Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Сокольникова Наталья Павловна

Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников
<
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сокольникова Наталья Павловна. Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Новокузнецк, 2006 263 с. РГБ ОД, 61:06-13/1818

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы процесса подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников

1.1. Состояние проблемы подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в теории и практике отечественного и зарубежного опыта 16

1.2. Сущность и особенности музыкально-эстетической деятельности учителя музыки в процессе воспитания школьников 50

1.3. Диагностика уровней сформированное готовности будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников 67

Выводы но I главе 96

Глава II. Педагогические условия подготовки будущего учителя в педагогическом училище к музыкально-эстетическому воспитанию школьников

2.1. Модель подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в педагогическом училище 99

2.2. Творческая лаборатория учителя в подготовке студентов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников 115

2.3. Междисциплинарная интеграция в подготовке будущих учителей к музыкально-эстетическому воспитанию школьников 139

2.4. Профессиональные пробы как средство подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников 161

Выводы по И главе 182

Заключение 186

Библиографический список 190

Приложения 215

Введение к работе

Социально-экономические изменения в жизни современного
ф российского общества затрагивают и систему образования: меняются её

цели, содержание, организация, социальные функции, ценности. Цель
современного образования заключается в том, чтобы ввести ученика в мир
развития, в образовательную среду с её духовной, нравственной и
1* культурной реальностью, помочь ему сформироваться как культурной

личности в соответствии с его склонностями, задатками и возможностями.

В этих условиях особенно возрастает роль музыкально-эстетического
воспитания школьников, поскольку именно искусство, музыка наиболее
ярко и образно раскрывают человеку мир красоты, воспитывают духовно-

нравственные качества личности, доставляют огромное эстетическое
наслаждение. Среди всех видов искусства музыкальное искусство дает
1* особый импульс для развития творческих, созидательных качеств человека,

поскольку оно в силу своей природы позволяет познавать, эмоционально переживать явления окружающего мира в их взаимосвязи, способствует воспитанию добра и красоты в человеческих взаимоотношениях.

В последнее десятилетие произошло отчуждение образования от

ф духовности личности. Музыкальное образование, играющее немаловажную

роль в духовном развитии личности, потеряло эстетическую ориентацию,

превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду

у fo исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях -

это стало уделом немногих. Несмотря на то, что музыкальное искусство за

счет средств массовой информации носит почти всеобщий характер, живые

источники музыкальной культуры - концерты, спектакли, музыкальные

вечера - посещаются недостаточно интенсивно. Будничная простота

і общения с искусством, поддерживаемая средствами массовой информации,

порождает у некоторых людей легковесное отношение к нему; музыка

4
превращается для них в нескучное времяпрепровождение, фон и, тем самым,
не становится серьезным фактором духовного развития личности. В этой
ситуации актуализируется необходимость помощи молодежи ощутить всю
ценность и красоту, богатство и разнообразие окружающего мира, построить
ф целостную картину мира, сформировать чувство своей сопричастности к

мировой культуре. Именно искусство, в том числе и музыка, как
воплощение духовно-нравственных ценностей, выражающее отношение
человека ко всему в мире, может помочь воспитанию личности растущего
і* человека.

В разработке проблемы подготовки учителя в педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт.

В трудах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Дж.

^ Дьюи, А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана, А.В. Петровского и других раскрыта

необходимость методологического подхода к подготовке будущих

педагогов.

v* Вопросы психологии обучения, мотивации профессиональной

деятельности, профессиологии и психодиагностики, поднимаемые в трудах:

Н.Э. Касаткиной, СМ. Морозова, Л.М. Митиной, Н.Н. Носса, Р.С. Немова,

В.И. Петрушина, В.М. Русалова и др., позволяют нам проследить динамику

профессионального становления будущих учителей музыки в

ф педагогическом училище.

Проблемы готовности к профессиональной деятельности, ее обшие

закономерности и формирование личности учителя раскрываются в работах

; ,^ Б.Г. Ананьева, Ю.С. Алферова, П.Р. Атутова, Е.П. Белозерцева, Л.Ф.

Басковой, И.В. Гервальда, Н.К. Джангира, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева,

С.Н. Чистяковой и других.

Психолого-педагогические основы формирования профессиональных
умений у будущих учителей музыки разработаны в трудах: Э.Б. Абдуллина,
1 Б.В. Асафьева, Ю. П. Азарова, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, С.С.

5
Балашовой, Т.Е. Вендровой, В.И. Загвязинского, Д.Б. Кабалевского, Н.И.
~ Киященко, В.В. Медушевского и других.

Рассмотрение вопроса о роли массового музыкального образования в
решении проблем эстетического воспитания отражено в работах Б.В.
Асафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Н.Я. Брюсовой,

Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Казана, Г.М. Когана, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Сохора и других.

В последние десятилетия теоретическая основа современных педагогических исследований проблем эстетического воспитания значительно расширена трудами ученых А.И.Бурова, М.А.Вербы, Л.А.Воловича, С.А. Герасимова, Н.К.Гончарова, Н.А.Дмитриевой, А.Т. Егорова, М.С. Кагана, А.А.Куриленко, Е.Г. Монаховой, М.Ф. Овсянникова, Н.А. Порошиной, В.А. Разумного и др.

Обновлением содержания музыкального образования в общеобразовательной школе, разработкой критериев эффективного процесса преподавания музыки занимаются Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, В.В. Медушевский, Л.С. Сизова, Н.А. Терентьева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.

Качеству подготовки и проблемам повышения конкурентоспособности
выпускников музыкально-педагогических отделений педучилищ посвящены

исследования Т.Н. Грань, Л.И. Ибрагимовой, Е.Н. Шустовой и др.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований

v* профессионально-педагогической подготовки учителя музыки, они

і раскрывают либо эстетическое направление готовности учителя, либо

только музыкальную подготовку будущего специалиста. В современных

условиях требуется осуществление целенаправленного процесса

музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения,

і необходимого для возрождения духовной культуры общества. До сих пор в

ф крУгУ исследований по вопросам профессионально-педагогической

подготовки учителя музыки остается нерешенным ряд вопросов, связанных с проблемой подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, выявлением педагогических условий подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому

ф воспитанию школьников в педагогическом училище.

Анализ теории и практики музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах показал, что уровень музыкально-эстетического воспитания школьников остается недостаточным. Причиной

(» этого является неподготовленность учителя музыки к этой важной сфере

работы. Учитель музыки не всегда может квалифицированно анализировать произведения искусства на уроках, во внеклассной работе; часто не умеет создавать эмоционально-эстетическую атмосферу в классе, чтобы

^ обеспечить эстетико-воспитывающее воздействие музыкой на своем уроке.

Исследования, проведенные среди учителей музыки Кемеровской области, также показывают недостаточный уровень подготовки молодых

(* специалистов общего музыкального образования в области музыкально-

эстетического воспитания, узость восприятия ими функций деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. Только 32% опрошенных подтвердили соответствие подготовки учителей музыки современным требованиям общества, 48% - испытывали затруднения в ответе на данный

ф вопрос, 20% учителей музыки ответили, что не соответствует.

' Выявленные недостатки обусловлены наличием объективных

противоречий: между необходимостью подготовки будущих специалистов к

'« музыкально-эстетическому воспитанию школьников и неразработанностью

педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной подготовки; между требованиями к профессионально-педагогической подготовке учителя и реальным уровнем его готовности к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

В этой ситуации становится актуальной проблема подготовки учителя к
j музыкально-эстетическому воспитанию учащейся молодежи, возникает

7 необходимость радикального переосмысления и изменения сложившейся системы подготовки учителей к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в общеобразовательной школе.

Данные противоречия, а также недостаточность теоретической

ф разработки проблемы подготовки учителя к музыкально-эстетическому

воспитанию школьников в педучилище, ее практическая значимость

определили актуальность и выбор темы диссертационного исследования:

«Педагогические условия подготовки будущего учителя к музы кал ьно-

(» эстетическому воспитанию школьников».

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия подготовки будущего учителя в
педагогическом училище к музыкально-эстетическому воспитанию
^ школьников.

Объект исследования: процесс подготовки будущего учителя. Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущего

1 '

> учителя в педагогическом училище к музыкально-эстетическому

воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: подготовка будущего учителя в
педагогическом училище к музыкально-эстетическому воспитанию
школьников будет эффективной, если:
ф она опирается на совокупность принципов: гуманизации,

целостности, культуросообразиости, природосообразности, диалогичности;
і процесс обучения студента будет осуществляться целостно, на

! основе специально разработанной модели подготовки будущего учителя к

музыкально-эстетическому воспитанию школьников, направленной на развитие профессиональной готовности будущих специалистов;

осуществляется создание творческой лаборатории учителя посредством включения будущих учителей в концертно-исполнительскую, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность, способствующей

8 формированию готовности будущих учителей к музыкально-эстетическому воспитанию школьников;

обеспечивается междисциплинарная интеграция знаний, умений и
навыков в области музыкально-эстетического воспитания в процессе

# обучения в педагогическом училище, направленная на формирование

готовности будущих учителей к музыкально-эстетическому воспитанию школьников;

студенты включаются в разнообразную профессионально-
1* направленную деятельность посредством использования комплекса

специально разработанных профессиональных проб, ориентированных на развитие их творческого потенциала и музыкально-эстетической культуры. Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретико-методологические основы и практический опыт подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

  2. Выявить критерии и уровни сформированности готовности будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

  3. Разработать модель подготовки будущего учителя в педучилище к музыкально - эстетическому воспитанию школьников.

4. Определить и проверить в эксперименте педагогические условия
подготовки будущего учителя в педагогическом училище к музыкально-
эстетическому воспитанию школьников.

| 5. Разработать научно-практические рекомендации по

совершенствованию процесса подготовки будущего учителя в педучилище к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Методологической основой исследования явились: философское

положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовно-нравственной

жизни развивающееся личности; теоретические положения о системности,

научности, связи теории с практикой; идеи гуманизации и гуманитаризации

ф образования, концепции личностно-деятельностного и системного подходов,

9
профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания
студентов, учение о музыкальном и эстетическом образовании как научно-
теоретической основе музыкально-эстетической деятельности и подготовки
учителя к ее осуществлению, комплексный подход к подготовке учителя
# музыки с позиции различных отраслей научного знания (философии.

педагогики, музыкальной психологии, эстетики, культурологии, искусствоведения и др.).

Для решения поставленных задач были использованы теоретические

(* методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и

методической литературы по теме исследования; моделирование; эмпирические методы исследования: изучение педагогического опыта подготовки учителя музыки общеобразовательной школы к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, беседы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, изучение документации педагогического училища и продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов эксперимента.

Основной базой исследования явилось Новокузнецкое педагогическое училище № 1. Исследованием было охвачено 138 студентов музыкального отделения, 158 учителей музыки Кемеровской области (г. Новокузнецка, г.

^ Прокопьевска, г. Осинники, г. Юрги, г. Киселевска), 120 учащихся школ №

8, 62, 24 г. Новокузнецка.

I Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2006 г.г.

На первом, поисково-теоретическом этапе (1999-2000 гг.)

осуществлялось накопление эмпирических данных по теме исследования,

теоретическое осмысление проблемы; определялись цели и задачи,

содержание, направления и формы деятельности учителя музыки и его

подготовки в педагогическом училище. Уточнялись объект и предмет

исследования; разрабатывались исходные положения гипотезы;

1 Vі

10 формулировались цель и задачи исследования, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2001-2003 гг.) осуществлялся анализ учебных планов и программ подготовки специалистов

по музыкальному образованию; проводилась опытно-экспериментальная
работа по проверке педагогических условий подготовки будущих учителей
к музыкально-эстетическому воспитанию школьников; определялись
критерии и уровни сформированное готовности будущих учителей к
музыкально-эстетическому воспитанию школьников и методы их
диагностики. Проводилась коррекция педагогического эксперимента.

На третьем, заключительном этапе (2004-2006 гг.) проводился
ф контрольный педагогический эксперимент (проверка отдельных

положений), обобщение и систематизация данных эксперимента,

количественная и качественная обработка результатов проведенного
исследования; уточнялись теоретические выводы. Осуществлялась

литературная и статистическая обработка полученных результатов,

оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено определение и выявлены особенности музыкально-

эстетической деятельности учителя музыки: взаимопроникновение и
взаимосвязь музыкального и эстетического начал в деятельность педагога;

1 совместное творчество педагога и учащегося в эстетическом освоении

т окружающей действительности через музыку; формирование духовного

мира школьника через эстетическое миропонимание, мироощущение, мировосприятие музыкального искусства; проявление активности и глубины музыкально-эстетического восприятия; развитие музыкально-эстетической культуры и творческой одаренности учащихся;

- разработана и научно обоснована модель подготовки будущего

учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, включающая

l'«

цели, принципы, функции, формы, содержание деятельности по этапам, методы, средства, критерии, конечный результат;

- определены структура и содержание готовности будущего учителя к
музыкально-эстетическому воспитанию школьников: личностная,
теоретическая и практическая готовность; выявлены соответствующие
критерии (потребность и положительное отношение к музыкально-
эстетическому воспитанию школьников, наличие музыкального восприятия
и музыкалыю-образное мышление; знания в области эстетического
воспитания, музыкального искусства, методики музыкально-эстетического
воспитания; общепедагогические умения: организаторские,

коммуникативные, рефлексивные; частнометодические и специальные умения; показатели и уровни (высокий, средний, низкий) ее сформированное;

- определены педагогические условия подготовки будущего учителя в педагогическом училище к музыкально-эстетическому воспитанию школьников: разработка и реализация модели подготовки будущих учителей к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся; создание творческой лаборатории учителя как целостной системы, направленной на оптимизацию образовательного процесса; осуществление междисциплинарной интеграции, включающей три уровня интеграции: точечную, блочную и комплексную; включение будущих учителей в разнообразную профессионально-направленную деятельность посредством использования комплекса специально разработанных профессиональных проб.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обосновании основных научных подходов к исследованию проблемы подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию, сущности и особенностей музыкально-эстетической деятельности учителя музыки, содержания, этапов и уровней подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитаншо школьников, в обосновании разработанной модели подготовки учителя как условия формирования

12 готовности будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Практическая значимость исследования заключается в реализации в

образовательном процессе педагогического училища модели подготовки

будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, в

разработке дидактических и методических материалов, комплекса

профессиональных проб, профессиограммы «Учитель музыки», программы

спецкурса «Подготовка учителя к музыкально-эстетическому воспитанию ч

Состояние проблемы подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в теории и практике отечественного и зарубежного опыта

Социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в нашей стране, возрастание роли личности в этих процессах, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда и человеческой деятельности - всё это требует поднятия профессиональной подготовки специалистов на качественно новый уровень. Особую актуальность приобретает проблема подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, играющего огромную роль в формировании духовной культуры подрастающего поколения.

Разработка поставленной нами проблемы подготовки будущего-. учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников не может быть плодотворной без осмысления и использования имеющегося исторического опыта, без анализа педагогических традиций, зародившихся в прошлом и в модифицированном виде существующих в настоящем.

Историко-педагогический анализ состояния данной проблемы дает возможность проследить, как развивалась и совершенствовалась в теории и практике проблема подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников общеобразовательной школы. Мы считаем, что знания ошибок и успехов прошлого и настоящего может в значительной мере помочь в поиске педагогических условий совершенствования подготовки будущих учителей к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Анализ литературы показал, что с процессом становления музыкального воспитания и образования в стране поднимались проблемы подготовки специалистов данного направления. На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт в подготовке специалиста музыкального воспитания общеобразовательной школы -учителя музыки.

В 1918 году XX столетия музыка (пение) становится обязательной учебной дисциплиной в общеобразовательной школе. Именно с этого времени в нашей стране складываются основные направления развития современного профессионального и общего музыкального воспитания и образования, в соответствии с которыми определяются проблемы их кадрового обеспечения.

«Положение о высших учебных заведениях» Совнаркома (июль 1922 год), способствовало проведению реформы музыкального образования в стране, на основании которой консерватории, национализированные в 1918 году, разделились на 3 типа учебных заведений: школы, дающие начальное музыкальное образование, техникумы - среднее и консерватории - высшее. В консерватории были организованы три отдела: творческий, исполнительский и инструкторско-педагогический, который должен был готовить преподавателей профессиональных музыкальных учебных заведений, музыкальных работников общеобразовательных школ и руководителей художественной самодеятельности. В реформе указывалось на необходимость обеспечения «подготовки достаточных в количественном и качественном отношении кадров всех профилей, необходимых для удовлетворения возросших художественных запросов трудящихся масс» [27, с.105]

Сущность и особенности музыкально-эстетической деятельности учителя музыки в процессе воспитания школьников

Музыкально-эстетическое воспитание школьников учитель музыки осуществляет в ходе музыкально-эстетической деятельности.

Для более полного раскрытия вопроса сущности и особенности музыкально-эстетической деятельности учителя музыки в процессе воспитания школьников нам представляется необходимым рассмотреть понятия: «музыкально-эстетическое воспитание», «музыкально-эстетическая деятельность».

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время пока нет общепринятого понятия «музыкально-эстетическое воспитание». И это неслучайно. Так, В.П.Матонис в своей монографии, посвященной проблеме развития гармонической развитой личности человека посредством музыки, отмечает, что лишь в последние годы стали появляться первые публикации о взаимопроникновении и взаимосвязи эстетического и музыкального воспитания. В этих публикациях подчеркивается необходимость целостного подхода к феномену музыкального искусства как органической части духовной жизни личности и общества, его роли в формировании эстетической культуры человека [142].

На базе достигнутого в сфере теоретической мысли о воспитательной природе музыки и закономерностях ее функционирования в культуре, на основе философской теории личности учеными (О.В.Кременцовой, Н.М.Конышевой, М.Ф.Овсянниковым, З.И.Третьяковой, М.В. Сайфуллиной, В.В.Шишкиной, Г.Р.Хамзиной, Н.М.Яковлевой и другими) предпринимается попытка сформулировать понятие «музыкально-эстетическое воспитание», систематизировать формы приобщения личности к музыке, наметить пути формирования целостной системы музыкально-эстетического воспитания [117; 112;228;197;254;238;266].

Так, в исследовании М.В. Сайфуллиной «музыкально-эстетическое воспитание» рассматривается как необходимая составная часть современного социокультурного процесса, в основе которого лежит понимание человека как творца и творения культуры, способ освоения культуры и восприятия предшествующего социального опыта. Автор подчеркивает, что музыкально-эстетическое воспитание как часть социокультурного процесса представляет собой единство эстетического освоения окружающей действительности и творчества. По его мнению, человек, занимающийся творчеством, не просто создает музыкальное произведение (рефлексирует, сочиняет, интерпретирует), он адресует его другому человеку, расширяя границы его эстетического сознания, творя через творимую культуру личность. М.В. Сайфуллина подчеркивает, что на практике музыкально-эстетическое воспитание в основном сводится к музыкально-эстетическому образованию. Она предлагает провести грань между понятиями «музыкально-эстетическое образование» и «музыкально-эстетическое воспитание». По ее мнению, музыкально-эстетическое образование включает в себя содержание мировой музыкальной культуры, основы ее истории и теории, то есть определенную сумму знаний в области музыкального искусства, что способствуют решению задач эстетического воспитания. Музыкально-эстетическое воспитание - это создание в человеке потребности общения с лучшими образцами музыкальной культуры, независимо от жанра, воспитание его как развитой личности, способной к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, а также стремящейся реализовать свои творческие способности во всей полноте. Главным в этом процессе автор называет - формирование той эстетической индивидуальности, которая составляет одну из сторон целостной развитой личности [197,с.З].

Модель подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в педагогическом училище

Для реализации замысла исследования мы избрали метод моделирования Моделирование - опосредованное исследование объекта, при котором изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная система, выступающая в вещественной или абстрактной форме и отражающая основные функциональные связи объекта как внутренние, так и внешние[53,с.21.

Метод моделирования помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, связи, функционирование, сохранить эту целостность на всех этапах исследования от поисково-диагностического до подготовки и реализации проекта. Оно непременное условие измерения характеристик объекта. «Каждая переменная содержит смысл лишь будучи отображена на систему показателей, представленную в виде некой модели объекта, его структуры»[199]. Для нашего исследование разработка модели подготовки будущего учителя в педагогическом училище является одним из педагогических условий эффективности осуществления процесса подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Моделирование исследователи рассматривают как «опосредованное исследование объекта, при котором изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная система, выступающая в вещественной или абстрактной форме и отражающая основные функциональные связи объекта, как внутренние, так и внешние. Модель, будучи средством познания моделируемого объекта, сама становится объектом исследования»[119,с.20]. Прежде чем приступить к построению модели подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, нам необходимо рассмотреть основные понятия «модель специалиста», «модель подготовки», а затем определить построение модели, ее структуру, содержание, конечный результат. В настоящее время нет модели подготовки специалиста, удовлетворяющая тем требованиям , которые выдвигает рынок труда и общество перед профессиональным образованием. На наш взгляд, это объясняется рядом причин: во-первых, в педагогической науке не обоснован единый подход к пониманию термина «модель подготовки»; во-вторых, в понятие «модель специалиста» исследователи вкладывают различное содержание; в-третьих, в разработанных моделях наблюдается стремление к унификации человека, формирование конформной личности, для которой характерно идеологизированное мышление; в-четвертых, хотя при использовании личностно-ориентированного подхода к построению некоторых моделей и имеет место попытка привлечения внимания к отдельному человеку, но в условиях традиционного обучения это носит чисто формальный характер. Изучение литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что большинство ученых под «моделью подготовки будущего специалиста» понимают либо «модель специалиста», либо «модель подготовки специалиста»(О.К.Крокинская, Ю.А.Лавриков, Т.Г.Михалева, В.Р.Оказов, А.Т. Ростунов, К.П.Селезнев, И.И. Сигов, Е.Э.Смирнова и др.)[П9; 129;163;203;214;215].Первая ориентирована на изучение сферы деятельности выпускников данного профиля, на описание условий их труда, необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Так, И.И.Сигов считает, что «модель специалиста» следует трактовать как образ специалиста, каким он должен быть до определенного времени, выраженный определенной документацией. Модель специалиста включает в себя паспорт специалиста 0 как описание объективных требований системы народного хозяйства [203]. В.Р.Оказов, К.П.Селезнев исходят из того, что «модель специалиста» следует рассматривать как норму, как эталон общественно необходимых требований к его квалификации: что специалист должен делать; чем владеть; о чем иметь ясное представление; с чем быть знаком; дополнительные требования: морально-политические, эстетические, эмоционально-волевые и т.п.[214] Е.Э Смирнова считает, что «модель специалиста - аналог его деятельности, выраженной в репрезентативных характеристиках, выделяемых в исследовании условий функционирования и существования интересующей нас совокупности специалистов»[215,с. 7].

Похожие диссертации на Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников