Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КОНЦА XX ВЕКА 17
1.1. Освоение инструментальной музыки как философская проблема в системе познания 17
1.2. Отечественная инструментальная музыка конца XX века как предмет изучения в музыкальном колледже 29
1.3. Музыкально-теоретическая подготовка студентов в средних специальных учебных заведениях 45
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КОНЦА XX ВЕКА СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ 74
2.1. Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования 74
2.2. Методика освоения инструментальной музыки конца XX века 92
2.3. Освоение курса «Инструментальная музыка конца XX века в России» в процессе профессиональной подготовки студентов музыкальных колледжей ИЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160
БИБЛИОГРАФИЯ 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 192
- Освоение инструментальной музыки как философская проблема в системе познания
- Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования
- Методика освоения инструментальной музыки конца XX века
Введение к работе
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного
престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Значение общественной нравственности и культуры было подчеркнуто в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года как основы развития цивилизованных рыночных отношений.
В решении проблем духовно-нравственного воспитания общества, формирования целостной, всесторонне развитой творческой личности особое внимание уделяется художественному воспитанию подрастающего поколения.
На коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «О перспективе развития системы художественного образования в Российской Федерации» от 16 мая 2005 года было отмечено значение этого процесса как универсального и неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды, средств массовой информации.
Формирование музыкальных вкусов современной молодежи, интереса к отечественной культуре и искусству является приоритетной задачей художественного образования. В сложившейся социокультурной ситуации влияние «эстрадно-прикладной» культуры привело к тому, что музыкальные пристрастия молодого поколения лежат в основном в плоскости эстрады, а интерес к серьезной классической музыке проявляется все меньше и меньше.
В целях обеспечения современного качества образования особое значение приобретает развитие интересов молодежи в области серьезной современной музыки. Именно освоение художественно ценных произведений отечественных композиторов-классиков конца XX века, с характерным расширением образной сферы, обновлением тематизма, эмансипацией всех сторон музыкального языка, электронной и киномузьткой
4 является важной задачей отечественного художественного образования.
Повышение уровня художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения является главной задачей средних специальных учебных заведений. Музыкальные колледжи, как одна из разновидностей данной системы, осуществляют профессиональную подготовку специалистов в сфере культуры и искусства, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые информационные технологии, воспитывая у обучающихся духовность и нравственность.
Состояние содержания образовательных программ колледжей, затрагивающих в той или иной мере проблему музыкально-теоретической подготовки студентов, выявляет недостаточное внимание к творческому наследию композиторов конца XX века. Изучение музыки данного периода остается, как правило, предметом часто хаотичного и фрагментарного самообразования студентов.
В целях соответствия современному уровню знаний необходимо обратить особое внимание в содержании музыкального образования на творчество ярких представителей конца XX века - С. Губайдулиной, Э. Денисова, С. Слонимского, Б. Тищенко, А. Шнитке, Р. Щедрина и других, как значимый этап в истории отечественной музыкальной культуры, без освоения музыки которых специалист не может считаться хорошо подготовленным и образованным. Разработка новых курсов, отражающих полноценный и адекватный современным требованиям объем воспроизведения исторического феномена музыки конца XX века, приобретает важное, актуальное значение.
Профессиональная подготовка высококвалифицированного
специалиста, освоившего все многообразие отечественной музыкальной культуры - приоритетная задача учебных заведений в сфере культуры и искусства. В то же время проблема процесса освоения музыкального наследия периода конца XX века требует педагогической регуляции быстрой
5 освоенности материала, на основе разработки конкретной методики,
определившей актуальность проблемы, что и обусловило выбор темы нашего
исследования «Освоение инструментальной музыки конца XX века
студентами средних профессиональных образовательных учреждений».
Степень разработанности проблемы
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о возросшем интересе к проблеме специфики подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Значению культуры и ее исторического развития посвящены работы НА Бердяева, Д.С. Лихачева, B.C. Соловьева, П.А, Флоренского. Глубинные культурологические процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития нашли свое отражение в трудах А.И, Арнольдова, А,А. Аронова, ЕЛ. Александровой, Л.П. Буевой, ИМ. Быховской, П.С. Гуревича, Л.С. Зориловой.
Общетеоретические и методологические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского» А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.П. Зинченко и др., требования к личностным качествам - в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
Проблемам общей и профессиональной деятельности педагога посвящены труды Ю.П Азарова, В.А. Сластенина, AT. Казаковой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова. Оптимизация образовательной деятельности, понимание обучения в контексте задач единого технологического процесса раскрыты в работах АЛ. Айзенберга, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н, Скаткина, Н.В, Кузьминой, А,К. Марковой, ЛЛ1. Митиной.
В своем исследовании мы опирались на теоретические и методические идеи педагогов - музыкантов Б.В. Асафьева, О.А, Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, ВЛС Белобородовой, Н.Л, Гродзенской, Д.Б. Кабалевского.
Вопросы общей музыкальной культуры в контексте
профессиональной подготовки специалистов рассматриваются в работах Э,Б. Абдуллина, НЛС Баклановой, Т.И. Баклановой, В.И. Закутского, Е.И. Максимова, А.И. Щербаковой.
Большое влияние на наше исследование оказали работы, посвященные профессиональной компетенции студентов - НА. Дощечко, В.Е, Елисеевой, Л.С. Жарковой, М.Т. Картавцевой, Н.В, Кротовой, 3,П. Морозовой, Г.Н. Падалки, В.А. Сластёнина, Ю.А. Стрельцова, Г.М. Цыпина, В.М. Чижикова,
Существенную роль сыграли научные труды в области психологии, музыкальной психологии и музыкознания - А.Н. Леонтьева, В.В. Медушевского, Е.В. Н&зайкинского, В.И. Пегрушина, АЛ. Сохора, ПС. Тарасова, К.В, Тарасовой, Б.М. Теплова, которые определили методологическую составляющую педагогического процесса музыкального воспитания. Исследования но проблемам педагогики музыкального образования и искусства поднимались в работах Э.Б, Абдуллина, Т.И. Баклановой, В .П. Бобровского, Н.А, Ветлугиной, В.А. Волобуева, КС. Гуляницкой, Н.И. Ефимовой, Л.С, Зориловой, Е.Р. Ильиной, В,Д. Конен, В.Г, Кузнецова, JLA. Мазеля, JLC Майковской, А.В. Малинковской, Е.В. Николаевой, Л.А. Рапацкой, Т.П. Сергеевой, С.С. Скребкова, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, Б.М. Целковникова, В.СЛДеиовой, Г,М, Цыпина, Л.В. Школяр, А.И. Щербаковой.
Автор опирается на теоретические, методические, прикладные идеи исследователей, педагогов, деятелей музыкального вида искусств - Э.Б, Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, А.В. Малиновской, И.А. Мусина, Г.Г. Нсйгауза, В.Г. Ражникова, П,А. Чсрватюка, Л.В. Шаминой,
Освоение современной музыки в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений рассматривалось в диссертационных исследованиях АЛ. Алексеевой, Э,И, Бальчитиса, В.В. Гетьмана, Е.Ю. Глазыриной, И.А. Знаменской, О, С. Ивановской, Э.В. Козловой, М.Л, Корсунской, Л.Д. Мамедовой, Е.В. Николаевой, Э.И. Плотицы, В.Ф.
7 Судакова, A.PL Щербаковой,
С учетом вышеизложенного были сформулированы объект, предмет,
цель и задачи исследования.
Объект исследования - музыкальное образование студентов средних
профессиональных образовательных учреждений.
Предмет исследования - процесс освоения отечественной инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей.
Цель исследования - обоснование теоретико-методических основ освоения студентами инструментальной музыки конца XX века и разработка экспериментальной методики.
Задачи исследования:
уточнить особенности освоения инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений;
определить условия эффективности подготовки будущих специалистов-музыкантов в освоении отечественной музыки конца XX века;
обосновать критерии эффективности освоения инструментальной музыки конца XX века;
разработать и апробировать экспериментальную методику освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей;
дать сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что освоение инструментальной музыки конца XX века в музыкальных колледжах будет значительно эффективнее, если:
выявлены оптимальные педагогические условия освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных
колледжей, основывающиеся на совокупности процессов коммуникации,
освоения, освоенности и дидактических принципах;
организован процесс освоения инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений с учетом интеграции компьютерного моделирования, программированного обучения, проблемных ситуаций, педагогической структуризации и игровых методов (мультимедийный арт-проект «Music Puzzle»);
разработана методика освоения инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений, основанная на развитии музыковедческой грамотности и эмоционально-семантического компонента в музыкально-теоретической подготовке.
Методологической основой исследования явились философские положения теории познания Т. Гоббса, Ф. Бэкона, Д. Локка, Э. Конильяка, И. Канта, Л, Фейербаха; общения как направления познания М.Т. Андргошенко, ЛЛ. Буевой, Е. С. Жарикова, МС. Кагана, П. В. Коппииа, А,А. Леонтьева, Г.П. Предвечного; научные установки и творческие идеи, предъявляемые к современному теоретическому музыкознанию в работах В.В. Протопопова, СС. Скребкова, AIL Сохора, Ю.Н. Холопова, В Л. Холоповой; интонационная теория Б.В. Асафьева и ее развитие в трудах В,В. Медушевского и Е- Ручьевской; общие принципы художественного воздействия музыки Л.А, Мазеля; требования психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева; творческое наследие композиторов С. А. Губайдулиной, Э*В. Денисова, Н. Н, Каретникова, А. Пярта, Г.В. Свиридова, В. В. Сильвестрова, С- М, Слонимского, А. Тертеряна, Б. И. Тищенко, АХ* Шнитке, Р. К- Щедрина.
Теоретической основой исследования явились труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: В.И. Андреева, СИ. Архангельского, Т.И. Баклановой, А.А. Вербицкого, Г.И. Железовской, Н,В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.
Психологический аспект диссертации основывается на работах А.Н,
Леонтьева, К.В. Тарасовой и др., а музыкально-психологическая и педагогическая платформы — трудах Э.Б, Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.Р. Ильиной, Л.С. Майковской, А.В, Малинковской, В.В. Медушевского, Е.В, Николаевой, Б.М. Целковникова, Г.М. Цышша, Л.В. Школяр, AM.
Щербаковой и др. Особое значение для разработки теоретико-методических основ исследования имели труды Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, В.В, Бахтина, ДБ. Кабалевского, Т.С, Комаровой, АЛ. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Л.А. Рапацкой, К,С. Тарасовой, Н.А. Терентьевой, Т.А. Шипилкиной, Б.П. Юсова.
Источииковой базой работы явились нормативно-правовые документы об образовании государственных и правительственных органов Российской Федерации; положения Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга:
анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой научной литературы, нормативно-правовых документов по среднему профессиональному образованию, раскрывающих различные аспекты творческого развития личности;
обобщение передового педагогического опыта, изучение учебно-методической документации, учебных планов, программ и учебно-методических пособий;
- анкетирование, беседа, тестирование, интервьюирование, опрос,
наблюдение;
- экспериментальная работа;
- моделирование конкретных ситуаций.
Научная новизна исследования:
1. Уточнены особенности освоения инструментальной музыки конца XX
10 века, опирающиеся на специфику процессов коммуникации освоения,
освоенности и совокупность дидактических принципов, способствующих
осуществлению образовательной деятельности;
Определены условия, обеспечивающие эффективность освоения инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений, которые представляют единство компьютерного моделирования, программированного обучения, проблемных ситуаций, педагогической структуризации, игрового метода -мультимедийного арт-проекта «Music Puzzle»;
Обоснованы критерии эффективности освоения инструментальной музыки конца XX века, включающие музыковедческую грамотность (уровень знаний о сущности и структуре отечественной музыки конца XX века; интерес к процессу познания и анализа музыки этого периода; потребность в получении знаний, развития умений и навыков, необходимых для освоения содержания этой музыки) и эмоционально-семантический компонент (наличие умений и навыков слушательского анализа: устойчивые интонационно-ритмические, гармонические, формообразующие, стилистические представления об отечественной музыке конца XX века);
Обоснована и экспериментально апробирована методика освоения инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений, основанная на взаимодействии инновационных методов, способствующих воспитанию мобильности специалиста и общей его интеллектуализации в современных условиях, и расширении содержания образования включением авторского курса «Инструментальная музыка конца XX века в России», углубляющего знания в области отечественной музыкальной культуры.
Теоретическая значимость исследования
Уточнен и дополнен понятийно-категориальный аппарат,
раскрывающий специфику процесса освоения инструментальной музыки
конца XX века в профессиональной подготовке студентов музыкальных
колледжей. Конкретизированы теоретические основы и определены условия
музыкально-теоретической подготовки студентов, способствующие
углублению знаний в области новых систем организации звукового
материала, средств музыкальной выразительности, стилистических и
жанровых особенностей, индивидуальности художественного мира
композиторов, развитию комплекса умений и навыков, необходимых для
эффективного освоения нового музыкального материала. Предложена
экспериментальная методика, основывающаяся на совокупности учета
специфики музыки этого периода, принципах дидактики (научности,
систематичности, сознательности, активности, наглядности, доступности,
прочности знаний), применяемых на определенных этапах процесса
освоения. Разработан авторский курс «Инструментальная музыка конца XX
века в России» для музыкальных колледжей, содержание которого
направлено на формирование научнот мировоззрения студентов, развитие
умения критически воспринимать художественно-музыкальные явления как
прошлых эпох, так и современности- Выявлены показатели освоения
инструментальной музыки конца XX века студентами средних
профессиональных образовательных учреждений: музыковедческая
грамотность и эмоционально-семантический компонент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть широко использованы в учебном процессе средних профессиональных образовательных учреждений при проведении практических занятий но музыкально-теоретическим дисциплинам и составлении учебных пособий.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей, Московского областного
12 колледжа искусств, использованы в профессиональной подготовке
педагогов-музыкантов Новомосковского музыкального училища, взяты за
основу педагогами Воронежской, Курской и Московской областей.
Предложенная экспериментальная методика освоения
инструментальной музыки конца XX века, способствующая совершенствованию профессиональной подготовки специалиста-музыканта, проведенный исторический анализ отечественной музыки конца XX века и творчества ярких представителей этого периода, авторский курс «Инструментальная музыка конца XX века в России» могут быть использованы в педагогической работе образовательных учреждений музыкально-педагогического профиля различного типа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
обоснованной исходной методологической базой; применением в
исследовательской работе многообразных научно-педагогических
источников; связью теоретических положений с образовательной практикой;
комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам
исследования, применением комплекса методов согласно объекту' и
предмету исследования, его задачам, логикой исследования, значимостью
экспериментальных данных, продолжительностью проведения
педагогического эксперимента; педагогическим экспериментом, позволившим получить репрезентативные результаты в освоении инструментальной музыки конца XX века студентами средних профессиональных образовательных учреждений.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2007 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе исследования (1998 - 2002 гг.) изучалась философско-эстетическая, педагогическая, искусствоведческая, научно-методическая литература, учебно-методические пособия и документы по проблеме исследования, литература по проблемам психологии и методики восприятия инструментальной музыки, в том числе особенностей звуковой
13 среды и музыкального освоения с целью выработки методических приемов,
позволяющих максимально оптимизировать применяемую авторскую
методику, экспериментальный процесс обучения. Разрабатывались
программа и методика исследования. Были изучены материалы,
позволяющие определить, обосновать актуальность рассматриваемой
проблемы, формировались цель и задачи, гипотеза, предмет и объект
исследования, понятийный аппарат.
Были проанализированы Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, действующие федеральные программы по предмету «Музыкальная литература», учебники, учебные пособия, методические разработки, научные труды, очерки, статьи в области современного музыкознания, учебные планы и программы по курсу «Музыкальная литература» в средних специальных образовательных учреждениях.
В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; проводился социологический опрос студентов средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской, Курской, Московской, Тульской областей (более 350 человек). На этом этапе исследования создавался экспериментальный курс «Инструментальная музыка конца XX века в России».
Второй этап (2002 - 2004 гг.) носил поисково-экспериментальный характер.
Диагностировался исходный уровень музыкально-теоретической подготовки студентов в области знаний отечественной музыки конца XX века; осуществлялась экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса в учебно-воспитательный процесс Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей, проверка выдвинутой гипотезы, целесообразность применяемых методов освоения, отслеживались результаты.
14 Основу экспериментальной работы составил педагогический
формирующий эксперимент, который представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной проблеме. Цель эксперимента состояла в подтверждении разработанной методики, необходимой для освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей в процессе музыкально-теоретической подготовки.
В педагогическом эксперименте участвовали студенты 3-х курсов (48
человек) и 4-х курсов (52 человека) по специальностям «Инструментальное
исполнительство» и «Теория музыки» Воронежского музыкального колледжа
имени Ростроповичей, в ходе которого осуществлялась проверка
экспериментальной методики, отличие и новизна которой состоит в
использовании интеграции компьютерного моделирования,
программированного обучения, проблемных ситуаций, педагогической структуризации, игрового метода (мультимедийный арт-проект «Music Puzzle») и авторского курса «Инсгрументальная музыка конца XX века в России», Исследование показало, что профессиональная подготовка студентов музыкальных колледжей должна быть ориентирована на расширение получаемых студентами знаний в области отечественной инструментальной музыки конца XX века, на развитие аналитических способностей, музыкальной памяти, логики музыкального мышления (в связи с различными гармоническими стилями и техникой письма, находящими свое преломление в разножанровых и разнофактурных произведениях) и закреплении необходимых умений в процессе теоретических и практических занятий.
Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление целесообразности применяемых экспериментальной методики и авторского курса на современном этапе в средних профессиональных образовательных учреждениях.
15 На третьем, завершающем этапе (2004-2007 гг.) был
систематизирован материал, полученный в ходе формирующего
эксперимента, осуществлено обобщение полученных данных
экспериментальной работы, подготовлены научные публикации по
исследуемой проблеме, сформулированы выводы исследования и
разработаны научно-методические рекомендации по их внедрению.
Апробация результатов исследования осуществлялась: на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств, лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в выступлениях и докладах на конференциях, посвященных проблемам современной музыки: Международной конференции «Д,Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (2004 г.). межвузовской научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский и современность: проблемы и перспективы музыкального образования» (2005 г.), «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (2005 г.); в ходе собственной практической деятельности в качестве преподавателя цикла музы кал ьно-теоретических дисциплин; в публикациях.
Базой исследования стали Воронежский музыкальный колледж имени Ростроиовичей, Воронежский музыкально-педагогический колледж, Московский областной колледж искусств, Новомосковское музыкальное училище.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности освоения инструментальной музыки конца XX века
предполагают единство применения дидактических принципов обучения на
определенных этапах освоения: коммуникации (научность и
систематичность), освоения (сознательность, активность, наглядность и
доступность), освоенности (прочность).
2. Эффективным условием освоения студентами отечественной
инструментальной музыки конца XX века является интеграция
компьютерного моделирования, программированного обучения, проблемных ситуаций, педагогической структуризации и игрового метода мультимедийного арт-проекта «Music Puzzle»,
3. Критерии эффективности освоения инструментальной музыки конца
XX века - музыковедческая грамотность и эмоционально-семантический
компонент - позволяют определить уровень сформированное необходимых
знаний, умений и навыков, позволяющих студенту понимать и воспринимать
разные системы организации звукового материала музыки данного периода.
Методика освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей предполагает использование специально разработанной системы заданий, направленных на формирование значений, понятий, музыкальных смыслов, позволяющих адекватно воспринимать язык современной отечественной музыки, ориентироваться в музыкальной ткани, слышать все составляющие эту структуру конструктивные элементы с их многообразной интонационной взаимосвязью.
Спецкурс «Инструментальная музыка конца XX века в России», сконцентрированный на освоении отечественной музыки данного периода, способствует активизации целостного и дифференцированного анализа музыкальных произведений, позволяющего находить слуховые ориентиры, устанавливать интонационные и логические связи в новом музыкальном материале и выстраивать художественный образ.
Освоение инструментальной музыки как философская проблема в системе познания
В психолого-педагогической литературе термин «познание» трактуется как один из аспектов взаимодействия субъекта с объектом - «аспектов, в котором первый приобретает новые сведения о втором. При этом объект является частью существующей реальности, находящейся во взаимодействии с субъектом. Субъект, в свою очередь, составляет обобществленное человечество», - так характеризует познание ШЗ, Копнин в своей работе «Гносеологические и логические основы науки» (148, с.77-78).
В теоретическом и методологическом значении основных положений теории познания обмен информацией внутри субъекта квалифицировался как общение. В современной отечественной философии в работах Л.П. Буевой, А. А. Леонтьева, ГЛ. Предвечного был обозначен подход к общению как к совершаемому людьми обмену сведениями, в котором содержатся результаты отражения окружающего мира.
Специальное понятие - "освоение" было введено П. В- Копниным и Е.С. Жариковым для обозначения совершаемого людьми обмена сведениями. Под освоением ими подразумевалось получение отдельными индивидами того, что установлено другими. Основой такого получения служил «индивидуальный обмен информацией, коллективное обучение, самостоятельное узнавание чего-либо из книг и других источников» (101, с. 12-13).
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И, Даля понятие "освоение" определяется как превращение человеком полученного сообщения в свое и включение его в собственный обиход. Таким обиходом в данном случае служат ранее приобретенные сведения.
В.И. Даль отмечал» что освоение, с одной стороны, может выражать практические действия, направленные на материальные, вещественные явления; освоение целинных и залежных земель, нефтяных месторождений, производительных сил определенного региона и т.д., с другой, учитывая специфику поставленной проблемы, обладать сведениями, особенность которых заключается в духовности и творческом отношении.
Кроме того, понятие "освоение" близко понятию "усвоение", распространенному в педагогике. Как считают Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская, усвоение обозначает «феномен, относящийся к частному случаю познания, связанному с овладением обучаемыми конкретными знаниями, умениями, навыками» (51, с, 50 - 59). В определенной мере этот феномен близок к пониманию. Освоение же выступает в ином качестве, обозначая овладение реципиентом информацией как понимаемой, так и непонимаемой, как истинной, так и ложной и внедрение ее в свой информационный запас с возможностью последующего применения и свободного апеллирования данными сведениями.
Наиболее полно проблема освоения была раскрыта в работе М.Т. Андрюшенко «Познание и освоение», в которой автор выделил этапы и рассмотрел действия людей, совершаемые на каждом из них. Новаторским в работе М.Т. Андрюшенко стало рассмотрение освоения в единстве трех компонентов: коммуникации, непосредственно освоения и освоенности, как результата предыдущего. Так же автор выделил ступени твердости освоения, установил критерии адекватности и оптимальности, что позволило четче отразить ряд сторон познавательного процесса.
В системе познания освоение как процесс имеет несколько направлений — обыденное, научное и художественное. В данном исследовании рассматривается освоение инструментальной музыки конца XX века как одной из сфер художественного познания. Хотя художественное познание обращается к тому, что связано с человеческой жизнедеятельностью, тем не менее, характеризуется в этом отношении неповторимыми моментами. В отличие от обыденного познания оно не ограничивается поверхностными сторонами отражаемого, а стремится вглубь его. В отличие от научного - раздвигает границы того, что отображает, не только обращаясь к существующему, но н конструируя явления, которые могли бы существовать. Оно обеспечивает людей сведениями, находящими применение в широком временном диапазоне, затрагивая так называемые "вечные" проблемы. В них содержится определенный простор для человеческой фантазии, творчества. Неоспорим тот факт, что, прежде чем на основе некоторых сведений оказаться в определенном состоянии и предпринять соответствующие действия, человек должен эти сведения получить и освоить.
Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования
Целью проведения экспериментального исследования являлось создание методики освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей в процессе музыкально-теоретической подготовки будущего специалиста.
Поставленная цель преследовала реализацию следующих задач:
1. Определить состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике, выявить уронень музыкально-теоретической подготовки студентов.
2. Выявить условия освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей в процессе профессиональной подготовки.
3. Разработать и применить в учебном процессе методику освоения изучаемого материала, исследовательские процедуры для проведения экспериментальной работы на различных ее этапах.
А. Внедрить в учебный процесс экспериментальный курс «Инструментальная музыка конца XX века в России»,
5. Выявить эффективность и целесообразность использования разработанной методики освоения инструментальной музыки в ходе проведения экспериментальной работы со студентами музыкальных колледжей.
6. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Экспериментальное исследование, как уже отмечалось во введении, включало три этапа и проводилось в период с 1998 г. по 2007 г.
На первом этапе (L998 - 2002 гг.) изучалась философско-эстетическая, педагогическая, искусствоведческая, научно-методическая литература, учебно-методические пособия и документы по проблеме исследования, литература по проблемам психологии и методики восприятия инструментальной музыки, в том числе особенностей звуковой среды и музыкального освоения с целью выработки методических приемов, позволяющих максимально оптимизировать применяемую авторскую методику, экспериментальный процесс обучения. Разрабатывалась программа и методика исследования. Были изучены материалы, позволяющие определить, обосновать актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цель и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования, понятийный аппарат.
Были проанализированы Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, действующие федеральные программы по предмету «Музыкальная литература», учебники, учебные пособия, методические разработки, научные труды, очерки, статьи в области современного музыкознания, учебные планы и программы по курсу «Музыкальная литература» в средних специальных образовательных учреждениях,
В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; проводился социологический опрос студентов средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской, Курской, Московской, Тульской областей (более 350 человек). На этом этапе исследования создавался экспериментальный курс «Инструментальная музыка конца XX века в России»,
Второй этап (2002 - 2004 гг.) носил поисково-экспериментальный характер.
Диагностировался исходный уровень музыкально-теоретической подготовки студентов в области знаний отечественной музыки конца XX века; осуществлялась экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса в учебно-воспитательный процесс Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей, проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых методов освоения, отслеживались результаты. Основу экспериментальной работы составил педагогический формирующий эксперимент, который представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной проблеме. Цель эксперимента состояла в подтверждении разработанной методики, необходимой для освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей в процессе музыкально-теоретической подготовки.
Методика освоения инструментальной музыки конца XX века
Пополнение информационного запаса людей, т.е получение индивидуумами того, что установлено другими, есть процесс освоения, основой которого служит коллективное обучение, самостоятельное узнавание из книг и других источников н индивидуальный обмен информацией. Прежде чем па основе некоторых сведений оказаться в определенном состоянии и предпринять соответствующие действия, человек должен эти сведения получить и освоить, Процесс передачи - коммуникации выражается в том, что сведения отделяются коммуникатором от себя, но еще не означают принятия их индивидуумом. Последнее образует самостоятельный феномен, выступающий в виде освоенности и основанный на освоении.
Сложность процесса освоения студеніами музыкального материала конца XX века требует специальных педагогических воздействий, специальной методики. В каждом случае она определяется направлениями (музыкальными), а также его этапами, целью и имеет критерии объективности. Проблема системного освоения и восприятия отечественного музыкального искусства конца XX века, развитие интереса к нему, понимания и эмоционального отклика заслуживает особого внимания в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся в музыкальных колледжах.
Содержательные основы и структурно-логические связи методики освоения инструментальной музыки опираются на следующие положения;
- процесс освоения должен осуществляться с позиции целостного подхода, предусматривающего органичное сочетание теоретико-методической подготовки студентов к использованию форм, методов и педагогических условий, способствующих активизации и оптимизации педагогического процесса. Технологическая цепочка педагогической коммуникации должна выстраиваться в соответствии с целевыми установками;
- при изучении отечественной музыки должны учитываться специфика и особенности композиторского письма, стилистические особенности, вырабатываться устойчивые музыкально-слуховые (мелодика, гармония, полифония) и музыкально-ритмические представления;
- методика освоения инструментальной музыки конца XX века студентами музыкальных колледжей должна опираться на совокупность принципов дидактики, применяемых на определенных этапах процесса освоения: коммуникации, освоения и освоенности.
На этапе коммуникации наличие знаний преподавателя о последних исследованиях в области музыкознания с постоянным обновлением и расширением репертуара, особенно в области современной музыки, обеспечивает реализацию принципов научности и систематичности преподавания. Каждая задача должна решаться в соответствии с правилами дидактики, т.е. материал осваивается по пути от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от общего к частному (иногда наоборот), что в результате способствует достижению адекватности и оптимальности освоенности поступающих сведений.
На этапе освоения применение принципов сознательности и активности формирует у студента умение глубоко обобщать учебный материал, пользоваться полученными знаниями на практике, самостоятельность в выполнении того или иного задания. Особое внимание здесь уделяется развитию умений поиска необходимых сведений в условиях проблемной ситуации, которая в свою очередь заставляет анализировать и систематизировать полученную информацию. Такая интеллектуальная работа музыканта связана и со слуховыми представлениями.
Принципы наглядности и доступности способствуют более органичному обучению и позволяют студенту достаточно адекватно оценить содержание изучаемого материала. В данном случае необходимым условием является как определенная теоретическая и слуховая база студентов, так и
учет их возрастных и индивидуальных особенностей: способностей,
темперамента, характера.
Использование принципа прочности способствует обеспечению высокого результата освоенности благодаря следующим свойствам памяти; запоминания, узнавания и воспроизведения.
Оптимальный результат освоения музыки конца XX века может быть достигнут только в акцентировании внимания студентов на темы, разделы, музыкальные примеры, касающиеся изучения современной музыки. Для решения данной проблемы нами был разрабоган экспериментальный курс «Инструментальная музыка конца XX века в России», в содержании которого внимание студентов было сфокусировано на основных тенденциях музыкальной культуры этого периода.