Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Михайлова Марина Аркадьевна

Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников
<
Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михайлова Марина Аркадьевна. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ярославль, 1999 214 c. РГБ ОД, 61:99-13/710-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как педагогическая проблема 16

1.1. Воспитательный потенциал народной педагогики 16

1.2. Обучение студентов использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как составная часть их профессиональной подготовки 39

1.3. Анализ подготовки будущих воспитателей к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников 63

Глава 2. Модель подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании до школьников 87

2.1. Цель, задачи, содержание подготовки студентов 88

2.2. Педагогическая практика в системе подготовки студентов 116

2.3. Педагогические условия подготовки 129

2.4. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к использованию средств народной педагогики в профессиональной деятельности 144

Заключение 164

Список литературы 169

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность исследования. Гуманизация системы образования в стране влечет за собой повышение требований к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров, делает необходимым пересмотр доминирующих задач педагогической деятельности, их адаптацию к складывающимся в обществе новым социальным отношениям.

Важнейшим направлением современной педагогической науки является поиск средств, обеспечивающих профессиональное становление личности педагога, призванного быть носителем гуманистических ценностей, духовно-нравственных качеств и высокой педагогической культуры. Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др. Ими обоснован процесс формирования у студентов общепедагогических и общетрудовых умений, определена профессиограмма будущего учителя, раскрыты закономерности подготовки будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы с учащимися. Основные положения научных исследований этих ученых в равной мере применимы и к подготовке педагогов дошкольных учреждений. Являясь первичной ступенью системы образования, дошкольные учреждения стоят у истоков развития личности и во многом определяют жизненные ориентации, нравственный облик будущего гражданина.

Сложность и многогранность деятельности дошкольного учреждения предъявляет особые требования к уровню профессионализма воспитателя, к наличию у него глубоких знаний и разнообразных умений в различных областях, предполагает высокий уровень личностного развития педагога.

Важнейшие аспекты проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов для работы с детьми нашли отражение в исследованиях многих известных ученых. Значительный вклад в решение вопросов организации учебного процесса в вузе, определение наиболее эффективных путей подготовки специалистов дошкольного профиля внесли исследования Р.С. Буре, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк, В.И. Ядэшко и др. Профессионально-педагогические умения, структура, содержание педагогической деятельности изучались Е.А. Дубровской, В.И. Логиновой, К.Е. Праховой, О.П. Радыновой, П.Т. Саморуковой, Л.Г. Семушиной и др.

Существенное значение для решения вопросов музыкального воспитания дошкольников и подготовки кадров к этой работе внесли исследования Н.А. Ветлугиной и ее последователей (А.И. Вайчене, М.Ю. Викат, И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой и др.).

Имеется большое количество специальных исследований, в которых рассматривается вопрос формирования у будущих педагогов дошкольного профиля музыкальной культуры как важного условия грамотного решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста (А.Н. Зимина, В.В. Ищук, А.И. Катинене, О.П. Радынова, Т.Н. Таранова и др.).

С учетом требований настоящего этапа развития современного общества не только к образовательному, но и к общекультурному уровню граждан авторы современных педагогических концепций обосновывают необходимость приобщения подрастающего поколения к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа (С.С. Балашова, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкая и др.).

Функционирующая в данный момент система дошкольного образования предоставляет большие возможности использования культурного наследия прошлого в работе с детьми. Содержание некоторых появившихся в последнее время образовательных программ для дошкольных учреждений предусматривает работу по таким направлениям как развитие речи дошкольника с использованием малых форм фольклора, развитие детского изобразительного творчества на примере народного декоративно-прикладного искусства, использование народных игр в физическом воспитании дошкольников, включение произведений народного творчества в музыкальное воспитание детей.

В то же время изучение уровня подготовленности будущих педагогов дошкольных учреждений к решению задач в обозначенном новыми программами направлении, в частности - в музыкальном воспитании дошкольников, свидетельствует о том, что процесс подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в учебно-воспитательной работе с детьми протекает недостаточно успешно. Выпускники вуза слабо владеют методикой использования произведений народного творчества в различных видах и формах организации музыкального воспитания, не всегда готовы к использованию предлагаемых современных технологий.

Анализ образовательных стандартов, программ предмета "Теория и методика музыкального воспитания детей" на дошкольном отделении педагогических факультетов педвузов и педколледжей показывает, что в них недостаточно четко определена задача формирования специальных знаний и умений студентов для организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении на основе опыта народной педагогики, отсутствует целостная система формирования готовности студентов к практической педагогической деятельности в данном направле-

ний. Это затрудняет процесс развития собственной активности студентов в учебной и дальнейшей практической работе с детьми дошкольного возраста.

Действующие программы учебной дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания детей" изначально ориентированы на наличие у студентов достаточного уровня сформированности музыкальной культуры и включают для дальнейшего его развития большое количество произведений зарубежной и отечественной классики. Однако, по данным исследования, уровень эстетических потребностей студентов определяется как низкий, и формирование музыкальной культуры на основе предлагаемых образцов классической музыки представляет определенную сложность.

Анализ состояния исследуемой проблемы позволил выявить ряд противоречий:

между имеющимися в обществе высокохудожественными образцами музыкального искусства, в том числе народного, и низким уровнем музыкальных интересов и потребностей студентов;

между возросшими требованиями общества к подготовке будущего специалиста с целью использования средств народной педагогики в музыкальной деятельности с дошкольниками и реальными условиями подготовки к этой работе студентов вуза;

между возможностью систематического использования средств народной педагогики в организации музыкального воспитания и невысоким уровнем педагогической грамотности воспитателей для решения этой задачи.

Вышесказанное обусловило выбор проблемы исследования: каковы содержание, формы и педагогические условия подготовки студен-

тов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста?

В педагогической науке данная проблема специально не рассматривалась, хотя имеется ряд работ, затрагивающих ее отдельные аспекты. В частности, исследователи обращались к проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста произведений устного Народного творчества (Е.Н. Водовозова, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.) и считали владение этим материалом необходимым для успешной профессиональной деятельности.

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических условий подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании детей.

Объект исследования: процесс подготовки будущих педагогов к использованию в музыкально-педагогической деятельности с дошкольниками средств народной педагогики.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников может быть эффективен, если:

содержание образования и воспитания будущих педагогов в вузе органично сочетает освоение опыта народной педагогики и формирование у студентов потребности глубокого познания и использования в педагогической деятельности культурного наследия прошлого;

для студентов создано широкое поле информации о педагогическом потенциале средств народной педагогики в музыкальном воспита-

нии дошкольников, наиболее эффективных формах и методах использования этого потенциала в практической деятельности;

обеспечивается субъектная позиция студента в процессе освоения опыта народной педагогики и способов применения ее в педагогической деятельности;

органично сочетается теоретическая подготовка с практической деятельностью студентов, организуется внеучебная деятельность в различных формах воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

охарактеризовать особенности подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников, обосновать цель, задачи, содержание и формы подготовки;

разработать показатели подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников;

разработать и обосновать модель подготовки будущих воспитателей к использованию средств народной педагогики в музыкально-педагогической работе с дошкольниками;

определить педагогические средства, обеспечивающие реализацию условий подготовки специалиста дошкольного профиля к включению народной педагогики в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются положения философов, культурологов, педагогов, рассматривающих включение в современную духовную жизнь общества нравственного опыта минувших поколений как одно из закономерных направлений культурного

прогресса (П.Г.Богатырев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев,

Т.С. Злотникова, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Г.М. Науменко и др.).

Исходные теоретические позиции базируются на идеях самоценности народного педагогического опыта воспитания (В.Г. Белинский, Е.Н. Водовозова, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.);

идеях художественного и музыкально-педагогического образования будущих педагогов (О.А. Апраксина, С.С. Балашова, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б.М. Неменский, В.Г. Ражников, Р.А. Тельчарова и др.);

концепции личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

теории эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко и др.);

концепции нравственной и эстетической ценности фольклора (В.П. Аникин, Г.С. Виноградов, В.Е. Гусев, О.И. Капица, М.Н. Мельников, СИ. Миропольский и др.);

теории музыкального восприятия (Д-Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплое и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов. Теоретические: анализ психолого-педагогической, эстетической, музыковедческой, искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемы; анализ педагогического опыта; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; систематизация и моделирование. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы, метод экспертных оценок, анкетирование, тестиро-

вание. В ходе исследования проводились педагогические измерения и осуществлялась статистическая обработка материалов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1992 - 1996 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологический и методический подходы к проблеме. Анализировался и обобщался опыт работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов в педвузах и педколледжах.

На втором этапе (1996 - 1998 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее опытно-экспериментальной проверки. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, выявлялись и проверялись педагогические условия и средства подготовки будущих воспитателей к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

На третьем этапе (1998 - 1999 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась их теоретическая интерпретация, литературная обработка диссертационного материала, подготовка и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

База исследования. Основной базой опытно-экспериментального исследования являлся педагогический факультет Ярославского государственного педагогического университета, в частности, его дошкольное отделение, где опытно-экспериментальная работа проводилась непосредственно самим автором, который является преподавателем кафедры дошкольной педагогики и психологии и отвечает за подготовку студентов по предмету "Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста". Базой исследования явились также Ярославский и Рыбинский педагогический колледжи, где изучался опыт и затем проводилась работа с применением наших рекомендаций. В исследовании на втором и третьем этапах участвовали 6 преподавателей музыки, 297 студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задаче исследования; всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; длительностью исследования, результатами опытно-экспериментальной работы в разных типах учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования:

рассмотрена педагогическая сущность процесса подготовки студентов к использованию средств народной педагогики, уточнены ее цель, задачи;

представлены характеристики средств народной педагогики, раскрыт их воспитательный потенциал;

обоснована необходимость интеграции знаний по изучаемым курсам основной дисциплины с целью более глубокого осознания необходимости использования воспитательной ценности народной педагогики в музыкально-педагогической работе с детьми.

Научная новизна исследования:

разработана модель подготовки студентов к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников применительно к учебно-воспитательному процессу в вузе;

определены показатели подготовленности студентов к включению в музыкально-педагогическую деятельность с детьми средств народной педагогики;

выявлен комплекс необходимых педагогических условий и средств, которые обеспечивают эффективную подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана методика диагностики подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в работе с дошкольниками; разработана программа обучения студентов использованию фольклора в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения; составлен спецкурс "Народная педагогика в музыкальном воспитании дошкольников"; разработано содержание деятельности студентов в период педагогической практики с учетом их подготовки к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников; составлена программа организации музыкального воспитания на основе народной педагогики, опубликованы пособия, которые могут быть использованы на курсах повышения квалификации различных категорий работников системы дошкольного образования (воспитателей, музыкальных руководителей, заведующих, методистов).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии (1993 - 1998 гг.), кафедры дошкольного образования Ярославского областного ИПК ПРРО (1997 - 1998 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Исследовательского центра эстетического воспитания Института развития личности РАО (Москва, 1993, 1994 гг.). Анализ результатов исследования сообщался в докладах на открытых педагогических чтениях, посвященных К.Д. Ушинскому (Ярославль, 1996- 1999 гг.), на конференциях молодых ученых (Ярославль, 1991 г.), "Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века" (Москва, 1998 г.), научно-практической конферен-

ции "Инновационная и экспериментальная деятельность в дошкольных учреждениях области" (Ярославль, 1996 г.). В издательстве "Академия развития" (Ярославль) вышли пять книг автора, включающие наработанный в период исследовательской деятельности материал для практического применения педагогами в работе с детьми дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех видах занятий основного и специального курсов, а также в процессе организации педагогической практики студентов.

На защиту выносятся:

  1. Модель подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников, определяемая как взаимосвязь компонентов: а) комплекса личностно-профессиональных качеств специалиста, системно-функциональная связь между которыми образует определенную целостность; б) теоретической, методической, практической составляющих структуры подготовки в единстве с формированием установки на овладение навыками использования опыта народного воспитания в педагогическом процессе; в) совокупность педагогических средств, обеспечивающих эффективность подготовки студентов вуза к включению в музыкально-педагогическую деятельность с детьми средств народной педагогики.

  2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию средств народной педагогики: освоение студентами информации о педагогическом потенциале народного опыта в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста; обеспечение субъектной позиции студентов как средства активизации обучения, формирование познавательного интереса в работе с детьми; взаимосвязь теоретической и практической подготовки; организация

внеучебной деятельности студентов в различных формах воспитательно-образовательного процесса.

  1. Показатели подготовленности будущих воспитателей к использованию в музыкальной деятельности средств народной педагогики: когнитивный (знание о возможности использования произведений народного творчества в работе с дошкольниками, знание критериев отбора произведений народного творчества для использования в педагогической деятельности, знание особенностей фольклора для развития у детей музыкальных способностей), практический (сформированность умения использовать средства народной педагогики в условиях педагогического процесса), эмоциональный (увлеченность, интерес к использованию средств народной педагогики), мотивационно-целевой (мотивы деятельности, способность определять и понимать цели применения средств народной педагогики в собственном профессиональном труде).

  1. Программа подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе и спецкурса "Народная педагогика в музыкальном воспитании дошкольников", которая предусматривает более глубокое ознакомление студентов с понятием народной педагогики, расширение их художественных представлений путем изучения наиболее ценных образцов народного творчества, а также формирование у них оптимальных педагогических ориентиров через причастность к культурному наследию предшествующих поколений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, таблиц.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, его методоло-

гическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как педагогическая проблема" представлен теоретический обзор философских, психологических, педагогических, искусствоведческих исследований, а также исследований в области музыкальной психологии и педагогики, связанных с данной проблемой. Определяется специфика подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности, и к музыкально-педагогической в частности, проводится анализ подготовленности будущих специалистов дошкольного профиля к использованию средств народной педагогики в этой деятельности.

Во второй главе "Модель подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников" представлена программа с обозначенными в ней целью, задачами, содержанием подготовки будущих педагогов к применению народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. В главе обосновываются педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса, предлагается содержание педпрактики, позволяющее актуализировать полученные студентами знания в практической деятельности.

В заключении излагаются основные выводы исследования, определяются аспекты дальнейшей разработки проблемы.

В приложении представлены материалы, отражающие ход исследования и его результаты.

Воспитательный потенциал народной педагогики

Идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека, положения "Концепции дошкольного образования" (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям позволяют определить ряд приоритетных направлений их обучения и воспитания в современных общественно-экономических условиях. Одним из них может стать обращение к опыту народной педагогики, использование в учебно-педагогическом процессе культурного наследия народа, опора на общечеловеческие ценности которого является принципиально важной при решении многих актуальных вопросов.

Педагоги и психологи считают, что в решении множества жизненных проблем человек ориентируется на свой индивидуальный опыт, использует собственные знания и ресурсы. При этом он вольно или невольно соотносит свои поступки, а равно и поступки других, с системой своих внутренних ценностей (что-то для него значимо и дорого, а к чему-то он равнодушен). Эта система личностных смыслов лежит в основе его деятельности, его познания и опыта. Она составляет ядро личности и является регулятором поведения человека и его отношения к окружающему миру. (24, 39)

Однако, эта личностная позиция (система личностных смыслов) не может появиться в структуре личности ниоткуда, кроме как из самой реальности, из окружающего мира. Этим особым миром является мир культуры. По мнению философов, культура - это среда, которая растит и питает личность. Культура и есть система смысловых ценностей, совокупность материальных предметов и духовных явлений, оставленных нам предшествующими поколениями. Открывая смысловое содержание культуры для ребенка, мы формируем его отношение к миру.

Значение громаднейшего пласта культуры, как национальной, так и мировой, являющейся показателем способностей и таланта народа, определяется, по мнению Д.С. Лихачева, прежде всего тем, какая в него заложена память. (102, 25) Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по убеждению В.П. Силина, делает содержание культуры "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей". (138, 127) Результатом коллективного творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика. Последняя составляет ее неотъемлемую часть. Понятие "народной педагогики" как "накопленного огромного воспитательного опыта народа" было введено в научный оборот К.Д. Ушинским. Сегодня фольклористы, этнографы, а также ученые-дидакты, занимающиеся исследованием процессов обучения, определяют ее как "совокупность средств и путей воздействия на юные поколения" (Г.И. Виноградов); "народную мудрость о воспитании" (А.Ш. Гашимов); "изречения народа о воспитании молодого поколения" (Ю.С. Намитоков), "систему принятых в данной местности народом приемов и методов воспитания, передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии". (23, 21)

Г.Н. Волков, труды которого явились весомым вкладом в исследование и изучение происхождения народных традиций воспитания подрастающего поколения, определял народную педагогику как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.". (20, 7) Отвечая на вопрос о том, при каких обстоятельствах происходит встреча с народной педагогикой, он пояснял: "Когда развлекают ребенка потешками, поют колыбельные, рассказывают сказки, сообщают пословицы, упражняют в отгадывании загадок, - мы наблюдаем народную педагогику в действии. Когда мать обучает дочь рукоделию и внушает правила благопристойного поведения, а отец обучает сына вить веревку, пахать, плотничать, предсказывать погоду на время жатвы - это народная педагогика. Когда старшие дети нянчат младших, изготавливая для них игрушки, придумывая игры, вовлекают в труд, когда молодежь под присмотром старших собирается на свои праздники -мы соприкасаемся с народной педагогикой в ее естественном состоянии... Во всех случаях, когда мастерство, знания, опыт, мудрость, навыки передаются по примеру или посредством устной речи в процессе конкретной деятельности... тогда представляется возможность наблюдать народную педагогику в действии, знакомиться с народным искусством воспитания, возникшим в отдаленном прошлом из практических потребностей". (32, 7)

Проблемы, связанные с изучением опыта народного воспитания, явились предметом исследования многих ученых. Среди вопросов о задачах, методах, формах организации вопросу средств воспитания в народной педагогике отводилось значительное место.

В числе различных категорий, составляющих содержание педагогического процесса, средство определяется как прием, способ действия для достижения чего-либо. К средствам относят все то, что необходимо для реализации конкретной цели. (163, 90)

В научном исследовании Г.Н. Волкова "Этнопедагогика чувашского народа" определяется несколько взаимосвязанных проблем, составляющих содержание этнопедагогики как науки об «опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения». (33, 18) Среди проблем, требующих глубокого изучения, отмечаются такие, как:

основные понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, обучение и т.д.);

ребенок как объект и субъект воспитания;

функции воспитания (подготовка к труду, развитие ума, забота о здоровье и т.д.);

факторы воспитания (природа, труд, быт, искусство, родное слово);

методы воспитания (пример, приказ, убеждение, приучение и др.); организация воспитания (праздники, трудовые объединения детей и молодежи).

Отдельно выделяются и средства народного воспитания, к которым Г.Н. Волков относит: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды и предания. (33, 26) Именно устное народное творчество ученый считает эффективнейшим средством эстетического, нравственного воспитания молодого поколения. По мнению ученого, вся народная педагогика скорее располагается в сфере искусства, "нежели в научной системе".

Родоначальник классической педагогики ЯЛ. Коменский, призывая к обучению детей на родном языке, верил в эффективность сказок, пословиц, поговорок, обрядов. И "Великая дидактика", и "Материнская школа" пронизаны духом народного воспитания. Следует отметить, что и "Правила поведения", и "Законы хорошо организованной школы" составлены на основе глубокого изучения народных традиций: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает". (3, 23)

О приобщении детей к прогрессивным народным традициям говорят труды Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Песталоцци стремился общественные воспитательные учреждения построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним.

В истории русской педагогической мысли блестящая эпоха борьбы за народность в воспитании связана с именами А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Диалектически разрешая проблему единства общечеловеческого и национального в воспитании, В. Белинский писал: "Народность обыкновенно выпускается... из... воспитания... Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления... кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству". (18, 88) В работе "О народных сказках" В.Г. Белинский говорил о необходимости шире применять их в воспитании, ибо в доступной и выразительно-образной форме они знакомят детей с жизнью животных, людей, народной мудростью, с моральными представлениями народа.

Гениальный русский педагог К.Д. Ушинский основой своей педагогической системы считал идею народности, изложив ее в трудах: "О народности в народном воспитании", "Три элемента школы", "Вопросы о народных школах" и др. "Напрасно, - говорил он, - мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества". (162,482)

Обучение студентов использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как составная часть их профессиональной подготовки

Проблема профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах является объектом внимания как теоретиков педагогики высшей школы, так и педагогов-практиков.

Это обусловлено тем, что деятельность воспитателей детских дошкольных учреждений - особый вид профессиональной деятельности, содержание которой предполагает необходимость иметь глубокие педагогические знания, хорошие организаторские способности, обладать умениями творчески осуществлять воспитательный процесс с учетом психологии детского коллектива, социальных, семейных условий, в которых растет и воспитывается подрастающее поколение.

Анализ философской, психолого-педагогический литературы позволяет определить наиболее важные для нашего исследования направления в изучении проблемы подготовки будущих специалистов к педагогической деятельности вообще и к музыкально-эстетическому воспитанию детей в частности.

В научных трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого педагог рассматривается как объект и субъект педагогического труда, а его деятельность, согласно существующей концепции, как форма взаимосвязи человека и среды, в которой человек сознательно осуществляет поставленную цель. Значительный вклад в изучение деятельности педагога в общетеоретическом плане внесли исследования Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Л.Ф. Спирина, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. Выделение в структуре деятельности педагога-учителя таких компонентов, как конструктивного, организаторского, коммуникативного, проектировочного, а позднее - гностического и эмоционального, составили основу комплексного исследования группы ученых Ленинградского государственного университета - М.В. Кузьминой и ее последователей (М.В. Савина, Г.А. Засобиной, З.Ф. Леоновой).

А.И. Щербаков выделяет также информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, исследовательскую функции педагогического труда, объединяя их в две группы: общетрудовые (конструктивные, организаторские, коммуникативные, исследовательские) и педагогические (информационные, мобилизационные, ориента-ционные, развивающие). А.И. Щербаков установил зависимость между результативностью работы педагога и соответствием свойств и качеств его личности характеру профессиональной деятельности, поэтому совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов вузов предполагает в первую очередь целенаправленную и систематическую работу по формированию качеств личности будущего педагога, отвечающих характеру педагогической деятельности.

Изучение необходимых для педагогического труда качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности студента, а также приобретаемых им в процессе обучения знаний и умений, является, на наш взгляд, особо значимым в исследовании проблемы подготовки будущих педагогов. В этой связи обращают на себя внимание разработанные учеными-теоретиками профессиограммы, содержание которых охватывает комплекс наиболее важных характеристик и требований, предъявляемых к носителю педагогической профессии.

В предлагаемой Л.Ф. Спириным модели профессиограммы учителя, подробно рассматриваются общепедагогические умения, которые определяются как умения диагностики, целеполагания, планирования практических действий, а также умения анализа и контроля. В структуре профессиограммы общепедагогические умения представляют собой последний из четырех взаимосвязанных блоков. В качестве первых трех ученым выделяются:

характерологические особенности личности учителя;

профессионально-педагогические знания;

общепедагогические навыки.

Автор профессиограммы учителя В.А. Сластенин, анализируя процесс подготовки специалиста к его будущему профессиональному труду, останавливается на рассмотрении одного из важных составляющих данного процесса - готовности студента к включении в педагогическую деятельность.

Учитывая содержательную значимость этого понятия для нашего исследования, считаем необходимым обратить на характеристику данного явления особое внимание.

Готовность к деятельности В.А. Сластенин предлагает рассматривать как целостное проявление личности и "особое психическое состояние", предполагающее наличие у субъекта образа, структуры определенного действия, предлагает рассматривать готовность как деятельность, включающую в себя различного рода установки на осознание педагогической задачи, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Структурно эта готовность представляет сложный синтез компонентов. "К их числу мы в первую очередь относим мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) компоненты. Все качества личности учителя, определяющие его готовность к воспитательной работе с учащимися, интегрированы в ее направленности как совокупность доминирующих мотивов профессионального поведения и деятельности". (141, 21) В.А. Сласте-нин выделяет следующие характеристики и требования к личности и уровню профессиональной подготовки учителя:

свойства и характеристики, определяющие коммуникативную, профессиональную, познавательную направленность личности;

требования к его психолого-педагогической подготовке;

объем и состав специальной подготовки;

содержание методической подготовленности по специальности.

При этом особо отмечается тот факт, что выделенные характеристики и требования являются не совокупностью составляющих личность педагога качеств, а представляют собой единое целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая ее направленность.

Цель, задачи, содержание подготовки студентов

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки студентов вуза к педагогическому труду, позволяет определить структуру подготовки будущего специалиста дошкольного профиля и представить ее как целостное явление, которое должно рассматриваться в аспекте основных его составляющих: теоретической, методической, практической подготовки. Формирование установки на приобретение студентами навыков использования средств народной педагогики в педагогической деятельности также должно быть признано необходимым компонентом исследуемого предмета.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми педагогу дошкольного профиля и учетом направленности его деятельности, структура подготовки студента вуза к использованию педагогического потенциала народного творчества, как важной области народной педагогики, в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников может быть представлена следующим образом (см. таблицу 6).

Выделенные компоненты структуры подготовки студентов раскрываются во взаимосвязи с формированием будущего специалиста не только как педагога, передающего воспитанникам свои знания, умения, но и как воспитателя, решающего задачи нравственно-эстетического развития ребенка.

Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает педагог А.И. Щербаков, от его готовности выполнять свои педагогические функции (информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную) и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и методы их реализации. (171, 52-59)

Для успешного выполнения информационной функции, педагог должен глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать речи.

Реализация развивающей функции возможна, если педагог умеет осуществлять процесс развития способностей ребенка, активизировать его творческие проявления, учить самостоятельности мышления.

Мобилизационная функция предполагает наличие умения воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребенка наиболее рациональным образом. Это достигается созданием определенных педагогических условий, в том числе созданием атмосферы заинтересованности и увлеченности в работе с детьми. Вызывая у детей чувство удовольствия от включения в исполнительскую деятельность, педагог способствует активизации их творческих проявлений. Как указывается в исследовании Т.С. Злотниковой: "...именно наслаждение, испытываемое в процессе творчества, является одним из важнейших стимулов его". (49, 33)

Ориентационная функция представляет собой формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их признания, положительной оценки.

Похожие диссертации на Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников