Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Томчикова Светлана Николаевна

Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности
<
Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Томчикова Светлана Николаевна. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2002 211 c. РГБ ОД, 61:03-13/891-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности 13

1.1. Развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическая проблема 13

1.2. Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников 37

1.3. Модель процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности 69

Выводы по первой главе 115

Глава 2. Экспериментальная работа по подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности 120

2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 120

2.2. Методика реализации модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности 135

2.3. Оценка итогов и интерпретация результатов исследования 161

Выводы по второй главе 178

Заключение 182

Библиографический список 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема нашего исследования заключается в обеспечении эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Актуальность данной проблемы определяется социально-экономическими переменами в жизни нашего общества, изменениями политики государства в области образования. Его основной целью, определенной в «Федеральной программе развития образования», становится формирование творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества.

Важную роль в решении данной проблемы играет создание необходимых условий для раннего развития творческих способностей ребенка. Установлено, что наиболее интенсивно и ярко они начинают проявляться у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, т. к. данный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л.С. Выготский и др.), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности. Синтетический характер театрального искусства создает возможности для развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности личности к творчеству (Л.С. Выготский, А.П. Ершова, Э.И. Ильенков, М.В. Колосова, К.С. Станиславский и др.). Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности и вызывает необходимость в высококвалифицированных специалистах для ее осуществления.

Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что педагоги испытывают значительные трудности в решении проблемы развития творческих способностей старших дошкольников в

4 театрализованной деятельности, вызванные их недостаточной подготовкой, отсутствием необходимых знаний и умений для ее решения в условиях вариативности содержания современного образования, приведшего к многообразию образовательных программ.

Проведенный нами теоретический анализ литературы
свидетельствует о том, что на современном этапе развития
психолого-педагогической науки сложились объективные

предпосылки, способствующие успешному теоретическому и практическому разрешению проблемы эффективной подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Выявлены методологические основы психологии общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева. А.Г. Ковалев, В.А. Крутеикий, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин. С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); особенности развития творческих способностей дошкольников (Л.А. Венгер. О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.Г. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков и др.); показатели творческих проявлений дошкольников в разных видах художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Л.А. Пеньевская. Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Л.С. Фурмина и др.)? специфика творческого развития дошкольников в театрализованной деятельности (Л.В. Ворошнина, М.В. Колосова, Е.И. Трусова, Л.С. Фурмина и др.)- Разработаны программы по театрализованной деятельности для дошкольников (Т. и Е. Дороновы, Т.И. Петрова, Н.Ф. Сорокина и Л.Т. Миланович, Л.И. Царенко и др.) и т.д.

Создан общетеоретический фундамент профессионально-педагогической подготовки учителей (О.А. Абдуллина, И.Ф. Исаев. Н.В. Кузьмина. В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); организации образовательного процесса и технологий обучения

5 в высшей школе (С Л Архангельский, ВА Беликов, АА Вербицкий, ВЛ Загвязинский, В Л Жернов, ОБ. Лешер, В.М. Распопов, HJL Сайгушев, В А Сласгенин, ЗМ. Уметбаев и др.). Определены направления совершенствования профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания (ЛБ. Поздняк, Л.Л Сайгушева, ЛХ. Семушина, АЛ Трояк, ВЛ Ядэшко и др.). Разработаны технологии подготовки студентов к развитию творческих способностей личности (И.Е. Брякова, JUL Веретенникова, РА Гильман, Р.Т. Ратт, ВЛ. Ушачев, Б Л. Юсов и др.).

Однако малоизученными остались такие вопросы, как:

содержание, формы, методы подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

модель процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности и условия ее успешной реализации.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что возникают противоречия между:

- потребностью общества в высококвалифицированных специалистах
для развития творческих способностей старших дошкольников в
театрализованной деятельности и фактическим уровнем готовности
выпускников педвуза к осуществлению процесса творческого
развития детей;

необходимостью эффективной подготовки специалистов к развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью содержания и педагогических технологий реализации данного процесса;

потребностью и стремлением педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности старших дошкольников в театрализованной деятельности и уровнем владения ими необходимыми знаниями и умениями, позволяющими удовлетворить эти потребности и стремления.

Необходимость разрешения данных противоречий позволяет

определить тему нашего исследования: «Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности».

Объект исследования: профессиональная подготовка педагогических кадров для дошкольных учреждений в системе высшего образования.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Цель исследования - разработка, научное обоснование и практическая реализация модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности значительно возрастет, если: 1 )образовательный процесс в вузе будет строиться в соответствии с моделью процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

2)будет реализован комплекс организационно-педагогических условий, способствующий успешному функционированию модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, предусматривающий следующее:

использование потенциала элективных курсов в системе профессиональной подготовки;

создание комфортной среды на учебных занятиях, направленной на творческое саморазвитие и самовыражение личности;

- внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения, ориентирующих студентов на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

7 Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

  1. выявить степень разработанности проблемы и определить теоретико- методологические подходы к ее решению; уточнить понятийный аппарат исследования;

  2. создать и апробировать модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  1. выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

4) подготовить рекомендации для преподавателей и студентов педвуза,
педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме
исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного (В.А. Беликов, II.С. Якиманская и др.); оптимизационного (Ю.К. Бабанский и др.), культурологического (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) и контекстного подходов (А. А. Вербицкий и др.): учение о деятельности и развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, ПЛ. Гальперин, С Л. Рубинштейн); теория психологической готовности человека к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,В.А.Моляко,В.А. Пономаренко, М.Л. Смульсон и др.), теоретические основы подготовки студентов к профессионально-педагогической (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и др.) и театрально-творческой деятельности (Т.П. Андрианова, Е.П. Кириллова, Н.А. Латышева, К.С. Станиславский и

8 др.); теория творческого саморазвития личности (В.И. Андреев и др.); концепция художественного творчества дошкольников (Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, Л.С. Фурмина и др.).

В осмыслении методологии и технологии работы над диссертационным исследованием большую роль сыграли научные работы Г.Г. Гранатова, В.И. Загвязинского, А.Я. Наина и др.

Этапы и экспериментальная база исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось нами в три этапа с 1995 по 2002 годы.

На первом этапе (1995-1999 гг.) изучались и анализировались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы, сопряженные с темой исследования, опыт работы детских садов города Магнитогорска и специфика подготовки на факультете дошкольного воспитания МаГУ. Уточнялись методологические и теоретические основы исследования, противоречия и проблемы. Определялись цель, объект и предмет изыскания. Проводился констатирующий эксперимент. Формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования. Использовались следующие основные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент; обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2000-2001 гг.) разрабатывалась модель процесса подготовки студентов к организации театрализованной деятельности дошкольников. Уточнялись организационно-педагогические условия ее успешной реализации. Проводился формирующий эксперимент. Основные методы: ' моделирование, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, наблюдение.

На третьем этапе (2002 гг.) обрабатывались и обобщались полученные данные. Проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для студентов вуза и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Формулировались основные выводы и оформлялось диссертационное исследование. Основные методы данного этапа:

качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка данных эксперимента, методы наглядного представления результатов.

Экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях на базе факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета и детских образовательных учреждений города Магнитогорска. Всего исследованием были охвачены 251 студент и 78 воспитателей детских садов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. разработана и апробирована модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

  2. выделен, научно обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

уточнено содержание понятий «театрализованная деятельность дошкольников» и «готовность студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности»;

логически обоснованы и разработаны содержательные компоненты подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

выделены показатели готовности студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности, определена система их оценки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны программа и методическое обеспечение к элективному курсу, направленному на подготовку студентов к развитию творческих способностей

10 дошкольников в театрализованной деятельности. Материалы исследования могут использоваться в системе подготовки и повышения квалификации специалистов дошкольного образования в педагогических вузах и колледжах, в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; комплексным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных; сочетанием качественного и количественного анализа результатов; использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати; отчетов на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета; выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (2001-2002 гг.); консультирования педагогов детских садов г. Магнитогорска, углубленно работающих по развитию дошкольников в театрализованной деятельности; участия в работе городской аттестационной комиссии детских образовательных учреждений.

Материалы исследования внедрены в практику работы Магнитогорского государственного университета и дошкольного образовательного учреждения № 119 г. Магнитогорска.

На защиту выносятся:

  1. модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников, включающая в себя целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный блоки;

  2. комплекс организационно-педагогичесюгх условий, способствующий успешному функционированию модели процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, предусматривающий следующее:

использование потенциала элективных курсов в системе профессиональной подготовки;

создание комфортной среды на учебных занятиях, направленной на творческое саморазвитие и самовыражение личности;

внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения, ориентирующих студентов на развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 350 источников. В работе содержатся 20 таблиц и 21 рисунок, представленный в виде схем, разнообразных диаграмм и графиков.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются его объект, предмет и цель; формулируются гипотеза и задачи исследования; раскрывается его методологическая основа; характеризуются этапы и методы исследования; определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются апробация и внедрение результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические основы подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности» - дается анализ состояния проблемы в теории и образовательной практике; выделяется и уточняется понятийный аппарат исследования; описывается модель процесса подготовки студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности; выделяется и обосновывается комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность функционирования разработанной модели.

Во второй главе - «Экспериментальная работа по подготовке студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности» - раскрывается технология организации

12
педагогического эксперимента; описываются особенности реализации модели
и комплекса организационно-педагогических условий подготовки студентов к
развитию творческих способностей старших дошкольников в
театрализованной деятельности; дается анализ результатов

экспериментальной работы.

В заключении представлены основные результаты диссертационного исследования и перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Началом любого исследования является установление исходных теоретических позиций. Исходя из этого, целью первого параграфа нашего изыскания является определение понятийного аппарата и анализ существующих подходов к проблеме развития творческих способностей дошкольников.

Проблема развития творческих способностей сложная и многоаспектная. Она является предметом изучения многих наук: философии, психологии, психофизиологии, генетики, педагогики и др. В рамках нашего исследования мы затрагиваем философский и психолого-педагогический аспекты данной проблемы, используя для этого системный подход.

Философские аспекты системного подхода, его методология представлены в публикациях отечественных исследователей А.Н. Аверьянова (3), В.Г. Афанасьева (20, 21), И.В. Блауберга (37), М.С. Кагана (105, 106), А.И. Уемова (297 ), Э.Г. Юдина (37,342) и др. В данных работах системный подход определяется как общеметодологический принцип, единое общенаучное методологическое направление, которое ставит своей задачей разработку принципов, методов и средств изучения объектов, представляющих собой систему.

Применение системного подхода в образовании отражается в трудах В.П. Беспалько (35, 36), М.А. Данилова (78), Т.А Ильиной (102), Ю.А. Конаржевского (125), Н.В. Кузьминой (142), B.C. Лазарева (150), Б.Т. Лихачева (160), М.М. Поташника (150), В.Д. Шадрикова (330) и др. Одним из основополагающих понятий системного подхода является «система». В исследованиях по методологии системного подхода встречаются различные трактовки данного понятия. Так, например, В.Г. Афанасьев трактует систему как «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим» (21, с.8). М.С. Каган определяет ее как «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» (105 , с.89).

Ученые отмечают, что в рамках системного подхода система характеризуется следующими особенностями (15, с.43):

1. Целостностью. Свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции.

2. Структурностью. Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

3. Иерархичностью. Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема.

4. Взаимозависимостью системы и среды. Система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой.

5. Множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания.

Следующим важным понятием в системном подходе является «структура». Установлено, что в сложных системах могут выделяться несколько структур. Их структурный анализ позволяет решить следующие задачи (15, с.43):

1. Выявить закономерные взаимосвязи элементов системы, которые придают ей целостность и устойчивость. 2. Определить степень сложности системы, которая зависит от количества уровней, на которых расположены элементы. На основании всего вышеизложенного под системным подходом к анализу развития творческих способностей дошкольников мы понимаем методологическую позицию, предполагающую рассмотрение творческих способностей как элемента системы личности ребенка, где развитие системы и ее элементов взаимокоординируется.

Изучение проблемы развития творческих способностей базируется на методологических основах психологии обших способностей, которые разрабатывают многие отечественные психологи - Б.Г. Ананьев (12), А.Н. Леонтьев (155), С.Л. Рубинштейн (248), Б.М. Теплов (294) и др. В проведенных ими исследованиях сущность способностей рассматривается в структуре личности во взаимосвязи с интересами, деятельностью, поведением, характером, склонностями, задатками.

Для нашего изыскания представляет особый интерес такая основополагающая категория, как «способности», осмысление которой невозможно без рассмотрения ряда фундаментальных проблем психологии способностей. Остановимся на таких проблемах, как природа и происхождение способностей, развитие способностей и их детерминанты.

Анализ литературы (82, 92, 254 и др.) показывает, что в течение длительного времени в науке способности понимаются как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Первым исследователем, который рассматривает способности не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, можно назвать Ф. Гальтона. В те годы он высказывает интересную мысль, которая является актуальной и для нашего времени: «каждое поколение имеет громадное влияние на природные дарования последующих поколений...» и необходимо исследовать пределы влияния каждого поколения, «...чтобы, соблюдая благоразумие в отношении к самим себе, направить его к наибольшей пользе будущих обитателей земли» (65, с.6). Необходимо отметить, что, придавая ведущее значение наследственности в развитии способностей, Ф. Гальтон в то же время не отрицает влияния социальной среды, воспитания и различных общественных факторов на развитие способностей. При этом, считая, что существует некая граница, через которую никакое воспитание и никакие упражнения переступить не помогут.

В специальной литературе (70, 184, 254 и др.) указывается, что параллельно существует и другой подход к изучению способностей. Его сторонники подчеркивают преобладающую роль воспитания в развитии и формировании способностей. Так, Дж. Локк утверждает, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском, и воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (254). К. Гельвеций считает, что никакого «дара» (ни божественного, ни врожденного) не существует -«природа свои дары делит поровну», т. е. от природы все люди равны. Воспитание, по его мнению, всемогуще, будучи в состоянии из любого человека сделать гения (70).

Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников

Цель данного параграфа нашего исследования состоит в том, чтобы разобраться в специфике театрализованной деятельности дошкольников, в особенностях проявления и развития в ней творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы используем личностный, деятельностный и системный подходы.

В последнее время в педагогической практике большое развитие получает личностно-ориентировнный подход. Его методологические основы изложены в работах В.А. Беликова (29), И.Я. Лернера (158), А.В. Петровского (212), И.С. Якиманской (345) и др. При личностно-ориентированном подходе в образовании ценность представляют не только сами знания, умения, навыки, но и сам человек. Здесь происходит развитие и саморазвитие личности воспитанника, учет и выявление его индивидуальных особенностей. Принципом личностно-ориентированного подхода является творческое сотрудничество детей и педагогов. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей развивающейся личности; благоприятствует становлению индивидуальности и самореализации личности. Его использование позволяет рассматривать ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта театрализованной деятельности.

Исходя из закона психологии о единстве деятельности и развития личности, который носит всеобщий характер, возникает необходимость использовать в нашем исследовании и деятельностный подход. Он представляет собой теорию, в основе которой лежит положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности. Значительный вклад в его разработку вносят такие отечественные ученые, как А.Н. Леонтьев (154), С.Л. Рубинштейн (248) и др. Его использование способствует выделению основных признаков театрализованной деятельности дошкольников и ее специфики применительно к детям старшего дошкольного возраста.

Системный подход позволяет нам изучить внутреннюю структуру театрализованной деятельности, отделить ее элементы, установить характер взаимодействия между ними и их роль в развитии творческих способностей старших дошкольников; исследовать особенности зарождения объекта, современное состояние и тенденции к изменению.

Опираясь на вышесказанное, мы переходим к рассмотрению понятия «театрализованная деятельность дошкольников».

«Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления. Попытаемся проследить истоки его зарождения и развития.

Анализ специальной литературы (80, 293 и др.) показывает, что первые театральные представления для детей и с их участием возникают в семье. В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918 года. Так, 6 ноября 1918 года открывается 1-й стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления. В этом же году «Сказкой о царе Салтане» начинает свой первый театральный сезон Петроградский государственный театр марионеток под руководством Л.В. Шапориной-Яковлевой. А в 1920 году открывается первый государственный театр для детей, возглавляемый Г.М. Паскар. Каждый детский театр, как правило, имеет педагогическую часть, которая осуществляет связь с общественностью и учебными заведениями, решает задачи идейного и эстетического воспитания подрастающего поколения средствами театрального искусства (293).

Отечественная дошкольная педагогика послереволюционных лет также «рекомендует использование разносторонних способностей и проявлений ребенка, в частности творческих, обеспечивающих самое широкое развитие его личности». В 40-х годах XX века появляются уже специальные исследования Л.А. Пеньевской, Е.А. Флериной и других в области детского художественного творчества, а также А.П. Усовой и ее сотрудников в области теории дошкольной дидактики. В них доказывается, что правильная организация процесса обучения помогает формированию творческих способностей (55, с.9).

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль. В работах Д.В. Менджерицкой (175), В.Г. Ширяевой (336) раскрываются взгляды авторов на значение игры-драматизации в воспитательном процессе детского сада. В педагогической науке разыгрывание дошкольниками сказок и рассказов получает название драматизации и игры-драматизации (174).

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века начинается разработка вопросов художественного воспитания дошкольников под руководством Н.А. Ветлугиной, что закономерно влияет на дальнейшее развитие театрализованной деятельности дошкольников. Появляются исследования Н.С. Карпинской (112), а позже - Л.С. Фурминой (312, 313), которые закладывают фундамент дальнейшего исследования творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми. Кроме того, публикуются статьи из опыта работы (145, 183 и др.), выходят в свет пособия Т.Н. и Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр - дошкольникам» (1960) и Г.В. Генова «Театр для малышей» (1968). В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально-игровая деятельность дошкольников» - это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры-драматизации» (296, с.31), а «театрализованные игры» - это «игры - представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные произведения и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы» (312, с.89). Данные понятия до настоящего времени используются учеными и практиками.

Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы

Следуя логике теоретико-экспериментального исследования, в данном параграфе мы раскроем организацию экспериментальной работы:

- цель и задачи;

- принципы и условия организации;

- особенности каждого этапа педагогического эксперимента.

Цель нашей экспериментальной работы — проверка эффективности влияния выделенных организационно-педагогических условий на процесс подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности в рамках разработанной модели.

Данная цель определила задачи эксперимента:

1. Разработать план и программу проведения педагогического эксперимента.

2. Разработать диагностическую программу определения уровня готовности студентов к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

3. Определить реальное состояние готовности студентов выпускных курсов педвуза и воспитателей ДОУ, прошедших подготовку в вузе, к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса организационно-педагогических условий подготовки студентов

121 педвуза к развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в рамках разработанной модели. При проведении экспериментальной работы мы опирались на следующие принципы:

- принцип целостного изучения педагогических явлений, который предполагает использование системного подхода, четкое определение места изучаемого явления в педагогическом процессе, раскрытие движения изучаемого явления;

- принцип объективности, предусматривающий фиксацию всех изменений исследуемого объекта, сопоставление данных своего исследования с данными других исследований;

- принцип эффективности, заключающийся в том, что полученные результаты должны быть выше тех, которые получены в типичных условиях, за тот же промежуток времени и при тех же материальных и финансовых ресурсах.

Экспериментальное исследование осуществлялось нами в естественных условиях на базе факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета и детских образовательных учреждений города Магнитогорска. Всего исследованием были охвачены 251 студент, 78 воспитателей детских садов.

Экспериментальная работа проводилось в три этапа с 1995 по 2002 годы.

На первом этапе (1995-1999 гг.) выявлялась реальная готовность студентов выпускных курсов педвуза и воспитателей ДОУ, прошедших подготовку в вузе, к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Использовались следующие основные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент; обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2000-2001 гг.) экспериментально проверялось влияние комплекса организационно-педагогических условий на уровень готовности студентов к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Основные методы: формирующий эксперимент, тестирование, наблюдение, самооценка, статистические методы вторичной обработки результатов.

На третьем этапе (2002 г.) обрабатывались и обобщались полученные данные; проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для студентов вуза и педагогов дошкольных образовательных учреждений; формулировались основные выводы и оформлялось диссертационное исследование.

Основные методы данного этапа: теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизация, методы наглядного представления результатов эксперимента.

Рассмотрим организационно-методические аспекты констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:

1) выявление у дошкольных работников, прошедших подготовку в условиях педвуза, уровня их готовности к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности;

2) определение фактического уровня готовности студентов выпускных курсов дошкольного факультета педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Для решения первой задачи мы попытались, прежде всего, изучить состояние работы дошкольных образовательных учреждений по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняло участие "S воспитателей детских садов г. Магнитогорска, прошедших подготовку в условиях вуза. Воспитателям предлагалась анкета, вопросы которой позволяли выявить значимость проблемы для педагогов дошкольных образовательных учреждений и их затруднения в ее реализации:

1. Проводите ли Вы работу по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности?

- да, провожу систематически;

- да, осуществляю нерегулярно;

- нет, не провожу;

- затрудняюсь ответить.

2. Испытываете ли Вы трудности в организации и проведении данного вида работы?

- да;

- нет, не испытываю;

- испытываю иногда;

- затрудняюсь ответить.

Похожие диссертации на Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности