Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Профессионально-педагогическая направленность музыкальной подготовки студентов педвуза 10
1.1. Профессиональные смыслы музыкальной подготовки в процессе становления педагога начальной школы 10
1.1.1. Профессиональное становление как предмет теоретического анализа 10
1.1.2. Музыкальная подготовка в контексте педагогического образования 21
1.1.3. Осмысление студентами и педагогами значения музыкальной подготовки для педагогической деятельности 31
1.1.4. Профессиональные смыслы музыкальной подготовки ,38
1.2. Профессионально-педагогическая ориентация музыкальной подготовки будущего учителя начальной школы 45
1.3. Учебный курс «Теория и методика музыкального воспитания» в контексте развития профессионально-педагогической направленности студентов 67
ГЛАВА 2. Организация опыта педагогического взаимодействия с детьми на основе музыки в процессе музыкальной подготовки студентов 92
2.1. Изучение опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки в практике современного образования (контент анализ научной периодики) 93
2.2. Формирование профессионально-педагогического опыта студентов в процессе освоения содержания курса «Теория и методика музыкального воспитания» 112
2.3. Проблема диагностики профессиональной направленности студентов педвуза: эффекты музыкальной подготовки 133
2.3.1. Усвоение студентами ведущих понятий курса 135
2.3.2. Деятельность студентов по проектированию различных видов педагогического взаимодействия с детьми в «пространстве» музыки как способ диагностики формирования профессиональных установок 145
2.3.3. Эмоциональный опыт педагогического взаимодействия с детьми на основе музыки как фактор развития профессиональных установок студентов 148
2.3.4. Личностные проблемы младших школьников как
предмет педагогического анализа будущих учителей 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
БИБЛИОГРАФИЯ 167
- Профессиональные смыслы музыкальной подготовки в процессе становления педагога начальной школы
- Профессионально-педагогическая ориентация музыкальной подготовки будущего учителя начальной школы
- Изучение опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки в практике современного образования (контент анализ научной периодики)
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена усилением внимания общества и работников образования к проблеме подготовки педагогических кадров, в большей мере соответствующей вектору движения современности и модернизации образования в стране. Востребован учитель, мотивированно включенный в профессиональную деятельность, с широким социокультурным и педагогическим кругозором, ответственный за собственные действия, способный самостоятельно решать задачи развития учащихся, опираясь на разные способы эффективного образовательного взаимодействия с ними.
Потребность общества в квалифицированных кадрах педагогов входит в противоречие с реальной ситуацией, когда выпускники педвузов стремятся к работе не по специальности, а в других, наиболее престижных для них и высокооплачиваемых сферах. Поэтому все больше обостряется проблема развития педагогической направленности и профессиональной мотивации учителей (Е.П.Белозерцев,
Е.В.Бондаревская, Е.И.Исаев, А.А.Орлов, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, А.П.Тряпицына и др.).
Одно из решений данной проблемы - усиление профессионально-педагогической направленности каждого учебного курса, целенаправленная ориентация любой дисциплины в вузе на развитие педагогического профессионализма, компетентности будущих специалистов с учетом присущей этой учебной дисциплине своих средств и способов.
Анализ Государственного образовательного стандарта, программ учебных дисциплин, связанных с музыкальной подготовкой студентов педвузов показал, что они в основном нацелены на общее развитие будущих учителей начальной школы и в значительно меньшей степени -на их профессиональное становление. В диссертации раскрываются возможности музыкальной подготовки для профессионального становления будущих педагогов начальной школы.
Объект исследования - музыкальная подготовка будущего учителя начальной школы в педвузе.
Предмет исследования - педагогические условия организации музыкальной подготовки, ориентированной на профессиональное становление студентов как будущих учителей.
Цель исследования - определить педагогические условия, способствующие развитию профессионально-педагогической направленности студентов в процессе музыкальной подготовки в педвузе.
Гипотеза исследования: музыкальная подготовка в педвузе будет в большей степени способствовать профессионально-педагогическому становлению студентов при условии, если она позволяет будущему учителю начальной школы: увидеть новые смыслы как в профессиональной работе учителя, так и в жизнедеятельности в целом; расширить спектр форм педагогического взаимодействия учителя и ученика; овладеть элементарными музыкальными умениями и навыками для организации различных видов педагогического взаимодействия с детьми; освоить способы интеграции музыки в учебно-воспитательный процесс с целью развития и личностного роста младших школьников; приобрести опыт создания собственных вариантов педагогического взаимодействия на основе музыки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание современной музыкальной подготовки в педвузе.
Выявить педагогический потенциал музыкальной подготовки для развития ориентации на профессию будущего педагога начальной школы.
Изучить опыт преподавателей музыкальных дисциплин педвузов, углубляющий профессиональную направленность музыкальной подготовки.
Провести контент - анализ научно-методических публикаций о способах, формах и методах организации использования музыки в школе в педагогических целях.
Разработать и апробировать содержание учебного курса «Теория и методика музыкального воспитания», ориентированного на развитие профессионально-педагогических установок будущих учителей начальной школы.
6. Определить эффекты музыкальной подготовки, ориентированной на развитие профессионально-педагогических установок студентов.
Теоретико-методологической базой исследования являются: идеи гуманизации образования и концепции их реализации в педагогической практике (И.Ю.Алексашина, Ш.А.Амонашвили, В.В.Горшкова, Е.В.Бондаревская, В.П.Бездухов, С.Л.Братченко, С.Г.Вершловский, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, К.Роджерс, В.В.Сериков, Г.С.Сухобская, И.С.Якиманская и др); теории деятельностного подхода и регуляции поведения личности (А.Г.Асмолов, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.А.Ядов и - теоретико-методологические подходы к проблеме профессионального становления педагога (Е.В.Бондаревская, Н.В..Бордовская, С.Г.Вершловский, Е.И.Головаха, В.В.Горшкова, Е.Ю.Захарченко, Е.И.Исаев, Е.А.Климов, И.А.Колесникова,
В.В.Краевский, Л.Н.Лесохина, Л.М.Митина, А.К.Маркова,
С.Г.Никифоров, А.А.Орлов, Н.Ф.Радионова, Е.А.Соколовская, В.И.Слободчиков, А.П.Тряпицына, А.Ф.Фонарев, Т.В.Шадрина и др.); идеи диалогического взаимодействия в образовательном процессе (В.С.Библер, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, В.П.Кан - Калик, Ю.Н.Кулюткин, К.Роджерс, В.В.Сериков и др.); концепции проектирования педагогического процесса (Е.С.Заир-Бек, В.Н.Максимова, О.Г.Прикот, В.Е.Радионов, В.В.Сериков, Н.Н.Суртаева, И.С.Якиманская и др.); идеи и концепции художественного и эстетического воспитания (Б.В.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Е.В.Бондаревская, Н.А.Ветлугина, М.А.Верб, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, М.С.Каган, Д.Б.Кабалевский, И.В.Кошмина, В.В.Медушевский, Б.М.Неменский, О.П.Радынова, Т.Рокитянская, В.А.Сухомлинский, Н.А.Терентьева, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский, Ю.У.Фохт - Бабушкин, Л.В.Школяр, В.Н.Шацкая и др.); теория элементарного музицирования (К.Орф, Н.Тютюнникова, Т.Боровик и др.).
Методы исследования:
Методы теоретического анализа: изучение психолого-педагогической, социально-педагогической, музыкально-педагогической, искусствоведческой литературы по проблематике исследования.
Методы эмпирического исследования: контент-анализ учебно-программного материала, прессы; анкетирование, монографическое наблюдение, метод глубинного интервью, монографическое изучение опыта педагогов музыкальных дисциплин, проектирование к моделирование музыкальной подготовки будущих педагогов начальной школы.
3. Опытно-экспериментальная деятельность по реализации программы музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выявлен потенциал музыкальной подготовки в педвузе для профессионально-педагогического становления будущего учителя начальной школы, который заключается в освоении и создании студентами опыта педагогического взаимодействия в «пространстве» музыки; раскрыта сущность и операционализировано понятие «педагогическое взаимодействие учителя и учащихся в «пространстве» музыки», позволяющее раскрыть пути и способы реализации потенциала музыкальной подготовки в образовательном процессе педвуза; определены педагогические условия организации музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы, способствующие развитию их профессионально-педагогической направленности и обогащению опыта педагогического взаимодействия на основе музыки.
Практическая значимость исследования определяется: раскрытием и апробацией в деятельности педвуза механизмов развития профессионально-педагогической направленности студентов в процессе музыкальной подготовки; разработкой и апробацией в работе со студентами и в условиях школы различных видов педагогического взаимодействия на основе музыки.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» в педвузах и педколледжах с целью усиления профессионально- педагогической направленности обучения будущих педагогов начальной школы.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных методологических позиций; комплексным подходом к изучению предмета исследования; использованием методов, адекватных его задачам; апробацией основных положений исследования в педагогической деятельности вуза.
База исследования: Вятский Государственный Гуманитарный Университет, Кировский педколледж, педколледжи гг.Советска, Орлова (Кировская обл.).
Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: на международном российско - польском семинаре «Андрагог в открытом обществе» (СПб - Иркутск. - 2000г.); на научно-практической конференции «Проблемы вузовской и школьной педагогики» (Глазов.-2001г.); «Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании» (СПб.- 2001г.); «Проблемы воспитания и социально -педагогической работы» (Глазов.- 2002г.); «Личность: образование, воспитание, развитие» (Ульяновск.- 2002г.); «Развитие творческих и коммуникативных способностей личности» (Самара.- 2002г.).
Профессиональные смыслы музыкальной подготовки в процессе становления педагога начальной школы
Понятие «профессиональное становление» личности достаточно широко исследовано в педагогической теории и практике (С.Г.Вершловский, Е.И.Головаха, Л.Н.Лесохина, Г.С.Никифоров, С.Б.Елканов, Е.АКлимов, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.).
Существуют различные подходы к определению данного понятия. «Профессиональное становление» рассматривают как:
- одно из средств целостного развития личности, часть общего становления человека в процессе всего жизненного пути (А.Р.Фонарев);
- процесс социального становления, связанный с формированием общей и профессиональной культуры (А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.В.Бондаревская, Е.Ю.Захарченко, Р.Кричевский и др.);
- последовательность ступеней и стадий профессионального развития (О.А.Абдуллина, С.Г.Вершловский, И.А.Колесникова, Е.А.Климов, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и др.);
- процесс становления личности, связанный с профессиональным самоопределением (Е.М.Борисова, Е.И.Головаха, Л.Н.Лесохина, Г.С.Никифоров, П.Г.Щедровицкий);
- формирование профессионально-значимых качеств (В.А.Бордовский, Л.М.Митина, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, А.А.Орлов, В.М.Логинов, М.И.Лукьянова и др.);
- формирование профессионального самосознания и саморефлексии (Г.В.Акопов, В.А.Бодров, Ю.В.Громыко, Е.И.Исаев, Е.А.Климов, С.Г.Косарецкий, Л.М.Митина, Д.В.Ронзин, В.И.Слободчиков, Г.С.Сухобская и др.);
- процесс, связанный с развитием профессиональной компетентности (В.А.Адольф, Т.Г.Браже, Н.Н.Лобанова, М.И.Лукьянова, А.Е.Марон и др.).
Понятие «профессиональное становление» не нашло еще окончательного определения, несмотря на его широкое применение, и в целом понимается как процесс развития устойчивого позитивного отношения личности к профессии и приобретения необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков.
Системообразующим фактором профессионального становления выступает система жизненных ориентации личности как целостная система ее ценностных ориентации, профессиональных установок, взглядов и интересов (обретение личностного опыта культурной идентификации; осуществление осознанного выбора профессии и образа жизни; осмысление образования как жизненной ценности и механизма любой деятельности, формирование готовности к диалогу с человеком и окружающим миром, стремление передавать социальный опыт молодому поколению, влиять на развитие личности и др.).
Профессиональное становление работника гуманитарной сферы, в том числе и учителя, есть в первую очередь формирование его как личности, индивидуальности и лишь затем как умелого специалиста с активной позицией, владеющего необходимыми знаниями в данной области деятельности (С.Г.Вершловский, Л.Н.Лесохина). От того, каков характер профессиональных и личностных установок и качеств учителя, во многом зависит эффективность его деятельности, связанной с образованием и развитием личности учащихся. Именно поэтому особое значение приобретают культура, эрудиция, развитое профессиональное самосознание педагога, без которых невозможно решение насущных вопросов обучения и воспитания человека (Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, А.Н.Леонтьев, Л.Н.Лесохина, М.И.Лукьянова, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.А.Орлов и др.).
Самоопределившаяся в профессиональном отношении личность - это субъект, осознавший, что он хочет, что он может, чего от него хочет и ждет общество (А.К.Алексеева).
Профессиональное самоопределение личности влияет на всю дальнейшую жизнь человека, поскольку оно связано с выбором жизненных смыслов и жизненных перспектив личности. Профессиональное, как и жизненное, самоопределение связано с системой ценностных ориентации и формированием целостных установок личности, ее позициями по отношению к труду, к другим людям, к обществу в целом. Иными словами, процесс профессионального самоопределения важно рассматривать в контексте жизненного самоопределения человека. Эта взаимозависимость обуславливает значимость профессионального самоопределения для человека любой профессии, для специалистов любого профиля. Оно осуществляется в момент выбора профессии и первоначального обучения специальности, в частности, в вузе. Именно этот этап профессионального самоопределения мы рассматриваем как один из важных периодов профессионального становления.
В педагогической литературе, посвященной проблемам подготовки учителя, традиционно выделяют и анализируют три основные стадии профессионального становления: допрофессиональную, стадию профессионального обучения и стадию самостоятельной профессиональной деятельности (О.А.Абдуллина, Н.А.Беляев, В.А.Бодров, С.Г.Вершловский, В.С.Ильин, В.А.Кан-Калик, И.А.Колесникова, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, Г.П.Щедровицкий и др.).
Профессионально-педагогическая ориентация музыкальной подготовки будущего учителя начальной школы
Возможности музыкальной подготовки, ее потенциал, который способствует формированию педагогических установок, педагогической позиции и дает новые смыслы профессии, определяется в данном исследовании как потенциал педагогический.
Педагогический потенциал музыкальной подготовки будущего педагога начальной школы видится нам в возможности формирования его индивидуальной педагогической позиции и мастерства, в художественном обогащении личности будущего учителя и в расширении диапазона осваиваемых им педагогических средств, способов взаимоотношения с учащимися. Музыкальная подготовка может существенно обогатить и придать особую окраску формирующемуся в вузе профессионально-личностному, педагогическому опыту студента. Это возможно в том случае, если в этот опыт органично вписывается опыт педагогического взаимодействия с детьми в «пространстве» музыки.
«Педагогическое взаимодействие в пространстве музыки» - это взаимодействие учителя и учащихся на фоне музыки, на основе музыки, с помощью музыки, направленное на решение актуальных педагогических и психологических проблем младших школьников.
Категория «взаимодействие» является основной категорией гуманистической образовательной парадигмы и рассматривается как общение равноправных участников (А.А.Бодалев, С.Н.Батракова, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, В.В.Горшкова, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Е.А.Трифонова и др.). Речь идет, прежде всего, о нравственном равенстве как гуманистической ориентации педагога, в которой уважительное отношение к личности ребенка, вера в его силы способствуют формированию положительной самооценки ученика, доверию его своим способностям.
Анализируя понятие «взаимодействие», мы обнаруживаем, что его английский аналог interaction означает взаимодействие, воздействие друг на друга, взаимную игру, то есть непосредственную межличностную коммуникацию, важной особенностью которой является способность человека «принимать роль другого», представлять как его воспринимает партнер по общению и конструировать свои действия. Участвующие во взаимодействии лица своим внешним обликом и поведением оказывают влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга (25).
Развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в результате общения и совместной деятельности (В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин). Поэтому в обсуждаемом нами аспекте важна такая содержательная направленность общения, которая ориентирована на формирование личности, выявление и развитие ее индивидуального своеобразия.
В этой связи, искусство, игра, все формы преображения личности в культуре представляют большой интерес и используются при разработке педагогического общения, в КОТОРОМ учащийся оказывается сопричастным наиболее важным человеческим проблемам. Это способствует становлению внутреннего мира ребенка, дает импульсы для его саморазвития (С.Н.Батракова).
Взаимодействие учителя и учащихся, организованное с помощью музыки - совместное слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, движение и др. - затрагивает эмоционально-чувственную сферу школьников, оказывает влияние на развитие их нравственных качеств, психических процессов.
Для педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки характерно совместное переживание и оценка, поскольку в диаде «учитель-ученик» взаимодействие через и с помощью музыки основывается на многочисленных «со» - сопереживание, соучастие, сострадание, созидание (229). Для педагогического взаимодействия учителя и учащихся в «пространстве» музыки характерно как совместное переживание и оценка, так и созидание. Эмоциональное, непосредственное взаимодействие педагога и младших школьников через музыку помогает учителю сблизиться с детьми, лучше понять их, дает возможность педагогу увидеть многие процессы более глубоко, а главное - «вооружает» его еще одним средством развития детей, дает учителю возможность решать важные педагогические задачи с помощью музыки, что расширяет и обогащает его методическое поле.
Таким образом, взаимодействие с помощью музыки в школе выступает как посредник между музыкой и человеком, как механизм, благодаря которому возможно решение различных личностных и учебных проблем детей. Следовательно, педагогическое взаимодействие в пространстве музыки - это взаимодействие учителя и учащихся на основе музыки с целью решения различных проблем младших школьников.
Специально организованное педагогическое взаимодействие с помощью музыки может способствовать нравственно-эстетическому, интеллектуальному развитию детей, их творческому самовыражению, а также решению задач, связанных с психическим развитием и коррекцией поведения младших школьников.
Прежде всего, речь идет о возможности нравственного развития учащихся с помощью музыки. Возможности педагогического взаимодействия учителя и учащихся на основе музыки для содействия этим процессам заключены уже в самой музыке, которая всегда считалась одним из сильнейших средств воспитания человека (А.Ф.Лосев, В.В.Медушевский, М.С.Каган, А.Н.Сохор, Д.Б.Кабалевский, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.).
Сама идея о смысле и назначении музыки, её роли в жизни людей, в воспитании личности давно занимала мыслителей прошлого. Уже древние греки видели, что музыка может изменять настроение человека, перестраивать его внутреннее состояние. Платон и Аристотель считали музыку высшим воплощением нравственных состояний человеческого духа (132). Величайшее завоевание культуры Древней Греции - учение о связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, о влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности: «Тонкая грань, существующая между нашим «я» и внешним миром, легко нарушается, и ее равновесие поддерживает музыка. Она снимает боль, формирует нрав и характер в соответствии с идеалами эпохи» (там же, с.79).
Изучение опыта педагогического взаимодействия учителя и учащихся с помощью музыки в практике современного образования (контент анализ научной периодики)
Опыт педагогического взаимодействия в пространстве музыки многогранен, он включает в себя, как упоминалось, опыт поведенческий, эмоциональный и опыт когнитивный. Поэтому содержание курса нацелено, прежде всего, на то, чтобы дать студентам широкую информацию о возможностях музыки влиять на человека, на различные стороны его жизнедеятельности - психику, физиологию, эмоциональную сферу. Знакомство студентов в содержании курса с возможностями влияния музыки на человека вообще, на развитие личности педагога, в частности, ориентирует студентов на осмысление роли музыки в собственной жизни и на осмысление возможностей ее использования в работе с детьми. В то же время для студентов важно понять, какая реально практика сейчас используется.
Усиление профессиональной ориентации музыкальной подготовки учителя начальной школы предполагает актуализацию современного знания в этой сфере и требует обращения к содержанию, формам и методам соответствующей деятельности в практике образования. С этих позиций особое значение имеет обращение к содержанию текстов периодических изданий, материалов конференций и сборников научных статей, посвященных вопросам воспитания младших школьников и подготовки педагогических кадров. Работа по анализу текстов - поиск примеров, реального опыта педагогического взаимодействия учителя с детьми на основе музыки в практике учителей начальных классов, педагогов музыкальных дисциплин, учителей музыки и др. преследовала две исследовательские задачи: с одной стороны, мы сами анализировали ситуацию для понимания проекции данного опыта в работу со студентами, а с другой стороны - привлекая студентов к анализу текстов, давали им возможность самостоятельно познакомиться с опытом педагогического взаимодействия с помощью музыки (на когнитивном уровне), что позволило существенно расширить границы теоретического профессионального опыта будущих учителей. В основу данного фрагмента исследования был положен метод контент-анализа научной и практико-ориентированной педагогической прессы.
Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой (В.А.Ядов). Сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как представлены в информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Например, понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; темы, представленные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.д.; целостное общественное или педагогическое событие, официальные документы, случай и т.д.
Данное исследование интересовали научно-педагогические и практико-ориентированные тексты, отражающие особенности музыкальной подготовки учителей начальных классов. Это тексты периодических изданий - журналов: «Искусство в школе» («Музыка в школе»), «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Народное образование», «Педагогика», и содержание материалов соответствующих научных и научно-практических конференций, сборников научных трудов, посвященных актуальным проблемам гуманизации образования, подготовки педагогических кадров и воспитания младших школьников.
Данные периодические издания выбраны нами не случайно. Они являются наиболее популярными среди учителей начальной школы, здесь освещаются основные вопросы воспитания и развития младших школьников. В этих журналах учителя находят ответы на многочисленные вопросы, возникающие ежедневно в профессиональной деятельности педагога начальной школы.
Изучение практического опыта педагогического взаимодействия с детьми на основе музыки методом контент-анализа осуществлялось (под руководством автора исследования) в несколько этапов в течение четырех лет (1999-2002гг.) совместно со студентами факультета начального образования Вятского Государственного Гуманитарного университета (128 человек) и студентами Кировского педагогического колледжа (60 человек).
Студенты определяли общее число публикаций, посвященных вопросам музыкального воспитания в начальной школе и анализировали их с точки зрения обоснованности использования различных видов педагогического взаимодействия с младшими школьниками на основе музыки и их эффектов. В итоге были проанализированы:
1. Содержание текстов периодических изданий:
а) 136 журналов «Начальная школа» за период с 1990 - 2002 г.;
б) 68 журналов «Искусство в школе» («Музыка в школе») за пери од
с 1990-2002 г.;
в) 112 журналов «Воспитание школьников» за период с 1990 - 2002 гг.;
г) 100 журналов «Народное образование» за период с 1990 - 2002 г.;
д) 120 журналов «Педагогика» за период с 1990 - 2002 год.
2. Содержание текстов материалов конференций:
а) Всероссийских и Международных научных и научно практических конференций и семинаров по проблемам образования - 55 сборников за период с 1996 - 2001 год;
б) по проблемам музыкального образования и музыкальной подготовки будущих педагогов начальной школы - 18 сборников за период с 1997 - 2000 год. 3. Содержание текстов сборников научных трудов - 28 сборников за период с 1997 - 2001 год.
Весь материал рассматривался нами, во-первых, с позиций -насколько актуальной для учителя начальной школы является проблема взаимосвязи музыки и развития ребенка. Во-вторых, важно было изучить содержание реального конкретного практического опыта на вербальном уровне. В-третьих, практический опыт анализировался в соответствии с выделенными нами видами педагогического взаимодействия учителя и учащихся в пространстве музыки.
Иными словами, в поле зрения были вопросы взаимосвязи музыки и школы, музыкальной подготовки будущих учителей начальной школы, реальный практический опыт использования учителями в своей профессиональной деятельности различных видов педагогического взаимодействия с помощью музыки.