Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА
1.1 Социальный заказ на подготовку современного архитектора 12
1.2 Анализ современных тенденций развития архитектурно-строительного образования в России 30
ЬЗТеория и практика совершенствования профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства 47
ВЫВОДЫ 63
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2.1 Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста 65
2.2 Современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды, как основы активизации учебно-творческой деятельности архитектора в условиях профессиональной подготовки 92
2.3 Методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи 108
ВЫВОДЫ 143
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ "РИСУНОК", "ЖИВОПИСЬ И КОЛОРИСТИКА"
ЗЛ Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи 145
3.2 Практика использования интегрированных заданий по курсам "Рисунок", "Живопись и колористика" в организации творческо-поисковой деятельности 159
3.3 Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики 200
ВЫВОДЫ 216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 218
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 222
ПРИЛОЖЕНИЯ 238
ПРИЛОЖЕНИЕ А 238
- Социальный заказ на подготовку современного архитектора
- Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста
- Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития общества ставит перед системой образования задачи повышения качества профессиональной подготовки специалиста- Главной ценностью высшего профессионального образования является его социально-воспитывающая функция, ориентированная на подготовку не равнодушного ремесленника, а высококомпетентного специалиста, одухотворенного идеей созидания, понимающего перспективы развития общества- Это требует решения задач гуманизации образования, как процесса создания условий для творческой самореализации личности и ее самоопределения.
С этих: позиций особую актуальность приобретает разработка методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства. Вопросам изучения профессиональной подготовки архитектора посвящены исследования БТ\ Бархина, А. Гутнова, Н.Ф, Метленкова, А.В. Степанова и др. Проблемы активизации учебно-познавателыюй деятельности в современной образовательной среде рассмотрены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, АЛ. Денисовой, Л.В. Занкова, И.А. Зимней, И.Я. Лер-нер, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина и др. Теоретическую основу организации профессиональной подготовки специалиста средствами изобразительного искусства составили труды Г\Б. Беды, ВХ. Лебедко, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.
Современнее образование стремится воспитать такую личность, которая смогла бы реализовать себя в самостоятельной профессиональной деятельности занималась бы вопросами дальнейшего саморазвития, способную решать актуальные социально-культурные задачи, обладающую целостным видением научной картины мира, понимающую перспективы развития общества. Такая тенденция образования и на сегодняшний день является актуальной для всех сфер образования, особенно для тех, где понятие "творчество" составляет неотъемлемую часть самого учебного процесса, как, например, в исследуемом
нами архитектурно-строительном образовании. Модель обучения в высшей школе должна быть построена таким образом, чтобы она в первую очередь воспитывала потребность в интеллектуальном труде. Это особенно касается художественной сферы образования, поскольку, довузовская система образования внушала ученикам, что изобразительный труд - это только эмоции, чувства и шла на поводу эмпирического, субъективного восприятия детьми окружающего мира. Потребность в интеллектуальной деятельности, в свою очередь должна перерасти в состояние души молодого человека. Осознание того, что вдохновение - это результат длительного упорного интеллектуально-духовного труда и борьбы с такими душевными пороками, как, например, лень, дает правильное понимание творческого процесса: открывать для себя что-то новое в этом мире. Но одно дело - открывать что-либо для себя, другое - открывать и создавать для людей. Именно в этом случае человек испытывает не только духовную потребность, но и духовную радость от осознания своей роли в обществе, что придает ему профессиональную уверенность, формирует его внутреннюю культуру, его мировоззрение, а также, социальную ответственность перед людьми. "Искусство способно одухотворить весь научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма1 [39], В этом смысле, оно способно одухотворить и само архитектурно-строительное образование, сделать его более глубоким по содержанию.
На сегодняшний день приходится констатировать, что проблемы определения методических основ профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства требуют дополнительного изучения.
Исследование и опыт практической работы позволили сформулировать противоречия между;
гуманизацией архитектурно-строительного образования как стратегической линией модернизации системы профессиональной подготовки и сложившимися традициями профессиональной подготовки архитектора; стереотипами архитектурных решений, сложившимися в годы
командно-административного регулирования экономики России и современными требованиями организации материально-пространственной среды;
потребностью междисциплинарной интеграции блоков дисциплин изобразительного и архитектурного циклов и уровнем разработки теоретических и методических основ их обеспечения. Разрешение сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблему которого можно сформулировать следующим образом: каковы методические основы организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства?
Разрешение данной проблемы явилось целью настоящего исследования. Объект исследования; профессиональная подготовка архитектора в условиях высшей школы.
Предмет исследования: методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования заключается в том, что качество организации профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства будет эффективней, если:
- организация подготовки строится на основе учета требований общества к качеству архитектурных решений в современной материально-пространственной среде;
- созданы дидактические условия, обеспечивающие формирование понимания у студентов глубины, сущности и проблемности современных архитектурных решений;
- определены и учитываются основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры, используемые на занятиях по рисунку и живописи;
- разработана и внедрена в практику профессиональной подготовки архитектора методика изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика", отбор и конструирование содержания которых осуществляется специальным
набором средств. Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки архитектора.
2. Определить основные направления интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста.
3. Сформулировать требования к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся,
4. Определить методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи.
5. Разработать методику организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.
Теоретико-методологическая основа исследования. В основу исследования были положены теоретические выводы и практические рекомендации работ ведущих ученых по теории развития творческой личности и формирования творческой деятельности, проблемам познания и саморазвития личности, В качестве теоретической основы исследования выступает идеи о:
• саморазвитии личности в процессе деятельности, в частности теории профессиональной педагогики (О.А. Артемьева, Б.Д. Богоявленская, Л.С. Выгодский, А.А. Вербицкий, A.JL Денисова, В.А. Сластенин и др.);
• активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и
развитии их мыслительных процессов (А. Арнхейм, Ю,К. Ба-банский, В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже);
• формировании и развитии личности средствами изобразительного искусства в общей и профессиональной подготовке (Г.В. Беда, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, Л,Б. Михаленко, Е.В. Шорохов и др.)
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы:
• теоретико-методологический анализ работ;
• моделирование систем и процессов;
• изучение передового педагогического опыта;
• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, собеседование);
• праксиометрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся);
• педагогический эксперимент;
• статистические методы обработки данных. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на кафедре "Архитектура и строительство зданий" Тамбовского государственного технического университета. На различных этапах опытно- экспериментальной работы исследование охватило 230 человек.
На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике профессиональной подготовки архитектора, анализировался учебно-творческий характер процесса архитектурно-строительного образования, изучались лсихолого-педагогические аспекты организации профессиональной подготовки специалиста в условиях нарастания процессов информатизации.
Были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования, разработана этапность проведения опытно-экспериментальной работы, определялись его методы и сроки, проведен констатирующий эксперимент. Сформулирована
программа обучающего эксперимента.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) разрабатывались педагогические условия организации профессиональной подготовки архитектора в процессе обучения изобразительному искусству на основе интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры; изучались современные подходы к познанию закономерностей, сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды; отрабатывались приемы активизации учебно-творческой деятельности в условиях профессиональной подготовки, методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи; определялась система требований к организации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по рисунку и живописи; разработаны методические рекомендации по использованию интегрированных заданий по рисунку и живописи, разработана и внедрена методика в образовательный процесс изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика11.
На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) подведены итоги обучающего эксперимента, определены основные качественные и количественные результаты, проведено теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе заключительного этапа опытного обучения. Осуществлялась систематизация, обобщение, статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:
определении основных направлений интеграции художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в процессе подготовки специалиста;
определении системы требований к организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения дисциплин изобразительного цикла, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды
как основы активизации профессиональной деятельности обучающихся;
• определении методических средств отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора по рисунку и живописи, обеспечивающих учет динамики потребительских предпочтений на организацию материально-пространственной среды, современные тенденции архитектурных решений;
• разработке технологии формирования системы интегрированных заданий по курсам Рисунок11, "Живопись и колористика" для организации творческо-поисковой деятельности студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика организации профессиональной подготовки в процессе обучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика" внедрена в практику образовательного процесса Тамбовского государственного технического университета и обеспечивает; направленность подготовки на формирование творческой личности; концептуальное видение архитектурных решений; активную позицию студентов в процессе освоения реальной действительности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методические средства отбора и конструирования содержания профессиональной подготовки архитектора в условиях высшей школы.
2, Система требований к разработке и использованию интегрированных заданий с целью организации творческо-поисковой деятельности студентов в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика".
3. Методика организации профессиональной подготовки архитектора в процессе изучения курсов "Рисунок", "Живопись и колористика". Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация резуль
татов исследования осуществлялась на базе архитектурно-строительного факультета Тамбовского государственного технического университета. Теоретические разработки и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Архитектура и строительство зданий», на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета, на Всероссийской научно-методической конференции «Опыт разработки и внедрения в учебный процесс вуза новых образовательных технологий» в Липецком государственном техническом университете (1-3 февраля 2000 г.)- На научной конференции в Тамбовском государственном техническом университете в 2000 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.
Социальный заказ на подготовку современного архитектора
В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [108].
Вуз призван готовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию. Чем богаче будет его натура, тем ярче он проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.Д.Федотов, \„ есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России..."
Российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:
- единство федерального образовательного пространства; - открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта [155].
Развитие образования должно соответствовать современным тенденциям развития самого общества, задачам социального развития, уровню экономики и культуры общества- Потенциальные возможности развития образования направлены на повышение уровня материально-технического и культурного развития общества. Необходимо на современном этапе изучение и определение социального заказа общества на повышение качества профессиональной подготовки специалиста-Образование как социальное явление - это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. А ... педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений. (ВЛ-Сластенин и др.) [с.82].
Динамика научно-технического прогресса в настоящее время обусловила необходимость в фундаментализации образовательного процесса, которая выражается в слиянии научной и практической сфер деятельности общества, в развитии культурных и естественнонаучных связей. Эта тенденция непосредственно отражается в проектировании модели специалиста, в социальном заказе на совершенствование профессиональной подготовки. "... Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого ... мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики " [156]. Творческое мышление и профессионализм, основанный на фундаментальных знаниях науки и культуры, обеспечивает специалисту конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно для специалистов творческой профессии, в частности, для современного архитектора.
Возрастание роли архитектурной профессии в современных условиях определяет социальный заказ на подготовку нового типа архитектора, способного работать в архитектуре как свободной профессии. Подготовка специалиста в высшей архитектурной школе должна соответствовать мировым стандартам, подтверждаться конвертируемостью диплома и лицензированием -аттестацией на право самостоятельной архитектурно-творческой деятельности.
Современные требования организации материально-пространственной среды диктуют отказ от стереотипов архитектурных решений, сложившихся в годы командно-административного регулирования экономики России.
В связи с расширением сферы проектирования, переходом от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности в основу архитектурного образования положена модель архитектора широкого профиля, сочетающая в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, освоившего организационные навыки менеджера проекта [25].
Происходящие в последнее десятилетие изменения в области архитектурно-строительного образования отражают общую направленность к гуманизации процессов и содержания образования. В настоящее время реализация социального заказа на повышение качества профессиональной подготовки специалиста осуществляется в следующем направлении:
- фундаментализация научных знаний, актуализация системного характера мышления специалиста;
- соединение научного познания с общественной практикой, повышение научного и творческого характера практический деятельности;
- осуществление интеграционных процессов образования, междисциплинарных связей;
- организация творческо-поисковой деятельности студентов в ходе учебного процесса;
- создание и внедрение инновационных технологий обучения, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки специалиста; - осуществление дифференцированного подхода к обучению, обеспечивающего учет способностей, профессиональных интересов и возможностей каждого студента
Интеграция художественно-образных средств изобразительного искусства и архитектуры в профессиональной подготовке специалиста
В полноценном решении данной проблемы, необходимо рассматривать изобразительные дисциплины не как самостоятельный вид деятельности, а как методическое средство, имеющее профессионально-ориентированную значимость для архитектурно-строительного образования- В этом значении изобразительные дисциплины являются базовой основой, адаптирующий студентов к многогранной учебно-творческой деятельности в ситуации архитектурного проектирования, В этом аспекте интегрирующее значение изобразительного искусства проявляется гораздо шире Во-первых данная интеграция рассматривается нами как общая динамика перехода учебно-творческой деятельности студентов от базового уровня художественного образования к профессионально-направленной специфике образования - архитектурному проектированию. Она выражается в органичном единстве педагогических методов, приемов, принципов, средств , осуществляющих ее и опосредованно влияющих на профессионально-творческое развитие личности. Взаимопроникновение базового уровня и профессиональной специфики осуществляется в единстве всего образовательного процесса.
Во-вторых, беря во внимание специфику архитектурной
деятельности, - взаимосвязь искусства, науки, техники, можно отметить, что изобразительное искусство выражается в аспекте всестороннего познания окружающего мира — через научные, объективные знания закономерности природы, как интеграция художественного и научного познания мира в профессиональной подготовке архитекторов.
В организации профессиональной подготовки архитекторов наиболее важное значение имеет содержательный аспект интеграции, представляющий собой органичное слияние профессионально значимых компонентов архитектурного творчества.
В контексте процесса архитектурно-строительного образования единый художественный язык изобразительного искусства и архитектуры можно было бы назвать профессиональным, поскольку он определяет профессиональную основу архитектурной деятельности в ее художественно-пластичном выражении. На основании этого профессиональный компонент мышления архитекторов заключается в понимании элементов этого языка" на уровне интуиции, чутья.
К элементам единого художественного языка изобразительного искусства и архитектуры относится:
объемно-пространственная структура и конструкция форм,
целостность форм и солодчиненность элементов,
композиционное равновесие и тяжесть,
симметрия, асимметрия, динамичность и статичность,
пропорционирование и модулирование,
ритм, метр,
изобразительность и выразительность,
цветная гармоничность и колористическая культура.
Все эти элементы в изобразительном и архитектурном творчестве относятся к определенному виду и содержанию учебно-творческой деятельности:
а) изучение натуры (организация внутреннего пространства формы и
ее внешних закономерностей);
б) композиционные средства организации плоскости,
В архитектурном творчестве неразделимы знание и понимание строения формы, внутреннего механизма и зависимости ее внешний характеристики от внутренней структуры; а также понимание композиционных средств выразительности и организации этих форм в иллюзорном пространстве (на двухмерной плоскости - рисунок, живопись) и в реальном пространстве (скульптура, макетирование, объемно-пространственная композиция).
Решение профессиональных задач через интеграцию изобразительного искусства и архитектуры, подчинение их логической взаимосвязи в рамках единого учебно-творческого процесса будет способствовать активизации профессионального обучения студентов, поможет педагогам- архитекторам и художникам добиться определенного равновесия в организации данного учебно-творческого процесса,
В исследовании предпринята попытка в рамках образовательного стандарта и учебных программ выработать и обосновать методику преподавания изобразительных дисциплин на основе единства художественного . языка (элементы которого обозначены выше) изобразительного искусства и архитектуры, где материалом изучения являются не только архитектурные, а прежде всего, природные формы. Другие элементы относятся к единству закономерностей, выявляющихся при формальной и формально-смысловой организации плоскости и объемно-пространственной среды композиционными средствами.
Это позволило нам классифицировать содержание учебно-творческого материала следующим образом; разделив их на два больших блока.
1. Объемно-пространственная структура и конструкция форм.Первый блок задания относится к изучению природных закономерностей формообразования - средствами рисунка, живописи, скульптуры и пластического моделирования. Проблема изображения трехмерной формы и ее понимание является главной профессиональной частью архитектурного творчества. Рисунок, живопись изображают объем, архитектура оперирует объемом в пространстве. Проблема изображения трехмерности формы выдвигает в методическом значении проблему формирования у студентов трехмерного восприятия натуры.
Вся изобразительная деятельность реалистического характера связана с построением и выражением на двухмерной плоскости трехмерного образа с передачей глубины пространства, в котором он находится. Реализм - передача трехмерности природных объектов. В понятие трехмерности входит рассмотрение объектов, натуры с трех точек зрения одновременно: фронтально (спереди), сверху (снизу), сбоку. Фронтальность выражает двухмериость. Добавление еще двух видов - дает пространственную глубину формы: предмет рассматривается условно "со всех сторон", происходит его изучение с точки зрения конструктивно-пластической характеристики формы на основе кубической, шарообразной и цилиндрической формы.
Система требований к организации профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи
В работе сформулирована система профессиональных требований к организации подготовки архитектора, в частности:
1) Наряду с научно-техническими требованиями к организации жизненной среды и выдвижением методов технического руководства разработкам освоения навыков менеджера проекта, требование наличия научно-концептуального мышления во взаимосвязи с художественно-образным мышлением, есть главное и характерное, что призвано обеспечить качество архитектурного решения. В современных условиях развития архитектурной профессии акцент в обучении делается на средовом пространственном проектировании, умении организовать не только внутреннюю среду, но и пространственную взаимосвязь гармонично-сочетающихся архитектурных объектов с природной средой.
2) Системность знаний, предъявляемая в требовании к организации подготовки архитектора основана на интеграционных процессах, которые в настоящее время в области архитектурно-строительного образования не реализуются на столько, чтобы выпускники обладали системой знаний, пониманием их связей и отношений в контексте творческо-соз и дательного значения предмета своей профессии.
3) С целью реализации данных задач образовательный стандарт предъявляет основные требования к разработке программ, соответствующих образовательному процессу высших архитектурных школ. На основе этих программ отдельные предметы могут объединяться в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума их содержания. В методических ре 146 комендациях настоящего исследования по дисциплине "Рисунок" интеграционный подход осуществляется на основе академического рисунка с добавлением к нему заданий по усвоению научных, фундаментальных основ рисунка и разработкой творческих композиций в качестве самостоятельных курсовых работ. По живописи методика разрабатывается на материале высших архитектурных и дизайнерских "школ", осуществляется отбор необходимого материала для разработки спецкурса и программы, которые имеют методическую последовательность тем и последовательность проведения упражнений и заданий, обеспечивающих направленность процесса на познание закономерностей сущностных характеристик и особенностей предметов и явлений материально-пространственной среды как основы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
4) Основным требованием к организации профессиональной подготовки архитектора в соответствии с образовательным стандартом является определение глубины и качества изложения отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических курсов, которые по мнению автора не достаточно обоснованы и реализованы в преподавании рисунка и живописи. Требования к определению глубины изучения дисциплин "Рисунок", "Живопись и колористика" выражаются в соблюдении последовательности и логическом переходе профессиональной подготовки архитектора от познавательно-творческой к преобразовательно-творческой деятельности, гармоничном соотнесении фундаментальных сторон рисунка и живописи и их прикладного значения для подготовки архитектора.
В соответствии с выдвигаемыми требованиями, поставленные задачи организации профессиональной подготовки студентов на занятиях по рисунку и живописи сводятся к следующему:
L Установить и раскрыть закономерные взаимосвязи профессионального художественного языка изобразительного искусства и архитектуры, научных и художественных знаний в единстве учебно-творческого процесса с учётом выявленной нами динамики развития профессионально-творческого мыш 147 ления студентов: познание, осмысление, преобразование, найти их общие "точки соприкосновения" в контексте интегрированного подхода к обучению, через конкретные учебные задания.
2. Собрать в качестве необходимого используемого материала практические разработки данных заданий по рисунку, живописи, объёмно-пространственной композиции, по изучению художественных закономерностей изобразительного искусства и архитектуры, их общего профессионального языка из опыта работы архитектурных и художественных "школ", провести анализ апробированных учебных пособий по рисунку и живописи, опыт преподавания этих дисциплин.
3. Разработать совокупность экспериментальных и контрольных заданий по рисунку и живописи:
- отбор необходимых заданий и упражнений;
- определение характера пх воздействия на развитие профессионально-творческого мышления будущих архитекторов.
4. На основании этого отбора разработать методическое обеспечение систематизированного материала по рисунку и живописи в соответствии с динамикой учебно-творческого процесса и тех его закономерностей, которые были выявлены в теоретическо-исследовательской части диссертации.
5. Проанализировать по результатам данной методики организации профессиональной подготовки архитектора, её влияние на развитие профессионально-творческого мышления студентов, их индивидуального характера мышления, а также дальнейшего творческого развития, потенциала, умения находить оригинальные архитектурные решения.
6. Анализируя процесс выполнения студентами экспериментальных заданий, выявить наиболее положительные моменты, дающие возможность проследить результаты намеченного пути формирования и развития главного профессионального качества мышления студентов с "выходом" на изучение спецдисциплин: ОПК, АП, архитектурная графика и др.
148
7. Установить технологические и временные возможности выполнения экспериментальных заданий в рамках традиционного учебно-творческого про цесса архитектурно-строительного образования.
8. На основании всего перечисленного, проанализировать научно методическое значение процесса профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства, доказательства его актуальности в плане профессионального и духовного развития личности.
Организация профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи осуществлялась в три этапа.
1 этап. Разработка критериев оценки развития профессионально-значимого качества мышления будущих архитекторов - оригинальности мышления, вариантов контрольных и формирующих заданий в единой обучающей и формирующей концепции.
2 этап. Установление начального уровня подготовки студентов к решению учебных и творческих задач, уровня овладения художественной грамотой, выявления их общего кругозора в контексте профессиональной специфики, а также индивидуальных качеств мышления, характера усвоения профессиональных знаний на занятиях по рисунку и живописи.
3 этап. Проведение поисково-формирующего этапа профессиональной подготовки, направленного на развитие профессионально-творческого мышления студентов, повышения его уровня. Данный этап профессиональной подготовки должен дать ответ на вопрос: соответствуют ли предлагаемые нами методические условия проведения занятий дисциплин изобразительного цикла концепции развития профессионально-творческого мышления студентов? В данном случае, значение термина "поисковый" обусловлено тем, что архитектурно-строительный факультет технического вуза, также как и специализированные архитектурные и художественные вузы не выпускают "готовых" архитекторов или художников, то есть специалистов, обладающих высоким уровнем мастерства. Термин "формирующий" для нашего исследования означает лишь необходимый уровень профессионально-творческого мышления, требующий дальнейшего потенциального развития в самостоятельной деятельности специалиста. Можно отметить, что художники и архитекторы (люди научной и творческой специфики) учатся всю жизнь, раскрывая закономерности окружающего мира. Для высокого профессионального мастерства необходим большой творческий опыт, который не может обеспечить ни один архитектурный, художественный, тем более, технический вуз. Именно в этом смысле организация профессиональной подготовки означает осуществление научно-методического поиска - раскрытие, обоснование наиболее эффективных на наш взгляд условий и путей, дающих предпосылку для дальнейшего саморазвития личности. Исходя из этих условий, мы попытались построить обучающие и формирующие задания в определённой логической последовательности, имеющий гибкую структуру- То есть, задания должны предусматривать недостаток в освоении знаний на определённом этапе и разный индивидуальный характер мышления студентов. На каком-то этапе обучения одни и те же задания, возможно с различной интерпретацией поставленных задач, могут повторяться или объединяться. Методика поисково-формирующего этапа профессиональной подготовки архитектора на занятиях по рисунку и живописи предлагает широкие сведения и знания основ изобразительного и архитектурного творчества (наука, искусство и техника) в художественно-пластическом выражении