогических отделений и факультетов Вузов построено на основе специальности 0370000 «Юрист. Учитель права». Наряду с этим студенты получают отдельные правовые знания и навыки при изучении дисциплин специализации 0201,0202, при использовании системы многоуровневой подготовки специалиста - правоведа в процессе получения среднего специального юридического образования, при обучении в правовых колледжах либо при посещении курсов повышения квалификации. Однако данные случаи являются частными по отношению к общему уровню правовой подготовки учи геля.

Объективную характеристику состояния правовой подготовки учителя можно дать на основе анализа, с одной стороны, ее структуры, содержания и методов в современной высшей педагогической школе и, с другой — качества работы молодых учителей — выпускников педвузов.

Касаясь методики обучения, необходимо отметить, что для того чтобы правовые знания и представления учителей в процессе участия в различных формах учебной деятельности превращались в устойчивые убеждения, ложились в основу навыков, умений и привычек правомерного поведения, необходимо правильно использовать в работе с ними методы правового воспитания, являющиеся специфической разновидностью общепедагогических методов формирования качеств личности учителя.

Правовое воспитание в вузе -целенаправленный управляемый процесс, который включает в себя вооружение учащихся правовыми знаниями, превращение их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к своему поведению, развитие потребности следовать законам и правилам общежития, активно использовать предоставленные им права и свободы.

В общеметодическом плане, с точки зрения принципа комплексного подхода к воспитанию, формирование правосознания и правомерного поведения следует рассматривать как результат широкого комплекса политических, трудовых, нравственных, правовых, эстетических воспитательных воздействий в их единстве. Вместе с тем само правовое воспитание как особое направление педагогического воспитания включает в себя воспитание сознательного отношения к труду, высоких нравственных качеств, как бы пронизывающих собой содержание правосознания.

Студенты часто путают правовые и право венные оцени, подменяют правовые категории моральными. Оценка правовых категорий дается ими с позиции добра и зла, долга, чести, реже — законности н незаконности.

Преступное поведение нередко называется «плохим», «бесчестным», «несправедливым». Нет четких правовых акцентов. Отсутствие таких акцентов в сознании может приводить к существенным искажениям ценностных ориентации. Так, мелкие правонарушения (кража школьного имущества, драка и т. д.) зачастую не воспринимаются как правонарушения. Подобные ошибочные оценки поступков нередки на уровне обыденного сознания, и правовое воспитание призвано сделать оценки поступков более четкими, определенными, соответствующими требованиям гражданского долга перед государством.

Формирование у учителей четких представлении о высокой нравственности правовых норм, о единстве содержания норм права н нравственности в обществе обеспечивает правильность и принципиальность оценки ими сложных фактов окружающей жизни н собственных поступков, способствует выработке правильной мотивации поведения. Поэтому, обучая нормам права, следует акгивно вскрывать нравственную основу той пли иной правовой нормы.

Основная особенность методики правового воспитания в педагогическом Вузе заключается в постоянном, чрезвычайно тесном, нерасторжимом единстве: методов формирования у учащихся навыков правомерного поведения, активной правоохранительной позиции и методов формирования правовых знаний и убеждений. Лишь осознанные в сопоставлении с требованиями правовых норм факты окружающей жизни и собственные действия, поступки учителей могут лечь в основу навыков и привычек правомерного и активного социально полезного правового поведения. В связи с этим методы формирования правового сознания должны использоваться не только в процессе осуществления словесных форм правового воспитания, но и быть составной частью всех деятельно-практических форм работы с учащимися. Методы формирования правосознания должны быть как бы постоянным «фоном» методов формирования правомерного поведения. Правоохранительная деятельность является не только средством закрепления правовых знаний, их превращения в убеждения, но и сферой их дальнейшего обогащения и углубления. Соприкасаясь на практике с жизненными фактами, подлежащими оценке с точки зрения закона, учителя уточняют, конкретизируют свои правовые представления, совершенствуют умения связывать правовую теорию _ социальной практикой.

Если в процессе нравственного воспитания излишнее морализирование, постоянные рассуждения об этических нормах могут быстро наскучить учащимся (поскольку о простых нормах нравственности они узнают достаточно полно и помимо Вуза), то при осуществлении правового воспитания регулярные разъяснения, напоминания юридических норм (норой весьма сложных, трудных для понимания студентами, узнающими о них впервые полно, как правило, только в Вузе) выступают необходимым условием укрепления правовых взглядов, убеждений, формирования привычек правомерного поведения. При этом особенно необходимо постоянно придерживаться дидактического принципа доступности. В результате правового обучения закладываются основы научного правосознания учителей, их правовых знаний, убеждений и поведенческих установок.

Структура и содержание правовой подготовки учителя, а следовательно и его правового сознания определяется учебными планами, учебными программами, учебниками и учебными пособиями по правовым дисциплинам. Содержание учебных курсов по дисциплине «Основы правоведения» (и даже название предмета) не является устоявшимся - например, в одних учебных заведениях преподается только право социального обеспечения, исходя из понимания функции педагога, как более социальной, в других - только Российская конституция и государственное устройство, исходя из необходимости обучения детей основам государственного и конституционного устройства и т.д.. Для составления всестороннего и сбалансированного курса надо знать, что учащимся уже известно по данному предмету, как они относятся к возможному содержанию курса и к самому факту преподаванию предмета. Поскольку в курсе права речь идет о вещах, связанных с жизненной практикой, у учащихся (даже при отсутствии конкретных знаний) есть какие-то представления об объекте преподавания. Эти представления заимствованы в основном из окружающего мира (семья, школа, средства массовой информации), а отчасти из других учебных курсов. Представления учащихся влияют на их отношение к предмету, на возможность его усвоения и, следовательно, па эффективность преподавания. В некоторых случаях преподавание может оказаться неэффективным или вызвать отторжение. Анализ структуры учебного плана по специштьности 03270000 «Юрист-учитель права» показывает, что на изучение основных теоретических вопросов правоведения отводилось 25 процентов времени, на освоение практических вопросов - 75 процентов. Ознакомления студентов с условиями профессионально-правовой учительской деятельности, для приобретения практических умений и навыков правового воспитания детей в совокупности занимают 7 недель. В рамках Государственного стандарта специальности 032700.00 на изучение правовых дисциплин отводится 3636 часов. Из них: Теория государства и права - 288 часов; Всеобщая история государства и права - 288 часов; Конституционное право России - 288 часов, Конституционное право зарубежных стран - 144 часа; Правоохранительные органы - 108 часов, Административное право - 180 часов; Гражданское право - 432 часа; Гражданское процессуальное право - 72 часа; Трудовое право 216 часов; Образовательное право - 180 часов; Уголовное право - 144 часа, Уголовно-процессуальное право 72 часа ; Экологическое право - 144 часа, Земельное право - 72 часа; Семейное право - 108; Международное право -154: Финансовое право - 144 часа; Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 500 часов.

Формирование правового сознания студентов осуществляется на всем протяжении их пребывания в педагогическом вузе. В связи с этим возникает задача поэтапного планирования и организации этого сложного воспитательного процесса.

Диагностика уровня правового сознания и правовой подготовки учащихся и учителей, как предпосылка формирования идеальной модели правового сознания учителя

Для социологического анализа автор использовали опрос, выполненный по гранту фонда Макартуров. Предлагаемое исследование осуществлено с согласия Фонда Макартуров по инициативе Института "Открытое общество". Пилотажное исследование проведено на площадках, где развернуты образовательные проекты Института "Открытое общество11.

Первая группа - участники Всероссийской олимпиады по правоведению, проводившейся в Самаре в апреле 1997 года совместными усилиями Министерства образования и Института "Открытое общество". (82 человека из регионов России). Вторая группа - учащиеся 10 - 11-х классов московской школы N 174] Москвы (81 человек) и учителя (28 человека). Школа в 1997/98 учебном году начала работу по проекту "Школа - правовое пространство".

Участники Всероссийской олимпиады по правоведению равномерно представляли все При анализе данных связь между двумя ответами респондентов на два вопроса считалась достоверной, если выбор одного из этих ответов изменял частоту выбора другого не менее, чем на 10 процентных пунктов, а абсолютное число респондентов, выбравших данную пару ответов, было не менее 20. Это можно пояснить следующим примером. Доля всех респондентов, указывающих, что то, что в органах власти преобладают мужчины, составляет 17%. Однако среди тех. кто в вопросе о поле выбирает ответ «женский», эта доля составляет 30%, то есть она выше па 13 процентных пунктов.

При анализе связей между ответами респондентов выявилось довольно большое количество связей между теми ответами, которые, в свою очередь, зависят от возраста. ПОЭТОМУ естественно было предположить, что обнаруженные связи являются следствием зависимости от возраста. Для того чтобы исключить влияние возраста, все такие связи были проверены для каждой возрастной категории в отдельности (6-е классы, 8-е классы, 10-е классы и учащиеся ПТУ). Далее будут рассматриваться только те связи, которые существуют внутри отдельных возрастных категорий.

Поскольку наличие у респондента правового образования является характеристикой, зависящей от возраста, то, как указывалось выше, в этом разделе будут описаны только те влияния, которые наблюдаются внутри отдельных возрастных категорий. Причем в некоторых случаях оказывалось, что преподавание права влияет внутри только одной из возрастных категорий. Были обнаружены следующие влияния изучения права:

Шестиклассники, изучавшие право, реже указывают, что ничего не слышали о геноциде евреев , реже затрудняются в ответе о допустимости геноцида и чаще отвечают, что геноцид недопустим. Шестиклассники и старшие респонденты, затрудняющиеся в ответе на вопрос, преподавалось ли у них право, чаще затрудняются в ответе о допустимости геноцида и реже указывают, что геноцид недопусгим. Заметим, чго влияния на ответы на вопрос о депортации нет.

Шестиклассники и восьмиклассники, изучавшие право, реже затрудняются в ответе на вопрос о существовании групп населения, которым нужна особая защита прав Восьмиклассники и респонденты старших возрастов, затрудняющиеся в ответе на вопрос, преподавалось ли у них право, реже указывают, что в обществе есть группы, нуждающиеся в особой защите прав, и чаще затрудняются в ответе на этот вопрос. Влияние мнения о соблюдении собственных прав респондентов

Мнение учащихся относительно соблюдения их прав в учебном заведении и в семье выяснялось с помощью двух пар идентичпыхвопросов. В первом («закрытом») вопросе каждой пары респондент должен выбрать из четырех вариантов, в какой мере соблюдаются его права. Во втором («открытом») — написать, какие именно права нарушаются (или отметить, что они не нарушаются). Для анализа влияний ответы на первый из этих вопросов были сгруппированы так: в группу «права не нарушаются» попали выборы «соблюдаются всегда или почти всегда» и «чаше всего соблюдаются», в группу «права нарушаются» — выборы «соблюдаются редко» и «не соблюдаются никогда или почти никогда». Анализ показал следующее:

Предполагалось, что респонденты, указывающие на нарушение их прав, являются обиженными и проявляют большую жесткость как в вопросах о мерах наказания за преступления, так и в вопросах, выявляющих уровень ксенофобии. Однако вопреки ожиданиям такой зависимости почти нет. Единственное исключение — те, кто указывают на нарушение прав в учебном заведении и в семье в открытом вопросе, несколько чаще предлагают расширение применения смертной казни (Отметим, что эта зависимость очень слабая, однако ее можно считать достоверной, поскольку она наблюдается как для тех, кто отмечает нарушение прав в учебном заведении, так и для тех. кто указывает на нарушение в семье). С другой стороны, респонденты, отмечающие нарушение прав в открытых вопросах, чаще предлагают содействовать деятельности фондов и либеральнее реагируют на появление в классе ученика с выкрашенными в зеленый цвет волосами. Возможно, эти респонденты являются сторонниками расширения смертной казни не из-за общей жестокости, вызванной неправовым обращением, а из-за доктринальности (так как эти респонденты не предлагают более жестких мер наказания за конкретные преступления; можно сказать, что у них «выученная жестокость»).

Доля респондентов, указывающих на нарушение прав в учебном заведении, выше, чем доля тех, кто указывает на нарушение прав в семье, однако ответы последних сильнее влияют на ответы на другие вопросы. По-видимому, нарушение прав в семье является более сильнодействующим фактором.

Хотя имеется зависимость между указанием на нарушение прав в открытом и закрытом вопросах, далеко не все респонденты, указавшие на нарушение прав в закрытом вопросе, в открытом вопросе пишут, какие именно права нарушаются. Это касается соблюдения прав как в учебном заведении, так и в семье. Более того, указание на нарушение прав в одном и том же месте в закрытом и в открытом вопросах по-разному влияет на ответы респондентов на другие вопросы. Сходно влияют на другие ответы указания на нарушение прав в открытом вопросе о семье и открытом вопросе об учебном заведении. Точно так же сходно влияют указания на нарушения прав в семье и учебном заведении в закрытых вопросах. Это означает, что на данном уровне анализа в некоторых случаях психологические свойства (способность к вербализации) сильнее влияют на ответы респондентов в данной области, чем окружающая правовая ситуация (место, іде нарушаются права респондентов).

Наиболее сильное влияние ответы на открытые вопросы о нарушении прав оказывают на другие вопросы, касающиеся прав подростков и особых прав групп людей. Так, респонденты, указывающие на нарушение их прав, чаще выбирают, что подростки имеют намного меньше прав, чем взрослые ,чаще пишут, какие именно особые права нужны подросткам, чаще указывают группы населения, которым нужны особые права или особая защита прав . Вообще, респонденты, указывающие на нарушение их прав в открытых вопросах, но многим вопросам часто выбирают ответы, соответствующие ответам более старших респондентов (хотя прямой зависимости от возраста в вопросах о нарушении прав нет). Влияния же указаний на нарушение прав в закрытых вопросах носят более случайный характер — по-видимому, они являются результатом действия нескольких факторов: восприимчивость человека к нарушениям его прав, общая атмосфера в семье и учебном заведении, события, предшествующие моменту заполнения анкеты.

Указание на нарушение прав в семье влияет на ответы на те вопросы, которые имеют отношение к семье, причем в большинстве случаев выбираются ответы, соответствующие отстраненности от родителей. Так, отмечающие нарушение прав в открытом вопросе чаще называют семейное право среди важных вопросов для изучения; отвечая на вопрос о том, что взрослые могут сделать для ребенка, они чаще указывают материальное благополучие и реже

— духовные ценности. Те, кто отмечают нарушение прав в семье в закрытом вопросе, реже указывают на родителей как на источник информации о праве и чаще отмечают, что на досуге ходят на дискотеки и встречаются с друзьями .

Можно также отметить особенности тех, кто затрудняется в ответе на вопросы о соблюдении собственных прав. Затрудняющиеся в ответе на открытые вопросы не отличаются от всей выборки. Вместе с тем выбор «затрудняюсь ответить» в закрытых вопросах влияет на очень многие другие вопросы. Напомним, что респонденты, затруднившиеся в ответе на эти вопросы

— это те, кто не смог найти выбор из четырех вариантов, соответствующих различным степеням соблюдения прав. Это — наименее активные респонденты. Они, во-первых, чаще затрудняются в ответах на другие вопросы. Во-вторых, в вопросах, где можно выбрать несколько вариантов, отмечают меньше выборов. В-третьих, создается впечатление, что на многие вопросы они дают ответы под влиянием эмоций.

Ответы на вопросы, касающиеся наказаний за преступления, сильно влияют друг на друга. Это означает, что жесткость, проявляемая респондентами в ответах на одни вопросы, проявляется в ответах и на другие аналогичные вопросы и, следовательно, является свойством данного человека. Наблюдаемые связи можно разбить на несколько групп.

Первая группа, наиболее многочисленная, содержит связи между самыми суровыми из предложенных мер наказаний за различные виды преступлений. В этой группе в той или иной мере задействованы все преступления, кроме взяточничества. Можно сказать, что респонденты этой группы обладают общей жесткостью.

Похожие диссертации на Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза