Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Житенёва Татьяна Петровна

Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта
<
Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Житенёва Татьяна Петровна. Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2005. - 165 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Персональный менеджмент в процессе подготовки руководителей художественно-творческих коллективов как психолого-педагогическая проблема 12

1.1. Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования: понятийно-категориальный аппарат исследования 15

1.2. Профессионально-управленческая культура музыканта в русской национальной традиции 24

1.3. Руководитель художественно-творческого коллектива в современном социокультурном пространстве 51

Глава 2. Содержание и организация опытно-экспериментального исследования процесса обучения персональному менеджменту руководителей художественно-творческих коллективов 73

2.1. Основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования 74

2.2. Разработка экспериментального курса «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования» 89

2.3. Этапы освоения экспериментального курса. Анализ полученных результатов ПО

Заключение 151

Библиография 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Для современного этапа социального и культурного развития России характерны радикальные политические и экономические преобразования, оказывающие влияние на все стороны общественной жизни. Динамика, сложность и многоплановость этих процессов настолько значительна, что это дает основания называть настоящий исторический период переломно-переходным. Сохранение и приумножение духовной составляющей - высшей ценности национальной культуры - осмысление роли музыки «как эффективного средства совершенствования внутреннего мира личности» (Л.С.Зорилова) становится одной из важнейших задач образовательной парадигмы в вузах культуры и искусства на современном этапе.

Изучение современной ситуации в области культуры и искусства показывает, что не всегда талантливый музыкант, обладающий значительным интеллектом и широкой образованностью, успешно окончивший творческий вуз, оказывается готов к руководству художественно-творческим коллективом. В докладе Совета по культуре при президенте РФ отмечается, что сегодня в России существует серьезная проблема с менеджментом в сфере культуры, а успешное совмещение творческих и управленческих функций в одном лице представляет собой исключение из правил.

Для молодого музыканта, только вступающего на профессиональный путь, проблема самореализации и самоактуализации сегодня непосредственно связана не только с уровнем с его творческого потенциала: обретенных в учебно-воспитательном процессе эстетически-ценностных ориентации, знаний, умений и навыков, но и с умением выстоять на рынке труда, добиться желаемой работы, суметь доказать свою профессиональную пригодность, активно включиться в творчески-созидательную деятельность, оказаться полезным и значимым членом творческого коллектива. Все это

4 свидетельствует о назревшей необходимости выработки новых подходов к процессу профессиональной подготовки музыкантов - будущих руководителей художественно-творческих коллективов, базирующейся на понимании того, что менеджмент как наука об управлении, арт-менеджмент как наука об управлении в сфере искусства и персональный менеджмент (самоменеджмент) как личная тектология - организационная наука управления самим собой, сегодня являются ключевым звеном в подготовке специалистов в области музыкального искусства и образования, обладающих высокой профессионально-управленческой культурой.

Степень изученности проблемы. Анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России посвящены многочисленные исследования (Н.К.Бакланова, А.А.Вербицкий, Л.С.Зорилова, Т.Г.Киселева, Н.В.Кротова, В.И.Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др.), направленные на поиск новых подходов, отвечающих гуманистической образовательной парадигме.

Изучению качеств, необходимых для эффективной работы менеджера, посвящены научные труды Л.К.Аверченко, А.И.Аппенянского, Т.Бойделла, Э.Кука, О.А.Никитиной, анализу функций управления в системе менеджмента - работы Ю.М.Аксёнова, М.В.Кирсановой, М.Разу, Ф.М.Русинова, вопросам организации и планирования труда - Л.И.Абрамова, В.А.Балабана, А.Г.Венделина, М.Вудкока, Д.Френсиса. Проблему взаимоотношений исполнителя и продюсера, организации гастрольной работы, значимость арт-менеджмента в культурном и экономическом развитии городской среды освещается в работах А.Брукса и Р.Кушнера, Р.Шейгана, изучению особенностей социокультурного менеджмента посвящены работы В.М. и В.В.Чижиковых.

Следует отметить, что курс персонального менеджмента как системы личной самоорганизации широко изучается и применяется в процессе подготовки управленческих кадров в университетах США, Европы, Японии. В России учеными В.В.Бондаренко, С.Д.Резником, С.Н.Соколовым,

5 Ф.Е.Удаловым также разработан курс персонального менеджмента, предназначенный для студентов по специальности «Менеджмент организации».

Однако, несмотря на значительный и постоянно возрастающий интерес к проблеме менеджмента, арт-менеджмента и персонального менеджмента в сфере искусства, культуры и образования, исследования, посвященные обучению персональному менеджменту в процессе подготовки студентов-музыкантов, практически отсутствуют.

Объект исследования - профессионально-управленческая культура музыканта.

Предмет исследования: становление профессионально-

управленческой культуры музыканта в процессе обучения персональному менеджменту.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование педагогических условий становления профессионально-управленческой культуры музыканта в процессе обучения персональному менеджменту.

Задачи исследования:

выявить особенности обучения персональному менеджменту в области музыкального искусства и образования и определить педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса;

определить комплекс качеств, составляющих профессионально-управленческую культуру музыканта;

разработать основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

разработать критерии и параметры уровней сформированное профессионально-управленческой культуры музыканта;

разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс подготовки музыкантов экспериментальный курс «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования»;

проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанного курса в процессе формирования профессионально-управленческой культуры музыкантов -руководителей художественно-творческих коллективов.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

подготовка руководителей художественно-творческих
коллективов на современном этапе социального и культурного развития
нуждается в новых подходах, направленных на создание возможностей для
их максимальной самореализации и самоактуализации в новых

±\ экономических условиях;

важнейшим фактором в обеспечении условий для максимальной самореализации и самоактуализации музыкантов - руководителей художественно-творческих коллективов - является сформированный в учебно-воспитательном процессе высокий уровень профессионально-управленческой культуры;

значительную роль в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта на современном этапе социокультурных преобразований в России играет обучение персональному менеджменту, представляющему собой важное звено в профессиональной подготовке руководителей художественно-творческих коллективов;

в качестве педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения персональному менеджменту в вузах культуры и искусств, выступают следующие: создание мотивации к освоению персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования; разработка курса персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования, отвечающего социальным и культурным запросам современности.

7 Методологическую основу исследования составляют: философские принципы творческой реализации личности (М.М.Бахтин, А.Бергсон, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, Г.Спенсер, П.А.Флоренский и др.); исследования искусства, культуры и общества (Т.Адорно, Л.Г.Бергер, А.А.Григорьев, Г.Грэм, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, А.С.Кармин, Ю.М.Лотман, Г.Рикерт, А.Швейцер и др.).

Теоретической основой исследования явились научные труды, посвященные психологии искусства (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Г.В.Иванченко, О.А.Кривцун, В.В.Медушевский, Г.М.Цыпин и др.); работы, освещающие различные аспекты развития музыкального искусства (Б.В.Асафьев, В.А.Апрелева, В.Д.Конен, А.Ф.Лосев, А.С.Соколов, В.Н. и Ю.Н.Холоповы и др.); исследования в области педагогики и психологии

а (Е.И.Артамонова, Дж.Дьюи, А.Нилл, В.А.Семиченко, В.А.Сластенин,

О.К.Тихомиров, Г.И.Чижакова и др.); научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России (А.Я.Айзенберг, Т.И.Бакланова, Н.К.Бакланова, А.А.Вербицкий, Н.И.Ефимов, Л.С.Зорилова, Т.Г.Киселева, Н.В.Кротова, В.И.Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др.); исследования в области педагогики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Т.А.Колышева, А.В.Малинковская, Л.Л.Надирова, Б.М.Целковников, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова и др.); работы, посвященные психологии общения ( Р.Джай, Р.Лиллей, А.Б.Орлов, Д.Я.Райгородский, Е.И.Рогов и др.); исследования в области истории и теории менеджмента (В.В.Бондаренко, С.Л.Кузнецов, С.Д.Резник, С.Н.Соколов, Ф.Е.Удалов и др.): труды, освещающие проблему, подготовки менеджеров в России (Р.З.Акбердин, Л.Ф.Никулин, Е.И.Рогов, З.Л.Румянцева, Ф.М.Русинов, Н.А.Саломатин, Л.В.Фаткин, В.Б.Шапарь и

^ др.); зарубежные работы по теории и практике менеджмента (М.Альберт,

Р.Джай, З.Зиглар, Дж.Каунт, Р.Лиллей, М.Мескон, Р.Стори, А.Файоль, Б.и М.Фауст, Д.Френсис, Р.Фрай, Ф.Хедуори и др.). База исследования:

Дирижерско-оркестровый и дирижерско-хоровой факультеты МГУКИ, музыкальный факультет МПГУ.

Методы исследования: анализ научных трудов (философских, культурологических, социологических, педагогических, психологических, отражающих различные аспекты педагогики музыкального образования, посвященных менеджменту как науке об управлении коллективом и персональному менеджменту как науке о самоуправлении), освещающих проблему становления профессионально-управленческой культуры; педагогическое наблюдение, педагогические беседы; анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов; педагогический эксперимент; диагностика уровней сформированности профессионально-управленческой культуры в процессе обучения персональному менеджменту для выявления динамики и определения эффективности проводимой работы; анализ и статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2001-2005 годов. Условно его можно разделить на три этапа:

Первый этап (2001-2002 гг.):

изучение поставленной проблемы: анализ понятийно-категориального аппарата, выдвижение гипотезы, формулировку положений, выдвигаемых на защиту, изучение и анализ исторических корней менеджмента и самоменеджмента как искусства управления и самосозидания, традиций проявления профессионально-управленческой культуры в русской культуре. Этот этап можно рассматривать как подготовительный к непосредственному проведению эксперимента. На первом этапе проводились беседы, интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов-музыкантов. Количество участников на этом этапе составило 218 человек.

Второй этап (2002-2003 гг.):

разработка основных направлений персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования, методики диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры у

9 будущих руководителей художественно-творческих коллективов, создание экспериментального курса персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования. На втором этапе проводилась первичная диагностика уровней сформированное профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов. Количество участников — 98 человек.

Третий этап (2003-2005 гг.):

внедрение курса персонального менеджмента в области музыкального
искусства и образования в процесс подготовки будущих руководителей
художественно-творческих коллективов, проведение серии контрольно-
констатирующих и учебно-формирующих экспериментов, обработка
полученных данных, подведение итогов экспериментальной работы.
Основными критериями оценки являлись: обретение студентами-
музыкантами комплексного сочетания общей и профессиональной культуры;
достижение умения проектировать, осуществлять и постоянно
совершенствовать профессионально-управленческую деятельность.

Количество участников на третьем этапе составило 185 человек.

Научная новизна исследования'.

определена специфика персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

выявлены основные составляющие профессионально-управленческой культуры музыканта в русской национальной традиции (духовность, стремление к сохранению и приумножению национальной культуры) и в современной социокультурной ситуации (компетентность, ответственность, культура общения, умение создавать и вести за собой «команду единомышленников»);

определены педагогические условия, необходимые для формирования профессионально-управленческой культуры музыканта: создание мотивации к освоению персонального менеджмента; разработка и внедрение персонального менеджмента в процесс подготовки музыканта.

10 Теоретическое значение исследования'.

разработаны основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования (духовно-созидательное, базово-фундаментальное, организационно-управленческое);

определено содержание персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

разработаны критерии и параметры уровней сформированности профессионально-управленческой культуры студентов в вузах культуры и искусств.

Практическое значение исследования определяется тем, что:

разработанный курс персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования может быть востребован в учебных заведениях культуры и искусств;

методика диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры музыканта дает возможность педагогам-музыкантам выявлять проблемы, мешающие эффективности учебного процесса, а также анализировать динамику становления профессионально-управленческой культуры студентов;

разработанные способы и методы развития профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов могут быть использованы в практической деятельности педагогов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации научно-методических материалов автора и выступления на международных и научно-пракі^іческиг--конференциях в МГУКИ (2003, 2004, 2005 гг.), научно-практической конференции в ВГИИК (г. Волгоград, 2003 г.), в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами дирижерско-оркестрового и дирижерско-хорового факультетов МГУКИ через внедрение экспериментального курса «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования», в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

рассмотрением и анализом широкого круга российских и зарубежных научно-литературных источников, затрагивающих различные аспекты изучаемой проблемы;

проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной системы обучения персональному менеджменту в практической опытно-экспериментальной работе;

адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование высокого уровня профессионально-управленческой
культуры музыканта является одной из важнейших задач современного
музыкального образования, целью которого является подготовка
специалиста, способного к максимальной самореализации и
самоактуализации в современных социокультурных условиях.

2. Эффективность процесса формирования профессионально-
управленческой культуры студентов-музыкантов достижима при создании
необходимых педагогических условий для становления креативной
личности, способной адекватно реагировать на множественность и динамику
процессов, происходящих в искусстве и социальной сфере жизни общества.

3. Разработанный курс персонального менеджмента в области
музыкального искусства и образования, представляя в системном единстве
теорию и практику профессионального управления художественно-
творческим процессом, способствует личностному самосовершенствованию
и самосозиданию будущих руководителей художественно-творческими
коллективами.

4. Обучение персональному менеджменту в области музыкального
искусства и образования позволяет развивать у будущих руководителей
художественно-творческих коллективов комплекс качеств, необходимых для
успешной творчески-созидательной профессиональной деятельности.

  1. Постижение основ персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования является одним из факторов, существенно влияющих на мотивационный, содержательный и операциональный компоненты творческой деятельности, определяя как ее направленность, так и эффективность.

  2. Разработанные критерии и параметры диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры позволяют выявлять динамику и эффективность процесса формирования профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов, формулировать цели и задачи, разрабатывать и внедрять способы и методы, способствующие максимальной оптимизации этого процесса.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из
> введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей научные

труды по теме исследования.

Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования: понятийно-категориальный аппарат исследования

Менеджмент — это особый тип управления, формирующегося в России по мере развития в ее экономике рыночных отношений. В экономической литературе известно много определений менеджмента, прежде всего различают менеджмент в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле менеджмент — это управление фирмой, предприятием, концертной организацией, платным учебным заведением в условиях рыночной экономики, в которой сосуществуют различные формы собственности, предприниматели, профессиональные менеджеры и др.; в узком смысле менеджмент включает только деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности того или иного учреждения.

Большинство специалистов и ученых сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, но отличается от него тем, что носит более прикладной и конкретный характер (В.М. Чижиков, В.В. Чижиков и др.). «Его утилитарная направленность проявляется в процессах, обеспечивающих интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов в интересах достижения целей» (169. С.57).

Изучение современной ситуации в области музыкального искусства и образования показывает, что не всегда талантливый музыкант, обладающий значительным интеллектом и широкой образованностью, успешно окончивший творческий вуз, оказывается готов к руководству художественно-творческим коллективом. В докладе Совета по культуре при президенте РФ отмечается, что «успешное совмещение творческих и управленческих функций в одном лице - сегодня, скорее, исключение из правил. Как показывает практика, в России существует серьезная проблема с менеджментом в сфере культуры» (121. С.22).

Об этом свидетельствуют многие высказывания современных музыкантов. Так известный российский композитор А.Чайковский, художественный руководитель Московской филармонии, недавно избранный ректором Санкт-Петербургской консерватории, утверждает, что сегодня профессора консерватории, несомненно уважаемые и достойные люди, «не могут заниматься тем, чем должны, то есть быть в большей частью управленцами», а для успешного функционирования консерватории, в первую очередь, «необходим организатор и менеджер» (124. С. 4).

Анализ современной социокультурной ситуации, проведенный членами Совета по культуре при президенте РФ, в состав которого входят известнейшие деятели культуры и искусства (Ю.Башмет, В.Гергиев, М.Пиотровский, Э.Радзинский, К.Райкин О.Табаков и др.), позволил сделать вывод, что на современном этапе «государству необходимо всерьез озаботиться проблемой подготовки и переподготовки управленческих кадров для творческих организаций, привлечением в сферу искусства квалифицированных менеджеров. Следует разработать специальную программу по повышению эффективности менеджмента в сфере культуры и искусства, предусматривающую корректировку учебных планов, стажировку, различные меры стимулирования труда управленцев (включая гранты, стипендии, премии)» (121, С.22).

Подготовка эффективного менеджера в сфере искусства невозможна без организации обучения персональному менеджменту (самоменджменту), который, по определению современных ученых (В.Бондаренко, С.Резник, С.Соколов, Ф.Удалов), представляет собой науку о самоорганизации и самоуправлении человека. Как справедливо замечает Э.Коротков, курс персонального менеджмента «широко изучается и давно применяется в зарубежной учебной практике подготовки управленческих кадров. В России же существует определенный пробел в специальной литературе по данному направлению» (135. С. 10) И далее ученый делает вывод о необходимости введения такого курса в подготовку российских специалистов, так как «совершенно очевидно, что если человек не в состоянии хорошо управлять не только собственной жизнью, но и собственными делами, то очень трудно надеяться, что он сможет эффективно управлять другими людьми» (135. СЮ).

Профессионально-управленческая культура музыканта в русской национальной традиции

Как справедливо замечает психолог Е.Рогов, «говорить о проблемах личностного и профессионального развития человека - задача необычайно сложная» (136.С.5), поскольку на всех этапах этого становления на человека воздействует множество факторов. Психолог в качестве важнейших выделяет три:

биологический, включающий генетически заложенные особенности человека, его способности, предрасположенности, а также объективные законы созревания, старения и т.д.;

фактор социальной среды, включающий в себя целый ряд социальных воздействий, осуществляемых различными социальными институтами, а также кругом близких, друзей, родственников и т.д.;

фактор внутриличностной активности человека, являющийся показателем его притязаний, самооценки, представлений о своем месте в окружающем мире и т.д.

Формирование профессионально-управленческой культуры музыканта также в значительной степени зависит от этих трех факторов, поскольку осознаваемая им склонность именно к этой профессии отражает сферу его задатков, природных предпосылок способностей, (биологический фактор), склонностей к этой профессии в близком ему кругу (родители, друзья, знакомые), а также выражает его внутриличностные притязания (стать известным музыкантом, гастролировать, руководить яркими коллективом, прославляющим страну за ее рубежами и т.д.).

Так формируется интерес к профессии, который стимулирует деятельность и способствует эффективности ее результатов. Однако, будущий профессиональный музыкант, поставивший перед собой цель — овладение профессией, то есть обретение профессиональной культуры, должен осознавать, что способности - это только предоставленная природой возможность, а станет ли человек подлинным профессионалом, зависит от процесса самосозидания, то есть систематичного и целенаправленного «возделывания» своего профессионального и личностного «Я», восхождения по «лестнице» знаний, умений, навыков к духовным ценностям этой профессии, к вершинам, на которых профессиональная деятельность превращается в служение музыке как источнику познания, самопознания, творческой реализации и самоактуализации в пространстве культуры.

Естественно, что каждый, кто выбрал профессию музыканта, обладает способностями, которые позволяют ему достаточно легко и быстро осваивать комплекс знаний, умений и навыков. В течение долгих лет господства «знаниевой парадигмы» (В.Сластенин) в системе образования, считалось, что этого вполне достаточно. Молодой музыкант осваивал успешно целый ряд сложных сочинений, получал знания в области теории, истории музыки, знакомился с различными стилями и направлениями в ней и становился профессионалом. Однако, знакомство с биографиями и творческим путем музыкантов, достигших подлинного успеха в своей профессии: композиторов, исполнителей, дирижеров, педагогов показывает, что они никогда не довольствовались в своей деятельности только знаниевой парадигмой. Каждый из них нес в своем творчестве неповторимое личностное начало, систему ценностей, определяющую их духовный и профессиональный облик, страстную любовь к избранной профессии.

Проанализируем особенности творческого пути некоторых выдающихся музыкантов, чтобы понять, что же стало основой их успеха, их максимальной реализации в профессиональной деятельности. Талант, случай, удача? Или все-таки есть определенные закономерности достижения успеха? А если они есть, то как нужно действовать, чтобы добиться подлинного успеха в области искусства?

Основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования

Прежде чем приступить к разработке основных направлений персонального менеджмента в учебных заведениях культуры и искусств была проведена серия бесед, интервьюирование и анкетирование учащихся, студентов, педагогов-музыкантов. Целью проведенных опросов было выявление значимости поставленной проблемы, ее актуальности в современных социальных и экономических условиях. На вопросы анкеты отвечали учащиеся и студенты старших курсов кафедр духовых оркестров и ансамблей, МГУКИ, музыкального факультета МПГУ, КМТИ г. Москвы, музыкального училища им. А.С.Даргомыжского г. Тулы (164 человека). Общее количество участников опроса, включая педагогов, составило 218 человек.

Проведенное анкетирование студентов и учащихся показало, что:

основная масса учащихся и студентов выбрала профессию музыканта не случайно, поскольку 126 человек (76,83%) уверены в том, что это их призвание. 30 человек (18,29%) затруднились ответить на этот вопрос, что показывает, что личностно-ценностное отношение к профессии у них не сформировано. 8 человек (4,88%) не считают профессию музыканта своим призванием;

значительное число опрошенных планирует по окончании учебного заведения работать по специальности: 130 человек, что составляет 79,27%. 12 человек (7,32%) планирует переход в иную сферу, 22 человека (13,41%) еще не определились;

исполнительская деятельность привлекает 138 человек из 164, что составляет 84,15%, 6 человек (3,66%) не заинтересованы в исполнительской деятельности, 20 человек (12,2%) не определились с решением;

педагогическая деятельность привлекает 70 человек из 164, что составляет 42,68%, 34 человека (20,73%) не видят себя в роли педагога-музыканта, 60 человек (36,58%) не готовы ответить на этот вопрос;

48 человек (29,27%) считают, что могли бы возглавить художественно-творческий коллектив, 52 человека (31,71%) не считают себя не готовыми к такой работе, 64 человека (39,02%) затруднились ответить на этот вопрос;

при этом желание воспитать в себе качества лидера высказали 120 человек, что составляет 73,17%, только 20 человек (12,2%) не испытывают такого желания, а 24 человека (14,63%) не готовы ответить на этот вопрос;

современные подходы к организации художественно-творческой работы интересуют почти всех: 156 человек (95,12%). Только 4 человека (2,44%) не проявили никакого интереса к этой проблеме и столько же оказались не готовы ответить;

понятия «арт-менеджмент» и «персональный менеджмент» практически не знакомы всем, так как только 2 человека (1,22%) выразило уверенность, что знает их смысл, а 148 человек (90,24%) призналось в том, что не знакомо с ними, 10 человек (6,1%) по-видимому, встречались с ними, но с уверенностью ответить не смогли;

с оптимизмом смотрят на возможность своей реализации в избранной профессии только 25,61% (42 человека), в то время, как 112 человек (68,29%) сомневаются в этом, а 10 человек не готовы ответить на этот вопрос;

однако 100% опрошенных выразило желание ознакомиться со способами и методами успешного трудоустройства.

Полное отсутствие знаний об арт-менеджменте и персональном менеджменте свидетельствует о том, что эта область профессиональной подготовки музыкантов является своеобразным «белым пятном», хотя в обществе существует потребность в специалистах, владеющих новыми подходами к организации художественно-творческого процесса. То, что 100% опрошенных выразили желание ознакомиться со способами и методами успешного трудоустройства, свидетельствует о размышлениях молодых музыкантов о будущем, о потребности искать новые пути для самореализации.

Проведенные беседы с педагогами-музыкантами (в них приняли участие 54 человека) дали достаточно противоречивые результаты. Так 21 человек (38,9%) с уверенностью ответили, что персональный менеджмент может оказать положительное влияние на проблему реализации музыканта в современных экономических и социальных условиях; 20 человек (37%) сочли, что если это и не даст ощутимого результата, то, по крайней мере, и не принесет никакого вреда, поскольку новые знания и умения никогда не бывают лишними. Однако, 13 человек (24,1%) сочли идею обучения персональному менеджменту в вузах культуры и искусства бессмысленной, мотивируя тем, что искусство и коммерция - вещи не совместные, не пересекающиеся, что одни люди должны заниматься творчеством, а другие — экономической стороной.

Похожие диссертации на Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта