Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Каган-Розенцвейг Белла Львовна

Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства
<
Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каган-Розенцвейг Белла Львовна. Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:07-13/202

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 15

1.1. Сущность и содержание авторской позиции будущего художника 15

1.2. Взаимосвязь профессиональной культуры и авторской позиции художника декоративно-прикладного искусства 42

1.3. Роль творческого потенциала в формировании авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства 64

Выводы по первой главе 86

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 87

2.1. Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства 87

2.2. Цель, задачи и этапы организации опытно-экспериментальной работы по формированию авторской позиции

2.3 Реализация комплекса педагогических условий в процессе формирования авторской позиции 119

Выводы по второй главе 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 159

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения современного российского общества и рыночная экономика способствуют формированию специалистов нового типа, требуя от них самостоятельности, мобильности, творческой инициативы, стремления к непрерывному повышению профессионального мастерства и высокой конкурентоспособности. В высшем образовании произошел перенос акцента с информативности на создание ситуации востребованности. Исходя из этого в центре системы художественного образования становится личность, способная к самореализации и творческому диалогу, готовая к конкурентной борьбе.

Декоративно-прикладное искусство окружает нас всюду, оно исподволь влияет на человека, вводит его в мир красоты, и ещё Рерих - живописец, философ - писал, что только на почве истинной красоты установятся отношения между людьми. Главная особенность декоративно-прикладного искусства - соединение в себе двух функций: практической и художественной. Модернизация и оптимизация производства, унификация изделий, развитие массового производства приводит к смещению приоритетов в сторону практической функции, художественная часто остается в стороне. Все это повышает значимость единичных авторских художественных предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому сегодня обществу нужны высококвалифицированные специалисты в области прикладного искусства, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности. Исходя из этого, современный период выдвигает одно из важных требований - повышение качества подготовки художников декоративно-прикладного искусства, который должен «обладать знаниями

основных закономерностей развития искусства, понимать специфику выразительных средств различных видов искусства, иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности художника проектировщика, иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области художественно-промышленного искусства».

В современной педагогической науке отмечается, что в условиях
инновационного процесса развития экономики образовательное учреждение
должно не только дать профессиональные знания, умения и навыки, но и
развить ряд профессионально значимых и социально необходимых
личностных качеств, характеризующих социальный портрет будущего
специалиста. К ним относятся: культура системного мышления; культура
организационного поведения, коммуникативная культура; умение работать
в команде: толерантность; стремление к самообразованию и
саморазвитию; высокая профессиональная ответственность,

организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; гибкость, креативность мышления и т.д.

Индивидуальное и профессиональное развитие личности в условиях реформы высшего образования освещалось в работах философов, педагогов, психологов, рассматривающих профессиональное творческое развитие будущих специалистов как динамический непрерывный процесс, детерминированный внутренней активностью обучаемого.

Проблемам организации подготовки современного специалиста посвящены исследования В.И. Андреева, В.В. Брыцкого, В.Г. Горохова, О.В. Долженко, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, П.К. Энгельмейера и др.

Процесс подготовки профессионального художника также не может ограничиваться получением знаний, формированием навыков и умений. Самой сложной задачей этой подготовки мы считаем развитие

профессионального самосознания будущего художника декоративно-прикладного искусства, что не возможно без развития художественно-чворческого потенциала и ярко выраженной авторской позиции.

Однако подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь на основе соединения профессионального становления, основанного на овладении знаниями, умениями, навыками, и личностного развития, предусматривающего самореализацию и способность к творчеству через всестороннее развертывание индивидуальных склонностей и способностей, установление гармоничных отношений с собой, со сверстниками и внешней средой, способность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Реально это возможно лишь при условии единства научных и художественных методов развития познавательных потребностей личности в обучении в образовании. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие ученые и практики (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.)

Понятие «позиция» является предметом исследования в психолою-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, Г.И. Аксенова, Б.Г. Ананьев, А.В. Гуторова, А.А. Деркач, А.А. Исаев, М.С. Каган, А.И. Липкина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, М.Г. Ярошевский и др.). Анализ литературы позволяет говорить о нескольких основных направлениях в рассмотрении «позиции». Представители первого направления в качестве основы позиции выделяют положение индивида в статусно-ролевой структуре. Под ролью понимается нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего определенную позицию (И.С. Батракова, И.С. Кон, А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский).

Второе направление связано с рассмотрением позиции как определенной системы качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности (А.К. Маркова).

Выражение авторской позиции является одной из составляющих целостного творческого процесса, поэтому говорить об авторской позиции, не затрагивая сам творческий процесс, невозможно. Особое место занимают работы по исследованию отдельных сторон творческого процесса и творческого саморазвития (В.И. Андреев, Р.А. Гильман, М.С. Глазман, В.В. Коробкова, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.А. Сластенин, А.И. Санникова, М.И. Ситникова, М.В. Соколов, В.П. Ушачев и др.). Специфике художественного творчества посвящены работы М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.Н. Столовича. Природу творческой индивидуальности рассматривали в своих работах А.Г. Асмолов, И.С. Кон, А. А. Мелик-Пашаев и др.

Педагогическую деятельность связывали с индивидуальной природой воспитанника, с созданием условий саморазвития творческой индивидуальности, с самообразованием и возможностями свободного выбора индивидуального стиля творческой деятельности В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, П. Торренс, К.Д. Ушинский, И.С. Якиманская, Е.Л. Яковлева и

др.

Однако следует отметить, что в отечественной педагогике мало специальных работ, исследующих проблему творческого самовыражения в декоративно-прикладной деятельности. Внимание исследователей направлено на изучение лишь отдельных аспектов (И.В. Алексеев, Р.В. Ворович, С.С. Гиль, Р.А. Гильман, Л.Н. Дроздикова, Ю.И. Мишуковская, Г.К. Селевко, Н.Л. Чеглякова).

Понимание необходимости развития личностного самовыражения будущего профессионала, формирование у него творческого отношения к профессиональной деятельности нашло отражение в работах Г.И. Аксеновой,

Е.Н. Волковой, A.B. Гуторовой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.

Актуальной и требующей особого внимания становится проблема изучения и выявления оптимальных педагогических условий развития авторской позиции будущего художника в декоративно - прикладном искусстве.

В настоящее время в развитии отечественного художественного образования наметился переход от предметно-центрированного образования при подготовке будущих специалистов к личностно-ориентированной подготовке с приоритетом развития их творческого потенциала. Однако, как показывает художественная педагогическая теория и практика высшего образования, сегодня по-прежнему сохраняются противоречия между:

- объективной необходимостью формирования творческой личности современного художника декоративно-прикладного искусства, его активности и характера, выраженной авторской позиции, художественно-эстетических взглядов, основанных на вечных законах красоты, гармонии, идеалах мировой культуры, и недостаточной разработанностью этой проблемы в процессе профессиональной подготовки в вузе;

между стремлением студентов к проявлению и развитию своей авторской позиции и недостаточной готовностью педагога к постановке и решению задач художественно-творческого характера, направляющих это стремление;

существующими педагогическими средствами, не

обеспечивающими формирования и полного проявления авторской позиции будущих художников и требованиями современного общества к высококвалифицированным специалистам в области декоративно-прикладного искусства.

Поэтому проблема исследования заключается в теоретическом обосновании, практическом подтверждении, поиске содержания, методов и

форм использования взаимосвязи исторической, культурологической информации и художественной практики для формирования авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная

разработанность, поиск возможных путей решения обозначенной проблемы и определил выбор темы нашего исследования «Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства».

Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущего художника.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства. Анализ философской и психолого-педагогической литературы, практика работы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили выдвинуть гипотезу, согласно которой становление авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства будет происходить успешно, если реализован комплекс педагогических условий:

содержание учебного теоретического и исторического материала по прикладному искусству планируется на основе принципа дополнительности, с учетом тематики практического курса и опыта студента;

художественно-эстетическое наследие великих педагогов и художников будет использоваться как база для развития авторской позиции студентов-художников декоративно-прикладного искусства;

в процессе подготовки будущего художника позиции будет широко применяться принцип диалогизации;

поэтапное формирование авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства найдет визуальное выражение в системе творческих самоотчетов.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и уточнить определение авторской позиции будущего художника, ее сущность, структуру и содержание относительно художника декоративно-прикладного искусства;

  2. Выявить, теоретически и научно обосновать комплекс педагогических условий, направленный на эффективное формирование авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства;

  3. Обосновать критерии, уровни и показатели сформированности авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства;

  4. Разработать методические рекомендации к курсу «История декоративных тканей» в контексте формирования авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства;

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

философские, психологические и педагогические положения о природе творчества, об особенностях развития творческих способностей обучающихся (В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, И.П. Волков, А.Ю. Козырева, П.Ф. Кравчук, А.Н. Лук и др.);

концепции формирования профессиональных позиций (Г.А. Аксенова, А.В. Гуторова, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.);

концепция развития творческого потенциала личности в системе высшего образования (И.П. Волков, Р.А. Гильман, М.С. Каган, В.Г. Рындак Л. Н. Столович, и др.);

концептуальные положения личностно-ориентированного обучения (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Краковский, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др);

теории личности (М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев и др.);

теория художественного творчества и художественной деятельности личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, М.С. Каган, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, Н.Л. Чеглякова, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон и др.);

подходы к анализу и пониманию профессионально-личностного становлению и развитию личности, разработанные Рубинштейном С.Л. и его последователями (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский), а также А.А. Бодалевым и А.А. Деркачем;

культурологический подход, разрабатывающий идеи образования как диалога культур и образования в контексте культуры (Н.И. Алексеев, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, Н.Б. Крылова, СЮ. Курганов, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов);

принцип дополнительности (В.И. Аршинов, Г.Г. Гранатов, Ж. Деррида, Ю.М. Лотман, А.В. Мудрик, В.В. Налимов);

идеи педагогики успеха как основы самореализации студента (А.С. Белкин, Е.С. Казакова, Г.Ю. Ксензова, А.П. Тряпицына);

База исследования: экспериментальная работа по апробации и внедрению комплекса педагогических условий для формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства проводилась в Магнитогорском государственном университете на базе художественно-графического факультета, переименованного в

2005 году в факультет изобразительного искусства и дизайна. Всего .экспериментальной работой охвачено 153 студента. Этапы исследования:

1 этап (2002-2003) - поисково-теоретический. Связан с выбором и
теоретическим осмыслением темы, поиском методологической и теоретической
основы исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных
исследователей по проблеме творческой самореализации студентов, изучением
литературных источников, анализом учебных планов, программ, сбором и
обработкой материалов по проблеме исследования; определением целей, задач
исследования, формулировкой рабочей гипотезы. На этом же этапе был
разработан понятийный аппарат исследования и проведен констатирующий
эксперимент. Использовались следующие методы исследования: теоретический
анализ литературы по педагогике, психологии, философии, методике
преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в
контексте исследования, анализ учебных программ по художественной обработке
материалов, наблюдение, беседы, анкетирование, моделирование, обобщение
передового педагогического опыта.

2 этап (2003-2005) - экспериментальный. Посвящен разработке
гипотезы исследования, разработке плана формирующего эксперимента,
уточнению подходов к содержанию и особенностям организации процесса
обучения. На этом этапе был определен и экспериментально проверен
комплекс основных педагогических условий эффективного формирования и
развития авторской позиции студентов-художников при обучении
декоративно-прикладному искусству. Проведение формирующего этапа
экспериментальной работы сопровождалось обработкой полученных данных.
Методы исследования: теоретическое моделирование, формирующий
эксперимент, анкетирование, наблюдение, изучение положительного опыта
работы преподавателей и студентов в мастерских по художественной
обработке материалов, методы статистической обработки результатов.

3 этап (2005-2006) - аналитико-обобщающий. Проведено уточнение
теоретико-экспериментальных выводов. Проанализированы и

систематизированы результаты экспериментальной работы, подведены и описаны итоги формирующего эксперимента, оформлены полученные данные в виде диссертационного исследования. На данном этапе были использованы следующие методы: анализ и синтез (теоретический, количественный, качественный), обобщение и систематизация материала, сравнительный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства

-разработана структура авторской позиции художника декоративно-прикладного искусства, включающая ее критерии и показатели;

-разработана критериально-диагностическая база, позволяющая сформировать авторскую позицию будущих художников декоративно-прикладного искусства;

Теоретическая значимость исследования заключается:

в уточнении содержания понятия «авторская позиция художника декоративно-прикладного искусства», что позволило систематизировать теоретическую базу формирования авторской позиции будущих художников декорати вн о-прикладного и скусства;

в выявлении сущности и выделении специфических особенностей процесса формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства;

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс, включающий в себя методические рекомендации для студентов и преподавателей по курсу «История декоративных тканей», курс лекций и наглядное методическое обеспечение в контексте формирования авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства;

Внедрение данной программы учебного курса и использование методических материалов позволяют эффективнее организовать процесс формирования авторской позиции личности будущего художника декоративно-прикладного искусства.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается анализом психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; выбором научных методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; вариативностью эксперимента и повторяемостью его результатов, обработкой экспериментальных данных с помощью методов математической статистики, подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены: в опытно-экспериментальной работе автора; публикациях в печати (2003-2006 гг.); отчетах на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Магнитогорского государственного университета. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии» (Шуя, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Моделирование процесса эстетического воспитания в регионально-образовательном пространстве» (Чебоксары, 2002). Основные положения, выносимые на защиту: 1. Авторская позиция художника декоративно-прикладного искусства -позиция, отражающий личностный взгляд на действительность, выраженный

при помощи графических и композиционных приемов, форм, их сочетания и взаимодействия в художественном изделии, а также - систему отношений создателя к своему произведению.

2. Эффективность формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства обеспечивается реализацией комплекса следующих педагогических условий: планирование содержания теоретического материала по прикладному искусству на основе принципа дополнительности, с учетом тематики практического курса и опыта студента; использование художественно-эстетического наследия великих педагогов и художников как базы для формирования авторской позиции студента-художника декоративно-прикладного искусства; применение принципа диалогизации во взаимоотношиях между преподавателем и студентом; визуальное выражение поэтапного формирования авторской позиции будущего художника декоративно-прикладного искусства в системе творческих самоотчетов;

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (236 источников) и приложение.

Сущность и содержание авторской позиции будущего художника

Основная цель высшего профессионального художественного образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В связи с этим можно выделить противоречие между творческостью и технологичностью. С одной стороны от современного художника-профессионала требуется в совершенстве владеть на высоком уровне различными технологиями, навыками и знаниями: «иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности художника-проектировщика, иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства». С другой стороны, требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторыми навыками и умениями недостаточно; необходима постоянная готовность к изменению, к творчеству, необходима устойчивая направленность на творчество: обладать «знаниями методов организации творческого процесса художников-проектировщиков», «теоретическими знаниями, полученными при изучении гуманитарных дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности». Отвечать іаким высоким современным требованиям может только специалист с активной творческой позицией и обладающий четко выраженной и отраженной в художественном творчестве авторской позицией.

Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности и индивидуальности. Если личность - это определенность позиции человека в отношениях с другими (в том числе и в процессе профессиональной деятельности), то индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность - это встреча с самим собой.

«Формальное включение личности в структуры обучения, образования, - считает К.А. Абульханова-Славская, - не отвечающее ее намерениям, ценностям, отсутствие полноты самовыражения, отсутствие активного моделирования ведет к падению удовлетворенности и активности, ведет к потере той степени самостоятельности, которая необходима для формирования жизненных перспектив» (1, с.24) Оказавшись в такой ситуации, студент теряет интерес к выбранной профессии, переключается на другие виды деятельности, где может реализовать свой творческий потенциал. Чтобы предотвратить возникновение такой ситуации, обучение будущего художника декоративно-прикладного искусства должно быть направлено на формирование и развитие индивидуальной, художественно-творческой позиции. Понятие «позиция» активно используется в научной литературе и имеет самое разное лексическое наполнение. В словарях оно трактуется следующим образом:

Слово «позиция» латинского происхождения. В психологическом словаре под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского дается такая формулировка «Позиция - 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция - развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью; 2) интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповои структуре» (32 с. 52). В «Краткой философской энциклопедии» понятие «позиция» определяется лаконично: «Позиция (от лат. positio) - положение, утверждение; точка зрения» (95 , с. 349).

Понятие «позиция» является предметом исследования в научной литературе (М.С. Каган, 1974, Б.Г. Ананьев, 1980, К.А. Абульханова-Славская, 1980, В.П. Сластенин, 1980, Б.Ф. Ломов, 1981, А.А. Деркач, А.А. Исаев, 1981, А.В. Петровский, 1982, А.И. Липкина, 1983, С.Л. Рубинштейн, 1989, М.Г. Ярошевский, 1990, Г.И. Аксенова, 1995, В.П. Мясищев, 1995, А.В. Гуторова, 1996 и др.) Данный термин рассматривается в таких понятиях как: «жизненная позиция», «позиция социальная», «активная позиция», «позиция наблюдателя», «профессиональная позиция», «профессионально-педагогическая позиция», «гражданская позиция», «педагогическая позиция».

Взаимосвязь профессиональной культуры и авторской позиции художника декоративно-прикладного искусства

В данном параграфе, опираясь на вышеприведенное понимание авторской позиции, рассматривается содержание основополагающих понятий «культура», «культура личности», «профессиональная культура», «профессиональная культура художника декоративно-прикладного искусства», влияние профессиональной культуры на формирование авторской позиции будущего художника.

В мировом образовательном пространстве наметились тенденции, свидетельствующие о его развитии в контексте культуры. Возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, Л.А. Волович, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук и др.).

Декоративно-прикладное искусство - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

Происходящая трансформация нашего общества привела к изменению образовательной парадигмы и стиля педагогического мышления: идеи и тенденции развития современного высшего образования определяются теперь направленностью на гуманизацию общественного сознания и гуманитаризацией содержания образования, развитием различных вариантов личностно-ориентированного подхода. Целью высшего образования является теперь не узко профильная подготовка, а общекультурное, социальное и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование профессиональной культуры и развитие способностей к самостоятельному пополнению профессиональных знаний и их творческому применению.

Профессионализм неотделим от того общественного образования, которое называется культурой. Понятие «профессиональная» не является простым механическим сочетанием понятий «профессионализм» и «культура». Это синтез, органический сплав, создающий новое общественное явление, где происходит встреча высокого мастерства с общей культурой человека. Поэтому поиски определения понятия профессиональной культуры необходимо начинать с выяснения важнейшего составляющего элемента данного единства, т.е. с того, что мы понимаем и какой смысл вкладываем в понятие «культура».

Культура - не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём очень важную роль. Это понятие характеризует сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.

Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений этого понятия. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи. В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений.

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие «культура» (и производное от него понятие «культ») изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культура богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» в широком понимании. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений.

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века - «века Просвещения». Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была «сущность» или «природа» человека. Продолжая традиции гуманизма, идущие от эпохи Возрождения, и отвечая на социальный запрос времени, связанный с происходившими тогда переменами в общественной жизни, выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии развивали идею исторического прогресса. Они стремились понять, к чему он должен вести, как в ходе него совершенствуется разумная свободная «сущность» человека, как должно быть устроено общество, соответствующее человеческой «природе». В размышлениях на эти темы возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено «человеческой природой», а с другой - формирует «человеческую природу». Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение: дело касалось выработки идеалов человеческого бытия, т.е. образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс. Так, в XVIII веке в общественную мысль вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека. Соответственно возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения этого понятия. Ю.С. Степанов в словаре русской культуры приводит два основных значения слова «культура»: «1. Совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно - в производственной, социальной и духовной. 2. Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность» (175, с. 12).

Таким образом, функция, назначение термина «культура» в научном языке с самого начала заключается в том, что он служит средством, с помощью которого выражается идея культуры как сфера развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura (природа).

Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства

Целью данного параграфа является определение комплекса педагогических условий обеспечивающих эффективное, устойчивое формирование авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства в процессе профессиональной подготовки.

Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи: раскрытие понятия «условия» и выделение системы педагогических условий, определяющих высокий уровень развития авторской позиции студента-художника; раскрытие сущности каждого из выделенных условий.

Для научного обоснования необходимо точно и всесторонне выяснить понятие «педагогическое условие». Понятие «условие» определяется: 1) как отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может; условия создают ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается; 2) совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта; 3) как то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий) из наличия, которого, с необходимостью, следует существование данного явления (68, с 64).

Исходя из вышеизложенного, мы будем понимать под условиями процесса становления авторской позиции, взаимосвязанный и взаимодействующий комплекс (совокупность) мер учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает переход личности на более высокий уровень развития художественно-творческой позиции и авторской позиции.

Формирование авторской позиции личности будущего художника может успешно протекать лишь при наличии определенных условий. Б.А. Сосновский пишет: «...цель психолого-педагогического процесса заключается в создании условий для приобретения субъектом тех или иных знаний, умений, психологических качеств. Но приобрести, усвоить может только сам человек, только посредством собственной деятельности (во всей психологической интерпретации последней: с потребностью, мотивами, эмоциями и так далее)» (188, с.163).

В современной психолого-педагогической науке понятие «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к родовым понятиям «среда», «обстановка», «обстоятельства» (Р.А. Низамов, М.А. Ушаков, Ж.Г. Шонина и др.). В то же время другие исследователи (Н.Ю. Посталюк, Е.Ю. Никитина, Н.М, Яковлева и др.), считают, что такое понятие расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения обуславливаемой педагогической конструкции, поскольку включает в себя все ее окружение. Они полагают, что при таком подходе могут быть включены и случайные объекты отношения и отношения.

Условия, влияющие на педагогический процесс в зависимости от направленности, делятся на: социально-правовые; теоретические; научно-методические и психолого-педагогические. Педагогические условия как понятие может быть определено через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса (учебная деятельность, обучающая деятельность, содержание образования). Для целей нашего исследования существенное значение имеет положение, сформулированное В.И. Андреевым (6) и В.А. Беликовым, в отношении того, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.

Ряд исследователей выделяет два блока условий: объективные условия и субъективные условия. При этом в число объективных условий включают такие, как создание объективной ситуации, соответствующей профессиональной деятельности, требующей проявления и закрепления изучаемых умений. В число субъективных условий включают такие, как усвоение знаний о содержании и процессе развития творческих способностей; формирование соответствующей мотивации.

Другая классификация предполагает разделение условий на внешние (или педагогические), включающие воздействие педагога, и внутренние (или психологические), отражающие познавательную деятельность личности. При построении учебной деятельности студентов как творческой Телегина Э.Д. (118) к внешним условиям обучения относит учебники, программы, наборы творческих задач, педагогические воздействия и т.д., к внутренним -психологические особенности личности студентов. Мы считаем, что при подготовке специалистов в современном вузе эти условия являются весьма актуальными.

Различают условия необходимые и достаточные. Мы считаем, что «необходимыми являются условия, которые уже были выделены, рассматривались в отношении исследуемого предмета, но которые не обеспечили решение поставленной проблемы. Без этих условий проблема не может быть решена, но их недостаточно, чтобы ее решить максимально эффективно» (20, с. 72). Необходимые условия обеспечивают преемственность в решение проблемы исследования. В ходе эксперимента необходимые условия дополняются условиями, влияющими на максимально полное решение поставленной проблемы, которые определяют как достаточные. Под «достаточными условиями» мы понимаем «условия, привнесенные нами в комплекс, расширяющие его возможности по решению проблемы исследования» (20, с. 73).

На эффективность протекания процесса становления авторской позиции существенное влияние оказывают личностные факторы. В разработку личностного подхода внесли значительный вклад В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов. При этом формулируется принцип, который заключается "в понимании личности, как воедино связанной совокупности внутренних условий, которыми и является структура свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия" (100, с. 198). К.К. Платонов отмечает: "В соответствии с личностным подходом ни одно психологическое явлении (будь то процесс, состояние или свойство личности), проявляющееся в деятельности (а, следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы, действия и поступки), не могут быть правильно поняты без учета личностной их преломляемости" (148, с.187). При личностном подходе авторская позиция студента-художника рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности.

По мнению Б.М. Теплова, не всякая индивидуальная способность может стать действительно способностью, если она не попадает в нужные условия. Процесс формирования авторской позиции студентов декоративно-прикладного искусства нуждается в комплексе условий, поскольку разрозненные условия не могут решать эту задачу эффективно. Структура комплекса условий должна быть динамичной и развиваться в зависимости от усложнения целей подготовки на каждом этапе. При этом основные изменения будут происходить в составе элементов и в характере взаимодействий между ними. В то же время функциональная направленность остается неизменной. Взаимосвязи между элементами комплекса не разрушаются и преобладают над внешними связями.

Понятие «процесс» многозначно. Оно рассматривается и как последовательная смена явлений, состояний и их развитие; и как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. «Формирование» как процесс рассмотрено в работах О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, Г.Н. Серикова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и др. В энциклопедическом словаре одно из значений термина «формирование» трактуется как придание чему-либо определенной формы (170). В педагогическом исследовании «формирование» рассматривается как процесс становления человека в качестве социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства