Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретическая база подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры 18
1.1. Теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования 18
1.2. Анализ эволюции подготовки учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашской народной художественной культуры 37
Глава 2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства 61
2.1. Модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства 61
2.2. Педагогические условия подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства
Заключение 115
Библиография 122
Приложение 139
- Теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования
- Анализ эволюции подготовки учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашской народной художественной культуры
- Модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. Глобальные изменения, произошедшие в конце XX — начале XXI веков в нашей стране и за рубежом обусловили необходимость переоценки и пересмотра культурных ценностей, осмысления диалога культур как условия взаимопонимания общих человеческих ценностей с точки зрения использования их в формировании нового человека, человека новой эпохи. В настоящее время требуется качественно новый подход к формированию личности, способной к большей интеграции мировой и национальной культур для обогащения содержания образования, которое становится одним из главных компонентов развития и саморазвития человека нового века. В связи с этим, на наш взгляд, важна грамотная и заинтересованная популяризация народного искусства, его художественных традиций, которую профессионально может осуществить уже на начальном этапе формирования личности учитель младших классов. Причем решение этого сравнительно частного и, казалось бы, чисто практического вопроса тесно связано с одной из узловых теоретических и практических, процессуальных проблем подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры.
В российском образовании активно проходит гуманитаризация, гуманизация, этнопедагогизация процесса подготовки педагогических кадров. Поэтому назрела необходимость по-новому взглянуть на традиции народа, его историческое прошлое и будущее.
Проектирование будущего невозможно без знания прошлого, традиционного. В этой связи народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре. Это та область взаимодействия общего и особенного, национального и общечеловеческого в современной культурной жизни человека новой эпохи, которая переносится на предметный мир из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, и тем самым активно формирует его социальный
опыт. Народная художественная культура — синтетическое явление, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно его материальную и духовную стороны.
Наши исследования показали, как творчески насыщен, сложен, а подчас и противоречив процесс становления и функционирования народной художественной культуры, имеющей свою древнюю историю. Современное ее развитие и понимание, поиск путей сохранения, использования в воспитании подрастающих поколений во многом обусловлены общественно-экономическими изменениями в социуме, постановлениями правительства России, которые требуют научно-аналитического взгляда на историю, традиции и использование народных художественных традиций в подготовке педагогических кадров.
Все вышеназванное, на наш взгляд, порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, требующие научного анализа и теоретической разработки целей, путей и форм, содержания и методов, средств эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры, творческому применению полученных знаний и умений. Учитель начальной школы — центральная фигура, системообразующее начало процесса обучения и воспитания, организатор познавательной деятельности и всестороннего становления личности. Вот почему именно сейчас, как никогда, необходимы исследования фундаментального теоретического плана, проблемные, масштабные и обогащающие подготовку будущего учителя к работе в школе и среди населения по эстетическому воспитанию.
Актуальность нашего исследования обусловливается, во-первых, необходимостью некоторого обобщения теории и практики подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры; во-вторых, значительными изменениями в общественно- экономических отношениях, в политике многих
стран, определяющих становление новой системы образования в России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, что требует существенного изменения и пересмотра педагогической теории и практики, обусловливая иной взгляд на взаимосвязь общего и особенного, национального и общечеловеческого в современной культурной жизни человека; в-третьих, провозглашением принципа вариативности в российском образовании, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс любой модели, включая и авторские. Это в свою очередь создает необходимость разработки различных вариантов содержания современного педагогического образования, использования новейших достижений современной дидактики, в том числе и необходимость выявления и обоснования комплекса педагогических условий эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства; в-четвертых, необходимостью сохранения национальной художественной традиции, этого живого родника в современной художественной культуре. Ведь именно традиции делают нас людьми.
«Мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история — в традиции. Стабильности наследования, в силу которого мы как природные существа не меняемся в течение тысячелетий, противостоит неустойчивость нашей традиции: сознание может погаснуть, и нет в веках чувственной ценности, которой бы мы надежно владели. Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни...
Не наследование, а традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимо; традиция же может быть полностью утеряна» [201, 245]. В ходе наших исследований мы обнаружили много общего и особенного в народной художественной культуре. По нашему
мнению, в разряд особенного в народной художественной культуре необходимо отнести традиции. Традиции в этом случае мы понимаем как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение этнические и художественные цели, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила и приемы художественного творчества, правила поведения. Термин «традиционный», таким образом, мы понимаем как сохранившийся от прошлого положительного художественного опыта, основанный на традиции и существующий в силу установившихся социально- экономических политических условии, издавна привычный.
В зарубежной и отечественной философской, эстетической и искусствоведческой литературе создан общетеоретический фундамент для осознания сущности, природы и значения народной художественной культуры. В трудах А.В. Бакушинского, B.C. Библер, И.Я. Богуславской, Ю.Б. Борева, В.М. Василенко, B.C. Воронова, Э. Зигфельда, И.И. Иоффе, М.С. Каган, Д. Макфи, М.А. Некрасовой, С. Пеппер, Т.М. Разиной, СБ. Рождественского, А.Б. Салтыкова, Р. Хасти, А.К. Чекалова и других авторов выделено многообразие видов и особенностей народной художественной культуры. Народная художественная культура в их трудах рассматривается как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонично развитой личности.
Культурологический, этноисторический подход при формировании содержания национально-регионального компонента образования рассматривается в трудах Е П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, В.П. Ковалёва, Л.В. Кузнецовой, И.П. Павлова, Т.Н. Петровой, Ю.В. Рождественского, М.Г. Харитонова, В.Д. Шадрикова, И.Я. Яковлева и др.
Дидактическое обоснование введения в учебный процесс педагогических вузов элементов народной художественной культуры представлено в исследованиях Н.Н. Алексахина, Г.А. Давыдовой, А.Г. Недосекиной, Ю.А. Рудь, А.А. Сарбаишева, А.С. Хворостова и др.
Результаты исследования вопросов подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры и прикладного искусства даны в трудах Е.В. Алексеен-ко, B.C. Белова, М.В. Галкиной, З.Ф. Исламовой, Г.В. Караваевой, Е.А. Павленко, Г.А. Поровской и других авторов. Они подчеркивали особую роль формирования знаний и умений использовать общее, национальное народной художественной культуры в профессиональной подготовке учителя.
Определенный вклад в изучение народного творчества и путей использования его в учебно-воспитательном процессе внесли чувашские ученые Е.В. Васильев, А.Г. Григорьев, Н.И. Егоров, А.Е. Земляков, Н.Г. Краснов, П.П. Матвеев, М.И. Скворцов, Н.Б. Смирнова, А.А. Трофимов и другие. Ряд исследователей (Л.Г. Васильева, Е.П. Кондратьева, Г.А. Никитин, Э.Г. Скворцов и др.) рассматривали проблемы воспитания детей средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Однако в этих исследованиях не отражены в достаточной мере вопросы создания педагогических условий подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры в системе высшей школы.
В сложных исторических и природных условиях чувашский народ выстоял и создал самобытную оригинальную художественную культуру, где ощущается некоторое влияние культуры русского народа и других соседних народов, чем и обусловлена их общность. Вместе с тем художественная культура каждого народа имеет только ему присущие особенности, которые оказывают достаточно сильное эмоционально-эстетическое влияние на подрастающее поколение. Поэтому мы считаем: одной из важнейших задач педагогического вуза является создание педагогических условий для подготовки будущих учителей для того, чтобы они могли обеспечить трансляцию подрастающему поколению опыта многовековой традиции художественной культуры. Весьма необходимо, на наш взгляд, технологизировать этот про-
цесс (процесс получения знаний и умений и навыков), чтобы новые поколения в ходе эстетического воспитания научились быть хранителем и умножителем народных художественных традиций.
Анализ эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований последних лет, опыта подготовки студентов педагогических факультетов вузов России показывает, что вузы осуществляют подготовку учителей, обладающих высокой педагогической культурой, творческим потенциалом, способных анализировать, понимать объективные принципы, влияющие на развитие и формирование, функционирование совокупности художественных ценностей в обществе, формирущие профессионально-творческое становление личности учителя начальных классов. Однако наши исследования показывают, что в разработке общих теоретико-методологических проблем и частных методик по созданию педагогических условий подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры не уделяется достаточного внимания.
Нам удалось выявить противоречие между потребностями школьной практики в современном учителе, умеющем организовать эстетическое воспитание младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, и отсутствием теоретических разработок, обеспечивающих технологию эстетического воспитания младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, а также противоречие между необходимостью готовить в высшем учебном заведении будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства и остут-ствием теоретических обоснований, обеспечивающих педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
С учетом вышеизложенных противоречий был сделан выбор темы нашего исследования. Проблема его сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающая эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства?
Мы убеждены в том, что теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на осно-
N ве чувашского народного декоративно-прикладного искусства требует спе-
циального и всестороннего исследования.
Декоративно-прикладное искусство — это часть народной художественной культуры. Народная художественная культура — синтетическое по характеру, сущностное, трехаспектное явление. Это, во-первых, совокупность материально и духовно воплощенных чувственно воспринимаемых художественных образов, предметов быта и т.д., созданных народными мастерами, представленных в виде ценностных образований — произведений народного творчества, которые можно классифицировать по видам, жанрам, семействам; во-вторых, это характеристика и показатель уровня технологий создания произведений народного искусства мастерами-творцами; в-третьих, это показатель умения и уровня духовного потребления произведений народного творчества самим народом. Народная художественная культура изо-
* билует множеством форм, видов проявления. Охватить их в одном исследо-
вании и показать значимость их влияния на подготовку будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников нет возможности. Поэтому из множества форм и видов проявления (первая форма — художественная культура, не вычлененная из своей этнографической среды, вторая форма — творчество единичных мастеров, третья форма — художественный промысел
! и т.д.; виды проявления: фольклор, музыка и танцы, декоративно-прикладное
искусство, игрушка и т.д.) для исследования мы выбираем совокупность пе-
дагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства на уровне общепедагогического аспекта.
Целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки учителей начальных классов в педагогическом вузе.
Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
С учетом поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза: готовность учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства может быть обеспечена, если будут реализованы следующие педагогические условия:
определена цель подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, творчески работающих, конкурентноспособных на международных рынках труда;
разработана модель, определяющая структурно-содержательный, технологический компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
в учебный процесс внедрен спецкурс «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников»;
эффективно используются традиционные и инновационные формы, методы и педагогические средства подготовки будущих учителей к профессионально-творческой деятельности;
учтена мотивационная направленность педагогической подготовки будущего учителя;
создан благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, обеспечивающий личностный и профессиональный рост учителя;
обеспечено наличие творчески работающих преподавателей вуза;
создана соответствующая материально-техническая база.
Поставленная цель и необходимость проверки и доказательства выдви
нутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:
Проанализировать и обобщить теорию и практику подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования.
Раскрыть процесс эволюции подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры.
Разработать модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Выявить, теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий успешной реализации системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Общей методологической основой исследования являлись философ-ско-эстетические учения об общем, всеобщем и особенном, теория эстетиче-
ского воспитания, положения о многофакторном характере развития творче
ской личности, о воспитывающей и развивающей роли искусства и его видов,
теория формирования личности в деятельности, творческие постулаты куль
турологической науки об историческом подходе в формировании содержания
национально-регионального компонента высшего образования. Частномето-
дологическую базу исследования составили отечественная теория эстетиче
ского воспитания средствами народных художественных традиций (Н.И.
Киященко, Л.Н. Коган, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский и др.), теория и ме-
$ тодика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию
младших школьников (Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Т.Я. Шпикалова и др.), дидактика высшей профессиональной школы (СИ. Архангельский, М.Г. Га-рунов, В.И. Загвязинский, В.Г. Максимов, П.И. Пидкасистый, В.А. Сласте-нин, Л.М. Фридман, Ф. Янушкевич и др.).
Концептуальную основу нашего исследования образуют следующие идеи:
народная художественная культура - постоянно развивающаяся система, и она должна рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности;
пути эстетического воспитания с помощью народных художественных традиций бесконечно разнообразны и реализуются в ходе педа-
* гогической деятельности;
мотивы и цели педагогической деятельности оп ределяются в системе развивающихся общественных отношений - экономических, политических, нравственных, эстетических, профессиональных и
др-;
- «искусство, рожденное народным коллективом, — всегда гениаль
но, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и не умираю
щую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является
ей примером величия и силы подлинного, художественного творчества» [51, 34], следовательно, народное искусство всегда является «новым» явлением в эстетическом воспитании подрастающих поколений;
народную художественную культуру, с точки зрения использования ее в эстетическом воспитании школьников, всегда необходимо рассматривать как общее, отражающее сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам единого класса, и как особенное, выражающее единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального);
декоративно-прикладное искусство - часть единой системы, обладающая всеми чертами и признаками общего и особенного народной художественной культуры. Более того, в декоративно-прикладном искусстве синтезированы традиции изобразительной народной культуры и фольклора, традиции утилитарной и эстетической культуры и многое другое;
процесс подготовки учителей начальных классов необходимо рассматривать в специально созданных педагогических условиях, в ходе индивидуальной деятельности на фоне фронтального обучения в системе высшего педагогического образования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
были применены следующие методы исследования: теоретико-
методологические (анализ философской, культурологической, эстетической литературы); теоретическое моделирование на базе изученного материала; экспериментально-эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); анализ учебных и творческих работ студентов, учителей начальных классов и младших школьников; классификация экспериментальных данных,
статистическая обработка результатов исследования.
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось с 1991 года на базе факультета педагогики
и методики начального обучения Чувашского государственного педагогиче
ского университета имени И.Я. Яковлева, с 1997 года — на базе психолого-
педагогического факультета названного университета, эксперименталь
ных школ №№ 18, 39, 24, 22 г. Чебоксары, Канашского педагогического кол-
*' леджа.
Исследованием было охвачено более 800 студентов вуза, 285 учителей начальных классов, работающих в городских и сельских школах республики.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1991-1999 гг.) осуществлен выбор темы исследова
ния, изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая,
методическая литература; проведено изучение опыта работы методистов
других вузов, учителей школ Чувашской Республики по проблеме'исследо
вания; проходило теоретическое осмысление темы; определена ее актуаль
ность, выделены объект и предмет исследования, выявлены цели и задачи;
рассмотрена сущность эстетического воспитания на основе народной худо
жественной культуры в системе развития методологии и методики его ис
следования; дано методологическое обоснование основных научных поня-
* тий, входящих в диссертационное исследование; определены критерии
сформированности уровня профессиональной подготовленности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства; разработана рабочая модель процесса подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства; теоретически обоснованы педагогические условия эффективности данного процесса; определены задачи и разработана
программа формирующего эксперимента; подготовлены и изданы научные статьи.
На втором этапе (1999-2000 гг.) осуществлены формирующий эксперимент и предварительный анализ эффективности модели подготовленности студентов психолого-педагогического факультета к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
На третьем этапе (2000-2002 гг.) проведено теоретическое обобще-
» ние результатов исследования, подведены итоги, сформированы и проверены
выводы и результаты исследования. Осуществлено . литературное оформление диссертации. Подготовлены и опубликованы научные статьи и учебно-методическое пособие для студентов «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников».
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается четким определением научной проблемы, цели и задач, гипотезы в объектной и предметной области исследования; полнотой анализа различных концепций и походов к изучаемой проблеме; соотнесением теоретического материала с материалами эмпирических исследований; объективностью результатов педагогического эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система подготовки учителей начальных классов к эстетическому
воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-
прикладного искусства.
2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготов-
> ки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию
школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного ис-
кусства (наличие цели подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, творчески работающих, конкурентноспособных на международных рынках труда; разработка модели, определяющей структурно-содержательный, технологический компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно—прикладного искусства; спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников»; эффективное использование традиционных и инновационных форм,
методов и средств подготовки будущих учителей к профессионально-творческой деятельности; мотивационная направленность педагогической подготовки каждого будущего учителя; обеспечение педагогического процесса творчески работающими преподавателями вуза; создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и обеспечение соответствующей материально-технической базой).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на научных сессиях докторантов и аспирантов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, на международных научно-практических конференциях: «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях» (г. Чебоксары, 1993 г.); VII международной конференции «Математика. Экономика. Экология. Образование» (г. Ростов-на-Дону, 1999 г.); на всероссийской межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика Л.В. Занкова «Современные технологии обучения в начальной школе» (г. Ульяновск, 2001 г.); на республиканской научно-практической конференции «Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания в системе «школа- вуз»: процесс и результаты» (г. Чебоксары, 1997 г.). В 2000-2001 учебном году составлена и апробирована на базе психолого-педагогического факультета экспериментальная модель-
программа подготовки учителя начальной школы к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Утвержденная экспериментальная программа спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальной школы к эстетическому воспитанию младших школьников» внедрена в учебный процесс вуза с 2001-2002 учебного года; итоги и результаты научных исследований обсуждены на заседаниях кафедр педагогики начального обучения и методики начального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Логика научного исследования, а также последовательного рассмотрения вопросов определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 204 наименования. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включено приложение: анкеты, фактический материал исследования, дидактические и методические средства, обеспечивающие формирование готовности, к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Теория и практика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры в системе отечественного образования
Элементы эстетического воспитания появились в народной педагогике в глубокой древности. В этом народ видел практическую необходимость. Основные средства и формы воспитания в арсенале дописьменной педагогики выделены в трудах Г.Н. Волкова [44; 47 ]. К ним он относит устное народное творчество, песни и пляски, эстетику быта, одежды, труда, игр и досуга, национальный орнамент.
«У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность заключается в тесной связи эстетического воспитания с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и эстетического воспитания сказалось также в том, как искусно и тонко украшались и любовно отделывались орудия труда... Эстетическое воспитание в дописьменной педагогике являлось важнейшим элементом формирования личности, выступая в тесном единстве не только с трудовым воспитанием, но и с умственным, нравственным и даже ... физическим воспитанием» [44, 5-6].
«Профессиональное» использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании начиналось на Руси в XV в., когда оформился особый, контрастный, по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению. В этот период постепенно начало складываться отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Интерес к этическим проблемам и нравственному воспитанию почти не оставил места для рассмотрения гносеологических проблем и вопросов дидактического характера.
В начале XVII в. в российской образовательной системе произошли достаточно большие изменения. Были открыты государственные школы грамоты, братские школы, коллегиумы и первый кадетский корпус, по сути, первая гуманистическая система воспитания, где многие преподаватели обратили внимание на необходимость использования художественных традиций народа в воспитании будущих кадетов. Известный педагог кадетского корпуса А.П. Сумароков считал: «Худо воспитанный человек может быть учен, но, не имея вкуса, благороден никогда не будет» [Цит. по 186, 57]. Действительно, если наука, профессия делает из человека специалиста, то искусство делает из специалиста человека.
В царствование Елизаветы Петровны в придворных кругах возрос интерес к театру, маскарадным и фестивальным действиям на основе западноевропейских традиций, поэтому средства русской народной художественной культуры в эстетическом воспитании не нашли своего должного применения.
Итак, ретроспективный анализ эволюции эстетического воспитания подрастающих поколений на основе народной художественной культуры позволяет нам сделать вывод, что педагогические теории об эстетическом воспитании молодежи на основе народной художественной культуры отсутствовали. Русская педагогическая мысль ограничивалась всего лишь рекомендательными принципами. Разработка теории и практики эстетического воспитания школьников на основе народной художественной культуры в подготовке учителей в системе отечественного образования связана с открытием первых учительских семинарий. В их числе следует назвать первое собственно высшее учебное заведение в России - эллино-греческую, впоследствии славяно-греко-латинскую академию, выпускники которой стали деятелями просвещения уже в петровскую эпоху развития школьного дела в нашем отечестве - поэт А. Кантемир, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др.
К концу XVIII в. в общественно-политической мысли России наметилось заметное обращение в сторону культуры народа. Передовая общественно-педагогическая мысль России усердно искала пути создания такой системы воспитания, которая во многом отличалась бы от зарубежных систем. Одним из учреждений, где были введены гуманные методы эстетического воспитания на основе народных художественных традиций в России, был Царскосельский лицей, открытый в 1811 году. В лицее сознательно и целенаправленно было реализовано педагогическое правило о том, что обучение родному языку должно проходить на основе народных художественных традиций и их использование особенно успешно проходит в раннем возрасте. Одним из верных путей считалось использование в воспитании молодежи духовного наследия народа, его воспитательного опыта. «В эстетическом воспитании значителен каждый компонент в отдельности - красивое слово, красивая песня, красивая вышивка. Однако их взаимосвязь и взаимодействие — их гармония — еще более усиливает эффективность воздействия на воспитанников. Поэтому в воспитательной практике необходимо стремиться к возможно более широкому использованию народных средств эстетического воспитания в их взаимосвязи» [44, 55]. Разумеется, в этот период всестороннего и глубокого изучения народной культуры еще не могло быть. Наука еще к этому только приближалась. Ни эстетика, ни фольклористика, ни педагогика еще не располагали достаточным фактическим материалом. Тем не менее смелые высказывания М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, особенно А.К. Радищева, не пропали даром. Они сыграли положительную роль в формировании мировоззрения передовой русской молодежи начала XIX века и, в первую очередь, декабристов.
А.К. Радищев смело выступал за создание русской системы воспитания, призывал к использованию в этом деле родного языка, русской литературы, народной культуры.
Занимаясь политическим воспитанием молодежи, декабристы важное значение придавали и эстетическому воспитанию, формированию у молодежи чувства изящного и здорового вкуса. Они отдавали предпочтение таким средствам эстетического воспитания, которые наилучшим образом способствовали бы формированию у молодежи патриотических чувств и высоких идеалов. К числу таких средств они относили родной язык, пословицы и поговорки, народную песню, национальный костюм, вышивку, героический эпос, русскую поэзию. Словом, народная культура у декабристов одинаково ценна и как основа развития новой национальной культуры, и как средство воспитания прогрессивной русской молодежи.
Анализ эволюции подготовки учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашской народной художественной культуры
В последнее время заметно усилились тенденции нагнетания межнациональной розни между народами. В такой обстановке школа призвана стать тем очагом культуры, который не игнорируя, общечеловеческие ценности, научит своих воспитанников бережно относиться к историческим корням и традициям своего народа, межнациональным отношениям, веротерпимости, дружбе между народами.
В современных условиях задача учителя состоит в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к созданию духовных и материальных ценностей на основе усвоения всего того, что создано в этом плане предыдущими поколениями. В контексте такой трактовки ценностей духовная культура народа является квинтэссенцией народных традиций, обрядов, обычаев, соединяющих прошлое и будущее народа, поколений, интегрируя людей в развитую современную нацию. В традициях сконцентрированы духовные устои развития народа, нации, которые воплощают в себе лучшие достижения идейной, моральной, трудовой, эстетической культуры. Приобщаясь к ним, подрастающее поколение впитывает в себя философское, психологическое, идейно-моральное и эстетическое содержание, формируя в себе неповторимую национальную самобытность, творческое отношение к преобразованию окружающей действительности.
Ни один язык и ни один обычай и обряд не получает закрепления в генах человека. «Мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история — в традиции. Стабильности наследования, в силу которого мы как природные существа не меняемся в течение тысячелетий, противостоит неустойчивость нашей тради 38 ции: сознание может погаснуть и нет в веках такой духовной ценности, которой бы мы надежно владели. Исторический процесс может прерваться, если мы забудем о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни» [204, 245]. Язык, обычаи, традиции, вкусы — все это передается благодаря воспитанию, социализации, подражанию, усвоению интеллектуального и социального опыта подрастающими поколениями. Именно поэтому в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания средствами народных художественных традиций как составной части и важнейшего фактора гармоничного развития личности.
Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров в выступлении на Республиканском совещании работников образования 24 августа 1999 г. отметил: «До каких пор уроки по художественно-эстетическим предметам, да и по краеведению, будут рассматриваться как второстепенные? В значительной степени из-за отсутствия должного художественного воспитания, соответствующего требованиям дня, «массовая культура» смогла беспрепятственно и разрушительно ворваться и в жизнь наших детей, отодвигая все ценное, родное, выстраданное многими поколениями, манкуртизируя молодежь, заражая ее духовным нигилизмом, приводя к утере веры и любви к своему Отечеству, исконным и глубинным человеческим ценностям. Школа нуждается во внедрении целевых систем художественно-эстетического воспитания на принципах нравственности и гуманизма, национальной духовности и общечеловеческой культуры. Это стратегическая задача всех органов образования и культуры республики. Кстати, духовное воспитание - это дело каждого учителя, какой бы предмет он ни вел» [173, 1]. Следовательно, главным звеном в духовном формировании подрастающих поколений выступает школьный учитель. Но без специальной подготовки учителя и разработанных педагогических условий невозможно успешно разрешить эти задачи. С другой сторо 39 ны, без определенного уровня готовности будущего учителя начальной школы к эстетическому воспитанию школьников на основе народного наследия, особенно национальных художественных традиций, невозможно достичь профессиональной зрелости специалиста к осуществлению поставленных обществом задач образования и воспитания. Поэтому главное внимание высшей педагогической школы в настоящее время акцентируется на разработке проблем развития национального образования, возрождения национальной школы. «Каким же должен быть путь развития национальной школы, чтобы она смогла воспитать толерантную, высокоадаптивную личность? Прежде всего, развитие национальной школы не означает возврата к прошлому. Это должны быть современные школы, осуществляющие творческое преобразование национальной культуры, адаптацию учащихся к современным социокультурным условиям. Они должны помогать молодежи осмыслить духовные ценности, обращать ее к нравственным истокам. В этом содержится огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в образовательном процессе. Формирование личности как носителя ценностей и традиций родного народа, содействие их развитию - важнейшая задача образовательных учреждений Республики. Именно эта идея положена в основу концепции национальной школы в современной системе обучения и воспитания: параллельное синхронное решение равно важных проблем формирования национально-региональной системы образования» [171, 13].
В поиске путей совершенствования подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры мы прежде всего решили обратиться к истории вопроса, что позволяет глубже понять закономерности его возникновения, современное состояние и перспективы дальнейшего развития, а также проследить историческую преемственность форм, методов и приемов, используемых в практике подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашской народной художественной культуры в современных условиях. Конечно, не может быть и речи о механическом перенесении того или иного опыта работы прошлого в наши дни. Новые условия жизни и социально-экономические преобразования в нашей стране требуют иных принципов и подходов обучения и воспитания подрастающего поколения. «Содержание национально-регионального компонента чувашской школы должно ориентироваться не на прошлое, а на будущее — с учетом сложившихся традиций» [7, 4]. Примером такого отношения является оригинальный опыт И.Я. Яковлева.
Модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства
Прежде чем внедрить наработанные идеи по подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства мы разработали модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
В педагогической науке использование моделирования в подготовке специалистов имеет три аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено будущими специалистами в результате обучения в вузе, тем методом познания, которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможна полноценная подготовка будущего специалиста. В-третьих, модели, составленные на основе знаково-символических средств, наглядно представляют нам всю педагогическую систему подготовки специалистов, полученную в результате и на основе создания мысленных (абстрактных) образов. С другой стороны, построение модели процесса подготовки специалистов дает возможность:
а) систематизировать на уровне категорий все понятия, входящие в систему подготовки будущих учителей по конкретной специальности;
б) обобщить наблюдаемые педагогические явления, увидеть наглядно их структуру и структурные взаимосвязи и взаимовлияния;
в) на уровне абстрагирования провести мысленный эксперимент, тем самым избежать недочетов и ошибок в проведении констатирующего педагогического эксперимента;
г) сравнить новую модель с другими моделями с целью выявления общего и особенного, оригинального и устаревшего, зрелого и того, что находится еще в стадии развития;
д) установить преемственность в подготовке специалистов, традиционность и мн. др.
Исходя из целей и задач исследования, нами разработана модель системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, которая в определенной степени нашла свое воплощение в спецкурсе "Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников" (см. Приложение 1). При разработке модели системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства мы ориентировались на модели, выделенные С. П. Руссковым [140]: модель системы подготовки и модель деятельности. Надо заметить, что в последнее время отмечается тенденция к сближению этих моделей. Модель системы подготовки педагогических кадров обычно соответствует требованиям, предъявляемым учителю современным обществом: уровень подготовки должен отвечать духу требования времени и даже опережать его. Эта подготовка включает прежде всего эффективные условия, средства, материалы, технологии и осуществляется в результате целостного педагогического процесса, обеспечивая формирование готовности будущего учителя к профессионально-творческой деятельности.
Модель деятельности педагога ориентирована на изучение и описание сферы будущей профессиональной деятельности выпускников вуза, условий их труда, необходимых знаний, навыков и умений, качеств личности. Эти вопросы достаточно широко освещены в отечественной педагогической теории О.А. Абдуллиной [1], В.И. Андреевым [4], Ю.К. Бабанским [12; 13], СМ. Бондаренко [30], В.И. Загвязинским [71], В.А. Кан-Каликом [76], И.Я. Лернером [91; 93], Ю.Л. Львовой [97], В.Г. Максимовым [99], В.М. Ро-гинским [135], П. Юцявичене [201] и др.
Моделируя структуру и содержание системы подготовки учителей начальных классов, мы старались учитывать основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые определяют ее функции в педагогическом исследовании, т. к. только при соблюдении этих принципов моделирование как метод научного исследования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т. е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта прямое наблюдение, факты, эксперимент (эмпирический уровень исследования) с построением логических конструкций и научных абстракций (теоретический уровень исследования).
При разработке модели системы подготовки будущего учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства мы применяли следующие научные методы: гносеологический метод, экспертный метод и метод педагогического мониторинга.